СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ 2025. Апрель. Биология. Вариант 8

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 41986

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 

Методы биологических исследований

 

 

Частнонаучный метод Применение метода
Хроматография Разделение компонентов смеси за счёт их

различной скорости движения сквозь сорбент

? Анализ распределения в семьях лиц,

обладающих аллелем аномального признака

2.  Тип 2 № 46451

Экспериментатор ввел путем инъекции в кровь лабораторных крыс инсулин. Как изменятся у животных концентрация глюкозы в крови и содержание гликогена в печени?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Повысилась.

2.  Понизилась.

3.  Не изменилась.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Концентрация глюкозы в крови Содержание гликогена в печени

3.  Тип 3 № 16688

Сколько аутосом содержится в сперматозоиде у человека? В ответ запишите только соответствующее число.

4.  Тип 4 № 21012

Сколько типов гамет образует дигетерозиготная особь при полном сцеплении исследуемых генов?

5.  Тип 5 № 45832

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначена часть клетки, которая позволяет инфузории обитать в пресноводных водоёмах?

6.  Тип 6 № 45833

Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки инфузории, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Регуляция водно-⁠солевого баланса

Б)  Контролирует метаболизм

В)  Зона дефекации

Г)  Выбрасывает лишнюю жидкость из цитоплазмы

Д)  Выполняет репродуктивные функции

Е)  Удаление непереваренных остатков

 

 

 

ОРГАНОИДЫ

 

1)  (1)

2)  (2)

3)  (4)

4)  (5)

 

 

 

Запишите в ответ цифры 1–4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на схеме, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

7.  Тип 7 № 46524

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых признаков относятся к изображённой на рисунке клетке?

 

1.  Наличие хлоропластов.

2.  Наличие гликокаликса.

3.  Способность к автотрофному питанию.

4.  Способность к фагоцитозу.

5.  Способность к биосинтезу белка.

6.  Поддержание формы только с помощью цитоскелета.

8.  Тип 8 № 49156

Установите последовательность стадий в жизненном цикле вишни, начиная с образования зиготы.

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Образование макроспор.

2.  Образование гаметофита.

3.  Двойное оплодотворение.

4.  Образование зиготы.

5.  Созревание семени.

9.  Тип 9 № 63449

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

 

 

1

2

3

4

5

6

Каким номером на рисунке обозначен организм, вызывающий эхинококкоз?

10.  Тип 10 № 63450

У становите соответствие между признаками и животными, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ПРИЗНАКИ

 

А)  является возбудителем педикулёза

Б)  переносит энцефалит

В)  относится к паукообразным

Г)  является причиной энтеробиоза

Д)  основной хозяин малярийного плазмодия

Е)  полное превращение

 

 

 

ЖИВОТНЫЕ

 

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

11.  Тип 11 № 52129

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:

 

1)  стержневая корневая система;

2)  сетчатое жилкование;

3)  простой околоцветник;

4)  плод боб;

5)  гаметофит преобладает над спорофитом;

6)  спорангии собраны в стробилы.

12.  Тип 12 № 10715

Укажите правильную последовательность систематических групп растений, начиная с наибольшей.

 

1.  Тимофеевка.

2.  Покрытосеменные.

3.  Злаковые.

4.  Однодольные.

5.  Тимофеевка луговая.

13.  Тип 13 № 56962

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначено стекловидное тело?

14.  Тип 14 № 56963

Установите соответствие между характеристиками и видами зрительных рецепторов сетчатки, обозначенными на рисунке выше цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Являются рецепторами сумеречного зрения

Б)  Преобладают по численности

В)  Сконцентрированы в жёлтом пятне

Г)  При дисфункции вызывают дальтонизм

Д)  Обеспечивают цветовое восприятие предметов

 

 

 

СТРУКТУРЫ

 

1)  9

2)  10

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

15.  Тип 15 № 11538

Выберите процессы, происходящие в тонкой кишке человека. Ответ запишите цифрами без пробелов.

 

1.  Белки перевариваются под действием пепсина.

2.  Происходит переваривание растительной клетчатки.

3.  Происходит всасывание аминокислот и простых углеводов в кровь.

4.  Жиры эмульгируются до маленьких капелек под действием желчи.

5.  Обезвреживаются яды под действием ферментов печени.

6.  Белки и углеводы расщепляются до мономеров.

16.  Тип 16 № 21779

Установите правильную последовательность прохождения по кругам кровообращения лекарственного препарата, введённого в вену левой руки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Вена левого предплечья.

2.  Левое предсердие.

3.  Левый желудочек.

4.  Правый желудочек.

5.  Лёгочный ствол.

6.  Лёгочные вены.

