СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Дружина Юных Пожарных» для детей 5- 6 классов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа  разработана для детей 5-6 классов.Срок её реализации 1 год.Планируюмый результат этой программы применение на практике методов и форм противопажарной безопасности.

Просмотр содержимого документа
««Дружина Юных Пожарных» для детей 5- 6 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Моторская средняя общеобразовательная школа №3




«Утверждаю»

Директор МБОУ Моторская СОШ №3

__________________/ШиголаковЕ.Н./

№________от_______________2020г.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Дружина Юных Пожарных»

для детей 5- 6 классов

срок реализации программы - 1 год


















Разработчик программы: Сафронова Татьяна Павловна.

Учитель музыки.






с.МОТОРСКОЕ 2020.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы:

Предметные результаты

  • развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов;

  • развитие умений оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности;

  • развитие умений предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия;

  • развитие и совершенствование навыков оказания первой помощи;

  • применение на практике методов и форм противопожарной безопасности;

  • планирование профилактической деятельности с ровесниками и младшими школьниками;

  • реализация своих творческих способностей при проведении профилактической работы по ППБ: составлять сценарии, выполнять рисунки;

  • развитие умений убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитие им навыков пожаробезопасного поведения;

  • осознание своей ответственности за качество выполненного проекта;

  • развитие умений презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

  • развитие умений проводить игры, беседы с детьми младшего возраста, взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы.

  • приобретение обучающимися знаний по технике безопасности и жизненно-важным навыкам;

  • формирование интереса к регулярным занятиям спортом, повышение спортивного мастерства; овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.


Личностные результаты освоения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Критерии оценки степени и уровня освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Степень освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы показывает, насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы каждым обучающимся и выражается в виде в оценке: высокая степень освоения, средняя степень освоения, низкая степень освоения, и фиксируются в листе результатов освоения программы.

Лист результатов освоения

п\п

Ф.И. учащегося

Спепень освоения

1

Иванов Иван

высокая










Оценивание уровня усвоения программы фиксируется в оценке «зачет» / «незачет» и выставляется в журнал по результатам итоговой аттестации.

Форма итоговой аттестации:Проект « Береги от пожара природу родного края».

Критерии и инструментарий оценивания достижения личностных результатов обучения.

Листы оценки.

Личностные результаты

Да

Нет

Иногда

Активно работает на большинстве занятий




Контролирует свои действия, корректирует их в соответствии с новыми условиями




Правильно и безошибочно выполняет практически все учебные задания




Адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы




На занятии сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя




Общителен, коммуникативен




Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все требования




Находится преимущественно в хорошем настроении




За каждый ответ «да» - 1 балл, «иногда» - 0,5 балла, «нет» - 0 баллов.

Высокий уровень – 7-8 баллов

Средний уровень – 4-6 баллов,

Низкий уровень – 1-3 балла.


Критерии и инструментарий оценивания достижения метапредметных результатов обучения.

Листы оценки и самооценки.

За каждый ответ «да» - 1 балл, «иногда» - 0,5 балла, «нет» - 0 баллов.

Высокий уровень – 9-11 баллов,

Средний уровень –5-8 баллов,

Низкий уровень –1-4 балла.



Карта развития метапредметных результатов «Дружины юных пожарных»

ученика ____ класса Ф.И._________________________________________

Метапредметные результаты.

Да

Нет

Иногда

Высокая мотивация к обучению.




Проявляет настойчивость в достижении цели.




Применяет методы наблюдения.




Оценивает свои достижения (см.рефлексивную карту).




Обсуждает проблемные вопросы с учителем.




Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи.




Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся.




Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.




Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности.




Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.




Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.






Рефлексивная карта ученика

ФИ________________________________________

1. Чему я научился на занятиях?


2. Буду ли продолжать занятия в следующем году?


3. Над чем ещё надо поработать?


4. Где пригодятся знания?


5. В полную ли силу занимался?


6.За что могу себя похвалить?



Содержание курса с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Содержание

Основные виды деятельности

Формы организации учебных занятий

    1. Из прошлого в будущее пожарной охраны

Тема 1. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России. Пожарная охрана, её истории и традиции.

Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка. История создания пожарной охраны в России. Советская пожарная охрана и ее задачи. Предупреждение пожаров - основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Тема 2. Герои огненного фронта.

Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью "За отвагу на пожаре" и другими правительственными наградами.

Тема 3. Будущее пожарной охраны.

Будущее пожарной охраны. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров.

Тема 4. Экскурсия в пожарную часть

  • Учатся правилам поведения во время внеурочной деятельности.

