Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества МР Татышлинский район Республики Башкортостан
«Утверждаю»
Директор МБУ ДОД ЦДТ
__________ Мухамадиева Г.Х.
« »________________2016г.
Обсуждено на заседании методического совета
Протокол №____от___________2016 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения
« Йәйғор» ( “ Радуга”)
на 2016-2017 учебный год
Педагог дополнительного образования
Нуриева Лиза Борисовна
Возраст детей: 10-13 лет
Срок реализации: 2 года (1 год)
с. Верхние Татышлы - 2016 год
Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06 - 1844)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный фольклорный театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в театрально-фольклорном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене.
Фольклор – собирательное понятие, важное для любого народа, потому что оно включает в себя всю культурную сферу народа, его песни, танцы, музыку, декоративно-прикладное искусство, устно-поэтическое творчество. Конечно же, с годами культурный мир человека меняет свой облик, отражая время общества. И на сегодняшний день культура значительно отличается от культуры наших дедушек и бабушек, но, как и прежде она играет в нашей жизни немаловажную, а может быть, и одну из главных ролей. И нашим долгом является не просто знать, но и в какой-то степени владеть фольклором народным, ведь он отражает самые глубинные качества нашего народа. С этой целью и была разработана эта программа – привить детям не просто любовь к башкирскому фольклору, но и любовь, и уважение к нашему народу. Вызвать у детей желание не просто знать башкирские народные песни, игры, танцы, но желание эти знания употреблять: петь песни, которые исполняли ещё наши бабушки, танцевать танцы, которые отражали суть нашего народа, его широкую и неповторимую душу. Донести саму суть башкирских народных обрядов, ведь порой в наше время люди, соблюдающие тот или иной обряд, просто не знают его смысла и что скрывается за тем или иным действием этого обряда. Программа разработана так, что по мере приобретения знаний о культуре нашего народа, дети приобретают навыки театрального искусства, что облегчает практическую работу над фольклором. По мере работы по этой программе в группе создаётся рабочая сплочённая атмосфера, в которой руководителю без проблем можно осуществлять всевозможные добавления и поправки по ходу работы. В группе могут заниматься дети абсолютно разного возраста, так как каждая тема пропитана различными тренингами и упражнениями, которые руководитель может преподносить как игры, что заинтересует даже самого юного кружковца.
Одна из ЦЕЛЕЙ кружка - воспитание в детях добра, любви к родному народу, родной земле,
ЗАДАЧИ:
1. Развивать творческие возможности детей
2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения
3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел
4. Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.
5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом
6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние
7.Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
8.Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.
9.Развить у детей желание играть в старинные игры, петь башкирские народные песни, восстанавливать башкирские народные обряды и чтить обычаи и традиции нашего народа.
10.Создать в кружке дружескую, уютную атмосферу, в которой каждый ребёнок смог бы раскрепоститься и раскрыть неведомые для него до этого способности и таланты.
11.Развить у детей чувства ответственности, пунктуальности.
Организация деятельности кружка
Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных праздников, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и собственного произведения. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.
Выход результатов:
выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок
Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть
Читать выразительно стихи, басни.
Уметь представить характер героев стихотворения, басни, сценариев,обыгрывать содержание произведений.
Уметь играть в народные игры, петь песни.
Уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене.Уметь слушать товарищей и
Отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя
Содержание программы
Программа дает возможность принимать участие в работе кружка детям любого школьного возраста и предполагает как работу с коллективом в целом, так и индивидуальные занятия во время репетиций. Программа имеет два направления – фольклорное и театральное мастерство. В рамках первого на базе кружка будут организованы фольклоные посиделки, в рамках второго планируются театральные постановки.
