СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сокровища кожаного сундучка»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сокровища кожаного сундучка»»



Северо-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области

структурное подразделение «Прометей»

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина  ж.-д. ст. Клявлино муниципального

района Клявлинский Самарской области



Принята на заседании методического совета от «___» ______________ 20______ г.

Протокол № _____________


Утверждаю: Директор ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ____________________Харымова Л.Н.

«______» _________________20_____ г.










Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Сокровища кожаного сундучка»

Возраст обучающихся 9-10 лет

Срок реализации: 1 год



Разработчик:

Наталья Константиновна Фомина

педагог дополнительного образования

ст. Клявлино

2023 год


ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

  3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

  4. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

  5. Список литературы

  6. Приложение


























Краткая аннотация

Мир ребенка - сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Создать условия для развития ребенка поможет увлекательная работа с бумагой, нитками и тканью, яичной скорлупой и бросовым материалом. Ребенку дается возможность реально открыть для себя волшебный мир творчества, сочетать и комбинировать рабочие материалы, различных форм и величин.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляют занятия в дополнительном образовании детей. Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия воспитанников, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в детском объединении, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сокровища кожаного сундучка» составлена на основе изучения существующей литературы по декоративно-прикладному искусству, а так же на основе собственного опыта по работе с различными материалами.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сокровища кожаного сундучка» художественная.

Актуальность программы заключается в том, что она нацелена на решение задач, определенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р г., направленных на формирование гармоничной личности, ответственного человека., ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Интерес к ручному труду у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно: желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата; желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.



Новизна программы состоит в том, что она разработана с учётом современных тенденций в образовании по принципу блочно-модульного освоения материала, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания ребёнком индивидуальной образовательной траектории.

Отличительной особенностью программы является применение конвергентного похода направленных на познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Программа предусматривает применение дистанционных образовательных технологий, т.к. основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с педагогом.

Педагогическая целесообразность. Учебный материал для занятий подобран с точки зрения развивающей и воспитательной функции процесса обучения. Взаимоотношения педагога и обучающихся основаны на взаимопонимании.

В процессе реализации программы «Сокровища кожаного сундучка» проводятся мультимедиа-занятия по некоторым темам образовательной программы. Аудиовизуальная информация, представленная в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулирует воспитанников к продуктивной работе. В ходе занятий используются мультимедийные презентации, различные игры, викторины по декоративно-прикладному творчеству.

Программа предусматривает «стартовый» (ознакомительный) уровень освоения содержания программы, предполагающий использование общедоступных универсальных форм организации материала, минимальную сложность задач, поставленных перед обучающимися.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сокровища кожаного сундучка» составлена в соответствии с нормативно-правовой базой:























  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

  3. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);

  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);

  5. План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  7. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  9. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441);

  10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  11. Письмо министерства образования и науки Самарской области от 30.03.2020 № МО-16-09-01/434-ТУ (с «Методическими рекомендациями по подготовке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ к прохождению процедуры экспертизы (добровольной сертификации) для последующего включения в реестр образовательных программ, включенных в систему ПФДО)



Исходя из содержания образовательной программы «Сокровища кожаного сундучка» определены ее цель и задачи.

Цель: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в творческой работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучить детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, ниток и бросового материалов, бисера;

  • Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

  • Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при работе с различными материалами.

Развивающие:

  • Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;

  • Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

  • Развивать у воспитанников усидчивость, трудолюбие, терпение, мелкую моторику рук, координацию движения.

Воспитательные:

  • Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;

  • Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;

  • Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности;

  • Формировать коммуникативные способности личности ребенка.


