СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Алые паруса"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна программа позволяет развивать творческий потенциал ребенка посредством обучения основам журналистики, а также обучению профессии верстальщика газеты

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Алые паруса"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Районный центр детского и юношеского творчества»

Красногвардейский район Республики Крым



Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета Директор МБОУ ДОД «РЦДЮТ»

от «___»__________20____г. Левакина Елена Ивановна

Протокол №______________ «____»_______________2017г.

Приказ «______»





Дополнительная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Алые паруса»



Возраст учащихся - 9 – 16 лет

Срок реализации – 2 года





составитель: Коваленко Елена Николаевна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «РЦДЮТ»





п. Красногвардейское, 2017



Пояснительная записка

Данная авторская программа дает возможность объединить сегодняшний день и историю, раскрыть все стороны трудной журналистской профессии, получить дополнительные теоретические знания, применить эти знания на практике. Авторство программы заключается в том, что педагог, реализуя данную программу помогает обучающимся выпускать самодеятельные и авторские издания, включая их в систему средств массовой информации, тем самым обеспечивает права детей на свой образ жизни, мировоззрение, утверждение своих идей и принципов, записанных в Международной Конвенции ООН о правах ребенка.

Данная программа имеет социально-гуманитарную направленность. Рассчитана на срок обучения – 2года, занятия 1 группы (младшей) – два раза в неделю, занятия 2 группы (старшей) три раза в неделю. Форма проведения занятий – групповая. Форма проведения итогов реализации программы является творческая выставка индивидуальных тематических работ, а также выпуски газеты «Алые паруса». Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу).

Данная программа составлена в соответствии с правовыми документами в сфере дополнительного образования детей:

Федеральные правовые документы

-Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295);

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года);

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660).

Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Методические рекомендации по организации дополнительного образования

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (письмо МОН РФ от 13.05.2013 № ИР-352/09);

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (письмо МОН РФ от 14.12.2015 № 09-3564);

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо МОН РФ от 18.11.2015 № 09-3242);

Правовые документы Республики Крым

Закон Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 (раздел IV);

Новизна программы состоит в том, что она является ступенчатой по структуре, позволяет освоить два направления: навыки деятельности корреспондента и верстальщика макета газеты.

Актуальность программы обусловлена тем, что сегодня выпускникам школ требуются не только знания, но и умения. Соответственно, необходимо изменить организацию процесса обучения таким образом, чтобы школьники могли применять полученные знания на практике. Школьники стремятся участвовать во взрослой жизни, значит нужно включать взрослые формы деятельности в учебный процесс.

Цель программы: развитие творческого потенциала ребенка посредством обучения основам журналистики, а также профессии верстальщика газеты.

Задачи обучения: научить умению общаться с незнакомыми людьми и брать у них необходимую информацию;

научить принципам работы СМИ;

научить умению выпускать при наличии технических средств листовки, буклеты, газеты и т.д.

сформировать у детей умение давать правильную и объективную оценку общественно-значимым явлениям;

привить качества, необходимые для работы в СМИ – коммуникабельность, воспитанность, грамотность, честность, добропорядочность;

совершенствовать и формировать функциональные умения логически правильно и грамотно оформлять полученную информацию в один из жанров;

сформировать навыки вербального и невербального общения;

развить чувство ответственности за свои слова, т.к они, будучи опубликованными, оказывают большое влияние на огромное количество людей.

Сроки реализации программы: образовательная программа реализуется в течении двух лет и рассчитана на 360 часов. Первый год обучения – 144 часа, второй год обучения – 216 часов. Наполняемость учебной группы – до десяти человек.

Программа предлагается к использованию в системе дополнительного образования, для детей в возрасте от девяти до шестнадцати лет.

Формы и режимы занятий: занятия в учебных группах проходят: первый год обучения – два раза в неделю по два учебных часа, второй год обучения – три раза в неделю по два учебных часа.

В процессе обучения используются разные формы занятий:

- теоретические занятия,

- практические занятия,

- грамотность, аккуратность при выполнении задания,

- творческий подход к выполнению задания,

- экскурсии, посещение музеев и выставок,

- мастер-классы для детей.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

- ребята овладевают системой понятий в области журналистики;

- умеют анализировать, правильно обобщать факты, происходит формирование чёткой позиции, которая предусматривает неравнодушие, активность ребят, достоверность, актуальность их выступлений;

- овладевают системой умений и навыков в области журналистики (передают и излагают информацию в различных жанрах, умеют общаться с людьми, получать у них информацию, логически правильно оформлять ее в один из жанров и пр.)

- работают с аппаратурой, необходимой журналисту: фотоаппарат, диктофон, а также верстальщику – компьютер, принтер.

Способы проверки результатов обучения сводится к практическим заданиям, а также к участию в выпусках газеты.

Формой проверки результатов обучения являются:

- итоговые занятия в конце каждого полугодия,

- выставка тематических работ обучающихся по окончании их выполнения, а также в конце учебного года,

- итоговая выставка по завершении всей образовательной программы.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения


№ п/п


Наименование разделов и тем


Количество часов


Теория


Практика


Всего


1.

Вводное занятие.

Основы техники безопасности


2


-


2

2.

Азбука журналиста

4

2

6

3.

Работа с макетом газеты

10

22

32

4.

