Тема: Техника безопасности в спортивном зале и на открытых спортивных площадках
Кнутас Валентина Ивановна,
преподаватель физической культуры
высшей квалификационной категории
План
Введение
Структура и содержание инструкций по технике безопасности.
Виды и порядок проведения инструктажей.
Организация и правила проведение инструктажа по технике безопасности.
Основные правила безопасности при проведении физкультурных занятий.
Техника безопасности в спортивном зале.
Техника безопасности при занятиях на открытых спортивных площадках.
Список литературы
Введение
Одним из определяющих факторов успешного функционирования ОУ является обеспечение безопасности учащихся и соответствующее снижение травматизма среди них. При этом особую актуальность приобретают вопросы организации работы по охране труда и профилактики травматизма обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.
Необходимо помнить, что занятия спортом сопряжены с определенными рисками, именно поэтому, чтобы избежать несчастного случая, нужно соблюдать определенные правила поведения в спортивном зале и на открытых спортивных площадках.
Во время занятия используют инструкции по ТБ, наглядные пособия (плакаты), вспомогательные технические средства (компьютерные программы, интерактивная доска, слайд-проекторы), презентации. Инструкции в каждом ОУ прорабатывает специалист по ТБ на основании системы стандартов безопасности труда с учётом всех особенностей обучения. Их утверждает директор образовательного учреждения.
Инструктаж по технике безопасности на занятиях по физической культуре для учащихся проводят учитель физической культуры по ходу всего образовательного процесса. В каждом случае инструктирование опирается на программу, разработанную и утверждённую руководителем данного ОУ. В завершении проходит проверка на усвоение материала в устной форме или посредством тестов.
Структура и содержание инструкций по технике безопасности.
Согласно действующему законодательству учащиеся обязаны проходить обучение по соблюдению требований безопасной организации учебного процесса.
В связи с этим необходимо познакомить учащихся с этими требованиями для того, чтобы образовательный процесс был безопасным и безвредным для здоровья. Техника безопасности – это свод положений и требований, который направлен на обеспечение оптимальных условий. В нее также входят мероприятия, способствующие устранению факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся.
Целью ТБ выступают:
Обеспечение безопасности.
Защита здоровья.
Сведение получения травм на занятиях к минимуму.
На основании Постановления Министерства труда Российской Федерации от 6 апреля 2001 г. № 30 утверждено Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда, в каждом спортивном зале, на стадионе, комплексной спортивной площадке, в тренажерном зале, плавательном бассейне, необходимо иметь инструкции по мерам безопасности при проведении физкультурных занятий.
Законодательных требований и рекомендаций к инструкциям по технике безопасности для учащихся не содержится ни в каких Федеральных нормативных документах. Поэтому для обеспечения единообразия при разработке инструкций по технике безопасности для учащихся необходимо следовать рекомендациям по структуре и содержанию инструкций по охране труда.
Типовая инструкция по ТБ должна содержать следующие разделы:
Раздел 1 – общие требования безопасности. Перечисляя общие требования безопасности, указывают:
условия допуска учащихся к занятиям соответствующими видами деятельности с учетом возраста, состояния здоровья, проведения инструктажей и т.п.;
требования о необходимости соблюдения правил поведения для учащихся; по выполнению режимов обучения и отдыха;
характеристики опасных и вредных факторов, способных воздействовать на учащихся;
определяют порядок уведомления педагогов о случаях травмирования учащихся и неисправности оборудования и инвентаря;
указания об оказании первой (доврачебной) помощи;
правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать учащиеся при обучении;
ответственность учащихся за нарушение требований инструкций по технике безопасности.
Раздел 2 – требования безопасности перед началом занятий. Описывая требования безопасности перед началом занятий необходимо изложить:
порядок подготовки учащихся к занятиям в конкретном учебном помещении и (или) при выполнении определенных видов деятельности;
порядок проверки исправности оборудования и инвентаря;
требования специальной (предметной) санитарии.
Раздел 3 – требования безопасности во время занятий. При определении требований безопасности во время занятий обязательно излагают:
способы и приемы безопасного участия в образовательном процессе;
правила использования оборудования, инвентаря, технических средств обучения;
требования безопасного обращения с инвентарем и оборудованием;
правила безопасной эксплуатации средств обучения;
указания по безопасному выполнению конкретных видов образовательной деятельности;
основные виды отклонений от нормативного технологического или санитарного режима и методы их устранения;
действия, направленные на предотвращение травм опасных ситуаций.