Данная дополнительная общеобразовательная программа обучающая, художественной направленности, рассчитана на разновозрастную группу (дети 9-10 лет). В младшем школьном возрасте основной деятельностью становится учение, в результате которого формируются интеллектуальные и познавательные способности. Через учение строится вся система отношений ребенка с взрослыми людьми. Для детей постарше трудовая деятельность заключается в появлении совместного увлечения каким-либо делом. Общение в этом возрасте выходит на первый план и строится на основе так называемого «кодекса товарищества». «Кодекс товарищества» включает в себя деловые и личностные взаимоотношения, похожие на те, которые имеются у взрослых. В разновозрастной группе есть возможность оказания шефской помощи младшим школьникам со стороны старших.

Форма обучения – занятие, практическая работа, познавательные игры.

Формы организации деятельности: групповая.

Программа хорошо усваивается с применением дистанционных технологий. К видам дистанционного обучения относятся сетевые технологии, которые подразделяются на следующие виды:

1.Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение)- средства коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника процесса, независимо друг от друга. К данному типу коммуникаций можно отнести форумы, электронную почту, wiki – сайт и т.д.;

2.Синхронные сетевые технологии (онлайн-обучение) – это средства коммуникации, позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени. Это голосовые и видеоконференции (чаты),  технологии Skyp, и т.д. Такие технологии удобны, когда участники территориально удалены друг от друга.

Программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года. Объём программы -108 часов. Режим занятий - 2 раза в неделю по 1и 2 часа, при наполняемости - 15 учащихся в группе. Форма организации образовательной деятельности учащихся – групповая.

Результаты программы:

  1. Личностные результаты

У воспитанников будут сформированы:

  • Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • Адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

  • Проявления устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству, выполнению изделий из различных материалов;

  • Самоопределение, самореализация.


  1. Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • Навыки решения художественных задач с опорой на знание о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

  • Умение организовывать свою деятельность (подготовить свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы);

  • Планирование (отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла);

  • Прогнозирование (осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности);

  • Самооценка (адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими).

Познавательные УУД

Воспитанники научатся:

  • Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • Высказываться в устной и письменной форме;

  • Анализировать предлагаемые изделия;

  • Различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

  • Создавать мысленный образ изделия.

Коммуникативные УУД

  • Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

  • Формировать собственное мнение и позицию;

  • Участвовать в совместной творческой деятельности;

  • Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка.



Формы подведения итогов и контроля

Этапы педагогического контроля

1 этап – предварительный контроль

Выявление знаний и умений учащегося в начале обучения с целью определения подготовленности ребенка.

Форма контроля: практическая работа, опрос.

2 этап – промежуточный контроль

Целью данного контроля является диагностирование прочности усвоения учащимися программного материала, применяемого на практике.

Форма контроля: самостоятельная коллективная работа.

3 этап – итоговый контроль

Диагностирование уровня качества образованности и развития учащихся в соответствии с поставленной целью, т.е. анализ знаний, умений, навыков, положительных изменений в развитии личности ребенка.

Форма контроля: выставка работ.

Программа предусматривает наблюдение и контроль за развитием личности обучающихся, осуществляющихся в ходе опроса, диагностики. Важная оценка – отзывы детей, их родителей, помогают корректировать содержание программы в конце каждого учебного года.

Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Дополнительная общеобразовательная программа «Сокровища кожаного сундучка» состоит из 3 модулей: «Бумажное творчество», «Вторая жизнь ненужных вещей», «Волшебная бусинка».





















II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

«Сокровища кожаного сундучка»

Учебно-тематический план

Количество часов в год – 108, в т.ч. теория – 5 часов, практика – 103 часа. Количество часов в неделю – 3.


Название модуля

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

С использованием ДОТ

Всего

Теория

Практика

1

Бумажные фантазии

36

2

34

Беседа, опрос;

практическая работа

Группа в VK «Мастерская Самоделкина» https://vk.com/id444866304

Страница на канале YouTube

https://www.youtube.com/channel/UCXSfsxc-gFYYVLMCDvoqLTg

2

Вторая жизнь ненужных вещей

36

1

35

Беседа, опрос;

практическая работа

3

Волшебная бусинка

36

2

34

Беседа, опрос;

практическая работа

ИТОГО:

108

5

103





Модуль «Бумажные фантазии». Обычная - на упаковке с этой бумагой нет никаких опознавательных знаков;

Бархатная бумага - имеет характерную «бархатистую» текстуру, очень приятную на ощупь, слегка объемную;

Голографическая бумага - блестящая бумага, которая хорошо украсит любую поделку;

Крепированная - креповая бумага имеет характерные неровности по всей плоскости, из-за чего она напоминает резинку;

Для квилинга - специальный сорт бумаги, отличающийся высокой плотностью.

