СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Инфознайка" для детей с ОВЗ( интеллектуальные нарушения)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Инфознайка" имеет техническую направленность и предназначна для детей с ОВЗ ( интеллектуальные нарушения) на занятиях  в рамках проекта "Точка роста" . Данный курс формирует у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Инфознайка" для детей с ОВЗ( интеллектуальные нарушения)»



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«ИНФОЗНАЙКА»

технической направленности

адаптирована под детей с ОВЗ

( интеллектуальные нарушения)


возраст обучающихся: 8-13 лет

срок реализации : 72 часа( 9 месяцев).




Автор-составитель: Дышлевая Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования











РП Лысые Горы- 2024год.



1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы.


1.1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инфознайка» имеет техническую направленность , адаптирована под детей с ОВЗ, имеющими интеллектуальные нарушения, рассчитана на 72 учебных часа и реализуется в течение 9 месяцев.

В основе разработки данной программы следующие документы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022г. №678-р);

4. Постановление Администрации Лысогорского района от 15 июня 2023 года № 281 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в новой редакции»;

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

6. Санитарные правила 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28);

7. Приказ № 816 от 23.08.2017 г. Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 8.«Правила персонифицированного дополнительного образования в Саратовской области» (утв. приказом Министерства образования Саратовской области от 21.08.2023г. №1450;

9. Устав МБОУ «СОШ № 1 рп Лысые Горы Саратовской области»;

10.Положение «О порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Центра « Точка роста» на базе МБОУ «СОШ № 1р.п. Лысые Горы Саратовской области»


Направленность программы: техническая.


Актуальность программы .

В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для обучающихся с ОВЗ( VIII вида) в силу их психофизических особенностей.

Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации. Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.

Данный курс формирует у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.

Программа соответствует социальному заказу родителей на организованный досуг детей в центре «Точка роста» и удовлетворяет потребность детей в возрасте 8-15 лет.


Отличительные особенности данной программы.


В отличие от аналогичных программ «Занимательная программа для начинающих ( адаптирована для детей с ОВЗ) , автор Корсакова Е.В., Петровский р-н п. Пригородный, «Основы компьютерной графики» ( адаптирована для детей с интеллектуальными нарушениями), автор Сальникова Т.М., данная программа не является дополнением к учебным предметам и направлена на развитие практических умений и творческих способностей обучающихся с учётом индивидуальных возможностей каждого ребенка.


Педагогическая целесообразность программы.

Предлагаемый курс «Инфознайка» знакомит учащихся с ОВЗ с основами информационных ресурсов. Функционирование компьютерного класса в школе позволяет обновить содержание, методы и организационные формы учебной работы.

Данный курс является адаптированным для детей с ОВЗ( интеллектуальные нарушения), и способствует развитию личности каждого ребенка.

В соответствии с типовой программой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с требованиями к организации обучения детей с нарушениями интеллектуального развития в представленной программе учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:

- обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;

- доступность материала;

- научность;

- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода.

Такой подход позволяет сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии, обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, удовлетворить его познавательный интерес в области ИКТ, формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности каждого ребенка с ОВЗ на доступном для его личностного восприятия и усвоения уровне.


Адресат программы.

Программа «Инфознайка» рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) в возрасте 8-15 лет, желающих освоить дополнительные умения и навыки и нуждающихся в коррекции умственного и психического развития.


Возрастные особенности обучающихся.

Особенностью детей с ОВЗ является то, что они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Восприятие характеризуется замедленным темпом – требуется больше времени, чтобы воспринять картинку, текст. Восприятие недостаточно дифференцировано. Характерна узость объема восприятия. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Абстрактное мышление не развивается вообще, дети остаются на уровне конкретных понятий. Мышлению детей с нарушением интеллекта свойственна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу; они часто не замечают своих ошибок. Такие дети лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки. Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций. Недостаточное восприятие и понимание речи окружающих связано с медленно развивающимися условными связями в области речеслухового анализатора (долго не различают звуки речи, не дифференцируют слова окружающих). Т.к. развитие речевой моторики, так же как и общей, замедленно, запаздывает развитие артикуляционных движений. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью. В основном недоразвито произвольное внимание, хотя страдает и непроизвольное. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть, а, как правило, бросают работу. Эмоции недоразвиты: нет оттенков переживаний. Эмоции неустойчивы (состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами). Переживания неглубокие, поверхностные. Для эмоций, так же как и для мышления, характерна инертность и недостаточная переключаемость.

Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, побуждений, большой внушаемостью. В работе умственно отсталые предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий. В деятельности часто наблюдается подражание, импульсивные поступки, неумение подавлять непосредственные влечения. Отсутствует самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Из-за непосильности требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство. У детей не сформированы навыки учебной деятельности. Недоразвита целенаправленная деятельность, имеются трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Мотивация характеризуется неустойчивостью, скудостью, ситуативностью. Дети с интеллектуальным нарушением приступают к работе без предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью; в результате в ходе работы часто уходят от правильно начатого выполнения действий. Интересы, потребности и мотивы поведения примитивны.

В младшем школьном возрасте 7-10 лет ведущей деятельностью становится учебная деятельность и мотивы, ее определяющие. На первый план выходят познавательный мотив, социальный и мотив достижений, проявляющийся в стремлении к достижению результата. На протяжении данного возраста складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Младший и средний подростковый возраст 11-14 лет – это период перехода от детства к взрослости, период полового созревания. Центральное новообразование – «чувство взрослости». Характерной чертой самосознания младших подростков является также потребность познать себя как личность, которая вызывает стремление к самоутверждению и воспитанию. Ведущая деятельность младшего подростка – общение в процессе разных видов деятельности.


Объем и срок освоения программы: 36 недель, 72 часа.


Форма обучения: очная, при возникновении форс-мажорных обстоятельств, по согласованию с родителями, на основании приказа руководителя ОУ, переходит в дистанционную (заочную). Разделы Учебного плана № 3, №4 в части «Практика» в объёме 50% от общего числа учебных занятий при форс-мажорных обстоятельствах возможны для реализации в дистанционном ( заочном) режиме.


Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

занятия проводятся в соответствии с расписанием 2 раза в неделю по 40 минут каждое.

Перерыв между занятиями-10 мин.

Наполняемость групп – от 2 до 8 человек.

Занятия проводятся в технологическом кабинете. Выбор формы занятий и методов обучения обусловлен возможностями учащихся, возрастными психофизиологическими особенностями детей и подростков, типом и видом занятий.


1.2.Цели и задачи программы.


Цель программы:

Ознакомление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического применения.

Задачи:

Обучающие:

-Дать обучающимся с ограниченными возможностями здоровья доступную для них систему знаний о компьютерных ресурсах.

-Расширять кругозор обучающихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения.


Развивающие:

-развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.

-формирование навыков совместного (командного) планирования и рефлексии.


Воспитательные:

-повышать адаптивные возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.



1.3. Требования к знаниям и умениям обучающихся .


Предметные результаты:


К концу учебного года обучающиеся должны знать:

- знание устройства компьютера;

-правила работы за компьютером;

-виды информации и действия с ней;

-назначение и возможности графического редактора PAINT; возможности текстового редактора WORD;

-назначение и работу программы Power Point;

-понятия локальных и глобальных сетей;

- основы Интернет;

-работу электронной почты;

должны уметь:

  • правильно включать и выключать компьютер;

  • запускать программы WORD, PAINT, Power Point и завершать работу с программами;

  • использовать на практике изученные возможности компьютерных программ: набирать и редактировать текст с использованием всех инструментов программы, владеть инструментами для создания простейшего изображения, создавать слайды и наполнять их определенным содержанием и т.д.;

  • уметь пользоваться сетью Интернет для поиска простейшей информации.

Метапредметные результаты:

- использование полученных знаний в практической деятельности.

Личностные результаты:

-обучающийся проявляет коммуникативные навыки и стремиться к деятельности, направленной на изменение социальной среды и на изменение самого себя (саморазвитие).



1.4.Содержание программы.

Учебный план.


Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/контроля



теория

практика


всего


1

Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из истории развития компьютерных

технологий

1

1

2

Устный опрос/педагогическое наблюдение

2

Устройство компьютера

6

18

24

Опрос, тестирование

3

Графический редактор

4

14

18

Самостоятельная работа, беседа

4

Текстовый редактор

4

20

24

Контрольная работа. Опрос.

