СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебный микрофон"(художественно-эстетическое направление)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая  программа для вокального кружка «Волшебный микрофон» адаптирована  и составлена  для работы с хоровым коллективом в системе дополнительного образования при общеобразовательной школе. В программу включена работа не только с хором, но и с ансамблями и с солистами.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебный микрофон"(художественно-эстетическое направление)»

Р остовская область Неклиновский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Федоровская средняя общеобразовательная школа



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

МБОУ Федоровской СОШ

______________Землякова Е.В.

28.08.2020 года

«Утверждаю»

Директор МБОУ Федоровской СОШ

_______________________Петрова Н.В.

Приказ № 74 от 28. 08. 2020 г.





Дополнительная общеобразовательная программа

«Волшебный микрофон»



Направление: художественно-эстетическое

Возраст обучающихся 8-15 лет

Нормативный срок освоения программы – 1 год




Автор составитель:

Шпорт Татьяна Алексеевна





село Фёдоровка

2020 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа для вокального кружка «Волшебный микрофон» адаптирована и составлена для работы с хоровым коллективом в системе дополнительного образования при общеобразовательной школе. В программу включена работа не только с хором, но и с ансамблями и с солистами. Данная рабочая программа основывается на основе методик вокального воспитания детей В. Попова, В. Соколова, Г. Струве, Б. Рачиной, О. Апраксиной, типовых программ, « Постановка певческого голоса»; « Музыкально–певческое воспитание детей», «Детский академический хор».


Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по вокалу составлена в соответствии с правовыми документами: - Законом Российской Федерации «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, - Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295). - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660). -Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29 августа 2013г. № 1008, - Письмом Минобрнауки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования» и Уставом МБОУ Федоровской СОШ. - В соответствии с приказом Министерства просвещения российской Федерации № 196 от 09.11.2018 года "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (пункт №11 «Организации, осуществляющие образовательную деятельность».

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


  • Музыкальный центр

  • Акустическая система (колонки, микрофоны, микшерный пульт)

  • Ноутбук

  • Экран

  • Мультимедиапроектор

  • Синтезатор


Методическое обеспечение учебного процесса


1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007. (в электронном варианте)

2. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2015. (в электронном варианте)

3. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007. (в электронном варианте)

4. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004. (в электронном варианте)

5. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. (в электронном варианте)

6. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007. (в электронном варианте)

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : учебное издание «Стандарты второго поколения» - М. : Просвящение, 2009. – 23 с. (в электронном варианте)

  2. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М., 2005. (в электронном варианте)

  3. Музыкальное образование в школе / под редакцией Л.В.Школяр. – М., 2001.

  4. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. www.standart.edu.ru

  5. Министерство Образования и Науки РФ. www.минобрнауки.рф

  6. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

  7. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  8. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru

  9. «Педагогика искусства» - электронное научное издание - http://www.art-education.ru

  10. Сайт для учителей музыки. http://meta-music.ru/singing 

  11. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/ 

  12. Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/ 

Экранно-звуковые пособия


Видеофильмы выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов известных хоровых детских коллективов.


Список полезных интернет – ресурсов для педагога и учащихся

1. http://www.mp3sort.com/

2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3. http://forums.minus-fanera.com/index.php

4. http://alekseev.numi.ru/

5. http://talismanst.narod.ru/

6. http://www.rodniki-studio.ru/

7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8. http://www.lastbell.ru/pesni.html


9. http://www.fonogramm.net/songs/14818

10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14. http://notes.tarakanov.net/



    1. Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе


Дополнительное образование детей – уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала; развитии творческих способностей детей. Наиболее полно данные задачи реализуются в ансамблевом пении. Музыкальное воспитание как грань музыкально-эстетического предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей детей, формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, способности понимать и глубоко переживать содержание музыкального искусства. Важнейшим итогом музыкального воспитания является формирование общей культуры личности. Вокальное исполнительство – добрая русская традиция коллективного музицирования. Оно способно воззвать к жизни неуловимые эмоции человека, тончайшие переливы в настроении, душевные порывы, эмоциональную напряженность. Вокал в системе общего образования занимает одно из центральных мест в факультативных занятиях «Творческой мастерской». Вокальное пение активизирует слух, укрепляет память, развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого ребенка в интересную практическую деятельность. Вокальное исполнительство несет широкую образовательную функцию. Оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность. В общеобразовательной школе, хоровой класс создает предпосылки для успешного воспитания слаженного детского коллектива.

