СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Инфознайка" имеет техническую направленность и предназначна для детей с ОВЗ ( интеллектуальные нарушения) на занятиях в рамках проекта "Точка роста" . Данный курс формирует у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ИНФОЗНАЙКА»
технической направленности
адаптирована под детей с ОВЗ
( интеллектуальные нарушения)
возраст обучающихся: 8-13 лет
срок реализации : 72 часа( 9 месяцев).
Автор-составитель: Дышлевая Ольга Владимировна,
педагог дополнительного образования
РП Лысые Горы- 2024год.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инфознайка» имеет техническую направленность , адаптирована под детей с ОВЗ, имеющими интеллектуальные нарушения, рассчитана на 72 учебных часа и реализуется в течение 9 месяцев.
В основе разработки данной программы следующие документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022г. №678-р);
4. Постановление Администрации Лысогорского района от 15 июня 2023 года № 281 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в новой редакции»;
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
6. Санитарные правила 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28);
7. Приказ № 816 от 23.08.2017 г. Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 8.«Правила персонифицированного дополнительного образования в Саратовской области» (утв. приказом Министерства образования Саратовской области от 21.08.2023г. №1450;
9. Устав МБОУ «СОШ № 1 рп Лысые Горы Саратовской области»;
10.Положение «О порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Центра « Точка роста» на базе МБОУ «СОШ № 1р.п. Лысые Горы Саратовской области»
Направленность программы: техническая.
В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для обучающихся с ОВЗ( VIII вида) в силу их психофизических особенностей.
Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации. Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.
Данный курс формирует у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.
Программа соответствует социальному заказу родителей на организованный досуг детей в центре «Точка роста» и удовлетворяет потребность детей в возрасте 8-15 лет.
Отличительные особенности данной программы.
В отличие от аналогичных программ «Занимательная программа для начинающих ( адаптирована для детей с ОВЗ) , автор Корсакова Е.В., Петровский р-н п. Пригородный, «Основы компьютерной графики» ( адаптирована для детей с интеллектуальными нарушениями), автор Сальникова Т.М., данная программа не является дополнением к учебным предметам и направлена на развитие практических умений и творческих способностей обучающихся с учётом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Педагогическая целесообразность программы.
Предлагаемый курс «Инфознайка» знакомит учащихся с ОВЗ с основами информационных ресурсов. Функционирование компьютерного класса в школе позволяет обновить содержание, методы и организационные формы учебной работы.
Данный курс является адаптированным для детей с ОВЗ( интеллектуальные нарушения), и способствует развитию личности каждого ребенка.
В соответствии с типовой программой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с требованиями к организации обучения детей с нарушениями интеллектуального развития в представленной программе учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:
- обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;
- доступность материала;
- научность;
- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода.
Такой подход позволяет сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии, обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, удовлетворить его познавательный интерес в области ИКТ, формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности каждого ребенка с ОВЗ на доступном для его личностного восприятия и усвоения уровне.
Адресат программы.
Программа «Инфознайка» рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) в возрасте 8-15 лет, желающих освоить дополнительные умения и навыки и нуждающихся в коррекции умственного и психического развития.
Возрастные особенности обучающихся.
Особенностью детей с ОВЗ является то, что они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Восприятие характеризуется замедленным темпом – требуется больше времени, чтобы воспринять картинку, текст. Восприятие недостаточно дифференцировано. Характерна узость объема восприятия. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Абстрактное мышление не развивается вообще, дети остаются на уровне конкретных понятий. Мышлению детей с нарушением интеллекта свойственна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу; они часто не замечают своих ошибок. Такие дети лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки. Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций. Недостаточное восприятие и понимание речи окружающих связано с медленно развивающимися условными связями в области речеслухового анализатора (долго не различают звуки речи, не дифференцируют слова окружающих). Т.к. развитие речевой моторики, так же как и общей, замедленно, запаздывает развитие артикуляционных движений. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью. В основном недоразвито произвольное внимание, хотя страдает и непроизвольное. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть, а, как правило, бросают работу. Эмоции недоразвиты: нет оттенков переживаний. Эмоции неустойчивы (состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами). Переживания неглубокие, поверхностные. Для эмоций, так же как и для мышления, характерна инертность и недостаточная переключаемость.
Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, побуждений, большой внушаемостью. В работе умственно отсталые предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий. В деятельности часто наблюдается подражание, импульсивные поступки, неумение подавлять непосредственные влечения. Отсутствует самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Из-за непосильности требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство. У детей не сформированы навыки учебной деятельности. Недоразвита целенаправленная деятельность, имеются трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Мотивация характеризуется неустойчивостью, скудостью, ситуативностью. Дети с интеллектуальным нарушением приступают к работе без предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью; в результате в ходе работы часто уходят от правильно начатого выполнения действий. Интересы, потребности и мотивы поведения примитивны.
В младшем школьном возрасте 7-10 лет ведущей деятельностью становится учебная деятельность и мотивы, ее определяющие. На первый план выходят познавательный мотив, социальный и мотив достижений, проявляющийся в стремлении к достижению результата. На протяжении данного возраста складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Младший и средний подростковый возраст 11-14 лет – это период перехода от детства к взрослости, период полового созревания. Центральное новообразование – «чувство взрослости». Характерной чертой самосознания младших подростков является также потребность познать себя как личность, которая вызывает стремление к самоутверждению и воспитанию. Ведущая деятельность младшего подростка – общение в процессе разных видов деятельности.
Объем и срок освоения программы: 36 недель, 72 часа.
Форма обучения: очная, при возникновении форс-мажорных обстоятельств, по согласованию с родителями, на основании приказа руководителя ОУ, переходит в дистанционную (заочную). Разделы Учебного плана № 3, №4 в части «Практика» в объёме 50% от общего числа учебных занятий при форс-мажорных обстоятельствах возможны для реализации в дистанционном ( заочном) режиме.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
занятия проводятся в соответствии с расписанием 2 раза в неделю по 40 минут каждое.
Перерыв между занятиями-10 мин.
Наполняемость групп – от 2 до 8 человек.
Занятия проводятся в технологическом кабинете. Выбор формы занятий и методов обучения обусловлен возможностями учащихся, возрастными психофизиологическими особенностями детей и подростков, типом и видом занятий.
Цель программы:
Ознакомление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического применения.
Задачи:Обучающие:
-Дать обучающимся с ограниченными возможностями здоровья доступную для них систему знаний о компьютерных ресурсах.
-Расширять кругозор обучающихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения.
-развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.
-формирование навыков совместного (командного) планирования и рефлексии.
-повышать адаптивные возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.
1.3. Требования к знаниям и умениям обучающихся .
Предметные результаты:
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- знание устройства компьютера;
-правила работы за компьютером;
-виды информации и действия с ней;
-назначение и возможности графического редактора PAINT; возможности текстового редактора WORD;
-назначение и работу программы Power Point;
-понятия локальных и глобальных сетей;
- основы Интернет;
-работу электронной почты;
должны уметь:
правильно включать и выключать компьютер;
запускать программы WORD, PAINT, Power Point и завершать работу с программами;
использовать на практике изученные возможности компьютерных программ: набирать и редактировать текст с использованием всех инструментов программы, владеть инструментами для создания простейшего изображения, создавать слайды и наполнять их определенным содержанием и т.д.;
уметь пользоваться сетью Интернет для поиска простейшей информации.
- использование полученных знаний в практической деятельности.
Личностные результаты:-обучающийся проявляет коммуникативные навыки и стремиться к деятельности, направленной на изменение социальной среды и на изменение самого себя (саморазвитие).
1.4.Содержание программы.
Учебный план.
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации/контроля | |||
| | теория | практика | всего | | |
1 | Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из истории развития компьютерных технологий | 1 | 1 | 2 | Устный опрос/педагогическое наблюдение | |
2 | Устройство компьютера | 6 | 18 | 24 | Опрос, тестирование | |
3 | Графический редактор | 4 | 14 | 18 | Самостоятельная работа, беседа | |
4 | Текстовый редактор | 4 | 20 | 24 | Контрольная работа. Опрос. | |
5 | Отслеживание и фиксация образовательных результатов | - | 3 | 3 | Тестирование, анкетирование | |
6 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 | Практикум | |
| Итого | 15 | 57 | 72 | |
Содержание учебного плана.
1. Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из истории развития компьютерных технологий (2 ч.).
Теория: Техника безопасности при работе на ПК. Сведения из истории создания компьютера. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.
Практика : Отработка правил техники безопасности.
2. Что такое компьютер (24ч).
2.1.Что умеют компьютеры.
Теория: Компьютер и его основные устройства. История развития компьютерной техники. Компьютер в жизни общества.
Практика: Способы получения информации.
2.2.Устройство компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Теория: Компьютер и его основные устройства. История развития компьютерной техники. Компьютер в жизни общества.
Практика: Устройство компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
2.3. Знакомство с клавиатурой. Алфавитные клавиши.
Теория: Клавиатура как основное устройство для ввода информации в компьютер.
Практика: Обучающая игра на компьютере. Нажатие на клавиши правильными пальцами. Руки солиста.
2.4. Обучение работе с манипулятором «мышь» (левая и правая кнопка).
Теория: Одно из основных устройств ввода, предназначенное для управления компьютером.
Практика: Игра на компьютере с использованием кликами мыши.
2.5. Заглавные и прописные символы русского алфавита. Цифровые клавиши.
Теория: Клавиатура как основное устройство для ввода информации в компьютер.
Практика: Нажатие на клавиши правильными пальцами. Руки солиста.
2.6. Числа и цифры. Знаки и символы: «+»; «-»; «=».
Теория: Клавиатура как основное устройство для ввода информации в компьютер.
Практика: Набор цифр и символов. Составление выражений и решение их.
2.7. Клавиши управления курсором.
Теория: Клавиатура как основное устройство для ввода информации в компьютер.
Практика: Управление курсором различными способами.
2.8. Клавиши: пробел, Shift, Enter, Backspace, Delete.
Теория: Клавиатура как основное устройство для ввода информации в компьютер.
Практика: Выполнение алгоритмов действий при помощи клавиш.
2.9. Системный блок: процессор, жёсткий диск, оперативная память, карта памяти.
Теория: Компьютер и его основные устройства. Компьютер в жизни общества.
Практика: Работа с мышью. Работа на клавиатуре. Работа в тренажерах.
3. Графический редактор( 18 ч.)
3.1. Запуск программы Paint.
Теория: Графика. Знакомство с видами программ. Программы для работы с текстами. Графические, музыкальные и звуковые редакторы. Мультимедийные программы.
Практика: Запуск графического редактора «Paint».
3.2. Окно графического редактора Paint: название файла, панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки.
Теория: Функции и возможности графического редактора.
Практика: Работа по закреплению изученного материала с использование ПК.
3.3. Работа с инструментами (карандаш, кисть, прямая и кривая линии, эллипс, прямоугольник, многоугольник, ластик).
Теория: Вкладки, команды графического редактора «Paint».
Практика: Работа графическом редакторе «Paint». Вставка и раскраска геометрических фигур.
3.4. Отмена внесённых изменений.
Теория: Вкладки, команды графического редактора «Paint».
Практика: Работа графическом редакторе «Paint». Вставка и раскраска геометрических фигур.
3.5. Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка.
Теория: Вкладки, команды графического редактора «Paint».
Практика: Работа графическом редакторе «Paint». Вставка и раскраска геометрических фигур.
4. Текстовый редактор (24ч.)
4.1. Запуск программы Word. Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования.
Теория: Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования.
Практика: Запуск программы Word.
4.2. Кнопка свернуть. Кнопка закрыть.
Теория: Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования.
Практика: Управление программой при помощи клавиатуры
4.3. Курсор, текстовое поле, линейки, полосы прокрутки.
Теория: Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования.
Практика: Выполнение заданного алгоритма.
4.4. Создание документа.
Теория: Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования.
Практика: Создание текстового документа.
4.5. Набор текста. Исправление ошибок.
Теория: Формы представления информации человеком. Текст на естественном языке устной или письменной форме.
Практика: Набор и исправление текста при помощи клавиатуры.
