СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Драма А.Н. Островского «Бесприданница» как психологическая драма и драма буржуазной эпохи

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 10 классе по драме А.Н. Островского "Бесприданница". Поможет учителю при подготовке "дневки"

Просмотр содержимого документа
«Драма А.Н. Островского «Бесприданница» как психологическая драма и драма буржуазной эпохи»

Литература, 10 класс № ____________ _________________

Тема: Драма «Бесприданница» как психологическая драма и драма буржуазной эпохи

Цель: дать общее представление о драме А. Островского «Бесприданница»

Задачи:

  • помочь обучающимся определить суть основного конфликта пьесы;

  • выделить характерные черты главной героини;

  • определить сходство и различие Ларисы Огудаловой и Катерины Кабановой; вызвать интерес к прочтению произведения в полном объеме.


Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Лучшей психологической драмой Островского, по праву, считается «Бесприданница». «Этой пьесой начинается «новый сорт моих произведений», – пишет драматург, сознавая необычность своей пьесы.

«Бесприданница» была опубликована через 19 лет после «Грозы», то есть в 1879 году. «Бесприданница» – драма буржуазной эпохи. Герои – дельцы новой формации. Но все же в центре произведения Островского – судьба женщины.

2. Беседа с обучающимися

- Когда и где происходит действие в «Бесприданнице»?

- Сопоставьте жизнь города Калинова («Гроза») и города Бряхимова («Бесприданница»). Что изменилось в жизни приволжских городов за два десятилетия и что осталось неизменным?

- Какие нравственно-психологические проблемы подняты в драме? В чем суть основного конфликта?

- «Значительные лица» города Бряхимова. Какова их жизненная позиция?

- Что означает имя Лариса? Каковы основные черты характера Ларисы Огудаловой?

- Что общего и чем отличаются героини Катерина Кабанова и Лариса Огудалова?

- Финал драмы. Почему Лариса не нашла в себе сил броситься в Волгу?

- Как вы понимаете смысл заглавия драмы – «Бесприданница»?

События в драме «Бесприданница» разворачиваются на живописных берегах красавицы Волги, в провинциальном городе Бряхимове. Тишину провинции нарушают гудки пароходов, грохот повозок по булыжной мостовой. Живет в Бряхимове «теперь чистая публика». Купцы совсем не похожи на Дикого и Кабаниху.

Это достаточно образованные и культурные предприниматели, читающие европейские газеты, посещающие промышленные выставки за границей, общающиеся с равными себе.

Но за внешним лоском и образованностью новых хозяев жизни скрываются бессердечность, цинизм и расчетливость. Отношения между людьми всецело начинают определять чековые книжки и тугие кошельки.

А. Н. Островский своей героиней делает женщину – «единственную живую душу» в мире «хищных, цепких и умных дельцов».

Лариса Огудалова резко отличается от окружающих своим богатым душевным миром, способностью по-настоящему любить и чувствовать красоту. Она талантлива, любит музыку и пение. (Имя Лариса в переводе с греческого языка означает – чайка. Женщины с именем Лариса красивы и умны, в центре внимания.)

Конфликт пьесы – столкновение доверчивой и честной девушки Ларисы Огудаловой с миром холодных дельцов, с миром, в котором все продается и покупается. В основе драмы – социальная тема: Лариса – бесприданница, этим и определяется ее трагическая судьба.

Таким образом, основная идея драмы состоит в том, что в обществе, где торжествуют дельцы-хищники, подобные миллионеру Кнурову, не могут жить, «проявить себя» честные и порядочные люди; их достоинство растоптано, гордость уязвлена. «Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее  – таково то трагическое положение, в котором оказывался человек, лишенный материальной обеспеченности»

Четверо героев – мужчины (Кнуров, Паратов, Вожеватов, Карандышев) – претендуют на внимание и общество Ларисы Дмитриевны Огудаловой. О ней говорят и ею восхищаются, но Человека в ней не видят. Для бряхимовских богачей она – развлечение, удобный случай потешить тщеславие, удовлетворить свое любопытство. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… Они смотрят на вас, как на вещь», – бросает оскорбительные (но верные) слова Ларисе Карандышев. Лариса: «Вещь!.. Да, вещь… Они правы, я вещь, а не человек!» Это слова измученной женщины, но это и отчаянный протест против лживого и циничного общества.

Лариса Дмитриевна в последнем монологе произносит: «Никогда, никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать».

Смерть для героини оказывается желаннее. Выстрел Карандышева она принимает с радостью. («Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!»)

3. Обсуждение тем сочинений по творчеству А. Н.  Островского

Примерные темы:

1. Люди-хищники и их жертвы. (По пьесе «Бесприданница»)

2. Сила и слабость характера Ларисы Огудаловой

3. Власть денег в мире дельцов

4. Домашнее задание

Подготовиться к написанию сочинения, подобрать цитатный материал к образам произведения.