СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа объединение "Золотное шитье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для дополнительного образования детей в неурочное время

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа объединение "Золотное шитье"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Правобережного района Республика Северная Осетия – Алания



УТВЕРЖДАЮ

Директор МКУДО «ЦДТТ»


______________ Т.Г. Хадикова

«15» сентября 2015 г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


ПО «ЗОЛОТНОМУ» ШИТЬЮ»






Возраст: 6-17 лет

Срок реализации – 3 года




Составитель: Болиева Светлана Таймуразовна

педагог дополнительного образования








г. Беслан

        1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Богато и разнообразно национальное искусство «золотного» шитья Осетии.

Из года в год усиливается интерес к этому, поистине удивительному и уникальному виду творчества, в котором народ выражает свои представления о прекрасном, стремится преобразить по законам гармонии и красоты своё непосредственное мировоззрение и окружение. Искусство вышивания имеет многовековую историю.

Художественные традиции, технические приемы и формы прикладного искусства первых веков нашей эры прослеживаются в памятниках позднеаланской поры. В поздней культуре алан широкое развитие получает вышивка золотыми, серебряными, шелковыми нитками или тесьмой, драгоценными камнями, жемчугом, бисером, канителью и аппликацией на головных уборах, косынках, одежде, обуви, поясах, кисетах и т.д.

Возрождение народных промыслов является составной частью освоения национальной культуры, а изучение вышивки как части духовного и материального наследия нашего народа будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.

Одна из особенностей народного искусства заключается в том, что при чрезвычайной простоте и отработанности приёмов исполнения, завершённости и лаконичности отдельных элементов орнамента, отобранных и выверенных поколениями мастеров, каждая разновидность рисунка представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой и местными традициями.

Естественно, что постижение этого вида искусства во всей её полноте, приобретение высшего мастерства, глубокое проникновение в тайны «золотного» шитья возможно только при работе в творческом коллективе.

Процесс познания и радость творчества в народном искусстве не отделены друг от друга, а тесно переплетаются, здесь особенно велика его роль в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения.

Программа составлена на основе нормативной правовой базы системы дополнительного образования.

Особенностью данной программы является то, что в ней полностью использован материал национальной культуры и национальных традиций нашего народа.

Большое внимание необходимо уделять эстетическому воспитанию учащихся, развитию их фантазии, художественного вкуса. Воспитание этих качеств, способствует изучению таких вопросов программы, как сохранение наследия предков через ремесло «золотного» шитья, «народные традиции», «история национального костюма», «история национальной куклы» и т.д. Планируя годовую работу объединения «Золотное» шитьё» необходимо учитывать местные условия и возможности, национальные традиции в разработке и оформлении работ. Подбор и тематика изделий, предусмотренных программой, могут сменяться в зависимости от заготовленного материала, а так же от умений и навыков учащихся. При планировании занятий необходимо включить экскурсии на выставки декоративно-прикладного искусства, осуществлять межпредметную связь. Это дает возможность ближе познакомить ребят с процессом создания образцов, сувениров и т. д., проводить профориентационную работу, формировать у учащихся интерес к рабочим профессиям, а так же наметить программу чтения соответствующей литературы для пополнения знаний в области национальной вышивки и создания ремесленной мастерской.

В целях укрепления своих знаний и умений, а также усовершенствования работы на будущее необходимо планировать работу с одаренными детьми.    

Для создания целостной системы воспитания и обучения детей в работе большое место отводится приобщению родителей к основам творческого мастерства, где они принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в объединении, таких как мастер-классы, выставки, конференции. В течение всего учебного года для них планируются:

- проведение родительских собраний;

- индивидуальные беседы, консультации, анкетирование.

Программой предусмотрено проведение диагностической работы. В начале учебного года проводится анкетирование по выявлению мотива выбора обучающихся данной деятельности, с целью реализации принципа индивидуализации процесса обучения. В первое полугодие необходимо заполнять график посещаемости и наполняемости для выявления рейтинга данного курса. Прилагается анкетирование «Изучение мотивации выбора обучающимися данного курса» (приложение № 1). Данная диагностическая работа является инструментом, позволяющим оценить эффективность программы.

Программа направлена на становление следующих ключевых компетентностей: - познавательная компетентность (знание истории вышивки и развитие вышивки на современном  уровне, овладение опытом самопознания); - организаторская компетентность (планирование и управление собственной деятельностью по изготовлению изделия с элементами вышивки, владение навыками контроля и оценки собственной  и совместной деятельности  в процессе выполнения проекта); - информационная компетентность (способность работать с различными источниками информации, проводить анализ и отбор нужной информации для выполнения вышиваемого изделия); -  коммуникативная компетентность (владение способами презентации себя и своей деятельности, умение принимать и передавать необходимую информацию); - социокультурная компетентность (соблюдение норм поведения в окружающей среде, умение работать в коллективе).                

Исходя из содержания образовательной программы «Золотное» шитьё» определены ее актуальность, цель и задачи.

Актуальность образовательной программы выражается в создании системы обучения востребованному сегодня искусству национальной вышивки.


Цель образовательной программы «Золотное» шитьё»:


- изучение основ мирового искусства, национальной культуры и приобщение к культурному наследию родного края; - выявление и развитие креативных способностей путем вовлечения обучающихся в мир народного творчества;

- формировать интерес у обучающихся к национальным промыслам;

- сохранение наследия предков через ремесло национального «золотного» шитья»;   

- воспитание и развитие в ребенке творческой личности, художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

- стимулировать и развивать у обучающихся потребность в творческой деятельности, овладевая системой знаний и умений в технике ручного «золотного» шитья; 

- освоение технических приемов «золотного» шитья;

- овладение практическими навыками и умениями художественно–творческой деятельности;

- ознакомление с материалами и инструментами для шитья и выработка умений и навыков их практического использования;  

- формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения и основам мастерства;

- формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

- удовлетворение потребности детей в самовыражении; - формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа;  - выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений через практическую деятельность; - создание условий и предпосылок духовно-нравственной мотивации для всестороннего развития и актуализации творческой одаренности личности, способной адаптироваться в современных социально-экономических условиях.




