Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Моторская средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю»
Директор МБОУ Моторская СОШ №3
__________________/ШиголаковЕ.Н./
№________от_______________2020г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дружина Юных Пожарных»
для детей 5- 6 классов
срок реализации программы - 1 год
Разработчик программы: Сафронова Татьяна Павловна.
Учитель музыки.
с.МОТОРСКОЕ 2020.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы:
Предметные результаты
развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов;
развитие умений оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности;
развитие умений предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия;
развитие и совершенствование навыков оказания первой помощи;
применение на практике методов и форм противопожарной безопасности;
планирование профилактической деятельности с ровесниками и младшими школьниками;
реализация своих творческих способностей при проведении профилактической работы по ППБ: составлять сценарии, выполнять рисунки;
развитие умений убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитие им навыков пожаробезопасного поведения;
осознание своей ответственности за качество выполненного проекта;
развитие умений презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
развитие умений проводить игры, беседы с детьми младшего возраста, взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы.
приобретение обучающимися знаний по технике безопасности и жизненно-важным навыкам;
формирование интереса к регулярным занятиям спортом, повышение спортивного мастерства; овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.
Личностные результаты освоения:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Критерии оценки степени и уровня освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Степень освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы показывает, насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы каждым обучающимся и выражается в виде в оценке: высокая степень освоения, средняя степень освоения, низкая степень освоения, и фиксируются в листе результатов освоения программы.
Лист результатов освоения
№ п\п | Ф.И. учащегося | Спепень освоения |
1 | Иванов Иван | высокая |
| | |
| | |
| | |
Оценивание уровня усвоения программы фиксируется в оценке «зачет» / «незачет» и выставляется в журнал по результатам итоговой аттестации.
Форма итоговой аттестации:Проект « Береги от пожара природу родного края».
Критерии и инструментарий оценивания достижения личностных результатов обучения.
Листы оценки.
Личностные результаты | Да | Нет | Иногда |
Активно работает на большинстве занятий | | | |
Контролирует свои действия, корректирует их в соответствии с новыми условиями | | | |
Правильно и безошибочно выполняет практически все учебные задания | | | |
Адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы | | | |
На занятии сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя | | | |
Общителен, коммуникативен | | | |
Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все требования | | | |
Находится преимущественно в хорошем настроении | | | |
За каждый ответ «да» - 1 балл, «иногда» - 0,5 балла, «нет» - 0 баллов.
Высокий уровень – 7-8 баллов
Средний уровень – 4-6 баллов,
Низкий уровень – 1-3 балла.
Критерии и инструментарий оценивания достижения метапредметных результатов обучения.
Листы оценки и самооценки.
За каждый ответ «да» - 1 балл, «иногда» - 0,5 балла, «нет» - 0 баллов.
Высокий уровень – 9-11 баллов,
Средний уровень –5-8 баллов,
Низкий уровень –1-4 балла.
Карта развития метапредметных результатов «Дружины юных пожарных»
ученика ____ класса Ф.И._________________________________________
Метапредметные результаты. | Да | Нет | Иногда |
Высокая мотивация к обучению. | | | |
Проявляет настойчивость в достижении цели. | | | |
Применяет методы наблюдения. | | | |
Оценивает свои достижения (см.рефлексивную карту). | | | |
Обсуждает проблемные вопросы с учителем. | | | |
Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи. | | | |
Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся. | | | |
Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | | | |
Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности. | | | |
Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. | | | |
Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни. | | | |
Рефлексивная карта ученика
ФИ________________________________________
1. Чему я научился на занятиях? | |
2. Буду ли продолжать занятия в следующем году? | |
3. Над чем ещё надо поработать? | |
4. Где пригодятся знания? | |
5. В полную ли силу занимался? | |
6.За что могу себя похвалить? | |
Содержание курса с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание | Основные виды деятельности | Формы организации учебных занятий |
|
