СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Основы читательской грамотности» (пять лет обучения, для обучающихся 11-16 лет)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Основы читательской грамотности» (пять лет обучения, для обучающихся 11-16 лет)»


ПРИНЯТО

на педагогическом совете

МБОУ «Средняя школа № 68»

Протокол № 12 от 29.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ «Средняя школа № 68»

от 30.08.2023г . № 330 - п













Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа социально-гуманитарной направленности

«Основы читательской грамотности»


(пять лет обучения, для обучающихся 11-16 лет)









Автор-составитель:

Григорьева Елена Николаевна,

учитель русского языка









г. Дзержинск

Нижегородская область

2023



Содержание


  1. Пояснительная записка 3

  2. Учебно-тематический план 6

  3. Содержание программы 10

  4. Методическое обеспечение дополнительной

общеобразовательной программы 13

  1. Список литературы 14
































Пояснительная записка


Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.

Программа «Основы читательской грамотности» адресована учащимся 5-7 классов и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.

Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.


Цель программы

  • формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;

  • формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;

  • формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.


Задачи

  • развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;

  • вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;

  • развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;

  • освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;

  • учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе

  • углубления базовых знаний по теории текста;

  • использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;

  • использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;

  • использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;

  • использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.



Формы проведения занятий



Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.

Программа объединения имеет социально-гуманитарную направленность. Режим занятий – программа рассчитана на учащихся 5-6 классов, на два учебных года по 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю). Возможный вариант – в течение полугодия (2 раза в неделю). Время проведения занятия – 45 мин.



Результативность освоения программы

Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).

Планируемые результаты освоения программы


учащиеся научатся

  • осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;

  • использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

учащиеся овладеют

  • элементарными навыками работы с книгой;

  • умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);

  • элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Учащиеся получат возможность

  • использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;

  • обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

















Учебно-тематический план.


5 класс

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

1

1


Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок

1


1

Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»)

1


1

Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

1

1


С чего начинается текст? (Роль заглавия)

1

1


Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

1

1


Внимание к слову.

1

1


Тематический конкурс чтецов

2


2

Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

1

1


Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

1


1

Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)

1

1


Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)

1


1

Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)

1


1

Как читать несплошной текст?.

1

1


Шифровка и дешифровка текста.

1

1


Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

1


1

Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов»

2

1

1

«Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)

1


1

Погружение в текст.

1


1

Погружение в текст

1


1

Воображение и прогнозирование.

1


1

Воображение и прогнозирование.

1


1

Диалог с текстом.

1

1


Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы)

1


1

Диалог с текстом (Выделение главной мысли)

1


1

Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

1


1

Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

1

1


Что помогает понять текст? (План текста)

1

1


Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)

1

1


Шифровка и дешифровка текста.

1

1


Промежуточная итоговая аттестация

1


1

Когда текст прочитан (Оценка информации)

1


1

Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)

1


1

Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)

1


1


Итого:

36

15

21


6 класс


п/п

Наименования

Разделов, блоков, тем

Всего часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Вводное занятие

1

1


Определение основной темы и идеи в эпическом произведении

1

1


Определение основной темы и идеи в эпическом произведении

1


1

Определение авторской позиции в художественном тексте

1

1


Определение авторской позиции в художественном тексте

1


1

Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени

1

1


Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени

1


1

Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени

1


1

Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени

1


1

Сопоставление содержания художественных текстов

1

1


Сопоставление содержания художественных текстов

1


1

Определение авторской позиции в тексте

1

1


Определение авторской позиции в тексте

1


1

Определение авторской позиции в тексте

1


1

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

1

1


Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

1


1

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

1


1

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

1


1

Типы текстов: текст-повествование, описание, рассуждение

1

1


Типы текстов: текст-повествование

1

1


Типы текстов: текст-повествование (рассказ)

1


1

Типы текстов: текст-повествование (отчет)

1


1

Типы текстов: текст-повествование (репортаж)

1


1

Типы задач на грамотность

1

1


Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи

1


1

Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи

1


1

Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи

1


1

Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи

1


1

Несплошной текст

1

1


Работа с несплошным текстом

1

1


Работа с несплошным текстом (таблицы)