Задачи образовательной программы «Золотное» шитьё»:

образовательные:

- изучить историю возникновения и развития национальной вышивки и национальной культуры;

- изучить виды орнамента, основы построения композиции и рисунка;

- изучить цветоведение (цвета и оттенки);

- познакомить с безопасными приемами работы с материалами и инструментами по вышивке; - освоить специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой, шильцем и т. д.);

- знакомство с понятием и терминологией по вышивке;

- изучить приемы подготовки и технику исполнения национальной «золотной» вышивки (подготовку ткани к вышивке, вдевание нити в иглу, закрепление нити, швы и стежки, обработка изделия и т.д.);

- овладеть приемом закрепления нити в начале и конце работы;

- работать по старинным образцам и читать орнамент;

- планировать и четко соблюдать этапы и последовательность технологического процесса во время выполнения изделий;

- создавать необычные и оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества;

- изготавливать национальную куклу;

- побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно – прикладного творчества;


воспитательные:

- уважительное и бережное отношение к национальной культуре и творчеству народных мастеров;

- воспитание нравственно-эстетических, духовных, волевых и трудовых качеств личности;

- воспитание интереса к народному творчеству;

- воспитание усидчивости, трудолюбия, аккуратности и умение жить по законам коллектива, бережного отношения к результатам своего труда.


развивающие:

- формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира;

- развивать художественно-эстетические творческие способности;

- развивать в ребенке творческую личность;

- развивать способности к творческому мышлению;

- развивать осознанную потребность в здоровом образе жизни; - развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно - двигательную координацию;

- развивать навыки ручной умелости и культуры труда;

- развивать образное мышление при работе;

- развивать самостоятельность и способности решать творческие задачи;

- развивать индивидуальность при выполнении изделий;

- развивать умение начатую работу доводить до конца; - развивать творческий подход к работе и поддержку в самоутверждении; - участие в мастер-классах, конкурсах, выставках, ярмарках, конференциях, создание мастерских народных ремесел и т.д.

- пользоваться литературными источниками;

- расширять творческий словарный запас детей (нитки, мулине, канитель, трунцал, ткани, шерсть, сукно, атлас, канва, пяльцы, схема, цветовая гамма и др.); Программа «Золотная» вышивка» включает в себя теоретическую и познавательную часть, которая подкрепляется практической частью с индивидуальным подходом к способностям и возрастным психологическим особенностям каждого учащегося.

Теоретическая и познавательная часть включает в себя:

- историю возникновения и многообразие вышивки;

- применение вышивки при оформлении интерьера и в отделке швейных изделий;

- основы композиции;

- цветоведение;

- организацию труда;

- характеристику современного вышивального оборудования;

- объяснение нового материала;

- правила ухода за вышитыми изделиями;

- информацию познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Вся работа в объединении должна быть связанна с народным искусством, поэтому учащихся необходимо знакомить с историей национальной культуры, с наиболее известными художниками, с национальными традициями. Беседы о творчестве вышивальщиц, художников–прикладников повысят интерес к изучаемому материалу, а также творческую активность в создании новых образцов.

    В практическую часть входит выполнение  работ с использованием различных приёмов и способов выполнения вышивки (приложение №2), композиции, образцов вышивки и сувениров, что позволит проявить творческие  способности каждого обучающегося.

Программа способствует: - развитию чувства красоты и художественного вкуса посредством практической деятельности; - оказанию помощи, обучающему в  самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни;      - приобщению детей к национальным видам искусства; - умению находить варианты решения одного интерьера, используя специфику цветовой гаммы и дизайна в декоративно-прикладном искусстве; - созданию творческой атмосферы на занятиях в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении работ;     - приобретению навыков общения в детском коллективе;

        В программе уделяется большое внимание: экскурсиям в музеи,  выставочные залы, библиотеки и просто прогулки на природе, где учащиеся познают окружающий мир, знакомятся с различными видами художественного и декоративно – прикладного искусства, с историей и традициями, познают красоту и неповторимость цветовой

гаммы, наблюдают и изучают природные формы (деревьев, цветов, трав, животных и насекомых, красоту неба).

Всё познанное и увиденное отражается в работах обучаемых. 

С целью расширения кругозора проводятся встречи с людьми творческих профессий, мастер-классы, открытые занятия, семинары, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы. Организуется совместная работа с детьми других профилей декоративно – прикладного искусства (межпредметная связь). Приобщение к национально – региональным особенностям и знаниям родного края является следствием тесного сотрудничества с государственными учреждениями культуры.     


Частая работа с различной литературой развивает творческую активность личности учащихся. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, ребята создают свою работу, а не пользуются готовыми наработками. В этой деятельности выделяются более одарённые дети. Остальные же пользуются готовыми материалами, а со слабыми ведётся дополнительно индивидуальная работа.         

         На занятиях обучаемые приучаются к аккуратности, экономии материалов, качественной обработке изделий и т.д. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, а также используются здоровьесберегающие технологии. Учебное занятие длится 2 часа и обучающимся систематически предлагается комплекс упражнений для снятия утомления, гимнастики глаз, коррекции осанки и т. д. Прилагается комплекс упражнений «Профилактика утомляемости на занятиях по рукоделию». (приложение № 3.)

Индивидуальный подход в работе создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого   обучаемого. Именно индивидуальный подход в обучении даёт раскрыться и утвердиться «трудному подростку», болезненному ребёнку, социально незащищённому, замкнутому в себе. Поэтому  для преодоления трудностей воспитанников в процессе реализации данной программы  предлагаются анкетирование как родителей (приложение № 4), а также анкетирование детей (приложение № 5).

                 Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная  с диагностики на первых занятиях. Предлагается «Карточка учёта творческого роста и результативности обучения» с оценочными  критериями (приложение № 6).

Образовательная программа «Золотное шитье» может быть реализована в УДО в рамках объединений и предполагает три года обучения вышивке и композиции, что позволяет руководителю построить свои занятия соответственно их возрастным особенностям, определить методику проведения занятий и подход к распределению заданий, организовать коллективную работу, правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ, следуя формам и методам проведения занятий.

Формы проведения занятий разнообразны: групповое, индивидуальное, коллективное, комбинированное, нетрадиционное. Коллективное выполнение заданий наиболее эффективная форма. Обучаемым всегда даётся возможность выбора задания на практике по силам. Часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив. Особо популярны комбинированные занятия (теория и практические), соединяющие в себе различные методы общения с аудиторией и виды деятельности. Стимулирует интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде игр, театрализованных представлений, прогулок, экскурсий, конкурсов, выставок, презентаций, бесед, лекций и т.д.

В зависимости от поставленных целей используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемные, частично-поисковые и т.д.   

Программа «Золотная» вышивка» составлена с учётом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с учётом современной жизни и интересов обучающихся на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

Программа предназначена для детей 6 – 17 лет, что соответствует 1 – 11 классам. Оптимальное количество членов творческого объединения 12 -15 человек. Программой предусмотрено обучение детей из различных социальных категорий и одаренными детьми, 1 год обучения рассчитан на 144 часа, где группа занимается 2 раза в неделю по 2 часа, 2 и 3 год обучения рассчитан на 216 часов, где группа занимается 3 раза в неделю по 2 часа. Занятия в группе детей с отклонениями по состоянию здоровья проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, где количество часов в год составляет 72 часа.