4.6. Выделение фрагментов текста. Шрифт. Размер шрифта.
Теория: Способы редактирования и исправления текста.
Практика: Работа в текстовом редакторе. Развивающие игры.
4.7. Четыре кнопки для выравнивания текста: по левому, правому краю; по центру; по ширине страницы.
Теория: Способы оформления и редактирования текста.
Практика: Применение различных вариантов оформления заголовка текста, буквицу в начале текста.
4.8. Кнопка, для выделения текста более жирным, наклонным шрифтом.
Теория: Способы редактирования и исправления текста.
Практика: Работа в текстовом редакторе. Развивающие игры.
4.9. Кнопка для подчёркивания выделенного фрагмента текста. Изменение цвета текста
Теория: Способы редактирования, оформления и исправления текста.
Практика: Самостоятельный набор и редактирование текста.
5.Отслеживание и фиксация образовательных результатов
( 3ч.)
Практика: Выполнение тестирования. Контрольные практические задания.
6. Итоговое занятие ( 1)
Практика: Повторение изученных правил, приёмов работы на компьютере, особенностей действий при работе с изученными программами.
2. Воспитание.
2.1. Цели и задачи.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и порядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среды (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к творчеству, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- освоение детьми понятия о своей российской культурной принадлежности (идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, литературы, традиций родного народа, праздников, памятников, святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека, понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей), развитие физической активности;
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку, особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважения к труду, результатам труда, уважения к старшим;
- воспитание уважения к культуре и искусству народов России;
- развитие творческого самовыражения в любом виде деятельности , реализация традиционных и своих собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного пространства.
2.2. Календарный план воспитательной работы.
№ | Название события, мероприятия | Сроки | Форма проведения | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1 | Гражданско-патриотическое «Я гражданин России» | Сентябрь | Беседа «История родного края» | Фото и видеоотчет |
2 | Культуротворческое и эстетическое воспитание «Спасибо вам, учителя!»
| Октябрь | Акция «Спасибо вам, учителя!» | Фотоотчет |
3 | Гражданско-патриотическое «Я - гражданин России!» | Ноябрь | Беседа на тему «История праздника День народного единства» | Фотоотчет |
4 | Нравственное и духовное воспитание «Новогодние фантазии» | Декабрь | Внутриучережденческое мероприятие «Новогодние фантазии»
| Фотоотчет |
5 | Формирование коммуникативной культуры « Я в мире людей. Что такое коллектив?» | Январь | Социально-психологический тренинг « Законы дружного коллектива» | Фотоотчет |
6 | Интеллектуальное воспитание «Хочу всё знать» | Февраль | Интеллектуальная игра «Хочу всё знать» | Фотоотчет, |
7 | Нравственное и духовное воспитание «Красотой спасется мир» | Март | 5-ти минутки «Правила этикета» | Фотоотчет |
8 | Нравственное и духовное воспитание «Дарите женщинам цветы!» | Март | Мероприятие, посвященное 8 марта «Дарите женщинам цветы!» | Фотоотчет, |
9 | Здоровьесберегающее воспитание «Здоровый образ жизни»» | Апрель | Конкурс рисунков на компьютере «Мама папа я - здоровая семья!» | Фотоотчет, |
10 | Культуротворческое и эстетическое воспитание «День Победы» | Май | Мероприятие, посвященное 9 мая «День победы» | Фотоотчет, видеоматериалы. |
3.1.Методическое обеспечение программы.
Программа предполагает использование следующих методик обучения:
методика индивидуального обучения (обуславливает особый подход к каждому обучающемуся);
методика проблемного обучения (поиск самостоятельных решений в освоении теории);
методика дифференциального обучения (предполагает разную сложность заданий по одной теме в зависимости от способностей обучающихся).
Основываясь на принципах систематичности и последовательности, доступности и наглядности, сознательности и активности, можно выделить следующие методы обучения:
Методы обучения, используемые на занятиях: словесный, наглядный практический; игровой, дискуссионный.
Методы воспитания, используемые на занятиях: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, вернисаж, выставка, галерея, защита проектов, игра, конкурс, лекция, мастер- класс, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, представление, презентация, тренинг.
Педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровье сберегающая технология.
Для успешной реализации программы имеется материально-техническое обеспечение.
Место и оборудование для занятий:компьютерный класс с необходимым оборудованием;
наличие дополнительного освещения для вечерних занятий,
-компьютеры -10 шт.
-презентационное оборудование;
Интерактивный комплект – 1
-принтер -1
-выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети интернет – только для учителя.
Операционная система Windows XP и выше.
Лицензионные программные средства:, Microsoft Windows XP (или выше), Microsoft Paint, Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, PageMaker, Adobe Photoshop, Adobe Flash, Microsoft FrontPage, Интернет браузер.
1. Развивающие программы «Несерьёзные уроки»: («Учим буквы и цифры», «Учимся считать, учимся анализировать, учимся мыслить - 1», «Учимся мыслить – 2», «Учимся рисовать», «Учимся думать»).
2. «Пойди туда не знаю куда» (десять игр на развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, пространственного воображения).
3.Тренажёр для детей «Информатика».
4.Раскраски.
5.Релаксационные композиции.
6.Тренажёр «Работа с мышью».
7. Клавиатурный тренажёр «Клавиатор»
- программу реализует педагог дополнительного образования, который имеет высшее образование и прошел курсы повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ.
В ходе реализации программы предусмотрен текущий контроль и итоговая аттестация. Текущий контроль необходим для определения скорости усвоения детьми предлагаемого материала и выполнения соответствующей корректировки и проводится на каждом занятии в форме педагогического наблюдения.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:знания по данной программе не могут подвергнуться жесткой аттестации, т.к. она направлена на формирование у обучающихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив воспитанников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Педагог на занятиях должен создавать атмосферу радости, соучастия воспитанников в процессе восприятия материала и потребность творческой отдачи при выполнении практических заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, обучающиеся могут применять и в повседневной жизни.
Формы проверки результатов освоения программы включают в себя следующее:
-отчеты по практическим занятиям;
-тесты;
-самооценка;
-беседа;
-наблюдение;
-участие в различных творческих конкурсах, викторинах.
Условиями успешности обучения в рамках программы являются:
-активность обучаемого;
-повышенная мотивация;
-самостоятельность мышления.
Способы определения результативности:
-педагогическое наблюдение;
-педагогический анализ практических работ, обучающихся; результатов
-анкетирования, тестирования, опросов;
-мониторинг: тестовые задания.
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
вводный мониторинг - в начале учебного года с целью выявления уровня развития воспитанников, уровня знаний в области компьютерных технологий.
текущий контроль – в течение всего учебного года с целью определения степени усвоения воспитанниками учебного материала. Выявление отстающих детей. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.
итоговый контроль - в конце учебного года – с целью определения изменения уровня развития детей, определение результатов обучения, ориентирование на дальнейшее обучение.
Поскольку образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим программам предполагает не только обучение воспитанников определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
-учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения программы);
-личностным (выражающим изменения личностных качеств воспитанника под влиянием занятий по данной программе).
По уровню освоения программного материала результаты достижений обучающихся условно подразделяются на низкий, средний и высокий уровни.
Перечень методик позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов:
предметные: по окончании реализации программы проводится мониторинг результатов реализации программы в форме опроса обучающихся (Приложение 1,2);
метапредметные: содержание диагностического материала позволяет отследить теоретические и практические знания и умения, навыки обучающихся по программе. Критерии оценки сформированности ключевых компетенций у обучающихся с ОВЗ на занятиях ( Приложение 3);
личностные:
«Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского (Приложение 4).
1.)Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы, 2-4 классы. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
2). Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ. 2-4 классы: методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3). Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: учебники для 2-4 классов/М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
4). Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: рабочие тетради для 2-4 классов: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
5).Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: контрольные работы для 2-4 классов /М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
6).Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика, 2-11 классы.-2-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
7)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Просвещение, 2011 г.
