Достоевский эФ. эМ.- это не радиостанция!
или
Креативные методы как средство повышения мотивации к чтению у учащихся
Вы, наверное, удивлены тем, что я осмелилась в названии совей работы использовать выдержку из анекдота. Но мудрец сказал: «В каждой шутке есть доля правды», а потому, к сожалению, в нашей практике нередки случаи, когда мы в детских сочинениях встречаем вместо «Преступления и наказания» - «Преступление на Казани», а «А зори здесь тихие» превращаются в «Озера здесь тихие»...
В последние годы мы все чаще задаем вопрос: «Почему дети не читают?». Ответы на него не отличаются разнообразием. Обвиняем новейшие компьютерные технологии, обеспечивающие визуализацию, но отбивающую желание постигать информацию через чтение; говорим о пассивности нового поколения в целом, отсутствии мотивации развивать свой интеллект, так как в настоящее время среди молодежи все чаще наблюдается крен на решение материальных задач.
На мой же взгляд, вся проблема – в языке! Дети, читая тексты великих писателей и поэтов, не понимают языка, на котором изъясняются их авторы. А ведь золотое правило литературы гласит: читателю интересно читать о том, о чем он сам что-то знает.
Длинные распространенные предложения утомляют юного читателя, привыкшего черпать информацию из примитивных заголовков глянцевых журналов и новостных лент в социальных сетях всемогущего, на взгляд многих современников, Интернета (а именно по его негласным законам развивается и воспитывается молодое поколение). Зачастую учащийся к концу предложения не может вспомнить, с чего оно начиналось. В итоге нить прочитанного обрывается, его смысл не фиксируется - материал не усвоен. Таким образом, неумение читать приводит к слабым познаниям не только литературы, но и знаний в целом. Какую бы деятельность школьника мы не затронули, каждая из них базируется на чтении - правильном, осознанном, быстром.
О необходимости правильного чтения и творческом подходе к развитию учащихся писали многие педагоги и психологи.
Сергей Леонидович Рубинштейн писал, что всякий текст есть лишь условие мыслительной деятельности. Следовательно, в наших силах, используя, к примеру, творческий подход, «раскрасить» его восприятие, оставляя в памяти яркие впечатления от проделанной творческой работы, которая так близка ребенку. Так мы подводим его к прочтению и закреплению материала.
Еще в 19 веке знаменитый писатель и педагог Л. Н. Толстой использовал творческий подход для мотивации детей к чтению: сам в своей школе в Ясной Поляне он долгое время учил детей читать с помощью буквослагательного метода, объективно признавая его трудным для детей. Чтобы заинтересовать учащихся, он использовал русские скороговорки, считалочки, потешки. А сами тексты были написаны с учетом возраста и интересов детей. И это была настоящая революция, ведь раньше дети начинали чтение не со сказок, а с текстов из Библии, которые учеников ни простотой, ни занимательностью привлечь не могли.
Таким образом, в ходе моей работы была обозначена главная проблема: не просто нежелание, а сопротивление некоторых учащихся к освоению школьной программы по литературе. В результате мы имеем: неумение пользоваться литературной нормой, преобладание в речи детей сленга. Поэтому не стоит удивляться тому, что Достоевский эФ. эМ. в юных умах - это название радиостанции.
Среди моих учащихся был проведен опрос «ПРОчтение», который подтвердил выявленную проблему. И я, как учитель русского языка и литературы, осознаю, что большую ответственность в формировании правильной речи несут педагоги, и, прежде всего, языковеды.
Невольно приходят на ум строки великого Пушкина: « О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!». Но чтобы подвести современных детей к осознанному желанию просвещаться, нам, педагогам, необходимо искать новые, креативные методы и формы обучения.
В основе методов и форм по формированию творческих способностей лежит выход за пределы предметов, а это значит, что реализуется одна из основ стандартов второго поколения - системно-деятельностный подход, который предполагает развитие, прежде всего, правого полушария, ведущего к творческому развитию личности.
Мне бы хотелось ознакомить Вас с теми приемами, которые, на мой взгляд, более эффективны и результативны:
Основным приемом по привлечению к содержанию художественных произведений стало погружение в сюжеты с помощью ролевой игры. На уроках русского языка литературы ребята активно инсценируют отрывки из произведений и проигрывают заданные речевые ситуации, используя опорные слова, домашнюю словарную работу. Например, на уроке русского языка по теме «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?» ребята делятся на группы, им дается задание проиграть различные речевые ситуации, близкие к действительности: проезд в переполненном общественном транспорте, родители не отпускают на день рождения к другу, прохожий просит помощи в поиске неизвестного вам адреса, вас опережают в очереди у кассы и т.д. Учащиеся готовятся, затем выходят и проигрывают подготовленную ситуацию, употребляя как можно больше этикетных слов. Это помогает не только закрепить материал, но и, вживаясь в роль, уяснять собственные социальные установки, импровизировать (а это является основной предпосылкой мыслить креативно), также осваивать новые модели поведения и формы общения.