Комплектование групп проводится во второй половине сентября, после того как в школе уже уточнено расписание уроков. Информация о наборе в объединение (краткие сведения о кружке, о возрасте принимаемых, о времени и месте записи) доводится до сведения учащихся в качестве объявлений, рекламы, презентаций и т.д.

В каждой группе выбирается староста, который является помощником руководителя, следит за сохранностью оборудования и инструментов, назначает дежурных и т.д. Выбор старосты воспитывает в ребенке чувство ответственности за коллектив и процесс работы.

1-й год - подготовительный (начальный, базовый). «Основы художественной «золотной» вышивки». Курс первого года обучения рекомендуется проводить 2 раза в неделю по 2 часа с детьми в возрасте от 7 до 17 лет. Комплектация групп и форма обучения: комбинированная, групповая по 15 человек. В первый год обучения большое внимание уделяется изучению и выполнению простых и отделочно-декоративных швов, композиции, истории создания национальной «Золотной» вышивки».


Воспитанники первого года обучения должны -

Знать:

- историю «золотного» шитья» и её многообразие;

- технику безопасности;

- инструменты и материалы применяемые в вышивке;

- правила работы с инструментами;

- виды швов;

- историю создания национальной куклы.


Уметь:

- работать с инструментами;

- составлять композиции и рисунок;

- запяливать ткань;

- наносить рисунок на ткань;

- закреплять нити;

- выполнять образцы вышивки;

- читать схемы;

- изготавливать конструкцию куклы;

- разрабатывать эскизы, лекала, выкройки, формы для вышивки по «карте»;


Результатом итоговой работы является:

- освоить основные законы построения композиции, цветоведения; - освоить способы перевода рисунка на ткань;    

- освоить технологический процесс изготовления вышитого изделия;

- освоить способы влажно - термической обработки вышитого изделия; - составление альбома с образцами швов «золотной» вышивки» и элементами основ композиции; - выявление наиболее способных учеников для перевода в «мастерскую «золотного» шитья».

- ознакомление с творческими профессиями;


2-й год – Курс второго года обучения образовательной программы «Золотное» шитьё» рекомендуется проводить 2 раза в неделю по 3 часа с детьми в возрасте от 8 до 17 лет соответственно расписанию. Комплектация групп и форма обучения: групповая по 12-15 человек. Второй год обучения включает в себя повторение и копирование старых образцов, самостоятельное составление композиции. Наряду с закреплением навыков вышивания и составлением композиции по желанию учащихся ведется исследовательская и проектировочная деятельность. Выполнив самостоятельную работу, учащиеся представляют свои работы на научно-исследовательских конференциях, выставках.


Воспитанники второго года обучения должны -

Знать:

- организацию трудового процесса и рабочего места вышивальщицы;

- технику безопасности;

- составлять цветовое решение по данной композиции;

- осуществлять подбор материалов и приёмов вышивки при изготовлении вышиваемого изделия;

- переводить рисунок на ткань; - запяливать ткань в пяльцы; - работать  с информационной и технологической документацией;


Уметь: - уметь оформлять готовое вышитое изделие; - принимать участие в конкурсах мастерства, выставках, на научных конференциях. - оформлять «Альбом с образцами швов «золотного» шитья», образцы композиций с самостоятельно-созданными схемами швов, осуществление профессиональных проб в мастерской национального ремесла «золотного» шитья».


Результатом итоговой работы является:       

- освоить основные законы построения композиции, цветоведения;

- освоить способы перевода рисунка на ткань; - освоить технологический процесс изготовления вышитого изделия;

- освоить способы влажно - термической обработки вышитого изделия; - составление альбома с образцами швов «золотной» вышивки» и элементами основ композиции; - выявление наиболее способных учеников для перевода в мастерскую «золотного» шитья»;

- ознакомление с творческими профессиями.

3-й год – Курс третьего года обучения образовательной программы «Золотное» шитьё» рекомендуется проводить 3 раза в неделю по 2 часа с детьми в возрасте от 9 до 17 лет соответственно расписанию. Комплектация групп и форма обучения: индивидуальная и групповая по 10-12 человек.

На курсе третьего года обучения, учащиеся учатся: выполнять наиболее сложные виды швов в самостоятельно составленной композиции, изготовлению национальной куклы, осуществлять по желанию самостоятельно исследовательскую и проектировочную деятельность, представлять свои доклады по теме на научно-исследовательских конференциях.


Воспитанники третьего года обучения должны -

Знать:

- историю орнаментального искусства;

- значение национальной символики;

- развитие национальных ремесел в современности;

- правила техник безопасности;

- инструменты и материалы;

- правила работы с инструментами;

- основные приемы моделирования.


Уметь:

- работать с дидактическим материалом;

- изображать символы и мотивы национальной вышивки;

- самостоятельно составлять композиции и рисунок;

- разрабатывать эскизы, чертежи, лекала, выкройки;

- подбирать цветовую гамму;

- подбирать материал (бархат, замш, кожу и т.д.);

- работать с инструментами;

- наносить рисунок на ткань;

- запяливать ткань;

- закреплять нити;

- выполнять образцы национальной орнаментальной вышивки;

- выполнять вышивку на выкроенных деталях;

- кроить, обрабатывать детали и шить национальный костюм;

- пользоваться справочной литературой;

- владеть методами исследования;

- определять теоретическую и практическую значимость исследовательской работы;

- определять цели и задачи исследовательского проекта;

- вышивать согласно теме исследовательской работы.


Результатом итоговой работы является: - проектировочная деятельность; - защита творческих проектов и докладов исследовательской деятельности на конференциях; - представление «Альбома швов «золотной» вышивки» и портфолио; - оформление выставки творческих работ.

На заключительных занятиях руководитель подводит итоги знаний и умений, где указываются успеваемость в процентном выражении и качественный показатель как теоретический, так и практический, а так же даются советы, как усовершенствовать свои знания по практической работе.

Данная программа помимо обучения, воспитания, расширяет кругозор, развивает творческие способностей обучаемых в декоративно-прикладном искусстве с учётом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.

Овладение знаниями и умениями не только обогащает духовно, но и подготавливает к конкуренции на рынке труда и профессий. Одним из результатов изучения прикладных искусств является способность поставлять на рынок товаров уникальный продукт, а также осуществлять допрофессиональные пробы, познакомиться с профессиями вышивальщицы, дизайнера, художника – модельера и т. д.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

«Основы «золотной» вышивки"


п/п.

Темы программы

Кол-во

часов

В т.ч.

