СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга» Возраст учащихся: 7 - 15 лет.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Радуга»

Возраст учащихся: 7 - 15 лет.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга» Возраст учащихся: 7 - 15 лет.»

Комитет по образованию Администрации Топчихинского района Алтайского края

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Топчихинский Детско - юношеский центр"




Принята на педагогическом

совете

Протокол №______________

от «____»____________20__г.


Утверждена приказом директора

____________ «___________»

Приказ №________________

от «____»____________20__г.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Радуга»

Возраст учащихся: 7 - 15 лет.

Срок реализации: 3 года.










Автор (-ы)-составитель (-и):

Исупова Олеся Геннадьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

1.3. Содержание программы

2. Комплекс организационно - педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

2.2. Условия реализации программы

2.3. Формы аттестации

2.4. Оценочные материалы

2.5. Методические материалы

2.6. Список литературы



1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП:
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013 № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности

  • Устав МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеской центр»

Актуальность:

Данная программа является актуальной для детей младшего и среднего школьного возраста. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению традициям русского народного творчества.

Обучение включает в себя следующие основные предметы:
  • изобразительное искусство





Вид ДООП:

Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов..

Направленность ДООП:

Художественная.

Адресат ДООП:

Программа рассчитана на учащихся 7 - 15 лет.

В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен живого творчества, а дополнительные занятия детей в различных изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве.

Срок и объем освоения ДООП:

3 года, 648 педагогических часов, из них:

  • «Стартовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;

  • «Базовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;

  • «Продвинутый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов.

Форма обучения:

Очная.

Особенности организации образовательной деятельности:

Разновозрастная группа.

Режим занятий:

Таблица 1.1.1

Режим занятий

Предмет

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Изобразительное искусство

6 часов в неделю;

216 часов в год.

6 часов в неделю;

216 часов в год.

6 часов в неделю;

216 часов в год.




1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель:

формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития обучающихся и условий для их социализации в будущей жизни.

Задачи: Личностные:
  • развивать нравственные и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

  • Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства.

Метапредметные:
  • Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • способствовать развитию потребности активного участия обучающихся в культурной жизни.

Образовательные (предметные):
  • формировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности;

  • расширить знания об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;

  • помочь овладеть практическими умениями и навыками в художественной деятельности;

  • формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека;

  • формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • формировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);


  • формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;



Ожидаемые результаты:

Таблица 1.2.1

Ожидаемые результаты


Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Знать

  • роль художника в различных сферах жизнедеятельности человека;

  • первичные представления о видах художественной деятельности;

  • навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства;

  • роль художника в различных сферах жизнедеятельности человека;

  • виды художественной деятельности с использованием различных художественных материалов;

  • выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;

  • конкретные произведения выдающихся художников.

  • основные виды и жанры изобразительного искусства

  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах, пейзажа и натюрморта

  • основные средства художественной выразительности

  • разные художественных материалы, техники и их значение в создании художественного образа

  • место и значение изобразительных искусств в культуре (жизни общества и человека).

Уметь

  • использовать различные художественные материалы;

  • использовать первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства;

  • работать в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства, дизайне;

  • наблюдать, анализировать, воплощать свои идеи на бумаге;

  • анализировать произведения искусства, приобретают знания - овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности;

  • выполнять изображения предметного мира, природы, животных.

  • пользоваться различными художественными материалами;

  • обладать первичными навыками художественных техник (коллаж, граттаж и др.);

Владеть

  • начальным опытом самостоятельной творческой деятельности.

  • художественные термины и понятия.

  • первичными навыками плоского и объемного изображения;

  • правилами построения изображения предметов на плоскости, животных, человека, природных форм;

  • правилами линейной и воздушной перспективы;

  • средствами выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах

  • активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры.


1.3. Содержание программы

«Изобразительное искусство»

Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

Таблица 1.3.1

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

0


1.1

Вводное занятие. Стартовый мониторинг.

3

3

0


2

Живопись

72

24

48


2.3

«Все дети любят рисовать»

6

2

4

  • Творческая работа

2.4

«Улица красок - волшебников»

6

2

4

  • Творческая работа

2.5

«Какого цвета осень?»

