Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы
г. Белорецк МР Белорецкий район Республики Башкортостан
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Заведующая методическим отделом Заместитель директора по УВР Директор ЦВР
Калиничева Т.Ю./___________/ Волкова В.П./__________/ Кузнецова Т.А./___________/
ФИО (подпись) ФИО (подпись) ФИО (подпись)
Протокол №______ Приказ №_____
от «___ «_______20____г. «____»___________20____г. от «___»_________20____г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Кукольная мультипликация»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 7 - 16 лет
Автор-составитель: Алексеева Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
Программа составлена на основе программы Тихоновой Е. А.
«Работа с детьми в студии мультипликации», М.,«Поиск». 2011.
2017 год
Пояснительная записка
По мнению ведущих исследователей искусства мультипликации, это искусство впитывает и перерабатывает все, что несут все важнейшие области искусства: литература, живопись, музыка, кукольный театр, ремёсла и другие. Мультфильм – этого своего рода сводный курс общеобразовательных знаний. Поэтому мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей.
Краткость мультфильма, соответствующая особенностям детского восприятия, занимательный его характер – это главные предпосылки сильного впечатления, производимого искусством мультипликации на детей.
Огромное значение имеет культурная и воспитательная роль мультипликации. Сказка для ребенка - энциклопедия жизни, она учит ребенка тому, что доброе начало восторжествует, а зло будет наказано. А возможность самому воплотить сказку наяву, буквально сделать ее своими руками – это и очень важный жизненный опыт, и повышение самооценки, и гармонизация всей личности ребенка.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора.
В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.
Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: игровую, продуктивную, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.
Цель: научить детей создавать произведения кукольной мультипликации.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с искусством мультипликации, её историей и видами.
Познакомить с этапами создания кукольного мультфильма.
Познакомить с профессиями в мультипликации.
Познакомить с компьютерными играми и программами для создания мультфильмов.
Создать условия для первых проб ребенка в качестве мультипликатора.
Развивающие:
Развивать творческие способности, речевую культуру детей.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе, умение доводить начатое дело до конца.
В ходе работы предусматриваются различные формы как индивидуального творчества ребёнка, так и его сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми – педагогами и родителями.
Программа рассчитана на 1 год обучения на возрастную группу детей 7-16 лет. Занятия проходят два раза в неделю. Продолжительность одного занятия 2 часа. Общий объем занятий в год составляет 144 часов.
Уровень сложности программы: базовый. По данной программе могут заниматься дети с ограниченными возможностями здоровья.
К концу года ребёнок должен
знать:
- технологию создания телепередачи;
уметь:
создавать сюжет и сценарий будущего мультфильма;
- работать с программой по монтажу видео;
- вести правильно фото- и видеосъемку.
- создавать мультфильмы в предложенных педагогом техниках.
.
Учебно–тематический план
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов |
| | теория | практика | всего |
1. | История мультипликации. | 2 | 4 | 6 |
2. | Искусство мультипликации и её виды. | 16 | 16 | 32 |
3. | Этапы создания кукольного мультфильма. | 8 | 10 | 18 |
4. | Профессии в мультипликации. | 8 | 18 | 26 |
5. | Компьютерные игры для создания мультфильмов. | 2 | 6 | 8 |
6. | Знакомство с программой монтажа | 4 | 14 | 18 |
7. | Создание мультипликационного фильма. | 0 | 36 | 36 |
| Итого: | 40 | 104 | 144 |
Содержание программы
1. История мультипликации.(6 ч.)
Вводное занятие, знакомство с работой в студии и друг с другом. Техника безопасности на занятиях.
Знакомство детей с историей возникновения анимации. Первые аллюзии
движения, воспроизводившиеся еще в древнем Египте и древней Греции. Устройство
«волшебного фонаря» XIX века.
Практическая работа. Просмотр первого русского мультфильма «Война рогачей и усачей» (1912 год).
2. Искусство мультипликации и её виды.(32 ч.)
Анимационные фокусы. Знакомство с понятием «трюковая съемка». Изобретение «своей» волшебной палочки.