5

Отслеживание и фиксация образовательных результатов

-

3

3

Тестирование, анкетирование

6

Итоговое занятие

-

1

1

Практикум


Итого

15

57

72



Содержание учебного плана.


1. Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из истории развития компьютерных технологий (2 ч.).

Теория: Техника безопасности при работе на ПК. Сведения из истории создания компьютера. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.

Практика : Отработка правил техники безопасности.


2. Что такое компьютер (24ч).

2.1.Что умеют компьютеры.

Теория: Компьютер и его основные устройства. История развития компьютерной техники. Компьютер в жизни общества.

Практика: Способы получения информации.


2.2.Устройство компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

Теория: Компьютер и его основные устройства. История развития компьютерной техники. Компьютер в жизни общества.

Практика: Устройство компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).


2.3. Знакомство с клавиатурой. Алфавитные клавиши.

Теория: Клавиатура как основное устройство для ввода информации в компьютер.

Практика: Обучающая игра на компьютере. Нажатие на клавиши правильными пальцами. Руки солиста.


2.4. Обучение работе с манипулятором «мышь» (левая и правая кнопка).

Теория: Одно из основных устройств ввода, предназначенное для управления компьютером.

Практика: Игра на компьютере с использованием кликами мыши.


2.5. Заглавные и прописные символы русского алфавита. Цифровые клавиши.

Теория: Клавиатура как основное устройство для ввода информации в компьютер.

Практика: Нажатие на клавиши правильными пальцами. Руки солиста.


2.6. Числа и цифры. Знаки и символы: «+»; «-»; «=».

Теория: Клавиатура как основное устройство для ввода информации в компьютер.

Практика: Набор цифр и символов. Составление выражений и решение их.


2.7. Клавиши управления курсором.

Теория: Клавиатура как основное устройство для ввода информации в компьютер.

Практика: Управление курсором различными способами.

2.8. Клавиши: пробел, Shift, Enter, Backspace, Delete.

Теория: Клавиатура как основное устройство для ввода информации в компьютер.

Практика: Выполнение алгоритмов действий при помощи клавиш.


2.9. Системный блок: процессор, жёсткий диск, оперативная память, карта памяти.

Теория: Компьютер и его основные устройства. Компьютер в жизни общества.

Практика: Работа с мышью. Работа на клавиатуре. Работа в тренажерах.


3. Графический редактор( 18 ч.)


3.1. Запуск программы Paint.

Теория: Графика. Знакомство с видами программ. Программы для работы с текстами. Графические, музыкальные и звуковые редакторы. Мультимедийные программы.

Практика: Запуск графического редактора «Paint».


3.2. Окно графического редактора Paint: название файла, панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки.

Теория: Функции и возможности графического редактора.

Практика: Работа по закреплению изученного материала с использование ПК.


3.3. Работа с инструментами (карандаш, кисть, прямая и кривая линии, эллипс, прямоугольник, многоугольник, ластик).

Теория: Вкладки, команды графического редактора «Paint».

Практика: Работа графическом редакторе «Paint». Вставка и раскраска геометрических фигур.


3.4. Отмена внесённых изменений.

Теория: Вкладки, команды графического редактора «Paint».

Практика: Работа графическом редакторе «Paint». Вставка и раскраска геометрических фигур.


3.5. Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка.

Теория: Вкладки, команды графического редактора «Paint».

Практика: Работа графическом редакторе «Paint». Вставка и раскраска геометрических фигур.


4. Текстовый редактор (24ч.)


4.1. Запуск программы Word. Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования.

Теория: Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования.

Практика: Запуск программы Word.


4.2. Кнопка свернуть. Кнопка закрыть.

Теория: Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования.

Практика: Управление программой при помощи клавиатуры


4.3. Курсор, текстовое поле, линейки, полосы прокрутки.

Теория: Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования.

Практика: Выполнение заданного алгоритма.


4.4. Создание документа.

Теория: Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования.

Практика: Создание текстового документа.


4.5. Набор текста. Исправление ошибок.

Теория: Формы представления информации человеком. Текст на естественном языке устной или письменной форме.

Практика: Набор и исправление текста при помощи клавиатуры.


4.6. Выделение фрагментов текста. Шрифт. Размер шрифта.

Теория: Способы редактирования и исправления текста.

Практика: Работа в текстовом редакторе. Развивающие игры.


