Духовно-нравственное воспитание школьников на основе сотрудничества семьи и школы
«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит»
Саади
Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет происходило отчуждение человека от подлинной культуры, национальных корней, традиций и ценностей.
И стоит ли удивляться, что в наши дни, как показывают многочисленные социологические исследования, большинство школьников ориентированы на материальные блага, а не на духовные ценности, а у значительной части учащихся ценностные ориентации вообще не сформированы.
Поэтому возникла необходимость в приобщении младших школьников к духовно-нравственному развитию и воспитанию личности.
Воспитание подрастающего поколения - важнейший фактор развития общества. Функция его состоит в передаче от поколения к поколению многостороннего опыта людей, выраженного в общей культуре, науке, искусстве, языке, нравственности, поведении, общественных отношениях.
Воспитание ребенка начинается рано, с дошкольного возраста, когда закладываются первые привычки поведения у детей. Развитию личности необходимо уделять большое внимание.
Систематическое нравственное воспитание дети получают в школе. Здесь они овладевают основами наук, познают мир, развивают ум, чувства, приобщаются к жизни коллектива.
Одним из важнейших факторов формирования личности является семья. Именно она дает ребенку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и морального облика, его манер. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни.
Проблема воспитания детей в семье - одна из сложных и многогранных. Воспитание готовит человека к жизни и труду, передает ему производственно-трудовой опыт и духовные богатства, накопленные человечеством. Нравственное воспитание формирует у подрастающего поколения взгляды и убеждения, укрепляет волю и характер человека и т.д.
В семье с первых лет своей жизни дети знакомятся с социальными нравственными ценностями, получают информацию о событиях, происходящих в окружающем мире, узнают их оценку из уст родителей и старших.
Существенную роль в приобретении детьми лучших человеческих качеств играет личный пример родителей, их труд, знания, моральный облик. Всё, что видит и чувствует ребенок в ранние годы, оставляет в его сознании глубокий неизгладимый след.
Быть нравственно воспитанным - это значит уважать всех, кто трудится, самому хорошо трудиться, быть активным во всем, творчески подходить к делу, стараться приносить как можно больше пользы, быть честным, справедливым, нетерпеливым к жестокости, злу, ко всяким формам унижения человека.
Фундамент нравственности заложен в человечности, в доброте. Воспитывая доброту, следует знать, что человек, испытавший на себе доброе отношение других, сам становится лучше, отзывчивей к чужой беде.
Правильному воспитанию детей в семье могут помочь доступные для каждой семьи средства формирования нравственного сознания детей: рассказывание сказок, чтение детям вслух, беседы, игры, внушения и др., а также личный пример родителей, трудовое и эстетическое воспитание в семье, общение с природой. Так, например, сказки обладают огромной силой воздействия на чувства и воображение детей, их психику. В них заключены чудесные вымыслы, глубокая мораль, веками накопленная мудрость многих поколений. Слушая сказки, ребенок мысленно переносится во времена давно минувших событий, знакомится с жизнью и обычаями разных племен и народов. Ему становится близким то, что пережито народом — это горе и радость.
Воспитательная сила родительского примера чрезвычайно велика. Дети в своем поведении копируют родителей во всем, вплоть до словесных оборотов и жестикуляции. Давно замечено, что в семьях, где взрослые добросовестно относятся к труду, доброжелательны к людям, правдивы, честны и т.д., нравственное развитие детей происходит без каких-либо отклонений, а также без особых усилий со стороны родителей. И наоборот.
Пример родителей является первым образцом, на который ребенок ориентируется и на основе которого овладевает различными формами человеческих отношений. Это очень важно, так как первые впечатления -самые сильные, они остаются на всю жизнь. Дети постоянно ориентированы на родителей, повседневно находятся в общении с ними. Поэтому они усваивают образ действий взрослых, их манеры, привычки, а также внутренние качества, образ мыслей, отношение к своим обязанностям и т.д.
Данное общение является неповторимым, т.к. построено на чувстве любви и привязанности к родителям, освящено их авторитетом. Это усиливает силу влияния родителей всеми сторонами личности: внешним обликом, взглядами, интересами, отношениям к труду, к окружающим и т.д.
Семья служит важнейшим питательным источником нравственного развития ребёнка.
Восприятие и усвоение образа мыслей, а также действий родителей, характера их поведения осуществляется на уровне подражания. «Подражание, - указывает А.Г. Ковалев, - является наиболее характерным способом познания действительности ребенком, а подражательность — основным свойством развивающейся личности».
Родителям необходимо хорошо знать действующие в школе правила поведения учащихся, содействовать, чтобы их ребенок научился выполнять все требования. Советы по реализации этих задач можно получить в школе, от классного руководителя. А.С. Макаренко отмечал, что «истинная сущность воспитательной работы вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка».
Школа занимает ведущее место в воспитание подрастающего поколения, так как она является координатором воспитания детей в семье и школе и корректирует неудовлетворительное воспитание детей родителями в семье, т.е. в процессе воспитательной работы в школе исправляет допущенные недостатки в семейном воспитании. Это возможно только при установлении совместной воспитательной работы семьи и школы, единых педагогических требованиях к воспитанию младших школьников.
В этом и заключается «Педагогика сотрудничества» или педагогическое взаимодействие семьи и школы в учебно-воспитательной работе.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, к труду своим обязанностям и к самому себе. Младший школьный возраст - это этап развития ребёнка, соответствующий обучению в начальной школе.
Следовательно, огромная обязанность ложится на начальные классы. В этой ответственной работе важное место уделяется взаимодействию школы и семьи.
Раскрытие духовного и нравственного потенциала личности, её всестороннее и гармоничное развитие является высшей целью общества. Нравственная культура - один из существенных аспектов всесторонне развитой личности. Поэтому нравственному воспитанию принадлежит важное место в многогранной работе по формированию человека.
Значение нравственного воспитания обусловлено его возможностями оказывать влияние на общее развитие личности. Под влиянием нравственных воздействий происходит преобразование нравственного характера, меняются взгляды и убеждения человека, его отношение к труду и к людям, развиваются творческие силы и способности.
Таким образом, в формировании личности ребенка огромное значение имеет семья. Семья — это первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек. Это малая социальная группа - первая школа жизни для ребенка. Родители - его первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика.
Основой влияния родителей на ребенка является их бескорыстная любовь и забота о нем в сочетании с требовательностью. Ребенок отвечает на эту любовь и заботу чувством глубокой привязанности и любви к родителям. Он признает их превосходство и авторитет, стремится следовать им, подражать во всем.
И педагоги, и родители должны иметь ясное представление о семейном воспитании и средствах его осуществления.
Школа не может заменить семью, особенно мать. Следовательно, необходима постоянная забота о правильной организации всестороннего воспитания в семье, добиваться достижения единства педагогических воздействий школы и семьи.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка.
Педагогический смысл работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию личности школьника состоит в том, чтобы оказать ему помощь в продвижении от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения к действию и нравственный выбор их. Успешность зависит от грамотности педагога, применяемых им методов, от эмоционального отклика детей.
Учитель английского языка
МБОУ "СОШ №7 имени Олега Беспалова " г. Чебоксары
Осипова Люция Ревовна