Дорога, которую мы выбираем
Открытый классный час в 9 классе
Слайд 1. Песня «Дорогою добра».
Приветствуем гостей и друг друга.(звучит музыка )
Ребята, совсем немного осталось до того момента, когда мы с вами будем расставаться. Каждый из вас пойдёт своей дорогой. , скоро вы получите первый документ об образовании. этот документ станет и билетом в жизнь. Училища, техникумы, колледжи, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. А выбрать есть из чего - в мире более 50 тысяч профессий! Сегодняшний классный час под названием «ДОРОГА, которую мы выбираем» мы проведем, путешествуя в мире профессий. Цель нашего классного часа
Цель: Познакомить учащихся с новыми профессиями и помочь выбрать профессию; попробуем вместе определить, что нужно для этого, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог стать Человеком.
Слайд 3. Не зря жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени.
Слайд 4. День за днём, час за часом мы проходим, проживаем свой путь…
Слайд 5. Вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Где начало нашего жизненного пути?
Слайд 6. Конечно же, в стране Детства.
Продолжить предложение.
Вспомним, кем вы хотели быть в детстве
В детстве я был…
В детстве я хотел…
В детстве я не понимал…
Самым главным человеком в детстве был(а)…
В детстве меня научили…
Слайд 8. Действительно, детство - это ваши истоки, корни. Отсюда начинается ваш путь в Прекрасное Далёко. (песня прекрасн.далеко припев)поют все
Слайд 9 муз. Благодаря людям, которые вас вырастили, вашим родителям, дедушкам и бабушкам зажглась свеча вашей души. Вы должны постараться, чтобы она не стала тающей свечой, а превратилась в чудесный яркий маяк, освещающий путь тем, кто в этом нуждается.
«Когда корабль не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека). Как вы думаете, что имел в виду философ, автор трагедий, писатель, оратор Сенека. Соотнесите высказывание Сенеки с темой сегодняшнего классного часа.( – Если человек не знает, чего он хочет, то ему трудно
будет добиться успеха в жизни. (Продолжите фразу: когда я читаю выражение Сенеки, то думаю …)
На самом деле, выбор профессии – дело весьма серьёзное. Ведь на работе человек проводит 8-9 часов в день, а значит почти треть жизни! И какой будет эта треть – скучной и тоскливой «от звонка до звонка» или яркой, интересной, захватывающей зависит от тебя.
Как вы думаете, что должно быть определяющим при выборе профессии?
Отметь в списке три наиболее значимые для вас позиции.
Работа должна приносить стабильный материальный доход.
Работа должна приносить радость, нравиться.
Работа не должна быть очень тяжёлой, трудной, всё же здоровье главное.
Работа не должна забирать всё время, важно, чтобы оставалась возможность позаботиться о своём доме и домашних.
Работа должна приносить славу, известность.
Работа должна быть перспективной – давать возможность когда – нибудь стать начальником, руководителем.
Работа должна помочь человеку реализовать свои способности и таланты, дать возможность раскрыться.
Работа должна давать возможность почувствовать свою нужность, полезность для людей.
спросить
Как Вы считаете, какими факторами руководствуется современная молодежь при выборе профессии?
(Высказываются 2-3 человека) (Престижность профессии, заработная плата, пример родителей, свои интересы.)
Кл.рук.: Вы правы, фактор престижности в настоящее время часто имеет место при выборе профессии. Но надо признать, это не самый верный принцип выбора, поскольку престиж сродни моде, а мода, как мы знаем, очень переменчива.
Слайд 3.
На самом деле выбор профессии «стоит на трех китах»:
ХОЧУ, МОГУ, НАДО.
Давайте подробнее на них остановимся: ХОЧУ – личные цели, интересы, потребности.
МОГУ – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.
Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»
Как вы понимаете это высказывание?( Высказываются 2-3 человека)(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной).
Кл.рук.: Совершенно верно. Это счастье, когда способности и интересы, совпадают.
А как это можно назвать, одним словом? (Призвание)
Верно. Но кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.
Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.
Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.
Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.
НАДО – потребности рынка труда. В мире существует более 50 000 профессий. Одни из них очень распространенные – врач, учитель, продавец… Другие насчитывают единицы.
Самое нелегкое в жизни — выбор правильного пути, своей профессии
Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете?
Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности.
Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы?
Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье. Об этом говорил и великий русский педагог К. Ушинский.
Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.
(Дети рисуют фигурки.) Звучит спок. музыка
Теперь подсчитайте количество треугольников. Спросить у кого сколько
(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути. Следовательно, какую мы можем вывести формулу успешного выбора?
