СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно – оздоровительной направленности «Подвижные игры»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно – оздоровительной направленности «Подвижные игры»»

Муниципальное образование – городской округ город Рязань Рязанской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Рязани «Лицей №4»

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол № 5, 21.10.2021г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ г. Рязани «Лицей № 4»

__________ Н. И. Ширенина

Приказ № 312-Д от 08.11.2021 г.





г.









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

спортивно – оздоровительной направленности


«Подвижные игры»



Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации : 4 года





Разработал: учитель физической культуры

Кривоченко Т.А







2021г.



Пояснительная записка

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.


Актуальность программы «Подвижные игры»

Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В процессе игры происходит формирование эмоционального мира человека, поэтому она представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности с детьми , что является весьма актуальным на сегодняшний день. Среди проблем, связанных с воспитанием социально и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание коллективизма , самоутверждение, самореализация, саморазвитие, чувство долга, ответственность. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания.

Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы. Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.

Цель программы:  создание условий для укрепления здоровья обучающихся, физического и личностного развития детей, формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом посредством подвижных игр.

Педагогическая целесообразность программы «Подвижные игры»заключается в том, что у детей при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической культурой и спортом, развиваются физические качества, формируются личностные и волевые качества.

Отличительная особенность программы «Подвижные игры»  в сравнении с близкими по тематике программами заключается в широком применении игровых технологий при воспитании разносторонне развитой личности.


Задачи программы

Обучающие

- освоение теоретических знаний по физической культуре, гигиене физического воспитания, технике безопасности;

- формирование у младших школьников начального представления о «культуре движений».

Развивающие

- развитие физических и личностных качеств детей, двигательных умений и навыков;

- формирование гигиенических навыков, навыков здорового образа жизни, а также навыков соревновательной деятельности;

-развитие умения ориентироваться в пространстве.

Воспитательные

- воспитание взаимоуважения, коллективизма, целеустремленности, ответственности, взаимовыручки, самостоятельности и умения планировать свою деятельность;

- воспитание у младших школьников потребности в физических упражнениях, подвижных играх с целью самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы «Подвижные игры»: 7-10 лет.

Срок реализации программы «Подвижные игры»: 4 года.

Формы и режим занятий

Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. В целом состав групп остается постоянным.

Ведущей формой организации обучения является групповая.  Продолжительность занятий:1-4 год обучения – 1 раз в неделю по 1 часу (академическому).

Ожидаемый результат реализации программы «Подвижные игры»:


1 класс:

  • Укрепление здоровья;

  • Повышение физической подготовленности двигательного опыта.


2 класс:

  • Развитие физических качеств, силы, быстроты, выносливости.


3 класс:

  • Формирование умения проведения физкультурно –оздоровительных мероприятий.


4 класс:

  • Обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития;

  • Формирование качеств личности: наблюдательность, мышление, внимание, память, воображение.


Личностные результаты

  • Умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • умение выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий во время занятия;

  • учиться работать по определенному алгоритму.

Познавательные УУД:

  • Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

  • умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Подвижные игры»:

Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях: «Весёлые старты», спортивные эстафеты, спортивный праздник «Папа, Мама, Я – спортивная семья», «День здоровья» и т. п.



Содержание программы «Подвижные игры» составлено с учётом возрастных особенностей обучающихся начальной школы. Состоит из трёх разделов.

Раздел 1. Общеразвивающие игры.

Раздел 2. Подвижные игры и эстафеты.

Раздел 3. Русские народные игры.

«Стартовый уровень» рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год (для 2-4 классов), 33 часа в год (для 1 классов). Предполагаемое количество обучающихся 10 -15 человек в группе. Время занятия 40 мин. Место проведения: спортивный зал МАОУ г. Рязань «Лицея №4».


Раздел 1. Общеразвивающие игры (14 час.) Данный раздел позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Игра – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, возможность свободного самоопределения и самореализации, ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. Любая игра строиться на принципе единства – единство обучения, воспитания, развития.

Раздел 2. Подвижные игры и эстафеты (12 час.)Включенные в раздел упражнения способствуют развитию и укреплению мышц, исправлению физических недостатков, формирование осанки, вырабатывают умения владеть своим телом, совершенствуют двигательные навыки, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Раздел 3. Русские народные игры (8 час.) Очень важно обогатить детей запасом движений, научить их двигаться технически грамотно, легко, естественно, выразительно. Овладев двигательными элементами, дети смогут самостоятельно организовать и проводить игры.










Учебный план

1 года обучения

№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практика

Раздел 1.

Общеразвивающие игры

14 ч

1

14

1.1

Игры на ориентирование в пространстве


7 ч




«Ворота»,«Болото».