Бумага – (хлопок) материал преимущественно из растительных волокон, древесины. Картон – разновидность бумаги; Несложные приемы и безграничная фантазия детей способны сотворить с помощью этих материалов целый увлекательный мир.

Бумажное творчество – один из самых простых, увлекательных и доступных видов деятельности в творчестве. Здесь ребенку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а в работе - тщательности в исполнении.

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, фиксирование на клей – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Цель: развитие у учащихся практических навыков работы с бумагой.

Задачи:

  • обучить основам знаний в области бумажных техник;

  • формировать образное и пространственное мышление, творческие способности, воображение;

  • развить мотивацию к определенному виду бумажных техник;

  • развить познавательную активность, самостоятельность;

  • воспитать эмоционально-положительное отношение к труду;

  • воспитать личность умеющую видеть и понимать красоту окружающего мира.

Предметные ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

- историю возникновения бумаги, её виды и свойства;

- приемы работы с бумагой;

- правила по цветоведению;

- технологию работы по бумагопластике.

Обучающиеся должны уметь:

- работать с инструментами, различными материалами, шаблонами и приспособлениями;

-получать объемные формы из бумаги и соединять их разными способами;
- самостоятельно работать над творческим заданием.

Учебно-тематический план модуля «Бумажные фантазии»


п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

С использованием ДОТ

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

Наблюдение


2

Торцевание

8

1

7

Наблюдение, беседа, практическая работа

Группа в VK «Мастерская Самоделкина» https://vk.com/id444866304

3

Квилинг

12

1

11

Наблюдение, беседа, практическая работа

Группа в VK «Мастерская Самоделкина» https://vk.com/id444866304

4

Папье-маше

14

1

13

Наблюдение, беседа, практическая работа

Группа в VK «Мастерская Самоделкина» https://vk.com/id444866304

5

Итоговое занятие по модулю.

1

-

1

Выставка и презентация работ



Итого

36

4

32




  1. Модуль «Вторая жизнь ненужных вещей».

Ненужные вещи – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии, они несут в себе множество возможностей для детского творчества. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить.

Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, фантики и т.д и т.п. и вряд ли мы задумываемся над тем, что эти ненужные вещи могут получить новое применение, обрести вторую жизнь. Все это может стать основой для оригинальных детских поделок или увлекательных игрушек.

 А чего только не придумаешь из пластиковых бутылок. Такой неприметный в жизни предмет, в руках детей оживает, преображается и несет смысловую нагрузку. Бутылки могут быть и брызгалками, и вазочками, и кеглями, и мишенями для городков. Из них можно сделать лопату и формочки для песка, кораблики и даже целый плот. А еще можно сделать разных кукол для игр и театральных постановок.

Работа с таким материалом способствует развитию конструкторской деятельности, содействует развитию воображения, даёт уникальную возможность развить творческие способности ребенка, расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

Цель: развитие творческих способностей учащихся через освоение техники создания неповторимых и индивидуальных изделий из нетрадиционных и бросовых материалов.

Задачи:

  • Познакомить детей с разными видами творчества из бросового материала.

  • Развить творческое воображение и фантазию.

  • Сформировать у детей эколого-хозяйственный подход к твердым бытовым отходам как к ресурсу на примере вторичного использования.

Предметные ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

- правила безопасности труда;

- применение бросового материала.

- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов.