Попробуйте показать себя в маленьком этюде-пантомиме
«МУКИ ТВОРЧЕСТВА»
Создать новое произведение искусства очень непросто. Недаром же существует устойчивое выражение — «муки творчества». Оно означает, что все шедевры рождаются лишь в результате мучительных усилий (выбираем карточки)
Попробуйте показать в маленьком этюде-пантомиме процесс творческой работы, или «муки творчества»...
писателя;
композитора;
художника;
скульптора;
фотографа.
«ВОПРОСЫ О ПРОФЕССИЯХ»
Блиц-турнир
Специалист по отделке зданий (помещений). (Маляр.)
Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь)
Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.)
Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь.)
Специалист по обработке металлов давлением. (Чеканщик.)
Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радио-мастер.)
Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец.)
Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер.)
Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.)
Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Садовод.)
Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.)
Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод.)
Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант.)
Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер.)
Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог.)
Специалист по обработке дерева. (Столяр.)
Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист.)
Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер.)
Специалист по передаче информации с помощью радиоволн. (Радист).
Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном.)
Работник торговли. (Продавец.)
Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, технических устройств и приспособлений) в соответствии с установленными едиными требованиями. (Чертежник.)
Рабочий на стройке. (Каменщик.)
Сотрудник, занятый изданием газеты (журнала). (Редактор.)
ВЕРА: Открываем рубрику
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ».
Заметки о самых редких профессиях
Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.
ИГОРЬ: Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре постижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре постижеры - это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия постижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.
КСЮША: Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия - это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты.
Газированные напитки, йогурты, шоколад - все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачивается соответственно.
Читая разные книги, мы встречаемся с самыми разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии. И вы все, конечно, их знаете, и сейчас сумеете назвать и персонажей, и авторов этих произведений.
«ПРОФЕССИИ ГЕРОЕВ КНИГ»
Лучшая в мире няня — гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда. (Мэри Поппинс. П. Треверс)
Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня, — говорила она, — и дети, и собаки становятся шелковыми». (Фрекен Бок. А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»)
Из трех девиц одна стала царицей, вторая — ткачихой. А третья? (Поварихой. А. С. Пушнин «Сказка о царе Салтане»)
Сказка, в которой два обманщика выдавали себя за ткачей и говорили, что могут изготовлять чудесную ткань, которая невидима для всякого человека. (Г. X. Андерсен «Новое платье короля»)
Матрос капитана Врунгеля. Он попал на корабль случайно, в мачтах и парусах был ни бум- бум, зато здорово разбирался в картах, правда, в игральных. (Фукс. В. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»)
Девочка-циркачка, удивительно похожая на куклу наследника Тутти. (Суок. Ю. Олеша «Три толстяка»)
Профессия бессердечного друга Элли, Тотошки и Страшилы. (Дровосек. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)
Министр, владелец всех зеркальных мастерских в Королевстве Кривых Зеркал. (Нушрок. В. Губарев «Королевство Кривых зеркал»)
Самый известный почтальон, проживающий в деревне Простоквашино. (Печкин. Э. Успенский «Трое из Простоквашино»)
Сказочный ветеринарный врач. (Айболит. К. Чуковский)
Известный столяр, смастеривший из полена себе сына. (Папа Карло. А. Толстой «Приключения Буратино, или Золотой ключик»)
Рыбак, в невод к которому попалась золотая рыбка. (Старик. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Профессия кота Василия из сказки С. Маршака «Кошкин дом». (Дворник)
Профессия отца, который завещал одному из трех сыновей кота в сапогах. (Мельник. Ш. Перро «Кот в сапогах»)
Тот, кто «стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне». (Почтальон. С. Маршак «Почта»)
«Минутка для шутки». Здесь вы услышите шутки о разных профессиях.
«МИНУТКА ДЛЯ ШУТКИ» Дети и профессии.
Сын метеоролога:
Малыш, сколько тебе лет?
Дочь военного:Скажите, тяжело быть дочерью военного? Так точно!
Дочь проводника:
Здравствуй, девочка! Я - Дед Мороз, тебе подарки принес!
Ваш билет! А девушка в синем кафтане тоже едет или провожающая?
