СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Оглавление
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Цель, задачи, ожидаемые результаты
Содержание программы
Комплекс организационно педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28.
Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МУ ДО Кижингинский Центр детского творчества (приказ муниципального учреждения дополнительного образования № 1/1- О/Д от 25.01.2019г.)
Актуальность:
«…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
В.В.Путин
Актуальность программы видится в происходящей в России реформе системы образования, включения дополнительного образования в категорию образования, получаемого в течение всей жизни, что соответствует принципу государственной политики в сфере образования. Программа базируется на нормах Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Концепции развития дополнительного образования детей, как ключевых нормативно-правовых актов в сфере дополнительного образования. В Концепции развития дополнительного образования детей обозначено, что Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.
В качестве отличительных особенностей данной программы можно выделить следующее: программа «Я-лидер» дает ребятам знания и умения, необходимые для успешной социализации и конкурентоспособности в обществе в условиях очно-заочного обучения.
Обучение по данной программе рассчитано на 2 года и представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе.
Кроме того, программа подразумевает использование направлений Российского движения школьников, такие как: гражданская активность, личностное развитие, военно-патриотическое, информационно – медийное. Занятия проходят не только в лекционной форме, но и в форме круглого стола, квеста, игры, тренинга, устного журнала, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.
Данная программа является победителем Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта «Образование», что дало возможность ЦДТ получить субсидию на реализацию дополнительной общеразвивающей программы по социально-гуманитарной направленности «Я – Лидер!» сумму в размере 746000 рублей на пополнение материально-технической базы.
Было приобретено техническое оборудование для развития кружка: (мобильный компьютер, диктофон, микрофон, видеокамера, комплект проекционный тип 1, акустическая система тип 1, МФУ)
Приобретение оборудования дало новый импульс для работы объединения «Я – Лидер!» и в общей работе всего Российского движения школьников района.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
Я – лидер
РДШ – для личностного роста Лидера
Проектный блок (разработка и реализация молодежных проектов)
Сценическое искусство (театральные постановки)
Здоровый образ жизни (волонтерское движение)
Информационный блок (журналистика)
Вид программы:
Программа «Я – лидер!» является модифицированной и адаптированной для дополнительного образования детей.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Адресат программы: Программа ориентирована на учащихся 7-11 классов. Принимаются все желающие. Учащиеся, поступающие на программу, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности.
Занятия проводятся в группах. Объединение комплектуется на основании заявлений законных представителей учащихся (самих учащихся с 14 лет). Группы формируются из школьников разного возраста на добровольной внеконкурсной основе.
Срок и объем освоения программы:
2 года
«Стартовый уровень» - 1 год лет, 144 педагогических часов;
«Базовый уровень» - 2 год, 216 педагогических часов;
Элективные курсы – 72 часа
Форма обучения: очная, очно-заочная
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные, разновозрастные.
Режим занятий:
Предмет | Стартовый уровень | Базовый уровень |
Я – лидер Организаторская техника лидера РДШ - для личностного роста Лидера Проектная деятельность (разработка и реализация молодежных проектов) Сценическое искусство (театральные постановки) Волонтерское движение Здоровый образ жизни (волонтерское движение) Информационный блок (журналистика) ЗОЖ Правовое воспитание
| 4 часа в неделю; 144 часа в год. | 6 часов в неделю; 216часов в год. |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: Создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств детей и подростков, вовлечение их в деятельность, способствующую реализации личностного потенциала.
Задачи:
Образовательные (обучающие) - способствовать формированию: лидерских качеств, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии.
научить: осознавать и верить в собственную эффективность; брать ответственность за свое движение в жизни на себя; ставить правильные вопросы перед собой
Развивающие – способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе
Воспитательные – создать условия для: нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.
Оздоровительные
формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни; организовать физически активный отдых, развивать физические способности.
Ожидаемые результаты:
| Стартовый уровень | Базовый уровень |
Знать | Основные качества и типологию лидера Стадии развития коллектива Этапы КТД Основы организаторской деятельности Основы общения; Содержание понятия «конфликт» и пути разрешения; Основы оформительского мастерства; Основы публичного выступления; Основные этапы создания проекта; Методики организации и проведения массовых мероприятий;
| Командные роли и основы формирования команды Качества конкурентоспособной личности Основы толерантных отношений Этапы социального проектирования Составляющие здорового образа жизни Права и обязанности учащихся Формы организации массовых мероприятий
|
Уметь | Свободно общаться Участвовать в играх, тренингах Высказывать свое мнение Организовывать КТД Составлять портфолио Запоминать ролевые слова; Находить нужные позы и действия; Произносить одну и ту же фразу с разной интонацией; | Грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определенном социуме Работать в команде Разработать и реализовать социальный проект Избегать конфликтов и разрешать их Организовать и провести массовое мероприятие Ставить и достигать цели Активно участвовать в дискуссиях, отстаивать свое мнение читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения; строить диалог с партнёром; импровизировать.
