© 2021 290 1
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская HandMade» разработана для учащихся 7-11 лет, проявляющих интерес к творческой деятельности и желающих создавать поделки своими руками. Обучение по данной программе направленно на формирование креативной, творчески одарённой личности учащихся, особенно востребованных в настоящее время.
| Муниципальное казенное учреждение «Управление образованием Междуреченского городского округа» Муниципальное бюджетное учреждение д «Центр детского творчества» (МБУ ДО ЦДТ) | ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Принята на заседании методического совета МБУ ДО ЦДТ Протокол от _________ №___ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО ЦДТ
_____________Г.А. Сисина Приказ №_____от __________
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская HandMade»
| |||
Возраст учащихся: 7-11 лет Срок реализации: 1 год
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| Разработчик: Гавриленко Елена Владимировна, педагог дополнительного образования, методист | ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
М еждуреченский городской округ, 2021
Оглавление
Паспорт программы 3
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 6
1.1. Пояснительная записка 6
Направленность программы 6
Актуальность программы 6
Отличительные особенности программы 6
Адресат программы 7
Объём программы 7
Формы обучения и виды занятий по программе 7
Срок освоения программы 8
Режим занятий 8
1.2. Цель и задачи программы 9
1.3. Содержание программы 11
Учебный план 11
Содержание учебного плана 11
1.4. Планируемые результаты освоения программы 13
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 15
Календарный учебный график 15
Условия реализации программы 15
Этапы и формы аттестации 16
Оценочные материалы 17
Методические материалы 18
Список литературы 19
Приложение №1 20
Приложение №2 21
Наименование программы: |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская HandMade» |
Разработчик программы: |
Гавриленко Елена Владимировна, педагог дополнительного образования, методист |
Ответственный за реализацию программы: |
Гавриленко Елена Владимировна, педагог дополнительного образования, методист |
Образовательная направленность: |
художественная |
Цель программы: |
развитие творческих способностей учащихся через знакомство с технологиями декоративно-прикладного искусства. |
Задачи программы: |
обучающие: познакомить учащихся с техниками декоративно-прикладного искусства (изготовлением мягкой игрушки, кукол, канзаши, скрапбукингом, квиллингом, декупажем и т.п.); формировать у учащихся творческий подход к созданию изделий декоративно-прикладного искусства; пробудить в учащихся познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству; формировать умения учащихся ставить цели, планировать, проектировать; воспитательные: прививать у учащихся уважение к истории своей страны через знакомство с историей народной игрушки и её создателем – народом, с особенностями быта, традициями, технологиями; познакомить учащихся с культурой и искусством разных стран мира через изучение различных техник декоративно-прикладного искусства; развивать умение учащихся эффективно сотрудничать с другими людьми; воспитывать культуру поведения в обществе, веротерпимость и толерантность учащихся; воспитывать нравственно-этические качества личности учащихся; воспитывать инициативу, самостоятельность учащихся; воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность учащихся; развивающие: развивать умение учащихся искать, анализировать, преобразовывать и применять информацию в процессе творческой деятельности; развивать образное и пространственное мышление, мелкую моторику, глазомер учащихся; развивать эстетический вкус учащихся; пробудить интерес учащихся к самостоятельному изучению и овладению новыми технологиями в различных видах декоративно-прикладного творчества. |
Возраст учащихся: |
от 7 до 11 лет |
Год разработки программы: |
2021 |
Сроки реализации программы: |
1 год (всего 216 часов в год) |
Нормативно-правовое обеспечение программы: |
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.) Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; «Концепция развития дополнительного образования детей» - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 №1726-р; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196; Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей); Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847); Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”; Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 №298н); Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ» (включая разноуровневые программы); Указ Президиума РФ от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816; Письмо МинПросвещения России от 19.03.2020 N ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 №86-ОЗ; Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014 - 2025 годы. Утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 4 сентября 2013 г. N 367; Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 №212-р «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кемеровской области»; Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 №740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»; Нормативно-правовые документы учреждения: Устав МБУ ДО ЦДТ; Положение об организации деятельности Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центра детского творчества» по составлению, согласованию и утверждению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; Учебный план МБУ ДО ЦДТ; Правила приема граждан в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» для зачисления учащихся на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам; Положение об обучении учащихся по индивидуальным учебным планам (в том числе ускоренного обучения) в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центре детского творчества» (МБУ ДО ЦДТ); Комплексная целевая программа развития МБУ ДО ЦДТ «Планета творчества»; Календарный учебный график; Положение «Об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО ЦДТ»; Правила внутреннего трудового распорядка; Положение о режиме занятий учащихся; Положение о промежуточной аттестации учащихся, осуществлении текущего контроля их успеваемости и аттестации учащихся по завершению реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО ЦДТ; Положение об учебно-методическом комплексе к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе; Инструкции по технике безопасности. |
Методическое обеспечение программы: |
Учебно-методический комплекс: дидактические материалы, плакаты, видеотека, методические рекомендации, сборники материалов и заданий, сценарии, мониторинг по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, оценочные материалы и т.д. |
Рецензенты: Внутренняя рецензия: Цыбизова Екатерина Сергеевна, руководитель структурного подразделения МБУ ДО ЦДТ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская HandMade» (далее ДООП) соответствует требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации и Кемеровской области - Кузбасса, регламентирующих образовательную деятельность учреждений дополнительного образования.
