Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Феденька» города Абакана
Принято: Утверждено приказом:
На Педагогическом совете МБДОУ «Д/с «Феденька»
Протокол № г. Абакана
«____» августа 2022 г. от «____» августа 2022 г. №
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
По развитию графо-моторных навыков
у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
«Занимательные клеточки»
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Воспитатели:
Гладкая С.В.
Кадолова И.В.
Абакан, 2022 г.
Содержание программы
1. | Пояснительная записка | |
1.1 | Направленность программы, | 3 |
1.2 | Уровень программы | 3 |
1.3 | Актуальность программы | 3 |
1.4 | Отличительные особенности программы | 4 |
1.5 | Педагогическая целесообразность | 4 |
1.6 | Адресат программы | 4 |
1.7 | Срок освоения программы | 4 |
1.8 | Характеристики особенностей развития детей | 5 |
2. | Цель и задачи программы | 5 |
3. | Содержание программы | 6 |
3.1 | Учебный план | 6 |
3.2 | Структура занятий | 7 |
3.3 | Взаимодействие с семьёй. Направления в работе. | 7 |
4. | Планируемые результаты реализации программы | 7 |
5. | Оценочные материалы | 8 |
6. | Календарно-тематический план | 9 |
7. | Методическое обеспечение программы | 15 |
8. | Список используемой литературы | 15 |
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».
В.А. Сухомлинский
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.
Дошкольный возраст – время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие «лево», «право»,
«лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания. Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму.
Такие занятия, сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через кружковые занятия по программе «Занимательные клеточки».
Направленность программы.
Программа «Занимательные клеточки» имеет математическую направленность. Она создаёт условия для развития мелкой моторики и внимания детей с учётом их возможностей и мотивации.
Уровень программы
Содержание и материал программы организован по принципу дифференциации в соответствии с базовым уровнем сложности.
Актуальность данной темы в том, что именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития ребенка. По словам В.А. Сухомлинского, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей
нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников
Отличительные особенности программы
Повысить эффективность работы с детьми по подготовке руки к освоению письма в школе, снизить риск дезадаптации в новых социальных условиях, закрепить пространственные представления, развить внимание, память, самостоятельность, аккуратность, усидчивость – позволяют занятия кружка по математике «Занимательные клеточки», проводимые в игровой форме, с применением сказочных сюжетов.
От занятия к занятию дети становятся всё более усидчивыми, прилежными, самостоятельными. А все эти качества необходимы для того, чтобы без особых проблем перейти к школьному обучению.
Постепенное освоение разнородных графических движений позволит правильно сформировать графические навыки, развить зрительно – моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Кроме того, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Реализация данной программы обеспечивает полноценное, разностороннее развитие каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей детей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности, обогащает детское развитие, взаимосвязь всех его сторон. Все задания разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Дети понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только не развита рука. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим неравномерным, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается». Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован. Рисование по клеточкам очень увлекательное и полезное занятие для детей. Выполняя графические диктанты, ребёнок расширит кругозор, увеличить словарный запас, в процессе занятий ребёнок отрабатывает правильную, и чёткую речь научиться ориентироваться в тетради, познакомиться с разными способами изображения предметов.
Адресат программы
Программа представлена для детей дошкольного возраста – 5-6 лет, сроком обучения – 1 год: с 1 сентября 2022 г. – по 31 мая 2023 г.
Срок освоения программы
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Форма проведения занятий – подгрупповая от 9 до 12 человек.
1.8. Характеристики особенностей развития детей
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, которые необходимы для познания окружающего мира.
Важным показателем общего уровня развития мышления ребенка является сформированность у него математических представлений. Конечно, очень многому он научится уже в школе, но определенный багаж знаний все же приобретается в дошкольном учреждении.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому в старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными.
Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.
Цель и задачи программы.
Целью программы является: формирование компонентов интеллектуальной сенсорной готовности к школе через:
Развитие мелкой моторики руки ребенка.
Развитие слухового внимания.
Развитие графического воспроизведения.
Задачи:
Обучающие:
Научить детей ориентироваться в тетради в клетку и на листе бумаги.
Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения контура изображения.
Помочь детям подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки.
Развивающие:
Развивать графические движения, зрительное восприятие, зрительно – моторные координации;
Развивать внимание к речи воспитателя, умение выполнять задания по словесной инструкции.
Развивать у детей мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать старательность, аккуратность, усидчивость;
Воспитывать навыки правильной посадки при письме, умение правильно располагать тетрадь на столе во время письма, умение правильно держать шариковую ручку (карандаш).