|
Владеть | владеть навыками публичного выступления; работать в команде; владеть основными навыками оформления, стенных газет, выставок; создавать и реализовывать социальный проект; владеть навыками ИКТ; использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и реальной жизни: участие в школьных общественных организациях, оценки собственной точки зрения в качестве лидера школьного самоуправления. Пониманием социальной реальности и повседневной жизни. | владеть навыками словесного действия; развивать навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия; преодолевать и разрешать конфликтные ситуации; организацией КТД; составления портфолио. Ценностным отношением к социальной реальности в целом. Элементарными навыками актерского мастерства Коллективным творчеством |
1.3. Содержание программы
Стартовый уровень (1 год обучения)
Раздел 1 – Кто такой лидер?
“Школа юного лидера”: вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”. Определение понятийного аппарата лидера. Знакомство с книгой А.А.Куманёва “Раздумья о будущем”.
Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”. Самооценка лидерских качеств. Лидер – ориентир.
Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста. Советы английских учёных М.Вудсона, Д. Френсиса.
Кто такой лидер? Их роли. Общие и специфические качества лидера.Лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.
Раздел 2. Организаторская техника лидера.
Я и команда. Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером. Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт лидера. Как буду готовить других лидеров.
Правила руководства. Правила наименьшего действия, заинтересованности исполнителя, двойного контроля, необходимой квалификации, реальных возможностей, руководства с отклонениями, использования автономии.
Принципы организаторской деятельности. Составляющие мастерства лидера. Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Организаторские знания, умение владеть собой, управлять своим эмоциональным состоянием, техника речи, умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом.
Понятие “стиль работы лидера”, его виды. Типы лидеров – регламинтатор, коллегиал, объективист, волокитчик, максималист, хлопотун, спринтер. Сильные и слабые стороны типов лидеров. Определение эффективного стиля.
Практикум “Чемодан лидера”. Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, техники речи, зрительной памяти, наблюдательности – “На что похоже”, “Что нового?”, “Биография по взглядам”, “Живые вещи”, “Зондирование души объекта” (К.С.Станиславский).
Раздел 3 –Знакомство с РДШ.
Понятие «общественное объединение», «общественная организация». Скаутское движение. Всесоюзная пионерская организация – история пионерии в истории страны. Знакомство с общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» («РДШ»).
Раздел 4 – Проектная деятельность.
Вводное занятие: Проект. Что это? Дать понятие слову – Проект. Объяснение.
Где использует человек проекты, с какой целью? Дать объяснение написания проекта, его введения в жизнь школьника. Значения создание проекта для личностного роста Лидера.
Как увидеть проблему? Раскрытие понятия – проблемы в Проекте. Трудности в создании и реализации Проекта.
Чем проект отличается от исследования? Дать понятия – Исследования. Научиться их различать.
Основные этапы исследовательской деятельности.
Проектная деятельность в работе лидера, организатора. Осознания важности роли Проекта в личностном росте Лидера. Написание рабочего Проекта.
Творческие учебные проекты (выбор, составление плана, распределение по этапам, выбор источников информации, описание) Поэтапное изучения составления Проекта. Работа в коллективе, создания и осознания командного духа.
Подготовка и реализация различных проектов (акций, конкурсов, соревнований и т.д.) Создание и реализация Проекта.
Раздел 5 Сценическое искусство
Правила поведения на сцене. Сценическая культура.
Литература и Интернет-ресурсы. Выбор произведения. Распределение ролей.. Сценарии. Как построить свое выступление. Сочиняем сами. Сценарные планы конкурсов. Написания сценария для выступления, его порядок, актерская игра и музыкальное сопровождение выступления. Организация тематических мероприятий в учреждениях.
Раздел 6. Волонтерское движение
Вводное занятие. Кто такой волонтер? Знакомство с планом работы. Дать определение слову «Волонтер». Создания Кодекса и плана работы. Работа с планом Волонтерского движение.
Профилактика и пропаганда ЗОЖ среди школьников и населения. Устраивать акции, лекции, флэшмобы и т.д. для пропаганды ЗОЖ.
Проектная деятельность в работе волонтерского движения. Осознания важности проектной деятельности для Волонтерского движения, создание проектов, и их осуществление.
Раздел 7. Информационно-аналитический, журналистика
Вводное занятие: Обзор современных средств массовой информации; Что такие СМИ, различие современное СМИ.
Знакомство с нормами профессиональной этики журналиста; обучение азам журналистики, интервьюированию, профессиональной этике.
Изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.); изучение жанров журналистики, их особенности и различия, создание Газеты на базе Кижингиского Центра детского творчества. Сотрудничество с редакцией «Долина Кижинги».
Содержание программы:
2-й год обучения
Раздел 1 – Кто такой лидер?
“Школа юного лидера”: вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”. Определение понятийного аппарата лидера. Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”. Самооценка лидерских качеств. Лидер – ориентир.
Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста. Советы английских учёных М.Вудсона, Д. Френсиса.
Кто такой лидер? Их роли. Общие и специфические качества лидера.Лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.
Я и команда. Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером. Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт лидера. Как буду готовить других лидеров.
Правила руководства. Правила наименьшего действия, заинтересованности исполнителя, двойного контроля, необходимой квалификации, реальных возможностей, руководства с отклонениями, использования автономии.
Принципы организаторской деятельности. Составляющие мастерства лидера. Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Организаторские знания, умение владеть собой, управлять своим эмоциональным состоянием, техника речи, умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом.
Понятие “стиль работы лидера”, его виды. Типы лидеров – регламинтатор, коллегиал, объективист, волокитчик, максималист, хлопотун, спринтер. Сильные и слабые стороны типов лидеров. Определение эффективного стиля.
Практикум “Чемодан лидера”. Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, техники речи, зрительной памяти, наблюдательности – “На что похоже”, “Что нового?”, “Биография по взглядам”, “Живые вещи”, “Зондирование души объекта” (К.С.Станиславский).
Раздел 2 –Знакомство с РДШ.
Вводное занятие: РДШ- Что это? Дать понятие аббревиатуре – РДШ. Цели, задачи.
Значения для личностного роста Лидера. Участие в проектах.
Раздел 3 ЗОЖ.
Профилактика и пропаганда ЗОЖ среди школьников и населения. Устраивать акции, лекции, флэшмобы и т.д. для пропаганды ЗОЖ.
Раздел 4. Сценическое искусство
Правила поведения на сцене. Сценическая культура.
Литература и Интернет-ресурсы. Выбор произведения. Распределение ролей.. Сценарии. Как построить свое выступление. Сочиняем сами. Сценарные планы конкурсов. Написания сценария для выступления, его порядок, актерская игра и музыкальное сопровождение выступления. Организация тематических мероприятий в учреждениях.
Раздел 5. Информационно - аналитический (журналистика)
Вводное занятие: Обзор современных средств массовой информации; Что такие СМИ, различие современное СМИ.
Знакомство с нормами профессиональной этики журналиста; обучение азам журналистики, интервьюированию, профессиональной этике.
Изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.); изучение жанров журналистики, их особенности и различия, создание Газеты на базе Кижингиского Центра детского творчества. Сотрудничество с редакцией «Долина Кижинги».
Раздел 6. Волонтерское движение
Вводное занятие. Кто такой волонтер? Знакомство с планом работы. Дать определение слову «Волонтер». Создания Кодекса и плана работы. Работа с планом Волонтерского движение. Проектная деятельность в работе волонтерского движения. Осознания важности проектной деятельности для Волонтерского движения, создание проектов, и их осуществление.
Содержание программы
№п/п | Тема занятия | Содержание | Теоретическая деятельность | Практическая деятельность |
1. | Вводное занятие. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» | Знакомство с коллективом, представление каждого ребенка. Проведение социологического опроса. Анкетирование Выявления интересов и запросов детей Техника безопасности | Беседа, рассказ, социологический опрос, анкета, выявление интересов и запросов
| Тренинг знакомства, анкетирование «Знакомство» Игры на знакомство «Я самый, самый»). |
2. | «Добро пожаловать! Или посторонним вход запрещен» (игровая программа) | Вопросы знания молодежной политики. Игры и конкурсы на знакомство, умение представить себя, свое «я» в незнакомом коллективе. | Беседа Вопросы по теме | Игры: «Выбор» «Таблички с именами» «Снежный ком» «Снежный ком – 2» |
3 | Лидер, основные качества лидера Организатор. Руководитель | Общие и отличительные признаки лидера, организатора, руководителя. Руководитель и формальный лидер. Основные качества и способности лидера. Лидер-создатель. Лидер-разрушитель. Лидер инициатор. Деловой лидер. | Понятия «лидер», «организатор», «руководитель». Типология лидерства. Формальный и неформальный лидер. Лидерские качества, наиболее часто, встречающиеся у успешных лидеров. Рейтинг качеств. Их роли. Специфические и общие качества лидера. | Тест по выявлению лидерских качеств «Я - лидер», работа с результатами теста. Составление рейтинга качеств лидера. Шифровка «ЛИДЕР». Составление портрета лидера. Творческая работа «Кто такие лидеры?». |
4 | Современное понимание лидерства. «Я – лидер?»
