Миронова Т.В.
Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных в образовательном процессе
ГБОУ СО ЦПМСС «Дар», г.Реж
Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ в специальной коррекционной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и развивает их информационную компетентность, коррекцию познавательной сферы, социальную адаптацию. Информационные технологии способствуют повышению мотивации обучения и совершенствованию знаний и культуры учащихся. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основная задача педагога нашего учреждения состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.
Педагоги ГБОУ СО ЦПМСС «Дар» используют в своей работе большой спектр практико-ориентированных технологий. Это технологии развивающих игр (театрализованные игры, сюжетные игры, ролевые игры, дидактические игры, игры-драматизации, конструирование); арттерапевтические технологии (сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, валяние, декупаж, песочная терапия, батик, анималотерапия, изонить, работа с кожей, рисование, аппликация, вокалотерапия, ароматерапия, фитотерапия, работа с тестом, пластилином, глиной, лоскутная пластика); технологии формирования и развития универсальных учебных действий (использование наглядного материала, использование раздаточного материала, «сюрпризные» моменты, проектная деятельность, межпредметное взаимодействие, использование информационно-коммуникативных технологий); здоровьесберегающие технологии (физпауза на уроке, динамические паузы, организация перемен); технологии применения активных форм взаимодействия (дискуссионные формы, совместная деятельность детей и родителей, лечебная педагогика и т.д.).
Одним из средств организации эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении является интерактивная доска. Дети современного поколения, у которых выше потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции требуют от учителя другого подхода. Интерактивные доски соответствуют этому способу восприятия информации. С помощью интерактивной доски педагоги демонстрируют презентации, создают модели, активно вовлекают учащихся в процесс освоения материала. Восприятие материала на уроках с использованием доски улучшается, легко вспоминаются фрагменты урока, изученный материал, возможно переключение с визуального восприятия информации на проблемно-поисковую деятельность. Интерактивная доска заинтересовывает учащихся, активизирует внимание, зрительную память, повышает эффективность обучения. Интерактивная доска позволяет существенно экономить время на различных этапах урока, дает возможность многократно использовать подготовленный материал при объяснении нового материала, при проверке домашнего задания и повторении. Она позволяет рассматривать ряд задач развивающего характера, проверка решения которых на обычной доске затруднена. Использование материала из других источников расширяет возможности работы при подготовке к уроку, возможность распечатать материалы также создает дополнительные удобства в работе. Запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку безграничен. Высокое качество картинок и шаблонов позволяет создавать яркие и привлекательные материалы, воспитывающие в детях эстетический вкус. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карточек, табличек, плакатов – в них просто отпадает необходимость. Интерактивная доска позволяет осуществлять оперативный контроль знаний, умений, навыков и наличие обратной связи, а также создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам. Все эти достоинства интерактивной доски представляют следующие основные преимущества в организации эффективного обучения детей:
а) интерактивная доска совместима с программами для всех лет обучения;
б) интерактивная доска усиливает подачу материала, позволяя эффективно работать с другими ресурсами;
в) интерактивная доска предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;
г) интерактивная доска делает занятия интересными и увлекательными для учителей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов.
Для активного усвоения знаний учащихся в Центре «Дар» применяются компьютерные технологии. Использование компьютера ведется по следующим направлениям: развивающие компьютерные игры на коррекционных занятиях, кружках, презентации к урокам, внеклассным занятиям по предмету, классным часам и традиционным общешкольным мероприятиям. Профессиональные педагоги Центра «Дар» разделяют обучающие игры на 4 вида: развивающие, тренирующие, собственно-обучающие и диагностические. Компьютерные игры имеют большое значение для развития и коррекции мыслительных процессов.
На логопедических занятиях специалисты нашего Центра используют интернет-ресурсы с развивающими играми. Они значительно повышают познавательную деятельность обучающихся, помогают делать занятия более интересными, способствуют повышению внимания, речевой активности, формированию учебной мотивации.