4.7. Четыре кнопки для выравнивания текста: по левому, правому краю; по центру; по ширине страницы.

Теория: Способы оформления и редактирования текста.

Практика: Применение различных вариантов оформления заголовка текста, буквицу в начале текста.


4.8. Кнопка, для выделения текста более жирным, наклонным шрифтом.

Теория: Способы редактирования и исправления текста.

Практика: Работа в текстовом редакторе. Развивающие игры.


4.9. Кнопка для подчёркивания выделенного фрагмента текста. Изменение цвета текста

Теория: Способы редактирования, оформления и исправления текста.

Практика: Самостоятельный набор и редактирование текста.


5.Отслеживание и фиксация образовательных результатов

( 3ч.)

Практика: Выполнение тестирования. Контрольные практические задания.


6. Итоговое занятие ( 1)

Практика: Повторение изученных правил, приёмов работы на компьютере, особенностей действий при работе с изученными программами.


2. Воспитание.

2.1. Цели и задачи.


Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и порядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среды (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).

Задачами воспитания по программе являются:

- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;

- формирование и развитие личностного отношения детей к творчеству, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;

- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.

Целевые ориентиры воспитания детей по программе:

- освоение детьми понятия о своей российской культурной принадлежности (идентичности);

- принятие и осознание ценностей языка, литературы, традиций родного народа, праздников, памятников, святынь народов России;

- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека, понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей), развитие физической активности;

- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку, особенно поддержку нуждающихся в помощи;

- воспитание уважения к труду, результатам труда, уважения к старшим;

- воспитание уважения к культуре и искусству народов России;

- развитие творческого самовыражения в любом виде деятельности , реализация традиционных и своих собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного пространства.


2.2. Календарный план воспитательной работы.


Название события, мероприятия

Сроки

Форма проведения

Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события

1

Гражданско-патриотическое

«Я гражданин России»

Сентябрь

Беседа «История родного края»

Фото и видеоотчет

2

Культуротворческое и эстетическое воспитание

«Спасибо вам, учителя!»


Октябрь

Акция

«Спасибо вам, учителя!»

Фотоотчет

3

Гражданско-патриотическое

«Я - гражданин России!»

Ноябрь

Беседа на тему «История праздника День народного единства»

Фотоотчет

4

Нравственное и духовное воспитание

«Новогодние фантазии»

Декабрь

Внутриучережденческое мероприятие «Новогодние фантазии»


Фотоотчет

5

Формирование коммуникативной культуры

« Я в мире людей. Что такое коллектив?»

Январь

Социально-психологический тренинг

« Законы дружного коллектива»

Фотоотчет

6

Интеллектуальное воспитание

«Хочу всё знать»

Февраль

Интеллектуальная игра «Хочу всё знать»

Фотоотчет,

7

Нравственное и духовное воспитание

«Красотой спасется мир»

Март

5-ти минутки «Правила этикета»

Фотоотчет

8

Нравственное и духовное воспитание

«Дарите женщинам цветы!»

Март

Мероприятие, посвященное 8 марта

«Дарите женщинам цветы!»

Фотоотчет,

9

Здоровьесберегающее воспитание

«Здоровый образ жизни»»

Апрель

Конкурс рисунков на компьютере

«Мама папа я - здоровая семья!»

Фотоотчет,

10

Культуротворческое и эстетическое воспитание

«День Победы»

Май

Мероприятие, посвященное 9 мая «День победы»

Фотоотчет, видеоматериалы.



3. Комплекс организационно-педагогических условий.


3.1.Методическое обеспечение программы.


Программа предполагает использование следующих методик обучения:

  • методика индивидуального обучения (обуславливает особый подход к каждому обучающемуся);

  • методика проблемного обучения (поиск самостоятельных решений в освоении теории);

  • методика дифференциального обучения (предполагает разную сложность заданий по одной теме в зависимости от способностей обучающихся).

Основываясь на принципах систематичности и последовательности, доступности и наглядности, сознательности и активности, можно выделить следующие методы обучения:

  • Методы обучения, используемые на занятиях: словесный, наглядный практический; игровой, дискуссионный.

  • Методы воспитания, используемые на занятиях: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.


  • Формы организации образовательного процесса: групповая.