Примечание

Теоре

тических

Прак

тических

1

Вводное организационное

занятие. Правила техники

безопасности труда, санитарии

и гигиены. Инструменты и

материалы.

3

3


Беседа,

зарисовки,

литература.

2

История возникновения

и развития «золотного»

шитья и вышивальных промыслов.

Классификация вышивки.


2

2


Литература

3

Рисунок. Основы композиции.

Цветоведение. Формообразование.

Классификация видов орнаментов.


24

4

20

Наглядные

пособия.

4

Виды швов технические приемы

«золотного» шитья.


101

22

79

Наглядные

пособия.

Литература.

5

Применение вышивки в оформлении

интерьера, в отделке современных

швейных изделий. Развитие

технологии вышивки

(исторический и технический аспекты).

История создания куклы,

костюма и предметов

быта.

6

1

5


6

Музеи, выставки, библиотеки,

компьютерная информация, экскурсии,

родительские собрания, анкетирование,

праздники, мастер-классы, открытые

уроки, семинары, консультации,

межпредметная связь,

индивидуальные беседы, конференции,

театрализованные занятия, прогулки

на природе.


5


5


7

Итоговое занятие.

3

3

_

Альбом швов

«золотной»

вышивки


Итого:

144

35

109


СОДЕРЖАНИЕ 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

«Основы художественной «золотной» вышивки»


Тема 1. Вводное организационное занятие.

Правила техники безопасности труда, санитарии гигиены.

Инструменты и материалы.

Теория.

Введение. Общие сведения о вышивке. Народные ремесла и промыслы Осетии. Цели и задачи. Общие сведения о вышивке, вышивальных традициях родного края, народных мастерах, характерные черты местной вышивки.

Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также с правилами поведения и требованиями к учащимся в объединении. Ознакомление с инструментами и материалами. Правила работы с пяльцами. Инструктаж по технике безопасности труда, санитарии и гигиены и организация трудового процесса. Анкетирование. Занятие комбинированное, методы словесно-наглядные.


Практика.

Практическая работа с инструментами. Проведение анкет.


Тема 2. История возникновения и развития «золотного» шитья и вышивальных промыслов. Классификация вышивки.

Теория.

Ознакомление с историей «золотного» шитья. История возникновения и развития вышивки и вышивальных промыслов. Отслеживание первоначального уровня (конкурс «Лучший знаток вышивки»). Классификация вышивки. Внешние отличия вышитых работ, выполненных ручным и машинным способами. Знание особенностей профессии «вышивальщица». Занятие комбинированное, методы словесно-наглядные.



Тема 3. Рисунок. Основы композиции. Цветоведение. Формообразование.

Классификация видов орнаментов.

Теория.

Ознакомление с композицией, рисунком, техническими упражнениями карандашом, кистью. Понятие «эскиз», «рисунок», «композиция», «орнамент», «раппорт», «ритм». Законы построения композиции. Форма и пропорции. Построение растительных, Геометрических, животных, симметричных и ассиметричных орнаментов в разных формах. Выбор изделия для выполнения проекта. Занятие комбинированное. Задание открытого типа. Согласно законам композиции выполнить эскиз, рисунок или составить орнамент.

Цветовой круг. Основные цвета. Составные цвета. Теплые и холодные цвета. Цветовая сочетаемость. Контраст. Цветовое решение.

Классификация видов орнаментов. Зарисовка основных мотивов изучаемого: составление композиции изделия в ручной вышивальной технике. Цветовое решение составленной композиции.


Практика.

Технические упражнения карандашом: линий, листиков, завитков, кругов, полукруга, геометрических форм. Технические упражнения кистью, чернилами и гуашевыми красками. Составление композиции и рисунка. Согласно законам композиции выполнить эскиз, рисунок или составить орнамент.


Материалы.

Карандаши, ластик, кисти, чернила, гуашевые краски, поликс, ватман.


Тема 4. Техника шитья золотом. Виды швов технические приемы

«золотного» шитья.

Теория.

Правила перевода рисунка на ткань и работа в пяльцах. Правила запяливания ткани. Декатировка ткани и разметка на ней узора вышивки. Ознакомление с видами швов и схемами.


Практика.

Организация рабочего места и трудового процесса вышивальщицы. Подготовительные работы: подбор и изготовление рисунка национального орнамента. Способ перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Перевод рисунка-контура для изготовления сколка на бумаге. Изготовление сколка. Виды и подбор ткани. Виды пялец. Правила запяливание ткани. Запяливание ткани. Перевод рисунка-контура на картон различными способами. Способ нанесения рисунка на ткань со сколка припорохом для определения места расположения вышивки. Вырезание деталей рисунка, орнамента из картона. Способы закрепления деталей и нити (безузловые способы закрепления рабочей нити и основной декоративной). Виды нитей и швов. Подготовка инструментов к вышивке. Технические приемы выполнения образцов вышивки золотой и серебряной нитью. Простейшие швы: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «петельный шов», «шов через край», «стебельчатый» «шнурок», «тамбурный». Основные швы: «тамбурный - петля», «петля» с двумя прикрепами», «гладьевый шов без настила», «гладьевый шов с настилом», «атласный шов в раскол», «литой-кованый шов», «шов в раскол», «шитье по веревке в раскол». Швы в прикреп идентичные со швами Торжокской вышивки: «рядки» или «косой ряд», «городок или копытечко», «денежка», «ягодка», «разводная клетка», «черенок с ягодкой», «клопец» или «клопчик» («рогожка»), «перышки», «бабий шов», «бабий шов», «шов гусем», «волнистый шов», «аксамитное шитье», «шов на аксамитное дело», шов по шнуру (веревочке), гладьевой валик, гладьевой шнур, шитье узелками или пупырышками. Декоративные сетки: разделка сетки «лапками», «паучками», «петельками в «прикреп», «двойная сетка», «восьмерками» в виде цветков». Шитье золотом плоской накладной гладью. Шитье витым шнуром. Отделка края вышитого изделия. Обработка «золотого» шитья.


Материалы:

Соответствующие инструменты и материалы.


Тема 5. Применение вышивки в оформлении интерьера, в отделке современных швейных изделий.

Развитие технологии вышивки (исторический и технический аспекты).

История создания куклы, костюма и предметов быта.

Теория.

Применение вышивки в оформлении интерьера, отделке современных швейных изделий. Применение вышивки в быту. Оформление жилища и отделка швейных изделий вышивкой. Расположение вышивки на швейном изделии. Выбор изделия для выполнения учебного проекта.

История создания куклы. Демонстрация кукол в народном костюме, фотографий, книжных и журнальных иллюстраций.

Развитие технологии вышивки (исторический и технический аспекты). Возможности использования ПВЭМ в составлении композиции вышивки. Способы выявления потребностей общества в вышитых изделиях.