Обучающиеся должны уметь:

- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить изделие;

- подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет;

- соблюдать  порядок и чистоту в окружающей действительности.

Учебно-тематический план модуля «Вторая жизнь ненужных вещей»


п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

С использованием ДОТ

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

Наблюдение


2

Поделки из пластиковых бутылок

8

1

7

Наблюдение, беседа, практическая работа

Группа в VK «Мастерская Самоделкина» https://vk.com/id444866304

3

Поделки из яичных лотков

12

1

11

Наблюдение, беседа, практическая работа

Группа в VK «Мастерская Самоделкина» https://vk.com/id444866304

4

Мозаика из яичной скорлупы

14

1

13

Наблюдение, беседа, практическая работа

Группа в VK «Мастерская Самоделкина» https://vk.com/id444866304

5

Итоговое занятие по модулю.

1

-

1

Выставка и презентация работ



Итого

36

4

32




  1. Модуль «Волшебная бусинка».

В модуль «Волшебная бусинка» включены темы, развивающие и расширяющие представление детей об окружающем мире. Модуль охватывает различные направления работы с бисером на проволоке, плетение плоских и объемных изделий, ткачество и вышивка бисером.

Данный модуль направлен на развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции. Изделия из бисера очень яркие и красивые . Это может быть прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.

Цель: формирование и развитие творческих потребностей воспитанников способствующих личностному самоопределению на основе изучения бисерного рукоделия.

Задачи:

Обучающие:

  • Дать представление о видах и технике бисероплетения, расширять знания и умения детей при выполнении работ из бисера.

  • Развивать творческое воображение, художественный вкус, внимательность, память, аккуратность;

  • Формировать интерес к бисероплетению и другим видам декоративно-прикладного искусства;

  • Воспитывать и развивать способности эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства;

Предметные ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

  • Материалы и инструменты, необходимые для работы;

  • Основные виды и техники бисероплетения (параллельный, петельный, игольчатый, комбинирование приемов);

Обучающиеся должны уметь:

  • Оборудовать свое рабочее место и подготовиться к работе;

  • Плести в две нити и применять основные приемы плетения;

  • Плести плоские фигуры на проволоке;

  • Самостоятельно читать схематическое изображение.





Учебно-тематический план модуля «Волшебная бусинка»


п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

С использованием ДОТ

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие «Бисерная азбука»

2

1

1

Теоретический диалог;

Викторина «Волшебный бисер».


Группа в VK «Мастерская Самоделкина» https://vk.com/id444866304

2

Плоское параллельное плетение

16

1

15

 Теоретический диалог;

- практическая работа;

- самостоятельная работа;

- тестирование (тест «Мои первые игрушки»).


3

Петельное низание

17

1

16

Теоретический диалог;

- фронтальный опрос;

- практическая работа;

- самостоятельная работа;


4

Итоговое занятие по модулю.

1

-

1

Выставка и презентация работ



Итого

36

3

33




III. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Сокровища кожаного сундучка»


Содержание программы модуля «Бумажное творчество»

Тема 1 «Водное занятие».

Теория: ТБ на занятиях в д/о

Практика: Игры на знакомство: «Круг имен», «Кто меня позвал», «Девочки-мальчики».

Тема 2 «Торцевание»

Теория: Изучение техники «торцевание».

Практика: Веселый гриб. Герои мультфильмов. Рыбки.

Тема 3 «Квилинг»

Теория: Изучение техники «квилинг».

Практика: Животные. Насекомые. Панно «Такие разные цветы».

Тема 4 «Папье-маше»

Теория: Изучение техники «папье – маше».

Практика: Тарелка с овощами. Ваза для цветов. Корзинка с грибами.

Тема 5: Итоговое занятие по модулю.

Содержание программы модуля «Вторая жизнь ненужных вещей»

Тема 1 Вводное занятие.

Тема 2 «Поделки из пластиковых бутылок»

Теория: Красота из пластиковых бутылок.

