СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Светлица»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Отличительной особенностью программы является применение конвергентного подхода, позволяющего выстраивать обучение, включающее в себя элементы нескольких направленностей.

1. Изучение  и возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в различных видах ДПИ.

2. Интеграция со смежными дисциплинами – историей, МХК, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам.

3. Реализация творческого потенциала через активное участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.

4. В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий.

5. В программу включены элементы из регионального компонента по патриотическому воспитанию - «Возрождение казачества».

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Светлица»»

Министерство образования и науки Самарской области

Структурное подразделение «Прометей» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной

школы № 2 им. В. Маскина ж-д. ст. КлявлиноМуниципального района Клявлинский Самарской области









Принята на заседании

педагогического совета

От «___» ______________20_____г.

Протокол №_______________


Утверждаю:

Директор ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина

______________________ Харымова Л.Н.

«________»____________ 20 ____ г










Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Светлица»







Возраст обучающихся: 11-14лет

Срок реализации:1 год













Разработчик:

Ким Инна Юрьевна

педагог дополнительного образования





Ст. Клявлино

2023год













Краткая аннотация

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Светлица» (далее – Программа) включает в себя 5 тематических модуля. В ходе ее освоения дети приобщаются к народному творчеству, познают культуру своей страны, приобретают практические и творческие навыки.

Теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподается с опорой на жизненный практический опыт воспитанников.

 В течение всего курса осуществляется интегрированная связь народного творчества с патриотическим воспитанием, историей казачества России, изобразительным искусством, графикой, технологией, окружающим миром, природоведением, эстетикой и др. предметами.

Настоящая программа создана, на основе классических образовательных программ разработанных для дополнительного образования. Представлена в адаптированном, модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает учащимся базовое систематизированное образование по декоративно-прикладному творчеству с перспективой последующей специализации в отдельных видах творчества.



Пояснительная записка.

Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Светлица» художественная.

Программа разработана в соответствии с современными нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ(ред. От 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)

2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей"

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 « Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

6. Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»

7. «Методические рекомендации Министерства образования и науки Самарской области по разработке дополнительных общеобразовательных программ» 03.09.2015 № МО -16-09-01/826-ТУ

8. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ» от 18.11.2015 г.

9. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

10. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года

(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);

11. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441); 12. Письмо министерства образования и науки Самарской области от

30.03.2020 № МО-16-09-01/434-ТУ (с «Методическими рекомендациями по подготовке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ к прохождению процедуры экспертизы (добровольной сертификации) для последующего включения в реестр образовательных программ, включенных в систему ПФДО»).

Актуальность программы определяется тем, что в последние годы у воспитанников повышается интерес к различным народным промыслам, к различным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения  дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.

Новизна программы состоит в том, что она разработана с учётом современных тенденций в образовании по принципу блочно-модульного освоения материала, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания ребёнком индивидуальной образовательной траектории.

Отличительной особенностью программы является применение конвергентного подхода, позволяющего выстраивать обучение, включающее в себя элементы нескольких направленностей.

1. Изучение и возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в различных видах ДПИ.

2. Интеграция со смежными дисциплинами – историей, МХК, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам.

3. Реализация творческого потенциала через активное участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.

4. В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий.

5. В программу включены элементы из регионального компонента по патриотическому воспитанию - «Возрождение казачества».

Первоначальная психологическая основа труда детей строится на стремлении ребёнка достичь конечного его результата, поэтому для обучающихся предлагаются такие изделия, технология обработки которых несложная, а время изготовления – минимальное. Это позволяет максимально развивать творческий потенциал ребёнка, приучает работать с разными видами материалов, способствует поиску индивидуального подхода к изготовлению изделий.

Программа «Светлица» предусматривает применение дистанционных образовательных технологий (виртуальные экскурсии, видеоуроки, видео мастер - классы).

Педагогическая целесообразность заключается в применяемом на занятиях деятельностного подхода, который позволяет максимально продуктивно усваивать материал путём смены способов организации работы, использования интерактивных методов воспитания. Так же ведется работа с использованием дистанционных образовательных технологий.

Программа направлена на изучение и овладение практикой творческой деятельности, простейшими технологиями и техниками художественной обработки материалов, как первичной стадией мастерства. В данном случае мастерство – это не только владение техниками народного творчества, но и способность применять свои умения для создания художественного образа произведения.

Образовательная программа художественной направленности раскрывает перед детьми такие возможности и предусматривает углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла, позволяет плодотворно осуществлять эстетическое воспитание обучающихся, формировать их духовную культуру, а также создавать условия для развития творческой личности ребенка на основе мотивации к декорированию и художественной обработке используемого материала.



Использование здоровье сберегающих технологий

в реализации программы

Виды здоровье сберегающих педагогических технологий

Условия проведения

Особенности методики проведения

Ответственный

Динамическая пауза

Во время занятия 2-5 мин, по мере утомляемости воспитанников

Рекомендуется использовать для всех воспитанников в качестве профилактики утомляемости. Могут включать в себя элементы музыкальных пауз, двигательных упражнений, дыхательной гимнастики.

Педагог

Гимнастика для глаз

1-2 мин. Во время занятия, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Педагог

Релаксация

В зависимости от состояния воспитанников и целей занятия

Использовать спокойную классическую музыку

Педагог

Цель и задачи программы:

Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей  ребенка средствами декоративно-прикладного искусства  через практическое освоение  технологий изготовления изделий народных промыслов, и современных видов декоративно-прикладного творчества.