  • Формы организации учебного занятия: беседа, вернисаж, выставка, галерея, защита проектов, игра, конкурс, лекция, мастер- класс, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, представление, презентация, тренинг.

  • Педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровье сберегающая технология.



3.2.Условия реализации программы

Для успешной реализации программы имеется материально-техническое обеспечение.

Место и оборудование для занятий:
  • компьютерный класс с необходимым оборудованием;

  • наличие дополнительного освещения для вечерних занятий,

-компьютеры -10 шт.

-презентационное оборудование;

  • Интерактивный комплект – 1

-принтер -1

-выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети интернет – только для учителя.


Для проведения занятий требуются:
  • Операционная система Windows XP и выше.

  • Лицензионные программные средства:, Microsoft Windows XP (или выше), Microsoft Paint, Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, PageMaker, Adobe Photoshop, Adobe Flash, Microsoft FrontPage, Интернет браузер.


Дидактические материалы:

1. Развивающие программы «Несерьёзные уроки»: («Учим буквы и цифры», «Учимся считать, учимся анализировать, учимся мыслить - 1», «Учимся мыслить – 2», «Учимся рисовать», «Учимся думать»).

2. «Пойди туда не знаю куда» (десять игр на развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, пространственного воображения).

3.Тренажёр для детей «Информатика».

4.Раскраски.

5.Релаксационные композиции.

6.Тренажёр «Работа с мышью».

7. Клавиатурный тренажёр «Клавиатор»


Кадровое обеспечение:

- программу реализует педагог дополнительного образования, который имеет высшее образование и прошел курсы повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ.



3.3 Формы аттестации.

В ходе реализации программы предусмотрен текущий контроль и итоговая аттестация. Текущий контроль необходим для определения скорости усвоения детьми предлагаемого материала и выполнения соответствующей корректировки и проводится на каждом занятии в форме педагогического наблюдения.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

знания по данной программе не могут подвергнуться жесткой аттестации, т.к. она направлена на формирование у обучающихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив воспитанников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.

Педагог на занятиях должен создавать атмосферу радости, соучастия воспитанников в процессе восприятия материала и потребность творческой отдачи при выполнении практических заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, обучающиеся могут применять и в повседневной жизни.

Формы проверки результатов освоения программы включают в себя следующее:

-отчеты по практическим занятиям;

-тесты;

-самооценка;

-беседа;

-наблюдение;

-участие в различных творческих конкурсах, викторинах.

Условиями успешности обучения в рамках программы являются:

-активность обучаемого;

-повышенная мотивация;

-самостоятельность мышления.

Способы определения результативности:

-педагогическое наблюдение;

-педагогический анализ практических работ, обучающихся; результатов

-анкетирования, тестирования, опросов;

-мониторинг: тестовые задания.

В процессе обучения применяются следующие виды контроля:

    1. вводный мониторинг - в начале учебного года с целью выявления уровня развития воспитанников, уровня знаний в области компьютерных технологий.

    2. текущий контроль – в течение всего учебного года с целью определения степени усвоения воспитанниками учебного материала. Выявление отстающих детей. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

    3. итоговый контроль - в конце учебного года – с целью определения изменения уровня развития детей, определение результатов обучения, ориентирование на дальнейшее обучение.


Поскольку образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим программам предполагает не только обучение воспитанников определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:

-учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения программы);

-личностным (выражающим изменения личностных качеств воспитанника под влиянием занятий по данной программе).

По уровню освоения программного материала результаты достижений обучающихся условно подразделяются на низкий, средний и высокий уровни.



3.4. Оценочные материалы. Мониторинг результатов.

Перечень методик позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов:

предметные: по окончании реализации программы проводится мониторинг результатов реализации программы в форме опроса обучающихся (Приложение 1,2);

метапредметные: содержание диагностического материала позволяет отследить теоретические и практические знания и умения, навыки обучающихся по программе. Критерии оценки сформированности ключевых компетенций у обучающихся с ОВЗ на занятиях ( Приложение 3);

личностные:

«Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского (Приложение 4).



3.5.Список литературы.
Литература для педагога:

1.)Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы, 2-4 классы. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.


2). Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ. 2-4 классы: методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


3). Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: учебники для 2-4 классов/М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.


4). Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: рабочие тетради для 2-4 классов: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


5).Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: контрольные работы для 2-4 классов /М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


6).Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика, 2-11 классы.-2-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.


7)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Просвещение, 2011 г.



Литература для обучающихся и родителей:

1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: учебник для класса в 2 ч. Ч. 1, Ч. 2. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.

2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: рабочая тетрадь для класса. Ч.1, Ч.2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: контрольные работы для класса. Ч.1, Ч.2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


Интернет-ресурсы:

1)Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков (занятий) о добровольчеств и волонтерстве в образовательных организациях. https://docs.edu.gov.ru/document/fc8ba1cf41fd7094da267e8577bc3483/

2) ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school- collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)

3)Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)

4)Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/)

5)Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодия. 2000 г. электронный оптический диск (CD-ROM).




ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение №1 .

Тест на 1 полугодие

1.Правила поведения в компьютерном классе:

А) во время занятий можно перемещаться по классу без разрешения учителя; Б) запрещено держать лишние предметы на рабочем столе;

В) можно приходить во влажной одежде и работать влажными руками.

2) Сколько времени ребенку можно находиться перед компьютером?

А) 2 часа;

Б) 1 час;

В) 15-20 минут.

3). Основное устройство компьютера:

А) принтер, сканер;

Б) монитор системный блок, мышь, клавиатура; В) диски, флеш- карты.

4. С помощью, каких кнопок можно вводить имя и фамилию: А) функциональных;

Б) цифровых; В) буквенных.

4). Сколько щелчков нужно сделать на рабочем столе в области пиктограммы:

А) 1 щелчок левой кнопкой; Б) 3 щелчка левой кнопкой; В) 2 щелчка левой кнопкой.

5) Что означает название операционной системы Windows:

А) программа; Б) окно; В) игры;

6)С помощью какой программы можно рисовать и раскрашивать:

А) калькулятор; Б) блокнот; В) Paint.

7).Какие инструменты понадобиться для раскрашивания в графическом редакторе Paint.

А) карандаш; Б) кисть и палитра; В) кисть.

8).Как называется создание разных объектов на компьютере из отдельных деталей:

А) рисование;

Б) моделирование;

В) конструирование.


Тест на 2 полугодие

1).Информация, которая представлена с помощью букв, слов и предложений, называется:

А) текстовая;

Б) графическая;

В) числовая.

2) Для хранения информации в наше время используются:

А) наскальные рисунки; Б) компьютеры;

В) радиоволны.

3). Мячи растут на дереве: А) истинное суждение; Б) ложное суждение.

Яблоки растут на дереве:

А) истинное суждение; Б) ложное суждение.

4) Сравнение свойств, предметов или явлений между собой называется:

А) моделирование; Б) конструирование; В) сопоставление.

5) Множество стульев, столов, шкафов, кроватей называется:

А) мебель; Б) одежда; В) техника.

6)В жизни часто сталкиваемся с алгоритмами. Они могут называться:

А) приказ, план, рецепт, порядок действий; Б) модель;

В) схема.

7)Способ представления алгоритма с помощью слов называется:

А) словесным; Б) графическим; В) программой.

8)Представления алгоритма с помощью блоков называется:

А) программой; Б) графическим; В) словесным.

9)Приведите примеры исполнителей.

Критерии оценивания Правильный ответ – 1 балл

7-9 – высокий уровень обученности 4-6 средний уровень обученности

1-3 низкий уровень обученности.



Приложение № 2









ФИО

уч-ся




ТБ

Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией

Технически навыки сохранения, удаления, копирования информациии т.п.

Умение работать в среде текстового редактора

«Блокнот»


Умение работать в среде графического редактора

«Paint»



Итоговое количество баллов

1.








Высокий уровень - чел. %

Средний уровень - чел. %

Низкий уровень - чел. %




Оценка результатов:

Показатели

Уровень

Баллы




1.




Техника безопасности

Высокий: знает и всегда выполняет правило Тб


2

Средний: знает, но выполняет при напоминании педагога


1

Низкий: не выполняет

0





2.


Знакомство с компьютером, как с устройством по работе с информацией

Высокий: самостоятельно работает с различными источниками информации


2

Средний: Хорошо развиты навыки работы с информации – проявляет указанные навыки при поддержке педагога


1







Высокий: не испытывает особых трудностей при сохранении, копировании и удалении


2


3.