Программа разрабатывалась в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ и включает результаты осмысления собственного педагогического опыта.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская HandMade» осуществляется на русском языке - государственный язык РФ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская HandMade» имеет художественную направленность и стартовый уровень освоения.
Реализация программы ориентирована на формирование и развитие творческих способностей детей и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни за рамками основного образования.
Реализация ДООП не нацелена на достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования.
В настоящее время дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская HandMade» актуальна тем, что способствует формированию креативной творчески одарённой личности каждого учащегося, высоко востребованных в современном мире. А именно люди, развивающие свою фантазию, творческую мысль и смекалку смогут в будущем изобретать, совершенствовать, двигать прогресс вперёд на благо других и всего мира в целом.
Декоративно-прикладное творчество в содружестве с современными технологиями и материалами позволяют наиболее полно и эффективно развить индивидуальные способности и склонности учащихся, их уникальное нестандартное мышление и таланты через поддержку их интересов, любознательности и чувства прекрасного.
Кроме того, программа способствует воспитанию этически – нравственных качеств личности учащихся, патриотизма, толерантности, уважения к культурам разных стран мира, трудолюбия, на что в данный момент направлены многочисленные программы и проекты государства как в общеобразовательных учреждениях, так и в дополнительном образовании.
Таким образом, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская HandMade» отвечает всем требованиям нового времени, так как она направлена на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, организацию свободного времени. Данная программа способствует успешности учащихся в обучении, в общении со сверстниками, признанию способов самовыражения и талантов детей в современном обществе.
Отличительными особенностями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская HandMade» являются использование наиболее современных и актуальных техник декоративно-прикладного творчества (скрапбукинг, канзаши, квиллинг, декупаж) и материалов современного искусства в сочетании с традиционными, давно известными технологиями (вышивка, оригами, изготовление кукол и игрушек) для создания уникальных, высокохудожественных творческих изделий.
Программа «Мастерская HandMade» подразделяется на три больших раздела: «Бумажные фантазии», в рамках которого изучается бумажное творчество, «Волшебная иголка», где внимание уделяется изготовлению изделий из текстиля и «Чудесные превращения фоамирана», который знакомит учащихся с свойствами и приёмами работы с современным материалом - пластичной замшей.
Программа построена таким образом, что ранее изученные темы будут расширять возможности дальнейших тем и способствовать синтезу различных технологий, их использованию учащимися в многочисленных сочетаниях, что будет содействовать развитию детской творческой мысли, креативности и изобретательности.
Так, изучив искусство оригами, квиллинга и декупажа учащиеся смогут создавать неповторимые, уникальные изделия в стиле скрапбукинг, используя уже полученные знания из предыдущих тем, а знания об изготовлении мягкой игрушки, выполнении вышивки, приёмов канзаши будут способствовать созданию удивительных авторских кукол. Знакомство с технологией изготовления украшений из фоамира, в свою очередь, будет способствовать большему мастерству и изобретательности в создании сувениров из этого же материала.
Учитывая индивидуальные особенности современных детей, их стремление быстро увидеть результат, программа «Мастерская HandMade» нацелена на изготовление одной поделки за одно занятие или день, включающий несколько занятий. Ребёнок изготовит одно изделие и заберёт его с собой. Такой подход будет способствовать поддержанию интереса и мотивации учащихся к обучению, развитию умения ставить цель, планировать, распределять своё время, добиваться результата и быть успешным.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская HandMade» разработана для учащихся 7-11 лет. Занятия проводятся в группах из 15 человек.