«Встречный бой»





«Вытолкни за круг»





«Кто дальше»





«Попрыгунчики»,





«Воробушки и кот»





Теория. Общие понятия подвижных игр. Вводная диагностика. Правила техники безопасности спортивной площадке и спортивном зале.


Во время занятия


1.2

Игры с предметами

7 ч




Игры со скакалками:





«Скакалочка»





«Салки-выручалки»





«Альпинисты».





Игры с метанием, передачей и ловлей мяча:





«Охотники и утки»





«Сильный бросок»





«Мячик кверху»





«Свечки»




Раздел2.

Подвижные игры и эстафеты

12ч


12

2.1

Подвижные игры

6 ч




«Прыжки по кочкам»





« Кто быстрее встанет в круг»





«Прыгающие воробушки»





«Конники-спортсмены»





«Удочка»





« Салки с прыжками»





«К своим флажкам»





Теория : Теория :Правила проведения эстафет, работа со спортивным инвентарём.




Во время занятия


2.2

Эстафеты с бегом и прыжками, с преодолением препятствий

3 ч




«Найди жгут»,«Два мороза»





«Бег сороконожек»





«12 палочек»




2.3

Эстафеты с баскетбольными мячами

3 ч




«Метко в цель»





«Мяч соседу»





«Подвижная цель»




Раздел 3.

Народные игры


7

3.1

Хороводные игры

1 ч




«Плетень», «Ручеёк»




3.2

Сюжетные игры

4 ч




«Гуси-лебеди»,





«Пятнашки»,





«Воробьи-вороны»





«Шишки, жёлуди, орехи»




3.3

Русские народные игры

2 ч




«Вышибалы





«Лапта»





«Горелки»





Теория : Предупреждение травматизма во в ремя иг время игр. Знакомство с народными

играми.

Играми

И и


Во время занятия


Итого

33ч

3

30





















Учебный план

2 года обучения

№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практика

Раздел 1.

Общеразвивающие игры

14 ч

1

14

1.1

Игры на ориентирование в пространстве


7 ч




«Ворота»,«Болото».





«Встречный бой»





«Вытолкни за круг»





«Кто дальше»





«Попрыгунчики»,





«Воробушки и кот»





Теория. Общие понятия подвижных игр. Вводная диагностика. Правила техники безопасности спортивной площадке и спортивном зале.


Во время занятия


1.2

Игры с предметами

7 ч




Игры со скакалками:





«Скакалочка»





«Салки-выручалки»





«Альпинисты».





Игры с метанием, передачей и ловлей мяча:





«Охотники и утки»





«Сильный бросок»





«Мячик кверху»





«Свечки»




Раздел2.

Подвижные игры и эстафеты

12ч


12

2.1

Подвижные игры

6 ч




«Прыжки по кочкам»





« Кто быстрее встанет в круг»





«Прыгающие воробушки»





«Конники-спортсмены»





«Удочка»





« Салки с прыжками»





«К своим флажкам»





Теория : Теория :Правила проведения эстафет, работа со спортивным инвентарём.




Во время занятия


2.2

Эстафеты с бегом и прыжками, с преодолением препятствий

3 ч




«Найди жгут»,«Два мороза»





«Бег сороконожек»





«12 палочек»




2.3

Эстафеты с баскетбольными мячами

3 ч




«Метко в цель»





«Мяч соседу»





«Подвижная цель»




Раздел 3.

Народные игры

8 ч


8

3.1

Хороводные игры

1 ч




«Плетень», «Ручеёк»




3.2

Сюжетные игры

4 ч




«Гуси-лебеди»,





«Пятнашки»,





«Воробьи-вороны»





«Шишки, жёлуди, орехи»




3.3

Русские народные игры

3 ч




«Вышибалы





«Горелки»





«Море волнуется»





Теория : Предупреждение травматизма во в ремя иг время игр. Знакомство с народными

играми.

Играми

И и


Во время занятия


Итого

34ч

3

31





















Учебный план

3 года обучения

№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практика

Раздел 1.

Общеразвивающие игры

14 ч

1

14

1.1

Игры на ориентирование в пространстве


7 ч



«Падающая палка»





«Догоняй по кругу»





«Колесо»





«Кто дальше»





«Попрыгунчики»,





«Воробушки и кот»





Теория. Общие понятия подвижных игр. Вводная диагностика. Правила техники безопасности спортивной площадке и спортивном зале.


Во время занятия


1.2

Игры с предметами

7 ч



Игры со скакалками:




« Волк и семеро козлят».





«Лягушки и цыплята».





«Десятки»» ,«Часы»





Игры с метанием, передачей и ловлей мяча:




«Вышибалы»





« Играй, играй, мяч не теряй»





«Горячая картошка »





«Вышибалы со свечками »




Раздел2.