Задачи программы

Обучающие:

ознакомить воспитанников с истоками декоративно-прикладного искусства;

 ознакомить с основами технологии художественной обработки материалов;

 сформировать знания основ материаловедения, цветоведения, композиции, формообразования, различных техник художественной обработки материалов, а также первоначальные знания по созданию художественного образа декоративного изделия; 

- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;

-обучить умению планировать свою работу;

-формировать умения следовать устным инструкциям;

сформировать знания о рациональной организации рабочего места и времени, о безопасном использовании инструментов и приемов работы с ними

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

- воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 11– 14 лет

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год, объем – 108 часов (5 модулей).

Формы обучения:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его, пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в мастерской.

Комбинированное занятие  – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Наличие регулярно обновляемого Интернет – ресурса – сайт детского объединения «Светлица» для «прозрачного» процесса обучения.



Формы организации деятельности: групповая

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа 1 часу. Одно занятие длится 40 минут.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • гражданская идентичность обучающихся;

  • чувство любви к родной стране, к её природе, культуре, с интересом к её истории, уважительном отношении к другим странам, народам, их традициям;

  • умение эмоционально откликаться на прекрасное;

  • формирование уважительного отношения к декоративно-прикладному искусству и культуре своего народа и других народов;

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • начальные навыки саморегуляции;

  • осознанность в отношении к себе как к индивидуальности и, одновременно, как к члену общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам.

Метапредметные:

Познавательные:

  • анализировать информацию;

  • преобразовывать познавательную задачу в практическую;

  • выделять главное, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения;

  • прогнозировать результат.


Регулятивные:

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • конструктивно действовать даже в ситуациях не успеха;

  • самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом материале;

  • вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей и родителей;

  • готовность оценивать свой труд, принимать оценки товарищей, педагогов, родителей.


Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою позицию;

  • приходить к общему решению в совместной работе (сотрудничать с одноклассниками);

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Предметные результаты.

Модульный принцип построения программы предполагает описание предметных результатов в каждом конкретном модуле.



Учебно-тематический план

детского объединения «Светлица»


Название модуля

Всего часов

Теория

Практика

1

Народные промыслы, ремесла

25

7

18

2

Обработка природного материала

23

5

18

3

Обработка нити и ткани (вязание, макраме, вышивка, ткачество)

20

5

15

4

Народная игрушка

20

5

15

5

Современные виды ДПИ

20

6

14


Итого:

108

27

81



Критерии оценки знаний, умений и навыков при освоении программы.

В качестве диагностики используются:

  • Устный опрос;

  • Выставки: однодневные – которые проводятся после каждого занятия с целью обсуждения.

  • Постоянная выставка – которая представляет лучшие работы обучающихся;

  • Выставка по итогам года – на которой определяется полнота реализации образовательной программы по данному направлению.

Для того чтобы оценить усвоение программы, в течение года используются следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение творческих заданий, тестирование, участие в конкурсах, викторинах. (Приложение)

Модуль «Народные промыслы, ремесла»

Цель: Создать условия для занятия творчеством, через знакомство со знаменитыми народными промыслами России.

Задачи:

Обучающие:

1. познакомить со знаменитыми центрами народных промыслов и ремесел России и Самарской области;

2. познакомить с различными художественными материалами и техниками декоративно-прикладного творчества;

3. научить элементам городецкой, дымковской, хохломской росписи;

4. приобретение умения грамотно строить композицию орнамента.

Развивающие:

- развивать технические навыки;

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.;

- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитывающие:

- воспитывать бережное отношение к работе, аккуратность;

- воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие.

Предметные ожидаемые результаты

Иметь представление:

 об истоках декоративно-прикладного искусства, в частности истории возникновения знаменитых промыслов России;

​ о технологиях художественной обработки дерева, глины;

​  о характере художественной и декоративно-прикладной деятельности на основе личного опыта;

Знать:

​ технику безопасности, о безопасном использовании инструментов и приемов работы с ними;

​  основу материаловедения, цветоведения, композиции, формообразования, различных техник прикладного творчества, а также первоначальные знания по созданию художественного образа декоративного изделия.

Уметь:

​ использовать элементы народных промыслов в изготовлении декоративных изделий;

​ подбирать необходимый материал (фактура, цвет и др. характеристики), при создании художественного образа изделия;

​ составлять композиции на определенную тему: правильная организация композиционного пространства, выбор композиционного центра, пропорций, форм, цветовое решение;

​ создавать художественные образы декоративного изделия согласно авторскому замыслу;

​ рационально организовывать свое рабочее место и время, безопасно использовать инструменты и приемов работы с ними;

​ применять усвоенные знания на практике.


Тема занятия

Кол-во часов

Формы контроля/

аттестации

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

2

0

2

Собеседование, наблюдение, анкетирование

2.

Знакомство с художественными центрами.

Мастер-класс у мастера (интернет-экскурсия).

1

3

4

Беседа, опрос

3.

Дымково

1

4

5

Наблюдение,

беседа, творческая работа

4.

Городецкая роспись

1

3

4

Наблюдение,

беседа, творческая работа

5.

Хохломская роспись

1

4

5

Наблюдение,

беседа,

творческая работа.

6.

Гжель

1


3

4

Наблюдение,

беседа, творческая работа

7.

Итоговое занятие

1

0

1

Итоговая выставка


Итого:

7

18

25



Содержание программы модуля


Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. (2 ч).


Теория: Дополнительная образовательная программа «Светлица». Правила внутреннего распорядка.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях.


Тема 2. Знакомство с художественными центрами.

Мастер-класс у мастера. (интернет-экскурсия) (5ч)


Теория: Знаменитые художественные центры России, история возникновения знаменитых промыслов, мастера декоративно-прикладного творчества, их изделия.