Приём учащихся осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» для зачисления учащихся на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Программа может быть адаптирована для учащихся с особыми образовательными потребностями, в том числе для детей – инвалидов, приём которых осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В этом случае численный состав объединения может быть сокращён.
Общий объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская HandMade» составляет 216 часов.
Форма обучения по программе – очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Виды обучения, используемые при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская HandMade»:
Исследовательская проектная деятельность
Самостоятельная индивидуальная работа
Групповая работа
Мини-лекция
Игра
Выставка
Конкурс
Мастер-класс
Мозговой штурм
Квиз
Экскурсия
Творческая работа
Творческая встреча
Творческая мастерская
Творческий отчёт и др.
На занятиях применяяются следующие методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)
наглядный (демонстрация педагогом, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская HandMade» составляет 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа, продолжительностью 45 минут каждое. При проведении 2-х часовых занятий обязательны перемены продолжительностью не менее 5 минут. Во время занятий предусмотрены динамические паузы, физминутки.
В дистанционном режиме проводятся занятия во время карантина, морозов, при отсутствии учащегося на занятии (по причине болезни, отъезда и др.), при подготовке учащихся к различным конкурсам, а также для углубленного изучения тем программы.
С данной целью применяется блог детского творческого объединения – студии декоративно-прикладного творчества «Вдохновение» http://tvorchestvodpi.blogspot.com/, созданный для учащихся по программе «Мастерская HandMade», группа ВКонтакте: http://vk.com/club8714387, страница в Стране Мастеров: https://stranamasterov.ru/user/36590, а также интерактивные задания на сервисе LearningAapps.org , платформа для проведения онлайн-занятий Zoom.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструктажам.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических правил, возрастных особенностей учащихся и порядка проведения занятий.
Организация обучения по программе осуществляется на базе МБУ ДО ЦДТ.
Учащиеся, освоившие в МБУ ДО ЦДТ дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу в полном объёме получают свидетельство об обучении установленного образца (по Положению о промежуточной аттестации учащихся, осуществлении текущего контроля их успеваемости и аттестации учащихся по завершении реализации ДООП в МБУ ДО ЦДТ).
Цель: развитие творческих способностей учащихся через знакомство с технологиями декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
обучающие:
познакомить учащихся с техниками декоративно-прикладного искусства (изготовлением мягкой игрушки, кукол, канзаши, скрапбукингом, квиллингом, декупажем и т.п.);
формировать у учащихся творческий подход к созданию изделий декоративно-прикладного искусства;
пробудить в учащихся познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
формировать умения учащихся ставить цели, планировать, проектировать;
воспитательные:
прививать у учащихся уважение к истории своей страны через знакомство с историей народной игрушки и её создателем – народом, с особенностями быта, традициями, технологиями;
познакомить учащихся с культурой и искусством разных стран мира через изучение различных техник декоративно-прикладного искусства;
развивать умение учащихся эффективно сотрудничать с другими людьми;
воспитывать культуру поведения в обществе, веротерпимость и толерантность учащихся;
воспитывать нравственно-этические качества личности учащихся;
воспитывать инициативу, самостоятельность учащихся;
воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность учащихся;
развивающие:
развивать умение учащихся искать, анализировать, преобразовывать и применять информацию в процессе творческой деятельности;
развивать образное и пространственное мышление, мелкую моторику, глазомер учащихся;
развивать эстетический вкус учащихся;
пробудить интерес учащихся к самостоятельному изучению и овладению новыми технологиями в различных видах декоративно-прикладного творчества.
(стартовый уровень)
№ | Название раздела / темы | Количество часов | Формы аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу (ДООП). Инструктаж по ТБ. | 3 | 2 | 1 | Тест на выявление творческих способностей |
2. | Бумажные фантазии |
| |||
2.1 | Искусство оригами | 12 | 1 | 11 | Творческая работа, выставка «Волшебным мир бумаги» |
2.2 | Квиллинг | 21 | 2 | 19 | |
2.3 | Декупаж | 21 | 2 | 19 | |
2.4 | Скрапбукинг | 24 | 2 | 22 | |
3. | Волшебная иголочка | ||||
3.1 | Мягкая игрушка | 36 | 6 | 30 | Игра «В стране белошвейки» |
3.2 | Вышивка | 15 | 2 | 13 | |
3.3 | Канзаши | 18 | 2 | 16 | |
3.4 | Куклы | 24 | 4 | 20 | |
4. | Чудесные превращения фоамирана | ||||
4.1 | Украшения | 21 | 2 | 19 | Игра – опрос «Ромашка» |
4.2 | Сувениры | 21 | 2 | 19 | |
| Итого: | 216 | 27 | 189 |
(стартовый уровень)
1. Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. (3 ч.)
