Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вязьма-Брянская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации А.В. Пуцыкина Вяземского района Смоленской области
ПРИНЯТА на педагогическом совете МБОУ Вязьма-Брянская СОШ Протокол №_1__ от «__» ______ 2021 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Вязьма-Брянская СОШ _____________ Данкова Е.В. Приказ №_1__ « » ______ 2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
театральная студия «Золотая маска»
Возраст учащихся: 11 – 17 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Быстрова Анна Юрьевна
педагог дополнительного образования
г. Вязьма
2021 год
Пояснительная записка
Современная молодежь - это поколение будущего, которое должно отличаться не быстротой и резкостью, а глубоким внутренним миром, полным загадок и истинных желаний. Поэтому, нужно сделать все возможное, чтобы страсть к искусству у подростков не угасала, а лишь возгоралась, подпитывая себя новыми чувствами и желаниями!
Театр как искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слышать других, направить к развитию через творчество и игру. Ведь игра - непременный атрибут театрального искусства, но вместе с тем именно она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.
Программа относится к программам художественной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Занятия стимулируют развитие и основных психологических функций: внимания, памяти, речи, восприятия; сопутствуют рассвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре. Ребёнок присваивает чужой опыт и приобретает основные знания и убеждения через подражание, игру, диалог. Актёрское развитие ребёнка подразумевает постоянное присутствие оценки со стороны не только коллег, но и зрителя, подготавливая моделированию ситуаций контакта со зрительным залом. Именно от этого зависят его творческие поиски, убеждения, планы, надежды. Построения занятий создают условия для наиболее полного и свободного раскрытия способностей каждого учащегося, исходя из его творческой природы; широкого использования метода импровизации, позволяющего сохранить непосредственность и искренность юных исполнителей. Результативность занятий создается путём постепенного погружения в речевую дыхательную разминку учащихся, творческую игру, актёрские тренинги, 3 предлагаемые обстоятельства использования взаимооценок, возможности сравнений, анализа ролевого действия. Особенность программ
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Ведущей деятельностью для детей данного возраста является ролевая игра и обучение её правилам. Главное же значение игры состоит в том, что ребёнок моделирует в ней отношения между людьми и на этой основе у обучающегося формируется стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности, а обучение формируются интеллектуальные и познавательные силы ребёнка. В процессе работы на занятии участники оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате получают жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению.
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования заключается в том, чтобы компенсировать недостающие знания и потребности в творчестве, занимаясь в детском театральном коллективе. Занятия в детском театральном коллективе развивают ребенка во всей его психофизической целостности. Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического и духовного здоровья.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она органично соединяет в себе познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в учебном, репетиционном процессе, театральном показе. Актуальность программы заключается в реализации личностноориентированного подхода к каждому учащемуся через воплощение малых и больших задач, которые позволяют всем раскрыть свой творческий потенциал.
Объем программы - программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год – 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 час. Второй год – 68 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы обучения и виды занятий - на занятиях используются разнообразные формы и методы работы: просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручным материалом и изготовление декораций. Тренинги – актерский, игровой.
Срок освоения программы — количество недель, 18 месяцев, 2 года.
Режим занятий – понедельник, вторник по 45 минут
Цель программы: способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка, помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе. Ознакомление с основами актерского мастерства и ораторского искусства.
Задачи:
Образовательные: - актерское мастерство( умение перевоплощаться и понимать эмоции окружающих) - ораторское мастерство (постановка дикции и силы голоса) - сценическое движение (артистизм и чувство собственного тела) - пластика и ритмика (грация и коллективное чувство ритма)
Воспитательные: - доброжелательное отношение в коллективе - чувство ответственности - чувство партнера, взаимодействие и доверие Развивающие: - развитие воображения - развитие памяти - способность импровизировать - развитие внимания.
Планируемые результаты
Личностные - доброжелательное отношение в коллективе - чувство ответственности - чувсто партнера, взаимодействие и доверие Метапредметные - развитие воображения - развитие памяти - способность импровизировать - развитие внимания
Предметные - учащиеся будут знать основы актерского мастерства, ораторского искусства. Учащиеся будут уметь уверенно держаться на сцене, правильно говорить и работать в команде.
Программа доступна для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации, и проявляющих интерес к театральному творчеству. Каждый ребенок имеет возможность найти в коллективе занятие по душе, так как использование различных видов самодеятельного творчества позволяет обеспечить многофункциональность участия обучающихся в коллективной деятельности (роли актеров, художникидекораторы, режиссеры, музыкальное оформление, и т.д.). Программа имеет свою особенность работы с одаренными детьми, которые играют мини-спектакли одного актера и главные роли в коллективных спектаклях.
