Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника на уроках литературного чтения
Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных задач в условиях современного общества.
Духовно-нравственное образование - воспитание духовно-нравственного человека. В системе образования это целенаправленный процессвзаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Общество не может существовать без моральных устоев, принципов, так как это ведет к утрате культурных ценностей, исторического прошлого. Общество несет ответственности за воспитание подрастающего поколения. И, конечно же, главная роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится школе. Именно поэтому в рамках внедрения ФГОС НОО разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сказано, что воспитание является важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества.
Огромная роль для решения этой проблемы отводится учителю начальных классов, так как работу по формирования духовно-нравственных ценностей необходимо начинать с раннего детства. А литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе, с помощью которой ребенок стремится познать себя, своих сверстников, начинает управлять своим поведением, осознанно контролировать себя, может оценить поступки других. У детей младшего школьного возраста происходит формирование нравственных качеств, этический норм, правил поведения.
Роль учителя в становлении духовно-нравственной личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему от элементарных навыков и правил поведения перейти к более высокому уровню, на котором ребенок сможет сам принимать решения и делать нравственный выбор.
Воспитание патриотизма, любви к Родине, к культуре русского народа, к красоте родной природы, к историческим ценностям осуществляется нами с помощью УМК «Начальная инновационная школа».
В учебниках «Литературное чтение» 1-4 (авторы Г.С. Меркин, Б.Г.Меркин, С.А. Болотова) включены лучшие произведения выдающихся поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.И. Куприна, В.Ф. Одоевского, соответствующие возрастным особенностям младших школьников, писателей разных наций и народностей, которые через красоту, гармонию, многообразие своих произведений еще раз доказывают: не важно, кто ты по национальности и вероисповеданию, главное, чтобы ты был Человеком.
Думая над содержанием произведений, дети выходят на первоначальные представления о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, сострадание, забота. Задача учителя – так организовать работу над текстом, чтобы, сопереживая героям произведений, читая стихи, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного текста: волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки произведений.
На уроках литературного чтения использую методы и приемы, которые являются источниками ориентации на нравственные ценности:
а) чтение произведения, при котором центром его анализа становится судьба героя, его характер, авторская позиция;
б) написание сочинений;
в) работа с незаконченными предложениями, когда ученик оценивает события или героев, прогнозирует свое поведение в похожей ситуации, обосновывает свою точку зрения,
г) систематический анализ пословиц, который хранят богатый человеческий опыт, способствуют не только обогащению словарного запаса, но и нравственному развитию, углубляя понимание нравственных ценностей;
д) установление взаимосвязи сюжета произведения с реальным событием, происходящими с учащимися класса, окружающими или учителем и др. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности;
е) использование ролевых игр. Инсценировка игры учит анализировать сложные проблемы человеческих отношений, в разрешении которых важно не только правильное решение, но и обоюдное поведение, отношения, тон и т.д.;
ж) использование круглых столов, тренингов, проектной деятельности;
з) использование заданий для коллективного творчества;
и) организация встреч с замечательными людьми нашего города и района: ветеранами Великой Отечественной войны, священнослужителями, поэтами и писателями Гжатской земли, с космонавтами. Все это делает уроки яркими, эмоциональными, незабываемыми. Ведь общение с живыми людьми ничем не заменишь. Оно дает возможность учиться на живых примерах, а не только на литературных.
Но в жизни встречаются не только положительные, но и отрицательные примеры. Поэтому я считаю, что внимание школьников надо обращать и на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков. Извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о нравственном и безнравственном.
Школьники прежде всего должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. И в этом помогут сказки. Дети их любят. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, учить почитанию старших, постигать основы праведной жизни.
Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром.
Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.
В учебниках по литературному чтению многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При чтении таких рассказов задача учителя привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребёнок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей.