Сын стоматолога:
«ТИПЫ ПРОФЕССИЙ»
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Сегодня мы узнаем пять типов профессий, какие профессии относятся к этим классам, и какими качествами должен обладать человек, выбравший ту или иную профессию. (РАБОТАЕМ В ГРУППАХ)
1Тип профессий «Человек-человек»
Для этого типа профессий главным предметом труда являются люди, группы, коллективы, общности. Профессии «Человек - человек» - самые гуманные, наполненные общением и радостью взаимопонимания. Это такие профессии, как учитель, врач, юрист, нотариус, адвокат, менеджер, администратор, диспетчер, агент, продавец, официант, парикмахер, проводник, повар, стюардесса, экскурсовод и другие. Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к людям должны сочетаться у специалистов этой сферы с высокой эмоциональной устойчивостью, выдержкой, самоконтролем, умением владеть собственными чувствами.
2Тип профессий «Человек - художественный образ»
Традиционно труд представителей профессий типа «Человек художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В профессиональной деятельности представителей профессий этого типа главными моментами являются творчество, вдохновение. Предметом труда является художественный образ, целью - достижение красоты, гармонии, эстетики в окружающем человека мире. По целям и задачам труда можно выделить профессии организаторские (режиссёр, балетмейстер), собственно творческие, созидательные (писатель, живописец, композитор, актёр), исполнительские (изготовитель художественных изделий, кондитер, портной) и исследовательские (искусствовед, театровед, реставратор).
3Тип профессий «Человек - знаковая система».
Знаки являются средством информации, которой обмениваются люди в процессе жизнедеятельности. Условно работу со знаковыми системами можно разделить на несколько групп:
1.Работа со словами, текстами, книгами (корректор, лингвист), связанная с наиболее развитой и всеобщей знаковой системой - языком. Если у вас есть способности к усидчивой работе и вам доставляет удовольствие делать записи, систематизировать и хранить их, то имеет смысл ближе познакомиться с данной группой профессий.
2.Работа с цифрами, формулами, знаками (физик, бухгалтер, фармацевт). Люди данных профессий переносят мир реального производства в мир чисел, занимаются научными исследованиями в области химии и физики. Необходимы такие качества, как терпение, аккуратность, организованность, склонность к выполнению рутинных операций и в то же время умение принимать нестандартные решения.
3.Работа с изображениями, схемами, картами (диспетчер). Это профессии, связанные с составлением или использованием географических карт, работой с графиками, чертежами. Здесь требуется умение перевести условные знаки в образы реальных предметов и наоборот. Необходимы наблюдательность, внимание к самым незначительным изменениям. Если вам нравятся такие предметы, как геометрия, география, черчение, трудовое обучение, вы занимаетесь конструированием по схемам и чертежам - то эта информация для вас.
4. Работа с компьютером, информационными системами, в сети Интернет (оператор ПК, программист). Круг профессий, для которых необходимо знание компьютера, постоянно расширяется. Если вам интересно на уроках математики и информатики и вы знаете, что компьютер - это не только устройство для игр, или у вас есть опыт работы в Интернете, то эти профессии вас могут заинтересовать.
Подводя итог, скажем, что к группе «Человек - знаковая система» относятся следующие профессии: бухгалтер, оператор ПК, фармацевт, диспетчер, физик, маркетолог, химик-технолог, лингвист, оператор почтовой связи, корректор, экономист, крупье, библиотекарь, программист, переводчик, историк, налоговый инспектор.
4Тип профессий «Человек - техника».
Это профессии, которые ориентированы на создание, использование и обслуживание различных технических устройств. Техника - это все разнообразие машин и механизмов, которые применяет человек для облегчения и ускорения своей деятельности. Выбирая техническую специальность, необходимо помнить о предполагаемых особенностях склада характера человека, работающего и интересующегося техникой, таких как развитое пространственное и конкретное мышление, способность к абстрагированию, точность и аккуратность, хорошее зрение и развитая мелкая моторика. К этому типу относятся профессии: водитель, машинист экскаватора, слесарь, слесарь-инструментальщик, слесарь-монтажник, техник, техник-товаровед, инженер - конструктор и многие рабочие специальности.
5Тип профессий «Человек — природа».
Выбирая профессию, связанную с преобразованием природы, её использованием, человек берёт на себя ответственность за развитие и будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и последующих поколений. Профессии, связанные с исследованием и освоением природы, воздействием на её процессы, предъявляют различные требования к психофизиологическим и личностным особенностям человека. Как и для любой профессии, определяющими успешность деятельности качествами являются интерес и трудолюбие, ответственность и настойчивость в достижении целей. Но в этих профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование отдалённых результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условиях, в одиночестве или в команде. К этой категории относятся профессии: физиолог, микробиолог, садовник-цветовод-декоратор, ветеринарный врач, геолог, эколог, технолог пищевой промышленности, фермер, зоолог, метеоролог.
