СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия "Дуальная система Германии" для технического профиля СПО

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка проведения открытого практического занятия по немецкому языку по теме «Дуальная система образования в Германии» предназначена для студентов средних специальных учебных заведений. Методическая разработка содержит методическую структуру, материалы для проведения занятия, приложение, список литературы.

Данная методическая разработка рекомендуется для подготовки и проведения занятий по немецкому языку на первом курсе по теме «Профессиональное образование».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Дуальная система Германии" для технического профиля СПО»

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»












«Дуальная система образования

в Германии»



методическая разработка

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по немецкому языку
























Кирсановский район, 2018




Рассмотрена на заседании

цикловой комиссии

социально-экономических, естественнонаучных дисциплин

Председатель _______ Емельянов И.А.

« ____ » _________________ 2018 г.







Автор: преподаватель Очкасова Анна Владимировна, высшая категория




Аннотация


Методическая разработка проведения открытого практического занятия по немецкому языку по теме «Дуальная система образования в Германии» предназначена для студентов средних специальных учебных заведений. Методическая разработка содержит методическую структуру, материалы для проведения занятия, приложение, список литературы.

Данная методическая разработка рекомендуется для подготовки и проведения занятий по немецкому языку на первом курсе по теме «Профессиональное образование».

















Содержание




1. ВВЕДЕНИЕ


2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Методическая структура практического занятия

План практического занятия

Ход занятия


3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


5. ПРИЛОЖЕНИЕ






























Введение


Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования требует от специалистов среднего звена базовой подготовки следующих умений: «общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы, переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности, самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас».

Таким образом подготовка студентов в неязыковых учебных заведениях заключается в формировании таких коммуникативных умений, которые позволили бы осуществлять профессиональные контакты на иностранном языке в различных сферах и ситуациях. Иноязычное общение может происходить как в официальной, так и в неофициальной формах, в виде выступлений на конференциях, при обсуждении договоров и составлении деловых писем. Научить студентов понимать иностранную речь и общаться– это трудная задача, особенно в условиях неязыковой специальности.

На первом курсе среднего профессионального образования студенты знакомятся с новой формой иностранного языка - языком профессии, которую они для себя выбрали. Это происходит постепенно, от простого к сложному. Одним из средств, облегчающих адаптацию к новым языковым явлениям и позволяющим поддерживать постоянный интерес, является реализация лингвострановедческого подхода к обучению иностранному языку. Лингвострановедение сочетает в себе обучение языку и дает определенные сведения о стране изучаемого языка. Овладение языком не сводится к процессу механического заучивания новых слов и грамматических правил. Языковые единицы воспринимаются как носители информации об особенностях менталитета иноязычного общества, а социокультурные знания - обязательным компонентом содержания профессионально-ориентированного обучения иностранному языку.

С целью реализации лингвострановедческого и неразрывно связанного с ним коммуникативно–деятельностного подхода на занятии по немецкому языку я учитывала прежде всего принципы аутентичности и профессиональной направленности при подборе текста, видеоматериалов и заданий.

Таким образом, данная методическая разработка представляет собой один из вариантов использования различных приемов и методов преподавания иностранного языка в неязыковом учебном заведении, ориентированного на чтение литературы по специальности, изучение профессиональной лексики и терминологии, а также – и на общение в сфере профессиональной деятельности.




































Основная часть


План занятия


Дисциплина: Иностранный язык (немецкий)

Специальность:

Курс: 1

Учебное время: 2 часа

Место проведения: кабинет иностранного языка

Преподаватель:

Тип занятия: практическое

Вид занятия: комбинированное

Тема: Дуальная система образования в Германии

Цели занятия

образовательные:

- формирование лингвострановедческой и интеркультурной компетенции

посредством знакомства с особенностями профессионального образования Германии;

- формирование речевых навыков с использованием новых понятий,

закрепление тематической лексики,

закрепление умения работать с текстом (поисковое чтение)

воспитательные:

- частичное формирование ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

развивающие:

- частичное формирование ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Термины и понятия: der Betrieb, das Erfordernis, ergänzend, der Mittelpunkt , der Teil, das duale System, der Vorteil, der Nachteil, die Abwechslung, der Berufseinstieg, die Erfahrung, der Berufsaufstieg (см. Приложение к рабочей программе)

Требования к уровню освоения в соответствии с рабочей программой: 1-2 Образовательные результаты в соответствии с ФГОС СПО, формируемые на занятии

умения: работать с текстом профессиональной направленности, переводить, отвечать на вопросы, составлять и воспроизводить монологическое высказывание с использованием тематической лексики, работать с видеоматериалами на немецком языке, выполнять лексико-грамматические упражнения