| Умение ориентироваться в потоке информации, навыки употребления терминов. Понятийный аппарат. Умение проанализировать свое состояние, настроение, работоспособность | Тест, карточки с вопросами, составление эссе | «Свеча» «Лед и пламень» «Пузырь» «Бумажная гармонь» «Разнобой» «Назовись!» |
5 | Самооценка лидерских качеств. Почерк лидера | Навыки самодиагностики и самооценки. Умение выделять различные стили работы лидера, знание основных особенностей каждого стиля. | Стиль поведения Особенности стилей | «Молекулы» «Три мушкетера» «Гордиев узел» «Газета» «Построиться по росту» «Поворот» «Встаньте в круг»
|
6 | Организаторская техника лидера | Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности.
| Практикум «Я и мы, Кто я?»- тренинговое занятие.
| Деловая игра «Выборы», Тест по выявлению организаторских способностей. Комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение.
|
7 | Я – участник, я - исполнитель | Умение руководить группой, принимать коллективные решения, достигать соглашения, уважать чужое мнение и чужие ценности, завоевывать авторитет через практику в роли ведущего группы или программы. | Умение руководить группой, принятие коллективного решения, достижение соглашения | Тренинг «Лидер группы», «Кто, если не я» |
8 | Типы лидеров Формула успеха | Формальный и неформальный лидер. Целостность личности и комплексность свойств лидера. Структура личности лидера. Типы лидеров: лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.
| Тест на выявление лидерских качеств. Работа с результатами теста.
| Практикумы «Чемодан лидера», «Кто я?», «Голосуй за меня»
|
9 | Основные идеи методики коллективно- творческой деятельности | Коллективно-творческое дело. Виды КТД. Стратегия, тактика и технология КТД. Методика организации и проведения КТД: предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, проведение дела, коллективное подведение итогов, важнейшее последствие. Формы коллективной рефлексивной деятельности.
| Работа над ролью-заданием, проведение коллективно- творческого дела, разработка своего КТД по стадиям.
| Упражнение «Пикассо», «IT-тренинг»
|
10 | Методика КТД. КТД «Мозаика» | Принципы и правила КТД, умение придумывать КТД различных видов. Навыки проведения КТД | Что такое КТД?алгоритм создания КТД, виды КТД | Составление КТД |
11 | Команда и командообразование | Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие.
| Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов, их взаимодействие. | Игры на сплочение. Игры и упражнения на командообразование и доверие: «Без командира», «Смысл моего имени», «Расскажи обо мне», «Вавилонская башня», «Лидерство в детской организации. |
12 | Основные приемы формирования команды
| Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие.
| Упражнения «Говорящие руки». «Если команда, это..» Лидерство в детской организации | Игры на сплочение. Игры и упражнения на командообразование и доверие: |
13 | Подготовка и проведение мероприятий | Навыки работы с коллективом, умение решать психологические трудности и проблемы. | Работа в группе | Практикум работа в группах. Решение задач |
14 | Методы взаимодействия в группе | Теория и практика проведения собрания. Виды встреч. Работа с разным количеством участников собраний, встреч, вечеров. | Алгоритм проведения собрания, алгоритм проведения вечера | Составление алгоритма проведения собрания, встречи, вечера |
15 | Конфликты и пути их разрешения | Что такое конфликт. Виды конфликтов. Решения конфликта | Понятие конфликта, виды конфликта, конфликты и пути их разрешения. | «Рисуночное письмо», тренинговые упражнения «Несчастное дерево», «Медаль». |
16 | Искусство общения. Давай с тобой поговорим. Диалог? – Спор! | Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Овладение способами эффективного общения. Общение в группе. Коммуникативные умения и навыки
| беседа, практическая работа в группах. Игры на взаимодействие сплочение команды | Упражнение «Коллаж» |
17 | Работаем вместе. Коллектив. Жизнь коллектива | Стадии развития коллектива. Навыки коллективной деятельности группы.
| Стадии развития коллектива. Навыки коллективной деятельности группы Проведение дебатов, диспутов, пресс-конференций.
| Коллективное дело Проигрывание конфликтных ситуаций. Игры «Шляпа», «Пойми меня» и др. Тренинг «Мы вместе». |
18 | Упражнения и групповые тренинги | Навыки коллективной деятельности. Умение работать в группе. Умение работать в неблагоприятной обстановке. Моделирование стрессовой ситуации и варианты выхода из нее. | Теория «работа в группах». Педагогические ситуации | «Лидер» «Хлопки» «Математика» «Все Оли»
|
19 | Игра Игровое моделирование действительности | Виды, типы игр и их значение. Методика проведения различных видов игр. Этапы организации игры. Игровые методики. Отработка социальных навыков в игре. Классификация игр: командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры. Интеллектуальные игры. Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитие деловых и лидерских качеств у молодежи.