Практика.

Сделать конструкцию куклы, изделия и выбрать швейное изделие. Подбор ткани. Провести расположение вышивки. Отработка технологического процесса изготовления национального костюма. Разработка эскизов костюма, лекал, выкроек, обработка деталей костюма национальной вышивкой. Пошив изделия. Окончательное оформление куклы. Выбор изделия для выполнения учебного проекта. Составить себестоимость изделия. Составляющие компоненты стоимости вышитого изделия (выполнение вышивки, материалы, рыночная цена, затраченное время, качество изделия и т.д.). Пути снижения стоимости изделия: рациональная организация технологического процесса.


Материалы.

Соответствующие инструменты и материалы.


Тема 6. Музеи, выставки, библиотеки, компьютерная информация, экскурсии,

родительские собрания, анкетирование, праздники, мастер-классы, открытые уроки,

семинары, консультации, межпредметная связь, индивидуальные беседы, конференции,

театрализованные занятия, прогулки на природе.


В целях дальнейшего углубления процесса изучения национального «золотного» шитья» программой предусмотрены:

- посещения выставок, библиотек, проведение экскурсий в краеведческие музеи, на предприятия народных промыслов;

- использование компьютерной информации;

- проведение родительских собраний, анкетирование, праздников, мастер-классов, открытых уроков, театрализованных занятий;

- прогулки на природе. Экскурсии в музеи, на выставки. Сбор материала по национальной культуре.


Тема 7. Итоговое занятие.

Осмотр и анализ альбома с образцами швов «золотной» вышивки» и элементами основ композиции орнамента. Оформление выставки. Защита учебного процесса. Выявление наиболее способных учеников для перевода в мастерскую «золотного» шитья».

Воспитанники первого года обучения должны -

Знать:

- историю «золотного» шитья» и её многообразие;

- технику безопасности;

- инструменты и материалы применяемые в вышивке;

- правила работы с инструментами;

- виды швов;

- историю создания национальной куклы.


Уметь:

- работать с инструментами;

- составлять композиции и рисунок;

- запяливать ткань;

- наносить рисунок на ткань;

- закреплять нити;

- выполнять образцы вышивки;

- читать схемы;

- изготавливать конструкцию куклы;

- разрабатывать эскизы, лекала, выкройки, формы для вышивки по «карте»;


Результатом итоговой работы является:

- освоить основные законы построения композиции, цветоведения; - освоить способы перевода рисунка на ткань;    

- освоить технологический процесс изготовления вышитого изделия;

- освоить способы влажно - термической обработки вышитого изделия; - составление альбома с образцами швов «золотной» вышивки» и элементами основ композиции; - выявление наиболее способных учеников для перевода в «мастерскую «золотного» шитья».

- ознакомление с творческими профессиями;



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п


Темы программы

Кол-во

часов

В т.ч.

Примечание

теорети-

ческих

практи-

ческих

1

2

3

4

5

6

1

Вводное организационное

занятие. Правила техники

безопасности. Инструменты и

материалы.

3

1

2

Экскурсия,

зарисовки,

литература.

2

Символика в вышивке. Композиция.


36

6

30

3

Основные приемы «золотного» шитья.


48

18

30


4

Украшение «золотного» шитья.


24

6

18


5

Обработка «золотного» шитья.


12

6

6


6

Изготовление национального костюма

для традиционной куклы.

45

15

30


7

Исследовательская деятельность


45

15

30


8

Итоговое занятие.


3

3



Итого:

216

70

146




СОДЕРЖАНИЕ 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ «ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ».



1. Вводное организационное занятие. Правила техники безопасности.

Инструменты и материалы.

Теория.

Знакомство учащихся с целями и задачами на учебный год, расписанием занятий, а также правилам поведения и требованиями к учащимся в объединении. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с инструментами и материалами. Правила работы с пяльцами. Решение организационных вопросов.


Практика.

Практическая работа с инструментами.


2. Символика в вышивке. Композиция.

Теория.

Демонстрация образцов изделий, иллюстраций и фотографий.

Традиционные приемы вышивки. Значение символики в вышивке.


Практика.

Работа с дидактическим материалом. Зарисовка символов и мотивов вышивки.

Самостоятельное составление композиции в карандаше, чернилами и гуашевыми красками. Обучение подбору цветовой гаммы.


Материалы.

Бумага, калька, карандаши, гуашь, чернила.



3. Основные приемы «золотного» шитья

Теория.

Объяснение и показ основных приемов «золотной вышивки». «Разводная клетка» «Черенок с ягодкой» «Клопец», «рогожка», «Перышки», Шов «гусем», аксомитное шитье, шов по шнуру (веревочке), гладьевый валик, гладевой шнур, декоративные сетки, шитье золотом плоской накладной гладью, шитье витым шнуром, высокое шитье золотом, шитье золотом «на проем», шитье канителью и битью.


Практика.

Выполнение образцов вышивки.


4. Украшение «золотного» шитья.

Теория.

Объяснение и показ вышивки блестками (пойетками), жемчугом, обработка драгоценного камня вышивкой.


Практика.

Выполнение образцов вышивки.


5. Обработка «золотного» шитья.

Теория.

Объяснение и показ обработки вышивки.

Практика.

Приготовление клейстера. Обработка вышивки.


6. Изготовление национального костюма для традиционной куклы.

Теория.

Демонстрация видов куклы, фотографий, иллюстраций национального

костюма, видов тканей.


Практика.

При выполнении национальной куклы важно как можно больше и точнее передать особенности национального костюма, подобрать ткань. Отработать технологический процесс изготовления национального костюма. Разработка эскизов костюма, лекал, выкроек, обработка деталей костюма национальной вышивкой. Пошив костюма. Окончательное оформление куклы.


Материалы.

Инструменты для шитья и вышивки, карандаши, гуашь, бумага, калька, линейка для лекал, ткань.


7. Исследовательская деятельность.

Теория.

Подбор литературы. Текстовое описание исследовательской работы.


Практика.

Вышивка изделий согласно теме исследовательской работы.

Выступления на конференциях.


8. Итоговое занятие.

Подведение итогов учебного года. Выставка национальных кукол. Выполнение альбома «золотной» вышивки.


Задание на лето.

Сделать зарисовки растений и орнаментов. Подготовить изделие с использованием одного из видов техники вышивания по выбору учащегося.


Воспитанники второго года обучения должны -

Знать:

- организацию трудового процесса и рабочего места вышивальщицы;

- технику безопасности;

- составлять цветовое решение по данной композиции;

- осуществлять подбор материалов и приёмов вышивки при изготовлении вышиваемого изделия;

- переводить рисунок на ткань; - запяливать ткань в пяльцы; - работать  с информационной и технологической документацией;


Уметь: - уметь оформлять готовое вышитое изделие; - принимать участие в конкурсах мастерства, выставках, на научных конференциях. - оформлять «Альбом с образцами швов «золотного» шитья», образцы композиций с самостоятельно-созданными схемами швов, осуществление профессиональных проб в мастерской национального ремесла «золотного» шитья».


