Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Русскополянский детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр
Принято Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор __________А.В. Терешко
протокол № __ от __ сентября 201_ г. приказ № __ от __ сентября 201_ г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
для спортивно-оздоровительных групп
Физкультурно-оздоровительная направленность
Возраст обучающихся 6-18 лет
Срок реализации программы 1 год
Авторы составители: директор А.В. Терешко
зам. директора по УВР М.С.Заводова
Р.п. Русская Поляна, 2016.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеобразовательная общеразвивающая программа для спортивно-оздоровительных групп составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на укрепление и сохранение здоровья, и ориентирована на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.
Цель программы: укрепление здоровья, удовлетворение индивидуальных двигательных потребностей, развитие физических способностей.
Задачи программы:
1. Ознакомление учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
2. Изучение комплексов физических упражнений с оздоровительной направленностью и подвижных игр;
3. Улучшение функционального состояния организма;
4. Формирование умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Планируемые результаты программы:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
Формирование ценности здорового образа жизни.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД.
Умение определять цель деятельности на занятии с помощью педагога, а далее самостоятельно.
Умение составлять комплекс физических упражнений и карточку подвижной игры.
Умение оценивать правильность выполнения физических упражнений.
Овладение основами самоконтроля на занятии.
2. Познавательные УУД.
Умение использовать информационно-коммуникативные технологии для получения знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Умение создавать и применять схемы подвижной игры.
3. Коммуникативные УУД.
Умение организовывать совместную деятельность с педагогом и сверстниками.
Умение соблюдать нормы и правила поведения в процессе подвижных игр и беговых упражнений.
Умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты освоения обучающимися программы
В ходе реализация программы обучающиеся смогут узнать:
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
значение физических упражнений и подвижных игр для сохранения и укрепления здоровья;
будут уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своем здоровье;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В ходе реализации программы обучающиеся смогут получить знания:
правила безопасного поведения во время занятий;
названия разучиваемых физических упражнений;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты;
могут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях;
играть в подвижные игры с соблюдением основных правил;
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы:
1.Контрольные упражнения;
2.Портфолио «Мое здоровье»:
- личная карточка обучающегося;
- результаты мониторинга состояния здоровья обучающегося (итоги медицинского обследования);
- копии документов (дипломы, грамоты и др.) об итогах соревнований;
- работы обучающегося (фотографии соревнований, дневник самоконтроля, самостоятельно составленные комплексы физических упражнений, карточка подвижной игры, режим дня, меню питания);
- самоанализ (самооценка) достижений;
- отзывы педагога о достижениях обучающегося;
- другое (по желанию обучающегося).
В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется учет подготовленности путем:
-текущей оценки усвоения изучаемого материала (наблюдение);
-промежуточной оценки (дневник самоконтроля, комплексы физических упражнений, карточка подвижной игры);
- итоговой оценки (выполнение контрольных упражнений, портфолио «Мое здоровье»).
Содержание программы
Основными формами видов деятельности обучающихся, направленных на достижение планируемых результатов являются:
1. Групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
2. Соревнования;
3. Учебно-тренировочные сборы;
4. Работа по индивидуальным планам;
5. Восстановительно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
6. Медицинский контроль;
7. Подвижные игры, эстафеты;
8. Беседа, наблюдение, демонстрация;
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание занятий | СОГ – 4 ч. | СОГ – 5 ч. |
1 | Теория | 30 | 35 |
2 | ОФП | 133 | 175 |
3 | Соревнования | 15 | 15 |
5 | Контрольные упражнения | 15 | 15 |
6 | Самостоятельная работа обучающихся | 15 | 20 |
| ИТОГО ЧАСОВ | 208 | 260 |
| Наполняемость учебных групп | 17 |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
№ п/п | Содержание занятий | СОГ – 4 ч. (30 ч.) | СОГ – 5 ч. (35 ч) |
