Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Золотухинская детско-юношеская спортивная школа» Золотухинского района Курской области
Рассмотрено : на педагогическом совете Протокол № 1 дата | Утверждаю: Директор Приказом № 14 Дата Директор ДЮСШ |
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по волейболу 2024-2025 уч. год.
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся 8-12 лет.
Срок реализации: 1 год (144ч. )
Разработал тренер – преподаватель
Баландина Е.Д.
п. Золотухино
2024 г
Содержание
Пояснительная записка 3
Учебный план 7
Содержание программы 8
Планируемые результаты 11
Календарно-тематическое планирование 12
Календарный учебный график 18
Условия реализации программы 18
Формы аттестации 19
Оценочные материалы 20
Методические материалы 21
Рабочая программа воспитания 23
Список литературы 25
Пояснительная записка
Волейбол - олимпийский, перспективный, динамично развивающийся вид спорта. Занятия волейболом способствуют решению социально - культурных и психологических задач, встающих перед подростками и юношеством. Игра в волейбол - одна из захватывающих, интересных и популярных игр на сегодняшний день. Технические приёмы, тактические действия заключают в себе большие возможности для расширения и развития физических способностей, а также помогают в нравственном воспитании детей и подростков. В процессе изучения предмета «Волейбол» у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, приобщению к здоровому образу жизни, приобретение привычки заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье .
Дополнительная общеразвивающая программа «Волейбол» физкультурно-спортивной направленности, реализуемая в ДЮСШ, разработана на основе нормативной базы дополнительного образования, а именно:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон № 304-ФЗ от 22 июля 2020 года «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Государственная программа «Развитие образования»: утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 9 ноября 2018 г. N196, с изменениями на 30 сентября 2020 года;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области»;
- Устав МБУ ДО «Золотухинская детско-юношеская спортивная школа» Золотухинского района Курской области;
- «Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных программ».
Направленность Программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Волейбол» (далее - Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность. Разработана на основе (авторы - составители: Ю.Д. Железняк, доктор пед. наук; А.В. Чачин, кандидат пед. наук; Ю.П. Сыромятников, доктор мед. наук). Программа разработана на основе нормативных требований по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, сформированные на основе научно-методических материалов и рекомендаций по подготовке спортивного резерва, опыт работы спортивных школ по волейболу. Программа составлена на основании нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ, в ней отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований, опыт работы спортивных школ по волейболу.
Актуальность
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Педагогическая целесообразность
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов. Обучение содержанию программного материала построено на основе общих методических положений;
-от простого к сложному,
-от частного к общему,
- с использованием технологий личностно - ориентированного подхода в обучении.
Развитие двигательных качеств на всех этапах подготовки проходит в соответствии с сенситивными возрастными периодами.
Цель программы: всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Достигается указанная цель через решение следующих задач.
Обучающие:
- освоить технику игры в волейбол;
- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
- ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;
- ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.
- обучить правилам игры;
- дать учащимся теоретические знания;
- изучить правила проведения соревнований.
Развивающие:
- обеспечить развитие силовых и координационных способностей, выносливости, быстроты и ловкости;
- развивать быстроту реакции, в быстро изменяющихся игровых условиях;
- повышать уровень физической подготовленности, совершенствовать технико-тактического мастерства;
- развивать мотивацию обучающихся к познанию и творчеству.
- расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
• воспитать бережное относиться к окружающим;
• привить навыки самодисциплины;
• способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки;
• сформировать ответственность, дисциплинированность, инициативность, самостоятельность, целеустремлённость.
• сформировать у обучающихся навыки здорового образа жизни, культуру общения и поведения в обществе;
• воспитывать у обучающихся чувство уважения к народным традициям;
• формировать волевое начало и работоспособность;
• прививать основы здорового образа жизни.
Характеристика целевой группы
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 8 до 12 лет. На обучение по Программе принимаются все желающие независимо от уровня подготовки, наполняемость 15 человек. Списочный состав групп формируется с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы.