Теория. Знакомство с учебным планом программы. Выставка изделий. Инструктаж по ТБ.
Практика. Тестирование на выявление творческих способностей.
2. Бумажные фантазии
Тема 2.1. Искусство оригами (12 ч.)
Теория. Знакомство с терминами «оригами», «паттерн», историей возникновения. Виды оригами.
Практика. Знакомство с базовыми формами оригами. Изготовление изделий в технике оригами (цветок, бабочка, лягушка, щенок, лисёнок и др.)
Тема 2.2. Квиллинг (21 ч.)
Теория. Знакомство с термином «квиллинг», историей возникновения.
Практика. Знакомство с инструментами и основными видами элементов квиллинга. Изготовление изделий в технике квиллинг (цветок, листок, сова, снежинка, мышка, крабик, рыбка, птичка и др.)
Тема 2.3. Декупаж (21 ч.)
Теория. Знакомство с терминами «декупаж», «кракелюр», историей возникновения.
Практика. Знакомство с материалами и инструментами для декупажа. Знакоство с основными видами, стилями и приёмами декупажа. Изготовление изделий в технике декупаж (декоративных баночек, магнитов, шкатулок, ёлочных украшений, упаковок и др.)
Тема 2.4. Скрапбукинг (24 ч.)
Теория. Знакомство с терминами «скрапбукинг», «кардмейкинг», «дистрессинг», «эмброссинг», «штампинг» историей возникновения.
Практика. Знакомство с инструментами и материалами для скрапбукинга. Стили в скрапбукинге. Изготовление изделий в технике скрапбукинга (открытки, этикетки, бирки, обложки, альбомы и др.)
Мастер-классы по теме: https://stranamasterov.ru/node/288242 (изготовление конверта в технике скрапбукинг)
Волшебная иголочка
Тема 3.1 Мягкая игрушка (36 ч.)
Теория. Знакомство с технологиями изготовления мягких игрушек, видами игрушек.
Практика. Знакомство с инструментами и видами швов для изготовления игрушек. Изучение свойств материалов для пошива игрушек (ткань, мех, кожа, синтепон). Изготовление различных видов игрушек (плоские игрушки, игрушки на основе круга, игрушки из носков, колготок и перчаток, игрушки – обереги, игрушки из бросового материала и др.). Виды оформления игрушек.
Мастер-классы по теме: https://stranamasterov.ru/node/667874 (изготовление цыплёнка - брелка), https://stranamasterov.ru/node/557790 (изготовление сувенира - котёнка), https://stranamasterov.ru/node/286433 (изготовление сувенира - дракончика)
Тема 3.2 Вышивка (15 ч.)
Теория. Знакомство с видами декоративных швов и технологиями вышивания.
Практика. Выполнение различных видов вышивания (крестик, гладь, рококо, Ришелье, вышивка бисером и др.). Изготовление изделий в техники вышивания (салфетки, панно, платочки, закладки, броши и др.)
Тема 3.3 Канзаши (18 ч.)
Теория. Знакомство с термином «канзаши», историей возникновения.
Практика. Знакомство с инструментами и материалами для канзаши. Изучение главных элементов канзаши. Изготовление изделий в технике канзаши (цветы, заколки, ободки, украшения, броши и др.)
Тема 3.4 Куклы (24 ч.)
Теория. Знакомство с видами кукол, историей появления, назначением и технологиями изготовления.
Практика. Знакомство с инструментами, материалами и приёмами изготовления различных кукол. Изготовление кукол разных видов (скрутки, обереги, игровые куклы, интерьерные куклы, куклы – тильды и др.) Виды оформления кукол.
Чудесные превращения фоамирана
Тема 4.1. Украшения (21 ч.)
Теория. Знакомство с материалом - фоамираном, изучение его видов и свойств.
Практика. Изучение приёмов работы с фоамираном при изготовлении украшений. Изготовление украшений из фоамирана (цветы, украшения, заколки, ободки, гребни, броши, браслеты и др)
Тема 4.2 Сувениры (21 ч.)
Теория. Изучение свойств фоамирана и приёмов работы с ним при изготовлении сувениров.
Практика. Выполнение основных приёмов и сувениров из фоамирана (упаковки, магнитиков, закладок, игрушек, куколок и др.)