6

2

4

  • Творческая работа

2.6

«Листопад»

6

2

4

  • Творческая работа

2.7

«Дары осени»

6

2

4

  • Творческая работа

2.8

«Осенний пейзаж»

6

2

4

  • Творческая работа

2.9

«Осенний вальс»

6

2

4

  • Творческая работа

2.10

«Дождливый день»

6

2

4

  • Творческая работа

2.11

«Первые заморозки»

6

2

4

  • Творческая работа

2.12

«Зимняя сказка»

6

2

4

  • Творческая работа

2.13

«Обители морских глубин»

6

2

4

  • Творческая работа

2.14

«Сказка про осень» - итоговое занятие по блоку. Выставка работ.

6

2

4

  • Творческая работа

  • Выставка

3

Декоративная работа

69

23

46


3.16

«Веселые узоры».Промежуточный мониторинг.

9

3

6

  • Творческая работа

3.17

«Дымковская сказка»

9

3

6

  • Творческая работа

3.18

«Волшебный мир оригами»

9

3

6

  • Творческая работа

3.19

«Спешим поздравить с Новым годом!»

9

3

6

  • Творческая работа

3.20

«Снегирь на веточке»

9

3

6

  • Творческая работа

3.21

«Одуванчики»

9

3

6

  • Творческая работа

3.22

«Весенние цветы»

9

3

6

  • Творческая работа

3.23

«Бабочки на лугу» - итоговое занятие по блоку. Выставка работ.

6

2

4

  • Творческая работа

  • Выставка

4

Рисунок

33

11

22


4.25

«Прилетают птичьи стаи»

9

3

6

  • Творческая работа

4.26

«Природа родного края»

6

2

4

  • Творческая работа

4.27

«Кошачья семейка»

6

2

4

  • Творческая работа

4.28

«Рисование с натуры»

6

2

4

  • Творческая работа

4.29

«Я рисую….» - итоговое занятие по блоку. Выставка работ.

6

2

4

  • Творческая работа

  • Выставка

5

Композиция

24

8

16


5.31

«Чудо своими руками – Мандала»

6

2

4

  • Творческая работа

5.32

«Мои любимые сказки»

6

2

4

  • Творческая работа

5.33

«Мамочка родная, для тебя!»

6

2

4

  • Творческая работа

5.34

«Зоопарк» - итоговое занятие. Выставка работ.

6

2

4

  • Творческая работа

  • Выставка

6

Введение в историю искусств

6

2

4


6.36

Введение в историю искусств

6

2

4


7

Знакомство с творчеством художников

6

2

4


7.38

Знакомство с творчеством художников

6

2

4


8

Итоговое занятие

3

3

0


8.40

Итоговый мониторинг. Выставка работ.

3

3

0

  • Выставка


Итого:

216

76

140



Содержание учебного плана

1. Вводное занятие 1.1. Вводное занятие. Стартовый мониторинг.

Теория:

Изобразительное искусство в жизни человека. Роль и место изобразительного искусства. Положительные эмоции как результат воздействия художественного произведения на чувства зрителей и художника. Влияние изобразительного искусства на развитие личности, речи человека.

Практика:

Диагностическое занятие – знакомство с детьми, изучение способности к рисованию.

2. Живопись 2.1. «Все дети любят рисовать»

Теория:

Знакомство с материалами и приспособлениями для рисования. Начальное представление о живописи.

Практика:

Навыки работы с кистью, гуашью, правила ухода за своими художественными принадлежностями.

2.2. «Улица красок - волшебников»

Теория:

Знакомство с понятиями «Основные цвета» и «Дополнительные цвета», «Палитра».

Практика:

Игровое упражнение «Получили новый цвет».

2.3. «Какого цвета осень?»

Теория:

Знакомство с понятием «Теплые цвета».

Практика:

Рассматривание осенних листьев, передача их цветовой окраски.

2.4. «Листопад»

Теория:

Знакомство с техникой «Набрызг», «Печатание», закрепление понятия «Теплые цвета».

Практика:

Навыки работы с кистью, палитрой.

2.5. «Дары осени»

Теория:

Знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства

Практика:

Выполнение изображения с натуры, анализ формы предметов и их цветовой окраски.

2.6. «Осенний пейзаж»

Теория:

Знакомство с пейзажем как жанром изобразительного искусства, с творчеством И. И. Левитана.

Практика:

Навыки композиционного решения рисунка на бумаге.

2.7. «Осенний вальс»

Теория:

Знакомство с аппликацией, техника безопасности при работе с ножницами.

Практика:

Приемы выполнения аппликации.

2.8. «Дождливый день»

Теория:

Знакомство с техникой работы «По – сырому».