На сегодняшний день использование инсценировок и ролевых игр вышло за пределы урочной системы: дети, которым страшно выступать в одиночку, охотно участвуют в групповой игре, готовят сценки на классных часах, классных и общешкольных праздниках.
С целью духовно-нравственного и патриотического воспитания, стала проводить внеклассные мероприятия с этнокультурным русским компонентом. Так, готовясь к двухдневному походу с шестым классом на тему «Забытые традиции», ребята читали не только инструкции о том, где и как ставить палатки, но и знакомились с русскими фольклорными произведениями и даже отрывками из древнерусских текстов. «Строя» русскую деревню из палаток, представляли себя древними русичами. А при подготовке к театрализованной постановке, посвященной Князю Владимиру, школьникам пришлось заняться поиском информации о Крещении Руси.
Следующим приемом стало составление и написание сказок, стихотворений на заданные темы.
А) Лингвистические сказки.
При изучении темы «Деепричастие» учащиеся 7-го класса писали сказку о Деепричастии, где ребята не только пытались выстроить логические связи, показать знание материала, но и использовать полученные знания на уроке в новой форме.
Б) Другое направление: сказка-алфавит. Суть задания: каждое слово должно начинаться с последующей буквы. В итоге сказка должна быть логически завершенной. Сказка-алфавит позволяет не только вспомнить алфавит, но и развивает логику, способность проводить причинно-следственные связи, логически правильно выстраивать предложения, работать с толковым словарем.
Стоит отметить, что учащиеся при повторном написании сказки работают с разными словами, что говорит о росте словарного запаса. Используя индивидуально-дифференцированный подход, слабым учащимся предлагаю использовать предлоги и союзы. В самом начале, когда это было домашнем заданием, ребятам помогали родители, затем они научились работать со словарями. В итоге они справляются с этим уже самостоятельно, на уроке, используя онлайн-словари с помощью телефонов. Радует то, что дети уяснили, что Интернет – это не только выход в социальные сети, но и источник полезной информации.
4.Сочинение стихотворений.
Постигая процесс стихосложения, дети работают не только с рифмой и ритмом, но и постигают основы литературоведения, расширяют лексический запас.
5. Публицистика с элементами исследования.
Ко Дню Победы с целью патриотического, духовно-нравственного воспитания учащиеся участвовали в проекте «Я помню!». Работая над сочинениями, ребята беседовали не только со своими родителями, им пришлось находить информацию у бабушек и дедушек, у дальних родственников. Работа была непростой, но приобретенные знания и налаженная связь нескольких поколений в семье сплотила их, заставив ребят задуматься о подвигах наших прадедов и переоценить действительность.
6. С целью мотивации учащихся к работе на уроке использую их творческий потенциал. Следует отметить, что большим подспорьем в работе оказались результаты диагностик, проведенных школьным психологом. В работе учитываю, прежде всего, ведущий тип модальности. А потому, изучая на уроках литературы фольклорные произведения, использую вокальные данные учащихся. Говоря о поэзии, прошу ребят, посещающих музыкальную школу, «настроить» одноклассников на восприятие прекрасного с помощью игры на музыкальных инструментах. В качестве примера приведу урок литературы: при изучении басен И.С.Крылова, квартета собрать не удалось. Но с помощью самих ребят мы работали над понятием «квартет», продемонстрировали звучание живых инструментов, показали необходимость навыка работать в «унисон». Мораль басни оказалась очевидной.
7.Для развития творческого потенциала учащихся, с целью обучить их работать с читательской массой, была создана редакция школьной газеты. В течение учебного года были проведены профильные элективные курсы «Основы журналистики» для уч-ся 11-х классов, где мне помог опыт работы журналистом. Полученные знания помогли ребятам успешно сдать экзамены, определиться с выбором профессии.
8. Использование эпистолярного жанра.
Изучая язык и литературу, широко использую эпистолярный жанр. Ведь изучать русскую литературу XIX века, где широко представлена салонная культура, невозможно без дневниковых записей, воспоминаний современников пушкинской эпохи. А потому понятие «эпистолярный жанр» рассматривается на примере создания и заполнения стилизованных девичьих альбомов 19 века. Это позволяет не только совершенствовать речевые умения, развить письменную речь, но и пробуждать интерес к написанию писем и поздравлений.
Таким образом, в подобных мероприятиях оказываются задействованы и слабомотивированные к учебной деятельности учащиеся. Постепенно возрастает интерес к эпистолярному жанру: ребята начинают вести дневники, а написание письма от руки (или пера!) приобретает чуть ли не торжественный характер. Устанавливается связь со многими родителями, которые, участвуя в жизни детей и школы, проявляют интерес к поддержанию русских традиций. А самое главное - увеличивается число осознанно читающих.
Так, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя креативные формы и методы работы, я имею возможность инициировать у школьников интерес к читательской деятельности. И тогда смею надеяться, что Достоевский останется для моих учеников Федором Михайловичем, а не пресловутым Эф.эМ.
Учитель русского языка и литературы
А.Н.Тимшина