К концу обучения учащиеся овладевают
следующими компетенциями
Предметные (образовательные):
знание различных техник декоративно-прикладного искусства (изготовление мягкой игрушки, кукол, канзаши, скрапбукинг, квиллинг, декупаж и т.п.);
знание традиций, культуры и искусства разных стран мира через изучение различных техник декоративно-прикладного искусства;
умение применять творческий подход к созданию изделий декоративно-прикладного искусства;
познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
умение ставить цели, планировать, проектировать;
Метапредметные:
умение искать, анализировать, преобразовывать и применять информацию в процессе творческой деятельности;
развитое образное и пространственное мышление, мелкая моторика, глазомер;
умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
развитый эстетический вкус;
Личностные:
уважение к истории своей страны через знакомство с историей народной игрушки и её создателем – народом, с особенностями быта, традициями, технологиями;
культура поведения в обществе, веротерпимость и толерантность;
нравственно-этические качества личности;
инициативность, самостоятельность;
трудолюбие, терпение и аккуратность;
интерес к самостоятельному изучению и овладению новыми технологиями в различных видах декоративно-прикладного творчества.
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется Календарным учебным графиком, который является приложением к программе и разрабатывается до начала каждого учебного года, согласовывается с руководителем структурного подразделения и утверждается заместителем директора МБУ ДО ЦДТ по УВР или НМР.
Календарный учебный график соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Начало учебного года - 1 сентября, окончание учебного года– 31 мая.
№ | Год обучения | Объем учебных часов | Всего учебных недель | Режим работы | Количество учебных дней |
1 | 1 год обучения
| 216 | 36 | 2 раза в неделю по 3 часа | 72 |
В каникулярное время учащиеся могут продолжить обучение по краткосрочной дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Материально-техническое обеспечение:
оборудованный учебный кабинет (стол для педагога, столы для учащихся, стулья, стенды, шторы-затемнения, ровная поверхность 1.1х 2,1м);
технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, видеофотокамера, принтер, сканер).
Информационное и учебно-методическое обеспечение:
учебно-методическое обеспечение (пособия, учебно-методический комплекс: дидактические материалы, плакаты, схемы, технологические карты, видеотека, методические рекомендации, сборники материалов, мониторинг по ДООП).
Кадровое обеспечение:
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт) код А и B с уровнями квалификации 6, обладающий профессиональными компетенциями в предметной области.
Вид контроля | Тема/раздел и контрольные измерители аттестации (что проверяется) | Форма аттестации |
I год обучения | ||
Текущий контроль (на начало реализации программы) | 1. Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу (ДООП). Инструктаж по ТБ. - уровень фантазии и смекалки; - знание правил техники безопасности при работе с иглой, ножницами, утюгом, клеем и другими инструментами и материалами. | Тест на выявление творческих способностей |
Текущий контроль | 2. Бумажные фантазии - знание понятий «оригами», «квиллинг», «декупаж», «кракелюр», «скрапбукинг», «кардмейкинг», «дистрессинг», «эмброссинг», «штампинг» и др.; - знание видов и приемов декоративно-прикладного творчества, использующих в основном, в качестве материала бумагу (оригами, квиллинг, декупаж, скрапбукинг); - умение изготавливать несложную, но эстетически красивую творческую работу при помощи оригами, квиллинга, декупажа, скрапбукинга, в том числе используя в одной работе сочетание всех техник. | Творческая работа, выставка «Волшебным мир бумаги» |
Промежуточная аттестация | 3. Волшебная иголочка - знание терминов «канзаши», «вышивка крестиком», «гладь», «рококо», «Ришелье», - знание видов швов, приёмов и технологий изготовления изделий из текстиля (мягкая игрушка, вышивка, канзаши, куклы); - умение правильно и аккуратно оформить изделие из текстиля (мордочки игрушек и лица кукол, бахрома салфеток и т.п.); - умение изготавливать несложную, но эстетически красивую творческую работу из текстиля, в том числе используя в одной работе сочетание всех техник. | Игра «В стране белошвейки» |
4. Чудесные превращения фоамирана - знание свойств и видов фоамирана; - знание и умение применять приёмы и технологию изготовления украшений и сувениров на практике; - умение изготавливать несложную, но эстетически красивую творческую работу из фоамирана, в том числе используя ранее изученные техники декоративно-прикладного творчества, сочетая их друг с другом (канзаши, декупаж и др.). | Игра – опрос «Ромашка» |