Практика:

Закрепление навыков работы с кистью, гуашью, приемов смешивания красок.

2.9. «Первые заморозки»

Теория:

Знакомство с понятием «Холодные цвета», «Мазок», с творчеством И. Э. Грабаря.

Практика:

Упражнения на передачу состояния природы, получение нужного тона и цвета способом раздельного мазка.

2.10. «Зимняя сказка»

Теория:

Знакомство с техникой фотокопии, закрепление понятия «Холодный цвет».

Практика:

Навыки работы с нетрадиционными материалами.

2.11. «Обители морских глубин»

Теория:

Знакомство с техникой эстампа, творчеством Н. А. Тырса.

Практика:

Навыки работы в нетрадиционной технике – пальчиковая живопись, оттиски картоном.

2.12. «Сказка про осень» - итоговое занятие по блоку. Выставка работ.

Теория:

Выявление уровня знаний по пройденным темам.

Практика:

Самостоятельная работа на тему.

3. Декоративная работа 3.1. «Веселые узоры». Промежуточный мониторинг.

Теория:

Знакомство с народным декоративным творчеством, понятиями «Орнамент», «Ритм», «Композиция», видами орнамента.

Практика:

Построение орнаментов в квадрате, круге, в сложной форме.

3.2. «Дымковская сказка»

Теория:

Знакомство с понятием «Промысел», с традициями изготовления и росписи дымковской игрушки.

Практика:

Лепка игрушки и ее роспись по традициям дымковского промысла.

3.3. «Волшебный мир оригами»

Теория:

Знакомство с техникой оригами, историей ее возникновения, основными понятиями.

Практика:

Приемы работы в технике оригами, базовыми фигурами, чтение схем.

3.4. «Спешим поздравить с Новым годом!»

Теория:

Знакомство с историей возникновения открытки, ее видами.

Практика:

Изготовление открытки с использованием различных техник.

3.5. «Снегирь на веточке»

Теория:

Познакомить с техникой рваной аппликации.

Практика:

Правила работы с клеем, выполнение работы в технике рваной аппликации в сочетании с работой красками, карандашами.

3.6. «Одуванчики»

Теория:

Знакомство с техникой «Торцевание».

Практика:

Выполнение объемной аппликации с элементами торцевания.

3.7. «Весенние цветы»

Теория:

Знакомство с различными приемами работы с бумагой – скручивание, сминание, техника «Силуэтного вырезания».

Практика:

Техника безопасности при работе с ножницами, правила работы с бумагой, выполнение композиции с использованием различных техник.

3.8. «Бабочки на лугу» - итоговое занятие по блоку. Выставка работ.

Теория:

Выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика:

Самостоятельная работа.

4. Рисунок 4.1. «Прилетают птичьи стаи»

Теория:

Знакомство с техникой графики, понятиями «Линия», «Штрих», «Пятно».

Практика:

Приемы работы гелиевой ручкой, простым карандашом.

4.2. «Природа родного края»

Теория:

Закрепление понятий «Линия», «Штрих», знакомство с творчеством Шишкина.

Практика:

Упражнение на линии, различные по характеру, линейный рисунок различных деревьев.

4.3. «Кошачья семейка»

Теория:

Знакомство с художниками – анималистами, творчеством Серова, Чарушина.

Практика:

Упражнения на усиление и ослабление тона, схема рисования кошки.

4.4. «Рисование с натуры»

Теория:

Закрепление знаний о натюрморте.

Практика:

Закрепление навыков работы с карандашом, навыков работы с натурой.

4.5. «Я рисую….» - итоговое занятие по блоку. Выставка работ.

Теория:

Выявление уровня знания.

Практика:

Самостоятельная работа.

5. Композиция 5.1. «Чудо своими руками – Мандала»

Теория:

Знакомство с понятием «Мандала», историей ее возникновения, традициями выполнения, с понятием «Композиция» и «Композиционный центр».

Практика:

Выполнение мандалы в соответствии с законами ее построения, выделение композиционного центра.

5.2. «Мои любимые сказки»

Теория:

Знакомство с понятием «Иллюстрация», «Формат», с творчеством Васнецова.

Практика:

Иллюстрирование сказки по своему выбору, построение композиции.

5.3. «Мамочка родная, для тебя!»

Теория:

Закрепление понятий композиция, композиционный центр.

Практика:

Построение работы на заданную тему в соответствии с законами композиции.

5.4. «Зоопарк» - итоговое занятие. Выставка работ.