Практика: Просмотр видео-трансляции из мастерской художника. Роспись шаблона по воображению и замыслу ребенка. Работа выполняется гуашевыми или акриловыми красками.


Тема 3. Дымково (5ч)


Теория: Художественный центр – Дымково, работы мастеров (Барыня, Индюк, Лошадка). Приемы лепки, элементы и особенности дымковской росписи.

Практика: Выполнить дымковское изделие по выбору ребенка. Лепка из глины и роспись гуашевыми или темперными красками по канонам дымковской игрушки.


Тема 4. Городецкая роспись (4ч)


Теория: Знакомство с художественным центром – Городец, с работами мастеров, особенностями росписи. Познакомится с основными элементами росписи – розан, купавка, конь, птица.

Практика: Роспись по дереву основными элементами городецкой росписи гуашевыми красками, с учетом композиционного построения и традиционной цветовой гаммы.


Тема 5. Хохломская роспись (5ч)

Теория: Знакомство с художественным центром – Хохлома, историей возникновения, особенностями цветовой гаммы. Познакомиться с видами Хохломы, способом изготовления «золотого» эффекта.

Практика: Роспись ложки основными хохломскими элементами гуашевыми красками, с учетом компоновки орнамента.

Тема 6. Гжель (4ч)

Теория: Знакомство с художественным центром – Гжель, историей возникновения, особенностями цветовой гаммы. Познакомиться с работами мастеров, с материалами и этапами изготовления изделий.

Практика: Роспись шаблона акварельными красками основными элементами гжельской росписи, с учетом композиционного построения и традиционной цветовой гаммы.

Тема 7. Итоговое занятие (1ч)

Теория: Итоговая выставка. Просмотр, обсуждение.

Модуль «Обработка природного материала»

Цель: Создать условия для занятия творчеством, через работу с природным материалом.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить со знаменитыми центрами и мастерами, работающими с природными материалами.

-знакомство с различными природными художественными материалами и техниками декоративно-прикладного творчества;

- овладение разными техниками ДПИ;

- знакомить с основами композиции для грамотного построения узора.

Развивающие:

- развивать технические навыки;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитывающие:

- воспитывать бережное отношение к работе, аккуратность;

- воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие.

Предметные ожидаемые результаты

Иметь представление:

 об истоках декоративно-прикладного искусства, в частности истории возникновения знаменитых промыслов России;

​ о технологиях художественной обработки, природного материала;

​  о характере художественной и декоративно-прикладной деятельности на основе личного опыта;

Знать:

​ технику безопасности, о безопасном использовании инструментов и приемов работы с ними;

​  основу материаловедения, цветоведения, композиции, формообразования, различных техник прикладного творчества, а также первоначальные знания по созданию художественного образа декоративного изделия.

Уметь:

​ использовать элементы народных промыслов в изготовлении декоративных изделий;

​ подбирать необходимый материал (фактура, цвет и др. характеристики), при создании художественного образа изделия;

​ составлять композиции на определенную тему: правильная организация композиционного пространства, выбор композиционного центра, пропорций, форм, цветовое решение;

​ создавать художественные образы декоративного изделия согласно авторскому замыслу;

​ рационально организовывать свое рабочее место и время, безопасно использовать инструменты и приемов работы с ними;

​ применять усвоенные знания на практике.


Тема занятия

Кол-во часов

Формы контроля/

аттестации

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.


1

0

1

Беседа

2.

Обработка природного материала

1

3

4

Собеседование, наблюдение, анкетирование

3.

Лозоплетение

1

4

5

Наблюдение,

беседа, творческая работа

4.

Обработка соломы

1

5

6

Наблюдение,

беседа, творческая работа

5.

Обработка дерева (резьба)


1

5

6

Наблюдение,

беседа, творческая работа

6.

Итоговое занятие

1

0

1

Итоговая выставка


Итого:

5

18

23



Содержание программы модуля


Тема 1. Вводное занятие.


Тема 2. Обработка природного материала (4ч)


Теория: Знакомство с бытом казачьих поселений, с предметами быта из природных материалов, с работой мастеров декоративно-прикладного творчества работающих с природным материалом, с изделиями выполненными из природных материалов.

Практика: Заготовка материала для работы в технике флористика, выполнение сюжетной аппликации из природного материала. Подбор цветовой гаммы, композиционного решения, фактуры.


Тема 3. Лозоплетение (5ч)


Теория: Знакомство с работой мастеров декоративно-прикладного творчества работающих с лозой, с плетенными изделиями быта и декора. Правила сбора и особенности использования в работе ивовой лозы. Знакомство с славянским и скандинавским приемами плетения.

Практика: Заготовка материала для плетения, подготовка лозы к работе. Поэтапное изготовление корзины.


Тема 4. Обработка соломы (6ч)


Теория: Знакомство с работой мастеров декоративно-прикладного творчества работающих с соломкой. Виды работы - аппликация из соломки, плетение из соломки. Правила сбора и подготовки соломки к работе.

Практика: Подготовка материала для аппликации декоративного панно, для плетения и изготовления традиционных народных кукол (конь, птица, девочка, мальчик).


Тема 5. Обработка дерева (резьба) (6ч)

Теория: Знакомство с работой мастеров декоративно-прикладного творчества – резчиков по дереву, видами резьбы по дереву (геометрическая, кудринская ), изделиями мастеров. Видео-экскурсия «Деревянное зодчество»

Практика: Подготовка материала и инструментов. Резьба простых элементов, отработка приемов техники безопасности. Изготовление декоративной рейки для декора.