Результатом итоговой работы является:       

- освоить основные законы построения композиции, цветоведения;

- освоить способы перевода рисунка на ткань; - освоить технологический процесс изготовления вышитого изделия;

- освоить способы влажно - термической обработки вышитого изделия; - составление альбома с образцами швов «золотной» вышивки» и элементами основ композиции; - выявление наиболее способных учеников для перевода в мастерскую «золотного» шитья»;

- ознакомление с творческими профессиями.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ



п/п.

Темы программы

Кол-во

часов

В т.ч.

Приме

чание

Теорети-

ческих

Практи-

ческих

1

2

3

4

5

6

1

Вводное организационное

занятие. Правила техники

безопасности. Инструменты и

материалы.

3

1

2


2

Символика национального орнамента.

Композиция.


36

6

30


3

Основные приемы национального

Орнаментального «золотного» шитья.

45

6

39


4

Шитье золотом по бархату, замше,

коже.

12

3

9


5

Моделирование. Композиция.

42

12

30


6

Исследовательская деятельность.

69

24

45


7

Традиции и современность.

6

6

---


8

Итоговое занятие.

3

3




Итого:

216

61

155



СОДЕРЖАНИЕ 3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ «ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ».


1. Вводное организационное занятие. Правила техники безопасности.

Инструменты и материалы.

Теория.

Знакомство учащихся с целями и задачами на учебный год, расписанием занятий, а также правилам поведения и требованиями к учащимся в объединении. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с инструментами и материалами. Правила работы с пяльцами. Решение организационных вопросов.


Практика.

Практическая работа с инструментами.


2. Символика национального орнамента. Композиция.

Теория.

Демонстрация образцов изделий, иллюстраций и фотографий. История орнаментального искусства. Значение национальной символики в орнаментальной вышивке.

Практика.

Работа с дидактическим материалом. Зарисовка символов и мотивов национальной орнаментальной вышивки.

Самостоятельное составление композиции в карандаше, чернилами и гуашевыми красками. Обучение подбору цветовой гаммы. Традиционные приемы национальной орнаментальной вышивки.


3. Основные приемы национального орнаментального «золотного» шитья.

Теория.

Объяснение и показ основных приемов национального орнаментального «золотного» шитья.


Практика.

Выполнение швов, кованый шов, шов в раскол, шитье по веревке в раскол, рядки или косой ряд, шитье гладью, шитье узелками или пупырышками, «городок или копытечко», вышивка канителью, шов корзиночка, декоративные сетки. Изготовление изделий.


5. Шитье золотом по бархату, замше, коже.

Теория.

Объяснение и показ основных приемов шитья по бархату, замше, коже.


Практика.

Подбор ткани, подготовительная работа, перевод рисунка, выполнение вышивки. Изготовление изделий.


6. Моделирование. Композиция.

Теория.

Объяснение и показ основных приемов моделирования. Размещение вышивки на костюмах.


Практика.

Подготовка чертежей кроя костюма и эскизов его вышивки. Составление композиции. Изготовление лекал. Выкройка деталей. Вышивка орнамента на выкроенных деталях. Пошив изделия.

7. Исследовательская деятельность.

Теория.

Подбор литературы. Текстовое описание исследовательской работы.


Практика.

Вышивка изделий согласно теме исследовательской работы.

Выступления на конференциях.


8. Традиции и современность.


Развитие национальных ремесел в современности.


9. Итоговое занятие.

Подведение итогов учебного года. Выставка национальных кукол. Выполнение альбома «золотной» вышивки.


Воспитанники третьего года обучения должны -

Знать:

- историю орнаментального искусства;

- значение национальной символики;

- развитие национальных ремесел в современности;

- правила техник безопасности;

- инструменты и материалы;

- правила работы с инструментами;

- основные приемы моделирования.


Уметь:

- работать с дидактическим материалом;

- изображать символы и мотивы национальной вышивки;

- самостоятельно составлять композиции и рисунок;

- разрабатывать эскизы, чертежи, лекала, выкройки;

- подбирать цветовую гамму;

- подбирать материал (бархат, замш, кожу и т.д.);

- работать с инструментами;

- наносить рисунок на ткань;

- запяливать ткань;

- закреплять нити;

- выполнять образцы национальной орнаментальной вышивки;

- выполнять вышивку на выкроенных деталях;

- кроить, обрабатывать детали и шить национальный костюм;

- пользоваться справочной литературой;

- владеть методами исследования;

- определять теоретическую и практическую значимость исследовательской работы;

- определять цели и задачи исследовательского проекта;

- вышивать согласно теме исследовательской работы.




Результатом итоговой работы является: - проектировочная деятельность; - защита творческих проектов и докладов исследовательской деятельности на конференциях; - представление «Альбома швов «золотной» вышивки» и портфолио; - оформление выставки творческих работ.














































МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- нормативные документы;

- альбомы образцов вышивок по всем темам вышивки с детальным описанием изготовления вышивки, способами применения и украшения одежды, предметов быта;

- различные дидактические материалы по всем темам вышивки, изготовленные своими руками; - образовательные стенды: «Технические приемы «золотного» шитья» (на русском и национальном языках), «Цветоведения», «Основы композиции», «Классификация видов орнаментов», «Классификация вышивки», «Словарь вышивальщицы»; - сменный стенд «Сегодня на занятии» с образцами вышивок по изучаемой теме; - сменный стенд работ учащихся; - диск «Вышивка», «Женское рукоделие».






























МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА


Кабинет

Оборудование: освещение, шкафы для хранения инструментов и материалов

доска ученическая, стулья, столы, стол педагога,  компьютер, уголок по технике безопасности, утюг, гладильный стол, швейная машинка для обработки тканей и с настройкой на машинную вышивку, лампа для перевода рисунка на просвет.


Инструменты: иголки разных размеров, ножницы (для декоративной обработки края, маленькие, большие), наперстки, витейки, шильца, поликс, ластик, линейки.


Материалы: ткани (основа-бязь, для основной вышивки - бархат, сукно, велюр, атлас, шелк, кожа, замш), «тканевые карманы» для натяжения ткани-основы канва, нитки («золотные», серебряные, шелковые, мулине для основной вышивки, хлопчатобумажные различных размеров для закрепления основной нити), картон, бумага (копировальная, миллиметровая, калька, бархатная, ватман, газетная, наждачная), клейстер (мука и вода) карандаши (цветные и простые с разной жесткостью), краски (акварельные, гуашевые, чернила), кисти разного размера, мелки, керосин, зубной порошок, зубная паста, синька, бисер, пайетки, бусы, ювелирные камни, канитель.