Теория:

Выявление уровня знаний.

Практика:

Самостоятельная работа.

6. Введение в историю искусств

Теория:

Знакомство с различными видами искусства, рассказы о крестьянском быте, отдельных народных промыслах.

6.1. Введение в историю искусств 7. Знакомство с творчеством художников

Теория:

Знакомство с творчеством художников (Васнецов, Грабарь, Шишкин, Левитан).

7.1. Знакомство с творчеством художников 8. Итоговое занятие 8.1. Итоговый мониторинг. Выставка работ.

Базовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

Таблица 1.3.2

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

0


1.1

«Добро пожаловать». Стартовый мониторинг.

3

3

0


2

Рисунок

33

11

22


2.3

«Учись рисовать с натуры»

6

2

4

  • Творческая работа

2.4

«Осенний букет»

6

2

4

  • Творческая работа

2.5

«Искусство создавать гравюры»

6

2

4

  • Творческая работа

2.6

«Народное творчество – лубочные картинки»

6

2

4

  • Творческая работа

2.7

«Натюрморт»

6

2

4

  • Творческая работа

2.8

«В мире животных» - итоговое занятие по блоку. Выставка работ.

3

1

2

  • Творческая работа

  • Выставка

3

Живопись

69

23

46


3.10

«Пасмурный денек»

9

3

6

  • Творческая работа

3.11

«На рассвете»

9

3

6

  • Творческая работа

3.12

«Цвет и чувство»

9

3

6

  • Творческая работа

3.13

«Первый снег»

6

2

4

  • Творческая работа

3.14

«Рисуем драпировку»

9

3

6

  • Творческая работа

3.15

«Мозаика»

9

3

6

  • Творческая работа

3.16

«Пушистые зверята»

9

3

6

  • Творческая работа

3.17

«Весна пришла»

6

2

4

  • Творческая работа

3.18

«Распускаются цветы» - итоговое занятие по блоку. Выставка работ.

3

1

2

  • Творческая работа

  • Выставка

4

Декоративная работа

51

17

34


4.20

«Мозаика». Промежуточный мониторинг.

9

3

6

  • Творческая работа

4.21

«Городецкая роспись»

9

3

6

  • Творческая работа

4.22

«Золотая хохлома»

9

3

6

  • Творческая работа

4.23

Голубая сказка Гжели

9

3

6

  • Творческая работа

4.24

«Мои любимые сказки»

9

3

6

  • Творческая работа

4.25

«Смешные кляксы». Выставка работ.

6

2

4

  • Творческая работа

  • Выставка

5

Композиция

36

12

24


5.27

«Статика»

9

3

6

  • Творческая работа

5.28

«Динамика»

9

3

6

  • Творческая работа

5.29

«Композиционный центр»

9

3

6

  • Творческая работа

5.30

«Симметрия и асимметрия». Выставка работ.

9

3

6

  • Творческая работа

  • Выставка

6

Введение в историю искусств

9

3

6


6.32

Введение в историю искусств.

9

3

6


7

Знакомство с творчеством художников

12

3

9


7.34

Знакомство с творчеством художников.

12

3

9


8

Итоговое занятие

3

3

0


8.36

«Ярмарка талантов».

Итоговый мониторинг. Выставка работ.

3

3

0

  • Выставка


Итого:

216

75

141



Содержание учебного плана

1. Вводное занятие 1.1. «Добро пожаловать». Стартовый мониторинг.

Теория:

Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.

Практика:

Закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями.

2. Рисунок 2.1. «Учись рисовать с натуры»

Теория:

Повторение и закрепление понятий «Натюрморт», познакомить с понятиями «Тень падающая, тень собственная, блик, рефлекс, ось симметрии».

Практика:

Навыки работы с натурой, построение композиции на бумаге.

2.2. «Осенний букет»

Теория:

Закрепить понятия «линия, штрих, пятно».

Практика:

Закрепить умения работать карандашом, с натурой, расположение изображения на бумаге.

2.3. «Искусство создавать гравюры»

Теория:

Знакомство с новым видом искусства Гравюрой, с известными художниками, работавшими в этой технике.

Практика:

Выполнение гравюры

2.4. «Народное творчество – лубочные картинки»

Теория:

Знакомство с лубочным творчеством.

Практика:

Навыки работы с цветными карандашами.

2.5. «Натюрморт»

Теория:

Закрепление знаний о натюрморте, знакомство с творчеством Машкова.

Практика:

Навыки работы с натурой, построение изображения на листе бумаги.