Работа с ТСО

8

56

62

5.

Журналистская деятельность

10

20

32

6.

Работа с литературой

6


6

7.

Посещение музеев, выставок


4

4



Итого:

36

108

144



Содержание программы:

Раздел 1 Вводное занятие. Основы техники безопасности.

Знакомство с историей журналистики. Цель, задачи, содержание программы обучения. Правила техники безопасности на занятиях.

Раздел 2 Азбука журналиста

Где и как делается газета? Главные понятия. Знакомство с редакционной газетой.

Практическая работа. Создание макета своей газетной страницы.

Раздел 3 Работа с макетом газеты

Знакомство с Microsoft Pablishers. Все многогранные возможности в работе с данной моделью. Как создавать электронные модели. Правильное размещение разных жанров материала на странице. Размещение фотоматериала, картинок, клипартов на странице. Дизайн газеты.

Практическая работа. Создание электронной страницы, колонок на ней, заголовка, размещение разножанрового материала в газетных колонках, правильное добавление изобразительных форм.

Раздел 4 Работа с ТСО

Изучение возможностей компьютерной клавиатуры, панели инструментов компьютера в работе верстальщика. Освоение диктофона, перенос записанного в компьютер, работа с голосовым текстом. Освоение работы с принтером.

Практическая работа. Выполнение заданий с каждой необходимой функцией клавиатуры, панели инструментов компьютера. Работа с диктофоном в телефоне, сохранение записи. Перенос записи в компьютер. Перенос голосовой записи в виде текста. Распечатывание страниц на принтере.

Раздел 5 Журналистская деятельность

Интервью. Заметка. Социальный опрос. Фоторепортаж. Наблюдение

Практическая работа. Взять интервью. Составить заметку. Провести социальный опрос. Сделать фоторепортаж. Создать заметку по итогам наблюдения.

Раздел 6 Работа с литературой

Работа со справочной, энциклопедической литературой, с газетами

Раздел 7 Посещение музеев, выставок

Проведение экскурсий в музеи, в выставочные залы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения


№ п/п


Наименование разделов и тем


Количество часов


Теория


Практика


Всего


1.

Вводное занятие.

Основы техники безопасности


2


-


2

2.

Работа с газетой

20

56

76

3.

Работа с ТСО

8

50

58

4.

Журналистская деятельность

14

50

64

5.

Работа с литературой

4


4

6.

Посещение музеев, выставок, экскурсии, походы


12

12



Итого:

48

168

216

Раздел 1. Вводное занятие. Основы техники безопасности

Цель, задачи, содержание программы обучения. Правила техники безопасности на занятиях.

Раздел 2. Работа с газетой

Работа с готовым материалом, его обработка. Перенос материала на электронные газетные страницы. Добавление изобразительных объектов. Верстка страниц газеты. Подготовка газеты к выпуску. Правильное распечатывание газеты.

Практическая работа. Обработка извлеченного материала. Перенос материала в газетные колонки. Добавление объектов. Верстка газеты. Вычитывание текста. Распечатывание газеты.

Раздел 3. Работа с ТСО

Повторение пройденного материала. Возможности панели инструментов, клавиатуры. Работа с электронной почтой. Фотографирование, перенос фотографий в компьютер, обработка фото.

Практическая работа. Печатание текстов. Работа с электронной почтой. Перенос обработанных фотографий на страницу газеты. Верстка страниц. Распечатывание газеты.

Раздел 4. Журналистская деятельность

Интервью. Социальный опрос. Тезисы, конспекты, цитирование. Репортаж. Заметка, отчет. Эссе.

Практическая работа. Интервьюирование. Выполнение социального опроса. Конспект беседы, интервью. Написание заметок. Составление отчета. Работа над эссе.

Раздел 5. Работа с литературой

Работа со справочной, энциклопедической литературой.

Раздел 6. Посещение музеев, выставок, экскурсии, походы

Экскурсии в музеи, выставочные залы. Экскурсии по селу, походы к памятным местам.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Реализация программы дает обучающимся представление о профессии журналиста и верстальщика, формирует умения и навыки учащихся по созданию газеты, а также воспитывает стремление творчески подходить к работе.

В основе методики лежит изучение программы на трех уровнях:

• восприятие — посещение музеев, показ детских работ;

• воспроизведение — дети выполняют задания самостоятельно;

• творчество — создание тематических работ и газетных страниц по личному замыслу.

При этом используются следующие формы работы:

• теоретические занятия: в доступной форме дети получают знания об особенностях профессии журналиста и верстальщика;

• знакомство с материалом на примере школьных газет, выполненных детьми;

• практическое выполнение заданий по изучаемой теме;

• создание макета страницы;

• анализ и оценка работы на каждом этапе;

• индивидуальные и коллективные творческие работы;

• участие в экскурсиях, выставках, мастер-классах.

Для обеспечения нормальных условий работы необходимо светлое помещение, комплект мебели, школьные газеты РФ, справочная литература, компьютер, принтер, телефоны с диктофонами.

Применение учебно-наглядных пособий занимает большое место в процессе занятий (иллюстративный, фото- и видеоматериал, подборка работ, выполненных учащимися и составляющих фонд коллектива).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. - 312 с.

Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 год

С. Г. Корконосенко. Основы журналистики. Москва. 2002.

Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.

Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”.

Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.