Приспособления: пяльцы для вышивания, стойки для пялец, лупа,























Литература:


- Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года) — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml(дата обращения 15.03.2013)

- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.) — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml(дата обращения: 15.03.2013).

- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. — М.: Юрист, 2010. — 68 с.

- Федеральный Закон РФ от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2011 г.) // Российская газета. № 147, 05.08.98.

- Федеральный закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07.2001 (принят Постановлением ГД ФС РФ от 12.07.2001 N 1794-III ГД) — URL http://www.lawrussia.ru/texts/legal_523/doc523a242x575.htm(дата обращения: 17.03.2013)

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 5976, 31.12.2012.

- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751) // Российская газета. № 196, 11.10.2000.

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, ред. от 08.08.2009) // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р, ред. от 27.12.2012) // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1377.

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 2148-р) — URL: http://минобрнауки.рф/документы/2882 (дата обращения: 20.03.2013). - Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки России от 6 октября 2004 г. № ПК-2) — URL: http://www.lexed.ru/doc.php?id=3213&q=#(дата обращения: 23.03.2013) - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 27) // Российская газета. № 106, 3.06.2003. - Закон Забайкальского края «О целевой программе Забайкальского края «Образование (2009–2011 годы)" от 26.09.2008 № 54-ЗЗК (ред. от 25.11.2011) –URL: http://docs.cntd.ru/document/922217378 (дата обращения: 19.03.2013)) - Закон Забайкальского края от 29.04.2009 N 168-ЗЗК (ред. от 13.03.2013) «Об образовании» (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 15.04.2009) // Забайкальский рабочий. № 82, 06.05.2009. - Постановление Правительства Забайкальского края от 24.05.2011 N 176 (ред. от 20.11.2012) «Об утверждении Стандарта качества оказания государственной услуги «Предоставление детям дополнительного образования») — URL: http://www.забайкальскийкрай.рф/u/images/documents/postanovlenie_pravitelstva_zabaykalskogo_kraya_176_ot_24_maya_2011.doc (дата обращения: 27.03.2013) - Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 26 июня 2012 г. N 504) // Российская газета. 2012. № 5859. - Типовой Устав учреждения дополнительного образования –URL: http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/v-pomoshch-pedagogam/sovety-yuristov/174-tipovoj-ustav-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 26.03.2012).

- Козелло В. Мережка. Москва, Легпромбытиздат, 1991,стр.48.

- Мелиса Уильямс. Шёлковая лента. Москва, Эксмо-пресс,2000, стр.127.

- Попова С. Дамское рукоделие. Нижний Новгород,ЛТД, 1993, стр.111.

- Ерёменко Т. И. Вышивка крестом. Москва– Мария Л, 199, стр.47.

- Попишевская С.  Вышивка.Санкт-Петербург, Олма - пресс, 2004, стр.83.

- Петрик Боэренс. Школа изящных рукоделий. Москва,  ЭКСМО - пресс, 2000, стр.72.

- Иванова А. Вышитый пейзаж. Тверь,Культура и традиции, 2004, стр.48.

- Крутий Я. 100 схем для вышивки. Ростов-на Дону,  Феникс, 2001, стр.104.

- Сью Хьюауз. Вышивка пейзажей. Ростов-наДону, Феникс, 2002, стр.63.

- Джейн Нетли Мейхью. Времена года. Москва, Ниола - 21 век, 2003, стр.59.

- Хелен Пирс. Объёмная вышивка. Москва, Ниола 21 век, 2003, стр.110.

- Фурлетова О. И. Энциклопедия. Машинная вышивка. Москва,   Большая Рос.Энциклопедия, 1999, стр.158.

- Ерёменко Т. Вышивка. Тверь, АСТ - пресс, 1999, стр.189.

- Андреева И. А. Рукоделие. Москва, Советская энциклопедия, 1991, стр.287.

- Митилло К. Аппликация. Москва, ЭКСМО,  2003, стр.187.

- Сотникова Н. Вышивка для начинающих и не только. Москва, Вече, 1999, стр.319.

- Гашицкая Р. Вышивка бисером. Ростов-на-Дону, Проф - пресс, 2001, стр.479.

- Липкина А. П. Полная женская энциклопедия. Янгиюль, Литература и искусство, 1992,стр.608.

- Буклеты. Вышивка крестом.

- Журналы:Валентина, Диана, Чудесное мгновение, Весёлая петелька.

- Сью Гарднер. От А до Я вышитые цветы. Москва, Издательский дом «Ниола», 2005, стр.131.

- Сьюзен о Коннор От А до Я техника «Рококо», Москва, Издательский дом «Ниола», 2004, стр.131.

- Сью Гарднер. От А до Я вышивка шерстяными нитками. Москва,  Издательский дом «Ниола», 2005, стр.131.

- Ерёменко Т. И. Рукоделие. Москва, Легпромбытиздат,1990, стр.159.

- Петренко В. Украшения Скифии. VII-III вв. до н.э. М.; 1978г.

- Абаев В. Избранные труды. Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990г.

- Андиев Б., Андиева Р. Осетинский орнамент. Орджоникидзе, 1960г.

- Дзаттиаы Р. Орнамент горной Осетии. Владикавказ, «Алания» 1992 г., -

- Рукоделие. АО «Крон-Пресс.

- Уарзиаты В. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995г.

- Мзокова З. Нестареющее искусство. Статья на правах рукописи.

- Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.; 1976г.

- Мацкевич А.О скифах поясах. Скифо-Сибирское искусство народов Евразии. М.; 1976г. - Уникальные драгоценности. Москва «Крон-Пресс», 1977г. - Даурова З.С. Искусство рукоделия Осетии-Алании. Владикавказ 2006г. - Калоев Б.А. Материальная культура и прикладное искусство осетин. Владикавказ 1973г.





















Приложение № 1

«Изучение мотивации выбора обучающимися данного курса»

  1. Посещаю, потому что, так хотят мои родители.

  2. Нравится преподаватель.

  3. Это интересно.

  4. Все мои друзья обучаются здесь.

  5. Много свободного времени.

  6. Приятно обучатся в коллективе.





ФИО обучаемого

Мотивы выбора

Преобладающий мотив

1

2

3












































Приложение №2


Виды швов и технические приемы национального «золотного» шитья:


  • Рæхысхуыд - стебельчатый шов;

  • Цæгхуыд - звеньевой шов или тамбурный;


Комбинированными видами этих швов пользовались для того, чтобы замаскировать швы, если вышиваемый предмет состоял из кусков, а также для дополнения узора в орнаменте.