2.6. «В мире животных» - итоговое занятие по блоку. Выставка работ.

Теория:

Выявление уровня знаний по пройденным темам.

Практика:

Самостоятельная работа.

3. Живопись 3.1. «Пасмурный денек»

Теория:

Знакомство с понятием «Пленэр», «Колорит», знакомство с творчеством Куинджи.

Практика:

Навыки передачи цветом состояния природы, навыки работы с различными материалами.

3.2. «На рассвете»

Теория:

Знакомство с понятиями « Контраст», «Нюанс», закрепление понятия колорит.

Практика:

Навыки работы акварелью, передача цветом времени суток.

3.3. «Цвет и чувство»

Теория:

Закрепление понятий «контраст, колорит, нюанс».

Практика:

Навыки передачи цветом своего настроения, акцент на целостности цветового решения.

3.4. «Первый снег»

Теория:

Закрепление понятия раздельного мазка.

Практика:

Навыки работы акварелью, передача цветом состояния природы.

3.5. «Рисуем драпировку»

Теория:

Закрепление понятий колорит, контраст.

Практика:

Изображение одного и того же предмета на двух контрастных по цвету драпировках.

3.6. «Мозаика»

Теория:

Знакомство с понятием «Мозаика», историей ее возникновения.

Практика:

Выполнение работы в технике мозаики, подбор цветов, получение необходимых оттенков.

3.7. «Пушистые зверята»

Теория:

Закрепление знаний о художниках – анималистах, знакомство с техникой работы сухой кистью.

Практика:

Выполнение работы в технике сухой кисти, выполнение схемы построения животных.

3.8. «Весна пришла»

Теория:

Закрепление понятия пейзаж, знакомство с творчеством Саврасова.

Практика:

Закрепление навыка работы по – сырому, построение композиции.

3.9. «Распускаются цветы» - итоговое занятие по блоку. Выставка работ.

Теория:

Выявление уровня знаний по пройденным темам.

Практика:

Самостоятельная работа.

4. Декоративная работа 4.1. «Мозаика». Промежуточный мониторинг.

Теория:

Закрепление понятия мозаики, знакомство с понятием «Витраж».

Практика:

Выполнение витража пластилином на стекле.

4.2. «Городецкая роспись»

Теория:

Закрепление понятия промысел, знакомство с городецкой росписью, ее историей, традициями, основными элементами.

Практика:

Выполнение росписи дощечки в традициях городца.

4.3. «Золотая хохлома»

Теория:

Знакомство с хохломой, историей ее возникновения, традициями письма, основными элементами, цветами.

Практика:

Выполнение хохломской росписи .

4.4. Голубая сказка Гжели

Теория:

Знакомство с промыслом гжели, основными элементами, цветами, традициями.

Практика:

Выполнение гжельской росписи на блюдце.

4.5. «Мои любимые сказки»

Теория:

Закрепление знаний о лубочном творчестве, иллюстрации.

Практика:

Иллюстрирование сказки в традициях лубочной живописи.

4.6. «Смешные кляксы». Выставка работ.

Теория:

Выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам, знакомство с нетрадиционной техникой рисования – кляксографией.

Практика:

Самостоятельная работа.

5. Композиция 5.1. «Статика»

Теория:

Изучение понятия «Статика» на примере художественных произведений.

Практика:

Выполнение упражнения на передачу статики в изображении.

5.2. «Динамика»

Теория:

Изучение понятия «Динамика» на примере художественных произведений.

Практика:

Выполнение упражнений на передачу динамики в изображении.

5.3. «Композиционный центр»

Теория:

Закрепление понятия композиционный центр.

Практика:

Выполнение упражнений на выделение композиционного центра цветом, расположением.

5.4. «Симметрия и асимметрия». Выставка работ.

Теория:

Знакомство с понятием симметрии и асимметрии.

Практика:

Выполнение графических упражнений.

6. Введение в историю искусств

Теория:

Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства. Остановка на произведениях отдельных художников в разных жанрах и видах искусства. Беседы об отдельных народных промыслах.

6.1. Введение в историю искусств. 7. Знакомство с творчеством художников

Теория:

Знакомство с творчеством художников (Васнецов, Грабарь, Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов).

7.1. Знакомство с творчеством художников. 8. Итоговое занятие 8.1. «Ярмарка талантов». Итоговый мониторинг. Выставка работ.

Теория:

Выявление уровня знаний по пройденным темам.