1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: учебник для класса в 2 ч. Ч. 1, Ч. 2. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: рабочая тетрадь для класса. Ч.1, Ч.2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: контрольные работы для класса. Ч.1, Ч.2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
1)Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков (занятий) о добровольчеств и волонтерстве в образовательных организациях. https://docs.edu.gov.ru/document/fc8ba1cf41fd7094da267e8577bc3483/
2) ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school- collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
3)Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
4)Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
5)Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодия. 2000 г. электронный оптический диск (CD-ROM).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1 .
Тест на 1 полугодие
1.Правила поведения в компьютерном классе:А) во время занятий можно перемещаться по классу без разрешения учителя; Б) запрещено держать лишние предметы на рабочем столе;
В) можно приходить во влажной одежде и работать влажными руками.
2) Сколько времени ребенку можно находиться перед компьютером?А) 2 часа;
Б) 1 час;
В) 15-20 минут.
3). Основное устройство компьютера:А) принтер, сканер;
Б) монитор системный блок, мышь, клавиатура; В) диски, флеш- карты.
4. С помощью, каких кнопок можно вводить имя и фамилию: А) функциональных;
Б) цифровых; В) буквенных.
4). Сколько щелчков нужно сделать на рабочем столе в области пиктограммы:
А) 1 щелчок левой кнопкой; Б) 3 щелчка левой кнопкой; В) 2 щелчка левой кнопкой.
5) Что означает название операционной системы Windows:А) программа; Б) окно; В) игры;
6)С помощью какой программы можно рисовать и раскрашивать:А) калькулятор; Б) блокнот; В) Paint.
7).Какие инструменты понадобиться для раскрашивания в графическом редакторе Paint.А) карандаш; Б) кисть и палитра; В) кисть.
8).Как называется создание разных объектов на компьютере из отдельных деталей:А) рисование;
Б) моделирование;
В) конструирование.
Тест на 2 полугодие
1).Информация, которая представлена с помощью букв, слов и предложений, называется:А) текстовая;
Б) графическая;
В) числовая.
2) Для хранения информации в наше время используются:А) наскальные рисунки; Б) компьютеры;
В) радиоволны.
3). Мячи растут на дереве: А) истинное суждение; Б) ложное суждение.
Яблоки растут на дереве:А) истинное суждение; Б) ложное суждение.
4) Сравнение свойств, предметов или явлений между собой называется:А) моделирование; Б) конструирование; В) сопоставление.
5) Множество стульев, столов, шкафов, кроватей называется:А) мебель; Б) одежда; В) техника.
6)В жизни часто сталкиваемся с алгоритмами. Они могут называться:А) приказ, план, рецепт, порядок действий; Б) модель;
В) схема.
7)Способ представления алгоритма с помощью слов называется:А) словесным; Б) графическим; В) программой.
8)Представления алгоритма с помощью блоков называется:А) программой; Б) графическим; В) словесным.
9)Приведите примеры исполнителей.Критерии оценивания Правильный ответ – 1 балл
7-9 – высокий уровень обученности 4-6 средний уровень обученности
1-3 низкий уровень обученности.
Приложение № 2
№ | ФИО уч-ся | ТБ | Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией | Технически навыки сохранения, удаления, копирования информациии т.п. | Умение работать в среде текстового редактора «Блокнот» | Умение работать в среде графического редактора «Paint» | Итоговое количество баллов |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень - чел. %
Средний уровень - чел. %
Низкий уровень - чел. %
Оценка результатов:
№ | Показатели | Уровень | Баллы |
1. | Техника безопасности | Высокий: знает и всегда выполняет правило Тб | 2 |
Средний: знает, но выполняет при напоминании педагога | 1 | ||
Низкий: не выполняет | 0 | ||
2. |
Знакомство с компьютером, как с устройством по работе с информацией | Высокий: самостоятельно работает с различными источниками информации | 2 |
Средний: Хорошо развиты навыки работы с информации – проявляет указанные навыки при поддержке педагога | 1 | ||
|
| Высокий: не испытывает особых трудностей при сохранении, копировании и удалении |
2 |
3. | Технически навыки сохранения, удаления, копирования | | |
| | Средний: знает, но выполняет при поддержке педагога | 1 |
| | Низкий: нуждается в постоянной помощи и контроле педагога | 0 |
4. | Умение работать в среде текстового редактора «Блокнот» | Высокий: обучающийся освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период | 2 |
| | | |
Подведение итогов:
Высокий уровень – 8 – 10 балл. Средний уровень – 6 – 7 балл. Низкий уровень - 0 – 5 баллов.
