Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 175 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании Педагогического совета Протокол № 1
Заведующая МБДОУ № 175
от «01» сентября 2022г.
____________ Урусова О.В.
Приказ № 16/1 от 02.09.2022г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Песочная живопись»
Возраст обучающихся:1,5-2 года
Срок реализации: 5 месяцев
Разработчик:
Габченко Нина Григорьевна,
воспитатель
г. Кемерово, 2022
Содержание
Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка………………………………3
Цель и задачи программы……………………………5
Содержание программы……………………………...6
Ожидаемые результаты………………………………12
Раздел 2 Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график……………………...14
2.2. Условия реализации программы……………………16
2.3. Методические материалы …………………………...17
2.4. Формы аттестации ……………………………………21
2.5. Оценочные материалы………………………………..22
2.6. Список литературы………………………………........22
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Песочная живопись» имеет художественную направленность. Разработана на основе программы Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке», а также согласно нормативным документам, регламентирующим образовательную деятельность в системе дополнительного образования:
Закон Российской Федерации «Об Образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-фз);
Приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018г. № 196»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022г. № 678-Р;
Письмо Министерства Образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09- 3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Постановление государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. сп 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018г. № 3);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-Р);
Устав МБДОУ №175 "Детский сад общеразвивающего вида".
Актуальность данной программы обусловлена тем, что средства и методы рисования песком развивают творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, речь, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка занятиям, к обучению вообще. Если учесть, что песок обладает замечательным свойством снимать накопившееся напряжение, то в процессе реализации программы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния дошкольника.
Программа стартового уровня. Для освоения программы предполагается использование и реализация общедоступных и универсальных форм организации обучающего материала.
Адресат программы. Объем. Программа рассчитана для детей 1,5-2
года. Объем программы – 40 занятий.
Отличительной особенностью программы является комплексное развитие художественных способностей, творческого воображения, мелкой моторики, речи обучающихся с раннего дошкольного возраста. Через рисование нетрадиционным способом – при помощи песка, музыки обучающийся получает эстетическое наслаждение, удовлетворение и активно развивается.
Срок реализации программы – 5 месяцев (январь - май).
Форма обучения – очная.
Формы организации занятий:
- Групповая. Направлена на развитие практико-ориентированных и коммуникативных способностей; умение принимать решения в нестандартных ситуациях.
Занятия проводятся с детьми раннего возраста (1,5-2 года) во вторую половину дня: 2 раз в неделю, длительностью 8 -10 минут. Индивидуально с ребенком или с небольшой подгруппой 4-6 человека.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: развитие тактильной чувствительности, творчества и воображения создание положительного эмоционального настроя детей посредством работы в технике рисования песком.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком и на песке;
познакомить с правилами поведения при игре с песком;
формировать представления детей о свойствах сухого песка;
познакомить с различными приемами рисования песком;
поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
развивать мелкую моторику пальцев рук, их тактильные ощущения, с помощью игровых упражнений с песком;
развивать творческое мышление и воображение;
развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма;
воспитывать положительное отношения к своей работе и работе своих сверстников;
воспитывать умение доводить начатое дело до конца
1.3. Содержание программы Учебно-тематический план
Месяц | № занятия | Тема | Практика | Теория | Всего |
ЯНВАРЬ | 1 | Диагностика | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Знакомство со световым столом | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 | Знакомство с песком | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Песочек | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | Пятнышки | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | Кучки | 0,5 | 0,5 | 1 |
7 | Насыпушки | 0,5 | 0,5 | 1 |
ФЕВРАЛЬ | 8 | Точки | 0,5 | 0,5 | 1 |
9 | Палочки | 0,5 | 0,5 | 1 |
10 | Цветы-ладошки | 0,5 | 0,5 | 1 |
11 | Тарелка с баранками | 0,5 | 0,5 | 1 |
12 | Забор | 0,5 | 0,5 | 1 |
13 | Рыбки | 0,5 | 0,5 | 1 |
14 | Подарок для папы | 0,5 | 0,5 | 1 |
15 | Дорожки | 0,5 | 0,5 | 1 |
МАРТ | 16 | Колеса | 0,5 | 0,5 | 1 |
17 | Цветы для мамы | 0,5 | 0,5 | 1 |
18 | Улиточки | 0,5 | 0,5 | 1 |
19 | Дождик | 0,5 | 0,5 | 1 |
20 | Ветер | 0,5 | 0,5 | 1 |
21 | Солнышко | 0,5 | 0,5 | 1 |
22 | Чьи следы на песке? | 0,5 | 0,5 | 1 |
23 | Пальчики –ладошки | 0,5 | 0,5 | 1 |