Продвинутый уровень (1 год обучения)

Учебный план

Таблица 1.3.3

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

0


1.1

«Волшебный мир искусства». Стартовый мониторинг.

3

3

0


2

Рисунок

75

27

48


2.3

«Рисунок – основа изобразительного искусства»

9

3

6

  • Творческая работа

2.4

«Натюрморт из геометрических тел»

9

3

6

  • Творческая работа

2.5

«Художники – анималисты»

9

3

6

  • Творческая работа

2.6

«Зарисовки животных в движении»

9

3

6

  • Творческая работа

2.7

«Изображение фигуры человека в истории искусств»

9

3

6

  • Творческая работа

2.8

«Пропорции строения человека»

9

3

6

  • Творческая работа

2.9

«Портрет друга»

9

3

6

  • Творческая работа

2.10

«Моя семья»

9

3

6

  • Творческая работа

2.11

«Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома» - итоговое занятие по блоку. Выставка работ.

3

3

0

  • Выставка

3

Живопись

48

18

30


3.13

«Пятно как средство выражения»

9

3

6

  • Творческая работа

3.14

«Цвет в произведениях живописи»

9

3

6

  • Творческая работа

3.15

«Этюд. Настроение»

9

3

6

  • Творческая работа

3.16

«Декоративный натюрморт»

9

3

6

  • Творческая работа

3.17

«Композиция как ритм пятен»

9

3

6

  • Творческая работа

3.18

«Этюд. Весенние цветы» - итоговое занятие по блоку. Выставка работ.

3

3

0

  • Выставка

4

Декоративная работа

36

12

24


4.20

«Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы». Промежуточный мониторинг.

9

3

6

  • Творческая работа

4.21

«Живая красота жостовских подносов»

9

3

6

  • Творческая работа

4.22

«Уральская роспись»

9

3

6

  • Творческая работа

4.23

«Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн». Выставка работ.

9

3

6

  • Выставка

  • Творческая работа

5

Композиция

30

12

18


5.25

«Пейзаж – большой мир»

9

3

6

  • Творческая работа

5.26

«Пейзаж – настроение. Природа и художник»

9

3

6

  • Творческая работа

5.27

«Основы дизайна»

9

3

6

  • Творческая работа

5.28

«Милосердие» - итоговое занятие. Выставка работ.

3

3

0

  • Выставка

6

Введение в историю искусств

9

3

6


6.30

Введение в историю искусств.

9

3

6


7

Знакомство с творчеством художников

12

6

6


7.32

Знакомство с творчеством художников.

12

6

6


8

Итоговое занятие

3

3

0


8.34

«Мы умеем и мы знаем!». Итоговый мониторинг. Выставка работ.

3

3

0

  • Выставка


Итого:

216

84

132



Содержание учебного плана

1. Вводное занятие 1.1. «Волшебный мир искусства». Стартовый мониторинг.

Теория:

Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.

Практика:

Закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями.

2. Рисунок 2.1. «Рисунок – основа изобразительного искусства»

Теория:

Закрепление понятий «линия, штрих, пятно».

Практика:

Графические упражнения, закрепление навыков работы карандашом.

2.2. «Натюрморт из геометрических тел»

Теория:

Закрепление понятий «свет, тень, полутень, тень падающая, рефлекс, нюанс, тень собственная».

Практика:

Выполнение натюрморта в карандаше, расположение изображения на бумаге.

2.3. «Художники – анималисты»

Теория:

Закрепление знаний о художниках – анималистах.

Практика:

Выполнение рисунка животных гелиевой ручкой, схема построения животных.

2.4. «Зарисовки животных в движении»

Теория:

Закрепление знаний о художниках – анималистах.

Практика:

Выполнение рисунка животных гелиевой ручкой, схема построения животных в движении.

2.5. «Изображение фигуры человека в истории искусств»

Теория:

Знакомство с понятием «Портрет», видами портрета, с творчеством Кипренского.

Практика:

Выполнение схемы строения человека.

2.6. «Пропорции строения человека»

Теория:

Закрепление понятия портрет.

Практика:

Изучение пропорций, сравнение схемы изображения ребенка и взрослого.

2.7. «Портрет друга»

Теория:

Закрепление понятия портрет.

Практика:

Выполнение изображения определенного человека. Техника – по выбору.

2.8. «Моя семья»

Теория:

Закрепление понятия портрет, знакомство с творчеством Боровиковского.

Практика:

Выполнение группового семейного портрета.