Технически навыки сохранения, удаления, копирования





Средний: знает, но выполняет при поддержке педагога


1



Низкий: нуждается в постоянной помощи и контроле педагога


0





4.




Умение работать в среде текстового редактора

«Блокнот»

Высокий: обучающийся освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период



2






Подведение итогов:

Высокий уровень – 8 – 10 балл. Средний уровень – 6 – 7 балл. Низкий уровень - 0 – 5 баллов.

Итоговое количество баллов:

Низкий уровень 5 – 7. Средний уровень 8 – 11. Высокий уровень 12 – 15.










Приложение № 3

Критерии оценки сформированности ключевых компетенций у обучающихся с ОВЗ на занятиях по программе «Инфознайка».


Компетенции и их критерии

Уровень сформированности компетенций



Низкий уровень

0-4 балла

Средний уровень

5-7баллов

Высокий уровень

8-10 баллов

1

Организационные:

Умение ставить цели, планировать свою деятельность, выполнять задания в соответствии с планом, добиваться запланированного результат, умение проверять результат, отказ от помощи.

Наблюдается умение ставить цели, выполнять задания в соответствии с планом, проверять полученные результаты, выполняет под присмотром педагога

Частично владеет умением ставить цели, выполнять задания в соответствии с планом, проверять полученные результаты, развита самостоятельность

Владеет умением ставить цели, выполнять задания в соответствии с планом, проверять полученные результаты, развита самостоятель-ность в соответствии с планом, проверять полученные результаты, развита самостоятельнос ть

2

Учебно-познавательные:

- умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности при разработке проекта, приложения, овладение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием);

- умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (при осуществлении моделирования и формализации, компьютерного эксперимента);

- владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применении методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем);

- умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО,

устройствами, анализ ошибок в программе);

- умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, использование средств создания презентаций);

- создание целостной картины мира на основе

собственного опыта.

демонстрирует понимание проблемы, демонстрирует понимание цели и задач деятельности, демонстрирует понимание последовательности действий, имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности, высказывается по поводу полученного результата

формулирует проблему с помощью учителя, ставит достижимые и измеримые цели, проводит текущий контроль реализации плана деятельности, предполагает последствия достижения результатов, анализирует результаты и процесс деятельности

Формулирует и анализирует проблему, определяет стратегию решения проблемы, анализирует ресурсы и риски, анализирует потребность окружающих в планируемых результатах деятельности, проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности и анализирует проблему, определяет стратегию решения проблемы, анализирует ресурсы и риски, анализирует потребность окружающих в

3

Информационные:

- Умение работать с компьютером как с устройством по работе с информацией, овладение техническими навыками по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера);

- владение способами работы с информацией:

  • поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;

  • извлечение информации с различных носителей;

  • технические навыки сохранения, удаления, копирования информации;

Слабо развиты умение работать с различными источниками информации, навыки анализа, преобразования информации, формулирования и

аргументации выводов

Хорошо развиты навыки работы с различными

источниками информации. Проявляет указанные навыки при поддержке учителя и одноклассников


Самостоятельно работает с различными источниками информации, обладает способностью преобразовывать информацию, делать обобщения, формулировать, аргументировать выводы, сохранять и передавать информацию

4

Коммуникативные:

- владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта);

ведение диалога

«человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды);

- умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации);

- владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использовании);

- понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне);

- умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент- сервер, совместная работа приложений);

- толерантность, умение строить общение с представите- лями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными

собеседниками).

Наблюдаются знания необходимых языков, способов взаимодействия с

окружающими и удаленными людьми, организаторские умения, инициативность проявляет крайне редко, твердой позиции в коллективе не существует, мало общителен, презентует себя крайне редко, только с помощью

взрослых

Частично владеет знаниями необходимых языков,

организаторскими умениями, проявляет инициативу, учебную организовывается по просьбе учителя, общителен, контактен, умеет вести беседу, презентовать себя с помощью наводящих

вопросов

Владеет знаниями необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, организаторскими умениями, проявляет свою инициативу, утверждает свою позицию в коллективе, организовывает любую коллективную деятельность, общителен, контактен, умеет вести беседу и

презентовать себя

5

Общекультурные:

- владение элементами художественно- творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна презентации, сайта, приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных и видео треков)

- понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития

(тенденций развития языков программирования, эволюции вычислительной техники, адекватная оценка состояния технических устройств уровня

продукта)

Наблюдается понимание особенностей общечеловеческой культуры, духовно- нравственным и основами жизни человека, эффективными способами организации свободного времени.