Тема 6. Итоговое занятие (1ч)

Теория: Итоговая выставка. Просмотр, обсуждение.



Модуль «Обработка нити и ткани (вязание, макраме, вышивка, ткачество)»

Цель: Создать условия для развития творческих способностей, через процесс обработки нити и ткани.

Задачи:

Обучающие:

Обучающие:

1.познакомить со знаменитыми центрами России по обработке нити и ткани.

2. знакомство с различными видами вышивок, кружевоплетения, вязания.

3. научить простейшим элементам вязания, плетения;

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать технические навыки в работе со спицами и вязальным крючком;

- развивать коммуникативные умения и навыки, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитывающие:

- воспитывать бережное отношение к работе, аккуратность;

- воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие.

Предметные ожидаемые результаты

Иметь представление:

 об истоках декоративно-прикладного искусства, в частности истории возникновения знаменитых промыслов России (Вологодское кружево, Мордовская вышивка крестом, Татарская вышивка гладью);

​ о технологиях художественной обработки нити и ткани;

​  о характере художественной и декоративно-прикладной деятельности на основе личного опыта;

Знать:

​ технику безопасности, о безопасном использовании инструментов и приемов работы с ними;

​  основу материаловедения, цветоведения, композиции, формообразования, различных техник прикладного творчества, а также первоначальные знания по созданию художественного образа декоративного изделия.

Уметь:

​ использовать элементы народных промыслов в изготовлении декоративных изделий;

​ подбирать необходимый материал (фактура, цвет и др. характеристики), при создании художественного образа изделия;

​ составлять композиции на определенную тему: правильная организация композиционного пространства, выбор композиционного центра, пропорций, форм, цветовое решение;

​ создавать художественные образы декоративного изделия согласно авторскому замыслу;

​ рационально организовывать свое рабочее место и время, безопасно использовать инструменты и приемов работы с ними;

​ применять усвоенные знания на практике.


Тема занятия

Кол-во часов

Формы контроля/

аттестации

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.


1

0

1

Беседа

2.

Обработка нити и ткани (макраме, вышивка)


1

3

4

Собеседование, наблюдение, анкетирование

3.

Проект “Ювелирная лавка”

1

4

5

Защита проекта

4.

Вязание крючком

1

4

5

Наблюдение,

беседа, творческая работа

5.

Вязание спицами

1

3

4

Наблюдение,

беседа, творческая работа

6.

Итоговое занятие

1

0

1

Итоговая выставка


Итого:

5

15

20



Содержание программы модуля


Тема 1. Вводное занятие.


Тема 2. Обработка нити и ткани (макраме, вышивка) (4ч)

Теория: Знакомство с работами мастеров – макраме, вышивка крестом, вышивка гладью, вышивка тамбурным швом, золотошитьё, вышивка бисером. Изучение орнаментов, их значение, цветовое решение.

Практика: Плетение основных узлов макраме (плоский, квадратный, брида). Упражнения вышивки простейших узоров разных видов.

Тема 3. Проект “Ювелирная лавка” (5ч)

Теория: Выбор проектной идеи, алгоритм выполнения проекта, разработка индивидуального проекта.

Практика: Выполнение выбранного проекта (брошь, браслет, кулон, подвеска, очелье). Работа выполняется в технике макраме или вышивка. Защита проекта.

Тема 4. Вязание крючком (5ч)

Теория: Знакомство с техникой вязания крючком, со знаками обозначения на схемах, видами кружев ( филейное, ирландское и т.д.), с работами мастеров.

Практика: Вязание крючком простейших элементов (воздушные петли, столбики)

Тема 5. Вязание спицами (4ч)

Теория: Знакомство с техникой вязания спицами, со знаками обозначения на схемах, видами узоров, с работами мастеров.

Практика: Вязание спицами простейших элементов – набор петель, платочная вязка, чулочная вязка.

Тема 6. Итоговое занятие (1ч)

Теория: Итоговая выставка. Просмотр, обсуждение.



Модуль «Народная игрушка»

Цель: Создать условия для занятия творчеством, через знакомство и изготовление народной игрушки.

Задачи:

Обучающие:

1. знакомство со знаменитыми центрами народных промыслов и ремесел России по изготовлению народной игрушки;

2. знакомство с различными художественными материалами и техниками декоративно-прикладного творчества казачьего быта;

3. овладение основами Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской росписи;

4. приобретение умения грамотно сочетать элементы росписи для создания гармоничного образа.

Развивающие:

- развивать технические навыки;

-развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;

- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение.

Воспитывающие:

- воспитывать бережное отношение к работе, аккуратность;

- воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие.

Предметные ожидаемые результаты

Иметь представление:

 об истоках декоративно-прикладного искусства, в частности истории возникновения знаменитых промыслов России (Матрешка, Богородская игрушка, Каргапольские свистульки);

​ о технологиях художественной обработки дерева, глины;

​ Знать:

​ технику безопасности, о безопасном использовании инструментов и приемов работы с ними;

​  основу материаловедения, цветоведения, композиции, формообразования, различных техник прикладного творчества, а также первоначальные знания по созданию художественного образа декоративного изделия.

Уметь:

​ использовать элементы народных промыслов в изготовлении декоративных изделий;

​ подбирать необходимый материал (фактура, цвет и др. характеристики), при создании художественного образа изделия;

​ составлять композиции на определенную тему: правильная организация композиционного пространства, выбор композиционного центра, пропорций, форм, цветовое решение;

​ создавать художественные образы декоративного изделия согласно авторскому замыслу;

​ рационально организовывать свое рабочее место и время, безопасно использовать инструменты и приемов работы с ними;

​ применять усвоенные знания на практике.