АПРЕЛЬ | 24 | Колобок | 0,5 | 0,5 | 1 |
25 | Мячики | 0,5 | 0,5 | 1 |
26 | Вот так кукла неваляшка | 0,5 | 0,5 | 1 |
27 | День Рождения котенка | 0,5 | 0,5 | 1 |
28 | Геометрические фигуры. | 0,5 | 0,5 | 1 |
29 | Песочные прятки | 0,5 | 0,5 | 1 |
30 | Мой веселый звонкий мяч… | 0,5 | 0,5 | 1 |
31 | Деревья и кусты | 0,5 | 0,5 | 1 |
МАЙ | 32 | Лабиринты | 0,5 | 0,5 | 1 |
33 | Зазвенела капель. | 0,5 | 0,5 | 1 |
34 | Укрась платочек красивыми узорами | 0,5 | 0,5 | 1 |
35 | Бегут ручьи | 0,5 | 0,5 | 1 |
36 | Божьи коровки на лужайке | 0,5 | 0,5 | 1 |
37 | Радуга чудес | 0,5 | 0,5 | 1 |
38 | Весенняя картина | 0,5 | 0,5 | 1 |
39 | Свободная тема | 0,5 | 0,5 | 1 |
40 | Диагностика | 0,5 | 0,5 | 1 |
Всего; | 20 | 20 | 40 |
Календарно-тематическое планирование программы
«Песочная живопись»
№ занятия | Тема | Программное содержание |
Январь |
1 | Диагностика | Исследование уровня развития психических процессов для составления индивидуального образовательного маршрута выявить уровень владения изобразительными умениями. |
2 | Знакомство со световым столом | Познакомить детей со световым столом. Познакомить с правилами работы с песком на световом столе. |
3 | Знакомство с песком | Закрепить и систематизировать знания о природном материале – песке; Развивать интерес к играм с песком; Создать у детей радостное настроение; |
4 | Песочек | Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования песком. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
5 | Пятнышки | Учить детей проводить четкие пятна при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков. |
6 | Кучки | Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков |
7 | Насыпушки | Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой. Воспитывать аккуратность в работе. |
Февраль |
8 | Точки | Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования кончиком пальцев. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
9 | Палочки | Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков |
10 | Цветы-ладошки | Ознакомить детей с новым видом рисования на песке – рисование ладонью. Закреплять умение рисовать пальцем и ладонью. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. |
11 | Тарелка с баранками | Учить рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. |
12 | Забор | Приучать применять несколько техник совместно, повторяя изображение. Развивать творческое мышление. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. |
13 | Рыбки | Научить детей новому способу - отпечаток ладони. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. |
14 | Подарок для папы | Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы: всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони; Воспитывать эстетическое восприятие. |
15 | Дорожки | Приучать применять несколько техник совместно. Развивать творческое мышление. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков. Развивать внимание. |
Март |
16 | Колеса | Учить составлять изображение колес из знакомых простых форм пятна. Продолжать работу по закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования кончиком пальца. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов работы. |
17 | Цветы для мамы | Совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы: всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони; Воспитывать эстетическое восприятие. |
18 | Улиточки | Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. |
19 | Дождик | Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
20 | Ветер | Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. |
21 | Солнышко | Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
22 | Чьи следы на песке? | Учить создавать при помощи пальцев следы на песке, имитирующие следы животных. Формировать представление о понятиях большой, маленький. Создать условия для самостоятельного экспериментирования. |
23 | Пальчики –ладошки | Закреплять правила безопасности при игре с песком. Способствовать развитию познавательного интереса к экспериментированию с песком. Продолжать развивать тактильное восприятие (отпечатки пальчиков, ладони, кулачка, ребра ладони) |
Апрель |
24 | Колобок | Продолжать закреплять умение рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
25 | Мячики | Закреплять умение рисовать круги с использованием декоративных элементов. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. |
26 | Вот так кукла неваляшка | Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования, дорисовывать пальцем или палочкой детали (глазки, пуговицы). Развивать чувство формы и величины. |
27 | День Рождения котенка | Закреплять умение работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
28 | Геометрические фигуры. | Развивать умения рисовать кулачком круги разных размеров. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. |
29 | Песочные прятки | Развивать тактильную чувствительность, восприятие, наблюдательность, образное мышление. Активизировать словарь. |
30 | Мой веселый звонкий мяч… | Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство формы и величины. |
31 | Деревья и кусты | Закреплять умение рисовать песком: пальцами, всей ладонью; Совершенствовать умение наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие); Закрепить умение равномерно наносить песок. |
Май |
