СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир творчества» для несовершеннолетних в возрасте от 8 до 10 лет

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «Мир творчества» для несовершеннолетних в возрасте от 8 до 10 лет»

Министерство труда и социального развития

Краснодарского края


Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края

«Абинский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних»



Принята на заседании Утверждаю

Педагогического совета Директор ГКУ СО КК

От «____» __________2020 г. «Абинский СРЦН»

Протокол № _____________ ______________ Е. М. Пунгина

«___» _______________ 2020 г.






Дополнительная общеразвивающая программа

«Мир творчества» для несовершеннолетних

в возрасте от 8 до 10 лет








Автор-составитель:

Баюк Юлия Викторовна

воспитатель









ст. Холмская

2020

Пояснительная записка


Направленность

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Необходимо помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью, а творческая личность – это достояние всего общества.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

Отличительные особенности

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит несовершеннолетних к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой.

С этой целью разработана дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому воспитанию несовершеннолетних в возрасте от 8 до 10 лет «Мир творчества», которая является частью дополнительной общеразвивающей программы по организации досуговой деятельности «Знай! Умей! Твори!».


Цель: создание условий для эстетического развития детей и подростков.

Задачи:

- способствовать разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания;

- освоить практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции);

- развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей.


Методика и технология реализации:

Для повышения эффективности восприятия материала программа кружка разделена 3 этапа:


1 этап – диагностический (30 мин). При поступлении воспитанника в группу с помощью рисуночного теста, практического задания, беседы, наблюдения выявляются уровень знаний, умений и навыков по изобразительной деятельности. Анализируя результаты диагностики, делается вывод – был ли он объективен, уверен ли в своих силах и возможностях. По результатам обследования данные заносятся в диагностическую карту.


2 этап реализации включает в себя систематизированный материал, используемый в данной программе, разделенный на 4 блока (13 часов):

-«Натюрморт» - 3 часа 30 минут.

-«Декоративное рисование» - 3 часа.

-«Пейзаж» - 3 часа 30 минут.

-«Художники-иллюстраторы» - 3 часа.

Каждый из блоков представляет собой цикл занятий.


3 этап – аналитический (30 минут). На данном этапе делается заключительная диагностика по тем же методикам, которые использовались на первом этапе, данные диагностики заносятся в диагностическую карту, делаются графики, по которым можно отследить динамику развития художественных навыков несовершеннолетнего.


Целевая группа: воспитанники младшего и среднего школьного возраста от 8 до 10 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.


Форма обучения: групповые занятия.


Структура практического занятия

1. Организационная часть: подготовка рабочих мест и оборудования.

2. Мотивационный этап: сообщение темы и цели, вводный инструктаж, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля.

3. Самостоятельная практическая работа воспитанников. Наставничество.

4. Итоговая часть: подведение итогов практической работы, анализ ошибок, рекомендации, уборка рабочих мест, выставка работ.

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: 

Репродуктивный (воспроизводящий);

Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения)

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях: 

фронтальный – одновременная работа со всеми детьми; 

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;


Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, в соответствии с календарно-тематическим планом.


Состав исполнителей: воспитатель учреждения, имеющий среднее профессиональное образование, образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования.

Для повышения эффективности занятий воспитатель регулярно консультируется с более опытным специалистом, который выполняет функцию супервизора.


Критерии эффективности дополнительной общеразвивающей программы:

  • умение общаться со сверстниками и взрослыми;

  • развитие мелких мышц руки;

  • развитие логического мышления;

  • развитие произвольного внимания;

  • развитие умения работать в группе и индивидуально.


По окончании цикла занятий несовершеннолетние должны:

- знать отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

- использовать ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

- усвоить азы рисунка, живописи и композиции;

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы, творчески откликаться на события окружающей жизни.


Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: канцелярские принадлежности (картон и бумага различного формата и цвета, карандаши, кисти круглые и плоские разного размера, ватные палочки, баночки для воды, салфетки одноразовые), наглядно-теоретическая база в виде пособий, репродукций и живописных работ, иллюстраций, альбомы по разным видам росписей; по временам года, дидактический и раздаточный материал, демонстрационная доска, аудиозаписи в соответствии с темами занятий, место для выставки детских работ.

Помещение для занятий отвечает всем требованиям, которые предъявляются к помещениям для занятий с различными формами и методами работы.


Содержание программы


1 этап – диагностический (30 минут)

На первом этапе осуществляется диагностика, которая направлена на выявление знаний, умений и навыков работы по изобразительной деятельности с помощью рисуночного теста «Времена года», практического задания - «Укрась узором платье», беседа «Юный художник», наблюдения.


2 этап – реализации (13 часов)

Второй этап направлен на осуществление коррекционной работы по следующим блокам:

Блок №1 «Натюрморт» (3 часа 30 минут)

1.1 Цветы в вазе.