Диагностика результативности сформированных компетенций, учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерская HandMade» осуществляется посредством следующих разработок (критерии и показатели в Приложении №2):
Тест;
Творческая работа;
Выставка «Волшебный мир бумаги»;
Игра «В стране белошвейки», «Ромашка»;
Опрос и др.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма аттестации |
1 | Бумажные фантазии (мастер-классы по теме: https://stranamasterov.ru/node/288242) | Мини – лекция с презентацией, практическая работа, творческая работа, мини-проект, выставка – конкурс и др. | Индивидуальная работа, работа в группах, (словесный, наглядный, практический методы) | Образцы изделий, схемы, технологические карты, презентации, шаблоны, картинки, эскизы | Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, видеофотокамера, принтер, сканер | Творческая работа, выставка «Волшебным мир бумаги» |
2 | Волшебная иголочка (мастер-классы: https://stranamasterov.ru/node/667874, https://stranamasterov.ru/node/557790, https://stranamasterov.ru/node/286433) | Мини – лекция с презентацией, практическая работа, творческая работа, выставка – конкурс и др. | Индивидуальная работа, работа в группах, (словесный, наглядный, практический методы) | Образцы изделий, рисунки, схемы, технологические карты, презентации, шаблоны, эскизы | Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, видеофотокамера, принтер, сканер | Игра «В стране белошвейки» |
3 | Чудесные превращения фоамирана | Мини – лекция с презентацией, практическая работа, творческая работа, выставка – конкурс и др. | Индивидуальная работа, работа в группах, (словесный, наглядный, практический методы) | Образцы изделий, схемы, технологические карты, презентации, шаблоны, эскизы | Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, видеофотокамера, принтер, сканер | Игра – опрос «Ромашка» |
для педагога:
Агапова И.А. Школа рукоделия: мягкая игрушка. – М.: 2007.
Артамонова Е.В. Куклы. – М.: 2000.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. – СПб.: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2005. – 272 с.
Белова Н.П. Мягкая игрушка. – СПб.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 120 с.
Бойко Е.А. Игрушки – подушки. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192 с.
Ванханен Н.А. Фантазии из колготок. – М.: Профиздат, 2003. – 64 с.
Генсицкая Н. История одной куклы. – М.: Просвещение, 2007. – 20 с.
Деревянко Н.С. Мягкая игрушка: Волшебный сад. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. – 112 с.
Елисеева А.Д. Скрапбукинг: постигаем шаг за шагом. – Минск: Харвест, 2012. – 160 с.
Зайцева А.А. Искусство квилинга. Магия бумажных лент. – М.: Эксмо-Пресс, 2014. – 64 с.
Зайцева А.А. Канзаши: цветочное очарование Японии своими руками. – М.: Эксмо, 2015. – 64 с.
Имбирёва И.В. Модная вышивка. Все актуальные виды и техники. Энциклопедия современной вышивки. М.: Эксмо, 2018. – 224 с.
Кадж Д. Мишки. Построение авторской выкройки. Техника набивки. Готовые выкройки мишек, щенка и ёжика. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2006. – 96 с.
Карлсон М. Учись лепить родных и друзей. – М.: Профиздат, 2003. – 200 с.
Кобаяси Кадзуо Японское искусство оригами. 35 моделей с 1000-летней историей. М.: Эксмо, 2021. – 144 с.
Кочетова С. Мягкая игрушка: Игрушки для всех. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 240 с.
Кунина Е. Характерные куклы из полимерных масс. – М.: Дизайн Кора, 2006. – 65 с.
Неботова З. Мягкая игрушка: Игрушки-сувениры. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 160 с.
Нойшюц К. Куклы – своими руками. – М.: Evidentis, 2001. – 192 с.
Петрова М. Большая энциклопедия декупажа. М.: АСТ, 2014. – 240 с.
Петухова В.И., Мягкая игрушка. – М.: Народное творчество, 2000. – 304 с.
Смакова Р.А. Весёлые поделки. – М.: Просвещение, 2004. – 270 с.
Феррари В. Мягкая игрушка своими руками. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2003. – 80 с.
для учащихся и родителей:
Блондо С. Цветы из ткани канзаши. Приёмы и техники. – М.: Контент, 2016. – 32 с.
Гарланд К. Мягкая игрушка. – Белгород: Книжный клуб семейного досуга, 2007. – 96 с.
Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. – М.: Просвещение, 1979. - 64 с.
Зайцева А.А. Декупаж для начинающих: салфеточная техника. М.: Эксмо-Пресс, 2014 – 64 с.
Зайцева А.А. Швы и стежки. Большая энциклопедия вышивки. М.: Эксмо, 2018. – 208 с.