Набор групп осуществляется на основании заявления от родителей (законных представителей) (8-12 лет) и допуска врача к занятиям.
Срок реализации Программы
Срок реализации программы - 1 год (144 ч.).
Формы и режим занятий.
Форма обучения - очная.
Форма работы с обучающимися - групповые занятия, состоящие из теоретической и практической части. Обучение по Программе предусматривает индивидуальный, дифференцированный подход к каждому обучающемуся.
Язык реализации программы Государственный язык РФ - русский
2.Учебный план
№ | Наименование темы | Количество час | ов | Формы аттестации, контроля |
всего | теория | практика |
1 | Основы знаний | 6 | 4 | 2 | |
1.1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | устный опрос |
1.2. | История развития волейбола. Правила игры и соревнований по волейболу | 2 | 2 | - | устный опрос |
1.3 | Влияние физических упражнений на организм человека. Закаливание и здоровье | 2 | 1 | 1 | устный опрос |
2 | Общая физическая подготовка | 30 | 3 | 27 | |
2.1. | Гимнастические упражнения | 10 | 1 | 9 | |
2.2. | Легкоатлетические упражнения | 10 | 1 | 9 | |
2.3. | Подвижные игры | 10 | 1 | 9 | |
3 | Техническая подготовка | 56 | 9 | 47 | |
3.1. | Техника передвижения и стоек | 12 | 1 | 10 | |
| | | | | |
3.2. | Техника приёма и передач мяча сверху | 11 | 2 | 10 | |
3.3. | Техника приёма мяча снизу | 11 | 2 | 9 | |
3.4. | Нижняя прямая подача | 11 | 2 | 9 | |
3.5. | Нападающие удары | 11 | 2 | 9 | |
4. | Тактическая подготовка | 36 | 8 | 28 | |
4.1. | Индивидуальные действия | 12 | 2 | 10 | |
4.2. | Групповые действия | 8 | 2 | 6 | |
4.3. | Командные действия | 8 | 2 | 6 | |
4.4. | Тактика защиты | 8 | 2 | 6 | |
5 | Контрольные испытания и соревнования | 16 | 4 | 12 | устный опрос, наблюдение, сдача тестовых нормативов |
| Итоговое занятие | 1 | 1 | - | |
| Итого часов: | 144 | 28 | 116 | |
3.Содержание программы
I. Основы знаний (6 часов)
Тема №1. Вводное занятие
Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним. Спортивная форма. Гигиенические требования. Ознакомление с программой. Способы самоконтроля состояния здоровья в школе и дома.
Тема №2. История развития волейбола. Правила игры и соревнований по волейболу
История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в миниволейбол.
Тема № 3. Влияние физических упражнений на организм человека. Закаливание и здоровье/
Развитая мышечная система - свидетельство хорошего состояния здоровья человека. Окружающая среда становится все более и более агрессивной по отношению к нам с вами. Увеличивается количество новых вирусов, ухудшается экология. Единственное, что может помочь в такой ситуации – закаливание организма.
II. Общая физическая подготовка (30 часов)
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.
Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения с предметами - со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг). Из различных исходных положений. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа - поднимание ног с мячом.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Метание теннисного мяча в цель, на дальность.
Подвижные игры: “День и ночь”, “Салки без мяча”, “Караси и щука”, “Волк во рву”, “Третий лишний”, “Удочка”, “Круговая эстафета”, комбинированные эстафеты.
III. Техническая подготовка (63 часов)
Овладение техникой передвижений и стоек. Стойка игрока (исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Двойной шаг вперед. Сочетание способов перемещений.
Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте и после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером - с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.
Овладение техникой подачи: нижняя прямая; подача мяча, подвешенного на шнуре, установленного в держателе; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.
Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой (овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1,2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу).
Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача с 3-6 м. Нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.