Игра как прием сплочения коллектива, умение проводить игры, способствующие развитию, собранности, внимания; навыки коллективной слаженности ребят. | «Игры, в которые мы играем». Классификация игр; умение объяснить условие игры "Копилка лидера": игры, конкурсы, песни, тренинги. |
Игры на сплочение коллектива:паровозик дружбы, веревочный курс,построение Игры на выявление лидера: раз два три, все вместе, сделай шаг |
20 | Знакомство со структурой детской организации знания символов и ритуалов, девиза, песни ДОО
| На примерах различных детских организаций. | Знакомство с символами ДОО, знакомство со структурой ДОО | Разучивание песен, разучивание приветствий |
21 | Символика детской организации | Символы и ритуалы ДО | Принципы, законы, права, обязанности, символы, ритуалы, девиз, торжественное обещание, песня, герб, эмблема, флаг, галстук, значек, футболка | Оформление символики, работа над символами и ритуалами |
22 | Планирование работы РДШ | Планирование мероприятий, акций | Планирование | Работа в группах. Составление плана работы
|
23 | Составляющие ЗОЖ. Общее понимание здоровья. Резервы организма. Нравственный аспект здоровья.
| Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье человека – это огромное богатство. Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называется здоровым образом жизни (ЗОЖ). Основными элементами ЗОЖ являются:двигательная активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, умение управлять своим здоровьем. | беседа
| проведение мониторинга «Ценность здоровья и здорового образа жизни в представлениях учащихся», обработка результатов. |
24 | Я -индивидуальность | Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни, выявление его преимуществ для личности и общества; воспитание сдержанности, самообладания, сильной воли и характера, стремление к самосовершенствованию и борьбе против негативных явлений.
| Составляющие ЗОЖ Здоровье и здоровый образ жизни Резервы организма. Правила личной гигиены Как познать себя |
|
25 | Что такое здоровье? Почему с возрастом изнашивается организм | Составляющие ЗОЖ. Понятие «здоровый человек». Психическое, физическое, социальное здоровье. Формула здоровья. Режим дня. Вредные привычки. Питание. Система организации направления «ЗОЖ» в детской организации. | Организация и проведение агитбригад, акций по пропаганде ЗОЖ. | Составление рейтинга своих вредных привычек. Игра «Что такое здоровье?». |
26 | Режим дня | Значение режима в жизни человека Правильная организация дня, залог успеха | Правило составления режима | Составить индивидуальный режим дня |
27 | Рациональное питание. Культура питания. Теория аппетита. | Рациональное питание. Культура питания. Теория аппетита. Составление меню. Основные правила рационального питания – это полноценная, сбалансированная пища, принимаемая с соблюдением режима питания. Основные питательные вещества, содержащиеся в пище, являются строительным материалом и источником энергии.
| беседа, Основные правила рационального питанияПравила питания и вред переедания.
| составление меню на неделю конкурс пословиц и загадок
|
28 | Значение осанки в жизни человека | Влияние неправильной осанки на здоровье. «Определение правильности осанки, наличия плоскостопия.» Действие нагрузки на работу сердца». Беседа о гигиене ССС. Физкультминутки, зарядка, тренировка. Их роль в жизни человека
| беседа | проведение мониторинга «Ценность здоровья и здорового образа жизни в представлениях учащихся», обработка результатов. |
29 | Двигательная активность, закаливание «Движение - это жизнь, а жизнь - это есть движение» | Движение и спорт – это жизнь. Физическая активность и здоровье. Здоровье в порядке – спасибо зарядке. Гиподинамия и как ее избежать. Влияние неправильной осанки на здоровье. «Определение правильности осанки, наличия плоскостопия.» Действие нагрузки на работу сердца». Беседа о гигиене ССС. Физкультминутки, зарядка, тренировка. Их роль в жизни человека
| беседа | Посещение спортзала, бассейна и т.д. |
30 | Отказ от вредных привычек Как избежать зависимость от компьютерных игр? Алкоголь и организм. История виноделия. Воздействие алкоголя на организм. Стадии алкоголизма. Миф или реальность. | Сколько времени можно проводить у компьютера или телевизора? Как уберечь зрение с молоду, на каком расстоянии должен находится монитор или телевизор. Компьютерные игры, их вред и польза.
| беседа | тестирование, с последующим обсуждением, составление презентаций.