1 год обучения – закладываются хоровые навыки, основными из которых следует считать навыки правильного певческого дыхания, певческой установки, звукообразования и звуковедения, навыки общения и работы в коллективе.
Происходит практическое ознакомление с репертуаром хора, закрепление вокально-хоровых навыков, развитие навыков эмоционального, артистического исполнения, раскрытие индивидуальных возможностей обучающихся. Происходит закрепление вокально-хоровых навыков, освоение многоголосия, практическое ознакомление с репертуаром хора, активная концертная деятельность, индивидуальная работа с солистами.
В кружке вокального пения органически сочетаются воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами, каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.

Программа двух уровневая. В ней предусмотрены занятия с учениками начальной, средней и старшей школы. Требования к каждому уровню индивидуальны. Набор в вокальный кружок «Волшебный микрофон» осуществляется на базе учащихся общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 1 год и в ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально- творческой деятельности детей. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.




1.2 Цели и задачи учебного предмета

Цель программы

Формирование музыкально- певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся. Учить детей правильно и красиво петь, чувствовать в этом радость творчества и желание поделиться этой радостью со своими слушателями; воспитывать не только послушных исполнителей, но и ценителей услышанного.

Задачи:

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

  • Обучить детей вокальным навыкам;

Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • Привить навыки сценического поведения;

  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;

  • Развить музыкальные способности детей;

Коррекционные

  • Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся.


1.3 Срок реализации учебного предмета


Учебный план вокального кружка «Волшебный микрофон» предусмотрен на 1 год обучения и составляет 136 часов аудиторных занятий. Учитывая возраст обучающихся, было сформировано две возрастные группы – младшая (8-11 лет) и старшая (12-15 лет). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность учебных занятий составляет: в младшей группе – 66 часов в год, в старшей группе - 70 часов в год.

Количество обучающихся – 40 человек.


Группа

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Младшая группа

2 ч

66

Старшая группа

2 ч

70


Форма проведения аудиторных занятий


Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам или индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.

Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.

Участники вокального кружка – постоянно действующий коллектив, «артисты» нашей школы, которые принимают участие во всей музыкальной школьной деятельности и создают поистине творческую атмосферу.

Данные требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:


1. Личностные результаты:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

- коммуникативное развитие.


2. Предметные результаты:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.


3. Метапредметные результаты:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.


Методы и подходы обучения


В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

1. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

2. Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.

В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

3. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

4. Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

А также и другие методы:

Методы формирования сознания учащегося:

Показ;

Объяснение;

Инструктаж;

Разъяснение;

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

Самостоятельная работа;

Иллюстрация;

Методы стимулирования познания и деятельности:

Поощрение;

Контроль;

Самоконтроль;

Оценка;

Самооценка;

Вручение подарка;

Одобрение словом;

Методы поощрения:

Благодарность;

Благодарственное письмо родителям;

Устное одобрение.

Коррекционные методы:

Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;

Работа над дикцией, ударением.


1.6 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Основу школьного вокального кружка составляют:

  • Компьютер

  • Телевизор

  • музыкальные произведения в СД и DVD записях;

  • таблицы, плакаты с текстами песен;

  • портреты композиторов;


II. Содержание учебного предмета


2.1 Содержание знаний, умений, навыков детей:


Должны знать и определять на слух:

  • музыку разного эмоционального содержания;

  • музыкальные жанры (песня, танец, марш);

  • одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

  • средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

  • музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

  • знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;

  • знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.


Уметь:

  • верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

  • быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

  • петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

  • соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

  • исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы -до второй октавы.


Прогнозируемые результаты

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

  • умение двигаться под музыку, знакомство с культурой поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

  • умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски;

  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене;

  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Занятия с солистами:

• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки;

• умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

• участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;

• услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;

• умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

• умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.


2.2 Содержание программы


1. Пение как вид музыкальной деятельности (20 часов).Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.


2. Формирование детского голоса (20 часов). Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука


3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен (16часов). Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности.


4. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (12 часов). Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

2.3 Учебно-тематический план


Наименование (разделов, модулей) темы

Количество

часов (младшая группа)

Количество

часов (старшая группа)

1

«Пение как вид музыкальной деятельности»

20

20

2

«Формирование детского голоса»

20

20

3

«Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен»

16

16

4

«Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры»

10

14

Итого

66

70


2.4 Календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Nп/п

Дата

Элементы содержания

Кол-во часов

Тема занятия

Характеристика

деятельности

учащихся

Формы организации занятий



Формы контроля, аттестации


Всего

теория

практика

«Пение как вид музыкальной деятельности» (20 часов)

1-4

2.09

09.09

Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении

2

2

1

1

1

1

Понятие о сольном и ансамблевом пении.

Ученик научится

Понимать: правила пения.

Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку.

Владеть первоначальными певческими навыками,

Ученик получит возможность научиться

Участвовать в коллективном пении.

Эмоционально откликаться на музыкальное

групповая

групповая

Беседа,

наблюдение

5-8

16.09

23.09

Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

2

2

1

1

1

1

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

индивидуальная

Беседа,

Наблюдение, прослушивание

9-12

30.09

07.10

Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

2

2

1

1

1

1

Строение голосового аппарата.

групповая


Игровые задания

13-16

14.10

21.10

Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

2

2

1

1

1

1

Правила охраны детского голоса.



групповая


Беседа,опрос

17-20

11.11

18.11

Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

2

2

1

1

1

1

Вокально-певческая установка.


групповая


Беседа, прослушивание

Формирование детского голоса (20 часов).

21-24

25.11

02.12

Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

2

2

1

1

1

1

Звукообразование.

Ученик научится использовать упражнения на укрепление певческого дыхания

Ученик получит возможность научиться

Раскрыть творческое воображение фантазии,

Формировать высокой певческой форман дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные

групповая


Беседа, опрос, подготовка к концерту ко дню матери

25-28

09.12

16.12

Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2

2

1

1

1

1

Певческое дыхание.

групповая


Открытый урок


29-32

23.12

13.01

Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков.

2

2


1

1


1

1


Дикция и артикуляция.

: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе

групповая


















групповая












групповая









Беседа, опрос, игровые задания для определения практических умений и теоретических знаний


33-36

20.01

27.01

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2

2


1

1


1

1


Речевые игры и упражнения.

37-40

03.02

10.02

Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука.

2

2

1

1

1

1

Вокальные упражнения.

Слушание музыкальных произведений,

разучивание и исполнение песен (16 часов).

41-44

17.02

24.02

Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

2

2

-

-

2

2

Народная песня.


Ученик научится

Освоение жанра народной песни, её особенностей

Ученик получит возможность научиться

Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем

Освоение классического вокального репертуара.

Регулятивные: ставить новые вокальные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе.

групповая

























групповая








групповая







Творческая работа























Беседа, опрос, концерт ко Дню Матери








Беседа, опрос











45-48

03.03

10.03

Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д

2

2


1

1


1

1


Произведения русских композиторов классиков.


49-52

17.03

31.03

Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

2

2


1

1


1

1


Произведения современных отечественных композиторов.


53-56

07.04

14.04


Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности.

2

2

-

-

2

2

Сольное пение.


групповая


Творческая работа

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (10 часов).

57-62

21.04

28.04

05.05

Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей

2

2

2

1

1

1

1

1

1

Путь к успеху



групповая


Подготовка к концерту


63-66

12.05

19.05


Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

2

2

-

-

2

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

Ученик научится:

Формировать вокальный слух, способность слышать достоинства и недостатки звучания голоса

Ученик получит возможность научиться:

Анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение).

Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

Регулятивные: формировать и удерживать музыкальную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

групповая


Отчётныйконцерт

Итого

66 ч







Календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Nп/п

Дата

Элементы содержания

Кол-во часов

Тема занятия

Характеристика

деятельности

учащихся

Формы организации занятий



Формы контроля, аттестации


Всего

теория

практика

«Пение как вид музыкальной деятельности» (20 часов)

1-4

3.09

10.09

Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении

2

2

1

1

1

1

Понятие о сольном и ансамблевом пении.

Ученик научится

Понимать: правила пения.

Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку.

Владеть первоначальными певческими навыками,

Ученик получит возможность научиться

Участвовать в коллективном пении.

Эмоционально откликаться на музыкальное

групповая

групповая

Беседа,

наблюдение

5-8

17.09

24.09

Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

2

2

1

1

1

1

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

индивидуальная

Беседа,

Наблюдение, прослушивание

9-12

01.10

08.10

Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

2

2

1

1

1

1

Строение голосового аппарата.