В процессе реализации программы используются следующие педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая, проектная, ИКТ, личностно-ориентированная, а также индивидуальный подход в обучении детей, проявляющих выдающиеся способности, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Использование дистанционных образовательных технологий - анятия определённой части тем учебного плана программы «Культурно-досуговая деятельность» разработаны для дистанционного обучения учащихся и размещены на официальном сайте МБОУ Вязьма-Брянская СОШ в разделе «Дистанционное обучение». [email protected]
Учебный план
(Первый год обучения 1 час в неделю)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | |
всего | теория | практика | Формы аттестации/ контроля |
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 0 | собеседование |
2. | Многоликий мир театра. | 9 | 4 | 5 | собеседование |
3. | Театральная игра. | 5 | 1 | 4 | Этюды |
4. | Основы актерского мастерства. | 12 | 5 | 7 | контрольные упражнения |
5. | Театральная игра. Анализ работы за год. | 7 | 1 | 6 | участие в творческих показах на мероприятиях школы |
Итого: | 34 | 12 | 22 | |
Содержание учебного плана
Тема 1. Введение. Правила поведения на занятиях, инструкция по технике безопасности. Игры на сближение.
Тема 2. Многоликий мир театра. Разыгрывание этюдов различной тематики. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Работа над текстом. Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.
Тема 3. Театральная игра. Читка сценария (на выбор педагога). Распределение ролей. Индивидуальная работа с учениками над ролью. Подготовка костюмов и реквизитов для выступления. Репетиции и показ спектакля на новогоднем серпантине.
Тема 4. Основы актерского мастерства. Составление небольшого рассказа «Многоликие слова».Разыгрывание этюдов различной тематики. Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. Интонация речи. Выражение основных чувств. Значение поведения в актерском искусстве. Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Человек и его походка».Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. Развитие темы такта.
Тема 5. Театральная игра.
Читка сценария. Распределение ролей. Дикция (выявление и исправление индивидуальных дикционных недостатков; устранение вредных речевых привычек). Индивидуальная работа с учащимися над ролью. Репетиция на сцене (с фонограммой, с элементами декораций, реквизитом).Показ спектакля. Анализ результата работы с детьми.
Календарный учебный график
(Первый год обучения 1 час в неделю)
№ п/п | месяц | число | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | | | Занятие студии | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Игры на сближение. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческое задание |
2. | Многоликий мир театра.(9) |
| | | Занятие студии | 1 | 2.1. Разыгрывание этюдов: «Из жизни древнего племени» без слов, «Объяснение в любви» без слов. Выполнение тех же заданий со словами. Сравнение. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческое задание |
3. | | | Занятие студии | 1 | 2.2. Задание «Я художник-декоратор»: нарисовать эскиз декораций к спектаклю. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческое задание |
4. | | | Занятие студии | 2 | 2.3. Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»). | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | задание |
5. | | | Занятие студии | 1 | 2.4. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | упражнения |
6. | | | Занятие студии | 1 | 2.5.Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | упражнения |
7. | | | Занятие студии | 1 | 2.6.Развитие наблюдательности. На основе своих наблюдений показать этюд. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | упражнения |
8. | | | Занятие студии | 1 | 2.7. Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «Шестое чувство». | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | текст |
9. | | | Занятие студии | 1 | 2.8.Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | текст творческое задание |
| Театральная игра.(5) |
10. | | | Занятие студии | 1 | Читка сценария (на выбор педагога). Распределение ролей. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | текст |
11. | | | Занятие студии | 1 | Индивидуальная работа с учениками над ролью. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | текст |
12. | | | Занятие студии | 1 | Подготовка костюмов и реквизитов для выступления. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческое задание |
13. | | | Занятие студии | 1 | Генеральная репетиция спектакля. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | текст |
14. | | | Занятие студии | 1 | Показ спектакля на новогоднем серпантине. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческий показ |
| Основы актерского мастерства.(12) |
15. | | | Занятие студии | 1 | Составление небольшого рассказа «Многоликие слова». | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | текст |