IV. Тактическая подготовка (36 часа)
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.
Групповые действия. Взаимодействия игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче). Взаимодействия игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.
Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.
Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.
V. Контрольные испытания и соревнования (8 часов)
Принять участие в одних соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.
Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами техники волейбола. Соревнования по мини-волейболу.
Итоговое занятие (2часа) Техника безопасности во время летних каникул.
4.Планируемы результаты
Предметные
Должны знать:
- правила техники безопасности при самостоятельных занятиях волейболом;
- правила игры, различные современные тактические схемы;
- важность упражнений для развития выносливости;
- набор необходимых упражнений для развития технической подготовки (прием, передача мяча, удар по мячу);
- подвижные игры.
Должны уметь:
- выполнять челночный бег 3х10 метров за 9,5 сек.;
- пробегать без учета времени не менее 500 метров;
- прыгать в длину с места на 130 см.;
- выполнять верхнюю прямую подачу;
- выполнять передачи мяча над собой не выходя за границы.
Предметные
• Характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
• Руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
• Определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
• Использовать игру и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
• Подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
• Самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
• Тестировать показатели физического развития, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
• Взаимодействовать со сверстниками в условиях тренировочной деятельности освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности
• Выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• Выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Метапредметные
• овладеет широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• овладеет способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в тренировочной деятельности.
Личностные
• овладеет навыками выполнения разнообразных физических упражнений, а также буде применять их в игровой и соревновательной деятельности;
• научится максимально проявлять физические способности (качества) .
5. Календарное тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата план | Дата факт |
1 | Правила игры в волейбол. Вводное занятие, правила техники безопасности на занятиях, инструктаж. | 2 | комбинированная | теория | | |
2 | История развития волейбола в России. | 2 | комбинированная | теория | | |
3 | Ознакомление с правилами соревнований. Спортивная терминология. | 2 | комбинированная | опрос | | |
4 | Личная гигиена, закаливание, режим питания, режим дня. | 2 | | теория | | |
5 | Врачебный контроль | 2 | комбинированная | теория | | |
6 | Врачебный контроль | 2 | комбинированная | теория | | |
7 | Врачебный контроль | 2 | комбинированная | теория | | |
8 | Стойка волейболиста. Перемещения в стойке приставными шагами боком, спиной вперед, лицом вперед. | 2 | комбинированная | практика | | |
9 | Стойка волейболиста. Перемещения в стойке приставными шагами боком, спиной вперед, лицом вперед. | 2 | групповая | практика | | |
10 | Стойка волейболиста. Перемещения в стойке приставными шагами боком, спиной вперед, лицом вперед. | 2 | групповая | практика | | |
11 | Стойка волейболиста. Перемещения в стойке приставными шагами боком, спиной вперед, лицом вперед. | 2 | групповая | практика | | |
12 | Упражнения с набивными мячами. Беговые упражнения, ускорения, прыжки, много скоки. | 2 | групповая | практика | | |
13 | Упражнения с набивными мячами. Беговые упражнения, ускорения, прыжки, много скоки. | 2 | групповая | практика | | |
14 | Упражнения с набивными мячами. Беговые упражнения, ускорения, прыжки, много скоки. | 2 | групповая | практика | | |
15 | Упражнения с набивными мячами. Беговые упражнения, ускорения, прыжки, много скоки. | 2 | групповая | практика | | |
16 | Упражнения с набивными мячами. Беговые упражнения, ускорения, прыжки, много скоки. . | 2 | групповая | практика | | |
17 | Упражнения с набивными мячами. Беговые упражнения, ускорения, прыжки, много скоки. | 2 | групповая | практика | | |
18 | Упражнения с набивными мячами. Беговые упражнения, ускорения, прыжки, много скоки. | 2 | групповая | практика | | |
