СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е.В. Амелина. Статья «Портреты и только портреты входят в состав комедии...» (Фамусов и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: Амелина Е.В. Готовимся к экзамену по литературе: Учебное пособие. — М.: Оникс; Мир и образование, 2007.

 

Просмотр содержимого документа
«Е.В. Амелина. Статья «Портреты и только портреты входят в состав комедии...» (Фамусов и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).»

Амелина Е.В. Готовимся к экзамену по литературе: Учебное пособие. — М.: Оникс; Мир и образование, 2007.





Е.В. Амелина

«Портреты и только портреты входят в состав комедии...» (Фамусов и
Молчалин в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Белинский писал, что «комедия Грибоедова отвергла искусственную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый, затертый механизм старинной драмы». Точно так же отверг драматург и классицистский принцип обрисовки действующих лиц. Характеры, созданные Грибоедовым, неоднозначны: в каждом из них смешано хорошее и дурное.

Так, например, Фамусов в комедии предстает в самых различных ролях. Во-первых, это важный московский барин, достаточно крупный и влиятельный государственный чиновник. Как заметил Белинский, «это гоголевский городничий этого круга общества... Знатность, вследствие чинов и денег, — вот его идеал жизни».

Фамусов — типичный московский чиновник, озабоченный лишь собственной карьерой, положением в обществе, при случае не брезгующий лестью и подхалимством (в этом он схож с Молчалиным). Недаром идеалом Павла Афанасьевича является покойник-дядя, Максим Петрович, который однажды, как шут, потешал придворное общество на светском рауте, но зато потом — «пред всеми знал почет».

Фамусов — бюрократ и формалист. Чтобы не накопилось много дел, у него заведен обычай: «подписано, так с плеч долой». Думается, при случае Павел Афанасьевич не брезгует и взяткой. Это о нем говорит Чацкий, критикуя московское чиновничество:

Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве...

«Радение» Павла Афанасьевича на службе весьма красноречиво обрисовывается им самим в разговоре со слугой:

К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели
В четверг я зван на погребенье.
А может в пятницу, а может и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторше, крестить.

В жизни Павел Афанасьевич очень уважает родство:

При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки,

Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..

Воплощая в себе «век минувший», Павел Афанасьевич ненавидит образование, науки, считая, что в них все зло. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина», — заключает он, глядя на Чацкого. Будучи консерватором, Фамусов не приемлет никаких нововведений. Вольнолюбивые настроения Чацкого, его обличительные речи, критика общественных порядков — все это пугает Павла Афанасьевича. Услышав на балу сплетню о сумасшествии Чацкого, он ни на минуту не сомневается в услышанном. Для Фамусова безумие Чацкого — это его инакомыслие:

Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!
Попробуй о властях, и нивесть что наскажет!
Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

Хоть пред монаршиим лицом,
Так назовет он подлецом!..

Однако Грибоедов изображает Фамусова и в других ролях. Павел Афанасьевич — заботливый отец. Оставшись вдовцом, он сам с детства воспитывает дочь, дает ей неплохое образование — Софья любит читать, говорит правильным литературным языком. Думая о будущем дочери, мечтая о приличной партии для нее, Павел Афанасьевич по-своему заботится о Софье:

Теперь... да в полмя из огня: Тот нищий, этот франт-приятель; Объявлен мотом, сорванцом; Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом!

Фамусов — хлебосольный московский барин, он по-русски гостеприимен, по-своему отзывчив. В его доме с детства воспитывался Чацкий, сын покойного друга Фамусова.

Павел Афанасьевич по-своему патриотичен. Как и Чацкий, он выступает против засилья в России всего иностранного, против подражания французам. Застав Молчалина рядом с комнатой Софьи, он искренне возмущается:

Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!

Фамусов — настоящий философ, он достаточно умен, проницателен. Речь его меткая и образная, остроумная, очень подвижная. Множество высказываний Фамусова в комедии стали афоризмами: «Ну как не порадеть родному человечку!», «Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Таким образом, характер Фамусова в комедии обрисован подробно и многосторонне: это и важный чиновник, и заботливый отец, и по-русски хлебосольный, гостеприимный хозяин, и старый волокита, и истинный философ, остроумный человек, носитель образной, подвижной, меткой речи.

Характер Молчалина в комедии не столь многогранен. Историю этого персонажа мы узнаем из разговора Фамусова с Софьей:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари,

В Москву переведен через мое содейство...

Алексей Степанович довольно быстро освоился в доме Фамусова, подкупая всех обитателей его своей скромностью, молчаливостью. «Уступчив, скромен, тих», «чужих и вкривь и вкось не рубит», «в лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких» — так Молчалина характеризует Софья. Алексей Степаныч всегда вежлив и любезен с окружающими. Софья рассказывает о нем Чацкому:

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел;
При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит,

От доброты души простит.

А между прочим

Веселостей искать бы мог;

Ничуть: от старичков не ступит за порог;
Мы резвимся, хохочем,

Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет...

Каковы же мотивы поведения Молчалина? Свою жизненную философию он
раскрывает в разговоре с Лизой:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Молчалин далеко не глуп. Напротив, как замечает Белинский, он «умен, как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах». Действуя в соответствии со своим «имиджем», Молчалин прикидывается влюбленным в «угоду» Софье. Здесь он становится нежным и романтичным:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит...

Однако, оставшись наедине с Лизой, Молчалин сбрасывает маску романтического влюбленного: он откровенно волочится за ней, цинично рассуждая о достоинствах Софьи, которую любит «по должности». Молчалин — истинный «виртуоз в науке страсти нежной. С Лизой он будет проявлять чувственность и соблазнять ее подарками, а с Софьей, — о, тут целая симфония...» (С. Яблоновский).

Мотив «Максима Петровича», берущий начало в комедии в образе Фамусова, получает окончательное, полное завершение в образе Молчалина. Лесть и подхалимство — вторая натура Молчалина. Мотив «Максима Петровича», мотив падения реализуется в поведении этого персонажа и в буквальном, и переносном смысле: это и падение Молчалина с лошади, и нравственное падение его в финале комедии. Поняв, что Софья слышала его разговор с Лизой, Молчалин бросается перед ней на колени: «Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!..» Однако Софья больше не верит своему возлюбленному. В этом «безверии» героини угадывается отсутствие подлинных, глубоких чувств. Именно по- этому она остается гордой и непреклонной в финале комедии:

Я с этих пор вас будто не знавала.

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их;

Но чтобы в доме здесь заря вас не застала,
Чтоб никогда об вас я не слыхала.

Белинский писал:

«Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника...»

Однако, думается, героиня лишь думает, что любит Молчалина, «лишь играет в роман».

Таким образом, тема чинопочитания, лести раскрывается в комедии в жизненных историях двух персонажей — Фамусова и Молчалина. Уверенной рукой мастера созданы характеры не только типические, но глубоко самобытные и оригинальные.