Министерство образования Кузбасса
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
«Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»
Региональный центр наставничества
Итоговая работа
по теме «План мероприятий (дорожная карта) внедрения и реализации методологии (целевой модели) наставничества
в образовательной организации»
Обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Деятельность кураторов, наставников образовательных организаций общего образования».
Сроки обучения: 17.01.2022-04.02.2022
Выполнила:
Богер Татьяна Васильевна, заместитель директора по ВР,
МБОУ «СОШ №49» г.Новокузнецк
Кемерово 2022
План мероприятий (дорожная карта)
внедрения и реализации методологии (целевой модели) наставничества
в МБОУ «СОШ №49» на 2021-2022 учебный год
План мероприятий («дорожная карта») МБОУ «СОШ №49 разработана в соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», с приказом Министерства образования и науки Кузбасса № 764 от 17.04.2020г. «О внедрении в Кемеровской области – Кузбассе целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования» и распоряжением Губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 08.04.202г. «О внедрении целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее – педагоги) в МБОУ «СОШ №49».
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
улучшение показателей МБОУ «СОШ №49» в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;
улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства;
практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий;
измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций;
раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
2. Формы наставничества
Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
Для МБОУ «СОШ №49 приемлемы следующие формы наставничества:
Все представленные формы могут быть использованы не только для индивидуального взаимодействия (наставник – наставляемый), но и для групповой работы (один наставник – группа наставляемых), при которой круг задач, решаемых с помощью программы наставничества и конкретной формы, остается прежним, но меняется формат взаимодействия – все мероприятия проводятся коллективно с возможностью дополнительной индивидуальной консультации.
Организация работы в рамках всех форм не потребует большого привлечения ресурсов и финансирования, так как все программы предполагают использование внутренних ресурсов (кадровых, профессиональных) МБОУ «СОШ №49», за исключением возможного привлечения экспертов для проведения первичного обучения наставников.
3. Этапы программы
Реализация программы наставничества в МБОУ «СОШ №49» включает семь основных этапов.
1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.
2. Формирование базы наставляемых.
3. Формирование базы наставников.
4. Отбор и обучение наставников.
5. Формирование наставнических пар или групп.
6. Организация работы наставнических пар или групп.
7. Завершение наставничества.
Реализация программы наставничества в МБОУ «СОШ №49» производится последовательно по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов.
Внешний контур образуют сотрудники некоммерческих организаций, средств массовой информации, участники бизнес-сообщества (малый бизнес, трудовые и профессиональные ассоциации), в том числе работодатели, представители образовательных организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, представители органов местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества.
Внутренний контур представляют руководитель и администрация МБОУ «СОШ №49», обучающиеся и их родители (законные представители), молодые специалисты, педагоги, педагог-психолог, методисты.
4. Ожидаемый результат
Улучшение психологического климата в МБОУ «СОШ № 49».
Качественный рост успеваемости и улучшение поведения у наставляемых обучающихся.
Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.
Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.
Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого потенциала у наставляемых.
Рост числа молодых специалистов, желающих продолжить свою работу в коллективе МБОУ «СОШ № 49».
Повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния специалистов.
Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в педагогическую работу и культурную жизнь МБОУ «СОШ № 49».
Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т. д.).