Практика: Домики из пластиковых бутылок. Шкатулка из пластиковых бутылок. Браслеты из пластиковых бутылок. Корзинки из пластиковых бутылок.

Тема 3 «Поделки из яичных лотков»

Теория: Вторая жизнь яичных лотков.

Практика: Шашки из яичных лотков. Водяная лилия из яичных лотков. Цветы из яичных лотков. Пасхальная композиция из яичных лотков.

Тема 4: «Мозаика из яичной скорлупы»

Теория: Мозаика из скорлупы.

Практика: Мозаика из яичной скорлупы «Осенний лес». Мозаика из яичной скорлупы «Аквариум». Мозаика из яичной скорлупы «Насекомые».

Тема 5: Итоговое занятие по модулю.

Содержание программы модуля «Волшебная бусинка»

Тема 1 Вводное занятие «Бисерная азбука»

Теория: Общие сведения о бисере (размер, форма, цвет, материал, из которого изготовлен, хранение). Виды работ из бисера. Техники плетения бисером. Цветоведение и композиция. Композиция декоративного произведения. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст. Основные правила при работе с бисером.

Викторина «Волшебный бисер».

Тема 2 Плоское параллельное плетение

Теория: Знакомство с плоским параллельным плетением с использованием проволоки. Обучение плетению с использованием схемы выполнения работы. Беседа на тему «Способы закрепления и наращивания проволоки». 

Практика: «Плетение насекомых». «Плетение цветов». «Плетение грибов» . «Плетение морских обитателей»

Тема 3 Петельное низание

Теория: Знакомство с петельным низанием. Демонстрация готовых деревьев из бисера. Выполнение работы новым способом плетения с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Последовательность выполнения деревьев из бисера». Повторение сведений о насыщенности и светлости цвета.

Практика: «Русская березка». «Сказочное деревце». «Елочка»

Тема 4 Итоговое занятие по модулю



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы и формы обучения и воспитания

Качество усвоения программы определяется выбором методов обучения и воспитания. На занятиях педагог использует следующие методы обучения:

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • Словесные (беседа, описание, объяснение). Эти методы имеют направленность либо на процесс формирования и усвоения понятий, либо на формирование и воспроизведение чувственных образов.

  • Наглядные (иллюстрации, фотографии, репродукции, видеофильмы) средства обучения определяют характер изучения и усвоения знаний.

  • Практические. Этими методами формируют практические умения и навыки.

  • Репродуктивные. Эти методы используются при закреплении, повторении, обобщении, конкретизации ранее изученного материала. С помощью этого метода на уроке воспроизводятся знания из личного опыта ученика.

  • Иллюстративные. Если преобладает иллюстративная часть на занятии, то обучение становится более лёгким и доступным.

  • Исследовательские. Способ организации поисковой, творческой деятельности воспитанников по решению новых для них проблем

Методы контроля эффективности педагогического процесса:

Диагностика двух групп показателей: учебные и личностные.

  • учебные – предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы.

  • личностные – выражающие изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в объединении.


Критерии и показатели

Диагностические процедуры

Формы оценки

Периодичность измерения

1. Уровень обученности

Методика Н.В. Кленова, Л.Н.Буйлова «Определение результатов образовательной деятельности детей».

Количественный и качественный анализ, выводы.

После каждого полугодия.

2. Уровень познавательной активности

Методика выявления уровня познавательного интереса к обучению в объединении.

Качественный анализ, выводы.

Один раз в год.

3.Сформированность общеучебных умений и навыков

Методика выявления познавательного интереса к обучению в объединении.

Качественный анализ, выводы.

Один раз в год.

4. Развитие творческих способностей

Анализ творческих достижений воспитанников.

Качественный анализ, выводы.

Один раз в год.


  • Опрос в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводиться доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.

  • Самопроверка проводится после каждого пройденного раздела, в форме самостоятельной работы.

На занятиях педагог опирается на методы воспитания:

3. Общие методы воспитания:

  • Метод примера применяется для формирования сознания воспитанников.