  • Уæлæфтаухуыд – шитье гладью;

  • Хъуымбылхуыд или æгънæгхуыд – шитье узелками или пупырышками;

  • Нывæфтыд – вышивка аппликацией;

  • Быднывæфтыд – нанесение узора тесьмой или шнуром тъæпæнбыд -

Плоским шнуром, тымбылбыд – четырехгранным (круглым) шнуром;

  • Хæрдгæхуыд – шитье золотыми и серебряными нитками в прикреп;

  • Хæрдгæхуыд – кованый шов (литой и косой);

  • Хæрдгæнывæфтыд – шитье в одну нить длинными стежками из золотых и серебряных ниток. Этот шов применялся для дополнения основного рисунка хæрдгæхуыд;

  • Къаубыдхуыд – шов корзиночка;

  • Хъазысынк – шов «гусем»;

  • Сылыстæджы хуыд – бабий шов по картону и по веревке;

  • Хуыд синаджы – шов по веревке;

  • Хæрдгæбыд нывæфтыд – вышивка канителью двух цветов золотой и серебряной;

  • Пæратæ – золотые , серебряные, зеленые и синие блестки различной формы;

  • Хæрдог – бисер разных цветов;

  • Хæрдгæуафгæбыд, алдымбыд – галуны;

  • «Зынаргъ дур» - драгоценный камень;













Приложение №3

Гимнастика для глаз

Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5 – 7 раз.

- Вертикальные движения глазами вверх (считать до трёх), вниз (считать до трёх). - Горизонтальные движения глазами вправо, влево. - Круговые движения глазами с начала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. - Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.

Укрепление вестибулярного аппарата

Упражнение выполняется сидя.

1. Наклоны головы вперёд и назад до касания затылком спины. 2. Повороты головы вправо и влево до упора. 3. Круговые движения головой в трёх положениях: голова прямо, голова наклонена вперёд, голова запрокинута назад.

Профилактика нарушений осанки

- Исходное положение  - стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперёд. Повторить упражнение, начиная с левой руки. - Приседание с мешочком на голове с разными исходными положениями рук (вверх, вперёд, согнутых в локтях, за головой).

















Приложение №4

Анкета для родителей

1.Каким образом Ваш ребёнок попал в наше объединение? - записался сам по собственной инициативе; - записался по приглашению педагога; - по совету учителя школы; - по совету родителей.

2.Знакомы ли Вы с программой объединения, т.е. с содержанием деятельности? - хорошо знакомы; - имеете общее представление; - незнакомы;

3. Как Вы относитесь к занятиям Вашего ребёнка в нашем объединении? - одобряете; - безразлично; - не одобряете;

4. Считаете ли Вы, что эти занятия принесут пользу Вашему ребёнку? - большую; - небольшую; - возможно, пригодятся в жизни.

5. Как относится Ваш ребёнок к посещению этих занятий? - посещает с удовольствием; - особой радости не испытывает; - посещает по вашей просьбе или напоминанию преподавателя.

6. Нравится ли вам педагог? - как профессионал; - как человек; - как воспитатель (организатор массовых мероприятий, экскурсий);

7. Чего Вы ждёте в итоге от посещения Вашим ребёнком наших занятий? - хороших умений и навыков рукоделия; - развитию способностей к обучению в школе; - ничего не жду.

8. Чем бы Вы хотели помочь в развитии нашего объединения? - небольшой оплатой за обучение;     - материалами, тканью и т. д. - не имею возможности.

9. Помогают ли вам в общении с ребёнком его занятия в объединении? - да, очень;     - есть общий интерес;     - нет.

10. Как влияет посещение занятий на успеваемость в школе? - лучше учится;     - особых изменений нет; - успеваемость снизилась.

11. Сколько времени Вы уделяете своему ребёнку? - немного ежедневно;  - периодически, когда есть свободное время.



































Приложение №5

Анкета для детей

        Результаты ответов помогут педагогу совершенствовать работу по организации досуга детей. Данные о себе: Имя  _________________________________________________________________

Возраст __________________________________________________________________

Школа,класс_______________________________________________________

1. Каким образом ты попал в наше объединение?

- записался сам по собственной инициативе;   - записался сам по приглашению педагога;   - по совету учителя школы; - по совету родителей.

2. Хорошо ли ты знаком с программой, т.е. с содержанием деятельности?

- хорошо знаком; - имею общее представление; - не знаком

3. Считаешь ли ты, что занятия у нас могут принести тебе пользу?

- большую; - небольшую;   - возможно, пригодятся в жизни.

4. Когда ты хотел бы достичь результатов в нашем объединении?

- через одно занятие; - через несколько занятий; - через год.

5. Чего ты ждёшь для себя по окончании обучения у нас?

- хороших умений и навыков рукоделия; - развития способностей к обучению в школе;   - ничего не жду; - всего понемногу.

6. Посещая занятия:

- ты  хочешь узнать; - ты хочешь научиться; - ты хочешь суметь;

7. Твой успех на занятиях зависит от:

- тебя самого;   - соратников по группе; - везения;   - педагога;   - таланта; - усидчивости, упорства и терпения; - всего понемногу.

8. С каким настроением ты посещаешь наши занятия?

- с удовольствием;   - особой радости не испытываешь; - посещаешь по напоминанию других; - готов заменить любые другие занятия нашими; - из уважения к окружающим.

9. Твоё настроение на занятии зависит от:

- тебя самого;   - от возможных удач и неудач; - настроения других ребят в группе; - погоды на улице; - всего понемногу.

10. Нравится ли тебе педагог?

- как профессионал; - как человек; - как воспитатель; - как организатор твоего досуга.   

11. Как влияет посещение занятий на успеваемость в школе?

- стала лучше; - особых изменений нет; - успеваемость снизилась.

12. Как относятся твои родственники к посещению тобою нашего объединения?

- одобряют; - безразлично;   - не одобряют.

13. Как влияет посещение занятий на общение с родителями?

- положительно; - есть общий интерес; - отрицательно; - никак.

   

   

   































Приложение №6

«Карточка учёта творческого роста и результативности обучения»

п/п

Ф.И.О.


Промежуточная аттестация за 1 полугодие

Участие в конкурсе  ДПИ

Участие в конкурсе профессионального мастерства

Итоговая выставка работ. Презентация











































Критерии оценок:

  1. Знание инструментов и приспособлений для вышивки.

  2. Организация рабочего места.

  3. Умение запяливать ткань.

  4. Знание основ вышивки.

  5. Знание профессиональной терминологии.

  6. Знание художественных ремёсел.

  7. Компьютерные знания.

  8. Творческие способности.




















1