  • Формулируют цель и задачи работы объединения

  • Формируют представление об обстановке по пожарам

  • Распределяют обязанности по работе в объединении

  • Формируют представление об истории пожарной охраны, о роли пожарных организаций

  • Формируют представление о правилах пожарной безопасности.

  • Формируют представление о профессии пожарного.


беседа; практикум; презентация; дискуссия, экскурсия.


2.Огонь и друг, и враг человека

Тема 5. Огонь – друг человека.

Что такое огонь, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.

Тема 6. Огонь – враг человека.

Какой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека. Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем.

Тема 7. Спички – детям не игрушки!

Предупреждение опасных ситуаций. Понятие о пожарной профилактике.

Игры детей с огнем, примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.

Тема 8. Огонь. Основы горения.

Физико-химические основы горения. Треугольник огня. Источники воспламенения. Виды строительных материалов. Виды горючих веществ.


  • Формируют представление о понятии горение, условиях горения, классификации веществ и материалов по группам возгораемости

беседа; презентация; дискуссия; лекция.

3. От чего происходят пожары?

Тема 9. Причины пожаров в быту. Молнии и статическое электричество.

Тема 10.Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

Небрежность как основная причина возникновения пожаров. Печное отопление.Газ. Выпуск стенгазеты «Осторожно, газ!».

Тема 11. Электробезопасность.

Знакомство и обсуждение инструкции по электробезопасности (обсуждение и оформление материала). Подготовка материала для пятиминутки «Электричество – помощник или коварный враг?».

Тема 12. Викторина «Опасности в моей квартире».

Тема 13. Практическое занятие «Где живет электричество?».


  • Формируют представление о признаках возникновения пожаров, типах пожаров и признаках.

  • Формируют представление о причинах возникновения пожаров в жилых, общественных зданиях и промышленных предприятиях.

  • Изучать первичные и вторичные факторы пожара, анализировать статистических данных по пожарам.

  • Изучают поведение людей при пожаре.

  • Учатся моделировать нештатные ситуации, правила поведения в них.



беседа; практикум; презентация; викторина.


4. Как действовать при пожаре в школе и дома.

Тема 14. Как вести себя при пожаре? Знакомство с правилами личной безопасности при пожаре. Правила поведения при пожаре в квартире. Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате. Правила поведения при пожаре в общественных зданиях. Эвакуация при пожаре. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности. Выпуск листовок «Пожар в квартире», «Пожар в подъезде».

Тема 15. Чем опасен дым. Правила поведения при пожаре на даче. Правила поведения при лесных пожарах. Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным. Как вызвать пожарную охрану. Что делать, если на тебе загорелась одежда.

Тема 16. Знакомство с планом эвакуации при пожаре в школе. Противопожарный режим в школе. Противопожарные требования к территории и помещениям школы. План эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении массовых мероприятий.

Тема 17. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Тема 18. Подготовка заданий и атрибутов к конкурсно – игровой программе «Не шути с огнём!». Играя, обучаем младших школьников.

Тема 19. Проведение конкурсно-игровой программы «Не шути с огнём».

  • Систематизируют знания по пожарной безопасности.

  • Формируют представление об опасностях осеннего сезона, правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок.

  • Учатся определять, соблюдаются ли правила пожарной безопасности в школе.

  • Формируют представление о правилах пожарной безопасности на уроках.

  • Учатся определять, соблюдаются ли правила пожарной безопасности в кабинетах повышенной опасности.

  • Изучают правила поведения при пожаре в квартире, жилом доме и т.д.

  • Изучают правила пожарной безопасности в период проведения новогодних мероприятий.

  • Формируют представление об опасности и последствиях применения пиротехнических изделий.

  • Изучают правила поведения при эвакуации.

  • Учатся анализировать ситуацию и выбирать безопасный путь при эвакуации.

  • Изучают план эвакуации, основные элементы.

  • Учатся ориентироваться по плану эвакуации.

  • Изучают способы борьбы с паникой, признаки паники, правила поведения во время паники в общественном месте.

  • Учатся действовать в различных ситуациях при пожаре.

  • Изучают опасные ситуации при проведении массовых мероприятий.

  • Изучают причины пожаров в лесу, виды пожаров, правила поведения при лесных пожарах. Изучают действия в нештатных ситуациях.

беседа; практикум; презентация; дискуссия, игра.

5. Средства пожаротушения.

Тема 20. Первичные средства тушения пожаров.
Пенные, порошковые, огнекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.

Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.

Тема 21. Знаки безопасности. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки.


  • Изучают классификацию огнетушащих средств, принципы пожаротушения, правила применения.

