СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Способы реализации воспитательного потенциала классного руководства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе выделены основные формы и методы в воспитательной деятельности классного руководителя.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Способы реализации воспитательного потенциала классного руководства"»

Тема моего доклада «Способы реализации воспитательного потенциала классного руководства»

В своем докладе мне бы хотелось выделить основные формы и методы в воспитательной деятельности классного руководителя, на примере нашей школы. А также в рамках новой воспитательной программы дать рекомендации по формам и видам деятельности, которые может педагог дополнительно использовать в своей работе.

Уникальность нашей школы состоит в том, что на классе работают два педагога, а значит, у нас в 2 раза больше возможностей влиять на личностное развитие ребенка. Большую часть школьного времени ребенок проводит именно в классе, и было бы неправильно не использовать этот факт в воспитательных целях. При этом важно помнить, что воспитание — это не просто хорошо проведенные классные часы или часы общения. В работе классного руководителя и воспитателя есть важные нюансы, которые нужно учитывать.

Главное - это создать условия для становления личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни

Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Воспитательный потенциал классного руководства реализуется в нашей школе в первую очередь через работу с классом.

Вместе с детьми педагоги принимают участие в общешкольных мероприятиях, оказывают необходимую помощь детям в их подготовке, проведении и анализе; Формированию классных коллективов способствуют в первую очередь

  • внутри классные коллективные творческие дела;

  • игры и тренинги на сплочение коллектива;

  • совместные традиционные праздники, например, «День рождения класса», «Посвящение в первоклассники»;

  • волонтерские акции;

Буквально 2-3 года назад актуальными были однодневные и многодневные экскурсии, организуемые школой и родителями, выезды за город на 2-3 недели с целью оздоровления без отрыва от процесса обучения. В нынешних условиях классные руководители и воспитатели готовы использовать, внедрять в свою работу новые формы с использованием информационной среды дистанционного обучения на платформах, где дети активно принимают участие в дистанционных олимпиадах и марафонах, квестах, соревнуются порой целыми классами, параллелями, на уровне школы и города.

Организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися позволяют с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и дать им возможность самореализоваться, а с другой, – установить доверительные отношения с одноклассниками.

Педагоги нашей школы проводят разнообразные классные часы, часы общения: тематические (для расширения кругозора), игровые (способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, школе, позволяющие решать спорные вопросы. Актуальными сегодня являются здоровосберегающие часы общения.

Новые рекомендации

В новой примерной программе воспитательной работы говорится о том, что часто классные часы проводятся после уроков, когда дети устали. К сожалению, очень часто классный час ничем не отличается от урока, а ведь он может стать событием для ребенка. Пусть маленьким, но событием. Ребенок должен уходить с классного часа с ожиданием, любопытством и мыслями, вроде таких: «А что будет на следующем классном часе?»

Соответственно, каждый должен быть если не участником, то активным зрителем или экспертом.

Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса в нашей школе проводится через

— наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни

— изучение личных дел обучающихся, собеседование с учителями – предметниками, медицинскими работниками школы;

— использование опросников;

— проведение индивидуальных и групповых диагностических бесед;

- выработка совместно с детьми законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения в классе, в школе, посредствам изучения устава школы, фиксированием в специальных журналах классного руководителя, папках по ТБ.

- проводится индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио.

В новой программе воспитательной работы рекомендуется не просто накапливать личностные достижения, но и в начале каждого года планировать их, а в конце года – вместе анализировать свои успехи и неудачи.

При необходимости педагоги школы проводят коррекцию поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями. У каждого педагога в классе есть журнал индивидуальной работы с классом, где фиксируются и отслеживаются периодически проблемные моменты или наоборот, что проблема решена. Фиксируются беседы с родителями: даты, цели визита, рекомендации.

Проводится работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в группе риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Положительным является то, что в этом направлении проводится систематическая работа, есть алгоритмы действий для педагогов

Классный руководитель выступает связующим звеном между классом и педагогами, работающими в нем. Идеально, когда наши взгляды по поводу целей воспитания и обучения совпадают.

Формы и виды нашей работы - это посещение учебных занятий, регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, мини педсоветы по проблемам класса, когда вырабатывается единая позиция по поводу воспитания. Такие встречи держат педагогов, родителей и детей в тонусе.

Рекомендация в НОВой программе:

  • Для оперативности использовать современные гаджеты посредством мессенджеров, чаты, позволяющие, оперативно доводить важную информацию до учителей предметников (создать чат).

  • Нам рекомендуют обратить внимание на стиль классного руководства. Многие педагоги предпочитают авторитарный стиль. Конечно, авторитарный стиль может избавить классного руководителя от многих проблем с дисциплиной. Однако работа классного руководителя должна строиться на демократических, доверительных принципах, где главным условием установления доверительных отношений между педагогом и его классом является уважение к личности ребенка. Классный руководитель, которому дети доверяют, многое может сделать для личностного развития ребенка.