2.9. «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома» - итоговое занятие по блоку. Выставка работ.

Теория:

Выявление уровня знаний по пройденным темам.

3. Живопись 3.1. «Пятно как средство выражения»

Теория:

Закрепление понятий «локальный цвет, цветовая гамма».

Практика:

Выполнение упражнений.

3.2. «Цвет в произведениях живописи»

Теория:

Закрепление знаний о цвете, цветовой гамме.

Практика:

Монотипия.

3.3. «Этюд. Настроение»

Теория:

Закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст, нюанс.

Практика:

Передача состояния природы через цвет.

3.4. «Декоративный натюрморт»

Теория:

«Что такое декоративный натюрморт? В чем его особенность?»

Практика:

Выполнение декоративного натюрморта гуашью.

3.5. «Композиция как ритм пятен»

Теория:

Закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст, нюанс».

Практика:

Выполнение натюрморта, построенного на сближенных цветах в технике акварели.

3.6. «Этюд. Весенние цветы» - итоговое занятие по блоку. Выставка работ.

Теория:

Выявление уровня знаний по пройденным темам.

4. Декоративная работа 4.1. «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы». Промежуточный мониторинг.

Теория:

Закрепление знаний о народных промыслах, символах росписей.

Практика:

Составление росписи с учетом народных традиций.

4.2. «Живая красота жостовских подносов»

Теория:

Знакомство с историей жостовской росписи, ее традициями и основными элементами.

Практика:

Выполнение жостовской росписи на тарелке.

4.3. «Уральская роспись»

Теория:

Знакомство с историей возникновения уральской росписи, ее значением, основными элементами.

Практика:

Выполнение макета русской избы с элементами уральской росписи.

4.4. «Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн». Выставка работ.

Теория:

Знакомство с понятием «Дизайн», историей развития дизайна.

Практика:

Графические упражнения, шрифтовая композиция.

5. Композиция 5.1. «Пейзаж – большой мир»

Теория:

Закрепление знаний о пейзаже, видах пейзажа, о композиции, композиционном центре знакомство с творчеством Айвазовского.

Практика:

Организация изображаемого пространства.

5.2. «Пейзаж – настроение. Природа и художник»

Теория:

Закрепление знаний о пейзаже, законах композиции, знакомство с творчеством Васильева.

Практика:

Передача своего настроения через цветовое решение пейзажа.

5.3. «Основы дизайна»

Теория:

Закрепление знаний о дизайне, знакомство с понятием «Стиль», «Стилизация».

Практика:

Выполнение графических упражнений, стилизация природных форм.

5.4. «Милосердие» - итоговое занятие. Выставка работ.

Теория:

Выявление уровня знаний по пройденным темам.

6. Введение в историю искусств

Теория:

Беседы о художниках – графиках, живописцах. Русские иконы. Творчество Андрея Рублева, Феофана Грека.

6.1. Введение в историю искусств. 7. Знакомство с творчеством художников

Теория:

Посещение художественного музея, выставок детского творчества, выставок профессиональных художников.

7.1. Знакомство с творчеством художников. 8. Итоговое занятие 8.1. «Мы умеем и мы знаем!». Итоговый мониторинг. Выставка работ.











2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график

Таблица 2.1.1

Календарный учебный график

Позиции

Заполнить с учетом срока реализации ДООП

Количество учебных недель

35

Количество учебных дней

175

Продолжительность каникул

-

Даты начала и окончания учебного года

16.09.-31.05.

Сроки промежуточной аттестации

январь

Сроки итоговой аттестации (при наличии)



2.2. Условия реализации программы

Таблица 2.2.1

Условия реализации программы

Аспекты

Характеристика (заполнить)

Материально-техническое обеспечение

  • Ресурсное обеспечение образовательной программы предусматривает проведение учебно-воспитательной деятельности с детьми в светлом помещении, где у каждого ребёнка имеется рабочее место – отдельный стол и необходимые материалы. Помимо этого в кабине должны быть шкафы для хранения методической литературы, наглядных пособий, приспособлений, образцов изделий. Так же должна быть небольшая доска инструментов и материалов, детских работ, мультимедийное оборудование или компьютер;

  • мольберты;

  • столы;

  • стулья;

  • разные виды художественных изобразительных материалов;

  • бумага;

  • канцелярские принадлежности

Информационное обеспечение

  • интернет ресурсы

Кадровое обеспечение

  • педагог дополнительного образования первой квалификационной категории


2.3. Формы аттестации Формами аттестации являются:
  • Творческая работа

  • Выставка

2.4. Оценочные материалы

Таблица 2.4.1

Оценочные материалы

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала учащихся

  • Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

Уровень развития социального опыта учащихся

  • Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся

  • «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких

Уровень теоретической подготовки учащихся

  • Разрабатываются ПДО самостоятельно

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

  • ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (методика Е.Н.Степановой)

Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации)

  • Для определения самооценки - методика «Лесенка» (В.Г. Щур);

  • Методика «Устойчивость интересов»;

  • Для исследования творческий способностей - тест «Творческий потенциал»;

  • Методика определения уровня воображения.