|
31 | Умение управлять своими эмоциями Поступки чувства |
|
|
|
32 | Первая доврачебная помощь |
|
|
|
33 | Основы театральной культуры | Дать представление о театре. Возникновение и значение театра. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре. Личность оратора. Способности лектора: развитое произвольное внимание, быстрое переключение и четкое распределение, высокая концентрация, хорошая память, сообразительность и др. Культура речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Структура выступления. | Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Общение в группе. Как правильно вести беседу. Особенности ораторского искусства. Сущность и основные этапы развития ораторского искусства, его место и значение в современном обществе. | Игра «Поспорим с великим», практическая работа в группах. Игры на взаимодействие. Тест «Умею ли я общаться». Тренинг «Как говорить. Как слушать». Публичное выступление |
34 | Техника речи. Свойства голоса Ораторское искусство. Язык жестов | История ораторского искусства. Основные навыки выступления: внешний облик оратора, голос, интонация. Невербальное общение. Значение жестов, мимики, интонации. Упражнения на дыхание, дикцию, темп речи, паузы, логическое ударение. Умение манипулировать своим голосом. Основы дыхательной гимнастики. | История ораторского искусства | Тренировочный курс: Жесты Мимика Интонация Невербальное общение Упражнения на дыхание Дикцию Темп речи Паузы Ударение Голосовые упражнения |
35 | Актерское мастерство. Развитие речи. Грамотная речь. Сценическое движение, сценическая речь | Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания. Общие двигательные навыки. Вводные упражнения. Вводная композиция. Упражнения на внимание, память, силу, выносливость, скорость, ловкость и др.
| Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания. Значение дыхания в актерской работе.
| Тренинги и упражнения с приемами релаксации. «Сосулька», «Снежинки», «Холодно жарко», «Тряпичная кукла – солдат», «Шалтай-болтай», «Штанга», «Муравей»,.
|
36 | Звучание, дикция. Умение владеть грамотной речью в жизненных ситуациях |
| Понятие мышечно-двигательный аппарат.
| Комплексные упражнения для развития мышечных групп спины, живота и ног: упражнения одиночные в статике; упражнения одиночные в динамике; парные упражнения |
37 | Ораторское искусство Культура речевого общения | Введение в предмет «Сценическое движение». Объяснение темы. Комплексные упражнения для развития мышечных групп спины, живота и ног: упражнения одиночные в статике; упражнения одиночные в динамике; парные упражнения.
| Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи, основы актерского мастерства. | Упражнения «Речи», «Ритуал вручения». |
38 | Секреты ораторского мастерства Дейл Карнеги |
|
|
|
39 | Введение в историю детской журналистики |
| Основы журналистики Права и обязанности журналистов. Стенгазета. | «Газета на троих», упражнение «Писатель», тренинг «Групповой рассказ». |
40 | Работа с прессой Как подать информацию в газету | Учимся писать статью, работать с прессой | Алгоритм написание статьи в газету, эссе | Написание статьи, эссе |
41 | Как создать свою газету | Создание газеты | Умение оформлять информационный уголок; навыки выпуска агитационной продукции. | Составление листовки, оформление газеты |
42 | Защита презентаций |
|
|
|
43 | Работа пресс-центра | Навыки работы пресс-центра. Умение оформлять информационный уголок; навыки выпуска агитационной продукции. | Умение оформлять информационный уголок; навыки выпуска агитационной продукции. | Составление листовки, оформление газеты |
44 | Что такое хорошо? Что такое плохо? | Дать первоначальные понятия о правилах поведения в обществе, об ответственности за их нарушение. | «Путешествие в страну правоведию» | «Поверь в себя! с элементами тренинга) |
45 | Знакомство с Деларацией Что такое Право и правоведение Что в имени тебе моем | понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции; развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание позицию других. | Ознакомить с содержанием статей Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; формировать у учащихся понимание прав | «Хочу спросить!» ролевая игра Круглый стол «Мир наших прав». Викторина «Знаешь ли ты?». |
46 | Мы-будущие избиратели |
| Показать смысл политических выборов, особенности предвыборной кампании, процедуры голосования | ролевая игра «Мы будущие избиратели» Анкетирование. Деловая игра «Послание президенту». |
48 | Равенство. Толерантность | Развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приёмов этических форм общения и творческого их использования с учётом обстановки. Эмоционального состояния партнёров по общению; раскрытие причин отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков. | «Где работать мне тогда, чем заниматься?» (информационно – познавательное занятие) | Нравственно – правовой вечер «Услышим друг друга» |
