СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: Техника безопасности в спортивном зале и на открытых спортивных площадках

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимо помнить, что занятия спортом сопряжены с определенными рисками, именно поэтому, чтобы избежать несчастного случая, нужно соблюдать определенные правила поведения в спортивном зале и на открытых спортивных площадках. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад: Техника безопасности в спортивном зале и на открытых спортивных площадках»


Тема: Техника безопасности в спортивном зале и на открытых спортивных площадках


Кнутас Валентина Ивановна,

преподаватель физической культуры

высшей квалификационной категории



План



Введение

  1. Структура и содержание инструкций по технике безопасности.

  2. Виды и порядок проведения инструктажей.

  3. Организация и правила проведение инструктажа по технике безопасности.

  4. Основные правила безопасности при проведении физкультурных занятий.

    1. Техника безопасности в спортивном зале.

    2. Техника безопасности при занятиях на открытых спортивных площадках.

Список литературы


Введение

Одним из определяющих факторов успешного функционирования ОУ является обеспечение безопасности учащихся и соответствующее снижение травматизма среди них. При этом особую актуальность приобретают вопросы организации работы по охране труда и профилактики травматизма обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.

Необходимо помнить, что занятия спортом сопряжены с определенными рисками, именно поэтому, чтобы избежать несчастного случая, нужно соблюдать определенные правила поведения в спортивном зале и на открытых спортивных площадках. 

Во время занятия используют инструкции по ТБ, наглядные пособия (плакаты), вспомогательные технические средства (компьютерные программы, интерактивная доска, слайд-проекторы), презентации. Инструкции в каждом ОУ прорабатывает специалист по ТБ на основании системы стандартов безопасности труда с учётом всех особенностей обучения. Их утверждает директор образовательного учреждения.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях по физической культуре для учащихся проводят учитель физической культуры по ходу всего образовательного процесса. В каждом случае инструктирование опирается на программу, разработанную и утверждённую руководителем данного ОУ. В завершении проходит проверка на усвоение материала в устной форме или посредством тестов.


  1. Структура и содержание инструкций по технике безопасности.

Согласно действующему законодательству учащиеся обязаны проходить обучение по соблюдению требований безопасной организации учебного процесса.

В связи с этим необходимо познакомить учащихся с этими требованиями для того, чтобы образовательный процесс был безопасным и безвредным для здоровья. Техника безопасности – это свод положений и требований, который направлен на обеспечение оптимальных условий. В нее также входят мероприятия, способствующие устранению факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся.

Целью ТБ выступают:

  • Обеспечение безопасности.

  • Защита здоровья.

  • Сведение получения травм на занятиях к минимуму.

На основании Постановления Министерства труда Российской Федерации от 6 апреля 2001 г. № 30 утверждено Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда, в каждом спортивном зале, на стадионе, комплексной спортивной площадке, в тренажерном зале, плавательном бассейне, необходимо иметь инструкции по мерам безопасности при проведении физкультурных занятий.

Законодательных требований и рекомендаций к инструкциям по технике безопасности для учащихся не содержится ни в каких Федеральных нормативных документах. Поэтому для обеспечения единообразия при разработке инструкций по технике безопасности для учащихся необходимо следовать рекомендациям по структуре и содержанию инструкций по охране труда.

Типовая инструкция по ТБ должна содержать следующие разделы:

Раздел 1общие требования безопасности. Перечисляя общие требования безопасности, указывают:

  • условия допуска учащихся к занятиям соответствующими видами деятельности с учетом возраста, состояния здоровья, проведения инструктажей и т.п.;

  • требования о необходимости соблюдения правил поведения для учащихся; по выполнению режимов обучения и отдыха;

  • характеристики опасных и вредных факторов, способных воздействовать на учащихся;

  • определяют порядок уведомления педагогов о случаях травмирования учащихся и неисправности оборудования и инвентаря;

  • указания об оказании первой (доврачебной) помощи;

  • правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать учащиеся при обучении;

  • ответственность учащихся за нарушение требований инструкций по технике безопасности.

Раздел 2требования безопасности перед началом занятий. Описывая требования безопасности перед началом занятий необходимо изложить:

  • порядок подготовки учащихся к занятиям в конкретном учебном помещении и (или) при выполнении определенных видов деятельности;

  • порядок проверки исправности оборудования и инвентаря;

  • требования специальной (предметной) санитарии.

Раздел 3требования безопасности во время занятий. При определении требований безопасности во время занятий обязательно излагают:

  • способы и приемы безопасного участия в образовательном процессе;

  • правила использования оборудования, инвентаря, технических средств обучения;

  • требования безопасного обращения с инвентарем и оборудованием;

  • правила безопасной эксплуатации средств обучения;

  • указания по безопасному выполнению конкретных видов образовательной деятельности;

  • основные виды отклонений от нормативного технологического или санитарного режима и методы их устранения;

  • действия, направленные на предотвращение травм опасных ситуаций.