5. Планируемые мероприятия
№ | Наименование этапа | Мероприятия | Содержания деятельности | Сроки | Ответственные |
1. | Подготовка условий для запуска программы наставничества Задача: информирование о запуске программы наставничества; сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых и выбор соответствующих этим запросам аудитории для поиска наставников Результат: определены необходимые ресурсы (кадровые, методические, материально-техническая база и т. д.) и возможные источники их привлечения (внутренние и внешние) для организации функционирования целевой модели наставничества | Изучение и систематизация имеющихся материалов по внедрению программы наставничества | 1. Изучение Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», приказа Министерства образования и науки Кузбасса № 764 от 17.04.2020г. «О внедрении в Кемеровской области – Кузбассе целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования», распоряжения Губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 08.04.202г. «О внедрении целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 2. Ознакомление с шаблонами документов для реализации целевой модели. | Август 2021 | Зам.директора по ВР Т.В.Богер |
Информирование родителей, педагогов, обучающихся, выпускников, работодателей и др. о возможностях и целях целевой модели наставничества | 1. Проведение педагогического совета. 2. Проведение родительских собраний. 3. Проведение ученической конференции. 4. Проведение классных часов. 5. Информирование на сайте МБОУ «СОШ №49». 6. Информирование внешней среды (заинтересованные в наставничестве аудитории – выпускники работодатели, специалисты из других образовательных организаций, представители НКО и др.). | Сентябрь 2021г. | Зам.директора по ВР Т.В.Богер |
Подготовка нормативной базы реализации целевой модели наставничества в МБОУ «СОШ №49» | 1. Издание приказа «Внедрение целевой модели наставничества в МБОУ «СОШ №49»». 2. Разработка и утверждение Положения о наставничестве в МБОУ «СОШ №49». 3. Разработка и утверждение «дорожной карты» внедрения системы наставничества в МБОУ «СОШ №49»». 4. Назначение куратора внедрения целевой модели наставничества МБОУ «СОШ №49»» (издание приказа). | Сентябрь 2021г. | Зам.директора по ВР Т.В.Богер |
Выбор форм и программ наставничества исходя из потребностей МБОУ «СОШ №49» | 1. Проведение мониторинга по выявлению предварительных запросов от потенциальных наставляемых и о заинтересованных в наставничестве аудитории внутри МБОУ «СОШ №49». | Сентябрь 2021г. | Зам.директора по ВР Т.В.Богер |
2. Проведение административного совещания по вопросам реализации целевой модели наставничества. Выбор форм и программ наставничества. |
3. Формирование банка программ по формам наставничества: «ученик - ученик», «учитель - учитель», «студент - ученик», «работодатель - ученик» в зависимости от запросов МБОУ «СОШ №49». |
2. | Формирование базы наставляемых Задача: выявление конкретных проблем, обучающихся и педагогов образовательной организации, которые можно решить с помощью наставничества Результат: сформирована база наставляемых с перечнем запросов, необходимая для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе | Сбор данных о наставляемых | 1. Проведение анкетирования среди обучающихся/педагогов, желающих принять участие в программе наставничества. 2. Сбор согласий на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых. 3. Сбор дополнительной информации о запросах наставляемых обучающихся от третьих лиц: классный руководитель, психолог, соцработник, родители. 4. Сбор дополнительной информации о запросах наставляемых педагогов из личных дел, анализа методической работы, рекомендаций аттестаций, анализа анкет профстандарта. 5. Выбор форм наставничества в зависимости от запросов потенциальных наставляемых. 6. Оценка участников-наставляемых по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников. | Октябрь 2021г. | Зам.директора по ВР Т.В.Богер |
Формирование базы наставляемых | 1. Формирование базы данных наставляемых из числа педагогов. 2. Формирование базы данных наставляемых из числа обучающихся. | Октябрь 2021г. | Зам.директора по ВР Т.В.Богер |
3. | Формирование базы наставников Задача: поиск потенциальных наставников для формирования базы наставников Результат: сформированы базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущих программах этой и иных (по запросу и с разрешения наставников) образовательных организаций | Сбор данных о наставниках | 1. Проведение анкетирования среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества. 2. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных. 3. Проведение мероприятия для информирования и вовлечения потенциальных наставников. | Октябрь 2021г. | Зам.директора по ВР Т.В.Богер |
Формирование базы наставников | 1. Формирование базы данных наставников из числа педагогов. 2. Формирование базы данных наставников из числа обучающихся. | Октябрь 2021г. | Зам.директора по ВР Т.В.Богер |