групповая


Игровые задания

13-16

15.10

22.10

Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

2

2

1

1

1

1

Правила охраны детского голоса.



групповая


Беседа,опрос

17-20

05.11

12.11

Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

2

2

1

1

1

1

Вокально-певческая установка.


групповая


Беседа, прослушивание

Формирование детского голоса (20 часов).

21-24

19.11

26.11

Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

2

2

1

1

1

1

Звукообразование.

Ученик научится использовать упражнения на укрепление певческого дыхания

Ученик получит возможность научиться

Раскрыть творческое воображение фантазии,

Формировать высокой певческой форман дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные

групповая


Беседа, опрос, подготовка к концерту ко дню матери

25-28

03.12

10.12

Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2

2

1

1

1

1

Певческое дыхание.

групповая


Открытый урок


29-32

17.12

24.12

Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков.

2

2


1

1


1

1


Дикция и артикуляция.

: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе

групповая


















групповая












групповая









Беседа, опрос, игровые задания для определения практических умений и теоретических знаний


33-36

14.01

21.01

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2

2


1

1


1

1


Речевые игры и упражнения.

37-40

28.01

04.02

Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука.

2

2

1

1

1

1

Вокальные упражнения.

Слушание музыкальных произведений,

разучивание и исполнение песен (16 часов).

41-44

11.02

18.02

Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

2

2

-

-

2

2

Народная песня.


Ученик научится

Освоение жанра народной песни, её особенностей

Ученик получит возможность научиться

Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем

Освоение классического вокального репертуара.

Регулятивные: ставить новые вокальные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе.

групповая

























групповая








групповая







Творческая работа























Беседа, опрос, концерт ко Дню Матери








Беседа, опрос











45-48

25.02

04.03

Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д

2

2


1

1


1

1


Произведения русских композиторов классиков.


49-52

11.03

18.03

Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

2

2


1

1


1

1


Произведения современных отечественных композиторов.


53-56

01.04

08.04


Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности.

2

2

-

-

2

2

Сольное пение.


групповая


Творческая работа

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (14 часов).

57-62

15.04

22.04

29.04

Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей

2

2

2

1

1

1

1

1

1

Путь к успеху



групповая


Подготовка к концерту


63-70

06.05

13.05

20.05

27.05

Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

2

2

2

2

2

1

1

-

-

1

1

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

Ученик научится:

Формировать вокальный слух, способность слышать достоинства и недостатки звучания голоса

Ученик получит возможность научиться:

Анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение).

Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

Регулятивные: формировать и удерживать музыкальную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

групповая


Отчётныйконцерт

Итого

70 ч







Примерный перечень песен для исполнения


Репертуар



Название песен

Русские народные песни



«Ах вы сени, мои сени…»

«Ой при лужку, при лужке»

«Посею лебеду на берегу»

«Во поле берёза стояла»

«Солдатушки, бравы ребятушки»

«Метелица зима»

«Шёл казак на побывку домой»

«Мой дед казак»


Детские эстрадные песни

(под фонограмму)


«Мой добрый учитель»

«Мы дети твои, Россия!»

«Подари улыбку миру»

«Солнечный круг»

«Неразлучные друзья»

«Птицы белые»

«Дорога к солнцу»

«Антошка»


Песни из мультфильмов

(под фонограмму)


«Бременские музыканты»

«Песенка Кота Леопольда»

«Каникулы в Простоквашино»


Упражнения и попевки


https://www.youtube.com/watch?v=NsOhnp0Hm2c

https://www.youtube.com/watch?v=DDG99ixBlwM

https://www.youtube.com/watch?v=AAhnUymfuPM

https://www.youtube.com/watch?v=t9EPSvM1FEM&pbjreload=101

https://www.youtube.com/watch?v=xF934wBNMoY

https://www.youtube.com/watch?v=iq1qG0B5q9o

https://www.youtube.com/watch?v=eDnS1iTWeLg

https://www.youtube.com/watch?v=8LqmlQhExxA

https://www.youtube.com/watch?v=lw808Ek0_wM

https://www.youtube.com/watch?v=lmbCRWUT7LY



























Принята на заседании Методического совета

МБОУ Федоровской СОШ

Протокол №1 от 28.08.2020 г.