Тема 1. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России. Пожарная охрана, её истории и традиции. Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка. История создания пожарной охраны в России. Советская пожарная охрана и ее задачи. Предупреждение пожаров - основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Тема 2. Герои огненного фронта. Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью "За отвагу на пожаре" и другими правительственными наградами. Тема 3. Будущее пожарной охраны. Будущее пожарной охраны. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров. Тема 4. Экскурсия в пожарную часть | Учатся правилам поведения во время внеурочной деятельности. Формулируют цель и задачи работы объединения Формируют представление об обстановке по пожарам Распределяют обязанности по работе в объединении Формируют представление об истории пожарной охраны, о роли пожарных организаций Формируют представление о правилах пожарной безопасности. Формируют представление о профессии пожарного. | беседа; практикум; презентация; дискуссия, экскурсия. |
2.Огонь и друг, и враг человека |
Тема 5. Огонь – друг человека. Что такое огонь, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Тема 6. Огонь – враг человека. Какой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека. Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем. Тема 7. Спички – детям не игрушки! Предупреждение опасных ситуаций. Понятие о пожарной профилактике. Игры детей с огнем, примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов. Тема 8. Огонь. Основы горения. Физико-химические основы горения. Треугольник огня. Источники воспламенения. Виды строительных материалов. Виды горючих веществ. | Формируют представление о понятии горение, условиях горения, классификации веществ и материалов по группам возгораемости | беседа; презентация; дискуссия; лекция. |
3. От чего происходят пожары? |
Тема 9. Причины пожаров в быту. Молнии и статическое электричество. Тема 10.Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Небрежность как основная причина возникновения пожаров. Печное отопление.Газ. Выпуск стенгазеты «Осторожно, газ!». Тема 11. Электробезопасность. Знакомство и обсуждение инструкции по электробезопасности (обсуждение и оформление материала). Подготовка материала для пятиминутки «Электричество – помощник или коварный враг?». Тема 12. Викторина «Опасности в моей квартире». Тема 13. Практическое занятие «Где живет электричество?». | Формируют представление о признаках возникновения пожаров, типах пожаров и признаках. Формируют представление о причинах возникновения пожаров в жилых, общественных зданиях и промышленных предприятиях. Изучать первичные и вторичные факторы пожара, анализировать статистических данных по пожарам. Изучают поведение людей при пожаре. Учатся моделировать нештатные ситуации, правила поведения в них. | беседа; практикум; презентация; викторина. |
4. Как действовать при пожаре в школе и дома. |
Тема 14. Как вести себя при пожаре? Знакомство с правилами личной безопасности при пожаре. Правила поведения при пожаре в квартире. Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате. Правила поведения при пожаре в общественных зданиях. Эвакуация при пожаре. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности. Выпуск листовок «Пожар в квартире», «Пожар в подъезде». Тема 15. Чем опасен дым. Правила поведения при пожаре на даче. Правила поведения при лесных пожарах. Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным. Как вызвать пожарную охрану. Что делать, если на тебе загорелась одежда. Тема 16. Знакомство с планом эвакуации при пожаре в школе. Противопожарный режим в школе. Противопожарные требования к территории и помещениям школы. План эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении массовых мероприятий. Тема 17. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Тема 18. Подготовка заданий и атрибутов к конкурсно – игровой программе «Не шути с огнём!». Играя, обучаем младших школьников. Тема 19. Проведение конкурсно-игровой программы «Не шути с огнём». | Систематизируют знания по пожарной безопасности. Формируют представление об опасностях осеннего сезона, правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Учатся определять, соблюдаются ли правила пожарной безопасности в школе. Формируют представление о правилах пожарной безопасности на уроках. Учатся определять, соблюдаются ли правила пожарной безопасности в кабинетах повышенной опасности. Изучают правила поведения при пожаре в квартире, жилом доме и т.д. Изучают правила пожарной безопасности в период проведения новогодних мероприятий. Формируют представление об опасности и последствиях применения пиротехнических изделий. Изучают правила поведения при эвакуации. Учатся анализировать ситуацию и выбирать безопасный путь при эвакуации. Изучают план эвакуации, основные элементы. Учатся ориентироваться по плану эвакуации. Изучают способы борьбы с паникой, признаки паники, правила поведения во время паники в общественном месте. Учатся действовать в различных ситуациях при пожаре. Изучают опасные ситуации при проведении массовых мероприятий. Изучают причины пожаров в лесу, виды пожаров, правила поведения при лесных пожарах. Изучают действия в нештатных ситуациях. | беседа; практикум; презентация; дискуссия, игра. |
5. Средства пожаротушения. |
Тема 20. Первичные средства тушения пожаров. Пенные, порошковые, огнекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря. Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре. Тема 21. Знаки безопасности. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки. | Изучают классификацию огнетушащих средств, принципы пожаротушения, правила применения. Изучают классификацию средств пожаротушения, Изучают назначение знаков пожарной безопасности | беседа; практические занятия; игры; викторины; тестирование; соревнование; экскурсия. |
6. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование. |
Тема 22. Марки и назначение пожарных автомобилей. Автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д. Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле. Тема 23. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Тема 24. Пожарная охрана. Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование. Виды приспособленной и переоборудованной сельскохозяйственной и другой техники для целей пожаротушения | Изучают виды пожарной техники, основные их характеристики. | беседа; лекция; практические занятия; игры; викторины; тестирование; соревнование; экскурсия. |
7. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации |
Тема 25. Основные сведения об установках пожаротушения. Установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации. | Изучают классификацию автоматических систем пожаротушения, принципы их действия. | беседа; лекция; практические занятия; игры; викторины; соревнование; экскурсия. |
8. Оказание первой помощи |
Тема 26. Оказание первой помощи пострадавшим. Понятие о травмах. Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы. Кровотечение. Характеристика кровотечений, временная остановка кровотечений. Правила наложения повязок. Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах. Транспортировка пострадавших. Термические поражения. Виды ожогов, ПП при ожогах. Электротравмы. | | беседа; лекция; практические занятия; игры; викторины; тестирование; соревнование; экскурсия. |
9. Ответственность за нарушения правил пожарной безопасности. Профилактика пожаров. |
Тема 27. Профилактика пожаров. Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. Как оформить стенгазету. Как оформить тревожную информацию. Проект Тема 28.. Оформление информационного листка по пожаробезопасному поведению. | Определят значимость пропаганды пожарной безопасности. Учатся оформлению памяток. Разрабатываю и реализуют проект Подводят итоги по окончании работы объединения Проводят разъяснительную работу среди учащихся о ППБ на каникулах. | беседа; лекция; практические занятия; игры; викторины; тестирование; соревнование; экскурсия. |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1.Из прошлого в будущее пожарной охраны |
1 | Историческая справка о развитии пожарной охраны в России. Пожарная охрана, её истории и традиции | 1 | 07.09 |
2 | Герои огненного фронта | 1 | 14.09 |
3 | Будущее пожарной охраны. | 1 | 21.09 |
4 | Пожарная часть | 1 | 28.09 |
2. Огонь и друг, и враг человека | | | 29.09 |
5 | Огонь – друг человека. | 1 | 05.10 |
6 | Огонь – враг человека. | 1 | 12.10 |
7 | Спички – детям не игрушки! | 1 | 19.10 |
8 | Огонь. Основы горения. | 1 | 26.10 |
3. От чего происходят пожары? |
9 | Виды пожаров | 1 | 02.11 |
10 | Причины пожаров в быту. | 1 | 09.11 |
11 | Молнии и статическое электричество. | 1 | 16.11 |
12 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях. | 1 | 23.11 |
13 | Электробезопасность. | 1 | 30.11 |
14 | Викторина «Опасности в моей квартире». | 1 | 07.12 |
15 | Практическое занятие «Где живет электричество?». | 1 | 14.12 |
4. Как действовать при пожаре в школе и дома. |
16 | Как вести себя при пожаре? | 1 | 21.12 |
17 | Знакомство с планом эвакуации при пожаре в школе. | 1 | 28.12 |
18 | Чем опасен дым. | 1 | 11.01 |
19 | Оказание первой медицинской помощи пострадавшим. | 1 | 18.01 |
20 | Подготовка заданий и атрибутов к конкурсно – игровой программе «Не шути с огнём!». | 1 | 25.01 |
21 | Проведение конкурсно-игровой программы «Не шути с огнём». | 1 | 01.02 |
22 | Конкурсно-игровая программа «Не шути с огнём». Подведение итогов. | 1 | 08.02 |
5. Средства пожаротушения. | | | 09.02 |
23 | Первичные средства тушения пожаров. | 1 | 15.02 |
24 | Знаки безопасности. | 1 | 22.02 |
6. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование. |
25 | Марки и назначение пожарных автомобилей | 1 | 01.03 |
26 | Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. | 1 | 15.03 |
27 | . Пожарная охрана. | 1 | 22.03 |
7. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации |
28 | Основные сведения об установках пожаротушения | 1 | 29.03 |
8.Оказание первой помощи |
29 | Понятие о травмах. | 1 | 05.04 |
30 | Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы. | 1 | 12.04 |
31 | Кровотечение.Временная остановка кровотечений Правила наложения повязок. | 1 | 19.04 |
32 | Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах. | 1 | 26.04 |
33 | Термические поражения. Виды ожогов, ПП при ожогах. Электротравмы. | 1 | 17.05 |
9. Ответственность за нарушения правил пожарной безопасности. Профилактика пожаров. |
34 | Проект « Береги от пожара природу родного края». Подбор информации. | 1 | 24.05 |
35 | Проект « Береги от пожара природу родного края». Разработка презентации. | 1 | 31.05 |
36 | Проект « Береги от пожара природу родного края». Защита проекта. | 1 | 07.06 |
37 | Профилактика пожаров. Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. | 1 | 14.06 |
38 | Как оформить стенгазету. Как оформить тревожную информацию. | 1 | 21.06 |
39 | Оформление информационного листка по пожаробезопасному поведению. | 1 | 28.06 |