знания: лексические единицы по теме

Форма проведения занятия: практическое занятие

Образовательные технологии, активные методы и приёмы обучения: технологии развивающего, интерактивного обучения, информационные технологии, групповые технологии (работа в малых группах); коммуникативно–деятельностный и лингвострановедческий подходы к содержанию материалов и методам проведения занятия, дифференцированный подход в организации домашней самостоятельной работы;

методы и приёмы: работа с учебной литературой и аутентичными материалами периодической печати, аудиторная самостоятельная работа, групповая и фронтальная работа с лексикой и практическим материалом, с текстом, с видеосюжетами, с мультимедийной презентацией

Информационно-методическое обеспечение

Литература

1. Басова Н.В., Коноплева Т.Г. Немецкий язык для колледжей. Учебник. Ростов-на-Дону «Феникс», 2012

2. Журнал vitamin.de, Goethe-Institut Russland

Средства обучения

- наглядные пособия: карточки с тематической лексикой, видеоролики, мультимедийная презентация, журнал “Vitamin de”

- раздаточный материал: карточки с вопросами к тексту, карточки с клише для выражения мнения, список оснований для получения дуального образования

- технические средства: интерактивная доска, персональный компьютер, проектор, нетбук, телевизор

Самостоятельная работа обучающихся в соответствии с программой самостоятельной работы

- аудиторная: словарная работа, работа с текстом, составление монологического высказывания, выполнение задания к видеосюжету

- внеаудиторная: домашнее задание: на «4» - реферативный перевод статьи «Duale Berufsausbildung» журнал «Vitamin de» № 62, с.29, электронная версия журнала http://www.vitaminde.de/; на «5» - систематизация мнений студентов о дуальной системе в таблице, сайт http://www.einstieg.com/studium/duales-studium/duales-studium-erfahrung.html





















СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


п/п

Основные элементы занятия, вопросы, отражающие содержание учебного материала, тип задания

Виды учебной деятельности студента

Примерное время, мин.

Методы и приёмы обучения

1.

Организационная часть.


Приветствие, ответы на вопросы преподавателя.

3 мин

Информационный

2.

Мотивация учебной деятельности.

Прослушивание информации

2 мин

Информационный

3.

Сообщение темы, цели, задач занятия.

Прослушивание информации

2 мин

Наглядный, с использованием презентации

4.

Актуализация опыта и опорных знаний студентов.

1) Повторение лексики по теме «Система образования».

2) Работа со схемой «Система образования Германии».

Выполнение в группе словарной работы, ответы на вопросы преподавателя

10 мин

Наглядный, с использованием презентации

Деятельностно-ориентированный, с использованием возможностей интерактивной доски

5.

Введение нового учебного материала.

  1. Объяснение понятия «dual».

  2. Просмотр видеоролика “Die duale Ausbildung”.

  3. Обсуждение понятия двойственности в профессиональном образовании.

Прослушивание информации и участие в обсуждении. Просмотр видео, выполнение задания к сюжету.

10 мин

Деятельностно-ориентированный, наглядный, с использованием видеосюжета.

6.

Закрепление учебного материала и способов действий.

  1. Работа с текстом “Die duale Ausbildung”.

  2. Работа с видеороликом “Gute Grunde”.

  3. Выполнение задания к видеосюжету.

  4. Систематизация лексики по теме “Vorteile und Nachteile der dualen Ausbildung”

Работа с учебной литературой, с лексикой, с текстом. Просмотр видео, выполнение задания к сюжету. Работа в малых группах.

35 мин

Деятельностно-ориентированный Наглядный, с использованием карточек с лексикой, видеоролика.

7.

Использование учебного материала в речи.

Высказывание собственного мнения по вопросу “Das duale Studium”.


Монологичес- кое высказывание по теме.

10 мин

Деятельностно-ориентированный Наглядный, с использованием карточек и возможностей интерактивной доски.

8.

Подведение итогов занятия, достижение планируемых результатов.

Анализ результативности занятия, комментирование оценок

Ответные реплики.

5 мин

Информационный.

Оценка знаний студентов

9.

Задания для домашней работы

на «4» - реферативный перевод статьи «Duale Berufsausbildung» журнал «Vitamin de» № 62, с.29, электронная версия журнала http://www.vitaminde.de/; на «5» - систематизация мнений о дуальной системе в таблице, сайт http://www.einstieg.com/studium/duales-studium/duales-studium-erfahrung.html

Прослушивание информации

3 мин

Информационный.


ХОД ЗАНЯТИЯ


1. Организационная часть

Преподаватель: Guten Tag! Freut mich, sie wieder zu sehen. Wie geht es?