Раздел 4требования безопасности в чрезвычайных ситуациях. При описании требований безопасности в чрезвычайных ситуациях обращают особое внимание:

  • на действия учащихся при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям;

  • на действия по оказанию медицинской помощи пострадавшим при травмировании.

Раздел 5требования безопасности по окончании занятий. Определяя требования безопасности по окончании занятий, рекомендуется четко изложить:

  • порядок безопасного распределения средств обучения, инвентаря, оборудования;

  • порядок уборки своего рабочего места;

  • требования соблюдения личной гигиены и специальной (предметной) санитарии;

  • порядок извещения педагога обо всех недостатках, обнаруженных во время образовательного процесса.

Раздел 6заключительные положения. При описании заключительных положений указывают:

  • порядок, сроки и условия внесения изменений и дополнений в данные инструкции;

  • порядок, сроки и условия их пересмотра, а также определяют должностных лиц, несущих ответственность за эту деятельность.


  1. Виды и порядок проведения инструктажей.

Инструктаж – подача информации в устной или письменной форме руководителем или специальным работником образовательного учреждения, прошедшими обучение по охране труда.

  • Вводный. Проводит каждый педагогический работник при первой встрече с обучающимися и при поступлении в класс новых учеников. Рассказывают об основных понятиях образовательного учреждения и процесса обучения, о правилах соблюдения ТБ в разных местах, и об обязанностях учеников соблюдать правила поведения;

  • Первичный. Проводится перед уроком, посвящённым выполнению новых разделов программы (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры и т.д.), при использовании нового оборудования и инвентаря;

  • Повторный. Проходят раз в полгода все, кто проходил первичный, для закрепления навыков;

  • Внеплановый. Его проводят при изменении или введении новых нормативов, касающихся обеспечения техники безопасности; при замене материальной базы, требуемой для обучения; если произошёл несчастный случай, причиной которому стало несоблюдение требований безопасности учащихся; по требованию сотрудников контролирующих организаций; на основании решения директора ОУ.

  • Целевой. Относится к внеурочной деятельности: проведение массовых мероприятий (выходы в общественные места, соревнования, походы). Обязателен инструктаж по технике безопасности на каникулах для учащихся, во время проведения самостоятельных подвижных игр.


  1. Организация и правила проведение инструктажа по технике безопасности.

На основании пункта 8 ст.51 «Закона об образовании» руководитель ОУ несёт ответственность за любую деятельность, происходящую в образовательном учреждении. В п.п.3 и 6 ст. 28 закона прописано, что образовательные учреждения обязаны создать необходимые условия для безопасного обучения и нахождения учеников в стенах учреждения. В школе, так как отсутствуют родители, ответственность за детей несут директор и педагоги ОУ.

Правила проведения инструктажа. Правила поведения для учащихся — локальный нормативно-правовой акт, регламентирующий в соответствии с Уставом школы основные права, обязанности и ответственность учащихся. Учитель обязан проинформировать учащихся о соблюдении ТБ по физической культуре до начала занятий, вовремя и после их окончания:

  • проверить наличие мед. справки о допуске;

  • проверить, отвечает ли спортивная форма правилам ТБ;

  • разъяснить нормы поведения в раздевалке, спортивном зале;

  • разъяснить необходимость слушать учителя, выполнять его инструкции;

  • научить аккуратному обращению со спортивным инвентарём и др.

Наказание ответственных лиц. В соответствии со ст. 293 УК РФ «Халатность», должностные лица привлекаются к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, повлекшее нарушение чужих прав, ущерба, вреда здоровью или смерти. В качестве наказания в зависимости от состава преступления может применяться:

  • штраф до 500 000 руб.;

  • обязательные или исправительные работы;

  • арест;

  • ограничение права занимать определённые должности;

  • условный срок;

  • лишение свободы до 7 лет.

Методы и средства предупреждения несчастных случаев. Основными методами предупреждения несчастных случаев являются:

  • обучение учащихся безопасным приемам в процессе обучения и воспитания (инструктаж);

  • неукоснительное соблюдение учащимися установленных правил и норм поведения, предусмотренных локальными актами школы.


  1. Основные правила безопасности при проведении физкультурных занятий.

    1. Техника безопасности в спортивном зале.

Техника безопасности на занятиях физической культурой - это свод правил, который обязательно необходимо изучить перед любыми занятиями. Любые правила выстраивались на основании чужого опыта, и в этом случае точно стоит учиться именно на чужих ошибках. Безопасность в спортивном зале играет особую роль. Есть основные правила, которые нужно соблюдать в спортивном зале:

  • Общие требования безопасности :

  • Для проведения занятий в спортивном зале необходимо иметь акт-разрешение на проведение занятий.

  • Состояние спортивного зала (освещение, полы, стены, потолок) должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.

  • Спортивный инвентарь и оборудование должны пройти испытания и иметь акт о прохождении испытаний.

