Духовная музыка Александра Мозалевского
Харитонова Дарья Сергеевна
Анотация. В статье рассматривается духовное творчество современного российского композитора Мозалевского А.
Ключевые слова. Музыка, распев, композитор, хор, звучание, творчество.
Spiritual music by Alexander Mozalevsky
Daria Sergeevna Kharitonova
Abstract. The article deals with the spiritual work of the modern Russian composer Mozalevsky
Keyword. Music, chant, composer, choir, sound, creativity.
Духовная музыка в XX веке приобретает особое значение. Как отмечает А. Труханова, в России на протяжении последних десятилетий XX века складывалась особая обстановка, новый психологический климат, когда в поисках общечеловеческих ценностей наблюдался бурный рост общественного интереса к религиозной вере, к духовным идеалам и ценностям, которые ей присущи. С середины 80-х годов было положено начало процессу изменений в отношениях государства и церкви, который особенно интенсивно стал развиваться в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. [8]
Композиторы начинают работать в литургических жанрах (Литургия Св. Иоанна Златоуста Н. Сидельникова, Всенощное бдение Р. Леденева) и создают произведения на духовные тексты: «Неизреченное чудо», «Песнопения и молитвы» Г. Свиридова, «Запечатленный ангел ангел» Р. Щедрина и др. Ярким примером служат сочинения А. Караманова: цикл из шести симфонии «Бысть», Цикл симфоний «Совершишася» в десяти частях, с хором в финале. [4] В. Мартынов – исследователь и практик духовной музыки предложил термин для обозначения сочинений, связанных с литургическими текстами: «паралитургические жанры»[7].
С новой актуальностью звучит тема духовности человека, композиторы ставят вопрос ее выживания в многомерности современной атмосферы. Так в светских сочинениях С. Губайдулиной, А. Караманова, А. Шнитке, В. Мартынова проявляются черты традиционной литургической музыки как образ возвышенного духовного начала. Знаменный роспев становится как мелодической основой произведений, так и основой теоретических и практических исследований.
В творчестве Александра Мозалевского немалое место занимает духовная тема. Рассмотрим произведения, созданные для богослужения, которые вошли в сборник «Избранные хоры»: «Богородице Дево», «Благослови душе моя, Господа», «Херувимская» и рукопись «Памяти священномученика Петра Зверева архиепископа Воронежского». Отметим, что большая часть из них используется в обиходе в Воронеже и других городах, входят в репертуар духовных и светских хоровых коллективов. Все они написаны с пониманием их практического применения (как правило, в храме небольшой состав исполнителей, для которого и рассчитаны богослужебные произведения композитора) и с бережным отношением к слову. Сочинения А. Мозалевского на литургические тексты опираются на традиции московской школы начала XX века, представителями которой были А. Кастальский, П. Чесноков, П. Чайковский и др. Своим кумиром и учителем композитор называет С. Рахманинова. Первыми хоровыми опусами А. Мозалевского стали Литургия (1995) и Всенощная (1995) – сам композитор признается, что они написаны под влиянием гения Сергея Васильевича.
Познакомившись с сочинениями А. Мозалевского, мы отметили следующие особенности. Сочинеия в жанре духовной богослужебной музыки созданы с учетом исполнительских возможностей хоров, которые обслуживают обиход. Диапозон в партиях небольшой ( в пределах полторы октавы), тесситура умеренная, количество голосов от 4 до 6. Это значительно способствует их распостранению в церковном обиходе. Мелодия в произведениях приближается к знаменному распеву, ей присуща распевность, протяжность, секундовые и терцовые интонации, нисходящие ходы.
Музыка насыщенна приемами, идущими из московской композиторской школы:
хоровые унисоны, пустые интервалы по вертикали. «Богородице Дево» такт 6:
звучание «чистых» аккордов (трезвучий, сесктаккордов). Использование плагальной гармонии и «минорной» доминанты, характерных для русской музыки. «Памяти священномученика Петра Зверева архиепископа Воронежского» такт 26:
«Памяти священномученика Петра Зверева архиепископа Воронежского» такты 20-22:
«Богородице Дево» такты 13-17:
плотная аккордовая фактура в кульминационных разделах. «Благослови душе моя, Господа» такт 44-46:
«Музыка скорби» - крупное симфоническое произведение, в котором отразилось религиозно мировоззрение композитора создано в 2005 году и посвящено жертвам террористических актов. Структура сочинения трехчастна. Средняя часть – это хоровой вокализ, сопровождаемый ударами колокола в оркестре. В нем заключена вся скорбь мира, живущая в сердцах миллионов, несмотря на время. Композитор противопоставляет эту часть крайним разделам по динамике, оркестровке, темпу. Благодаря стилистике знаменного роспева достигается эффект мирового звучания – эта музыка не принадлежит человеку – это голос неба, отпевающего невинных жертв зверя современности – терроризма.
По мнению композитора, сострадание и вера в Бога должны спасти мир от насилия и страха. Заканчивается «Музыка скорби» колыбельной, которую пронизывают интонации плача.
Так композитор объединяет два древнейших истока духовности: знаменный роспев и фольклор. Изучив духовную музыку А. Мозалевского, мы делаем вывод, что важным источником вдохновения композитора является древний знаменный роспев, его неповторимая архаика и форма, его интонация и его неразрушимое родство со словом, а так же творчество композиторов московской школы А. Кастальского, П. Чеснокова, С. Рахманинова.
Список литературы.
Иншакова. Ю Литургические жанры в поэзии серебряного века // Жанрологический сборник. – Выпуск 1. – Елец: ЕГУ имени И.А. Бунина, 2004.
Клочкова Е Библейские симфонии А. Караманова – авт. дисс. канд. искусствоведения, М., 2004.
Кокухин Н. Купина неопалимая // Журн. «Православная беседа», М., 1994, № 4.
Левая Т. История отечественной музыки второй половины ХХ века. – СПб.: Композитор, 2010.
Труханова А Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века: Опыт типологического исследования - авт. дисс. канд. искусствоведения, Саратов, 2006
Трембовельский Е., Шалагина А. Территория творчества. Сообщество композиторов Воронежского края. – Воронеж изд. «Кварта», 2010.
Шалагина А. Духовная опора // Газета «Коммуна». 2008, 5 августа.
Юдушкина О .Библейские мотивы в поэмах С.А. Есенина 1917-1920 годов - авт. канд дисс. по филологии,М., 2011.