Учить рисовать натюрморт, в рисунке передавать красоту и яркость цветов. Учить рисовать гуашью, передавать в рисунке форму предметов, цвет близко к натуре. Развивать композиционные навыки - умение располагать изображение на листе бумаги, эстетическое восприятие.

1.2 Овощи.

Формировать умение держать ватную палочку вертикально, для создания более крупных деталей смачивать в воде.

1.3 Школьные принадлежности.

Учить рисовать с натуры, определять пропорции, форму предмета, его положение в пространстве, учить сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом.

1.4 Подсолнухи.

Научить ориентироваться на листе бумаги. Изучить новый способ создания изображения "Примакивание кистью". Продолжить закрепление навыка ведения ровной линии кистью. Закрепление навыка плотного закрашивания кистью изображаемого предмета

1.5 Хлеб.

Учить подбирать соответствующую цветовую гамму. Научить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов. Учить гармонично располагать изображении на листе бумаги.


Блок №2 «Декоративное рисование» (3 часа)


2.1 Расписное блюдо.

Учить рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги , находить красивые сочетания красок в зависимости от фона.

2.2 Роспись дымковской игрушки.

Учить рисовать элементы дымковской росписи кружок, точка, полоски, сетка, кольцо. Учить самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой.

2.3 Городецкая роспись.

Учить приемам городецкой росписи, умение рисовать кистью и красками. Научить составлять узор из нескольких элементов городецкой росписи: в середине большой розан, по бокам по одному бутону и листья

2.4 Золотая хохлома.

Учить рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности. Научить детей видеть и выделять характерные элементы росписи.

2.5 Сказочная гжель.

Учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька», наносить кайму на изделие и добиваться «растяжения цвета».

2.6 Узоры на кухонной доске.

Учить рисовать элементы кистью с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи, самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске.

Блок № 3 «Пейзаж» (3 часа 30 минут)


3.1 Виды пейзажа.

Учить чувствовать характер цветов и создавать свой образ пейзажа. Совершенствовать композиционные навыки: умение создавать композицию на определенную тему пейзаж, выделять главное, устанавливать связи, располагать изображение на листе бумаги.

3.2 Морской пейзаж.

Учить отображать морской пейзаж, накладывая краску на сырую бумагу, используя разные оттенки. Развивать творчество, фантазию.

3.3 Горный пейзаж.

Учить рисовать горы акварелью в соответствии с ее особенностями: разбавлять акварельные краски водой для получения светлых тонов, учить приему размывки.

3.4 Архитектурный пейзаж.

Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

3.5 Летний пейзаж.

Учить изображать пейзаж по собственному замыслу, раскрыть образный и содержательный смысл понятия «пейзаж» и выбрать удачное композиционное и цветовое решение.

3.6 Осенний пейзаж.

Учить рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, продолжать изображать листья. Закрепить приемы работы кистью (концом кисти всем ворсом)

3.7 Весенний пейзаж.

Развивать навыки работы с тушью, учить использовать тонкие кисти для создания более изящного образа, формировать аккуратность при выполнении работы.



Блок №4 «Художники – иллюстраторы» (3 часа)


4.1 Мы рисуем сказку.

Учить рисовать цветными восковыми мелками, изображать в рисунках героев сказок. Развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца.

4.2 Дворец для сказочного героя.

Учить делать набросок простым карандашом, а затем оформлять изображение в цвете, доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения. 

4.3 Иллюстрация к русской народной сказке «Гуси–лебеди»

Упражнять в заполнении пространства на общем листе, закрепить умение рисовать круглые и овальные формы, прямые и наклонные линии.

4.4 Иллюстрация к сказке Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Учить при помощи изобразительных материалов создавать эпизоды из сказки, изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения, равномерно и аккуратно закрашивать красками, дополнять изображение деталями; -закреплять знания о цвете и его оттенках.

4.5 Иллюстрация сказки «Конек-Горбунок» - «Жар птица»

Прикладывать ладошку к листу бумаги, растопыривать пальцы, обводить их карандашом, оживлять рисунок используя краски.

4.6 Иллюстрация к сказке «Цветик - Семицветик»

Формировать представление о цветах радуги; упражнять в умении рисовать красками, развивать творческое мышление.



3 этап – аналитический (30 минут )


На третьем, аналитическом этапе реализации программы проводится заключительная диагностика (проводятся диагностические методики, которые применялись на 1 этапе), направленная на анализ достигнутых результатов, сравнение их с первоначальной диагностикой.


Показателем эффективности программы являются результаты мониторинга.





Используемая литература


Основная


  1. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: пособие для учителей, 3-е издание – Минск: Беларусь, 2005.

  2. Степанчук З.А. и др. Изобразительное искусство 1-8 кл.: Опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков. – Волгоград: Учитель, 2009.- 271с.

  3. Соломенникова.О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. 2-е изд. Испр. И дополн. – М.: Мозиака-Синтез, 2005. – 168с.


Дополнительная


1.Графика пейзажа,учебное пособие для учителей..Бесчастнов Н.П.,2012.150с.

