Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Нижние Киги муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МОБУ СОШ с.Нижние Киги Протокол № ____от «___»______2022г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ СОШ с.Нижние Киги _____________ Богданова Н.Р. Приказ № ____от «___»______2022г. |
Дополнительная образовательная программа
физкультурно-спортивной направленности
«В здоровом теле – здоровый дух»
В
озраст учащихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Мухамадиев Ирек Хилажетдинович, педагог дополнительного образования
Н
ижние Киги, 2022 г.
Оглавление
I. Пояснительная записка………………………………………………………………………….3
II. Содержание программы ………………………………………………………………………...7
III. Организационно-педагогические условия……………………………………………………9
IV. Список использованной литературы …………………………………………………………10
Приложения……………………………………………………………………………………...11
1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная – дополнительная общеразвивающая программа «В здоровом теле – здоровый дух» (далее – Программа) физкультурно-спортивной направленности муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы с. Нижние Киги муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан предназначена для занятий с детьми школьного возраста.
Программа составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Распоряжения Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «План мероприятий на 2015–2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п. 12, 17, 21);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726-р;
Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями, внесенными Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81, на 29.06.2011);
Закона «Об образовании в Республике Башкортостан».
Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 8.06.2015 г. № 576; приказом Минобрнауки РФ от 28.12. 2015 г. № 1529; приказом Минобрнауки РФ от 26.01.2016 г.№ 38).
Закона «Об образовании в Республике Башкортостан».
Направленность общеразвивающей программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность и педагогическая целесообразность создания данной образовательной программы обусловлена наличием у детей стремления к всевозможным состязаниям, связанным с некими переживаниями, новыми ситуациями, преодолением трудностей, достижением успеха. Удовлетворению перечисленных потребностей в полной мере может содействовать лыжные гонки. Лыжные гонки используются также для решения педагогических задач. Во-первых, соревнования связаны с преодолением своих страхов (неуверенности в собственных силах, как умственных, так и физических и т.п.), что позволяет корректировать волевую сферу детей. Во-вторых, игра предусматривает работу в команде и активное коммуникативное взаимодействие участников, что дает возможность формировать у детей навыки делового общения. В-третьих, соревнования предполагают острые эмоциональные переживания участников и позволяют педагогически воздействовать на сферу саморегуляции детей.
Цель программы – приобщение школьников к активным систематическим занятиям физической культурой и спортом, укрепление здоровья обучающихся и вовлечение большего количества детей в организованный учебно-тренировочный и соревновательный процесс по лыжным гонкам.
Задачи программы
Обучающие:
обучить основам техники и тактики передвижения на лыжах;
готовить резерв для пополнения команд, участвующих в первенстве района, республики, РФ;
повышать уровень общей и специальной физической подготовки с преимущественным совершенствованием двигательных качеств, наиболее важных для лыжников;
освоить современную технику и тактику ведения лыжных гонок, уметь эффективно применять ее на соревнованиях;
приобрести соревновательный опыт.
Развивающие:
расширить кругозор учащихся;
развить устойчивый интерес к лыжным гонкам, как средству досуга;
развить способность к запоминанию техник лыжного хода;
формировать сосредоточенность и внимание;
развить способность ориентироваться во времени;
развивать у ребенка умение преодолевать трудности.
Воспитательные:
укреплять здоровье и закаливание организма учащихся;
воспитывать устойчивость к психологическому давлению;
воспитывать уважение к противнику;
формировать коммуникативные навыки;
воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;
воспитывать у детей навыки обращения к судье, отстаивания своих прав и выполнения обязанностей игрока;
воспитывать у детей навыки работы в коллективе;
развивать умение спокойно воспринимать неудачу в соревнованиях.
Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на детей 11-13 летнего возраста. Пол значения не имеет. Для приема в группу специальных знаний не требуется. Педагог ориентируется на физические возможности ребенка.
Дополнительная общеразвивающая программа «В здоровом теле – здоровый дух» рассчитана на 1 год обучения, 34часа (теория – 4 часа, практика – 30 ч.). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в понедельник с 16 00-16 40 ч
Программа ориентирована на создание условий для формирования здорового образа жизни, укрепления здоровья и гармоничного развития детей и подростков, воспитание морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям и предназначена для обучения детей, не имеющих навыков ходьбы на лыжах, и призвана помочь им получить базовые знания по предмету, достигнуть уровня второго-третьего спортивного разряда по лыжным гонкам, позволяет создать комфортную среду для одаренных детей, начинающих «спортивную» жизнь в раннем школьном возрасте и помогает выявить и поддержать талантливых детей. Задачи программы согласуются с приоритетными направлениями работы, заявленными в федеральном проекте "Современная школа" национального проекта "Образование". Одним из таких направлений является «система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности». В связи с этим предлагается «создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят». Настоящая программа способствует формированию у детей таких качеств личности, как «инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения».
Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать спортивный и зрелищный компоненты лыжных гонок, их соревновательную сущность, которая стимулируют желание ребенка победить.
Программа дает возможность более квалифицированно подойти к вовлечению учащихся к занятиям на свежем воздухе, к поддержанию здорового образа жизни, к обеспечению возможности самореализации учащихся, вывести детей и педагогов на новый уровень сотрудничества.
В зависимости от уровня подготовки учащихся и их заинтересованности к спорту, педагог оставляет за собой право изменять порядок тем занятий и варьировать количество часов, отведённых на какую-либо тему, в пределах общего количества часов образовательной программы.
Форма занятий - теоретические, практические, соревновательные.
Планируемые результаты
В ходе реализации Программы учащиеся должны:
Научиться:
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;
выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций;
выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Знать:
основы техники передвижения на лыжах;
основы тактики лыжника;
исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту.
Уметь:
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
заниматься физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок, обеспечивать их оздоровительную направленность;
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов;
осуществлять судейство по лыжным видам спорта;
выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
выполнять технико-тактические действия.
2. Содержание программы
Учебный план
Разделы и темы программного материала | Количество часов | Форма организации занятий | Форма аттестации (контроля) |
Теория | Практика | | |
Введение (2 ч.) |
Правила поведения при беге на лыжах. | 1 | - | Лекция | Опрос |
Основы знаний по лыжной подготовке | 1 | - | Лекция | Опрос |
Техника передвижения на лыжах (20 ч.) |
Скользящий шаг | | 2 | Тренировка | Зачет |
Одновременный безшажный ход | | 2 | Тренировка | Зачет |
Попеременный двухшажный ход | | 2 | Тренировка | Зачет |
Спуск в стойке устойчивости | | 2 | Тренировка | Зачет |
Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой» | | 2 | Тренировка | Зачет |
Поворот переступанием на месте | | 2 | Тренировка | Зачет |
Торможение падением | | 2 | Тренировка | Зачет |
Непрерывное передвижение до 3 км | | 2 | Тренировка | Зачет |
Игры на лыжах | | 4 | Тренировка | Зачет |
Специальная физическая подготовка (9 ч.) |
Общая физическая подготовка | | 2 | Тренировка | Зачет |
Строевые упражнения | | 2 | Тренировка | Зачет |
Общеразвивающие упражнения | | 2 | Тренировка | Зачет |
Подвижные игры и эстафеты | | 2 | Тренировка | Зачет |
Кроссовая подготовка | | 1 | Тренировка | Зачет |
Проверка знаний и навыков (3 ч.) |
Проведение соревнований | | 3 | Соревнование | Сдача норм.ГТО |
Итого: 34 | 2 | 32 | | |
Содержание учебного плана
Введение.
Правила поведения при беге на лыжах.Основы знаний по лыжной подготовке
Техника передвижения на лыжах
Шаговая имитация в подьем. Имитация лыжных ходов, выполнение комбинации упражнений на силу, подтягивания в висе).
Кросс с ходьбой 1,5 км. Прыжковая имитация
Поведение на улице во время движения к месту занятия и на тренировочном занятии. Построение в шеренгу с лыжами на руках, выполнение команд «Равняйсь», «Смирно», «По порядку рассчитайсь», «Вольно». Переноска лыж способом под руку, надевание лыж. Поворот на месте переступанием вокруг пяток лыж.передвижение ступающим шагом. ОРУ, СФП (имитация лыжных ходов, выполнение комбинации упражнений на силу, подтягивания в висе)
Гигиена. Самоконтроль на тренировке.
Контрольные нормативы ОФП. Поворот переступанием на месте
Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках Дистанция 6 км. Работа на технику
Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях. Одновременный - одношажный ход. Дистанция 3км. Торможение падением
Техническая занятия. Передвижение по учебной лыжне попеременным 2-ух ш. ходом. Игры на горке: Дистанция 2 - 5 км. ОРУ на расслабление
Скоростно-силовая занятия. Передвижение попеременным двухшажный ходом по учебной лыжне 2 км. ОРУ
Практическая занятия. П2Х без палок, ОФП
Подготовка к соревнованиям. Просмотр дистанции. Подготовка инвентаря. Беседа
Анализ соревнований. Практическая занятия П2Х.. Торможение «плугом». Игры на лыжах. Дистанция 5
Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках Дистанция 6 км. Работа на технику
Переход с одновременных ходов на попеременные. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях
Передвижение попеременным 2-ух ш. ходом по учебной лыжне с плавным переходом на спуск: спуск в осн. стойке Дистанция до 8 км. Работа на выносливость, Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой».