Раздел 4 – требования безопасности в чрезвычайных ситуациях. При описании требований безопасности в чрезвычайных ситуациях обращают особое внимание:
на действия учащихся при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям;
на действия по оказанию медицинской помощи пострадавшим при травмировании.
Раздел 5 – требования безопасности по окончании занятий. Определяя требования безопасности по окончании занятий, рекомендуется четко изложить:
порядок безопасного распределения средств обучения, инвентаря, оборудования;
порядок уборки своего рабочего места;
требования соблюдения личной гигиены и специальной (предметной) санитарии;
порядок извещения педагога обо всех недостатках, обнаруженных во время образовательного процесса.
Раздел 6 – заключительные положения. При описании заключительных положений указывают:
порядок, сроки и условия внесения изменений и дополнений в данные инструкции;
порядок, сроки и условия их пересмотра, а также определяют должностных лиц, несущих ответственность за эту деятельность.
Виды и порядок проведения инструктажей.
Инструктаж – подача информации в устной или письменной форме руководителем или специальным работником образовательного учреждения, прошедшими обучение по охране труда.
Вводный. Проводит каждый педагогический работник при первой встрече с обучающимися и при поступлении в класс новых учеников. Рассказывают об основных понятиях образовательного учреждения и процесса обучения, о правилах соблюдения ТБ в разных местах, и об обязанностях учеников соблюдать правила поведения;
Первичный. Проводится перед уроком, посвящённым выполнению новых разделов программы (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры и т.д.), при использовании нового оборудования и инвентаря;
Повторный. Проходят раз в полгода все, кто проходил первичный, для закрепления навыков;
Внеплановый. Его проводят при изменении или введении новых нормативов, касающихся обеспечения техники безопасности; при замене материальной базы, требуемой для обучения; если произошёл несчастный случай, причиной которому стало несоблюдение требований безопасности учащихся; по требованию сотрудников контролирующих организаций; на основании решения директора ОУ.
Целевой. Относится к внеурочной деятельности: проведение массовых мероприятий (выходы в общественные места, соревнования, походы). Обязателен инструктаж по технике безопасности на каникулах для учащихся, во время проведения самостоятельных подвижных игр.
Организация и правила проведение инструктажа по технике безопасности.
На основании пункта 8 ст.51 «Закона об образовании» руководитель ОУ несёт ответственность за любую деятельность, происходящую в образовательном учреждении. В п.п.3 и 6 ст. 28 закона прописано, что образовательные учреждения обязаны создать необходимые условия для безопасного обучения и нахождения учеников в стенах учреждения. В школе, так как отсутствуют родители, ответственность за детей несут директор и педагоги ОУ.
Правила проведения инструктажа. Правила поведения для учащихся — локальный нормативно-правовой акт, регламентирующий в соответствии с Уставом школы основные права, обязанности и ответственность учащихся. Учитель обязан проинформировать учащихся о соблюдении ТБ по физической культуре до начала занятий, вовремя и после их окончания:
проверить наличие мед. справки о допуске;
проверить, отвечает ли спортивная форма правилам ТБ;
разъяснить нормы поведения в раздевалке, спортивном зале;
разъяснить необходимость слушать учителя, выполнять его инструкции;
научить аккуратному обращению со спортивным инвентарём и др.
Наказание ответственных лиц. В соответствии со ст. 293 УК РФ «Халатность», должностные лица привлекаются к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, повлекшее нарушение чужих прав, ущерба, вреда здоровью или смерти. В качестве наказания в зависимости от состава преступления может применяться:
штраф до 500 000 руб.;
обязательные или исправительные работы;
арест;
ограничение права занимать определённые должности;
условный срок;
лишение свободы до 7 лет.
Методы и средства предупреждения несчастных случаев. Основными методами предупреждения несчастных случаев являются:
обучение учащихся безопасным приемам в процессе обучения и воспитания (инструктаж);
неукоснительное соблюдение учащимися установленных правил и норм поведения, предусмотренных локальными актами школы.
Основные правила безопасности при проведении физкультурных занятий.
Техника безопасности в спортивном зале.
Техника безопасности на занятиях физической культурой - это свод правил, который обязательно необходимо изучить перед любыми занятиями. Любые правила выстраивались на основании чужого опыта, и в этом случае точно стоит учиться именно на чужих ошибках. Безопасность в спортивном зале играет особую роль. Есть основные правила, которые нужно соблюдать в спортивном зале:
Для проведения занятий в спортивном зале необходимо иметь акт-разрешение на проведение занятий.
