Доклад
«Методы и приемы работы с учащимися и их семьями, состоящими на межведомственных учетах»
Семья начинается с детей.
А.И.Герцен
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С.Макаренко
Важнейшая социальная функция семьи - воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.
В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический уклад семьи.
В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.
Семья, находящаяся в социально опасном положении (неблагополучная семья) – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями при определении семей этой категории являются:
неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:
конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.
Семьи "группы риска" – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.
В нашей школе большое количество неблагополучных семей, многодетных, малообеспеченных. Есть семьи, в которых дети находятся под опекой, семьи, стоящие на учете в ОСЗН, много семей, воспитывающих детей-инвалидов. Причины неблагополучия разные: безнадзорность, бесконтрольность, алкоголизация родителей, несоблюдение требований по обеспечению ребенка необходимым для жизни и учебы, невыполнение родительских обязанностей и т.д
На данный момент в нашей школе на учетах состоят:
1. Многодетные семьи - 13 семей
2. Опека - 13 семей
3. СОП семей – 4 семьи
4. Учащиеся, состоящие на ВШУ (ОДН)-5
5. Учащиеся, состоящие на учете в Наркодиспансере-2
В школе сложилась определенная система выявления неблагополучных семей.
Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.
Источниками получения информации о семейном неблагополучии являются классные руководители и специалисты ОСЗН, РКДНиЗП. На начало каждого учебного года совместно с классными руководителями, проводится изучение контингента обучающихся и их семей. Проводится уточнение и корректировка списков детей, состоящих на учете в ПДН, многодетных, малообеспеченных, неполных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении. Все эти категории требуют повышенного педагогического внимания и состоят на контроле у классных руководителей и социального педагога. На основании полученных данных составляются социальные паспорта классов и школы.
Работа классного руководителя по работе с неблагополучной семьёй:
По своему опыту могу сказать, что работать с семьей значительно труднее, чем работать с ребенком. Первая проблема, с которой мы сталкиваемся – это нежелание родителей идти на контакт, раскрываться. Решить эту проблему нам помогают наши дети. Сначала необходимо построить доверительные отношения с ребенком, постоянно присутствовать в его жизни, стать близким и понятным. Я использую любую возможность сблизиться с ребенком: всегда интересуюсь, как его дела дома, как настроение, провожу уроки (где имею также возможность наблюдать ребенка в учебной деятельности).
Направления работы классного руководителя:
обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);
организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения
контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;
отвечает за ведение документации внутришкольного учета.
Также оказывает реальную помощь в :
организация встреч со специалистами школы, медицинскими работниками, работниками правоохранительных органов;
психолого-педагогическая помощь (часто родители стесняются того, что их дети учатся в нашей школе, необходимо провести огромную работу по «принятию» взрослых сложившейся ситуации);
подбор литературы для родителей по вопросам воспитания, поведения и т.д.;
правовое просвещение (выступления социального педагог, педагога-психолога на родительских собраниях, раздача памяток);
консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков;
помощь родителям в организации досуговой деятельности детей;
ознакомление со службой экстренной психологической помощи;
информирование родителей о работе различных служб.
В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания, вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия и т.д.
Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав
В работе с семьями можно выделить основные направления работы классного руководителя и социального педагога:
- проверка жилищно-бытовых условий семьи;
- сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
- составление плана работы с семьей;
- проведение консультаций, лекций для родителей;
- оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
- отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных семей;
- организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул;
- помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.
Хочется отметить, что наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
Какую бы работу с неблагополучной семьёй, мы бы не осуществляли, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.
Подводя итоги профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе можно сказать, что только при взаимодействии со всеми структурами системы профилактики (КДН и ЗП, ОДН ОП, здравоохранение) может осуществляться такой объем работы. Благодаря напряженной работе удается спасти от неверного шага многих подростков, вернуть их на правильный жизненный путь.