Программа рассчитана для детей 10-13 лет. Срок реализации - 2 года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 288 часов. Занятия кружка проводятся в учебном кабинете, 2 раза в неделю по 2 часа.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
№ | Название темы | |
1 | Вводный курс. Актерское мастерство. | 4 (12) |
2 | Вводный курс. Ознакомление с правилами техники безопасности | 1 (6) |
3 | Беседа о театральном искусстве. | 2 (2) |
4 | Искусство декламации. Выразительность чтения. | 4 (4) |
5 | Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. | 2 (2) |
6 | Действие как главное выразительное средство актерского искусства | 5 (3) |
7 | Виды театров, их сходства и различие. | 2 (2) |
8 | Общественное назначение театра. Народные игры | 1 |
9 | Роль и задачи театра во время Великой Отечественной войны | 2 (2) |
10 | Дикция. Орфоэпия | 3 (4) |
11 | Логика чтения. Логические паузы | 2 (3) |
12 | Обряды, обычаи и традиции. Их роль в жизни населения. | 2 |
13 | Башкирская одежда.История башкирской народной одежды.Башкирские орнаменты. Общая характеристика башкирского народного костюма. | 5 (4) |
14 | Утварь башкирского народа. | 1 (2) |
15 | Миф и мифология. | 1 (1) |
16 | Устно-поэтическое творчество. | 2 (6) |
17 | Детский фольклор. | 1 (7) |
18 | Итоговое занятие. Обсуждение работы кружка | 1 (3) |
19 | Репетиции спектаклей и подготовка к школьным праздникам | 22 |
20 | Участие в школьных мероприятиях | 4 |
21 | Участие в районных мероприятиях | |
Тематическое планирование работы кружка
№ | Дата | Тема теоретического занятия | Практика |
1 | 01.10(2) 02.10 03.10 08.10(2) 09.10 | Вводный курс. Ознакомление с правилами техники безопасности (1ч. ) | Простейшие упражнения и игры. ( 6ч.) Уйын алды һәм уйын барышындағы йолалар. а) Йәрәбә һәм яза төрҙәре. б) Әйтешмәктәр |
2 | 10.10 15.10(2) 16.10 17.10 22.10(2) 23.10 | Вводный курс. Актерское мастерство. (2 ч. ) | Простейшие упражнения и игры. ( 6ч. ) Тел сарлағыстар. а) Ҡош-ҡорт тауыштарын эләкләү-тәбиғәт арбауҙары. б) Ҡош-ҡортто әбәкләү. |
3 | 24.10 29.10(2) 30.10 31.10 05.11(2) 06.11 | Актерское мастерство. (2 ч. ) | Простейшие упражнения и игры.(6ч) Уйын фольклоры. а) Уйын төрҙәре. б) Уйын тарихы. |
4 | 07.11 12.11(2) 13.11 | Беседа о театральном искусстве ( 2. ч.) | Литературное занятие, посвященное театру и фольклору. Обсуждение в форме дискуссии . Современный взгляд. ( 2 часа ) |
5 | 14.11 19.11(2) 20.11 | Искусство декламации. Выразительность чтения. (2.ч ) | Чтение в лицах стихов А.Атнабаева,Р.Гарипова ,разучивание скороговорок (2 ч. ) |
6 | 21.11 26.11(2) 27.11 | Искусство декламации. Выразительность чтения.(2ч ) | Чтение в лицах стихов А.Атнабаева, Р.Гарипова , разучивание скороговорок (2 ч. ) |
7 | 28.11 03.12 (2) 04.12 | Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. ( 2 ч.) | Подготовка к выступлению на обрядовых праздниках в младших классах. Распределение ролей, обсуждение костюмов . « Моң байрамы » ( 2 ч. ) |
8 | 05.12 10.12(2) 11.12 12.12
| Действие как главное выразительное средство актерского искусства (2ч) | Репетиция сценария. (3) |
9 | 17.12(2) 18.12 19.12 | Действие как главное выразительное средство актерского искусства (1ч. ) | Репетиция сценария. (2) Выступление для младших школьников ( 1 часа ) |
10 | 24.12(2) 25.12 26.12 | | Подготовка к выступлению на празднике “ Новый год”. Распределение ролей, обсуждение костюмов.(4ч) Выступление на празднике. |
11 | 08.01 09.01 15.01 16.01 | Действие как главное выразительное средство актерского искусства ( 2 ч. ) | Подготовка к выступлению на обрядовых праздниках в младших классах. Распределение ролей, обсуждение костюмов «Һуғым байрамы» ( 2 ч. ) |
12 | 21.01(2) 22.01 | . Дикция. Орфоэпия (1)
| Репитиция сценария “Һуғым байрамы” (2ч.) |
13 | 23.01 28.01(2) 29.01 | Дикция. Орфоэпия (1) | Репетиция сценария “ Һуғым байрамы”( 3 часа ) |
14 | 30.01 04.02(2) | Дикция. Орфоэпия (1) | Выступление для начальных классов (2) |
15 | 05.02 06.02 | | Подготовка к выступлению сценария “ Ерен һатҡан-илен һатҡан” (2) |
16 | 11.02(2) 12.02 13.02 | Виды театров, их сходства и различие. ( 2 ч. ) | Репетиция сценария “ Ерен һатҡан-илен һатҡан”(2.) |
17 | 18.02(2) | Общественное назначение театра. (1 ч. ) | Репетиция сценария “ Ерне һатҡан-илен һатҡан.” (1ч.) |
18 | 19.02 20.02 25.02 | Роль и задачи театра ( 1 ч. ) | Выступление для школьников.(2) |
19 | 25,02 26.02 27.02 | Роль и задачи театра во время войны( 1 ч. ) | Подготовка к выступлению на празднике 8 марта по сценарию “ Өләсәйем һабаҡтары”. Распределение ролей.(2) |