Оценка уровня знаний по теории лыжного спорта. Эстафеты
Шаговая имитация в подьём по кругу. ОФП.
Имитация лыжных ходов. Коньковый ход. Схема движения. Стойка. Работа рук. Работа ног. ОРУ на растяжение. Беседа: Летний двигательный режим летом. «Пионербол», «Футбол
Скользящий шаг
Специальная физическая подготовка. Общая физическая подготовка Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения. Подвижные игры и эстафеты Кроссовая подготовка
Проверка знаний и навыков. Проведение соревнований
3. Организационно-педагогические условия
Материально-техническая база реализации общеразвивающей программы соответствует санитарным и противопожарным нормам (площадь, освещение, размещение оборудования).
Материально-техническое условия
№ п/п | Название | Количество, шт. |
1. | Лыжный инвентарь | 30 |
2 | Велотренажер | 3 |
3. | Эспандер лыжника | 3 |
4. | Перекладина | 2 |
Методическое обеспечение
Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардии Г.Б. Коньковый ход? Не только... - М.: Физкультура и спорт, 1988.
Лыжный спорт / Под ред. В.Д. Евстратова, Г.Б. Чукардина, Б.И. Сергеева. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
Манжосов ВН. Тренировка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и Спорт, 1986.
Раменскам Т.Н. Техническая подготовка лыжника. - М.: Физкультура и спорт, 1999.
Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустипа. — М.: Издательство «СААМ», 1995.
Филин ВН., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
Учебное обеспечение
Физическая культура. 6-7 классы: учебн.для общеобразовательных организаций/ А.П.Матвеев. 6-е изд., М. Просвещение, 2014 г.
Физическая культура. 5-7 классы.: учебн.для общеобразовательных организаций /под ред. М.Я Виленского, 6-е изд., М.: Просвещение, 2017 г.
Физическая культура. 2-4 классы: учебн.для общеобразовательных организаций/ А.П.Матвеев.7- е изд., М. Просвещение, 2018 г.
Информационное обеспечение
Спортивная электронная библиотека: htt://libsport. ru;
Сайт Министерства спорта Российской Федерации: www.minsport.gov.ru;
Федерация лыжных гонок России: www.flgr.ru.;
Видеоролик «Беговые лыжи для начинающих. Техника классических ходов». (Skirun.ru)
Видеоролик « Работа рук на лыжах. Классический ход».
Видеоролик «Техника поворотов и торможения».
Видеоролик «Как научиться кататься на лыжах».
Видеоролик «Беговые лыжи. Обучение конькову ходу».
4. Список использованной литературы
Верхошанский Ю.В.. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. - Смоленск: СГИФК, 1989.
Раменскам Т.Н. Техническая подготовка лыжника. - М.: Физкультура и спорт, 1999.
Физическая культура. 6-7 классы: учебн.для общеобразовательных организаций/ А.П.Матвеев. 6-е изд., М. Просвещение, 2014 г
Физическая культура. 5-7 классы.: учебн.для общеобразовательных организаций /под ред. М.Я Виленского, 6-е изд., М.: Просвещение, 2017 г
Физическая культура. 2-4 классы: учебн.для общеобразовательных организаций/ А.П.Матвеев.7- е изд., М. Просвещение, 2018 г.
Приложения
1. Календарный учебный график
Дата начала занятий – 05.09.2022 г.
Программа предусматривает две основные формы занятий: теоретическое и практическое.
Режим занятий: в понедельник с 16.00-16.40 ч.
Учебных недель 34, не включая школьные каникулы.
2. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы занятий | Кол-во часов | Дата | Формы занятий |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Режим дня спортсмена.. Кроссовая подготовка, ОФП. | 1 | | Лекция, беседа, показ, практическое занятие |
2 | Кросс + шаговая имитация в подьем Игра «Пионербол» | 1 | | Практическое занятие |
3 | Кросс + шаговая имитация в подьём ОРУ на растяжение. | 1 | | Практическое занятие |
4 | Кросс + ОФП (силовая выносливость) ОРУ | 1 | | Практическое занятие |
5 | Кросс 2 км, ОРУ, СФП (имитация лыжных ходов, выполнение комбинации упражнений на силу, подтягивания в висе) | 1 | | Практическое занятие |
6 | Кросс с ходьбой 1,5 км. Прыжковая имитация, ОРУ на растяжение | 1 | | Практическое занятие |
7 | Кросс 1 км, Специальная физическая подготовка. Краткая характеристика техники лыжных ходов, ОФП, круговая тренировка | 1 | | Практическое занятие |
8 | Игровая «Пионербол», «Футбол» Бег (1500 м). Спортивная игра «Лапта». ОРУ. Специальные беговые упражнения | 1 | | Практическое занятие |
9 | Поведение на улице во время движения к месту занятия и на тренировочном занятии. Построение в шеренгу с лыжами на руках, выполнение команд «Равняйсь», «Смирно», «По порядку рассчитайсь», «Вольно». Переноска лыж способом под руку, надевание лыж. Поворот на месте переступанием вокруг пяток лыж, передвижение ступающим шагом. | 1 | | Практическое занятие |
10 | Кросс 2 км, ОРУ, СФП (имитация лыжных ходов, выполнение комбинации упражнений на силу, подтягивания в висе) | 1 | | Практическое занятие |
11 | Гигиена. Самоконтроль на тренировке. Контрольные нормативы ОФП. Поворот переступанием на месте. | 1 | | Практическое занятие |
12 | Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках Дистанция 6 км. Работа на технику. | 1 | | Практическое занятие |
13 | Работа на выносливость, дистанция 6-8 км. Подъем «полуелочкой», спуски в основной стойки. Спуск в стойке устойчивости | 1 | | Практическое занятие |
14 | Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях. Одновременный - одношажный ход. Дистанция 3км. Торможение падением | 1 | | Практическое занятие |
15 | Техническая занятия. Передвижение по учебной лыжне попеременным 2-ух ш. ходом. Игры на горке. Дистанция 2 - 5 км. ОРУ на расслабление | 1 | | Практическое занятие |
16 | Скоростно-силовая занятия. Передвижение попеременным двухшажный ходом по учебной лыжне 2 км. ОРУ. Скользящий шаг | 1 | | Практическое занятие |
17 | Практическая занятия. П2Х без палок, ОФП | 1 | | Практическое занятие |
18 | Подготовка к соревнованиям. Просмотр дистанции. Подготовка инвентаря. Беседа | 1 | | Практическое занятие |
19 | Анализ соревнований. Практическая занятия П2Х.. Торможение «плугом». Игры на лыжах. Дистанция 5 . | 1 | | Практическое занятие |
20 | Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках Дистанция 6 км. Работа на технику | 1 | | Практическое занятие |
21 | «Лыжня России» Дистанция 3 -2-1км. | 1 | | Практическое занятие |
22 | Переход с одновременных ходов на попеременные. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Дистанция 4км. | 1 | | Практическое занятие |
23 | Передвижение попеременным 2-ух ш. ходом по учебной лыжне с плавным переходом на спуск: спуск в осн. стойке Дистанция до 8 км. Работа на выносливость, Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой». | 1 | | Практическое занятие |
24 | Классический ход ООХ, ОБХ, работа на технику. Значение и способы закаливания | 1 | | Практическое занятие |
25 | Оценка уровня знаний по теории лыжного спорта. Эстафеты. | 1 | | Практическое занятие |
26 | Работа на технику, без палок, с палками на кругу до 8 км. | 1 | | Практическое занятие |
27 | Техническая тренировка. Шаговая имитация в подьём по кругу. ОФП. | 1 | | Практическое занятие |
28 | Кросс 3 км. Игра «Туристическая полоса препятствий» ОРУ на растяжение | 1 | | Практическое занятие |
29 | Кроссовая подготовка 2 км «Футбол» ОРУ.Сдача норм ОФП | 1 | | Практическое занятие |
30 | Кросс 1 км. Имитация лыжных ходов. ОРУ на расслабление | 1 | | Практическое занятие |
31 | Кроссовая подготовка 2 км «Футбол» ОРУ. | 1 | | Практическое занятие |
32 | Кросс 1 км. Имитация лыжных ходов. Коньковый ход. Схема движения. Стойка. Работа рук. Работа ног. ОРУ на растяжение | 1 | | Практическое занятие |
33 | Контрольная занятия, сдача норм ОФП | 1 | | Практическое занятие |
34 | Беседа: Летний двигательный режим летом. Кросс 3 км. «Пионербол», «Футбол» | 1 | | Практическое занятие |
- 27 -