(Студенты отвечают на приветствия преподавателя)

2. Мотивация учебной деятельности

Преподаватель: Сегодня у нас очень важная и актуальная тема занятия. Вы – студенты 1 курса, а это значит, что вы не только определили свою будущую профессию, но и частично спланировали ближайшие годы обучения. Сегодняшняя тема познакомит вас с новыми возможностями, и, я надеюсь, откроет новые горизонты и для последующего обучения, и для применения полученных знаний.

3. Сообщение темы, цели, задач занятия

Преподаватель: Unser heutiges Thema heißt «Die duale Ausbildung» “.

Дуальная система- это совершенно новое для вас понятие. На занятии вы узнаете, что это такое, мы раскроем сущность «дуальной системы», обсудим ее достоинства и недостатки и вы сможете сформулировать свое отношение к этой системе, конечно же на немецком языке.

4. Актуализация опыта и опорных знаний студентов

Преподаватель: 1) Прежде чем мы начнем разговор о новом для вас явлении, вспомним известные Вам из школы понятия.

Die Begriffe “Schulsystem” und “Schularten” kennen Sie schon aus der Mittelschule.

Finden Sie bitte die Äquivalente. (см. Приложение 1)

(Студенты cоотносят термины по теме «Система образования» на двух языках с помощью интерактивной доски.)

2)Betrachten Sie das Schema des Schulsystems. Auf welcher Stufe sind Sie zurzeit.

  • Sind Sie Schuler?

  • Wo studieren Sie?

  • Wie heisst ihre Fachrichtung?

  • In welchem Studienjahr sind Sie?

  • Wie heisst Ihr zukünftiger Beruf?

(Студенты устно отвечают на вопросы преподавателя и определяют по схеме ступень на которой они находятся на данном этапе образования.)

Also, Sie sind auf der Stufe der Berufsausbildung.

5. Введение нового учебного материала

Преподаватель: Heute sprechen wir über eine Besonderheit der deutschen Berufsausbildung. Das ist das sogenannte duale System.

В переводе с латинского «дуо» означает два. Как Вы думаете о какой двойственности, о каких двух процессах в системе профессионального образования пойдет речь?

(Студенты высказывают свои предположения)

Wir sehen uns einen Videoclip und bestimmen, was bedeutet das duale System in der Ausbildung. (видео 1 Duale Ausbildung: http://www.youtube.com/watch?v=wZGjUXfSmAg)

(Студенты просматривают видеосюжет и комментируют понятие «дуальная система» на основе полученной информации)

Also, das duale Ausbildung bedeutet eine Kombination aus Theorie und Praxis.



6. Закрепление учебного материала и способов действий

Преподаватель:1) Wie sieht duales Studium aus, erfahren Sie aus dem Text “Die duale Ausbildung”. Lesen Sie bitte den Text und beantworten die Fragen.

(Студенты самостоятельно читают текст (Басова Н.В., Коноплева Т.Г. Немецкий язык для колледжей.) и отвечают на вопросы (на карточках, см. приложение 2) по содержанию текста.)

2) Wir vergleichen jetzt die Ergebnisse.

(Студенты обсуждают ответы на вопросы в пленуме.)

3) Laut der Statistik wählen etwa 60% der Jugendlichen in Deutschland duales Studium.

Welche Gründe haben Sie dafür? Wir hören Interviews zweimal. Welche Gründe werden erwähnt? Markieren Sie auf dem Arbeitsblatt. (видео 2 Gute Gründe für duales Studium

http://www.youtube.com/watch?v=jQhy4vPLAVw)

(Студенты прослушивают два раза интервью и отмечают (задания на карточках, см. приложение 3) причины выбора дуального обучения немецкими студентами. Результаты выбора сравниваются в парной работе. Проблемные вопросы выносятся на общее обсуждение.)

4) Jedes Ausbildungssystem hat seine Vor- und Nachteile. Analysieren Sie bitte die Aussagen, was gehört zu Vorteilen und was zu Nachteilen des dualen Studiums. Sie arbeiten jetzt in zwei Gruppen. Die erste Gruppe erfüllt die Aufgabe an der Tafel, die zweite am interaktiven Whitboard. ( см. Приложение 4)

(Cтуденты в двух группах анализируют и систематизируют преимущества и недостатки дуальной системы образования)

5) Zum Schluss vergleichen wir die Ergebnisse.

7. Применение учебного материала в речи

Преподаватель: Also, wir haben heute die Hauptideen der dualen Ausbildung kennengelernt. Wie finden Sie selbst duales Studium? Formulieren Sie bitte Ihre Meinungen.