49 | Работа КДН и ПДН | Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; формирование у учащихся правовых знаний, законопослушного поведения и основ толерантности; развитие правового самосознания; аптимизация познавательной деятельности подростков; воспитание чувства ответственности за свои поступки, взаимовыручки и уважения к окружающим людям; развитие памяти, внимания, мышления. |
| «Правовая Ассамблея сказочных героев» |
50 | Основы социального проектирования. Что такое социальный проект? Учимся составлять социальный проект Тематика социальных проектов. Выбор темы, работа в группах Защита социального проекта. Презентация | Знакомство с социальным проектом Работа над проектом Работа над проектом Презентация | Алгоритм составления проекта
| Работа по составлению социального проекта
|
51 | Волонтерство | История становления и развития волонтерского движения. Содержание и направления деятельности. Планирование и подготовка волонтерской акции. Коллективный анализ проделанной работы, выработка плана дальнейших действий. | Кто такай волонтер и как принять решение стать волонтером? Зачем мне волонтерство? Основные направления волонтерства. | Идеи для разработки программы деятельности волонтёрской организации (отряда). Организация и проведение волонтёрских акций. |
52 | Итоговое занятие | Подведение итогов за год. | Подведение итогов за год. | Оформление портфолио лидера. Экзаменационные испытания |
Таблица 1.3.1
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1. Кто такой лидер?(36 часов) | |||||
1. | Введение в программу. Вводное занятие Инструктаж по ТБ | 6 | 6 | - | Собеседование Тест «Самооценка» |
2 | “Школа лидера”: Вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”. Современное понимание лидерства. | 6 | 6 |
| Тест на выявление лидерских качеств. Работа с результатами теста. |
3. | Самооценка лидерских качеств. Организаторская техника лидера. Типы лидеров. Тестирование “Я – лидер”. | 9 | 6 | 3 | Тренинговое занятие «Портрет лидера». Тестирование «Есть ли у тебя организаторские способности» |
4. | КТД. Методики организаций. Команда и командообразование. Основные приемы формирования команды. Лидер и его команда | 12 | 6 | 6 | Тренинговое упражнение «Если команда, это.. |
5. | Подготовка и проведение мероприятий Методы взаимодействия в группе Искусство общения Коллектив Игра | 12 | 6 | 6 | Тренинги, самопрезентации. Результативность за участие, фотоотчеты, онлайн-активность |
| Итого: | 45 | 30 | 15 |
|
Раздел 2. РДШ (9 часов) | |||||
6 | История детских организаций. Знакомство со структурой детской организации. РДШ | 9 | 6 | 3 | онлайн активность, фото и видеоотчеты в социальных сетях.
|
| Итого: | 9 | 6 | 3 |
|
Раздел 3. ЗОЖ (33 часа) | |||||
7 | ЗОЖ. Вводное занятие Я- индивидуальность Что такое здоровье? Почему с возрастом изнашивается организм?
| 9 | 6 | 3 | Форсайт-технологии, тренинги, тестирование |
8 | Мой режим дня. Правильное питание Двигательная активность, закаливание |
9 |
6 |
3 | Интерактивная лекция, интеллект-карты |
9 | Твои поступки, твои чувства Умение управлять своими эмоциями | 6 | 3 | 3 | Тестирование диагностика |
10 | Значение осанки в жизни человека Отказ от вредных привычек | 6 | 4 | 2 | презентация |
11 | Первая доврачебная помощь тестирование | 3 | 1 | 2 | презентация |
| Итого: | 33 | 20 | 13 | Тестирование |
Раздел 4. Сценическое искусство (39 часов) | |||||
12. | Основы театральной культуры Техника речи, Основы голосоведения Актерское мастерство. Развитие речи. Грамотная речь | 9 | 6 | 3 | Наблюдение Праздники конкурсы |
13. | Сценическая речь Сценическое движение Звучание и дикция | 9 | 6 | 3 | Участие в мероприятиях Выполнение творческих заданий |
14. | Умение владеть грамотной речью в жизненных ситуациях Логический анализ текста культура речевого общения | 9 | 6 | 3 | наблюдение |
15 | Ораторское искусство Секреты ораторского искусства Дейл Карнеги Основы ораторского искусства Как выработать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично | 12 | 6 | 6 | Рефлексия по итогам игровой деятельности. |
| Итого: | 39 | 24 | 15 |
|
Раздел 5. Информационно - аналитический (журналистика – 33 часов) | |||||
16 | Введение в историю детской журналистики Журналистика-как профессия Стенгазета. Школьная газета, СМИ | 9 | 6 | 3 | участие, фотоотчеты, выпуск публикаций, написание постов |
17 | Всемирная паутина. Информация Гражданственность и патриотизм Редакционно-издательская деятельность | 9 | 3 | 6 | участие, фотоотчеты, онлайн-активность |
18 | Защита личных макетов Проекты публикаций в СМИ | 6 | - | 6 | Результативность за участие, фотоотчеты, написание постов |
19 | Совершенствование навыков журналистского письма Работа в выбранной программе ПК Защита презентаций | 9 | 3 | 6 | Презентация «Мы редакция», выпуск стенгазеты. |
| Итого | 33 | 12 | 21 |
|
Раздел 6. Правовое воспитание (30 часов) | |||||