Калинич М. Рукоделие для детей: Мягкая игрушка. – Мн.: Полымя, 1997. – 92 с.
Ким Е.В. Куклы – перчатки и другие идеи из вашего гардероба. – М.: РОСМЕН, 2008. – 32 с.
Лежнёва С.С. Сказка своими руками. – Мн.: Полымя, 1994. – 63 с.
Михеева А.В. Скрапбукинг. Изысканные подарки своими руками. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2015. – 108 с.
Смородкина О.Г. Оригами. Лучшие модели. М.: АСТ, 2011. – 128 с.
Чиотти Донателла Оригинальные поделки из бумаги. – М.: Мир книги, 2008. – 96 с.
Шевчук Я.Г. Маленькой рукодельнице. – Киев: Зоря, 1991. – 30 с.
Чиркова М.В. В путешествие с куклой. – Ростов н/Д: Феникс, СПб.: ОСТ, 2007. – 96 с.
Чурзина Н.О. Мягкая игрушка. Шаг за шагом. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 32 с.
Список терминов:
Бисер - мелкие стеклянные цветные зёрнышки, бусинки со сквозными отверстиями.
Выкройка – и, ж. Образец для кройки. Бумажная в. Кроить по выкройке. В. воротника.
Вышивка - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: полотно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр.
Декупаж - (от фр. «резка») — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
Дистрессинг – приём состаривания бумаги в скрапбукинге.
Журналинг — одна из основных техник скрапбукинга с использованием надписей: заголовков, подписей, описаний.
Зеркальное отображение – Об изображении: сходный с получаемым в зеркале, такой, при к-ром происходит пространственное преобразование изображаемого
Канзаши - это японские традиционные женские украшения для волос, с помощью которых женщины закрепляют свои сложные прически, называющиеся нихонгами. В японском костюме не существует украшений в виде ожерелий, браслетов и сережек, поэтому единственная возможность женщин украсить свою одежду — это те самые заколки канзаши, которые имеют множество вариаций.
Кардмейкинг - это ручное изготовление уникальных открыток при помощи подручных материалов.
Каркас – а, м. Остов какого–н. сооружения, изделия. К. здания. К. абажура.
Квиллинг - (от англ. «птичье перо»), также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Лекало – а, ср.
Чертёжный инструмент для вычерчивания кривых линий.
Шаблон, модель, применяемые при изготовлении изделий сложного профиля.
Масштаб – а, м.
Отношение длины линий на карте, чертеже к действительной длине. М. — 25 километров в сантиметре.
Размах, охват, значение. Широкий м. работ. В мировом масштабе.
Оберег – а, м. (устар. и спец.). Предмет, оберегающий, охраняющий от чего-н. Обереги от порчи, от дурного глаза. Подкова над дверью — о. дому.
Оригами - (от яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; японское искусство складывания фигурок из бумаги.
Припуск – а, м. То, что припущено при крое, раскрое. Большой п. на швы.
Пропорция –Определённое соотношение частей между собой, соразмерность. П. в частях здания.
Скрапбукинг -(от англ. «вырезка» и «книга», букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.
Скрутка – Изделие, изготовленное посредством скручивания ткани.
Текстиль - (от лат. «ткань, материя») — изделия, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей (ткани, вата, сети и так далее), изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке. К текстилю относят также материю, не являющуюся тканью: трикотаж, войлок, современные нетканые и прочие материалы.
Утяжка – приём шитья для создания рельефа (впадинок, выпуклостей) чего-либо.
Фоамиран - пластичная замша, выпускающаяся в виде листа и отличающаяся мягкостью.
Цветовой круг – круг определяющий правила сочетания цветов.
Шаблон – а, м.
Пластина с вырезами, по контуру которых изготовляются чертежи или какие–н. изделия, лекало (во 2 знач.) (спец.). Чертить, кроить по шаблону.
перен. Общеизвестный, избитый образец, трафарет (в 3 знач.), к-рому подражают. Сочинять по шаблону.
Инструмент для измерения каких–н. размеров, расстояний (спец.). Резьбовой ш. Радиусный ш.
Шарнирование – создание подвижного соединения частей механизма, деталей, обеспечивающее их вращение вокруг общей оси или общей точки. Как на шарнирах кто–н. (беспокоен и тороплив в движениях; разг.).
Шов -шва, м.