  • Спортзал должен быть оборудован средствами пожаротушения, и иметь аптечку, укомплектованную необходимыми медикаментами и перевязочным материалом для оказания доврачебной помощи.

  • Занимающиеся должны пройти медосмотр, инструктаж по технике безопасности и иметь чистую одежду и обувь, бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию.

  • Требования безопасности перед началом занятий:

  • Переодеться в спортивную форму в раздевалке, снять предметы, представляющие опасность для других (часы, цепочки, серьги).

  • Не заходить в спортзал без разрешения учителя и не выполнять упражнений на снарядах.

  • Убрать посторонние предметы в безопасное место, в том числе инвентарь, который не будет использоваться.

  • Производить между сменами влажную уборку, а при необходимости и чаще.

  • При недостаточной освещённости включить осветительные приборы.

  • Проверить состояние запасного выхода и его санитарногигиенические нормы.

  • Требования безопасности во время занятий:

  • Брать спортинвентарь с разрешения учителя и использовать оборудование по его назначению, не виснуть на баскетбольных фермах и кольцах.

  • Выполнять упражнения на исправных снарядах и с разрешения учителя, а сложные технические элементы – со страховкой.

  • Занятия проводить на просохшем полу спортивного зала и под руководством преподавателя физической культуры.

  • Внимательно слушать объяснения упражнений и действий и аккуратно выполнять задания.

  • При выполнении упражнений потоком, соблюдать достаточные интервал и дистанцию.

  • Не покидать место проведения занятий без разрешения учителя.

  • При перемещениях по залу избегать столкновений.

  • Требования безопасности при несчастных случаях и в чрезвычайных ситуациях:

  • При травмах и ухудшении самочувствия прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

  • Оказать учащемуся первую доврачебную помощь, при необходимости доставить пострадавшего в ближайшую больницу или вызвать «скорую помощь».

  • Известить администрацию гимназии и родителей пострадавшего.

  • При пожаре в спортзале немедленно прекратить занятия, открыть запасной выход, эвакуировать учащихся в место, предусмотренное планом эвакуации (спортплощадка).

  • Сообщить в дежурную часть и приступить к ликвидации очага возгорания с помощью средств пожаротушения в зале.

  • Требования безопасности по окончании занятий:

  • Убрать инвентарь в место хранения.

  • Организованно выйти из зала в сопровождении учителя.

  • Переодеться в раздевалке, вымыть руки и лицо.

  • Произвести осмотр зала, раздевалок, подсобных помещений.

  • Закрыть окна на щеколды, подсобные помещения на ключ, выключить свет.

  • Довести до сведения ответственного за спортзал обо всех недостатках и неисправностях.

    1. Техника безопасности при занятиях на открытых спортивных площадках

  • Общие требования безопасности:

Состояние спортивной площадки должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Оборудование должно быть надёжно закреплено и находится в исправном состоянии.

К занятиям допускаются учащиеся:

  • отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

  • прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

  • имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений.

Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. Одежда должна соответствовать погодным условиям.

Учащиеся должны:

  • бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

  • быть внимательным при перемещениях по стадиону (площадке);

  • знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процессе.

  • Требования безопасности перед началом занятий:

Учащиеся должны:

  • переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

  • снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);

  • убрать из карманов спортивной формы колющие и другие посторонние предметы;

  • организованно выйти с учителем через центральный выход здания или запасной выход спортзала на место проведения занятий;

  • под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимый для проведения занятия;

  • по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т.д.;

  • по команде учителя встать в строй для общего построения. 

  • Требования безопасности во время проведения занятий:

Занятия проводятся на ровном, не скользком грунте под руководством учителя физкультуры.

Учащийся должен:

  • внимательно слушать объяснения учителя и правильно их выполнять, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения только с разрешения учителя, выполнять упражнения только на исправном оборудовании;

  • при выполнении упражнений потоком соблюдать достаточные интервал и дистанцию;

  • быть внимательным при перемещениях по спортивной площадке: не мешать другим, не ставить подножек, избегать столкновений;

  • не покидать территорию спортивной площадки без разрешения.

 

  • Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях:

Учащийся должен:

  • при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

  • с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

  • при возникновении пожара и других экстремальных ситуациях (угрозе теракта, хулиганских действиях посторонних лиц и т.д.) немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятий;

  • по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить в службу спасения.

Требования безопасности по окончании занятий:

Учащийся должен:

  • под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

  • организованно покинуть место проведения занятий;

  • переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

  • вымыть руки с мылом.


Список литературы:

  1. Башкиров В. Ф. «Профилактика травм у школьников» М.: Просвещение, 1987.

  2. Велитченко В.К. Физкультура без травм. М.: Просвещение, 1993.

  3. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.

  4. Муравьев В.А., Созинова Н.А. Техника безопасности на уроках физической культуры. - М., 2001.

  5. Осокина Т.П., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. - М.: Просвещение, 2004.

  6. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2000.

  7. Ступницкая М. А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья, 2001.



9