Пониманием места науки в системе других наук, ее истории и путей развития. освоения учеником

Частично владеет особенностям и общечеловеческой культуры, духовно- нравственным и основами жизни человека, эффективным и способами организации свободного времени.

Пониманием места науки в системе других наук, ее истории и путей развития. Освоения учеником

Владеет особенностями общечеловеческой культуры, духовно- нравственными основами жизни человека, эффективными способами организации свободного времени.

Пониманием места науки в системе других наук,ее истории и путей развития. Освоения учеником

6

Социально-трудовые.

  • - осознание наличия

определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, сайту, функциональность базы данных);

- анализ достоинств и недостатков собственного продукта и его аналогов (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям);

-владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (осведомленность о видах лицензирования программного обеспечения, информационной безопасности, правовой ответственности за нарушение законодательства, авторских прав).

Наблюдается умение:

анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеет этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности

Частично владеет:

умением анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и обществен ной выгодой, владеет этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; овладевает минимально необходимым и для жизни в современном обществе навыками социаль -ной активности и функциональной грамотности


Владеет умением: анализировать

ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и

общественной выгодой, владеет этикой трудовых и гражданских взаимоотноше-

ний; овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности

7

Ценностно-смысловые:

-Умение формулировать собственные учебные цели (при изучении данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы исследования, доклада, реферата);

-Умение принимать решения, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети;

- способность осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.


Наблюдается способность видеть самоопределения в учебной и иной деятельности, понимать окружающий

мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Частично владеет способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать реше- ния

Владеет способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения

8

Личностного самосовершенствования

- создание комфортной здоровье сберегающей среды(знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером,

-умение организовать свое рабочее время, распределить силы);

-создание условий для самопознания и самореализации (использование компьютера как средства самопознания: при тестировании в режиме on-line, использовании тренажеров, квестов и т.п.; нахождение новых способов самореализации

  • создание собственного сайта-само презентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе);

- создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества);

- наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).


Наблюдается владение

способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых человеку качеств, формировании психологичес -

кой грамотности, культуры мышления и поведения

Частично владеет

способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых человеку качеств, формировании психологической


Владеет

способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и


Количество набранных баллов соответствует уровню сформированности ключевых компетенций обучающихся с ОВЗ: 80-64 баллов - высокий уровень. 63-40 баллов - средний уровень.


Приложение № 4

«Оценка уровня общительности»

модифицированная методика В.Ф. Ряховского


Инструкция по применению методики:

Обучающимся предлагается ответить на 20 вопросов, поставив в графе «Да» знак (+); в графе «Нет» знак (–).

На обдумывание каждого вопроса отводится не более 1 минуты.

Вопросы

1. Много ли у Вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей?

3. Есть ли у Вам стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

4. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?

5. Легко ли Вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту?

6. Трудно ли Вам включиться в новые для вас компании?

7. Легко ли Вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

8. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

9. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

10. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

11. Нравится ли Вам находиться среди людей?

12. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

13. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

14. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

15. Полагаете ли вы, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?

16. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

17. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

18. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей?

19. Верно ли, что у Вас очень много друзей?

20. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?



Обработка результатов.

В таблицу проставляются ответы на вопросы, плюс или минус.

С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики.

Дешифратор.

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле К= С/В,

где

С – количество совпадающих с дешифратором ответов, В – максимальное число ответов на вопросы

Пользуясь оценочной шкалой, педагог определяет у учащихся уровень общительности.

Уровень общительности

Оценочный коэффициент

Оценка

Низкий

0,1-0,56


Средний

0,56-0,75


Высокий

0,76-1,00











Интерпретация результатов.

Низкий уровень общительности, если испытуемый получил оценку 1. Такой обучающийся не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

Средний уровень общительности, если испытуемый получил оценку 3. Обучающийся стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Он не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.


Высокий уровень общительности испытуемый, получивший оценки 5. Он активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.