Итоговое количество баллов:
Низкий уровень 5 – 7. Средний уровень 8 – 11. Высокий уровень 12 – 15.
Приложение № 3
Критерии оценки сформированности ключевых компетенций у обучающихся с ОВЗ на занятиях по программе «Инфознайка».
№ | Компетенции и их критерии | Уровень сформированности компетенций | ||
| | Низкий уровень 0-4 балла | Средний уровень 5-7баллов | Высокий уровень 8-10 баллов |
1 | Организационные: Умение ставить цели, планировать свою деятельность, выполнять задания в соответствии с планом, добиваться запланированного результат, умение проверять результат, отказ от помощи. | Наблюдается умение ставить цели, выполнять задания в соответствии с планом, проверять полученные результаты, выполняет под присмотром педагога | Частично владеет умением ставить цели, выполнять задания в соответствии с планом, проверять полученные результаты, развита самостоятельность | Владеет умением ставить цели, выполнять задания в соответствии с планом, проверять полученные результаты, развита самостоятель-ность в соответствии с планом, проверять полученные результаты, развита самостоятельнос ть |
2 | Учебно-познавательные: - умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности при разработке проекта, приложения, овладение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием); - умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (при осуществлении моделирования и формализации, компьютерного эксперимента); - владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применении методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем); - умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе); - умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, использование средств создания презентаций); - создание целостной картины мира на основе собственного опыта. | демонстрирует понимание проблемы, демонстрирует понимание цели и задач деятельности, демонстрирует понимание последовательности действий, имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности, высказывается по поводу полученного результата | формулирует проблему с помощью учителя, ставит достижимые и измеримые цели, проводит текущий контроль реализации плана деятельности, предполагает последствия достижения результатов, анализирует результаты и процесс деятельности | Формулирует и анализирует проблему, определяет стратегию решения проблемы, анализирует ресурсы и риски, анализирует потребность окружающих в планируемых результатах деятельности, проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности и анализирует проблему, определяет стратегию решения проблемы, анализирует ресурсы и риски, анализирует потребность окружающих в |
3 | Информационные: - Умение работать с компьютером как с устройством по работе с информацией, овладение техническими навыками по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера); - владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; извлечение информации с различных носителей; технические навыки сохранения, удаления, копирования информации; | Слабо развиты умение работать с различными источниками информации, навыки анализа, преобразования информации, формулирования и аргументации выводов | Хорошо развиты навыки работы с различными источниками информации. Проявляет указанные навыки при поддержке учителя и одноклассников | Самостоятельно работает с различными источниками информации, обладает способностью преобразовывать информацию, делать обобщения, формулировать, аргументировать выводы, сохранять и передавать информацию |
4 | Коммуникативные: - владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта); ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды); - умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации); - владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использовании); - понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне); - умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент- сервер, совместная работа приложений); - толерантность, умение строить общение с представите- лями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками). | Наблюдаются знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, организаторские умения, инициативность проявляет крайне редко, твердой позиции в коллективе не существует, мало общителен, презентует себя крайне редко, только с помощью взрослых | Частично владеет знаниями необходимых языков, организаторскими умениями, проявляет инициативу, учебную организовывается по просьбе учителя, общителен, контактен, умеет вести беседу, презентовать себя с помощью наводящих вопросов | Владеет знаниями необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, организаторскими умениями, проявляет свою инициативу, утверждает свою позицию в коллективе, организовывает любую коллективную деятельность, общителен, контактен, умеет вести беседу и презентовать себя |
5 | Общекультурные: - владение элементами художественно- творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна презентации, сайта, приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных и видео треков) - понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденций развития языков программирования, эволюции вычислительной техники, адекватная оценка состояния технических устройств уровня продукта) | Наблюдается понимание особенностей общечеловеческой культуры, духовно- нравственным и основами жизни человека, эффективными способами организации свободного времени. Пониманием места науки в системе других наук, ее истории и путей развития. освоения учеником | Частично владеет особенностям и общечеловеческой культуры, духовно- нравственным и основами жизни человека, эффективным и способами организации свободного времени. Пониманием места науки в системе других наук, ее истории и путей развития. Освоения учеником | Владеет особенностями общечеловеческой культуры, духовно- нравственными основами жизни человека, эффективными способами организации свободного времени. Пониманием места науки в системе других наук,ее истории и путей развития. Освоения учеником |