Виды мультипликации. Знакомство с особенностями песочной анимации.
Графика в анимации. Понятие о разнообразии выразительных характеристик линии и точки.
Знакомство с пластилиновой анимацией.
Знакомство с анимационной техникой «перекладка». Работа со слоями.
Знакомство с кукольной анимацией.
Практическая работа. Просмотр мультипликационных рекламных роликов и музыкальных клипов, содержащих яркие аттракционы. Съемка и монтаж самых простых анимационных трюков.
«Оживление» собранных на улице листьев, шишек, камушков и пр. Просмотр мультфильм «Варежка» (1967 г. Союзмультфильм) и фильмы Яна Шванкенмайера с оживающими предметами. (Например, «Игра с камнями», 1965 г.)
Просмотр графических мультфильмов Жоана-Пабло Сарамельи.
Просмотр мультфильмов пластилиновой анимации.
Создание простейшего коллективного мультфильма (заставки рубрики) в технике «перекладка».
Просмотр мультфильмов кукольной анимации.
3. Этапы создания кукольного мультфильма. (18 ч.)
Знакомство с технологией создания кукольного мультфильма. Написание сценария мультфильма. Фабула и сюжет (завязка- кульминация-развязка). Азы кинодраматургии. Знакомство с раскадровкой. Изготовление персонажей и декораций. Покадровая съёмка мультфильма. Озвучивание персонажей и музыкальное оформление мультфильма. Монтаж фильма.
Практическая работа.
Просмотр видеофильмов о работе студии мультипликации.
Работа над созданием кукольного мультфильма на рождественскую тематику.
4. Профессии в мультипликации. (26 ч.)
Чем занимается сценарист, режиссер, художник, оператор, композитор, монтажер? Знакомство с профессиями в анимации.
Практическая работа. «Мы – мультипликаторы». Работа в малых группах(по профессиям) или индивидуально для производства сверхкоротких мультиков.
5. Компьютерные игры для создания мультфильмов. (8 ч.)
Знакомство с компьютерной игрой «Мультмастерская».
6. Знакомство с программой монтажа. (18 ч.)
Знакомство с программой Windows Live.
Интерфейс программы. Как правильно читать закадровый текст: работа с интонацией.
Практическая работа. Импортирование видеофайлов на компьютер. Инструменты монтажа. Временная линейка. Основы аудио-монтажа. Запись закадрового текста. Размещение на дорожке видеоредактора закадрового текста и синхроннов. Сочетание звукового ряда с видеорядом сюжета. Специальные инструменты видеомонтажа. Создание титров и заставок.
Создание мультипликационного фильма. (36 ч.)
Практическая работа. Создание мультфильмов с помощью киностудии Windows Live. Работа над индивидуальным или коллективным кукольным мультфильмом: выбор сказки, написание сценария, съёмка в студии, монтаж.
Индивидуальные консультации по авторской работе. Защита авторских работ.
Методическое обеспечение программы
Программный материал реализуется в процессе организации художественной деятельности детей, речевых игр, творческой речевой деятельности (сочинение сказки и создание по ее мотивам мультфильма, составление рассказов из личного опыта), через ознакомление с компьютерной техникой, овладение навыками анимационных техник.
В программе «Кукольная мультипликация» можно запланировать создание мультфильмов, посвященных календарным праздникам: «Наша елочка», «Видеопоздравление любимой маме», «На страже Родины» или народным праздникам «Рождество», «Масленица» и др. Готовые работы можно демонстрировать как отдельными фильмами, так и в рубриках существующего школьного телевидения.
Программа предусматривает применение индивидуальных (например, запись звуковых дорожек) и групповых форм работы с детьми.
В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в рамках программы.
Занятия по программе «Кукольная мультипликация» строятся в форме игры, путешествия, практической деятельности.
Оборудование и программное обеспечение анимационной студии:
- фотоаппарат или видеокамера с функцией покадровой съемки;
- штатив, на который крепится видеокамера;
- настольная лампа;
- компьютер с программой для обработки отснятого материала;
- подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма);
- микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса;
- куклы–герои или художественные и иные материалы для создания кукол (бумага, краски, кисти, ткани, ножницы, проволока и другие);
- устройство для просмотра мультипликационных фильмов:
DVD-проигрыватель, проектор с экраном или монитор компьютера.
