Эффективные методы и приемы мотивации школьников на занятиях акробатическим рок-н-роллом как один из факторов «soft skills»
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы мотивации учащихся на занятия акробатическим рок-н-роллом, являющимся синтезом искусства танца и спорта для плодотворного общения и решения совместных задач.
Ключевые слова. Акробатический рок-н-ролл, танец, спорт, методы и приемы мотивации, «soft skills».
Введение. «Soft skills» так называют неспециализированные навыки, которые педагоги стремятся привить обучающимся вместе с профессиональными компетенциями. От уровня их развития зависит успех решения многих профессиональных задач. Занятия акробатическим рок-н-роллом помогают реализовать многие из востребованных в сегодняшнем социуме гибких навыков: коммуникацию, эмоциональный интеллект, умение работать с информацией, системное мышление и мотивацию.
Описание опыта. Рок-н-ролл танец парный, что позволяет развивать навыки позитивной коммуникации. Умение работать в команде, сопереживать, уступать, понимать друг друга – все эти составляющие эмоционального интеллекта закладываются на самых первых занятиях по акробатическому рок-н-роллу.
Умение ориентироваться в широком информационном поле современного мира так же формируется на занятиях данным видом спорта.
Акробатический рок-н-ролл является спортивной дисциплиной, в которой техническая сложность акробатических упражнений неразрывно связана с искусством танца. Специфика двигательных действий заключается в высоком темпе движений, сложном ритмическом рисунке и быстром переключении от одного движения к другому. Это достаточно сложный для освоения детьми младшего школьного возраста вид спорта, поэтому не все дети хотят продолжать занятия.
Для повышения их мотивации используются инновационные приемы и методы работы: мнемотехника, тематические занятия с сюжетом, интересным детям, использование отечественной и популярной музыки, предметов и спортивного инвентаря, отработка элементов танца в парах, при которых один из партнеров, выполняет функцию тренера. Не только тренировочный, но и соревновательный процесс, использование информационных ресурсов (просмотр видео, фото), активное взаимодействие с родителями так же являются действенными факторами мотивации ребенка.
Мнемотехника – как прием, облегчающий запоминание схем движений, используется педагогом для быстрого выполнения движения детьми.
Движение (его образ) | Описание движения | Методические указания |
Прыжки в стороны («гармошка») | И.п. - о.с. 1 - прямые ноги скрестно, рр. возле груди (хлопок). 2 - прыжок вправо, лев. нога на пятку, прав. нога согнута, рр. в стороны. 3-4 - то же влево. | 1.Создать образ шагающего человека, играющего на гармошке. 2.Использовать зрительный ориентир по сторонам. 3. Плечи прямо. 4. Прыгнуть. |
«Диагональка» с точкой | И.п. - о.с. 1 - бросок прав. ногой скрестно (по диагонали). 2 - то же в сторону. 3 - поставить носок на пятку. 4-6 - то же с лев. ноги. | Точка |
Пятка, хлопок, хлопок, пятка | И.п. - о.с. 1 - прав. ногу на пятку. 2 - прав. ногу назад, хлопок по пятке прав. рукой. 3 - то же, лев. 4 - лев. ногу на пятку. | 1. Опорная нога пружинит. 2.Точно хлопнуть по пятке. |
Тематические сюжетные занятия.
Возрастосообразными темами для младших школьников являются сюжеты, связанные со сказками, игрушками, объектами социальной культуры, живой и неживой природы.
Тема занятия | Упражнения |
Игрушки | Буратино (шаги в сторону), Самолетики (джаз-балет) Юла (повороты на месте) |
В мире животных | Медведи (хождение на внешних сводах стоп) Ласточка (стоя на правой ноге, левая назад, параллельно полу, руки в стороны) |
Использование отечественной и популярной музыки
Без музыки невозможно представить ни одно занятие танцами, а если эта музыка еще и популярна в детском социуме, то это будет являться эффективным средством мотивации на занятия рок-н-роллом («Бременские музыканты», «Моана» и другие произведения современной киноиндустрии).
Использование предметов и спортивного инвентаря
Для повышения интереса, привнесения разнообразия, развития силовых качеств на занятиях используются скакалки, гантели, гриф.
Отработка элементов танца в парах, при которой один из партнеров выполняет функцию тренера.
Одним из условий мотивации становится формирование функций самоконтроля и самообучения. Применение техник взаимоконтроля и взаимопроверки позволяет детям объективно оценивать результаты друг друга, получать поддержку от старших наставников, обсуждать с ними свои успехи и неудачи.
Заключение. Современная технология подготовки спортсменов акробатического рок-н-ролла основывается, прежде всего, на практическом опыте каждого отдельного тренера. Представленные выше методы и приемы мотивации школьников на занятиях меняют педагогические акценты со стандартного тренировочного процесса на использование современных технологий (в том числе Интернет-ресурсы), включая личностные компетенции и новообразования детей.
Акробатический рок-н-ролл формирует в детях лидерские качества, развивает концентрацию внимания, терпение, настойчивость, трудолюбие, - такие надпрофессиональные качества, от которых зависит успех решения многих профессиональных задач. Девиз рок-н-ролла - «Доверяй! Мечтай! Летай!» ярко это демонстрирует.
Библиографический список:
Терехин В. С. и др. Теория и методика акробатического рок-н-ролла. Актуальные проблемы подготовки спортсменов. – Москва: Спорт, 2015. – 100с.
https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml
https://newtonew.com/school/svoy-sredi-chuzhih-deti-i-tehnologii
https://revolution.allbest.ru/sport/00743323_0.html
https://vuzlit.ru/377894/tehnika_vypolneniya_tantsevalnyh_elementov_rolla