Тема занятия

Кол-во часов

Формы контроля/

аттестации

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.


1

0

1

Беседа

2.

Русская матрешка

1

4

5

Собеседование, наблюдение, анкетирование

3.

Богородская игрушка

1

3

4

Наблюдение,

беседа, творческая работа

4.

Каргопольские и Филимоновские свистульки

1

3

4

Наблюдение,

беседа, творческая работа

5.

Обереговые, традиционные куклы

1

4

5

Наблюдение,

беседа, творческая работа

6.

Итоговое занятие

1

0

1

Итоговая выставка


Итого:

5

15

20



Содержание программы модуля


Тема 1. Вводное занятие.


Тема 2. Русская матрешка (5ч)

Теория: История возникновения Русской матрешки, знаменитые художественные центры России по изготовлению матрешек – Семеновский, Загорский, Полхов-Майданский. Отличительные особенности росписи каждого центра. Знакомство с мастерами и их работами.

Практика: Роспись шаблонов матрешек. Работа выполняется гуашевыми красками.


Тема 3. Богородская игрушка (4ч)


Теория: Знакомство с развивающей механической Богородской игрушкой из дерева, с мастерами их изделиями.

Практика: Выполнение аналога Богородской игрушки из картона.


Тема 4. Каргопольские и Филимоновские свистульки.(4ч)


Теория: Знакомство с Каргопольскими и Филимоновскими свистульками из глины, с мастерами и их работами, с особенностями и отличиями разных центров. Познакомить с приемами лепки, свистящий элемент.

Практика: Изготовление свистульки из глины или пластилина по замыслу ребенка.


Тема 5. Обереговые, традиционные куклы (5ч)

Теория: Знакомство с обереговыми, традиционными куклами казачьего быта – Масленица (из соломки), Крупеничка (ткань и крупа), Мотанка(нитяная), Травница (ткань и полезные травы), Богатея ( ткань, монеты), с материалами и техниками выполнения, с традициями изготовления кукол.

Практика: Изготовление кукол по канонам. Импровизированный спектакль-сказка из готовых изделий.

Тема 6. Итоговое занятие (1ч)

Теория: Итоговая выставка. Просмотр, обсуждение.



Модуль «Современные виды ДПИ»


Цель: Развивать интерес для занятия творчеством с помощью современных видов декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

Обучающие:

1. знакомство с современными видами и техниками декоративно-прикладного творчества;

2. овладение разными техниками ДПИ;

3. учить грамотно строить заданную композицию.

Развивающие:

- развивать технические навыки;

-развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;

- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество.

Воспитывающие:

- воспитывать бережное отношение к работе, аккуратность;

- воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие.

Предметные ожидаемые результаты

Иметь представление

​ о нестандартных технологиях художественной обработки материалов;

​  о характере художественной и декоративно-прикладной деятельности на основе личного опыта;

Знать:

​ технику безопасности, о безопасном использовании инструментов и приемов работы с ними;

​  основу материаловедения, цветоведения, композиции, формообразования, различных техник прикладного творчества, а также первоначальные знания по созданию художественного образа декоративного изделия.

Уметь:

​ создавать из отдельных элементов узоры для изготовления декоративных изделий;

​ подбирать необходимый материал (фактура, цвет и др. характеристики), при создании художественного образа изделия;

​ составлять композиции на определенную тему: правильная организация композиционного пространства, выбор композиционного центра, пропорций, форм, цветовое решение;

​ создавать художественные образы декоративного изделия согласно авторскому замыслу;

​ рационально организовывать свое рабочее место и время, безопасно использовать инструменты и приемов работы с ними;

​ применять усвоенные знания на практике.


Тема занятия

Кол-во часов

Формы контроля/

аттестации

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.


1

0

1

Беседа

2.

Квиллинг, Скрапбукинг

1

3

4

Собеседование, наблюдение, анкетирование

3.

Точечная роспись

1

4

5

Наблюдение,

беседа, творческая работа

4.

Канзаши

1

3

4

Наблюдение,

беседа, творческая работа

5.

Шерстяная акварель.

1

4

5

Наблюдение,

беседа, творческая работа

6.

Итоговое занятие

1

0

1

Итоговая выставка


Итого:

5

15

20



Содержание программы модуля


Тема 1. Вводное занятие.


Тема 2. Квиллинг, Скрапбукинг (4ч)


Теория: Знакомство с современным искусством бумагопластики, с изделиями Квиллинга и Скрапбукинга, основами декорационной работы.

Практика: Выполнить декоративную композицию для оформления открытки или блокнота.


Тема 3. Точечная роспись (5ч)


Теория: Знакомство с современным искусством «point-to-point», с современными материалами позволяющими создавать уникальные изображения, с работами мастеров работающих в точечной технике.

Практика: Расписать изделие в технике «point-to-point». Работа выполняется акриловыми красками – контур по стеклу и керамике.


Тема 4. Канзаши (4ч)


Теория: Знакомство с японским искусством – Канзаши ( изготовление украшений из шёлковых лент), с историей возникновения канзаши, с работами мастеров, с приемами изготовления основных элементов.

Практика: Выполнить украшение для волос. Подбор цветовой гаммы, композиционное решение по выполненному эскизу.


Тема 5. Шерстяная акварель. (5ч)


Теория: Знакомство с современным искусством – Шерстяная акварель, с материалами и техникой изготовления, с работами мастеров.

Практика: Выполнить декоративное панно по заданной теме, поэтапно с учетом композиционного решения, подбора цветовой гаммы.


Тема 6. Итоговое занятие (1ч)

Теория: Итоговая выставка. Просмотр, обсуждение.