4. | Отбор и обучение наставников Задача: выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы, и их подготовку к работе с наставляемыми Результат: сформирована база готовых к работе наставников, подходящая для конкретной программы и запросов наставляемых конкретной образовательной организации | Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников | 1.Проведение анализа базы наставников и выбор подходящих для конкретной программы. 2.Проведение собеседования с наставниками (в некоторых случаях с привлечением психолога) | Октябрь 2021г. | Зам.директора по ВР Т.В.Богер |
Обучение наставников для работы с наставляемыми | 1. Поиск экспертов для проведения обучения наставников. 2. Подготовка методических материалов для сопровождения наставнической деятельности. 3. Утверждение программы и графики обучения наставников. 4. Организация обучения наставников. | Октябрь 2021г. | Зам.директора по ВР Т.В.Богер |
5. | Формирование наставнических пар / групп Задача: формирование пар «наставник – наставляемый» либо группы из наставника и нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям Результат: сформированы наставнические пары или группы, готовые продолжить работу в рамках программы | Отбор наставников и наставляемых | 1. Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых. 2. Организация групповой встречи наставников и наставляемых. 3. Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого наставника/наставляемого после завершения групповой встречи. 4. Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в пары/ группы. | Ноябрь 2021г. | Зам.директора по ВР Т.В.Богер |
Закрепление наставнических пар / групп | 1. Издание приказа «Об утверждении наставнических пар/групп». 2. Составление планов индивидуального развития наставляемых, индивидуальные траектории обучения. 3. Организация психологического сопровождения наставляемых, не сформировавшим пару или группу (при необходимости), продолжить поиск наставника. | Ноябрь 2021г. | Зам.директора по ВР Т.В.Богер |
6 | Организация и осуществление работы наставнических пар / групп Задача: закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре или группе Результат: сформированы стабильные наставнические отношения, доведенные до логического завершения, реализована цель программы наставничества для конкретной наставнической пары или группы | Организация комплекса последовательных встреч наставников и наставляемых | 1. Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого. 2. Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого. 3. Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым. 4. Регулярные встречи наставника и наставляемого. 5. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. | Ноябрь 2021г. Декабрь 2022г. В течение года Май 2022г. | Зам.директора по ВР Т.В.Богер |
Организация текущего контроля достижения планируемых результатов наставниками | 1.Анкетирование. Форматы анкет обратной связи для промежуточной оценки. 2.Сроки сбора обратной связи от участников программы наставничества 3.Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества | Ноябрь 2021г. В течение года Май 2022г. | Зам.директора по ВР Т.В.Богер |
7 | Завершение наставничества Цель: усилить программу наставничества и расширить базу лояльных к программам наставничества людей, привлечь потенциальных наставников, будущих кураторов, потенциальных компаний-партнеров Задача: подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в целом в формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников. Результат: достигнуты цели программы наставничества, собраны лучшие наставнические практики, внимание общественности привлечено к деятельности МБОУ «СОШ №49», запущен процесс пополнения базы наставников и наставляемых | Отчеты по итогам наставнической программы | 1. Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества. 2. Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества. 3. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников. | Февраль 2022г. Март 2022г. Апрель 2022г. | Зам.директора по ВР Т.В.Богер |
Мотивация и поощрения наставников МБОУ «СОШ №49» | 1. Приказ МБОУ «СОШ №49» о поощрении участников наставнической деятельности. 2. Благодарственные письма партнерам. 3. Издание приказа «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества». | Май 2022г. | Зам.директора по ВР Т.В.Богер |
4. Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, информации на сайтах МБОУ «СОШ №49» и организаций партнеров. 5. Проведение конкурса профессионального мастерства "Наставник года", "Лучшая пара". 6.Внесение данных об итогах реализации программы наставничества в базу наставников и базу наставляемых. 7.Формирование долгосрочной базы наставников | Апрель 2022г. Май 2022г Июнь 2022г. Август 2022г. | Зам.директора по ВР Т.В.Богер |