Процесс создания мультфильма.
1. Подбор материала для сценария. Написание сценария. Можно взять авторское произведение родителей на основе конкурсного отбора.
2. Изготовление декораций и персонажей. Используется масса для лепки или пластилин, бросовый материал (бусины, бантики и т.д.), или готовые куклы. Фон для новичков лучше брать неподвижный. А затем он может и панорамно двигаться – горизонтально или вертикально. В этом случае персонаж идет, бежит, прыгает, ныряет на одном месте.
3. Съемка анимационного фильма.
4. Звуковое оформление, или «озвучивание». Основное средство выражения мыслей и чувств – звучащее слово, – вступая во взаимодействие c изобразительной частью фильма, усиливает его в идейном, художественном плане. Здесь дети проявляют свои актерские способности: выразительно читают авторский текст, придумывают шумовые эффекты. Но новичкам для начала лучше просто наложить мелодию, соответствующую замыслу.
5. Монтаж фильма (верстка).
6. Просмотр и анализ фильма.
Формы проведения занятий: беседа, творческое общение, индивидуальное общение, лекция, демонстрация-объяснение, практическое занятие, съёмка в студии, тренинги, игры, просмотр мультфильмов с последующим их анализом.
Формы подведения итогов. Показ мультфильмов собственного изготовления перед зрителями в школе, детском саду, трансляция мультфильмов в сети интернет.
Рекомендуемый перечень кукольных мультипликационных фильмов для работы:
«В гостях у гномов», реж. В. Дегтярёв, В.Данилевич;
«Волшебные фонарики», реж. В. Дегтярёв;
«Варежка», реж. Р. Качанов, 1967;
«Домашний цирк», реж. В. Данилевич, 1979;
«Чебурашка», реж. Р.Качанов, 1971;
«Чебурашка идёт в школу», реж. Р.Качанов, 1983;
«Шапокляк», реж. Р.Качанов, 1974;
«Шарик-фонарик», реж. В.Данилевич, 1980
Информационное обеспечение программы
Основная литература:
Игнатова А. Вектор пластилина. М.: Отдельное издание, 2013.
Кривуля Н. Г. Лабиринты анимации. Исследование художественного образа
россииских анимационных фильмов второи половины XX века. М.: Грааль,
2002.
Нагибина М. Волшебная азбука. Анимация от А до Я. М.: Перспектива, 2011.
Солодчук В.И. "Создание анимационного фильма с помощью компьютера" Москва. Издательство института психотерапии. 2002.
Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильмы руками детей: книга для учителя. – М., 2000.
.
Дополнительная литература:
Нормативно-правовая база:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» - М., 2012 (№ 273- ФЗ от 29 декабря 2012 г)
Республиканский Закон «Об образовании в Республике Башкортостан». – Уфа, 2013 (№ 696-з от 1.07.2013 года)
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ: СанПиН 2.4.2.2821-10. М., 2010. (Минюст РФ N 19993 от 3.04.2011 г.)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 г. (проект)
Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2012.
Долгосрочная целевая программа развития образования РБ на 2013 – 2017 гг. – Уфа, 2013. (Целевая программа «Дети Башкортостана»: Одаренные дети; Дети-сироты, с ограниченными возможностями здоровья, малообеспеченные, девиантные; Формирование ЗОЖ и организация отдыха, оздоровления и дополнительной занятости детей, подростков и учащейся молодежи РБ).
Положение о программе дополнительного образования МБУ ДО ЦВР от 27.05.2016г.;
Устав МБУ ДО ЦВР № 01-01 от 12.01.2016г.
Бабиченко Д.Н., "Искусство мультипликации", М.: "Искусство", 1964
Баженова Л.М. В мире экранных искусств: книга для учителя начальных классов, воспитателей и родителей. – М., 1992.
Иванов-Вано И., "Советское мультипликационное кино", М.: "Знание", 1962
10