СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е Л Лосева Русский язык в эпоху Интернета 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен учителю при организации урока русского языка в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Е.Л.Лосева.Работа в группах 1-3»



Работа в группах. 1-я ГРУППА



Задание 1


Во фрагмент рецензии впишите номера терминов (средства языковой выразительности) из предложенного списка.


Фрагмент рецензии


Содержание текста свидетельствует о серьезной обеспокоенности автора поставленной проблемой. И яркое тому доказательство использование таких синтаксических средств выразительности, как _____________________________ (предл. 28, 29) и ____________________________ (предл. 46, 47, 48). Эмоциональную выразительность и образность текста усиливают такие тропы, как ____________________________ («Язык мгновенно это понял», предл. 12).


1. Риторическое обращение.

2. Вопросно-ответная система.

3. Термины.

4. Риторический вопрос.

5. Олицетворение.

6. Метафора.

7. Сравнительный оборот.

8. Эпитет.

9. Цитирование.

10. Анафора.

Работа в группах. 1-я ГРУППА


Задание 2


Назовите и впишите в рецензию названия средств языковой выразительности.


1) Он не Добро и не Зло;

2) (слово пришло)вполне исповедимым путем;

3) взорвавший информационное пространство Интернет;

4) неторопливых писем XIX в.

Работа в группах. 2-я ГРУППА


Задание 1


Определите тип подчинительной связи в словосочетаниях (предл. 31):


1) основополагающее свойство;

2) свойство Интернета;

3) сильно влияющее;

4) скорость общения;

5) языковое наполнение.


Задание 2


Среди предл. 6–14 найдите предложение с вводной конструкцией. Выпишите его номер.


Задание 3


Среди предл. 39–45 найдите сложное с разными типами связи, в состав которого входит сложноподчиненное с однородным подчинением. Выпишите его номер.


Работа в группах. 3-я ГРУППА


Задание 1


Из предл. 37 выпишите все частицы.


Задание 2


Из предл. 54 выпишите слова ценно, полезно, интересно и определите их часть речи.


Задание 3


Соотнесите выделенные курсивом слова (в левом столбике) с названиями частей речи (в правом столбике).



1) Язык остается живым, только если постоянно эволюционирует (предл. 50)

2) Если хочешь быть своим на форумах… (предл. 14)

3) Реагировать… надо…, уважая занятость собеседника (предл. 34)

4) …гораздо грустнее говорить о том … (предл. 26)


наречие

деепричастие

местоимение

частица



Просмотр содержимого документа
«Е.Л.Лосева.Текст с вопросами»

РАБОТА С ТЕКСТОМ


1) «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

2) А потом...

3) А потом много чего произошло... 4) Слово давно уже не только у Бога, но и у изгнанных Им из Рая людей. 5) И очень часто оно не то что «не Бог», но и не слово даже, а так – словечко, словцо...

6) Ворвавшийся в нашу жизнь и «взорвавший» информационное пространство Интернет – это как открытие энергии расщепленного атомного ядра. 7) Его можно употребить как воблаго, так и наоборот. 8) Интернет – всеприемлющее пространство. 9) Он не Зло и не Добро. 10) Он – «все сразу». 11) Это первое из двух основных, на наш взгляд, его свойств. 12) Язык – а мы говорим здесь о нашем родном языке – мгновенно это «понял».

13) – Жи – ши пиши с буквой и, – привычно учит школа.

14) – Смотря на каком ресурсе, – ухмыляется, комментируя, Интернет. – Если хочешь быть своим на многих форумах и чатах, пиши наоборот.