19 | Упражнения с набивными мячами. Беговые упражнения, ускорения, прыжки, много скоки. | 2 | комбинированная | практика | | |
20 | Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» с элементами волейбола. | 2 | комбинированная | практика | | |
21 | Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» с элементами волейбола. | 2 | индивидуальная | практика | | |
22 | Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» с элементами волейбола. | 2 | | практика | | |
23 | Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» с элементами волейбола. | 2 | индивидуальная | практика | | |
24 | Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» с элементами волейбола. | 2 | индивидуальная | практика | | |
25 | Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» с элементами волейбола. | 2 | комбинированная | практика | | |
26 | Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» с элементами волейбола. | 2 | индивидуальная | практика | | |
27 | Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» с элементами волейбола. | 2 | | практика | | |
28 | Передача мяча двумя руками сверху у стены. Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» | 2 | комбинированная | практика | | |
29 | Передача мяча двумя руками сверху у стены. Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» | 2 | комбинированная | практика | | |
30 | Передача мяча двумя руками сверху у стены. Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» | 2 | комбинированная | практика | | |
31 | Передача мяча двумя руками сверху у стены. Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» | 2 | комбинированная | практика | | |
32 | Передача мяча двумя руками сверху у стены. Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» | 2 | групповая | практика | | |
33 | Передача мяча в прыжке Прямой нападающий удар | 2 | комбинированная | практика | | |
34 | Передача мяча в прыжке Прямой нападающий удар | 2 | комбинированная | практика | | |
35 | Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. Передача мяча двумя сверху у стены. | 2 | групповая | практика | | |
36 | Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. Передача мяча двумя сверху у стены. | 2 | комбинированная | практика | | |
37 | Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. Передача мяча двумя сверху у стены. | 2 | комбинированная | практика | | |
38 | Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» с элементами волейбола. | 2 | групповая | практика | | |
39 | Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» с элементами волейбола. | 2 | комбинированная | практика | | |
40 | Прием и передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача по указанным зонам. | 2 | комбинированная | практика | | |
41 | Прием и передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача по указанным зонам. | 2 | групповая | практика | | |
42 | Передачи мяча сверху двумя руками в разные зоны соперника. Прием подачи. Учебная игра в волейбол. | 2 | комбинированная | практика | | |
43 | Передачи мяча сверху двумя руками в разные зоны соперника. Прием подачи. Учебная игра в волейбол. | 2 | комбинированная | практика | | |
44 | Выбор места Тактика подачи Тактика передачи | 2 | групповая | практика | | |
45 | Выбор места Тактика подачи Тактика передачи | 2 | комбинированная | практика | | |
46 | Выбор места Тактика подачи Тактика передачи | 2 | комбинированная | практика | | |
47 | Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Прием и передача мяча снизу двумя руками. | 2 | групповая | практика | | |
48 | Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Прием и передача мяча снизу двумя руками. | 2 | комбинированная | практика | | |
49 | Нижняя прямая подача. Учебная игра в волейбол. | 2 | комбинированная | практика | | |
50 | Нижняя прямая подача. Учебная игра в волейбол. | 2 | групповая | практика | | |
51 | Система защиты 3-1-2 углом вперед, 3 -2-1 углом назад, смешанная защита | 2 | комбинированная | практика | | |
52 | Система защиты 3-1-2 углом вперед, 3 -2-1 углом назад, смешанная защита | 2 | комбинированная | практика | | |
53 | Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. | 2 | групповая | практика | | |
54 | Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. | 2 | комбинированная | практика | | |
55 | Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. | 2 | комбинированная | практика | | |
56 | Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. | 2 | групповая | практика | | |
57 | Двухсторонняя игра по правилам. | 2 | комбинированная | практика | | |
58 | Двухсторонняя игра по правилам. | 2 | комбинированная | практика | | |
