Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Пристанционная средняя общеобразовательная школа
муниципального образования Арсеньевский район"
Выступление на августовской конференции
"Эффективное использование современных образовательных технологий как основа высокого качества организации образовательного процесса"
Подготовила:
Чибисова Н.Н.
2018 г.
Педагогическая деятельность направлена на разностороннее развитие личности обучающегося, его способностей и интересов, формирование у обучающихся положительной мотивации к изучению предмета, привитие навыков самостоятельного решения как учебных вопросов, так и проблем нравственного образования.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Остановлюсь на некоторых образовательных технологиях.
Для формирования положительной мотивации к изучению предмета, формирования интереса к предмету внедряем различные педагогические технологии, а именно:
информационные и компьютерные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
развивающее обучение;
проблемное обучение;
технологии дифференцированного обучения;
игровые технологии;
перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении;
проектное обучение.
Активность мыслительных процессов учащихся напрямую связана с интересом к предмету. Именно эффективное использование современных образовательных технологий заставляют современного школьника удивляться, поражают его воображение, поэтому использую широкие возможности информационных и компьютерных технологий:
- наглядные пособия для изучения некоторых тем (презентации или мультимедийные пособия, часто подготовленные обучающимися), что приводит к улучшению наглядности подачи материала за счет цвета, звука и движения. Активно применяю возможности интерактивной доски, используя СМАРТ-технологии (Smart Notebook) как при объяснении, так и при закреплении материала.
Для осуществления контроля знаний обучающихся применяю компьютерное тестирование, которое проводится как индивидуально, так и фронтально на уроках систематизации и обобщения знаний.
Применение компьютерных технологий в процессе обучения делает обучение более эффективным, интересным и привлекательным, что приводит к повышению качества. Однако информационные технологии не могут полностью заменить изучение наук стандартными методами, а являются лишь полезным дополнением к уроку, средством самоподготовки учителя и учеников.
Использую возможности электронной почты и АИС. Сетевой город. Образование для общения с учащимися, имеющими какие-то вопросы, но не имеющими возможности находиться на уроках.
Большое внимание уделяю технологии развивающего обучения, основная задача которого в формировании у обучающихся приемов умственной деятельности, творческого мышления, а также, развитие памяти, внимания и речи обучающихся в процессе обучения.
На своих уроках использую элементы развивающего обучения, которое осуществляется в форме вовлечения обучающихся в различные виды деятельности, использование различных дидактических игр, а также, приемов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, внимания, памяти и речи обучающихся.
Для активизации самостоятельной деятельности обучающихся и поддержания внимания использую задания на исправления ошибок.
Для усвоения материала необходимо развивать речевые навыки. На уроках развиваю зрительная, слуховая и ассоциативная память. Добиваюсь запоминания материала обучающимися путем частого повторения информации, для развития речевых навыков применяются схемы, таблицы, по которым необходимо составлять рассказ при ответе на заданный теоретический вопрос.
Также использую интересный и необычный учебный материал, способный вызвать яркую эмоциональную реакцию обучающихся: различные стихи по темам, интересные факты и исторические события.
Для развития мышления обучающихся стараюсь добиваться того, что обучающиеся самостоятельно пытаются формулировать определения понятия, последовательно излагают свои мысли, проводят анализ, сравнения, сопоставления, обобщения и систематизации изученного. На это направлены следующие задания: установление соответствий, выявление признака, объединяющего приведенные объекты, установление закономерности в предложенной последовательности, на классификацию, сравнение и обоснование различных фактов.
На своих уроках использую методы проблемно-поискового и проектного обучения. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций создаются определенные организационные условия для активизации мыслительной деятельности обучающихся, стимулируя поиск недостающих знаний для решения познавательного противоречия. Поисковую (эвристическую) беседу провожу на основе созданной проблемной ситуации. При этом обучающиеся самостоятельно высказывают свои предположения, выдвигают варианты решения проблемы.
При закреплении и повторении материала и при контроле знаний, умений и навыков обучающихся организую уровневую дифференциацию учеников. Разрабатываю и подбираю разноуровневые задания для проверочных работы, составляю тестовые задания в формате ЕГЭ по отдельным темам. Самостоятельные работы предлагаю в различных видах: как традиционные (выполнить ряд заданий), так и в виде тестов (тематических и итоговых), разнообразных географических диктантов.
Для реализации индивидуального подхода к обучающимся использую вариативные дидактические карточки, отличающиеся как по содержанию, степени сложности, так и по объему и форме выполнения учебных заданий. Такое разнообразие стимулирует обучающихся самостоятельно и осознанно выбирать себе работу. Ученик оказывается в ситуации выбора заданий для себя, исходя из своих индивидуальных интересов и предпочтений. Итоговые контрольные работы также разноуровневые, чтобы все обучающиеся смогли применить свои знания и не потерять интереса к предмету. Таким образом, индивидуальный подход строится на основе индивидуальной избирательности и активности ученика.
Ученики готовят компьютерные тематические презентации или мультимедийные пособия, которые в дальнейшем будут использую качестве дополнительных наглядных пособий (например, «Глобальные проблемы человечества», «Визитная карточка Бразилии» и др.
Ежегодно обучающиеся выполняют творческие работы в виде проектов. Выбрав для себя интересующую их тему, ребята внимательно изучают литературу, анализируют и систематизируют информацию. В итоге такой подготовки оформляются проектные работы. Эти работы затем представляются на уроках как дополнение при изучении некоторых тем или используются как пособие по самостоятельному изучению материала.
Внедрение проектных технологий напрямую связано с использованием современных компьютерных технологий.
Эффективность используемых технологий, методов и приемов выражается в 100%-ной обученности обучающихся и достаточно высоким уровнем качества знаний.