Методическое обеспечение

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и обучающегося;

  • принцип системности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

  • наглядные методы: презентации, демонстрации рисунков, плакатов, коллекций, иллюстраций, видео занятия, видео экскурсии. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей. «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

  • практические методы: изготовление поделок в разных техниках. Данные методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Сочетание словесного и наглядного методов учебно-воспитательной деятельности, воплощённых в форме рассказа, беседы, творческого задания, позволяют психологически адаптировать ребёнка к восприятию материала, направить его потенциал на изготовление поделок.

Занятие состоит из следующих структурных компонентов:

  1. Организационный момент, характеризующийся подготовкой учащихся к занятию;

  2. Повторение материала, изученного на предыдущем занятии;

  3. Постановка цели занятия перед учащимися;

  4. Изложение нового материала;

  5. Практическая работа;

  6. Обобщение материала, изученного в ходе занятия;

  7. Подведение итогов;

  8. Уборка рабочего места.


Материально-техническое оснащение программы

Для проведения теоретических занятий необходимы:

  • учебный кабинет;

  • компьютер;

  • проектор.

Для практических занятий необходимы:

  • оборудованное рабочее место;

  • материалы и инструменты для творчества;

  • защитная форма (фартуки, халаты);

  • Наглядный материал.



Список литературы:

для детей

1. Вешкина О. «Этот удивительный батик» Москва «ЭКСМО»

2. Федотов, Г. Я. Большая энциклопедия ремесел – Москва : Эксмо, 2009.

3. 2010«Народное искусство. Художественные промыслы СССР» Москва «планета» 1987

4. Еременко Т.И. «Рукоделие» Москва Легпромбытиздат 1989

5. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

6. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.

7. Каменева Е. «Какого цвета радуга» Москва «Детская литература» 1975

8. Ким И.Ю. Методические материалы «Народные ремесла Самарской губернии. Точечная роспись по керамике. Возрождение ремесла» – Самара: ГБУК «Агентство социокультурных технологий», 2020.- 30с., ил.

9. Ким И.Ю. Сборник методических материалов «Дорогами предков»

Сборник. – ООО Буки Веди, Москва, 2021, 104 с.

10. Интернет – ресурс https://vk.com/svetlica_deti.

Для педагога:

1. Ануфриева, М. А. Большая энциклопедия рукоделия – Москва: АСТ: Астрель, 2010.


2. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

3. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. –  М.: Педагогическое общество России, 2002.

4. Мульги А. Я. «Рукоделие в школе» Москва «Просвещение» 1971

5. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.

6. «Педагогические технологии в теории и практике» Ростов-на-Дону «Феникс» 2009

7. Белякова, О. В. Большая книга поделок – Москва: АСТ: Астрель : Полиграфиздат, 2011.

8. Федотов, Г. Я. Художественные работы по дереву - Питер, 2011.

9. Интернет – ресурсы:

- StranaMasterov.ru - учебный сайт (с 2007 г.), официально внесенный в новую версию учебников по технологии согласно новым стандартам. Страна Мастеров объединяет учителей и учащихся, родителей и детей, состоявшихся мастеров и новичков.

- Декоративно-прикладное искусство России. Период: X-XX века (портал Культура России - Russianculture.ru). Особенность российского декоративного искусства – его массовость и многообразие.

- .Всероссийский портал «Педсовет»

- Музеи России http://www.musem.ru/


Приложение 1



Тестовая работа по ДПИ


Из предложенных вариантов ответа выбери правильный

1. Вид искусства, в котором красота служит для украшения быта человека:

а) Пейзаж

б) Картина

в) ДПИ

г) Краски

2. Назовите основные элементы декоративного убранства русской избы:

а) причелины, полотенце, наличник

б) конь - охлупень, причелины, кросно, полотенце

в) фронтон, коник, лобовая доска

3. Для чего народный мастер так тщательно украшал окружающие его предметы знаками и символами, выстраивая из них причудливые узоры:

а) для красоты

б) для защиты

в) для удобства

4. Где находилось почетное место в избе «красный угол» -

а) в центре избы

б) у порога

в) в переднем углу избы

5. Какой предмет был неизменной спутницей женщины:

а) веретено

б) челнок

в) прялка

6. Какой цвет преобладал в русской народной вышивке:

а) жёлтый

б) красный

в) чёрный

7. Какое изображение не относится к числу символов-оберегов:

а) солнце

б) вода

в) гром

8. В прикладном искусстве Древней Руси часто встречаются изображения птиц. Что они символизируют…

9. Из перечисленного ниже списка выберите предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы:

Ухват, печь, стол компьютерный, лавка-конник, люлька, домашний кинотеатр, прялка, вышитоеполотенце, вальки, телевизор, кастрюля.

10. Выберете те из перечисленных ниже элементов одежды, которые входят в народный женский наряд:

Кокошник, туфли, пальто, кичка, сорока, рубаха, платье, сарафан, понева, блузка, душегрея.

11.Деревянный крестьянский дом

а) изба

б) хата

в) юрта

Ответы: 1- в, 2- а, 3- б, 4- в, 5- в, 6- б, 7- в, 8- счастье, 9- ухват, печь, лавка-конник, люлька, прялка, вышитое полотенце, вальки, 10- кокошник, кичка, сорока, рубаха, сарафан, понева, душегрея, 11- а.



Тема: «Народные промыслы России» 

1.Какой русский город , прославился своими глиняными игрушками?