15) Последнее слово в этом воображаемом «ответе» – ключевое. 16) Дело в том, что, как ни парадоксально выглядит следующее заявление, но «письмо наоборот» (так называемый язык пАдонков) гораздо менее опасно собственно для языка, нежели просто неграмотное написание. 17) Присмотримся повнимательнее. 18) Вот несколько слов и оборотов, ставших практически «в одночасье» своеобразной «классикой» этого языка (а точнее, все же сленга). «Превед». 19) Каким – вполне «исповедимым» – путем пришло слово привет к указанной форме? 20) Путь этот можно называть по-разному; мне более других нравится термин «антиорфография». 21) В слове две «сомнительных» позиции: безударная гласная И в приставке (ставшей теперь уже частью корня) и последняя согласная, находящаяся в «слабой позиции». 22) Осознанно (!) пишущий «прЕвеД» не ошибается, а «переворачивает» оба правильных написания. 23) Он словно бы сигнализирует: я знаю, как пишется это слово по правилам. 24) Интересно, что таким написанием – как художественным приемом – литература пользуется уже давно. 25) «На што мне облака и степи!» – восклицала Марина Цветаева, желая этим «што» усилить вкладываемую в возглас эмоцию... Другое дело, что по мере привыкания к приему его новизна стирается, блекнет...

26) Увы, гораздо грустнее говорить о том, что Интернет стал прибежищем и для банальной безграмотности. 27) Как правило, на веб-сайтах процветает орфографическо-пунктуационно-речевой кошмар. 28) Не знаю, впрочем, будет ли лучше, если государство попытается как-то «отрегулировать» вопросы, связанные с появлением новых ресурсов в Интернете. 29) Не знаю, потому что (снова парадокс!) и у этих безграмотных страниц есть «сильное место».

30) Сегодня, когда сочинение планомерно «убивается» в школе, юному сочинителю и податься-то уже некуда, кроме как на Интернет-площадки, позволяющие развернуть фантазию и творческие возможности...

31) Второе основополагающее свойство Интернета, сильно влияющее на его языковое наполнение, определяется понятием «скорость общения». 32) Оставим за скобками общие рассуждения об «ускорившейся эпохе» и обратимся только к одной составляющей этого ускорения. 33) От объемных, обстоятельных, неторопливых и стилистически выверенных писем XIX века до сегодняшних эсэмэсок и реплик-строчек в чатах и ICQ – «дистанция огромного размера». 34) Реагировать на брошенную тебе фразу чаще всего надо мгновенно, уважая занятость собеседника. 35) Отсюда – общее снижение стиля. 36) Отсюда же – стремление сократить время.

37) Можно, например, не утруждать себя дополнительными манипуляциями с клавиатурой и писать только строчными (маленькими) буквами – уже быстрее...

38) Можно упразднить знаки препинания – и так же ясно, зато еще быстрее...

39) Но и это – не последнее средство. 40) Есть еще Ее Величество Цифра, повсеместная экспансия которой привела «юзеров» к дополнительному открытию. 41) Оказывается, цифра тоже может сокращать время, «внедряясь» в слово. 42) Например, как вы прочитаете вот эту комбинацию знаков: «е2»? 43) Правильно, это не что иное, как слово «едва». А «о5»? 44) Ну, вижу, что догадались, конечно, «опять». 45) Вот так: от времени, когда цифр не было вообще (они обозначались буквами), когда букву рисовали, затрачивая на каждый (!) такой рисунок долгие минуты, от достославного уставного письма – к полууставу, а от него – к скорописи, а от нее, выходит, к «цифрописи»?

46) Что же со всем этим делать? 47) Остановить? 48) Запретить?

49) Но языковое развитие (а значит, изменение!) – обязательный процесс. 50) Язык остается живым, только если постоянно эволюционирует...

51) Ученого-лингвиста эти изменения вполне могут радовать – в том смысле, что появляется новый объект для исследования... 52) Простой школьный учитель или родители абитуриента, скорее, будут испытывать совершенно противоположные чувства…

53) Одно можно сказать определенно: этих изменений не следует панически бояться. 54) А то, что действительно ценно, интересно, полезно, останется!


Вопросы по тексту


1. Сформулируйте проблемы, затронутые в тексте.

2. Как вы думаете, где в газете был размещен этот текст и под какой рубрикой?

3. Какую информацию об авторе выдает текст?

4. Сформулируйте позицию автора.

5. Согласны ли вы с авторским мнением?

6. Какие утверждения автора вызывают у вас сомнение?

7. Какая информация показалась вам недостаточной? О чем еще по данной теме хотелось бы узнать?