Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23»
городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
методическим объединением Заместитель директора приказом
педагогов дополнительного ________С.Р.Галиева от «__» ____ 20__ г. № ___
образования
протокол от «___» _____г. № __
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
кружок
«Издательский центр «Созвездие»
Уровень – основное общее образование
Классы: 5-11
Срок реализации 2020-2021 учебный год
Автор-составитель Великая Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения программы ученик научится:
определять стиль и тип речи;
давать характеристику текста публицистического стиля;
в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать его в устных и письменных высказываниях;
осваивать выразительные возможности языка;
совершенствовать содержание и языковое оформление устных и письменных извещений;
осваивать навыки сценарного дела;
осваивать навыки написания сценариев разных стилей;
соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
строить связные высказывания, используя различные жанры;
самостоятельно готовить и публиковать материал в школьной прессе;
самостоятельно писать сценарий радио и телепередач;
самостоятельно декламировать с правильной интонацией прозу, поэзию и авторский текст в радио и телепередачах;
владеть навыками актерского мастерства, необходимого в журналистской деятельности в создании радио и телевещаний;
оформлять портфолио достижений.
Личностные результаты освоения программы предполагают:
приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки учащихся к выпуску школьных газет;
получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
Метапредметные результаты освоения программы обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
расширение круга приёмов составления разных типов плана;
расширение круга структурирования материала;
умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
умение организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения программы кружка отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы школьники:
познакомятся с основными терминами журналистики;
приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно - познавательных текстов, инструкций;
получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков радио и телепередач;
приобретут опыт уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
научатся давать самооценку результатам своего труда;
приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания радио и телепередач;
научатся работать над выполнением задания редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы - научатся распределять работу между участниками проекта;
научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им;
поймут, на доступном школьнику уровне, сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Ценностные ориентиры программы кружка базируются на требованиях ФГОС начального общего образования и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
умение структурировать знания;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Содержание учебного курса
Вводное занятие. Профессия журналиста (1 час)
Вводное занятие. Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов.
Формирование представлений о профессии журналиста.
Экскурсия в редакцию городской газеты «Стерлитамакский рабочий».
Функции журналистики и требования к журналисту (4 часа)
Функции журналистики. Требования к журналисту. Речевая культура. Технические средства журналиста.
Функции журналистики: информационная; коммуникативная. Формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества.
Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
Знакомство с работой редакции газеты; техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).
Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.
Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.
Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт.
Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER, MS POWER POINT.).
Задание. Практическая работа «Фоторепортаж»
Из истории российской журналистики (1 час)
Из истории развития газетного дела.
Журналистика XVIII века.
Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII веке.
Журналистика XIX века.
А.С.Пушкин – публицист. Журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
Истоки нравственных основ журналистской этики.
Жанры журналистики (4 часа)
Жанры журналистики и их особенности. Информационные жанры. Аналитические жанры. Художественные жанры.
Жанры журналистики и их особенности.
Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление.
Основные требования к информативной публицистике: актуальность, правдивость, оперативность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).
Аналитические жанры.
Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.
Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).
Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, и др.
Практическая работа. Создание текста любого жанра по выбору
Особенности языка и стиля журналистики (11 часов)
Язык журналистики. Стилистические фигуры речи. Публицистический стиль. Путевые заметки. Интернет-журналистика. Композиция журналистского материала. Особенности газетного языка. Эстетика и дизайн. Интервью. Практическая работа "Написание статьи".
Язык журналистики.
Слово и понятие. Многозначность слова.
Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Стилистические фигуры речи
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Публицистический стиль
Выразительные средства языка публицистических произведений.
Заглавие – важный компонент текста. Знакомство с различными видами заголовков.
Путевые заметки
Понятие о путевых заметках, их основных формах. Композиционные особенности путевых заметок. Субъективный взгляд автора. Привлечение наглядного материала. Место путевых заметок в устной и письменной речи.
Интернет-журналистика
Школьный Интернет – сайт.
Работа на ПК
Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста
Выбор дизайна работы
Редактирование проекта
Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов.
Композиция журналистского материала
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в рассуждении.
Особенности газетного языка
Эстетика и дизайн
Эстетика как философская категория. Дизайн газеты.
Классический дизайн газеты. Современный дизайн газет. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.
Выбор шрифта для определённого по содержанию текста.
Дизайн школьной газеты.
Интервью
Основные правила ведения интервью.
Практическая работа. Написание текста статьи
Школьная газета как жанр журналистики (12 часов)
Читатель и его интересы. Школьная газета. Роль школьной газеты. Как и о чем писать для школьной газеты? Требования к информации. Источники информации. Заголовки и иллюстрации. Темы газетных публикаций. Школьная редакция. Заметка-благодарность. Практическая работа по выпуску школьной газеты. Выпуск газеты.
Читатель и его интересы.
Кто будет читателем школьной газеты, и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений.
Школьная газета
Просмотр материалов школьной газеты. Техническое обеспечение.
Роль школьной газеты.
Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия школьной газеты.
Как и о чем писать для школьной газеты?
Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой».