Как же классному руководителю завоевать доверие своих учеников?

Вот несколько простых правил.

  • Будьте честны в отношении к своей работе, к детям и к коллегам. Дети чувствительны к фальши, поэтому доверие на ней не построишь.

  • Следует быть сдержаннее в своих публичных заявлениях. Классный руководитель бывает расстроен или даже зол из-за плохого поведения детей, жалоб на его класс, замечаний в его адрес со стороны руководства. В этом случае не стоит делать скоропалительных эмоциональных заявлений вроде «Мне придется вызвать родителей в школу» или «Больше я с вами ни на какую экскурсию не поеду». Потому что, если вы этого не сделаете (а чаще всего так и бывает), то дети будут знать, что ваши заявления – пустые слова.

  • Стоит быть в курсе того, чем живут ваши дети, какие у них интересы, какую музыку они слушают, в какие игры они играют. Работая в школе, учитель имеет дело с разными поколениями детей. В чем-то они абсолютно схожи, а в чем-то отличаются друг от друга. Конечно, личные интересы педагога могут быть весьма далеки от детских, но он должен понимать, с какими именно детьми он работает. Это поможет ему в понимании того, чем можно увлечь детей, как найти с ними «общий язык», из какой деятельности лучше извлечь воспитательный потенциал. Классный руководитель должен отстаивать интересы детей своего класса в конфликтных ситуациях. Это, разумеется, не означает реализацию принципа «мой ребенок всегда прав». Это означает, что в тех или иных конфликтах детей с ребятами из других классов, с учителями, с посторонними людьми, классный руководитель не должен оставлять детей наедине с возникшей у них проблемой. Ведь именно он владеет полной информацией о ребенке, о его семье, об учителях, которые преподают в классе. Ему легче быть объективным в решении таких конфликтов. Именно он должен проанализировать ситуацию, учесть мнение каждого участника конфликта и помочь детям найти из него выход

Также нам рекомендуется , например, в процессе создания проектов и внеурочной деятельности использовать различные ресурсы Интернета, которые позволяют, во-первых, найти необходимую информацию быстро, во-вторых, наладить общение участников проекта (через социальные сети, электронную почту, скайп и т.п.) для создания проектных команд, для планирования и отслеживания хода осуществления проекта. Это актуально и для организации другой внеурочной деятельности учащихся класса. (Кьюар QR-кодирование, активно используемое сегодня в музеях, в театрах, на выставках, может быть применимо и в работе классного руководителя с детьми.

Для ребят разработаны «живые» квесты – игровые задания, которые закодированы с

помощью (кьюар) QR-кода и предполагают использование личных мобильных устройств учащихся. Задания носят самый разнообразный характер. Например: разработать и

сделать макет, принять участие в диспуте с Google-опросом; создать маршрут пешеходной экскурсии по новостройкам родного города на английском языке; провести кулинарное шоу. Для выполнения этих и других заданий используются возможности различных гаджетов и компьютерных программ.

Классный руководитель может использовать в воспитательных целях и

создаваемый им вместе с детьми сайт класса или страничку класса в виртуальных

социальных сетях. Здесь могут быть представлены не только общие сведения о

классе, но и в режиме онлайн вестись обсуждения волнующих учеников проблем,

происходить общение классного руководителя с родителями школьников,

размещаться планы ближайших дел или отчеты об их проведении, создаваться

история класса, загружаться творческие работы классного руководителя, учащихся

или родителей, организовываться конкурсы, проводиться анкетирование детей и

родителей.

Общение в сетевых сообществах способствуют воспитанию у учащихся толерантности и критичности по отношению к чужому мнению, развитию навыков совместной виртуальной деятельности.

Правда, при этом не следует забывать и о проблемах, связанных с такими явлениями как троллинг (Распространение информации, вызывающей гнев или стыд), кибербуллинг (травля в сети), киберхарассмЕнт( травля детей в сети) Противостоять этим явлениям школьники часто не могут и не умеют в независимости от их возраста. Поэтому и классному руководителю, и родителям важно много внимания уделять безопасности использования информационных технологий и беседам об этом с детьми.

Подводя итог, заметим, что классный руководитель имеет дело с постоянно

развивающимися личностями своих детей. А потому он и сам должен постоянно

развиваться, работать над совершенствованием самого себя. Собственное развитие

стимулирует работу мысли и не дает педагогу находиться в стагнации.


Стагнация (лат. stagnatio — неподвижность, от stagnum — стоячая вода) — состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода времени.

Использование воспитательных традиций нашей школы и рекомендуемые новаторские подходы создадут в будущем неповторимую атмосферу нашей образовательной организации и позволят держать марку нашей школы и преумножать успехи в воспитании.

Спасибо за внимание