а) Вятка

б) Мстера

в) Гжель

г) Хотьково

2. Выдели названия художественных промыслов, занимающихся изготовлением игрушек:

а) Хохлома

б) Дымково

в) Филимоново

г) Гжель

д) Каргополь

3. Вставь пропущенное слово:

Керамика – это изделия и материалы из … и её смесей, закреплённые обжигом.

4. Какие цвета наиболее характерны для произведений гжельских мастеров:

а) Красный и золотой

б) Желтый и черный

в) Белый и синий

г) Оттенки зеленого

5. В декоре какого промысла присутствуют розаны и купавки?

6. Расписная деревянная посуда этого промысла – своеобразный гимн красоте родной природы: золотой фон, напоминающий блеск солнца, травки, ягодки, цветы. О каком промысле идёт речь?

7. Какие черты свойственны изделиям хохломских мастеров:

а) преимущественное использование холодных тонов

б) частое использование растительного орнамента

в) преимущественное использование геометрического орнамента

г) использование в качестве материала для росписи в основном глиняной посуды.

8. Завершающий приём в городецкой росписи, который выполняется белой и чёрной красками:

а) купавка

б) замалёвок

в) букет

г) оживка

9.Название хохломского узора:

а) купавки

б) букеты

в) кудрина

г) мальва

е) Жостово

10.Отметь названия народных промыслов, которые известны росписью по дереву:

а) Хохлома

б) Городец

в) Дымково

11. Закончи предложение:

Узор, построенный на ритмичном чередовании объектов изображения, называется…

Ответы: 1- а, 2- б, в, д, 3- глина, 4- в, 5- городецкая роспись, 6- хохлома, 7- б, 8- г, 9- в, 10- а, б, 11- орнамент.



Итоговый тест по теме «Роспись изделий»

1.Выбери один правильный ответ

1) Что такое Декоративно-прикладное искусство?

а) это создание художественных изделий, имеющих практическое значение в быту

б) заводские изделия

в) изделия из соломки

2. Дощечка, на которой художник смешивает краски:

а) пастель

б) палитра

в) мольберт

3. Какие изделия называются керамикой:

а) из цветной обожжённой глины

б) из белой обожжённой глины

4. Какая композиция называется симметричной:

а) изображение слева подобно изображению справа

б) выверенное чередование

в) изучение закономерностей

5.Женская фигура по представлению русского крестьянина –это божество, выражавшее представление…

а) о небе в) о поле

б) о земле г) о реке

6.Хохломской узор из удлиненных, слегка изогнутых былинок, написанных в виде ритмически чередующихся кустиков:

а) травка в) криуль

б) розан г) купавка

7. Старинный русский женский головной убор:

а) шляпа в) кокошник

б) кепка г) платок

8.Узор, предназначенный для украшения различных предметов:

а) украшение в) орнамент

б) рисунок г) наклейка

9. Техника росписи ткани, рисунок на которую наносится ручным способом:

а) панно в) гобелен

б) батик г) витраж

10. Тканый ковер-картина ручной работы высокого художественного качества:

а) панно в) гобелен

б) батик г) витраж

11. Произведение декоративного искусства, выполненного из цветного стекла:

а) панно в) гобелен

б) батик г) витраж

12. Отличительный знак государства, города, сословия, рода:

а) эмблема в) значок

б) гимн г) герб

13) Что такое «красный угол»?

а) угол, где размещалась икона

б) угол, который красили красным цветом

в) угол, который завешивали красной тряпкой

Ответы: 1-а, 2-б, 3-а, 4-а, 5-б, 6-а, 7- в, 8-в, 9-б, 10-в, 11- г, 12-г, 13-а.





План работы по проведению диагностики


Вид диагностики



Вводная

(нулевая)

Промежуточная

Итоговая

Цель диагностики

Выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.

Отслеживание динамики развития каждого ребёнка по усвоению образовательной программы.



Подведение итогов освоения образовательной программы.

Сроки проведения диагностики

10–20 сентября

Начало второго полугодия (можно по разделам программы.)

Конец учебного года

Формы диагностики

Беседа, тестирование, не сложные практические задания.

Собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные работы

Контрольные занятия, практи

ческие работы, зачеты, выставки.

Параметры оценки

Прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе

Изучение динамики освоения предметного содержания

Теоритические знания, практические умения, навыки.

Критерии оценки

Способность ребенка выполнять задания легкого уровня

Способность ребенка самостоятельно выполнять задания среднего уровня

Способность ребенка самостоятельно выполнять задания высокого уровня

Система оценки

Система трех уровней: высокий, средний, низкий

Система трех уровней: высокий, средний, низкий

Система трех уровней: высокий, средний, низкий

Формы фиксации результатов

Карта входящей диагностики

Таблица результатов диагностики

Таблица результатов диагностики

Направления анализа

Общий уровень творческих способностей

Уровень усвоения образовательной программы по разделам

Уровень усвоения образовательной программы по итогам года

Данный план является обобщенным и позволяет наглядно представить систему работы по диагностике ЗУН обучающихся на каждом её этапе, а также формы методы оценки и представления результатов.


Вводная диагностика

Вводная диагностика обучающихся проводится в начале учебного года для обучающихся 1 и 2 года обучения.

Цель диагностики – определить уровень мотивации, подготовленности и творческих способностей детей в начале обучения и уровень образовательных потребностей для обучающихся 2 года обучения.

Определение уровня мотивации обучающихся (для обучающихся 1- го года обучения)


Анкета №1

Фамилия имя ____________

Возраст _________________

Дата заполнения _________________


1.Знаешь, ли ты чем занимаются в объединений?

  • Да, знаю

  • Немного

  • Нет, не знаю

2.Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области?

  • Да, умею

  • Немного

  • Нет, не умею

3.Чего ты ожидаешь от обучения?