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество академических часов |
всего | теория | практика |
1 | Сентябрь |
1.1 | Занятие 1 | 1 | 0,25 | 0,75 |
1.2 | Занятие 2 | 1 | 0,25 | 0,75 |
1.3 | Занятие 3 | 1 | 0,25 | 0,75 |
1.4 | Занятие 4 | 1 | 0,25 | 0,75 |
2 | Октябрь |
2.1 | Занятие 1 | 1 | 0,25 | 0,75 |
2.2 | Занятие 2 | 1 | 0,25 | 0,75 |
2.3 | Занятие 3 | 1 | 0,25 | 0,75 |
| каникулы | | | |
3 | Ноябрь | | | |
3.1 | Занятие 1 | 1 | 0,25 | 0,75 |
3.2 | Занятие 2 | 1 | 0,25 | 0,75 |
3.3 | Занятие 3 | 1 | 0,25 | 0,75 |
3.4 | Занятие 4 | 1 | 0,25 | 0,75 |
4 | Декабрь | | | |
4.1 | Занятие 1 | 1 | 0,25 | 0,75 |
4.2 | Занятие 2 | 1 | 0,25 | 0,75 |
4.3 | Занятие 3 | 1 | 0,25 | 0,75 |
4.4 | Занятие 4 | 1 | 0,25 | 0,75 |
| каникулы | | | |
5 | Январь | | | |
| каникулы | | | |
5.1 | Занятие 1 | 1 | 0,25 | 0,75 |
5.2 | Занятие 2 | 1 | 0,25 | 0,75 |
5.3 | Занятие 3 | 1 | 0,25 | 0,75 |
6 | Февраль | | | |
6.1 | Занятие 1 | 1 | 0,25 | 0,75 |
6.2 | Занятие 2 | 1 | 0,25 | 0,75 |
6.3 | Занятие 3 | 1 | 0,25 | 0,75 |
6.4 | Занятие 4 | 1 | 0,25 | 0,75 |
7 | Март | | | |
7.1 | Занятие 1 | 1 | 0,25 | 0,75 |
7.2 | Занятие 2 | 1 | 0,25 | 0,75 |
7.3 | Занятие 3 | 1 | 0,25 | 0,75 |
7.4 | Занятие 4 | 1 | 0,25 | 0,75 |
| каникулы | | | |
8 | Апрель | | | |
8.1 | Занятие 1 | 1 | 0,25 | 0,75 |
8.2 | Занятие 2 | 1 | 0,25 | 0,75 |
8.3 | Занятие 3 | 1 | 0,25 | 0,75 |
8.4 | Занятие 4 | 1 | 0,25 | 0,75 |
9 | Май | | | |
9.1 | Занятие 1 | 1 | 0,25 | 0,75 |
9.2 | Занятие 2 | 1 | 0,25 | 0,75 |
9.3 | Занятие 3 | 1 | 0,25 | 0,75 |
9.4 | Занятие 4 | 1 | 0,25 | 0,75 |
Структура занятий:
часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка, письмо по контуру.
часть - Упражнения на развитие зрительно - моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.
Взаимодействие с семьёй. Направления в работе:
Консультация «Некоторые приемы развития мелкой моторики, подготовки руки к письму».
Обучающий семинар практикум с детьми «Умные пальчики».
Цель: Познакомить с пальчиковой гимнастикой, играми, правилами штриховки, с необходимыми для письма гигиеническими правилами.
Консультация «Развитие мелкой моторики рук».
Цель: Пояснить, что проблемы с координацией движений, мелкой моторикой необходимо решить до поступления в школу.
Занятие для родителей «Развитие графических навыков».
Цель: Заострить внимание на необходимости развития ребенка еще до поступления в школу.
Планируемые результаты реализации программы
1. Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий. 2. Ориентируется в пространстве и на плоскости. 3. Быстро и успешно справляется с заданиями, требующими координированных движений рук. 4. Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции. 5. Сформированы графические навыки. 6. Может самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.
Оценочные материалы.
Промежуточная аттестация предполагает определение уровня освоения программного материала обучающимися и включает в себя выполнение игровых заданий в индивидуальных карточках. По результатам делается вывод об уровне освоения программного материала.