32 | Лабиринты | Закрепить умение рисовать на песке различными способами: рисования одним пальцем и двумя; Пользоваться основными приёмами рисования песком (точки, линии, круги). Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
33 | Зазвенела капель. | Совершенствовать навыки умения рисования песком (точки, линии, круги). Пользоваться основными приёмами рисования песком (точки, линии, круги). Развивать чувство формы и величины. |
34 | Укрась платочек красивыми узорами | Совершенствовать умение рисовать круги, квадраты прерывистыми и сплошными линиями; Учить украшать предметы, добавляя декоративные элементы; Развивать креативность, самостоятельность. |
35 | Бегут ручьи | Закрепить умение рисовать на песке различными способами: рисования одним пальцем и двумя; Пользоваться основными приёмами рисования песком (точки, линии, круги). |
36 | Божьи коровки на лужайке | Упражнять в технике рисования пальчиками на песке; Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета и проводить линии кончиками пальцев; |
37 | Радуга чудес | Упражнять в технике украшения простых по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. |
38 | Весенняя картина | Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании песком; Развивать фантазию, интерес к творческой деятельности |
39 | Свободная тема | Уточнить приобретенные навыки детей в рисовании. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. |
40 | Диагностика | Исследование динамики развития психических процессов Выявить уровень владения изобразительными умениями. |
1.4. Ожидаемые результаты
В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Песочная живопись» ребенок овладеет:
навыками рисования на песке пальцами, кулаком, насыпанием из кулачка;
навыками освоение элементарных правил владения пескографией;
навыками рисования знакомыми приёмами линий (прямых и волнистых) в разных направлениях;
навыками создание простейших рисунков в данной технике;
первоначальными представлениями о свойствах песка и особенностях работы с ним;
умением проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций и явлений природы; радоваться созданным им работам.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Месяц | № занятия | Тема | Практика | Теория | Всего | Формы аттестации / контроля |
ЯНВАРЬ | 1 | Диагностика | 0,5 | 0,5 | 1 | Входная диагностика |
2 | Знакомство со световым столом | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
3 | Знакомство с песком | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
4 | Песочек | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
5 | Пятнышки | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
6 | Кучки | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
7 | Насыпушки | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
ФЕВРАЛЬ | 8 | Точки | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
9 | Палочки | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
10 | Цветы-ладошки | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
11 | Тарелка с баранками | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
12 | Забор | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
13 | Рыбки | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
14 | Подарок для папы | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
15 | Дорожки | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
МАРТ | 16 | Колеса | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
17 | Цветы для мамы | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
18 | Улиточки | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
19 | Дождик | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
20 | Ветер | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
21 | Солнышко | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
22 | Чьи следы на песке? | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
23 | Пальчики –ладошки | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
АПРЕЛЬ | 24 | Колобок | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
25 | Мячики | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
26 | Вот так кукла неваляшка | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
27 | День Рождения котенка | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
28 | Геометрические фигуры. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
29 | Песочные прятки | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
30 | Мой веселый звонкий мяч… | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
31 | Деревья и кусты | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
МАЙ | 32 | Лабиринты | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
33 | Зазвенела капель. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
34 | Укрась платочек красивыми узорами | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
35 | Бегут ручьи | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
36 | Божьи коровки на лужайке | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
37 | Радуга чудес | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
38 | Весенняя картина | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
39 | Свободная тема | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, беседа. |
40 | Диагностика | 0,5 | 0,5 | 1 | Итоговая диагностика |
Всего занятий: | 40 занятий |
2.2. Условия реализации программы.