Опыт применения новых информационных технологий показал эффективность их использования. Компьютерные средства обучения позволяют повысить мотивационную способность детей к проведению коррекционных занятий. Это реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации коррекционно-развивающего обучения с целью освоения материала в полном объеме каждым ребенком, учитывая разный уровень речевого развития, различия в развитии памяти, мышления. Опыт учителей истории, математики, географии, биологии, индивидуального обучения подтверждает эффективность использования мультимедийных технологий. Презентации на уроках используются в различных ситуациях: при объяснении нового материала, обобщении, закреплении. Учащиеся при работе с учебной презентацией являются активными соучастниками в процессе изучения материала. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом объеме, что способствует лучшему усвоению материала. Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет закреплять и обобщать в ходе урока сведения, осуществлять индивидуальный подход.
Таким образом, организуется процесс развития образного восприятия в мыслительной деятельности.
Уроки трудового обучения занимают особое место в развитии школьников с нарушением интеллекта. Специфика профиля трудового обучения состоит в том, что оно предполагает развитие познавательной деятельности и личностной сферы учащихся через формирование необходимого объема технологических знаний и общетрудовых умений. Этому способствуют различные формы организации деятельности на уроке. Экскурсии на предприятия, лабораторные и практические работы, производственная практика активизируют самостоятельное наблюдение, решение проблемных задач, применение и совершенствование на практике имеющихся знаний и умений. Иллюстративный материал, небольшие фрагменты видеофильмов, мультимедиа объекты позволяют показать многие технологические процессы, познакомить с профессиями. Как средство объективного текущего и итогового контроля знаний учеников используются интерактивные тесты, ребусы, кроссворды.
Перечисленные информационно-коммуникационные технологии позволяют эффективно использовать их в различные моменты урока, расширяют возможности применения их в ходе обучения и выполнения практических работ по данному профилю. Практика показывает, что при использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных повышается мотивация к осознанному выбору профессии за счет расширения информационных возможностей, наглядности учебного материала. Раскрываются узкие границы социального опыта детей с нарушениями интеллекта, проявляются их творческие возможности, повышается компетентность обучающихся в вопросах профориентации и планирования предстоящей занятости.
Развитие информационно-коммуникационных технологий послужило мощным толчком к организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, повысило авторитет учителя, его профессиональный уровень и уровень преподавания. Информационно-коммуникационные технологии помогают разносторонне работать над темой исследования, позволяют сделать процесс работы увлекательным и интересным. Одним из средств повышения интереса к исследованию является компьютер. У учащихся сформированы первоначальные навыки работы с компьютером. Исследовательская работа идет под руководством учителей предметников, которые координируют погружение в проект. Подтвердились ожидаемые результаты исследовательской работы: учащиеся научились под руководством учителя осуществлять учебные проекты с использованием информационных технологий. В результате уровень школьной мотивации имеет положительную динамику; значительно возросло количество детей, умеющих работать с информацией различного уровня. Создание учебных проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий – одно из эффективных средств развития детей, которое дает возможность подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и формирует умение самостоятельно решать возникающие проблемы в будущем.
Все эти средства в совокупности с технологиями, методами, подходами формируют в ГБОУ СО ЦПМСС «Дар» новую образовательную среду. Учащемуся предоставлено безграничное информационное поле, в котором он должен уметь самостоятельно ориентироваться: выбирать, структурировать информацию, понимать и адекватно оценивать СМИ, анализировать, синтезировать, классифицировать, устанавливать связи и логические цепочки, формулировать проблемы и находить способы их решения. Неоценимую поддержку при проектировании и проведении учебного процесса оказывают новые средства: интерактивная доска, интернет, компьютер.
Мы понимаем, что новое неизбежно входит в нашу жизнь и, чтобы не отставать от требований времени, нужно стремиться вперед. Ведь суть инновацонного образования: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». Высокий, профессионально-личностный, инновационный потенциал коллектива позволяет нам добиваться успехов в образовательной деятельности, достигать нового качества образования, быть мобильными и конкурентоспособными.
Инновационные процессы стали неотъемлемой частью педагогической практики, при этом любую инновацию мы направляем на обеспечение самостоятельности ученика, его готовности успешно адаптироваться в жизни, причем готовность эту формируем не после того, как выпускник покинет стены школы, а тогда, когда он находится еще за школьной партой.
Поэтому основной целью для нас является выстраивание такой модели образования, которая способствует получению социально значимого результата.