Состояние спортивного зала (освещение, полы, стены, потолок) должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
Спортивный инвентарь и оборудование должны пройти испытания и иметь акт о прохождении испытаний.
Спортзал должен быть оборудован средствами пожаротушения, и иметь аптечку, укомплектованную необходимыми медикаментами и перевязочным материалом для оказания доврачебной помощи.
Занимающиеся должны пройти медосмотр, инструктаж по технике безопасности и иметь чистую одежду и обувь, бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию.
Переодеться в спортивную форму в раздевалке, снять предметы, представляющие опасность для других (часы, цепочки, серьги).
Не заходить в спортзал без разрешения учителя и не выполнять упражнений на снарядах.
Убрать посторонние предметы в безопасное место, в том числе инвентарь, который не будет использоваться.
Производить между сменами влажную уборку, а при необходимости и чаще.
При недостаточной освещённости включить осветительные приборы.
Проверить состояние запасного выхода и его санитарногигиенические нормы.
Брать спортинвентарь с разрешения учителя и использовать оборудование по его назначению, не виснуть на баскетбольных фермах и кольцах.
Выполнять упражнения на исправных снарядах и с разрешения учителя, а сложные технические элементы – со страховкой.
Занятия проводить на просохшем полу спортивного зала и под руководством преподавателя физической культуры.
Внимательно слушать объяснения упражнений и действий и аккуратно выполнять задания.
При выполнении упражнений потоком, соблюдать достаточные интервал и дистанцию.
Не покидать место проведения занятий без разрешения учителя.
При перемещениях по залу избегать столкновений.
При травмах и ухудшении самочувствия прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
Оказать учащемуся первую доврачебную помощь, при необходимости доставить пострадавшего в ближайшую больницу или вызвать «скорую помощь».
Известить администрацию гимназии и родителей пострадавшего.
При пожаре в спортзале немедленно прекратить занятия, открыть запасной выход, эвакуировать учащихся в место, предусмотренное планом эвакуации (спортплощадка).
Сообщить в дежурную часть и приступить к ликвидации очага возгорания с помощью средств пожаротушения в зале.
Убрать инвентарь в место хранения.
Организованно выйти из зала в сопровождении учителя.
Переодеться в раздевалке, вымыть руки и лицо.
Произвести осмотр зала, раздевалок, подсобных помещений.
Закрыть окна на щеколды, подсобные помещения на ключ, выключить свет.
Довести до сведения ответственного за спортзал обо всех недостатках и неисправностях.
Техника безопасности при занятиях на открытых спортивных площадках
Состояние спортивной площадки должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Оборудование должно быть надёжно закреплено и находится в исправном состоянии.
К занятиям допускаются учащиеся:
отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений.
Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. Одежда должна соответствовать погодным условиям.
Учащиеся должны:
бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;
быть внимательным при перемещениях по стадиону (площадке);
знать и выполнять настоящую инструкцию.
За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процессе.
Учащиеся должны:
переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);
убрать из карманов спортивной формы колющие и другие посторонние предметы;
организованно выйти с учителем через центральный выход здания или запасной выход спортзала на место проведения занятий;
под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимый для проведения занятия;
по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т.д.;
по команде учителя встать в строй для общего построения.
Занятия проводятся на ровном, не скользком грунте под руководством учителя физкультуры.
Учащийся должен:
внимательно слушать объяснения учителя и правильно их выполнять, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения только с разрешения учителя, выполнять упражнения только на исправном оборудовании;
при выполнении упражнений потоком соблюдать достаточные интервал и дистанцию;
быть внимательным при перемещениях по спортивной площадке: не мешать другим, не ставить подножек, избегать столкновений;
не покидать территорию спортивной площадки без разрешения.
Учащийся должен:
при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;
с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
при возникновении пожара и других экстремальных ситуациях (угрозе теракта, хулиганских действиях посторонних лиц и т.д.) немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятий;
по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить в службу спасения.
Требования безопасности по окончании занятий:
Учащийся должен:
под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
организованно покинуть место проведения занятий;
переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
вымыть руки с мылом.
Список литературы:
Башкиров В. Ф. «Профилактика травм у школьников» М.: Просвещение, 1987.
Велитченко В.К. Физкультура без травм. М.: Просвещение, 1993.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.
Муравьев В.А., Созинова Н.А. Техника безопасности на уроках физической культуры. - М., 2001.
Осокина Т.П., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. - М.: Просвещение, 2004.
Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2000.
Ступницкая М. А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья, 2001.
9