Материал для промежуточного контроля
№ п/п | Ф.И. ребенка | Ориентировка на листе бумаги в клетку | Ориентировка в пространстве | Диктанты по раскраскам | Диктант по клеточкам | Линейные графические диктанты | Итог |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Оценка работы по 3-х бальной системе:
3 – высокий уровень развития;
2 – средний уровень развития;
1 – низкий уровень развития;
Уровень:
балл - задание не выполнено,
балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;
балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Общий уровень усвоения программы:
2, 5 – 3 балла – высокий уровень
1,5 – 2,4 – средний уровень 1,4 и ниже – низкий уровень
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Критерии результативности.
Для определения уровня графо - моторного развития детей используются критерии оценки формирования мелкой моторики руки С.Е. Большаковой;
Уровень освоения
Характер линий:
ровный, прямой, нажим ровный – 1,
линия неровная, дрожащая, двойная, искривленная – 0.
Размер элементов:
соответствует эталону – 1,
не соответствует эталону – 0.
Форма элементов:
соответствует эталону – 1,
не соответствует эталону – 0.
Наклон:
соответствует эталону – 1,
не соответствует эталону – 0.
Отклонение от строчки:
незначительное: – 1,
значительное – 0.
Последовательность элементов:
правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов – 1,
неверно воспроизведена последовательность элементов – 0.
Результат 6–5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.
Результат 4–3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.
Результат 2–0 баллов – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.
Календарно - тематический план.
№ | Тема | Содержание | Задачи | Оборудование |
| СЕНТЯБРЬ |
1-2 | Правила дорожного движения | Знакомство с тетрадью, правилами письма. Упражнение с мелкими игрушками «Проведи по дорожке» Игровое упражнение «Привет». Попади карандашом в точку. | Знакомство с тетрадным листом в крупную клетку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки) | - мелкие игрушки -тетрадь, ручка - простой карандаш |
3 | Наш детский сад | Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». 2.Гимнастика для глаз «Глазкам нужно отдохнуть» 3.Работа в тетради – графический диктант «Дорожка» | Формирование умения входить в клеточку, обводить ее, вести прямые линии слева-направо по разлиновке. | - тетрадь с заданиями, - простой карандаш, ручка, цветные карандаши |
4 | Осень | Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» Упражнение с фасолью «Выложи по контуру «Листья» 3.Работа в тетради – Рисование горизонтальных линий «Дождь идет» | Формирование умения входить в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху- вниз по разлиновке. | -фасоль -раздаточный лист – контур листика березы -тетрадь, ручка |
| ОКТЯБРЬ |
1 | Огород. Овощи. | 1. Пальчиковая гимнастика «В нашем огороде» 2.Упражнение «Золушка» 3. Работа в тетради – Рисование Линий по диагонали «Забор повалился» | Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали. | - макаронные изделия (фасоль, горох, гречка, мелкие макароны) -тетрадь с заданием - карандаши простые |
2 | Сад. фрукты | Пальчиковая гимнастика «Компот». Упражнение «Большие и маленькие деревья» - выкладывание из палочек деревьев разной высоты. Работа в тетради – рисование геометрических фигур (круг, овал) «Яблоки и груши» | Формирование умения размещать внутри клеточки круг, овал. | - счетные палочки - образец узора для зрительного диктанта -тетрадь с заданием, ручка |
3 | Лес. Ягоды. Грибы | Пальчиковая гимнастика «Мы пошли в лесок гулять» 2. Упражнение Большие и маленькие елочки» 3. Работа в тетради – найди заданное количество грибочков. | Развивать у детей Пространственное представление. | - счетные палочки - образец узора для зрительного диктанта -тетрадь с заданием, ручка |
4 | каникулы | | | |
| НОЯБРЬ |
1 | Одежда | Пальчиковая гимнастика «В понедельник…» Упражнение «Найди парную картинку» Работа в тетради – «Штриховка предметов одежды». | Формирование умения проводить прямые линии по контуру. | диктанта -тетрадь с заданием, простые карандаши |
2 | Обувь | 1. Пальчиковая гимнастика «Обувь» 2. Зрительный диктант «Сапожок» с использованием счетных палочек. 3.Работа в тетради – расставь значки в соответствии с образцом. | Развивать у детей Пространственное представление. | -счетные палочки - образец сапога для зрительного диктанта -тетрадь с заданием, ручка |
3 | Игрушки | Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Графическое упражнение «Нарисуй игрушку по точкам» Работа в тетради -«Составь узор» | Учить соединять углы клеточек по диагонали. | диктанта -тетрадь с заданием, ручка |