  • Многому научиться

  • Что-то свое

  • Не знаю

4. Почему ты пришел именно в это объединение?

  • Самому захотелось

  • Родители посоветовали

  • За компанию с другом

5. Дополнительный вопрос на усмотрение педагога.

Анкета № 2


Дорогой друг!

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Меня зовут ________________________________________________

  2. Мне ______________________________________________________

  3. Я выбрал объединение _____________________________________

  4. Я узнал об объединении (нужное отметить):

  • Из газет;

  • От учителя;

  • От родителей;

  • От друзей;

Свой вариант_____________________________________________________

  1. Я пришел в  сюда, потому что (нужное отметить):

  • Хочу заниматься любимым делом;

  • Надеюсь найти новых друзей;

  • Хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают на уроках в школе;

  • Нечем заняться;

  • Свой вариант_____________________________________________________

  1. Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):

  • Определиться с выбором профессии;

  • С пользой проводить свободное время;

  • Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе;

  • Свой вариант___________________________________________


Вывод: Результаты анкет №1 и №2 позволяют педагогу иметь общую картину о своих воспитанниках. Кто пришел в объединение целенаправленно за определенными знаниями и навыками или за общением, а кто пришел случайно, за компанию с другом или по чьему - либо совету. Данная информация нужна педагогу для того, чтобы он мог акцентировать первоначальное внимание на тех обучающихся, кто пришел случайно, чтобы мотивировать их интерес к занятиям, чтобы они не уходили после первых занятий, а остались до конца курса обучения. Результаты анкет также позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику.





Согласовано:


Заведущий СП “Прометей”

ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина

ж-д ст. Клявлино

_____________М.В. Денисова

“ ”____________ 2023


Календарно – учебный график детского объединения

детского объединения «Светлица»

на 2023-2024 уч. год

Педагога дополнительного образования

Ким Инны Юрьевны


число

месяц

время

форма проведени

кол

часов

тема занятия

место проведения

форма контроля

1






Народные промыслы, ремесла







Теория



2

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

СП “Прометей”

Беседа





Теория

1

Знакомство с художественными центрами.

Мастер-класс у мастера (интернет-экскурсия).

СП “Прометей”

Беседа





Практика

2

Знакомство с художественными центрами.

Мастер-класс у мастера (интернет-экскурсия).

СП “Прометей”

Беседа





Практика

2

Знакомство с художественными центрами.

Мастер-класс у мастера (интернет-экскурсия).

СП “Прометей”

Просм





Практика

1

Дымково

СП “Прометей”

Беседа





Практика

2

Дымково

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Дымково

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Городецкая роспись

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Городецкая роспись

СП “Прометей”

Просм





Теория

1

Хохломская роспись

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Хохломская роспись

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Хохломская роспись

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Гжель

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Гжель

СП “Прометей”

Просм





Теория

1

Итоговое занятие

СП “Прометей”

Просм

2






Обработка природного материала







Практика

1

Вводное занятие.

СП “Прометей”

Беседа





Практика

2

Обработка природного материала

СП “Прометей”

Беседа





Практика

2

Обработка природного материала

СП “Прометей”

Просм





Теория

1

Лозоплетение

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Лозоплетение

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Лозоплетение

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Обработка соломы

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Обработка соломы

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Обработка соломы

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Обработка дерева (резьба)

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Обработка дерева (резьба)

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Обработка дерева (резьба)

СП “Прометей”

Просм





Теория

1

Итоговое занятие

СП “Прометей”

Просм

3






Обработка нити и ткани (макраме, вышивка







Теория

1

Вводное занятие.

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Обработка нити и ткани (макраме, вышивка)

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Обработка нити и ткани (вязание, макраме, вышивка, ткачество))

СП “Прометей”

Просм





Теория

1

Проект “Ювелирная лавка”

СП “Прометей”

Беседа





Практика

2

Проект “Ювелирная лавка”

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Проект “Ювелирная лавка”

СП “Прометей”

Просм





Теория

1

Вязание крючком

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Вязание крючком

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Вязание крючком

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Вязание спицами

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Вязание спицами

СП “Прометей”

Просм





Теория

1

Итоговое занятие

СП “Прометей”

Просм

4






Народная игрушка







Теория

1

Вводное занятие.

СП “Прометей”

Просм





Теория

1

Русская матрешка

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Русская матрешка

СП “Прометей”

Просм





Теория

2

Русская матрешка







Практика

2

Богородская игрушка

СП “Прометей”

Беседа





Практика

2

Богородская игрушка

СП “Прометей”

Беседа





Теория

2

Каргопольские и Филимоновские свистульки

СП “Прометей”

Беседа





Практика

2

Каргопольские и Филимоновские свистульки

СП “Прометей”

Просм





Теория

1

Обереговые, традиционные куклы

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Обереговые, традиционные куклы

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Обереговые, традиционные куклы

СП “Прометей”

Просм





Теория

1

Итоговое занятие

СП “Прометей”

Просм

5






Современные виды ДПИ







Теория

1

Вводное занятие.

СП “Прометей”

Просм





Теория

2

Квиллинг, Скрапбукинг

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Квиллинг, Скрапбукинг

СП “Прометей”

Просм





Теория

1

Точечная роспись

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Точечная роспись

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Точечная роспись







Практика

2

Канзаши

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Канзаши

СП “Прометей”

Просм





Практика

1

Шерстяная акварель.

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Шерстяная акварель.

СП “Прометей”

Просм





Практика

2

Шерстяная акварель.

СП “Прометей”

Просм





Теория

1

Итоговое занятие

СП “Прометей”

Просм