  • Изучают классификацию средств пожаротушения,

  • Изучают назначение знаков пожарной безопасности



беседа; практические занятия; игры; викторины; тестирование; соревнование; экскурсия.


6. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.

Тема 22. Марки и назначение пожарных автомобилей. Автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д. Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.

Тема 23. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного.

Тема 24. Пожарная охрана. Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование.

Виды приспособленной и переоборудованной сельскохозяйственной и другой техники для целей пожаротушения


  • Изучают виды пожарной техники, основные их характеристики.


беседа; лекция; практические занятия; игры; викторины; тестирование; соревнование; экскурсия.

7. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации

Тема 25. Основные сведения об установках пожаротушения. Установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.

Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.


  • Изучают классификацию автоматических систем пожаротушения, принципы их действия.


беседа; лекция; практические занятия; игры; викторины; соревнование; экскурсия.

8. Оказание первой помощи

Тема 26. Оказание первой помощи пострадавшим. Понятие о травмах. Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы. Кровотечение. Характеристика кровотечений, временная остановка кровотечений. Правила наложения повязок. Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах. Транспортировка пострадавших. Термические поражения. Виды ожогов, ПП при ожогах. Электротравмы.

  • Изучают правила оказания первой помощи при пожарах.


беседа; лекция; практические занятия; игры; викторины; тестирование; соревнование; экскурсия.

9. Ответственность за нарушения правил пожарной безопасности. Профилактика пожаров.

Тема 27. Профилактика пожаров. Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. Как оформить стенгазету. Как оформить тревожную информацию. Проект

Тема 28.. Оформление информационного листка по пожаробезопасному поведению.


  • Определят значимость пропаганды пожарной безопасности.

  • Учатся оформлению памяток.

  • Разрабатываю и реализуют проект

  • Подводят итоги по окончании работы объединения

  • Проводят разъяснительную работу среди учащихся о ППБ на каникулах.


беседа; лекция; практические занятия; игры; викторины; тестирование; соревнование; экскурсия.


Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1.Из прошлого в будущее пожарной охраны

1

Историческая справка о развитии пожарной охраны в России. Пожарная охрана, её истории и традиции

1

07.09

2

Герои огненного фронта

1

14.09

3

Будущее пожарной охраны.

1

21.09

4

Пожарная часть

1

28.09

2. Огонь и друг, и враг человека



29.09

5

Огонь – друг человека.

1

05.10

6

Огонь – враг человека.

1

12.10

7

Спички – детям не игрушки!

1

19.10

8

Огонь. Основы горения.

1

26.10

3. От чего происходят пожары?

9

Виды пожаров

1

02.11

10

Причины пожаров в быту.

1

09.11

11

Молнии и статическое электричество.

1

16.11

12

Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

1

23.11

13

Электробезопасность.

1

30.11


14

Викторина «Опасности в моей квартире».

1

07.12


15

Практическое занятие «Где живет электричество?».

1

14.12


4. Как действовать при пожаре в школе и дома.

16

Как вести себя при пожаре?

1

21.12

17

Знакомство с планом эвакуации при пожаре в школе.

1

28.12

18

Чем опасен дым.

1

11.01

19

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

1

18.01

20

Подготовка заданий и атрибутов к конкурсно – игровой программе «Не шути с огнём!».

1

25.01

21

Проведение конкурсно-игровой программы «Не шути с огнём».

1

01.02

22

Конкурсно-игровая программа «Не шути с огнём». Подведение итогов.

1

08.02

5. Средства пожаротушения.



09.02

23

Первичные средства тушения пожаров.

1

15.02

24

Знаки безопасности.

1

22.02

6. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.

25

Марки и назначение пожарных автомобилей

1

01.03

26

Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного.

1

15.03

27

. Пожарная охрана.

1

22.03

7. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации

28

Основные сведения об установках пожаротушения

1

29.03

8.Оказание первой помощи

29

Понятие о травмах.

1

05.04

30

Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы.

1

12.04

31

Кровотечение.Временная остановка кровотечений Правила наложения повязок.

1

19.04

32

Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах.

1

26.04

33

Термические поражения. Виды ожогов, ПП при ожогах. Электротравмы.

1

17.05

9. Ответственность за нарушения правил пожарной безопасности. Профилактика пожаров.

34

Проект « Береги от пожара природу родного края». Подбор информации.

1

24.05

35

Проект « Береги от пожара природу родного края». Разработка презентации.

1

31.05

36

Проект « Береги от пожара природу родного края». Защита проекта.

1

07.06

37

Профилактика пожаров. Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности.

1

14.06

38

Как оформить стенгазету. Как оформить тревожную информацию.

1

21.06

39

Оформление информационного листка по пожаробезопасному поведению.


1

28.06