4 | Посуда | 1. Пальчиковая гимнастика «Посуда» 2.Выкладывание из фасоли «Посуда» 3.Работа в тетради – штриховка в заданном направлении «Посуда» | Формирование умения проводить прямые линии по контуру. | Фасоль Тетрадь, ручка, простые карандаши образец для выкладывания посуды по контуру |
| ДЕКАБРЬ |
1 | Зима. Зимующие птицы | Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы» Работа в тетради «Проведи линию посредине дорожки» 3.Лепка из пластилина дорожки и выкладывание фисташек – Игра «Следы на дорожке» | Формирование умения проводить прямые линии между двумя линиями. | -тетрадь, простой карандаш -пластилин, дощечка, картон, фисташки -образцы дорожек из фасоли |
2 | Дикие животные | Пальчиковая гимнастика «Мальчик с-пальчик». Упражнение «Дорисуй колючки ежику». Работа в тетради – раскраска «Дикие животные» | Формирование умения проводить прямые линии по контуру. | диктанта -тетрадь с заданием, простые карандаши |
3 | Мебель | Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». Упражнение «Мебель» - выкладывание из палочек предметов мебели по образцу. Работа в тетради – «Кирпичи». | Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вместе (прямоугольники). | диктанта -тетрадь с заданием, ручка |
4 | Новогодний праздник | 1. Пальчиковая гимнастика «Новый год» 2.Выкладывание из гороха «Елочка» 3.Работа в тетради – рисование по клеточкам «Елочки» | Формирование графических навыков при зарисовке геометрических фигур (треугольники). | -горох -образец елочки Для выкладывания -тетрадь, ручка |
5 | каникулы | | | |
| ЯНВАРЬ |
1 | Домашние животные | 1. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные». 2. Упражнение «Дорисуй лошадке хвост». 3. Работа в тетради – раскраска «На ферме» | Формирование умения проводить волнистые линии по контуру. | диктанта -тетрадь с заданием, простые карандаши |
2 | Транспорт | 1. Пальчиковая гимнастика «Транспорт». 2. Игровое упражнение с карандашом «паровоз» (скольжение по карандашу влево-вправо). 3. Графический диктант «поезд». | Формирование графических навыков при зарисовке геометрических фигур (квадрат, прямоугольник). | диктанта -тетрадь, простой карандаш |
3 | Профессии на транспорте | Пальчиковая гимнастика «Мы- работники» Массаж ребристым карандашом ладоней и пальцев рук. 3. Работа в тетради – продолжи рисовать по клеточкам «Доберись до самолета и корабля» | Формирование графических навыков при зарисовке геометрических фигур (дуги). | - образец для зрительного диктанта -тетрадь, карандаши |
| ФЕВРАЛЬ |
1 | Профессии в детском саду | Пальчиковая гимнастика «Пять и пять пошли гулять» Самомассаж массажными мячиками Зрительный диктант «Что нужно для работы» с использованием счетных палочек | Развивать у детей Навыки зрительной памяти | |
2 | Профессии. Дом моды. Швея. | Пальчиковая гимнастика «Помогаем маме» Выкладывание из фасоли «Цветок для мамы» – зрительный диктант Работа в тетради – «Раскрась фигуры»-слуховой диктант | Развивать у детей Пространственное представление. | -счетные палочки -образец цветка для зрительного диктанта -тетрадь, - цветные карандаши |
3 | Профессии на стройке. | Пальчиковая гимнастика «Мы построим новый дом» Д/у «Найди дом по описанию. Графический диктант «Дом» | Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку. | - счетные палочки - образцы для зрительного диктанта -тетрадь, ручка |
4 | День Защитника Отечества. | Пальчиковая гимнастика «Бойцы» Зрительный диктант «Танк», «Флажок» с использованием счетных палочек. 3.Работа в тетради – нарисуй узор из горизонтальных и вертикальных линий (в одну клетку) | Закреплять графические навыки при зарисовке линий. | -тетрадь, ручка |
| МАРТ |
1 | Весна. | 1. Пальчиковая гимнастика «Подснежник» 2.Рисование по точкам и раскрашивание – «Подснежник» 3. Работа в тетради – «Продолжи узор» –рисование вертикальных (2 клетки) и горизонтальных (1 клетка) линий | Закреплять графические навыки при зарисовке линий. | раздаточный лист с подснежником, простой карандаш, цветные карандаши |
2 | Почта. | 1. Д/у «Помоги Колобку убежать от лисы». 2.Самомассаж пальцев рук трехгранным карандашом. 3.Упражнение на мышление «Покажи письмо, у которого в середине квадрат, справа круг, слева - треугольник. | Знакомить детей с планом. Развивать логическое мышление. Воспитывать желание помогать другим. | - тетрадь, простой карандаш |
3 | Наш город. | 1. Пальчиковая гимнастика «Дом» 2.Выкладывание дорожек к домикам 3.Работа в тетради – обведи по точкам и раскрась – «Дом с забором» | Развивать зрительные обследовательские умения: прослеживать контур любой фигуры | -фасоль, горох, макароны простой карандаш, цветные карандаши |