1


1

Работа с несплошным текстом (схемы)

1


1

Работа с несплошным текстом (диаграммы)

1


1

Промежуточная итоговая аттестация

1


1

Заключительное занятие

1

1


Резервное занятие

1

1



Итого:

36

14

22




7 класс


п/п

Наименования

Разделов, блоков, тем

Всего часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Вводное занятие. Кейс по функциональной (читательской)грамотности

1

1


Поиск информации и понимание текста

1

1


Определение главной темы и общей цели или назначения текста

1


1

Различение темы и подтемы специального текста

1

1


Выделение главной и второстепенной информации текста

1


1

Поиск информации, явно заданной в тексте

1

1


Выстраивание последовательности описываемых событий

1


1

Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов

1


1

Преобразование информации, данной ввиде графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию

1


1

Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте

1

1


Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов

1


1

Преобразование и интерпретация информации

1

1


Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов

1


1

Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно

1


1

Установление связей, не высказанных в тексте напрямую

1

1


Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определённой позиции

1


1

Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме

1


1

Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач

1


1

Критический анализ и оценка информации

1

1


Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире

1

1


Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения

1


1

Обнаружение недостоверности получаемой информации

1


1

Нахождение путей восполнения пробелов в информации

1


1

Решение на основе текста учебно-практических задач

1

1


Диагностика читательской грамотности

1


1

Анализ ошибок, допущенных в работе

1


1

Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного

1


1

Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов

1


1

Поэтический текст как источник информации

1

1


Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение)

1

1


Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы, посты и рекламные тексты

1


1

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

1


1

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

1


1

Проверочная работа по формированию читательской грамотности

1


1

Итоговое занятие

1

1


Резервное занятие

1

1



Итого:

36

14

22



8 класс


п/п

Наименования

Разделов, блоков, тем

Всего часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений.

1

1


Типология текстов. Речевая ситуация.

1

1


Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль).

1


1

Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.

1

1


Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства.

1


1

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

1

1


Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция.

1


1

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

1

1


Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

1


1

Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде.

1


1

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака.

1


1

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

1


1

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).

1


1

Вопросы по содержанию текста.

1


1

Формулирование выводов, основанных на содержании текста.

1

1


Аргументы, подтверждающие вывод.

1


1

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.

1


1

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос.

1


1

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.

1

1


Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу

1

1


Составление схем с опорой на прочитанный текст.

1


1

Составление схем с опорой на прочитанный текст.

1


1

Формирование списка ис¬пользуемой литературы и других информационных источ¬ников.

1


1

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

1

1


Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию.

1


1

Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию.

1


1

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

1


1

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

1


1

Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация.

1


1

Достоверность и недостоверность информации в тексте.

1

1


Недостающая или избыточная информация.

1


1

Пути восполнения недостающей информации.

1


1

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

1


1

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.

1


1

Итоговое занятие

1

1


Резервное занятие

1

1


Итого:

36

12

24



9 класс




п/п

Наименования

Разделов, блоков, тем

Всего часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Вводное занятие

1

1


Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания

1

1


Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания

1


1

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания

1

1


Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания

1


1

Сопоставление содержания текстов научного стиля

1

1


Сопоставление содержания текстов научного стиля

1


1

Сопоставление содержания текстов научного стиля

1

1


Сопоставление содержания текстов научного стиля

1


1

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации

1


1

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации

1


1

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации

1


1

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации

1


1

Типы текстов: текст-аргументация

1


1

Типы текстов: текст-аргументация

1

1


Типы текстов: текст-аргументация

1


1

Типы текстов: текст-аргументация

1


1

Составление плана на основе исходного текста

1


1

Составление плана на основе исходного текста

1


1

Составление плана на основе исходного текста

1


1

Составление плана на основе исходного текста

1


1

Составление плана на основе исходного текста

1


1

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи

1


1

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи

1

1


Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи

1


1

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи

1


1

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи

1


1

Работа со смешанным текстом

1


1

Работа со смешанным текстом

1


1

Составные тексты

1

1


Составные тексты

1


1

Составные и смешанные тексты

1


1

Анализ составных и смешанных текстов

1


1

Анализ составных и смешанных текстов

1


1

Итоговое занятие

1

1


Резервное занятие

1

1


Итого:

36

10

26











Содержание программы

5 класс


Определение основной темы в фольклорном произведении.