2.5. Методические материалы Методы обучения:
  • Словесный

  • Наглядный

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Репродуктивный

  • Игровой

Формы организации образовательной деятельности:
  • Индивидуальная

  • Индивидуально-групповая

  • Групповая

  • Практическое занятие

  • Открытое занятие

  • Выставка

  • Игра

Педагогические технологии:
  • Технология группового обучения

Тип учебного занятия:

Комплексного применения знаний и способов деятельности.

Дидактические материалы:
  • Раздаточные материалы


2.6. Список литературы
  1. Алексеева, В.В. Что такое искусство? / В.В. Алексеева [текст] - М.: «Советский художник», 1973. – 162с.

  2. Грек, В.А. Рисую штрихом. / В.А. Грек [текст] - Минск: «Скорына», 1992 . – 41 с.

  3. Грунтовский, А.В., Назарова А.Г. Ефим Васильевич Честняков. / А.В. Грунтовский, А.Г. Назарова [электронный ресурс] // Русская земля. Журнал о русской истории и культуре http://www.rusland.spb.ru/is I 1htm - Язык русский: доступ свободный.

  4. Демакова, Т.И. Развитие креативности младшего школьника на уроках изобразительного искусства [электронный ресурс] http:// festival. 1 september.ru /articles / 312879/ - Язык русский : доступ свободный.

  5. Клиентов, А.Е. Народные промыслы. / А.Е. Клиентов [текст] - М.: «Белый город», 2003. – 50 с.

  6. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства. / С.К. Кожохина [текст] - Ярославль: «Пионер», 2001. – 120 с.

  7. Концепция художественного образования в Российской Федерации [электронный ресурс] http:www.google.ru/url?sa=t source=web ct=res cd=4 ved=0CAwQFjAD url=http://gzalilova - Язык русский : доступ свободный.

  8. Марысаев, В.Б. Рисование: теория. 3-5 кл. / В.Б. Марысаев [текст] - М.: «Рольф», 1999.

  9. Мосин, И.Г. Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. / И.Г. Мосин [текст] И.Г. Мосин [иллюстрации] - Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. – 120с.

  10. Немов, Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2 психология образования. / Р.С. Немов [текст] – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 608с.

  11. Основы, народного и декоративно-прикладного искусства. Программа I-IV кл. для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. / Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1992.

  12. Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с.

  13. Рутковская, А.А. Рисование в начальной школе. А.А. Рутковская [текст] - СПб.: «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2003. – 192с.

  14. Савенков, А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. А.И. Савенков [текст], А.А. Селиванов [иллюстрации] – Ярославль: Академия развития, 2004. – 128с.

  15. Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников. Конспекты занятий. И.В. Тюфанова [текст] - СПб.: «Детство-Пресс», 2002. – 80 с.

  16. Уатт, Ф. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. / Ф. Уатт [текст] М.Д. Лахути [перевод с англ.] - М.: «Росмэн», 2002. – 96с.

  17. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство во втором классе. Пособие для учителей. Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1984.

  18. Аксенов, Ю. А. Практические советы самодеятельным художникам./ Ю. Аксенов - Малоярославецкая городская типография., 2011

  19. Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.Выготский - М., 1991.

  20. Джин Фрэнкс. Рисунок карандашом. / АСТ, Астрель. 2007

  21. .Лободина, С. Как развивать способности ребенка. / С.Лободина - СПб., 1997.

  22. .Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. / А.И. Савенков - М., 1999

  23. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство для детей. Натюрморт. Портрет. Пейзаж. / Сокольникова, Н. М АСТ, Астрель., 2010

  24. Хосе М. Паррамон. Как рисовать. Путь к мастерству./ АРТ – Родник, 2001

  25. Эймис Л. Дж. Рисуем 50 животных./ ООО «Поппури», 2000.

Топчиха 2019