Статья в школьную газету «Помни о прошлом».
Требования к информации
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Достоверность. Краткость, ясность. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.
Источники информации
Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.
Посещение школьной телестудии
Знакомство с особенностями работы редакции, телестудии. Изучение выпусков телепередач.
Практическая работа по выпуску школьной газеты
Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).
Выпуск газеты.
Этапы выпуска номера газеты:
планирование номера газеты;
сбор информации;
подготовка материалов, рубрик, полос;
подбор иллюстраций;
макетирование и верстка номера;
редактирование и вычитка, подписание номера;
обсуждение номера.
Защита проекта (2 часа)
Защита проекта. Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений»
Разработка макета газеты. Подбор материала для статей. Выбор жанра. Написание статей. Защита проекта
Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Профессия журналиста | 1 |
2 | Функции журналистики и требования к журналисту | 4 |
3 | Из истории российской журналистики | 1 |
4 | Жанры журналистики | 4 |
5 | Особенности языка и стиля журналистики | 11 |
6 | Школьная газета как жанр журналистики | 12 |
7 | Защита проекта | 2 |
| Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ заня-тия | Тема занятия | Дата проведе-ния занятия | Дата корректи-ровки | Примечание |
Вводное занятие. Журналистика как профессия (1ч) |
1 | Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов. Формирование представлений о профессии журналиста. Экскурсия в редакцию городской газеты «Стерлитамакский рабочий» | 07.09 | | |
Функции журналистики и требования к журналисту (4ч) |
2 | Функции журналистики: информационная; коммуникативная. Формирование общественного мнения. Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. | 14.09 | | |
3 | Знакомство с работой редакции газеты; техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер) | 21.09 | | |
4 | Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт | 28.09 | | |
5 | Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER, MS POWER POINT.). Создание фоторепортажа | 05.10 | | Практическая работа |
Из истории российской журналистики (1 час) |
6 | Из истории развития газетного дела. Журналистика XVIII - XX веков. Выпуск первой газеты. А.С.Пушкин – публицист. Журналы «Современник», «Отечественные записки». Истоки нравственных основ журналистской этики | 19.10 | | |
Жанры журналистики (4 часа) |
7 | Жанры журналистики и их особенности. Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление. Основные требования к информативной публицистике: актуальность, правдивость, оперативность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств) | 09.11 | | |
8 | Аналитические жанры. Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность. Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия) | 16.11 | | |
9 | Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, и др. | 23.11 | | |
10 | Создание текста любого жанра по выбору | 30.11 | | Практическая работа |
Особенности языка и стиля журналистики (11 часов) |
11 | Язык журналистики. Слово и понятие. Многозначность слова. Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. | 07.12 | | Подготовить рассказ « Я хочу рассказать о слове ….». |
12 | Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. | 14.12 | | |
13 | Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. | 21.12 | | Найти в газетах и журналах примеры тропов и стилистических фигур. Написать зарисовку, с использованием стилистических фигур |
14 | Публицистический стиль. Выразительные средства языка публицистических произведений. Заглавие – важный компонент текста. Знакомство с различными видами заголовков | 28.12 | | |
15 | Путевые заметки. Понятие о путевых заметках, их основных формах. Композиционные особенности путевых заметок. Субъективный взгляд автора. Привлечение наглядного материала. Место путевых заметок в устной и письменной речи | 18.01 | | |
16 | Интернет-журналистика. Школьный Интернет – сайт. Работа на ПК. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста. Выбор дизайна работы. Редактирование проекта. Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов. | 25.01 | | Проектная работа |
17 | Композиция журналистского материала. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в рассуждении | 01.02 | | Найти в газетах и журналах примеры повествования, описания, рассуждения. Написать рассказ, используя разные типы построения. |
18 | Особенности газетного языка | 08.02 | | |
19 | Эстетика и дизайн. Эстетика как философская категория. Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Современный дизайн газет. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов. Выбор шрифта для определённого по содержанию текста. Дизайн школьной газеты. | 15.02 | | |
20 | Интервью. Основные правила ведения интервью. | 22.02 | | Взять интервью у интересного человека |
21 | Написание статьи о жизни класса. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей. | 01.03 | | Практическая работа |
Школьная газета как жанр журналистики (12 часов) |
22 | Читатель и его интересы. Кто будет читателем школьной газеты, и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений. | 15.03 | | Провести анкетирование |
23 | Школьная газета. Просмотр материалов школьной газеты. Техническое обеспечение. | 22.03 | | |
24 | Роль школьной газеты. Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия школьной газеты | 05.04 | | |
25 | Как и о чем писать для школьной газеты? Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой» | 12.04 | | Статья в школьную газету |
26 | Требования к информации Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Достоверность. Краткость, ясность. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий | 19.04 | | Объединение занятий |
27 | Источники информации Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления | | | |
28 | Посещение школьной телестудии. Знакомство с особенностями работы редакции, телестудии. Изучение выпусков телепередач. | 26.04 | | Объединение занятий |
29 | Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана) | | | Практическая работа |
30 | Выпуск газеты. Этапы выпуска номера газеты: планирование номера газеты; сбор информации; подготовка материалов, рубрик, полос; подбор иллюстраций; макетирование и верстка номера; редактирование и вычитка, подписание номера; обсуждение номера | 03.05 | | Объединение занятий |
31 | Выпуск газеты. Этапы выпуска номера газеты: планирование номера газеты; сбор информации; подготовка материалов, рубрик, полос; подбор иллюстраций; макетирование и верстка номера; редактирование и вычитка, подписание номера; обсуждение номера | | |
32 | Выпуск газеты. Этапы выпуска номера газеты: планирование номера газеты; сбор информации; подготовка материалов, рубрик, полос; подбор иллюстраций; макетирование и верстка номера; редактирование и вычитка, подписание номера; обсуждение номера | 17.05 | |
33 | Выпуск газеты. Этапы выпуска номера газеты: планирование номера газеты; сбор информации; подготовка материалов, рубрик, полос; подбор иллюстраций; макетирование и верстка номера; редактирование и вычитка, подписание номера; обсуждение номера | | |
Защита проекта (2 часа) |
34 | Разработка макета газеты. Подбор материала для статей. Выбор жанра. Написание статей. | 24.05 | | |
35 | Защита проекта | 31.05 | | Защита проекта |
Оценка достижений результатов освоения программы
Результатом проверки уровня освоения программы являются художественно-творческие работы учащихся, выполненные как самостоятельно, так и в группе. При оценивании результативности освоения программы учитывается активное участие учащихся в различного уровня конкурсах.