Принципы и подходы к формированию программы
Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённые дни недели.
Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлеченности в процессе занятий.
Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.
Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач: формирование таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей раннего дошкольного возраста.
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: максимальное использование потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.
Рекомендации по проведению занятий.
Для того чтобы занятия были эффективными, следует соблюдать следующие правила:
продолжительность занятий 8-10 минут;
количество занятий песочной терапии 2 раза в неделю.
вспоминать с детьми перед каждым занятием правила поведения в песочной комнате (не кидаться песком, не портить рисунки других детей)
установить эмоциональный доверительный контакт с ребенком;
если кто-то из детей отказывается от выполнения задания, не настаивать, не заставлять;
при завершении занятия воспитатель интерпретирует с детьми их деятельность.
Условия проведения занятий с песком:
У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Методические материалы
Структура совместной деятельности
Деятельность | Время |
Мотивация | 0,5 |
Гимнастика для мелкой моторики рук | 0,5-1 |
Обучение технике пескографии | 0,5-1 |
Физ.пауза | 0,5 |
Выполнение | 4,5 |
Любование | 0,5 |
Эмоциональная установка на успешность | 0,5 |
Всего | 8-10 |
Схема и методика проведения занятий по образцу и замыслу
Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
подготовительной части - проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Вводная часть - предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.
Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Можно использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов).
Обязательным является проведение физкультминутки (в зависимости от физического состояния детей).
Заключительная часть - предполагает анализ обучающимися своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка и фотоальбом для каждого ребенка.
Организация игр-занятий с песком
Педагог сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; выполняют вместе со взрослым — “рука в руке”, затем самостоятельно.
Также дети с помощью педагога обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.
Способы работы с песком:
Способы засыпания рабочего стола:
просеивание (сквозь пальцы)
расхлопывание ладошкой
дождик (сыпем из кулачка)
торнадо (сыпем из двух кулачков)
волна
веером из бугорка
Техника рисования песком (основные приёмы):
Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем, отсекая лишнее, щепотью ,насыпая из кулачка струйкой разной ширины;
Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;
Формы и методы воспитательно- образовательного процесса
Методы
Наглядные методы включают в себя:
наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
наглядно - зрительные / дидактический материал /;
сенсорно - моторные / обследование /;
тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;
элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования /.
Словесные методы:
объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /
пояснения, уточнения;
Практические методы:
метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.
Формы:
Индивидуальные игры- позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игр- игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Так же позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Материально – техническое обеспечение:
– световой стол;
– разноцветный песок;
– колонка для музыкального сопровождения занятий;
– мольберт для размещения наглядного и демонстрационного материала.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы обеспечивает воспитатель, без предъявления особых требований.
Информационное обеспечение:
Белоусова О.А. Обучение рисованию песком. - Журнал «Старший воспитатель» -М., 2012г. №5
Никитина Т.О. Афанасьева М.А. Песок, как универсальное средство развития дошкольников/ Воспитатель ДОУ, 2013г. №9
Никитина О.Н. Метод Sahd-Art. Ресурсы рисования песком. Песочные истории. -СПб, 2012г.Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3,
2004.
«От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.
Т. С. Комарова / Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада.
2.4. Формы аттестации.
Для оценки эффективности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по рисованию песком на световых столах «Песочная живопись» можно воспользоваться разработкой доктора педагогических наук профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества», добавив раздел «Владение техникой рисования песком». Опираясь на наблюдения во время занятий и анализ детских работ, заполняются таблицы 2 раза в учебном году: на начало учебного года и на конец учебного года.