2.Дымковская игрушка, Искусство детям, Шпикалова Т., Величкина Г.,2013.-105с.

3.Ершова Л.В.,Величкина Г.А. Изобразительное искусство и художественный труд.,2010.-160с.

4. Методика преподавания изобразительного исскуства О.А.,2012г.

5. Хохломская роспись, Искусство детям., Орлова Л.В.,2012.-50с.

















Министерство труда и социального развития

Краснодарского края


Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края

«Абинский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних

Принята на заседании Утверждаю

Педагогического совета Директор ГКУ СО КК

От «____» __________2020 г. «Абинский СРЦН»

Протокол № _____________ ______________ Е. М. Пунгина

«___» _______________ 2020 г.


Учебный план дополнительной общеобразовательной

Общеразвивающей программы

по художественно-эстетическому воспитанию

несовершеннолетних в возрасте от 8 до 10 лет «Мир творчества»



п/п


Название этапов, блоков

Кол-во часов

Всего

Теорети-

ческие

Практи-ческие


I


Диагностический этап

30 мин

-

30 мин

II

Этап реализации

13 ч

6 ч 30 мин

7 ч 30 мин

1

Блок «Натюрморт»

3 ч 30 мин

1 ч 45 мин

1 ч 45 мин

2

Блок «Декоративное рисование»

3 ч

1 ч 30 мин

1 ч 30 мин

3

Блок «Пейзаж»

3 ч 30 мин

1 ч 45 мин

1 ч 45 мин

4

Художники – иллюстраторы

3 ч

1 ч 45 мин

1 ч 45 мин

III

Аналитический этап

30 мин

-

30 мин

Всего

14 ч

6 ч 30 мин

7 ч 30 мин

Воспитатель Баюк Ю.В.





Министерство труда и социального развития

Краснодарского края


Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края

«Абинский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних»



Принята на заседании Утверждаю

Педагогического совета Директор ГКУ СО КК

От «____» __________2020 г. «Абинский СРЦН»

Протокол № _____________ ______________ Е. М. Пунгина

«___» _______________ 2020 г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа по художественно-эстетическому воспитанию

несовершеннолетних в возрасте от 8 до 10 лет

«Мир творчества»





Автор-составитель:

Баюк Юлия Викторовна

воспитатель








ст. Холмская

2020




п/п

Название этапов, блоков, тем коррекционно-развивающих занятий



Кол-во часов

Этапы Блоки Темы

Дата проведения

Всего


Теоретические

Практи ческие

I


Диагностический этап

30 мин

1

-

-

30 мин

II


Этап реализации

13 ч

6 ч 30 мин

7 ч 30мин

1


Блок «Натюрморт»

3 ч 30 мин

1 ч 45мин

1 ч 45 мин

1.1


Цветы в вазе

30 мин

15мин

15мин

1.2


Овощи

30 мин

15мин

15мин

1.3


Школьные принадлежности

30 мин

15мин

15мин

1.4


Подсолнухи

30 мин

15мин

15мин

1.5


Хлеб

30 мин

15мин

15мин

2


Блок «Декоративное рисование»

3 ч

1 ч 30 мин

1 ч 30 мин

2.1


Расписное блюдо

30 мин

15мин

15мин

2.2


Роспись дымковской игрушки

30 мин

15мин

15мин

2.3


Городецкая роспись

30 мин

15мин

15мин

2.4


Золотая хохлома

30 мин

15мин

15мин

2.5


Сказочная гжель

30 мин

15мин

15мин

2.6


Узоры на кухонной доске

30 мин

15мин

15мин

3


Блок «Пейзаж»

3 ч 30мин

1 ч 45 мин

1 ч 45 мин

3.1


Виды пейзажа

30 мин

15мин

15мин

3.2


Морской пейзаж

30 мин

15мин

15мин

3.3


Горный пейзаж

30 мин

15мин

15мин

3.4


Архитектурный пейзаж.

30 мин

15мин

15мин

3.5


Летний пейзаж

30 мин

15мин

15мин

3.6


Осенний пейзаж

30 мин

15мин

15мин

3.7


Весенний пейзаж

30 мин

15мин

15мин

4


Блок «Художники – иллюстраторы»

1 ч 30 мин

1ч 30 мин

4.1


Мы рисуем сказку

30 мин

15мин

15мин

4.2


Дворец для сказочного героя

30 мин

15мин

15мин

4.3


Иллюстрирование к русской народной сказке «Гуси-лебеди».

30 мин

15мин

15мин

4.4


Иллюстрация к сказке А.С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

30 мин

15мин

15мин

4.5


Иллюстрация сказки «Конек-горбунок» «Жар птица»

30 мин

15мин

15мин

4.6


Иллюстрация сказки «Цветик семицветик»

30 мин

15мин

15мин

III


Контрольно-оценочный этап

30 мин

__

30 мин

Итого

14 ч

6 ч 30 мин

7 ч 30 мин

1

25


Воспитатель Баюк Ю.В.