6 | Социально-трудовые. - осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, сайту, функциональность базы данных); - анализ достоинств и недостатков собственного продукта и его аналогов (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям); -владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (осведомленность о видах лицензирования программного обеспечения, информационной безопасности, правовой ответственности за нарушение законодательства, авторских прав). | Наблюдается умение: анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеет этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности | Частично владеет: умением анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и обществен ной выгодой, владеет этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; овладевает минимально необходимым и для жизни в современном обществе навыками социаль -ной активности и функциональной грамотности | Владеет умением: анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеет этикой трудовых и гражданских взаимоотноше- ний; овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности |
7 | Ценностно-смысловые: -Умение формулировать собственные учебные цели (при изучении данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы исследования, доклада, реферата); -Умение принимать решения, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети; - способность осуществлять индивидуальную образовательную траекторию. | Наблюдается способность видеть самоопределения в учебной и иной деятельности, понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. | Частично владеет способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать реше- ния | Владеет способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения |
8 | Личностного самосовершенствования - создание комфортной здоровье сберегающей среды(знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, -умение организовать свое рабочее время, распределить силы); -создание условий для самопознания и самореализации (использование компьютера как средства самопознания: при тестировании в режиме on-line, использовании тренажеров, квестов и т.п.; нахождение новых способов самореализации создание собственного сайта-само презентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе); - создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества); - наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности). | Наблюдается владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых человеку качеств, формировании психологичес - кой грамотности, культуры мышления и поведения | Частично владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых человеку качеств, формировании психологической | Владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и |
Количество набранных баллов соответствует уровню сформированности ключевых компетенций обучающихся с ОВЗ: 80-64 баллов - высокий уровень. 63-40 баллов - средний уровень.
Приложение № 4
«Оценка уровня общительности»
модифицированная методика В.Ф. Ряховского
Инструкция по применению методики:
Обучающимся предлагается ответить на 20 вопросов, поставив в графе «Да» знак (+); в графе «Нет» знак (–).
На обдумывание каждого вопроса отводится не более 1 минуты.
Вопросы | ||
1. Много ли у Вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь? | ||
2. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей? | ||
3. Есть ли у Вам стремление к установлению новых знакомств с различными людьми? | ||
4. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми? | ||
5. Легко ли Вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту? | ||
6. Трудно ли Вам включиться в новые для вас компании? | ||
7. Легко ли Вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми? | ||
8. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе? | ||
9. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком? | ||
10. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному? | ||
11. Нравится ли Вам находиться среди людей? | ||
12. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? | ||
13. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх? | ||
14. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей? | ||
15. Полагаете ли вы, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию? | ||
16. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей? | ||
17. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию? | ||
18. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей? | ||
|
В таблицу проставляются ответы на вопросы, плюс или минус.
С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики.
Дешифратор.
+ | - | + | - | + | - | + | - | + | - |
+ | - | + | - | + | - | + | - | + | - |
После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле К= С/В,
где
С – количество совпадающих с дешифратором ответов, В – максимальное число ответов на вопросы
Пользуясь оценочной шкалой, педагог определяет у учащихся уровень общительности.
Уровень общительности | Оценочный коэффициент | Оценка |
Низкий | 0,1-0,56 | |
Средний | 0,56-0,75 | |
Высокий | 0,76-1,00 | |
Низкий уровень общительности, если испытуемый получил оценку 1. Такой обучающийся не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.
Средний уровень общительности, если испытуемый получил оценку 3. Обучающийся стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Он не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Высокий уровень общительности – испытуемый, получивший оценки 5. Он активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.