Место соединения сшитых кусков ткани, кожи, мягкого материала; линия, проложенная строчкой 1. Машинный, ручной ш. Прочный ш. Распороть по швам. По всем швам трещит что–н. (также перен.: приходит в полный упадок, разрушается; разг.).
Способ шитья, вышивки. Намёточный шов. Стебельчатый ш.
Штамп — это объёмный рисунок на поверхности, который позволяет сделать оттиск на бумаге и придаёт работам в скрапбукинге оригинальный вид.
Штампинг - это техника нанесения оттиска на поверхности при помощи штампов.
Эмброссинг - вид искусства по созданию объемного рисунка с использованием его тиснения, выполняемого с применением подручных элементов.
Эскиз -,м. Предварительный, неоконченный рисунок, набросок. Выставка эскизов. Э. к картине. Э. декораций, костюмов (рисунок, по которому будут выполнены декорации, костюмы).
Критерии оценивания сформированных компетенций учащихся по программе
Критерии оценивания устных ответов при проведении опроса:
«Высокий уровень», если учащийся:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать программный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий.
Правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию педагога; имеет необходимые навыки работы с приборами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
«Средний уровень», если учащийся:
1. Усваивает основное содержание программного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал систематизировано, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; недостаточно аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов, но допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает недостаточно полно на вопросы педагога, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в теме, допуская одну-две грубые ошибки.
«Низкий уровень», если учащийся;
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи педагога.
Тест на выявление творческих способностей: «Дорисуй»
Задание: Учащимся предлагается создать эскиз игрушки, используя нарисованные на листочках три круга.
О
бразец
Результаты теста:
1. если создан эскиз на основе одного круга – у ребёнка творческие способности слабо развиты;
2. если создан эскиз на основе двух кругов – у ребёнка творческие способности среднего уровня;
3. если эскиз содержит 3 предложенных круга, особенно объединённых в единое целое – у ребёнка высокий уровень развития творческих способностей
Авторский кроссворд по изготовлению «Мягкой игрушки»: http://puzzlecup.com/?guess=414DF02FA7270932
Опрос и практическая работа по теме: «Виды швов»
Карточка №1
1. Выполните шов «вперёд иголкой».
2. Расскажите о применении этого шва.
Карточка №2
1. Выполните шов «назад иголкой».
2. Расскажите о применении этого шва.
Карточка №3
1. Выполите шов «через край»
2. Расскажите о применении этого шва.
Карточка №4
1. Выполните «петельный» шов.
2. Расскажите о применении этого шва.
Карточка №5
1. Выполните «стебельчатый» шов.
2. Расскажите о применении этого шва.
Карточка №6
1. Выполните «тамбурный» шов.
2. Расскажите о применении этого шва.
Карточка №7
1.Выполите шов «гладь».
2. Расскажите о применении этого шва.
Карточка №8
1. Выполните «потайной» шов.
2. Расскажите о применении этого шва.
Карточка №9
1. Выполните петельный шов.
2. Расскажите о применении шва «зиг-заг».
Карточка №10
1. Выполните шов «назад иголкой».
2. Расскажите о применении шва «строчка».
Карточка №11
1. Выполните «петельный» шов.
2. Расскажите какие швы используются для обработки края изделия.
Карточка №12
1. Выполните шов «через край».
2. Расскажите на какие два больших вида делятся швы.
При абсолютно правильных ответах на оба вопроса карточки – учащийся получает 10 баллов, при одном правильном ответе – 5 баллов.
Правильный ответ на один вопрос и частично правильный ответ на второй вопрос – 9-6 баллов в зависимости от недочётов в ответе.
Частично правильный ответ на один вопрос – 4- 1 балл в зависимости от недочётов в ответе. Отсутствие правильных ответов – 0 баллов.
10-8 баллов – высокий уровень знаний по теме, 7-4 балла – средний уровень, 3-0 баллов – низкий уровень знаний.
Задание и тест на усвоение материала по теме: «Виды оформления игрушек»
Задание: Учащимся даётся задание создать эскизы оформления мордочки игрушек. Лучше предложить нарисовать мордочки различных по оформлению игрушек: мордочку собачки, лица куколки, мордашки цыплёнка и т.п.
Результат: По изготовленным эскизам определяется уровень усвоения материала. Наиболее оригинальные и правильно оформленные эскизы оцениваются как высокий уровень, пропорционально неправильно оформленные и невыразительные эскизы мордашек – низкий уровень, при 1-2 незначительных ошибках, которые легко устранить (неправильное расположение зрачка глаза игрушки, неподходящий цвет зрачка и т.п.) – средний уровень.