Экспериментатор ввел путем инъекции в кровь лабораторных крыс инсулин. Как изменятся у животных концентрация глюкозы в крови и содержание гликогена в печени?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Повысилась.
2. Понизилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки инфузории, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Регуляция водно-солевого баланса
Б) Контролирует метаболизм
В) Зона дефекации
Г) Выбрасывает лишнюю жидкость из цитоплазмы
Д) Выполняет репродуктивные функции
Е) Удаление непереваренных остатков
ОРГАНОИДЫ
1) (1)
2) (2)
3) (4)
4) (5)
Запишите в ответ цифры 1–4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на схеме, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
У становите соответствие между признаками и животными, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) является возбудителем педикулёза
Б) переносит энцефалит
В) относится к паукообразным
Г) является причиной энтеробиоза
Д) основной хозяин малярийного плазмодия
Е) полное превращение
ЖИВОТНЫЕ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:
Установите соответствие между характеристиками и видами зрительных рецепторов сетчатки, обозначенными на рисунке выше цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Являются рецепторами сумеречного зрения
Б) Преобладают по численности
В) Сконцентрированы в жёлтом пятне
Г) При дисфункции вызывают дальтонизм
Д) Обеспечивают цветовое восприятие предметов
СТРУКТУРЫ
1) 9
2) 10
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите правильную последовательность прохождения по кругам кровообращения лекарственного препарата, введённого в вену левой руки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания генетического критерия вида волка европейского. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Волк европейский распространён в Прибалтике, России, Белоруссии и других странах. (2) Кариотип волка представлен 78 хромосомами. (3) Европейский волк — хищник, достигающий 1,6 м в длину и 90 см в высоту. (4) Ведёт стайный образ жизни. (5) Гибриды волков и немецких овчарок плодовиты. (6) При скрещивании волка, например, с американским волком (койотом) рождается бесплодное потомство.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из факторов среды могут быть ограничивающими для ручьевой форели?
Установите соответствие между животными и средами обитания, в которых происходит их размножение: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.
ЖИВОТНОЕ
А) водяной удав
Б) дельфин афалина
В) тритон гребенчатый
Г) гребнистый крокодил
Д) тростниковая жаба
СРЕДА ОБИТАНИЯ
1) водная
2) наземно-воздушная
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Рассмотрите рисунок с изображением ткани человека и укажите название, характеристику и местоположение в теле этого типа ткани. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
Название
Характеристика
Местоположение
в теле
___________ (А)
___________ (Б)
___________ (В)
Список терминов и понятий
1. Вытянутые клетки, способные к сокращению.
2. Большое количество межклеточного вещества.
3. Плотно сомкнутые клетки с базальной мембраной.
4. Поверхность кожи.
5. Наружная оболочка кровеносного сосуда.
6. Соединительная.
7. Мышечная.
8. Эпителиальная.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Проанализируйте гистограмму, отражающую флокулирующую активность — способность бактерий осаждать загрязняющие вещества различных сред (среда № 1 соответствует эталонной, загрязнённой только органическими
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1. Бактерии культуры Pseudomonas spp. эффективно удаляют разнообразные мыла.
2. Наибольшую активность проявляют бактерии, обитающие в донном иле.
3. Культуру бактерий семейства Enterobacteriaceae можно использовать для очистки сточных вод, загрязнённых отходами нефти.
4. Культура бактерий Pseudomonas spp. быстрее участвует в процессах образования биофлокулянтов.
5. При очистке сточных вод промышленных предприятий для удаления фосфорсодержащих взвешенных веществ используют культуру бактерий Pseudomonas spp.
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал влияние различных антропогенных факторов на процесс цветения воды в водоёме. Для этого исследователь взял образец воды из пруда, добавил туда удобрения в разных концентрациях и поместил эти растворы в чашки Петри. Через 1 месяц учёный оценил степень зарастания воды микроскопическими водорослями в условных единицах. Результаты исследования он нанёс на график.
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо
такой контроль ставить?
(*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.)
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал динамику роста бактерий. Для этого он внёс небольшое количество бактерий в колбу с питательной средой и с равными интервалами отбирал небольшое количество среды, оценивая численность бактерий в ней по повышению оптической плотности питательной среды. По результатам исследования учёный построил график.
Объясните, чем обусловлена динамика изменений количества жизнеспособных бактерий на каждой из фаз, представленных на графике.
Рассмотрите и определите биологические объекты, обозначенные цифрами 1 и 2. Назовите два общих признака в их строении и два признака, по которым они различаются.
Отсутствие течения, высокая температура воздуха и большое количество гниющей органики (листья, ветви, плоды) приводят к уменьшению количества растворённого в воде кислорода. Какие приспособления выработались у рыб для обитания в обеднённых кислородом водоёмах? Ответ поясните.
Какой хромосомный набор характерен для клеток микроспоры и спермия томата? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.
Гомозиготную по обоим признакам серую (А) муху дрозофилу с нормальными крыльями (В) скрестили с чёрным (а) с зачаточными крыльями (в) самцом. От скрещивания было получено многочисленное потомство. Гены указанных признаков сцеплены и наследуются вместе. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2. Как произошло бы расщепление, если бы признаки не были сцеплены? Объясните ответ.