4 | Комнатные растения. | 1.Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветки». 2. Рисование по точкам и раскрашивание «Кактус в горшочке». 3. Работа в тетради – «Цветы» | Закреплять графические навыки при зарисовке контуров простейших предметов внутри клеточки. | - счетные палочки - образец для зрительного диктанта - тетрадь, - простой карандаш |
5 | каникулы | | | |
| АПРЕЛЬ |
1 | Рыбы | 1.Пальчиковая гимнастика «Рыбки». 2.Выкладывание аквариума с помощью палочек и добавление фасолинок – рыбок по образцу. 3. Работа в тетради – «Большие и маленькие рыбы» | Продолжать формировать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Формирование умения проводить линии по контуру. | - тетрадь с заданиями, простой карандаш, ручка, цветные Карандаши - образец для зрительного диктанта |
2 | Космос | 1.Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5- в космос полетел отряд» 2.Зрительный диктант «Ракета» с использованием счетных палочек 3.Работа в тетради – штриховка «Звездочка» | Закрепление умения проводить прямые линии по контуру в разных направлениях. | - счетные палочки - образец для зрительного диктанта - тетрадь, - простой карандаш |
3 | Весенние сельскохозяйственные работы | Пальчиковая гимнастика «Россия – наша Родина» Гимнастика для глаз «Буратино» 3. Работа в тетради – Продолжи узор | Закрепление умения проводить прямые, волнистые и зигзагообразные линии по контуру в разных направлениях. | - тетрадь с заданиями, простой карандаш, ручка, цветные карандаши |
4 | Хлеб | 1.Пальчиковая гимнастика «Каша в поле росла». 2. Рисование по точкам и раскрашивание – «Колосок». 3.Работа в тетради – «Найди Парные картинки» | Продолжать формировать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | - тетрадь с заданиями, простой карандаш, ручка, цветные Карандаши - образец для зрительного диктанта |
| МАЙ |
1 | Правила дорожного движения | Пальчиковая гимнастика «Кто приехал» Зрительный диктант «Сердце» с использованием счетных палочек Работа в тетради – «Светофор» | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. | счетные палочки образец для зрительного диктанта карточка с флажками для упражнения на развитие мышления |
2 | Насекомые и пауки | Пальчиковая гимнастика «Бабочка». Быстро – медленно» («ходьба» пальцами в пластиковых крышках). Графический диктант «А вот беззаботные бабочки порхают на лугу». | Тренировать мышцы рук. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. | - образец для зрительного диктанта -тетрадь, карандаши -пластиковые крышки |
3-4 | Лето. Полевые и луговые цветы | Пальчиковая гимнастика «Семья» Зрительный диктант «Построим из 5 палочек два треугольника» с использованием счетных палочек Работа в тетради – графический диктант «Трава» | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. | Счетные палочки тетрадь, ручка, простой карандаш |
Методическое обеспечение программы
Обучение по программе осуществляется в очной форме на занятиях. Используются различные методы обучения:
словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами);
работа со схемами, планами, образцами;
практическая работа (выполнение заданий в индивидуальных карточках, тетрадях).
Также используются следующие методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
На разных этапах обучения применяются формы, методы и приемы с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Формы организации образовательного процесса: подгруппа
Формы организации учебного занятия: беседа, практическое занятие, игра. Образовательная деятельность включает выполнение следующих заданий: Дидактическая игра.
Игры с пальчиками.
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика. Штриховка.
Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
Работа в занимательных - прописях для дошкольников.
Демонстрационный материал: «Схемы», «Образцы для показа».
Раздаточный материал – индивидуальные карточки, простые и цветные карандаши, карточки с образцами.
Список литературы
Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет
«Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. -М.:
«Просвещение», 1985.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. Голубь В. » ТЦ Сфера, М.2006
Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет
«Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
8 Тетрадь. Графические диктанты. Домашние животные. Автор: Сыропятова Г.А. Издательство: Издательский дом ЛИТУР Год: 2012
9. Графические диктанты для мальчиков и девочек 5 - 7 лет, Автор: ред. Васильева И. Издательство: Стрекоза. – Год: 2010