Пословицы, поговорки как источник информации.

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

Личная ситуация в текстах.

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).

Что такое вопрос?

Виды вопросов.

Типы задач на грамотность чтения.

Примеры задач.

Работа со сплошным текстом.


6 класс

основной темы и идеи в эпическом произведении

Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.

Сопоставление содержания художественных текстов.

Определение авторской позиции в художественных текстах.

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)

Типы задач на грамотность.

Интерпретационные задачи.

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.



7 класс


Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.

Поэтический текст как источник информации.



Сопоставление содержания текстов публицистического стиля.

Общественная ситуация в текстах.

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.

Типы задач на грамотность.

Позиционные задачи.

Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы.

8 класс

Определение основной темы и идеи в драматическом произведении.

Учебный текст как источник информации.

Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах.

Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?

Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы)

Поиск ошибок в предложенном тексте.

Типы задач на грамотность.

Информационные задачи.

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация).





9 класс



Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания.

Электронный текст как источник информации.

Сопоставление содержания текстов научного стиля.

Образовательные ситуации в текстах.

Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации?

Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование).

Составление плана на основе исходного текста.

Типы задач на грамотность.

Аналитические (конструирующие) задачи.

Работа со смешанным текстом.

Составные тексты (рубежная аттестация).















Методическое обеспечение дополнительной

общеобразовательной программы

Занятия являются основной формой работы по представленной программе.

Теоретическая часть: обучающиеся усваивают такие понятия как литературные тексты, интерпретационные задачи, риторика; приобретают знания о строении текстов разных типов речи. В процессе работы дети знакомятся с древнерусскими летописями.

Практическая часть: обучающиеся учатся конструировать тексты/рассказы разных видов, создавать поэтические тексты, инсценировать литературные произведения, оформлять газеты и стенды, проявляя максимально возможную самостоятельность и инициативу в подборе материала. Также большое внимание уделяется работе над выразительностью чтения, развитию актерского мастерства детей. Обучающиеся учатся применять технические средства такие как компьютер, теле- и аудиоаппаратура, учатся составлять мультимедийную презентацию.

При реализации программы применяются педагогические технологии личностно-ориентированного обучения, технология индивидуализации обучения, технология коллективной творческой деятельности.

При выборе форм и методов работы руководителем объединения учитываются психологические особенности детей 11-13 лет. В этом возрасте происходит усиленное освоение социальных ценностей, формирование жизненных позиций, появление чувства взрослости, стремление приобщиться к жизни и деятельности взрослых, ярко проявляются способности. Дети отличаются познавательной и творческой активностью, пытаются самоутвердиться в жизни. Руководитель должен создать условия для культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, развития мотивации личности к познанию и творчеству. Поэтому выбор форм должен быть разнообразным. Можно использовать такие:

  • Словесные: рассказ, беседа, мозговой штурм, диспут, круглый стол

  • Наглядные: аудио- и видеоматериалы, компьютерные презентации, рисунки, схемы, буклеты, памятки.

  • Практические: демонстрирование образцов, выпуск стенгазет, конкурсы, викторины.

В конце каждого года обучения по программе проводится промежуточная итоговая аттестация. Формы проведения аттестации: тестирование /практическая работа.


Список литературы


для учащихся

  1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020


для учителя

  1. Читательская грамотность школьника (5-9кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018.

  2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019

  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018

  4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019

  5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа.

Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования

  1. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом “Первое сентября”

  2. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под редИ.В. Усачевой. М., 2016.

  3. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.--Тлн.: Арго, 2017

  4. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.

  5. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018.

  6. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm

Рождественская Л.В.Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.

50