1. | Техника безопасности на занятиях. Оказание первой медицинской помощи. Просмотр наглядных пособий, беседа. | 2 | 2 |
2. | Здоровый образ жизни и здоровье человека. Просмотр видеозаписи, составление портрета здорового человека, работа в группах, беседа. | 3 | 3 |
3. | Гигиена, закаливание, режим тренировочных занятий и отдыха. Составление режима дня, индивидуальная работа, беседа. | 3 | 3 |
4. | Питание, самоконтроль спортсмена. Составление меню питания, разработка дневника самоконтроля. | 3 | 3 |
5. | Влияние физических упражнений на организм спортсмена. Просмотр презентации, составление комплекса физических упражнений, беседа. | 3 | 6 |
6. | Восстановительные мероприятия в спорте. Составление плана мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок, работа в группах, представление своего плана, беседа. | 3 | 4 |
7. | Физические способности спортсмена. Просмотр презентации, составление карты о видах физических качеств, беседа. | 3 | 3 |
8. | Физическая культура и спорт в России. Просмотр презентации, беседа. | 2 | 3 |
9. | Виды спорта, культивируемые в Омской области, районе. Просмотр презентации, доски почета, фотографий, встреча с лучшими спортсменами центра. | 3 | 3 |
10. | Спортивные сооружения для занятий физической культурой и спортом. Просмотр презентации, осмотр объектов спортивных сооружений имеющихся в центре, беседа. | 3 | 3 |
11. | История Олимпийского движения. Составить карточку с участниками Олимпийских игр из Омской области. | 2 | 2 |
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
№ п/п | Содержание занятий | СОГ – 4 ч. (133 ч.) | СОГ – 5 ч. (175 ч.) |
1. | Строевые упражнения. Подвижные игры: «Вызов номеров», «Перемена мест», «Поезд», «Считай - не сбивайся!» | 4 | 4 |
2. | Упражнения для рук и плечевого пояса. Групповая работа. | 4 | 4 |
3. | Упражнения для шеи и туловища. Групповая работа. | 4 | 4 |
4. | Упражнения для ног. Групповая работа. | 4 | 4 |
5. | Упражнения для всех групп мышц. Групповая работа. | 4 | 4 |
6. | Упражнения с предметами. Работа индивидуальная, в парах со скакалкой, с гимнастической палкой, набивным мячом, обручем, гимнастической скамейкой, на гимнастической стенке, канате, шесте. | 14 | 14 |
7. | Упражнения для формирования правильной осанки. Игры: «Мастер мяча», «Регулировщик», «Восточный официант». | 3 | 2 |
8. | Дыхательные упражнения. Игры: «Задуй свечу», «Воздушный шарик», «Корабль и ветер». | 3 | 2 |
9. | Упражнения на расслабление. Игры «Штанга», «Сосулька», «Шалтай – Болтай», «Насос и мяч». | 3 | 2 |
10. | Упражнения для развития ловкости и координации. Подвижные игры: «Удочка», «Хитрая лиса», «Охотники и утки», «Шишки, желуди, орехи». | 16 | 23 |
11. | Упражнения для развития гибкости. Подвижные игры: «Палку за спину», «Гонка мячей», «Бег раков», «Кувырки и перекаты», «Мостик и кошка». | 16 | 23 |
12. | Упражнения для развития быстроты. Подвижные игры: «День ночь», «Охотники и соколы», «Пустое место», различные эстафеты. | 16 | 23 |
13. | Упражнения для развития силы. Подвижные игры: «Гонка мячей по кругу», «Перетягивание в парах», «Подвижный ринг», эстафета с набивным мячом. | 16 | 23 |
14. | Упражнения для развития выносливости. Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Салки». | 16 | 23 |
15. | Круговая тренировка. Индивидуальная работа по станциям и заполнение листа спортивных достижений. | 10 | 20 |
СОРЕВНОВАНИЯ
№ п/п | Содержание занятий | СОГ – 4 ч. (15 ч.) | СОГ – 5 ч. (15 ч.) |
1. | День здоровья | 3 | 3 |
2. | Спортивная эстафета «Ловкие, сильные, смелые» | 3 | 3 |
3. | Спортивная эстафета «Быстрее, выше, сильнее» | 3 | 3 |
4. | Марафон «Подвижные игры» | 3 | 3 |
5. | Спортивный праздник «Веселые старты». | 3 | 3 |
КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
№ п/п | Содержание занятий | СОГ – 4 ч. (15 ч.) | СОГ – 5 ч. (15 ч.) |
1. | Упражнения для развития силы. Технически правильное выполнение упражнений, проведение комплекса упражнений. | 3 | 3 |
2. | Упражнения для развития быстроты. Технически правильное выполнение упражнений, проведение комплекса упражнений. | 3 | 3 |
3. | Упражнения для развития гибкости. Технически правильное выполнение упражнений, проведение комплекса упражнений. | 3 | 3 |
4. | Упражнения для развития ловкости и координации. Технически правильное выполнение упражнений, проведение комплекса упражнений. | 3 | 3 |
5. | Упражнения для развития выносливости. Технически правильное выполнение упражнений, проведение комплекса упражнений. | 3 | 3 |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
№ п/п | Содержание занятий | СОГ – 4 ч. (15 ч.) | СОГ – 5 ч. (20 ч.) |
1. | Составление комплексов упражнений | 4 | 6 |
2. | Составление карточки подвижной игры | 4 | 6 |
