«Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников
посредством музыки»
Нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена стояло на первом месте в системе воспитания и считалось основой воспитательного процесса. Музыка как средство воспитания с древних времен в большей или меньшей мере использовалась во всех педагогических системах. Эффективность воспитательной роли музыки, а так же направленность ее социального воздействия определяют общественную значимость музыкального искусства и его место в системе духовно-культурных ценностей.
Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей жизни. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Многократное восприятие музыкальных произведений помогает ребенку выявить для себя важные чувства и настроения, выраженные в музыкальных образах.
Музыка развивает способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, она развивает воображение, развивает ребенка умственно, является сильнейшим средством формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств, нравственности. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями, знакомясь с культурным музыкальным наследием, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.
«Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств». (В. А.Сухомлинский)
Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания способствует эстетическому и интеллектуальному развитию школьников, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты учит их творчески преобразовывать окружающий мир. Духовно-нравственное воспитание – это длительный процесс, который предполагает, внутреннее изменение каждого участника, но результат его может найти отражение не сейчас, а гораздо позднее.
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров. Чаще наблюдаются примеры детской жестокости, агрессивности друг с другом, по отношению к близким людям, наблюдается эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации, разрушение семейного уклада, влияние далеко ненравственных мультфильмов отрицательно воздействуют на детские души: у детей искажаются и размываются представления о доброте, милосердии, справедливости. Наблюдая за детьми, выявилась некоторая склонность к враждебности, нежелания помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, переживания, поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям, к себе и своей семье.
В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовно- нравственных ценностей подрастающего поколения. Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей.
Но, к сожалению, в условиях, происходящих в обществе, заметно уменьшились воспитательные функции в семье , общение с детьми уходит на второй план. Отсюда - возросшее влияние средств массовой информации на процесс формирования мировоззрения подрастающего поколения. И в связи с этим они могут черпать из источников СМИ разрушающую нравственные ценности информацию.
Сегодня приходится говорить о сохранении культурных ценностей, бережном отношении к ним людей через собственный опыт, эмоциональное переживание. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера - она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка – это волшебство, особый язык, позволяющий передать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. Она обладает огромной силой педагогического влияния на духовность человека, потому и совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Постигая мир музыкальных звуков, дошкольники учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Музыка влияет на все сферы развития человека.
Развитие духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения это, прежде всего комплексный подход к решению данной задачи и длится в течение всей жизни.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нём.
Одна из важнейших задач художественно- эстетического воспитания и образования – это воспитание души ребенка средствами искусства . Рассмотрим, как влияет музыка на духовно-нравственное становление личности.
Для чего, скажи мой друг, музыка нужна?
Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!
Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!
Чтобы чувства, настроение,
мы без слов могли понять!
Искусство, в частности музыка, является сильнейшим средством воздействия на душу человека, воспитания его чувств. Велика роль музыкального искусства в приобщении ребенка к миру гармонии, добра и красоты. Музыка является средством семейного нравственного воспитания, использование которое возможно с самого раннего возраста ребенка, начиная с пренатального периода его развития. В русских семьях издавна существовали песенно-музыкальные традиции, которые дети впитывали с молоком матери. Задача современной семейной педагогики – сделать все возможное для их возрождения.
Одухотворенность музыки заключается в высоком строе мыслей и чувств, в ее открытости, в ее направленности на единение людей. Такая музыка помогает нам бороться со злом и бездуховностью, она согревает душу, очищает наше сознание, облагораживает человека, дает импульсы к восприятию иного мира — не физического — мира духовного, к которому должен стремиться каждый из нас. Это великое духовное наследие, которым располагает сегодня современное человечество.
Музыка обладает способностью «расширить и очистить душу, успокаивать и тревожить ее, призывать к молитве и звать в бой, говорить о гармонии мира, но может также звать и манить человека ко греху. Д.И.Шостакович как-то с горечью отметил, что музыка у нас порою сливается с физиологией. Она может помогать человеку идти к Богу, но может и затягивать в духовную пропасть. Поэтому, по мнению всех без исключения музыкальных педагогов, к музыке и музыкальной среде, в которой растут дети, надо относиться с повышенной осторожностью и большим вниманием .
Низкий уровень общей и духовно-нравственной культуры очень явственно сказывается на рисунке и содержании пения и современной инструментальной музыки. Те оглушительные какофонии, которые слушают сегодня наши дети, «притупляют совесть, разум человека»
Психологическое воздействие оказывают: ритм музыки, разнообразие тональностей, громкость, частоты, дополнительные эффекты.
Исследователи показали, что музыка различных и жанров и стилей действует на человека по-разному.
По мнению психологов, духовная и классическая музыка является идеальной для психики человека. Она оказывает хорошее влияние на его общее состояние, так как понижает тревожность, раздражительность, возможность депрессии, понижает негативные чувства злобы и обиды. Маленькие дети, которые слушают произведения В. А. Моцарта, П.И. Чайковского,С. Прокофьего, Д.Кабалевского, Н. Римского-Корсакова Г. Свиридова, отзывчивы, переживают радости и откликаются на чужую боль. Вот такая классическая музыка— гениальная во всех проявлениях.
Ведь духовно-нравственное воспитание и состоит в том, чтобы через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих вечных духовных ценностей, таких, как: любовь, красота, добро, сила духа, ценность жизни.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»
В.А. Сухомлинский.
Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к формированию его нравственности. Будучи обращенной, к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания. Приобщение ребенка к музыке развивает в нем чувство красоты и гармонии.
Какую музыку будут слушать дети? Во многом их вкусы зависят от родителей. Надо помнить, что и от нас – педагогов много зависит, на каком музыкальном материале формируем мировоззрение детей.
Учитель музыки должен прививать в детях вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами музыки, искусства. Педагог призван формировать у детей нравственные ориентиры, без которых знания и умения могут быть направлены во зло человечеству.
Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого подрастающего человека.
Мы должны сеять в наших детях семена добрые, вечные. Как родители , так и педагоги чтобы вели детей по правильному пути, сами были для них примером. Умели различать истину от лжи, обмана, настоящие ценности от материальных благ.
Музыкальное искусство это великая сила, влияющая на разум и душу человека.