59 | Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. | 2 | групповая | практика | | |
60 | Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. | 2 | комбинированная | практика | | |
61 | Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. | 2 | комбинированная | практика | | |
62 | Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. | 2 | групповая | практика | | |
63 | Отработка навыков судейства, жестикуляционной терминологии | 2 | комбинированная | практика | | |
64 | Верхняя прямая подача. Передача из зон 1, 6, 5 в зону 3 с приема подачи. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра в волейбол. | 2 | комбинированная | практика | | |
65 | Нападающий удар по неподвижному мячу. Верхняя прямая подача. Учебно – тренировочная игра в волейбол. | 2 | групповая | практика | | |
66 | Нападающий удар с собственного подбрасывания мяча. Верхняя прямая подача. Учебно – тренировочная игра в волейбол. | 2 | комбинированная | практика | | |
67 | Прямой нападающий удар с разбега. Одиночное блокирование. Учебно – тренировочная игра. | 2 | комбинированная | практика | | |
68 | Прямой нападающий удар с разбега. Одиночное блокирование. Учебно – тренировочная игра. | 2 | групповая | практика | | |
69 | Контрольнооценочные и переводные испытания | 2 | комбинированная | практика | | |
70 | Нижняя прямая, верхняя прямая подачи по определенным зонам. Неожиданные передачи мяча через сетку на площадку соперника. Учебно – тренировочная игра. | 2 | комбинированная | практика | | |
71 | Нижняя прямая, верхняя прямая подачи по определенным зонам. Неожиданные передачи мяча через сетку на площадку соперника. Учебно – тренировочная игра. | 2 | групповая | практика | | |
72 | Нижняя прямая, верхняя прямая подачи по определенным зонам. Неожиданные передачи мяча через сетку на площадку соперника. Учебно – тренировочная игра. | 2 | групповая | практика | | |
6. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных дней | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
первый | 01.09.2021 | 31.05.2022 | 36 | 72 | 144 | 2 раза по 2 часа, перерыв 10 минут, академический час 45 минут. |
7. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1.Спортивный зал
2. Сетка волейбольная
3. Стойки волейбольные-2шт.
4. Гимнастические стенки-2 шт.
5. Гимнастические скамейки-3-4шт.
6. Гимнастические маты-5шт.
7. Скакалки-8шт.
8. Мячи набивные (масса 1 кг)-10шт.
9. Резиновые амортизаторы-10 шт.
10. Мячи волейбольные (для мини-волейбола)-10 шт.
11.Рулетка-2 шт.
. Вводное занятие. Теоретическая подготовка (компьютер).
2. Физическая подготовка (Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах ( опорный прыжок, стенка, скамейка,).
3.Специальная физическая подготовка (волейбольные мячи-15шт).
4.Техническая подготовка (стойки волейбольные, сетка волейбольная, мячи волейбольные: 15 шт.).
5. Тактическая подготовка (стойки волейбольные, сетка волейбольная, мячи волейбольные: 15 шт.).
6. Соревновательная деятельность (мячи волейбольные).
7. Инструкторская и судейская практика (компьютер).
8. Контрольные испытания (Спортивный зал, спортивная площадка).
9. Итоговое занятие (мячи волейбольные).
Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в наличие компьютер с выходом в Интернет, соответствующего программного обеспечения
Кадровое обеспечение
Для успешной реализации программы «Волейбол» на отделении работает тренер - преподаватель.
8. Формы аттестации
В результате освоения программы происходит развитие личностных качеств, общекультурных и специальных знаний, умений и навыков, расширение опыта творческой деятельности. Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения: контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Вводный контроль: проводится педагогом с целью выявления способностей обучающихся.
Текущий - это систематическая проверка усвоения знаний, умений, навыков на каждом занятии. Тематический контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам (устный, письменный, наблюдение, проигрывание).
Периодический контроль - осуществляется после изучения крупных разделов программы.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года.
Кроме знаний, умений и навыков, содержанием проверки достижений является социальное и общепсихологическое развитие обучающихся, поскольку реализация программы не только формирует знания, но и воспитывает и развивает. Содержанием контроля является также сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение (наблюдение, диагностические методики).Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.