16. | | | Занятие студии | 1 | Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческое задание |
17. | | | Занятие студии | 1 | Составление пантомимического этюда «Ожившая картина». | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | опрос этюд |
18. | | | Занятие студии | 1 | Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом». | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | этюд |
19. | | | Занятие студии | 1 | Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческое задание текс |
20. | | | Занятие студии | 1 | Интонация речи. Выражение основных чувств. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | упражнения |
21. | | | Занятие студии | 1 | Значение поведения в актерском искусстве. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | упражнения |
22. | | | Занятие студии | 1 | Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Человек и его походка». | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | художественное чтение |
23. | | | Занятие студии | 1 | Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | этыды |
24. | | | Занятие студии | 1 | Показать сценический этюд: «Диалог – звукоподражание» и «разговор» животных. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | этюд |
25. | | | Занятие студии | 1 | Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | упражнения |
26. | | | Занятие студии | 1 | Развитие темы такта. Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор». | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | этюд |
| Театральная игра. |
27. | | | Занятие студии | 1 | Читка сценария. Распределение ролей. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | текст |
28. | | | Занятие студии | 1 | Дикция (выявление и исправление индивидуальных дикционных недостатков; устранение вредных речевых привычек). | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | упражнения |
29. | | | Занятие студии | 1 | Искусство грима и макияжа. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | упражнения |
30. | | | Занятие студии | 1 | Индивидуальная работа с учащимися над ролью. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | упражнения викторина |
31. | | | Занятие студии | 1 | Изготовление и назначение реквизита в спектакле. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческое задание |
32. | | | Занятие студии | 1 | Репетиция на сцене (с фонограммой, с элементами декораций, реквизитом). | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческое задание |
33. | | | Занятие студии | 1 | Показ спектакля. Анализ результата работы с детьми. Вручение грамот. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческий показ |
Учебный план
(Второй год обучения 2 часа в неделю)
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации /контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Введение. | 2 | 1 | 1 | упражнения |
2. | Культура и техника речи. | 18 | 4 | 14 | упражнения |
3. | Театральная игра | 10 | 2 | 8 | творческое задание |
4. | Игра-способ познания мира. | 24 | 6 | 18 | творческое задание |
5. | Театральная игра. Анализ работы за год. | 14 | 2 | 12 | творческий показ |
Содержание учебного плана.
Тема 1. Введение. Правила поведения на занятиях, инструкция по технике безопасности. Повторение пройденного материала.
Тема 2. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Инсценировка народной сказки «Колобок» в виде: мелодрамы, боевика, комедии, рекламного блока. Атмосфера различных мест действия. Создание атмосферы урока, перемены, рынка, летнего вечера. Артикуляционная гимнастика. Тренировочные тексты с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Игры на развитие памяти. Чтение стихов наизусть на выбор учащихся. Разыгрывание этюдов различной тематики.
Тема 3. Театральная игра. Читка сценария (на выбор педагога). Распределение ролей. Индивидуальная работа с учениками над ролью. Подготовка костюмов и реквизитов для выступления. Репетиции и показ спектакля на новогоднем серпантине.
Тема 4.Игра-способ познания мира. Разыгрывание этюдов различной тематики. Игровые тренинги: «Защити башню», «Импровизированный оркестр», «Антидействия». Интеллектуальные задания: доказать, что лист белый; завязать веревку не отрывая рук от ее концов. Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов).Совершенствование осанки и походки. Чтение стихотворения (на выбор учащегося) в определенном образе. Память человека, семьи, народа. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ. Роль музыки в спектакле. Творческие работы различной тематики. Просмотр фильмов и спектаклей с последующим их обсуждением. Работа над дикцией. Искусство грима и макияжа (я-гример).
Тема 5. Театральная игра. Читка сценария. Распределение ролей. Дикция (выявление и исправление индивидуальных дикционных недостатков; устранение вредных речевых привычек). Индивидуальная работа с учащимися над ролью. Репетиция на сцене (с фонограммой, с элементами декораций, реквизитом).Показ спектакля. Анализ результата работы с детьми.