Подвижные игры и эстафеты

12ч


12

2.1

Подвижные игры

6 ч




«Прыжки по кочкам»





« Кто быстрее встанет в круг»





«Прыгающие воробушки»





«Волки и овцы»





«Салки -монетки»





« Салки с прыжками»





«К своим флажкам»





Теория : Теория :Правила проведения эстафет, работа со спортивным инвентарём.




Во время занятия


2.2

Эстафеты с бегом и прыжками, с преодолением препятствий

3 ч



«Переправа»





«Змейка»





«Передача эстафетной палочки»




2.3

Эстафеты с баскетбольными мячами

3 ч



«Мяч ловцу»





«Мяч спиной вперёд»





«Борьба за мяч»




Раздел 3.

Народные игры

8 ч


3.1

Хороводные игры

1 ч



«Овощи»




3.2

Сюжетные игры

4 ч



«У медведя во бору»,





«Волки во рву»,





«Охотники и утки»





«Шишки, жёлуди, орехи»




3.3

Русские народные игры

3 ч



«Удар по верёвочке»





«Большой мяч»





«Море волнуется»





Теория : Предупреждение травматизма во в ремя иг время игр. Знакомство с народными

играми.

Играми

И и


Во время занятия


Итого

34ч

3

31





















Учебный план

4 год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практика

Раздел 1.

Общеразвивающие игры

14 ч

1

14

1.1

Игры на ориентирование в пространстве


7 ч



«Падающая палка»





«Догоняй по кругу»





«Колесо»





«Кто дальше»





«Попрыгунчики»,





«Воробушки и кот»





Теория. Общие понятия подвижных игр. Вводная диагностика. Правила техники безопасности спортивной площадке и спортивном зале.


Во время занятия


1.2

Игры с предметами

7 ч



Игры со скакалками:




« Волк и семеро козлят».





«Лягушки и цыплята».





«Десятки»» ,«Часы»





Игры с метанием, передачей и ловлей мяча:




«Вышибалы»





« Играй, играй, мяч не теряй»





«Горячая картошка »





«Вышибалы со свечками »




Раздел2.

Подвижные игры и эстафеты

12ч


12

2.1

Подвижные игры

6 ч




«Прыжки по кочкам»





« Кто быстрее встанет в круг»





«Прыгающие воробушки»





«Волки и овцы»





«Салки -монетки»





« Салки с прыжками»





«К своим флажкам»





Теория : Теория :Правила проведения эстафет, работа со спортивным инвентарём.




Во время занятия


2.2

Эстафеты с бегом и прыжками, с преодолением препятствий

3 ч



«Переправа»





«Змейка»





«Передача эстафетной палочки»




2.3

Эстафеты с баскетбольными мячами

3 ч



«Мяч ловцу»





«Мяч спиной вперёд»





«Борьба за мяч»




Раздел 3.

Народные игры

8 ч


3.1

Хороводные игры

1 ч



«Овощи»




3.2

Сюжетные игры

4 ч



«У медведя во бору»,





«Волки во рву»,





«Охотники и утки»





«Шишки, жёлуди, орехи»




3.3

Русские народные игры

3 ч



«Удар по верёвочке»





«Большой мяч»





«Море волнуется»





Теория : Предупреждение травматизма во в ремя иг время игр. Знакомство с народными

играми.

Играми

И и


Во время занятия


Итого

34ч

3

31



Содержание учебного плана


Раздел 1. Общеразвивающие игры


Теория:  Знакомство с детьми, ознакомление с программой. Общие понятия подвижных игр. Вводная диагностика. Правила техники безопасности на спортивной площадке ив спортивном зале. Основные функции:  воспитывать умение следовать правилам, учитывать мнение и позицию других участников подвижной игры.

Практика: Освоения навыков двигательной подготовки: бег с изменением направления, бег с прыжками. Уметь правильно и равномерно распределить силы во время игры. Освоения навыка ловкости и выносливости.



Раздел 2. Подвижные игры и эстафеты


Теория: Правила проведения эстафет, работа со спортивным инвентарём.

Практика: Освоения навыков двигательной подготовки: прыжки на дальность, быстрый и рваный бег, бег с ускорением. Формируется ловкость и выносливость.Упражнения способствуют развитию и укреплению мышц, формируют осанку.


Раздел 3. Русские народные игры

Теория: Предупреждение травматизма во время игр. Знакомство с народными играми.

Практика: Игры на развитие координации движения, скорости, ловкости, выносливости, быстроты, внимания.



Календарный учебный график


№ п/п

Месяц

Время

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

Место

Форма

контроля


1



02.09

03.09

08.09

Лекция ,

практическое занятие

1


Общие понятия подвижных игр. ТБ во время игр. Общеразвивающие игры. Игры на ориентирование в пространстве


МАОУ

«Лицей№4»

Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры.