17.  Тип 17 № 21623

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания генетического критерия вида волка европейского. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Волк европейский распространён в Прибалтике, России, Белоруссии и других странах. (2) Кариотип волка представлен 78 хромосомами. (3) Европейский волк  — хищник, достигающий 1,6 м в длину и 90 см в высоту. (4) Ведёт стайный образ жизни. (5) Гибриды волков и немецких овчарок плодовиты. (6) При скрещивании волка, например, с американским волком (койотом) рождается бесплодное потомство.

18.  Тип 18 № 21653

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из факторов среды могут быть ограничивающими для ручьевой форели?

 

1.  Пресная вода.

2.  Содержание кислорода менее 1,6 мг/⁠л.

3.  Температура воды +29 градусов.

4.  Солёность воды.

5.  Освещённость водоёма.

6.  Скорость течения реки.

19.  Тип 19 № 23832

Установите соответствие между животными и средами обитания, в которых происходит их размножение: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.

 

 

 

 

ЖИВОТНОЕ

 

А)  водяной удав

Б)  дельфин афалина

В)  тритон гребенчатый

Г)  гребнистый крокодил

Д)  тростниковая жаба

 

 

 

СРЕДА ОБИТАНИЯ

 

1)  водная

2)  наземно-⁠воздушная

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

20.  Тип 20 № 42004

Рассмотрите рисунок с изображением ткани человека и укажите название, характеристику и местоположение в теле этого типа ткани. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.

 

 

 

Название Характеристика Местоположение

в теле

___________ (А) ___________ (Б) ___________ (В)

 

Список терминов и понятий

1.  Вытянутые клетки, способные к сокращению.

2.  Большое количество межклеточного вещества.

3.  Плотно сомкнутые клетки с базальной мембраной.

4.  Поверхность кожи.

5.  Наружная оболочка кровеносного сосуда.

6.  Соединительная.

7.  Мышечная.

8.  Эпителиальная.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В

21.  Тип 21 № 24226

Проанализируйте гистограмму, отражающую флокулирующую активность  — способность бактерий осаждать загрязняющие вещества различных сред (среда № 1 соответствует эталонной, загрязнённой только органическими

бытовыми стоками до очистки; № 2  — дополнительное загрязнение каолиновой глиной, № 3  — углеводородами, № 4  — соединениями фосфора.

 

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 

1.  Бактерии культуры Pseudomonas spp. эффективно удаляют разнообразные мыла.

2.  Наибольшую активность проявляют бактерии, обитающие в донном иле.

3.  Культуру бактерий семейства Enterobacteriaceae можно использовать для очистки сточных вод, загрязнённых отходами нефти.

4.  Культура бактерий Pseudomonas spp. быстрее участвует в процессах образования биофлокулянтов.

5.  При очистке сточных вод промышленных предприятий для удаления фосфорсодержащих взвешенных веществ используют культуру бактерий Pseudomonas spp.

22.  Тип 22 № 54861

 

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Учёный изучал влияние различных антропогенных факторов на процесс цветения воды в водоёме. Для этого исследователь взял образец воды из пруда, добавил туда удобрения в разных концентрациях и поместил эти растворы в чашки Петри. Через 1 месяц учёный оценил степень зарастания воды микроскопическими водорослями в условных единицах. Результаты исследования он нанёс на график.

Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая  — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо

такой контроль ставить?

(*Отрицательный контроль  — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.)

23.  Тип 23 № 64151

 

 

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

 

Учёный изучал динамику роста бактерий. Для этого он внёс небольшое количество бактерий в колбу с питательной средой и с равными интервалами отбирал небольшое количество среды, оценивая численность бактерий в ней по повышению оптической плотности питательной среды. По результатам исследования учёный построил график.

Объясните, чем обусловлена динамика изменений количества жизнеспособных бактерий на каждой из фаз, представленных на графике.

24.  Тип 24 № 19093

Рассмотрите и определите биологические объекты, обозначенные цифрами 1 и 2. Назовите два общих признака в их строении и два признака, по которым они различаются.

25.  Тип 25 № 23839

Отсутствие течения, высокая температура воздуха и большое количество гниющей органики (листья, ветви, плоды) приводят к уменьшению количества растворённого в воде кислорода. Какие приспособления выработались у рыб для обитания в обеднённых кислородом водоёмах? Ответ поясните.

26.  Тип 26 № 25278

Какие особенности строения и физиологии рептилий позволили им полностью перестать зависеть от воды в ходе эволюции? Ответ поясните.

27.  Тип 27 № 24263

Какой хромосомный набор характерен для клеток микроспоры и спермия томата? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

28.  Тип 28 № 16433

Гомозиготную по обоим признакам серую (А) муху дрозофилу с нормальными крыльями (В) скрестили с чёрным (а) с зачаточными крыльями (в) самцом. От скрещивания было получено многочисленное потомство. Гены указанных признаков сцеплены и наследуются вместе. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2. Как произошло бы расщепление, если бы признаки не были сцеплены? Объясните ответ.

Похожие файлы