20 | 04.03(2) 05.03 06.03 | Логика чтения. Логические паузы ( 1 ч. ) | Репетиция сценария “ Өләсәйем һабаҡтары” (2ч.) Выступление для мам.(1ч.) |
21 | 11,03(2) 12.03 | Логика чтения. Логические паузы ( 1 ч. ) | Подготовка к выступлению на фольклорном празднике “ Ҡыҙ ҡарау”. Распределение ролей.(2) |
22 | 13.03 18.03(2) 19.03 | Обряды, обычаи и традиции. Их роль в жизни населения.(2ч.) | Репетиция сценария “ Ҡыҙ ҡарау”(2) |
23 | 20.03 25.03(2) 26.03 | Башкирская одежда.(1) История башкирской народной одежды.(1) | Репетиция сценария “ Ҡыҙ ҡарау”(2) |
24 | 27.03 01.04(2) | Башкирские орнаменты .(1) | Выступление по сценарию “ Ҡыҙ ҡарау”(2) |
25 | 02.04 03.04 08.04(2) | Общая характеристика башкирского народного костюма.(2) | Работа по сценарию “ Тыуған көн байрамы ”. Распределение ролей.(2) |
26 | 09.04 10.04 15.04(2) 16.04 17.04 | Утварь башкирского народа.(1) | Репетиция сценария “ Тыуған көн байрамы.”(3) Выступление по сценарию “ Тыуған көн байрамы.”(2) |
27 | 22.04(2) | Миф и мифология (1) | Чтение легенды о небесных светилах;топонемических легенд.(1) |
28 | 23.04 24.04 29.04(2) 30.04 06.05(2) 07.05 | Устно- поэтическое творчество.(2) | Ижектәр уйнатып , шиғыр юлдары яһау. Һүҙҙәр менән уйнау. Серле телдә һөйләшеү. Рифмалап һүҙен тап. Өлгөр яуап табышыу. (6) |
29 | 08.05 13.05(2) 14.05 15.05 20,05 (2) 21,05 | Детский фольклор.(1) | Словесные игры детей. Такмаки и прибаутки на разные случаи . Дразнилки. Игровые прибаутки. Игры |
30 | 27.05(2) 28.05 29.05 | Итоговое занятие. Обсуждение работы кружка (1 ч.) | Творческий практикум. Инсценировка эпизодов.Проигрывание кульминационных и произведших впечатление отрывков из разученных постановок ( 3ч.) |
31 | | Участие в районных ме роприятиях. | (10 ч.) |
РЕКОМЕНДАЦИИ:
В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.
Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.
Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков Речевой слух.
Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:
Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;
Фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;
Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.
Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому):
Громче – тише,
Выше – ниже,
Быстрее – медленнее.
Голос – одежда живой речи, а душой является интонация.
Волшебный посредник – видение образа.
«Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В,Н, Аксенов, режиссер.
Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.
Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три категории, три типа:
Образный (сигналы I сигн. системы);
Мыслительный (II сигн. Системы);
Средний.
Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать. Образы басен Крылова.
Позиция и поза.
Поза – это перенесение , перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение. Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может совпадать, а может и не совпадать с авторской.
Поза и авторская и исполнительская может быть доброжелательной и недоброжелательной, дружественной и враждебной, она может отображать одобрение или отрицание, осуждение.
Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу, говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу обличителя какого-либо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком.
Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия. «Бесчувствие – это увечье», - сказал Н.А. Некрасов.
Основой дикламационного искусства должен быть ритм.
Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя – зрителя на ритм. «Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения стиха естественность и разнообразие», - говорит актер Г.В. Артоболевский. Чтобы ритмом овладеть надо его уловить и ощутить.
ЛИТЕРАТУРА:
А. Алдырханова. Сценарии для проведения обрядовых праздников ( на башкирском языке) “ Өләсәйем һандығы”- Уфа; Китап- 2008.
Ф. Губайдуллина. Наши праздники. ( на башкирском языке )- Уфа; Китап- 2004.
. Х. Латипова. Школьная сцена. Пьесы. ( на башкирском языке ). Уфа; Китап-2005.
Н. Гаитбаев. Пьесы для школьной сцены. ( на башкирском языке) Уфа; Китап-2010.
А. Сулейманов, И. Галяутдинов. Башкирский детский фольклор. Уфа; Китап-2011.
М. Багаутдинова, Н. Багаутдинов, Г. Ягафарова.Интеллектуальные игры по башкирскому языку. ( на башкирском языке) Уфа; Китап -2011.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:
Телевизор, , DVD , компьютер, диски с записью сказок и постановок