2



9.09

10.09

15.09

Практическое занятие

1

Игры на ориентирование в пространстве


МАОУ

«Лицей№4»

Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

3



16,09

17.09

22.09

Практическое занятие

1

Игры на ориентирование в пространстве


МАОУ

«Лицей№4»

Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

4



23,09

24.09

29.09

Практическое занятие

1

Игры на ориентирование в пространстве


МАОУ

«Лицей№4»

Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

5



30,09

01.10

06.10

Практическое занятие

1

Игры на ориентирование в пространстве


МАОУ

«Лицей№4»

Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

6



14.10

08.10

13.10

Практическое занятие

1

Игры на ориентирование в пространстве


МАОУ

«Лицей№4»

Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

7



21.10

15.10

20.10

Практическое занятие

1

Игры на ориентирование в пространстве


МАОУ

«Лицей№4»

Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

8



11.11

22.10

03.11

Практическое занятие

1

Игры с предметами

со скакалкой


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

9



18.11

12.11

10.11

Практическое занятие

1

Игры со скакалками


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

10



25.11

19.11

17.11

Практическое занятие

1

Игры со скакалками


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

11



02.12

26.11

24.11

Практическое занятие

1

Игры с предметами


Игры с метанием, передачей и ловлей мяча


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

12



09.12

03.12

01.12

Практическое занятие

1

Игры с метанием, передачей и ловлей мяча


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

13



16.12

10.12

08.12

Практическое занятие

1

Игры с метанием, передачей и ловлей мяча


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

14



23.12

17.12

15.12

Практическое занятие


Игры с метанием, передачей и ловлей мяча


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

15




24.12

22.12

Лекция ,

Практическое занятие

1

Правила проведения эстафет, работа со спортивным инвентарём

Подвижные игры и эстафеты


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

16






Практическое занятие

1

Подвижные игры


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

17






Практическое занятие

1

Подвижные игры


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

18






Практическое занятие

1

Подвижные игры


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

19






Практическое занятие

1

Подвижные игры


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

20






Практическое занятие

1

Подвижные игры


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

21






Практическое занятие

1

Эстафеты с бегом и прыжками, с преодолением препятствий


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

22






Практическое занятие

1

Эстафеты с бегом и прыжками, с преодолением 1препятствий


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

23






Практическое занятие

1

Эстафеты с бегом и прыжками, с преодолением препятствий


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

24






Практическое занятие

1

Эстафеты с баскетбольными мячами


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

25






Практическое занятие

1

Эстафеты с баскетбольными мячами


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

26






Практическое занятие

1

Эстафеты с баскетбольными мячами


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

27






Лекция ,

Практическое занятие

1

Народные игры:

Хороводные игры. Знакомство с народными играми


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

28






Практическое занятие

1

Сюжетные игры


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

29






Практическое занятие

1

Сюжетные игры


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

30






Практическое занятие

1

Сюжетные игры


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

31






Практическое занятие

1

Сюжетные игры


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

32






Практическое занятие

1

Знакомство с народными играми.

Русские народные игры


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

33






Практическое занятие

1

Русские народные игры


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры

34






Практическое занятие

1

Русские народные игры


Демонстрация игры. Ознакомление с правилами игры


Методическое обеспечение программы «Подвижные игры»


Методическое обеспечение: наличие программы, наглядных пособий, методических разработок.

Методы и формы обучения по данной программе определяются

требованиями с учетом индивидуальных способностей, развитием и

саморазвитием личности.

Формы обучения: игры, эстафеты, весёлые старты, рассказ, беседа, демонстрация игр.

При реализации программы используются следующие методы обучения:

1.Словесные: рассказ, объяснение нового материала;

2.Наглядные: демонстрация новых игр, демонстрация иллюстративного

материала.

3.Практические: апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на

спортивной площадке, эстафеты.

При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов

деятельности: игровой и теоретический.

Начало работы по разделу включает знакомство с теоретическим

материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной

группой новых игр.

Материально – техническое обеспечение программы

Учебные занятия проводятся в спортивном зале или на спортивной

площадке.

Используемое оборудование:

гимнастические палки, конусы, баскетбольные мячи, маты гимнастические , гимнастические скамейки, скакалки, набивные мячи.

Кадровое обеспечение. Реализация программы осуществляется

педагогом дополнительного образования.


Список литературы


1.Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками

оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 2003

2. Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 2006

3..Степаненкова Э. Я., Сборник подвижных игр. - СПб.: Речь, 2016

4.Левченко, А. Игры, которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр / А.Левченко, - В.Матысон. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.