9. Оценочные материалы
Оценка знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения, является основой при отслеживании результатов работы.
.
№ | Виды контроля | Контролируемые знания, умения, навыки | Форма контроля |
1 | Предварительный контроль | Правила игры в волейбол, техника безопасности, история развития волейбола, | Индивидуально |
2 | Текущий контроль | Проводится в течение учебного года в виде учебных игр | Индивидуально, в ходе игры. |
3 | Промежуточная аттестация | В середине программы, задания средней сложности | Индивидуально |
4 | Итоговая аттестация | Обучающихся проводится в конце обучения по программе. | |
Физическое развитие и физическая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (вид испытаний) | Результаты |
1 | 2 | 3 |
1. 2. 3. 4. 5. | Бег 30 м с высокого старта (с) Бег 30 м (6х5) (с) Прыжок в длину с места (см) Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками: сидя (м) в прыжке с места (м) | 4,9 11,2 170 45 6,0 9,5 |
Техническая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (вид испытаний) | Количественный показатель |
1 | 2 | 3 |
1. 2. 3. 4. 5. | Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4 Подача верхняя прямая в пределы площади Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3 Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах | 4 3 3 8 3 |
10. Методические материалы
Основными специфическими средствами спортивной тренировки являются физические упражнения. Упражнения могут быть разделены на три группы: избранные соревновательные, специально-подготовительные, обще подготовительные. Избранные соревновательные упражнения - это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения игры в волейбол. Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае. Общеподготовительных упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки обучающегося. общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств обучающегося, повысить его общую тренированность. Основные методы спортивной тренировки можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические. Выбор метода определяется задачей, возрастом, состоянием здоровья, подготовленностью, квалификацией спортсмена, применяемыми средствами и др. факторами. Словесный метод – с его помощью сообщаются теоретические сведения по технике, тактике, правилам соревнований. Метод обеспечения наглядности применяют для создания зрительных, слуховых, двигательных образов. Практические методы (метод упражнений) основаны на двигательной активности .Используемые методы обучения: 1. Словесные (источник знаний — слово) — рассказ тренера, беседа, объяснение, лекция, работа с книгой; 2. Наглядные (источник знаний — образ) — демонстрация реальных или изображенных объектов, явлений и их наблюдение; 3. Практические (источник знаний — опыт) — упражнения, соревнования.
Необходимым условием организации занятий является психологическая комфортность обучающихся, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития, но и для нормального психофизиологического состояния.
Алгоритм учебного занятия:
I. Вводная часть
II.Основная часть.
III. Заключительная часть.
Вводная часть занятий предполагает подготовку обучающихся к работе, к восприятию материала, целеполагание.
В основной части занятия происходит мотивация учебной деятельности обучающихся (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). Усвоение новых знаний и способов действий на данном этапе происходит через использование заданий и вопросов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся. Здесь же целесообразно применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно. Для того, чтобы переключить активность обучающихся (умственную, речевую, двигательную), на занятиях проводятся физкультминутки.
В заключительной части занятия - подведение итогов, рефлексия. В течение 2-3 минут внимание обучающихся акцентируется на основных идеях занятия. На этом же этапе учащиеся высказывают своё отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным.
Основой организации работы с детьми по данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у обучающихся формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения ориентирован на приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейбола, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
11. Рабочая программа воспитания
Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель воспитания –
- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме;
- обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни.
Задачи воспитания –
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
Формы и методы воспитательной работы
Спортивные праздники, спортивные мероприятия, беседы, игры, соревнования, турниры, спартакиада.
Результат воспитания –
развитие самосознания учащихся;
формирование у них положительного самовосприятия и чувства своей изначальной
ценности как индивидуальности, ценности своей жизни и других людей;
развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного межличностного взаимодействия;
• формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков разрешения межличностных конфликтов;
• укрепление адаптивности и стрессоустойчивости, оптимизма в отношении к реальности.