20 | Что такое хорошо? Что такое плохо? Знакомство с Декларацией. Конвенцией о правах человека Что такое право и правоведение? Что в имени тебе моем? Гражданин России | 12 | 8 | 4 | Беседа Опрос |
21 | Работа КДН и ПДН Что такое -Закон? Преступление и правонарушение
| 9 | 6 | 3 | участие, фотоотчеты, написание постов |
22 | Мы- будущие избиратели. Равенство. Толерантность | 6 | 4 | 2 | Творческое задание |
23 | Правило дорожного движения | 3 | 2 | 1 | Творческое задание |
| Итого | 30 | 20 | 10 |
|
Раздел 7. Волонтерское движение (24 часа) | |||||
24. | Социальная работа и социальное служение. История добровольчества Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтерства в личностном развитии | 9 | 9 | – | Опрос Форсайт-технологии, тренинги, тестирование |
25. | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ Специальная подготовка волонтеров | 6 | 4 | 2 | Интерактивная лекция «Зачем мне волонтерство»? |
26. | Основы социального проектирования и проведения социальных дел Лидерство в волонтерском объединении Школа социальных технологий | 9 | 6 | 3 | Беседа тест |
| Итого: | 24 | 19 | 5 |
|
27. | Итоговое занятие | 3 | 3 | - | Рефлексия |
| Итого: | 216 | 134 | 82 |
|
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | 216 |
Продолжительность каникул | с 01.06. по 31.08. |
Даты начала и окончания учебного года | с 14.09 по 31.05. |
Входная | 15.09 – 25.09 |
Сроки промежуточной аттестации | 15.01 – 20.01 |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | 20.05 -25.05 |
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты | Характеристика |
Материально-техническое обеспечение | ученические столы двухместные с комплектом стульев; стол учительский с тумбой и стулья; стол для компьютера; шкафы для дидактических материалов, пособий; специальная и научно-популярная литература для педагога и учащихся; канцтовары: ватман, краски, гуашь, картон, цветная бумага, кнопки, скрепки, маркеры, карандаши и др. инфографики о деятельности детских и молодежных общественных организаций. |
Информационное обеспечение | -персональный компьютер; мультимедийный проектор; видеофильмы, презентации разной тематики по программе; оргтехника; фотоаппарат; видеокамера. |
Кадровое обеспечение | Педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием |
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
Творческая работа
Соревнования
Конкурс
Мероприятие
Фестиваль
Слёт
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | Методика «Креативность личности» Д. Джонсона |
Уровень развития социального опыта учащихся | Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) |
Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации) | опрос, наблюдение, самостоятельная работа, коллективный анализ работ, итоговые занятия, тематические мероприятия, конкурсы. творческие работы учащихся, протоколы наблюдений, фото и видео процесса работы, отзывы учащихся и родителей, благодарности, грамоты, дипломы, портфолио. |
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Исследовательский
Игровой
Дискуссионный
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Акция
Беседа
Встреча с интересными людьми
Гостиная
Диспут
Защита проекта
Игра
Концерт
Презентация
Мини-конференция
Мастер-класс
Семинар
Спектакль
Салон
Мини-фестиваль
Мини-чемпионат
Турнир
Тренинг
Экспедиция
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дистанционного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Список литературы
1. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях», 1995.
2. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», 1995.
45. Горохова Е.В. Хочу быть лидером.- М., 2000.
7. Григоренко Ю.Н. Коллективно - творческие дела. - М., 1999.
8. Жуков И.Н. Игра и детское движение. - М., 1992.
9. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров.- М., 2001.
10. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.-М., 1997.
11. Прутченков А.С. Схема подготовки социального проекта. - М., 2001.
12. Рожков М.И. Познай себя. - М., 1992.
13. Сделай правильный выбор. - Н.Н.: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
14. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. - М., 2001.
15. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими. - М., 2000.
16. Хочу быть лидером! Выпуск 2,3,4.-Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии».
Интернет-ресурсы:
https://vk.com/fdo56
https://vk.com/club114141843
http://fdo56.ru/
http://upo-fco.ru/
http://nsportal.ru/ermagambetova-svetlana-kuvandykovna
http://planeta-kids.ucoz.ru/
рдш.рф
https://dobro.ru/
https://wikium.ru/
https://academy.yandex.ru/
https://rsv.ru/
вожатый.рф
https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-sotsialno-psihologicheskoy-pomoschi-sovremennym-podrostkam-i-yunosham-v-sotsialnom-samoopredelenii/viewe
Энциклопедия коллективных творческих дел_И.П. Иванов. Entsiklopedia_kollektivnykh_tvorcheskikh_del_I_P_Ivanov.pd
. Афанасьев С. Сто отрядных дел. - К., 2000. Сто отрядных дел - Афанасьев С., Коморин С. (djvu.online)