2.5. Оценочные материалы.
Формы и виды контроля
Январь - начальный. Технологические пробы, наблюдение. Навыки в общении друг с другом и с педагогом. Умение выполнять простые работы в песочнице. Упражнения.
Май - итоговый. Уметь выполнять элементарные задания с песком. Навыки в общении друг с другом и с педагогом. Фотоотчет.
Формы подведения итогов
Диагностика в образовательном процессе проводится при помощи педагогического наблюдения и педагогического анализа результатов анкетирования, тестирования, выполнения детьми диагностических заданий, активности обучающихся на занятиях.
Основные диагностические методики, позволяющие определить достижения обучающимися планируемых результатов являются: беседа, педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов игровых тестовых заданий (см. приложение 2).
Мониторинг результативности освоения программы в конце обучения проводится по следующим показателям (см. приложение 2).
2.6. Список использованной литературы
Белоусова О.А. Обучение рисованию песком. - Журнал «Старший воспитатель» -М., 2012г.
Никитина Т.О. Афанасьева М.А. Песок, как универсальное средство развития дошкольников/ Воспитатель ДОУ, 2013г. №9
Никитина О.Н. Метод Sahd-Art. Ресурсы рисования песком. Песочные истории. - СПб, 2012г.
Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
«От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.
Т. С. Комарова / Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада.
Интернет-ресурсы:
https://modernlib.net
http://docplayer.ru/
https://dmee.ru/
https://nsportal.ru/
https://www.maam.ru/
Приложение 1
Правила игры в песочнице для малышей
На этом этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). Так как часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.
Педагог. Песочная фея загрустила, потому что ее подружки-песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:
Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы, если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. (нельзя выбрасывать песок из песочницы).
Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей (нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей).
Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики (поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу).
Правила поведения в песочнице для малышей:
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
После игры надо помочь Песочной фее убрать все на свои места.
После игры в песке надо помыть руки.
Приложение 2
Таблицы уровня освоения программы:
Фамилия, имя ребенка | Активность и самостоятельность в рисовании | Умение находить новые способы изображения, передавать в работах свои чувства | Уровень формирования мелкой моторики |
| | | |
| | | |
Фамилия, имя ребенка | Критерии оценки умений обучающихся | Критерии уровня развития творческих способностей |
умеет располагать изображение на песке | умеет создавать простые изображения | владеет разной техникой изображения (ладошки, пальцы, кисточки и т.д.). | точность движений | наличие замысла | проявление самостоятельности. |
| | | | | | |
| | | | | | |
Система оценочных средств позволяет контролировать уровень обучения, измеритьего и оценить.
Приложение №1
Знакомство с песком
Цель: развитие и частичная коррекция эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Установка положительного эмоционального отклика детей на занятие.
Педагог обращает внимание детей на песочницу, материал, с которым предстоит работать детям. Предлагает детям стать в круг, для того, чтобы все могли хорошо видеть друг друга и всем можно было потрогать песок. Чтобы у вас получались красивые картины, нужно поздороваться с песком. Мы его погладим, потрогаем, пересыпим с одной руки на другую.
«Из ладошки на ладошку
Сыпется песочек.
Поиграю с им немножко –
Пусть меня щекочет».
Дети тактильно знакомятся с песком и отвечают на вопрос: «Какой песок?» (сухой, мокрый, мягкий, твердый, теплый, сыпучий, холодный).
А теперь мы с вами поздороваемся с песком различными способами:
Дети дотрагиваются до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
Дети легко, а потом с напряжением сжимают кулачки с песком, затем медленно высыпают его в песочницу.
Дети дотрагиваются до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
Дети перетирают песок между пальцами, ладонями.
Упражнение вводное “Здравствуй, Песок!”
Цель: снизить психофизическое напряжение.
Педагог от имени Мишутки просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребёнок:
Дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно
Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу
Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
Перетираем песок между пальцами и ладонями последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: “С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка...” Дети описывают и сравнивают свои ощущения:
«Ритуал Приветствия»
Дети встают во круг песочницы и чистые руки ставят на края бортика. В углу песочницы сидит «Волшебный мешочек». Педагог просит прислушаться ребят, раздается храп, «Волшебный мешочек» спит. Педагог предлагает его разбудить, так как в нем храниться волшебный песок, который нам нужен для занятия.