В связи с чтением рассказов природоведческого содержания (Н.И.Сладкова, В.Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина, Е. Скребицкого) провожу интересную и полезную работу по охране школьниками живой природы. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания. А на уроках технологии потом дети с большим интересом изготавливают кормушки для птиц, участвуя в акции «Покормите птиц зимой!», и вывешивают их во дворе школы и возле своих домов. Каждый день, идя в школу, не забывают они положить себе в карман краюшку хлеба, чтобы покормить пернатых. Все это приводит к пониманию того, что красота русской природы, ее животный и растительный мир - это богатство нашей Родины, которые надо хранить и преумножать.
Я использую технологию гуманно - личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического мышления, что способствует становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. В основу каждого учебного занятия ставлю диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся какие - то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями.
Школа, труд, общение с природой, история России - все эти темы объединены одной, самой важной для человека - темой Родины. А узнавать, понимать и любить свою страну необходимо учиться на протяжении всей жизни. Гордость за свою страну начинают испытывать уже первоклашки, переступив порог своей школы. 12 апреля 2018 года в 81 стране мира прошла масштабная акция Гагаринский урок «Космос – это мы». В рамках данной акции в школьном музее была открыта «Парта Героя», посвященная первому в мире космонавту, выпускнику нашей школы Юрию Алексеевичу Гагарину.
1 сентября 2018 года, в канун 75-годовщины освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков, была продолжена «Эстафета подвига» и установлены еще 4 «Парты Героя», посвященные Героям Советского Союза, участникам Великой Отечественной войны, выпускникам нашей школы: Игорю Сорневу, Александру Румянцеву, Дмитрию Румянцеву, Николаю Невскому. Их подвиг бессмертен. На них равняется молодежь. И лучшие ученики школы удостаиваются права сидеть за партой героя, подавая пример другим.
В преддверии 75-летия Великой Победы хочется сказать о том, что авторы учебников уделяют особое внимание произведениям о войне (С. П. Алексеева, Л. Кассиля, К. М. Симонова и др.). Дети совершают увлекательное путешествие в мир прошлого и знакомятся со славными страницами истории России, узнают о героических свершениях и мужестве наших соотечественников. А это так важно в наше время, когда многое забывают и интерпретируют в угоду политических соображений. Познакомившись с этими произведениями, дети находят в своем сердце уголок для гордости за своих прадедов.
С целью увековечения исторической памяти о героях Великой Отечественной войны школьники участвуют в уникальном школьном проекте, идея которого состоит в том, чтобы собрать воедино информацию обо всех участниках Великой Отечественной войны, чьи внуки и правнуки учатся или работают (работали) в МБОУ « Средняя школа №1» и создать к 75-летию Великой Победы «Книгу Памяти» и памятный баннер, состоящий из фотографий героев, которые станут экспонатом школьного музея и будут использоваться в его экспозиции.
Обучающиеся, совсем еще юные, учатся поисковой деятельности, собирают материал из разных источников, создают новый банк информации о героях и их подвигах.
Такая работа ведет к развитию и становлению патриотического самосознания учащихся, повышение их духовно-нравственной культуры и к пониманию необходимости защищать свою Родину.
«В жизни всегда есть место подвигам», - написал классик литературы. И пусть дела школьников пока нельзя назвать подвигом, но участие детей в социальных проектах – это первый шаг на большом пути добра. В каких же проектах они участвуют?
«Доброе сердце» (помощь в обустройстве спортплощадки, участие в озеленении школьного дворика),
акция милосердия «Дети – детям» (помощь брошенным детям в детском соматическом отделении районной больницы),
«Игрушки для дошколят»,
«История брошенной булки»,
«Хлеб блокадного Ленинграда»,
«Поговорим о милой мамочке моей»…
Все это от чистого сердца… Добро творит чудеса…Оно благо не только для того, кто его принимает… Проявляя сейчас внимание и любовь к тем, кто рядом с тобой, мы принимаем участие в построении будущего общества, милосердных нравственных воспитанных людей, для которых «дружба - это доверие», «это союз единомышленников, когда «человек умеет воспринимать чужую боль» и «это богатство».
Таким образом, мы видим, что содержание учебников «Литературное чтение» УМК «Начальная инновационная школа» построено так, что учитель имеет огромные возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности младших школьников.