Планируемые результаты реализации программы воспитания
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы.
План воспитательной работы
Массовые мероприятия
№ п/п | Мероприятия | Дата |
1 | Беседа «Волейбол: польза для организма | Сентябрь |
2 | Конкурс «Лучший волейболист» | Октябрь |
3 | Конкурс «Мы любим волейбол» | Ноябрь |
4 | Внеклассное мероприятие «Турнир по волейболу» | Декабрь |
5 | Час общения на тему: Волейбол – игра всех поколений» | Январь |
6 | Конкурс «Веселый волейбол» | Февраль |
7 | Викторина на тему: «Волейбол» | Март |
8 | Мероприятие по волейболу «Волейбол - спортивная игра» | Апрель |
9 | Беседа «Волейбол для школьников» | Май |
Мероприятия на школьном уровне
№ п/п | Мероприятия | Дата |
1 | Спортивный праздник «День волейболиста» | 17.11.2023 |
2 | Школьные соревнования по волейболу | 20.01.2024 |
3 | Фестиваль волейбольного мяча | 11.05.2024 |
Мероприятия на районном и областном уровнях
№ п/п | Мероприятия | Дата |
1 | Районные соревнования во волейболу среди девушек | Февраль |
2 | Районные соревнования во волейболу среди юношей | Март |
3 | Областная спартакиада обучающихся среди девушек | Октябрь |
4 | Областная спартакиада обучающихся среди юношей | Ноябрь |
12. Список литературы
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон № 304-ФЗ от 22 июля 2020 года «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
Государственная программа «Развитие образования»: утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 9 ноября 2018 г. N196, с изменениями на 30 сентября 2020 года;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области»;
Устав МБУДО «Золотухинская детско-юношеская спортивная школа» Золотухинского района Курской области;
«Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных программ».
Список литературы для педагога
1.Беляев А.В. и др. Волейбол. /Беляев А.В., Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Костюков
В.В., Кувшинников В.Г., Родионов А.В., Савин М.В., Топышев О.П. [Электронный ресурс] -М.:Физкультура и спорт, 2000.-368 с.
2.Виноградов П.А, Физическая культура и спорт трудящихся, Советский спорт,2015.-
3.Потапкина Г.В. (под редакцией Квитова А.Н.). Нормативно-правовое и методическое обеспечение деятельности спортивных школ: охрана труда и безопасность занятий физической культурой и спортом: методические рекомендации. Тюмень: Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, 2010 70 с.
4.Сингина Н.Ф. Фомин Е. В. Методическое руководство №16. Психолого-педагогические аспекты деятельности тренера по волейболу, работающего в ДЮСШ.Москва - 2014, 37 с.
5.Фомин Е.В., Силаева Л.В., Булыкина Л.В., Белова Н.Ю. Процесс спортивной подготовки игроков. Москва - 2014 - 134с.
6.Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С.Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2016 - 431 c.
Список рекомендуемой литературы для учащихся
1.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.-15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с.
2.Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.:Физкультура и спорт. 1989.
3.Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура и спорт. 1982.
Электронные интернет – ресурсы, рекомендованные педагогам и учащимся
http://www.bruskov.sch881.edusite.ru/p25aa1.html Тест по волейболу.
http://volleymsk.ru/main/obzor_filmov_chast_2/ Фильмы про волейбол.
Методический сборник №4. " Волейбол. Техника. Тактика. Тренировка": http://shkola-savina.ru/images/metodica/33.pdf.
4. http://panakapitana.ru/teamgames/volleyball/
5. http://sport-lessons.com/teamgames/volleyball/
6. http://uroki-online.com/sport/other-sport/1665-uroki-voleybola-obuchenie-onlayn.html
7.http://www.volley4all.net/technique.html
8.http://www.volley.ru
9.httt://www.donvolley.ucoz.ru