Все отходят на шаг назад и говорят, делая все движения:
Мы ногами топ, топ, топ
Мы руками хлоп, хлоп, хлоп
Мы чуть, чуть попрыгаем
Ножками подрыгаем
Очень сильно хлопать будем и мешочек наш разбудим.
В момент когда дети сильно хлопают, просыпается волшебный мешочек:
И мешочек вдруг проснулся Всем ребятам улыбнулся!!!
(Мешочек начинает здороваться и знакомиться с ребятами). После этого он предлагает поделиться с каждым ребенком своим песком. Дети подставляют ручки и каждому из мешочка достается немного «волшебного» песка, который они потом высыпаю в песочницу и начинают пальчиками перемешивать. Весь песок в песочнице становиться волшебным!
Можно приступать к занятию, но сначала с песком надо поздороваться:
Дети кладут обе ладошки в песочницу и говорят нажимая на песок:
Здравствуй, здравствуй, наш песок!
Ритуал приветствия «Подари улыбку»
Цель: настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение.
Педагог приветствует детей и приглашает в круг: «Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку». (Дети, взявшись за руки, встают в круг, здороваются и улыбаются друг другу).
Приложение №2
«Ритуал выхода»
Ребята по горсточке песка всыпают в «Волшебный мешочек», он завязывается, чтоб песок не просыпался, прощается со всеми ребятами, озвучивая при этом успехи ребят за данное занятие. Садиться в уголок песочницы.
Дети ставят раскрытые ладошки на песок и говорят:
Спасибо милый Наш песок
Ты всем нам подрасти помог
Поднимают руки, и начинают разглаживать свои отпечатки, говоря :
До свидания Песочек!
Ритуал прощания
-Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем Мишутке, чем мы занимались.
Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе.
-Мишутка любит вас, а вы его?
Дети обнимают Мишутку и говорят: “Как я тебя люблю”.
-До свидания, я буду вас ждать.
Приложение №3
«Игры с песком»
Упражнение "Необыкновенные следы"
Цель: развитие тактильной чувствительности.
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
Упражнение " Холодно - горячо"
Цель: учиться слушать другого, возможность выражения позитивных эмоций
Задача: взаимодействие, четкое выполнение инструкции.
Инструкция: сейчас ты отвернешься, а я в песочнице спрячу игрушку. Нужно найти ее, выполняя инструкцию. Если я говорю: «холодно», значит ты удаляешься от игрушки, а если «горячо» - находишься рядом.
Анализ: понравилась ли тебе игра? легко или трудно тебе было выполнять инструкцию? что для тебя было легче искать игрушку или помогать ее искать
Упражнение "Секретик"
Цель: возможность выражения позитивных эмоций
Задача: выполнять задание точно по инструкции, развитие креативности
Инструкция: Под прозрачное стеклышко (без острых краев) кладется картинка и засыпается песком. Необходимо найти «секретик» и аккуратно раскопать его. Объяснить что увидел, придумать рассказ и т.д.
Анализ упражнения: что увидел? что хочешь рассказать? понравилось ли играть? .
Упражнение "Сказочная страна"
Цель: взаимодействие, обострить поиск конструктивных способов решения проблем
Задание: оценить собственные ощущения
Инструкция: возьми поднос, подойди к коллекции фигурок и выбери те, которые привлекают внимание. Подойди к ящику с песком. Представь себе, что ты волшебник. Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, ты пришел в пустыню. Задумал волшебник превратить ее в сказочную стрразными существами. Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь.
Анализ игры: что это за мир сказочная страна? какие существа ее населяют, какой у них характер? что они умеют? откуда они пришли в эту страну? в каких взаимоотношениях они находятся между собой'.' всем ли существам хорошо в этой стране? если нет, то, что можно изменить? какие события будут происходить в этой стране? что будут делать герои дальше?
40