  • Диспут.

  • Беседа этическая (о нормах поведения в обществе),эстетическая (о красоте окружающих явлений, человеческих отношений и поступков), познавательная (о космосе, о жизни животных и другие темы, расширяющие круг знаний учащихся), применяется на всех этапах учебно-воспитательного процесса.

4. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:

Игра.

Упражнение.

Коллективная творческая деятельность.

Поручение.

Материально-техническое обеспечение.

Дидактический материал:

Наглядные пособия

  • Образцы готовых изделий;

  • Журналы, книги по изготовлению работ из различных материалов;

  • Электронное наглядное пособие (презентации).

Игры с правилами: дидактические игры, кроссворды, ребусы, подвижные игры.

Материал к беседам по изучающим темам.

Альбом с фотографиями работ.



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Богатова И. Квилинг. – С-П.: Изд. «Мартин», 2018

  2. Букина С., Букин М. Квилинг. С-П.: Изд. «Город мастеров», 2017

  3. Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Изд. «Просвещение», 2018.

  4. Величко Н.В. Поделки из ниток. – М.: Изд. «ukazka.ru», 2018

  5. Выгонов В.В. Изделия из бумаги 1-4 классы. ФГОС. Изд. «Экзамен», 2018

  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Изд. «Просвещение», 2016.

  7. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Изд. «Просвещение», 2017.

  8. Гибсон Р. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- М.: Изд. «Росмэн»,2018.

  9. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками.- М.: Изд. ТЦ «Сфера», 2018.

  10. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги -Ярославль: Академия развития, 2015.

  11. Зайцев В.Б. Поделки из яичной скорлупы.- М.: Изд «Детское творчество», 2016

  12. Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. – М.: Изд. «АСТ – Пресс Книга», 2017.

  13. Каменская Е.Н. Педагогика: Курс лекций. Ростов н/Д: Изд. «Феникс», 2016.

  14. Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 №1726 –Р)

  15. Конвенция о правах ребенка: Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, 20 ноября 1989, - ЮНИСЕФ, 1999.

  16. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- М.: Изд. «Искусство в школе», 2018

  17. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль.: Изд. «Академия развития».2016.

  18. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. – Ярославль: Изд. «Академия Развития», 2017

  19. Пейнер Л. Квилинг. Декупаж. Папье-маше. Декор. И прочие чудеса из бумаги. – М.: Изд. «АСТ – Пресс Книга», 2017.

  20. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов.- М.: Изд. «Просвещение»,2018.

  21. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  22. Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А.. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Изд. «Учебная литература», 2017.

  23. Проснякова. Т.Н., Цирулик Н.А.. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Изд. «Учебная литература», 2018.

  24. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Изд. «Учебная литература», 2017.

  25. Саханева Ю. Дерево счастья, топиарий. – Воронеж.: Изд. «АСТ Кладезь», 2018

  26. Хлебникова С.И., Цирулик Н.А.. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Изд. «Учебная литература», 2017.

  27. Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент.- М.: Изд. «Университет», 2018.

  28. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации»

  29. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги». - С.-П.: Изд. «Полигон» 2018.

  30. Чиотти Д.И. Бисер. Украшения своими руками. – М.:Мир книги, 2019.

  31. Шквыра Ж. Волшебные нитки. – С-П.: Изд. Феникс, 2017

  32. Якимовская. Бисер – land. 2 выпуск. – Корона принт, 2019.

