Амелина Е.В. Готовимся к экзамену по литературе: Учебное пособие. — М.: Оникс; Мир и образование, 2007.
Е.В. Амелина
«Портреты и только портреты входят в состав комедии...» (Фамусов и
Молчалин в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
Белинский писал, что «комедия Грибоедова отвергла искусственную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый, затертый механизм старинной драмы». Точно так же отверг драматург и классицистский принцип обрисовки действующих лиц. Характеры, созданные Грибоедовым, неоднозначны: в каждом из них смешано хорошее и дурное.
Так, например, Фамусов в комедии предстает в самых различных ролях. Во-первых, это важный московский барин, достаточно крупный и влиятельный государственный чиновник. Как заметил Белинский, «это гоголевский городничий этого круга общества... Знатность, вследствие чинов и денег, — вот его идеал жизни».
Фамусов — типичный московский чиновник, озабоченный лишь собственной карьерой, положением в обществе, при случае не брезгующий лестью и подхалимством (в этом он схож с Молчалиным). Недаром идеалом Павла Афанасьевича является покойник-дядя, Максим Петрович, который однажды, как шут, потешал придворное общество на светском рауте, но зато потом — «пред всеми знал почет».
Фамусов — бюрократ и формалист. Чтобы не накопилось много дел, у него заведен обычай: «подписано, так с плеч долой». Думается, при случае Павел Афанасьевич не брезгует и взяткой. Это о нем говорит Чацкий, критикуя московское чиновничество:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве...
«Радение» Павла Афанасьевича на службе весьма красноречиво обрисовывается им самим в разговоре со слугой:
К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели
В четверг я зван на погребенье.
А может в пятницу, а может и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторше, крестить.
В жизни Павел Афанасьевич очень уважает родство:
При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки,
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..
Воплощая в себе «век минувший», Павел Афанасьевич ненавидит образование, науки, считая, что в них все зло. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина», — заключает он, глядя на Чацкого. Будучи консерватором, Фамусов не приемлет никаких нововведений. Вольнолюбивые настроения Чацкого, его обличительные речи, критика общественных порядков — все это пугает Павла Афанасьевича. Услышав на балу сплетню о сумасшествии Чацкого, он ни на минуту не сомневается в услышанном. Для Фамусова безумие Чацкого — это его инакомыслие:
Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!
Попробуй о властях, и нивесть что наскажет!
Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,
Хоть пред монаршиим лицом,
Так назовет он подлецом!..
Однако Грибоедов изображает Фамусова и в других ролях. Павел Афанасьевич — заботливый отец. Оставшись вдовцом, он сам с детства воспитывает дочь, дает ей неплохое образование — Софья любит читать, говорит правильным литературным языком. Думая о будущем дочери, мечтая о приличной партии для нее, Павел Афанасьевич по-своему заботится о Софье:
Теперь... да в полмя из огня: Тот нищий, этот франт-приятель; Объявлен мотом, сорванцом; Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом!
Фамусов — хлебосольный московский барин, он по-русски гостеприимен, по-своему отзывчив. В его доме с детства воспитывался Чацкий, сын покойного друга Фамусова.
Павел Афанасьевич по-своему патриотичен. Как и Чацкий, он выступает против засилья в России всего иностранного, против подражания французам. Застав Молчалина рядом с комнатой Софьи, он искренне возмущается:
Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!
А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
Фамусов — настоящий философ, он достаточно умен, проницателен. Речь его меткая и образная, остроумная, очень подвижная. Множество высказываний Фамусова в комедии стали афоризмами: «Ну как не порадеть родному человечку!», «Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Таким образом, характер Фамусова в комедии обрисован подробно и многосторонне: это и важный чиновник, и заботливый отец, и по-русски хлебосольный, гостеприимный хозяин, и старый волокита, и истинный философ, остроумный человек, носитель образной, подвижной, меткой речи.
Характер Молчалина в комедии не столь многогранен. Историю этого персонажа мы узнаем из разговора Фамусова с Софьей:
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари,
В Москву переведен через мое содейство...
Алексей Степанович довольно быстро освоился в доме Фамусова, подкупая всех обитателей его своей скромностью, молчаливостью. «Уступчив, скромен, тих», «чужих и вкривь и вкось не рубит», «в лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких» — так Молчалина характеризует Софья. Алексей Степаныч всегда вежлив и любезен с окружающими. Софья рассказывает о нем Чацкому:
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел;
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит,
От доброты души простит.
А между прочим
Веселостей искать бы мог;
Ничуть: от старичков не ступит за порог;
Мы резвимся, хохочем,
Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет...
Каковы же мотивы поведения Молчалина? Свою жизненную философию он
раскрывает в разговоре с Лизой:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Молчалин далеко не глуп. Напротив, как замечает Белинский, он «умен, как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах». Действуя в соответствии со своим «имиджем», Молчалин прикидывается влюбленным в «угоду» Софье. Здесь он становится нежным и романтичным:
Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит...
Однако, оставшись наедине с Лизой, Молчалин сбрасывает маску романтического влюбленного: он откровенно волочится за ней, цинично рассуждая о достоинствах Софьи, которую любит «по должности». Молчалин — истинный «виртуоз в науке страсти нежной. С Лизой он будет проявлять чувственность и соблазнять ее подарками, а с Софьей, — о, тут целая симфония...» (С. Яблоновский).
Мотив «Максима Петровича», берущий начало в комедии в образе Фамусова, получает окончательное, полное завершение в образе Молчалина. Лесть и подхалимство — вторая натура Молчалина. Мотив «Максима Петровича», мотив падения реализуется в поведении этого персонажа и в буквальном, и переносном смысле: это и падение Молчалина с лошади, и нравственное падение его в финале комедии. Поняв, что Софья слышала его разговор с Лизой, Молчалин бросается перед ней на колени: «Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!..» Однако Софья больше не верит своему возлюбленному. В этом «безверии» героини угадывается отсутствие подлинных, глубоких чувств. Именно по- этому она остается гордой и непреклонной в финале комедии:
Я с этих пор вас будто не знавала.
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала,
Чтоб никогда об вас я не слыхала.
Белинский писал:
«Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника...»
Однако, думается, героиня лишь думает, что любит Молчалина, «лишь играет в роман».
Таким образом, тема чинопочитания, лести раскрывается в комедии в жизненных историях двух персонажей — Фамусова и Молчалина. Уверенной рукой мастера созданы характеры не только типические, но глубоко самобытные и оригинальные.