(Студенты самостоятельно подготавливаются к монологическому высказыванию и представляют результат своей работы в устной форме)

8. Подведение итогов занятия, достижение планируемых результатов.

Анализ результативности занятия, комментирование оценок

Преподаватель: Итак, Вы сегодня познакомились с новой системой образования, сделали для себя определенные выводы. Вы еще только на первом курсе, у Вас есть время и у Вас есть выбор. В СГАУ действует проект Apollo, который позволят студентам, получившим высшее образование и владеющим немецким языком, отправится на стажировку в Германию.

J.W. von Goethe sagte: “Wir behalten von unseren Studien am Ende doch nur das, was wir praktisch anwenden.”


Ich wünsche Ihnen, dass Sie alle Ihre Kenntnisse und Erfahrungen im Beruf und im Leben einsetzen könnten.

9.Задания для домашней работы:

на «4» - реферативный перевод статьи «Duale Berufsausbildung» журнал «Vitamin de» № 62, с.29, электронная версия журнала http://www.vitaminde.de/;

на «5» - систематизация мнений о дуальной системе в таблице, сайт http://www.einstieg.com/studium/duales-studium/duales-studium-erfahrung.html






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по немецкому языку в группах 1 курса по теме «Профессиональное образование». Подбор и организация учебного материала, а также использование приемов и методов ведения занятия ориентированы на реализацию лингвострановедческого подхода в условиях профессионально- ориентированного обучения иностранному языку.

В результате освоения данного учебного материала студенты получат возможность формирования навыков работы с немецкоязычными источниками для получения профессионально-значимой информации, умения читать и понимать аутентичный текст на немецком языке. Предполагается расширение словарного запаса, необходимого в будущей профессиональной деятельности, для работы с различными информационными, справочными материалами на иностранном языке.

Поскольку в соответствии с современными требованиями к профессиональному образованию, ценность выпускника на рынке труда в значительной степени определяется уровнем его языковой подготовки, владение иностранным языком является необходимым компонентом квалификации современного специалиста любого профиля. Следовательно, применение инновационных образовательных технологий в сочетании с реализацией принципов лингвострановедческой и профессиональной направленности позволяет приблизиться к решению проблемы развития мотивации к изучению иностранного языка в сфере средне-специального учебного заведения, создаёт условия для повышения познавательной активности студентов и качества знаний по данному учебному предмету.










ЛИТЕРАТУРА


  1. Басова Н.В., Коноплева Т.Г. Немецкий язык для колледжей. Учебник. Ростов-на-Дону «Феникс», 2012

2. Журнал vitamin.de














































ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Aufgabe für die digitale Tafel: Finden Sie bitte die Äquivalente.



Grundschule Техникум

Hochschule Основная школа

Fachoberschule Реальная школа

Fachschule Начальная школа

Berufsschule Профессиональное училище

Hauptschule ВУЗ

Realschule Высшая профессиональная школа





ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Aufgabe zum Tex: Lesen Sie den Text (Басова Н.В., Коноплева Т.Г. Немецкий язык для колледжей. Учебник. Ростов-на-Дону «Феникс», 2012, S.146) und beantworten Sie die Fragen.


Text : Berufsausbildung in Deutschland

der Betrieb предприятие

das Erfordernis требование

ergänzend дополняющий

der Mittelpunkt центр, основа

der Teil часть



  1. Was steht im Mittelpunkt der deutschen Berufsausbildung?

  2. Wie lernt der Azubi im dualen System?

  3. Welche Erfordernisse hat das duale System?

















ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Aufgabe zum Videoclip: Welche Gründe werden im Interview erwähnt? Markieren Sie auf dem Arbeitsblatt.



Gute Gründe für duales Studium


Viel Praxiserfahrung sammeln

Im Beruf arbeiten

Eigenes Verdienst haben

Zeit sparen

Keine Klousuren schreiben

Doppelqualifikation haben

Das Studienleben genießen

Keine Hausaufgaben machen





ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Aufgabe für Gruppenarbeit: Ordnen Sie bitte die Aussagen zu.


VORTEILE NACHTEILE


Vorbereitung auf den Unterricht  und Prüfungen

Stipendium für die Ausbildung

Abwechslung in der Ausbildung

Missverstehen zwischen Schule und Betrieb

schneller Berufseinstieg

ständiger Kontakt zu Lehrern und Meistern

schnelles Umsetzen des Unterrichtsstoffs

starke Belastung durch Arbeitszeit

praxisorientierte Ausbildung

wenig Freizeit

gute Chancen vom Betrieb

der Auszubildende kennt seine Stärken innerhalb seines Betriebs

keine Semesterferien

wenig Forschungsbezug