Использованы ресурсы:

  1. Сайт «Страна Мастеров»

http://stranamasterov.ru

Сайт «Всё для детей» http://allforchildren.ru









Приложение

Календарно-тематический план



месяц

число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Вводное занятие

1




Беседа, инструктаж, обсуждение

1

Водное занятие. ТБ на занятиях в д/о

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Беседа, опрос

2




Учебное занятие

1

    • Игры на знакомство: «Круг имен», «Кто меня позвал», «Девочки-мальчики». 1 ч


ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

Раздел 1. «Бумажное творчество». 36 ч


3




Учебное занятие

1

Изучение техники «торцевание». 1 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

4-5




Учебное занятие

2

Веселый гриб. 2 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

6-8




Учебное занятие

3

    • Занятие 5. Герои мультфильмов 3 ч


ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

9-10




Учебное занятие

2

Рыбки. 2 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

11




Учебное занятие

1

Изучение техники «квилинг». 1 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

12-14




Учебное занятие

3

Животные. 3 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

15-18




Учебное занятие

4

Насекомые. 4 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

19-22




Учебное занятие

4

    • Панно «Такие разные цветы». 4 ч


ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

23




Учебное занятие

1

Изучение техники «папье – маше». 1 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

24-27




Учебное занятие

4

Тарелка с овощами 4 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

28-31




Учебное занятие

4

Ваза для цветов 4 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Выставка

32-35




Учебное занятие

4

Корзинка с грибами 4 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Выставка

36




Итоговое занятие

1

Итоговое занятие по модулю. 1 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

  • Раздел 2. Вторая жизнь ненужных вещей 36 ч


37




Учебное занятие

1

Вводное занятие. 1 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

38




Учебное занятие

1

Красота из пластиковых бутылок. 1 ч


ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

39-42




Учебное занятие

4

Домики из пластиковых бутылок. 4 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Итоговая работа

43-44




Учебное занятие

2

Шкатулка из пластиковых бутылок. 2 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

45




Учебное занятие

1

Браслеты из пластиковых бутылок. 1 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

46-47




Учебное занятие

2

Корзинки из пластиковых бутылок. 2 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

48




Учебное занятие

1

Вторая жизнь яичных лотков. 1 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

49-50




Учебное занятие

2

Шашки из яичных лотков. 2 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

51-54




Учебное занятие

4

Водяная лилия из яичных лотков 4 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

55-57




Учебное занятие

3

Цветы из яичных лотков. 3 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Итоговая работа

58-60




Учебное занятие

3

Пасхальная композиция из яичных лотков. 3 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Мастерская

61




Учебное занятие

1

Мозаика из яичной скорлупы 1 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Мастерская

62-64




Учебное занятие

3

Мозаика из яичной скорлупы «Осенний лес». 3 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Мастерская

65




Учебное занятие

1

Изучение техники «Газетоплетение» - теория, практика

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

66-69




Учебное занятие

4

Мозаика из яичной скорлупы «Аквариум». 4 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

70-72




Учебное занятие

3

Мозаика из яичной скорлупы «Насекомые». 3 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

73




Итоговое занятие

1

Итоговое занятие по модулю. 1 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

  • Раздел 3. Волшебная бусинка 36 ч


74




Учебное занятие

1

Вводное занятие «Бисерная азбука» Викторина «Волшебный бисер». 1 ч

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Вводное занятие

75




Учебное занятие

1

Знакомство с плоским параллельным плетением с использованием проволоки. Обучение плетению с использованием схемы выполнения работы.

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Теоретическое занятие

76-78




Учебное занятие

3

«Плетение насекомых».

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Выставка

79-81




Учебное занятие

3

«Плетение цветов».

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Выставка

82-83




Учебное занятие

2

«Плетение грибов» .

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

83-89




Учебное занятие

7

«Плетение морских обитателей»

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

90




Учебное занятие

1

Знакомство с петельным низанием. Демонстрация готовых деревьев из бисера. Выполнение работы новым способом плетения с опорой на схему плетения.

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Теоретическое занятие

91-97




Учебное занятие

7

«Русская березка».

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

98-104




Учебное занятие

7

«Сказочное деревце».

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

105-107




Учебное занятие

3

«Елочка»

ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

108




Итговое занятие

1

    • Итоговое занятие по модулю 1 ч


ул. Ворошилова, 25 «Б»

Практическая работа

Итого: 108 часов






4