Наша следующая рубрика «Астрологический прогноз»
Тельцы уже в юности мечтают разбогатеть, поэтому не возражают против рутинности, если она принесет много денег. Люди этого знака хорошо проявляют себя в архитектуре, дизайне, строительстве, живописи, музыке. А вот политика не для них.
Девы — это «рабочие пчелы» общества. Они отлично справляются с работой, требующей скрупулезности. Девы хорошие фармацевты, массажисты, травники, диетврачи, телефонные операторы.
А вот Весы нерешительны, поэтому им обязательно нужно помочь с выбором профессии. Эти люди отлично чувствуют себя в коллективе, порученную работу всегда выполняют хорошо. Их поле деятельности — мода и развлечения: они хорошие антиквары, юристы, журналисты.
Для Рыб главное — интуиция. На работе им необходим собственный ритм. Из них получаются талантливые писатели, актеры, художники, медики, педагоги, а также успешные исследователи.
ВЕРАВыбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию мы ни выбрали, нам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому стараемся уже сейчас определить область наших интересов, больше читать, набираться опыта и знаний.
Определим, какие черты характера являются главными в путешествии по дороге жизни, а от каких качеств лучше бы избавиться.
Работа с карточками: доброта, предательство, глупость, сила, лживость, честь, справедливость, ум, низость, слабость, благородство, нечестность, правдивость.
Убрать качества, от которых нужно избавляться, аргументировать свой выбор.
Слайд 27. Используя оставленные слова, прочитать пословицы и высказывания:
Лучше горькая …, чем красивая ложь(правда).
Видит око далеко, а … ещё дальше (ум).
… ум рождает, а бесчестье последний отнимает (честь).
… уму уступает (сила).
Злой плачет от зависти, а … от жалости (добрый).
… к себе относится строго, к другим – снисходительно (справедливый).
… человек знает только долг, а низкий человек только выгоду (благородный).
После разгадывания на доске появляются карточки со словами «доброта», «правдивость», «справедливость», «благородство», «честность», «сила», «ум».
музыка Идти по дороге жизни вы будете со своими друзьями. Мне очень бы хотелось, чтобы эти друзья были и среди одноклассников. Я предлагаю посадить дерево дружбы. Только оно будет у нас необычным – вместо листьев на нём будут ваши ладони. С одной стороны напишите на каждом пальце те черты характера, которые вы цените в друзьях. На другой – имена своих друзей - одноклассников. Ладошки нужно приклеить к стволу.
Слайд 29. Сценка-притча.
Однажды мне приснился чудесный сон о человеке и свече...
...Наступал вечер. Некий человек взял маленькую свечку и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.
- Куда мы идем? - спросила свечка.
- Мы взбираемся на башню, чтобы осветить кораблям путь в гавань.
- Но ни один корабль в гавани не сможет увидеть мой свет, - возразила свеча.
- Хоть твой огонек и невелик, - сказал человек, - все же продолжай гореть так ярко, как сможешь, остальное же оставь за мной.
Так беседуя, они достигли вершины лестницы, и подошли к большой лампе. Человек зажег лампу при помощи маленькой свечки, и вскоре, большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечки, и свет ее распространился на мили окрест и вглубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам.
Слайд 30. ...Как маленькая свечка или даже спичка могут разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, так и малое пламя твоего душевного тепла и хорошего примера сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей, даже если ты сам этого еще и не осознаешь в полной мере. Просто будь светом для окружающих тебя людей как тот маяк, который радостно направлял корабли в безопасную гавань".
Слайд 31. Итак, наше маленькое путешествие закончилось.
И как часто бывает, на берегу или на суше, путешественников ждут корреспонденты. Сегодня интервью берут корреспонденты нашей газеты «В каждый дом»:
- Что ты ожидал от классного часа? Оправдались ли твои ожидания?
- Что было для тебя самым важным?
- Что было самым интересным?
- Пригодятся ли советы, услышанные сегодня, в твоей жизни?
- Какие выводы ты сделал для себя?
ВЕРАВыбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию мы ни выбрали, нам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому стараемся уже сейчас определить область наших интересов, больше читать, набираться опыта и знаний.
ВЫСтупл родителей
А я желаю вам, ребята, чтобы все ваши мечты исполнились, и вы с достоинством прошли свою жизненную дорогу.
Благодарю вас за участие в работе. Хотелось бы закончить классный час словами великого писателя Льва Толстого:
«Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».