3. | Составление режима дня и меню спортсмена | 3 | 3 |
4. | Заполнение дневника самоконтроля | 2 | 3 |
5. | Провести самоанализ своих достижений | 2 | 2 |
Условия реализации программы
Материально-технические условия
Стадион «Целинник», манеж, комплексная площадка, гимнастические палки, набивные мячи, мячи для игровых видов спорта, гимнастическая скамья, гимнастическая стенка, канат, шест, скакалки, барьеры, обручи, фишки, использование ИКТ, видеоматериалов. |
Методические условия Продуктивность занятий по программе во многом зависит от качества их подготовки. Перед каждым занятием педагог должен продумать план его проведения, просмотреть необходимую литературу, отметить новые термины и понятия, которые следует разъяснить обучающимся.
Особое внимание следует уделять вопросам техники безопасности. За 5-10 минут до конца занятия работу необходимо закончить и подвести итоги.
Диагностика эффективности образовательного процесса
Диагностика осуществляется в течение всего срока реализации программы. Это помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях обучающихся, планировать коррекционную работу, отслеживать динамику развития детей.
Итоговая оценка развития личностных качеств воспитанника производится по трем уровням:
- «высокий»: положительные изменения личностного качества воспитанника в течение учебного года признаются как максимально возможные для него;
- «средний»: изменения произошли, но воспитанник потенциально был способен к большему;
- «низкий»: изменения не замечены.
Мониторинг образовательных результатов
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий: имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инвентарь.
Средний: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инвентарь.
Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инвентарь.
2. Глубина и широта знаний по виду спорта.
Высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями, терминами.
Средний: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной активности, самостоятельно занимается дома, помогает другим, активно участвует в соревнованиях.
Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4.Разнообразие спортивных достижений
Высокий: регулярно принимает участие в соревнованиях, в масштабе района, города.
Средний: участвует в соревнованиях внутри группы, учреждения.
Низкий: редко участвует в соревнованиях внутри группы.
5.Развитие познавательных способностей:
Высокий: точность выполнения упражнений; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы; у ребенка устойчивое внимание.
Средний: ребенок не совсем правильно выполняет упражнения, знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий: обучающийся не правильно выполняет упражнения, не может ответить на вопрос, не внимателен.
Мониторинг эффективности воспитательных воздействии
1.Культура поведения ребенка
Высокий: имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).
Средний: имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий: моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.
2. Характер отношений в коллективе
Высокий: высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.
Средний: имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.
Низкий: низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.
Мониторинг социально-культурные воздействия
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
Высокий уровень: без напоминания педагога после окончания занятий моет руки, аккуратно с осторожностью пользуется инвентарем.
Средний: выполняет санитарно-гигиенические требования не постоянно или после напоминания педагога.
Низкий: отказывается полностью или очень редко соглашается выполнять санитарно-гигиенические требования.
2. Выполнение требований техники безопасности.
Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности при работе с инвентарем.
Средний: выполняет правила техники безопасности после напоминания педагога.
Низкий: выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем педагога.
3. Характер отношений в коллективе.
Высокий уровень: постоянно доброжелательное отношение к другим учащимся, стремление помочь или подсказать, поделиться инвентарем, желание выполнять коллективную работу или руководить её выполнением.
Средний: нет склонности к конфликтам, но нет стремления к активному сотрудничеству с товарищами.
Низкий: стремится к обособлению, отказывается сотрудничать с другими учащимися при выполнении заданий
4. Отношение к педагогу.
Высокий уровень: внимательно слушает педагога, старательно выполняет все требования, может обратиться за необходимой помощью в различных вопросах.
Средний: выполняет требования педагога, но держится независимо.
Низкий: игнорирует требования педагога, отвечает на вопросы и выполняет задания только по принуждению.