Задачей оценивания результативности освоения программы является анализ результата или хода деятельности. Конечный момент оценки — определение путей совершенствования творчества учащихся.
Творческие работы, выполненные учащимися, должны:
соответствовать поставленным учебным задачам;
осмысленно раскрывать тему;
достигать образной точности;
обладать оригинальностью творческого замысла и опираться на собственные впечатления и опыт;
транслировать знание и понимание основных законов композиции;
обладать органичностью и целостностью композиционного решения;
показывать уровень владения основами грамотности;
обладать культурой исполнительского мастерства.
К ключевым критериям контроля по освоению программы относятся:
степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
характер деятельности (репродуктивная, творческая);
качество выполняемых работ и итогового рисунка;
творческий и личностный рост учащихся.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Нормативные документы:
Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-Пресс, 2010.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 24.07.2015): - Москва: Проспект, 2013.
Федеральный закон от 19.05.95 N 82-ФЗ РФ «Об общественных объединениях». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/10164186/
Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/1998/08/05/detskie-prava-dok.html
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kcst.bmstu.ru/images/file/pos29132014.pdf
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г № 1726-р). Электронный ресурс. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
7.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, включая разноуровневые программы (письмо Министерства образования и науки российской федерации N 09-3242 от 18 ноября 2015 г)
8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи № 09-3564 от 14 декабря 2015 г).
10.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3.172 -14. Постановление от 4 июля 2014 г. №41 http://base.garant.ru/
11.Указ Президента РФ от 1июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы". [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/ news/15530
12.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155088/
13.Закон Республики Башкортостан от 01 июля 2013 года № 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан" (в редакции Законов Республики Башкортостан от 26.12.2014 № 171-з, от 27.02.2015 № 192-з, от 01.07.2015 № 253-з, от 18.09.2015 N 260-з) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://yandex.ru/search/
Материально-техническая база
Кружковые занятия проводятся в кабинете русского языка и литературы. В кабинете имеются:
Ноутбук – 1шт.;
Принтер – 1 шт.;
Доска ученическая – 1 шт.;
Парты ученические – 16 шт.;
Стулья ученические – 31 шт.;
Стол преподавательский – 1шт.;
Стул полумягкий преподавательский – 1 шт.;
Шкаф для хранения – 2 шт.;
Шкаф для хранения с выдвигающимися демонстрационными полками – 1 шт;
Мультимедийная доска – 1 шт.
Учебно-методическая литература
Научная литература:
1. Ахмадулин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006
2. Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: 2004
3. Ворошилов В.В. История журналистики России. Конспект лекций. – СПб.: 1999
4. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. – М.: 2000
5. Грабельников А. А.Работа журналиста в прессе. – М.: 2001
6. Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. – М.: 2002
7. Дзялошинский И. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции.- М.: 2001
8. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. Ростов-на-Дону, 1999
9. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс, 2004
10. Корконосенко С. Основы теории журналистики. - СПб.: 1995
11. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: 2000
12. Морозова В.А. Редактирование. Общий курс. Ульяновск, 1999
13. Примерные программы внеурочной деятельности» под редакцией Горского В.А.
14. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики.- М.: 2007
15. Рэндалл Д. Универсальный журналист. - М.: 2000
16. Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. - М.: 1999
17. Сиберт Ф. С, Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. - М.: 1998
18. Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004
19. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. - М.:2002
Интернет ресурсы:
20.http://kriv-krschool.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2013/11/Ivanova T.P_vneurochka_Vvedenie-v-zhurnalistiku-5-klass.pdf
21. http://alenushka.opendev.ru/u/programma_krujka_yunyiy_jurnalist.pdf
18