N п/п | Месяц | Число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | | | Занятие студии | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Повторение пройденного материала. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | |
| Культура и техника речи.(9 часов) |
2. | | | Занятие студии | 2 | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | упражнение |
3. | | | Занятие студии | 2 | Инсценировка народной сказки «Колобок» в виде: мелодрамы, боевика, комедии, рекламного блока. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческое задание |
4. | | | Занятие студии | 2 | Развитие наблюдательности. На основе своих наблюдений показать этюд. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | опрос |
5. | | | Занятие студии | 2 | Атмосфера различных мест действия. Создание атмосферы урока, перемены, рынка, летнего вечера. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | упражнения |
6. | | | Занятие студии | 2 | Артикуляционная гимнастика. Тренировочные тексты с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | упражнения |
7. | | | Занятие студии | 2 | Коллективная работа над созданием коллажа «Вся наша жизнь-игра». | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческое задание |
8. | | | Занятие студии | 2 | Игры на развитие памяти. Чтение стихов наизусть на выбор учащихся. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческое задание |
9. | | | Занятие студии | 2 | Работа в парах. Этюд «Зеркало». | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | упражнения |
10. | | | Занятие студии | 2 | Просмотр спектакля Е.Гришковца «Одновременно». Обсуждение. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | опрос |
| Театральная игра.(5 часов) |
11. | | | Занятие студии | 2 | Читка сценария (на выбор педагога). Распределение ролей. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | художественное чтение |
12. | | | Занятие студии | 2 | Индивидуальная работа с учениками над ролью. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | опрос |
13. | | | Занятие студии | 2 | Подготовка костюмов и реквизитов для выступления | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческое задание |
14. | | | Занятие студии | 2 | Генеральная репетиция спектакля. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческое задание |
| | | Занятие студии | 2 | Показ спектакля на новогоднем серпантине. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческое задание |
| Игра-способ познания мира.(12 часов) |
15. | | | Занятие студии | 2 | Игровые тренинги: «Защити башню», «Импровизированный оркестр», «Антидействия». Интеллектуальные задания: доказать, что лист белый; завязать веревку не отрывая рук от ее концов | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | упражнения опрос |
16. | | | Занятие студии | 2 | Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов). | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | уражнения задания |
17. | | | Занятие студии | 2 | Показать сценический этюд: диалог – звукоподражание «разговор животных». (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка и др.) | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | Тторческое задание |
18. | | | Занятие студии | 2 | Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческое задание |
19. | | | Занятие студии | 2 | Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческое задание |
20. | | | Занятие студии | 2 | Совершенствование осанки и походки. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | упражнения |
21. | | | Занятие студии | 2 | Чтение стихотворения (на выбор учащегося) в определенном образе. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | тудожественное чтение |
22. | | | Занятие студии | 2 | Память человека, семьи, народа. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | упражнения тесты |
23. | | | Занятие студии | 2 | Роль музыки в спектакле. Фонограмма и «живая музыка». Место звуков и шумов в жизни и на сцене. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | упражнения |
24. | | | Занятие студии | 2 | Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!». | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческое задание |
25. | | | Занятие студии | 2 | Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | программа |
26. | | | Занятие студии | 2 | Просмотр фильма «А зори здесь тихие…» и его обсуждение | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческое задание опрос |
| Театральная игра.(7 часов) |
27. | | | Занятие студии | 2 | Читка сценария. Распределение ролей. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | художественное чтение |
28. | | | Занятие студии | 2 | Дикция (выявление и исправление индивидуальных дикционных недостатков; устранение вредных речевых привычек). | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | упражнения |
29. | | | Занятие студии | 2 | Искусство грима и макияжа. | | упражнения |
30. | | | Занятие студии | 2 | Индивидуальная работа с учащимися над ролью. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческие задания |
31. | | | Занятие студии | 2 | Изготовление и назначение реквизита в спектакле. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческие задания опрос |
32. | | | Занятие студии | 2 | Репетиция на сцене (с фонограммой, с элементами декораций, реквизитом). | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческие задания |
33. | | | Занятие студии | 2 | Показ спектакля. Анализ результата работы с детьми. Вручение грамот. | МБОУ Вязьма-Брянская СОШ | творческий показ анализ |
Методическое обеспечение программы
В процессе реализации программы используются различные педагогические технологии:
- здоровосберегающая;
-индивидуального подхода;
-развивающего обучения.
Используются наглядные практические и словесные методы обучения.
Применяютя следующие приемы обучения:
-показ и просмотр видеоматериала;
-обьяснение;
-вопросы и тест задания к учащимся;
-непосредственная помощь педагога.
Данная программа предусматривает использование таких методических материалов как:
-методические разработки интерактивных программ;
- карточки с заданиями;
- театральный реквизит;
- викторины ;
- конкурсы ;
- музыкальное сопровождение.
Список литературы
Для педагога 1. Ганелин Е. Р. Методическое пособие «Школьный театр» Санкт – Петербург, СПГАТИ, кафедра основ актерского мастерства, 2002г.
2. Ершова А.П., Букатов В.М. «Актерская грамота» Программа 4-х летнего курса обучения в театральных школах, студиях
3.Петрова А. Н. «Сценическая речь» М., Искусство 2011г.
4. Рубина Ю. И., Завадская Т.Ф. «Театральная самодеятельность школьников» М., Просвещение 2013 г. 4. Станиславский К. С. «Работа актера над собой» М.,(новая ред.) 2015 г.
5.Фоминцев А.И. Методическое пособие «Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы», К., 2003г.
6. Э.Г. Чурилова Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., «Владос» 2003 г.
Для учащихся 1. Савкова З.В. «Искусство оратора», Санк-Петербург 2003г. 2. Фоминцев А.И.
Методическое пособие «Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы», К., 2003г.