1. Тип 1 № 50637
Рассмотрите таблицу «Биология — комплексная наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Разделы биологии | Объекты изучения |
Гистология | Ткани, входящие в состав органа |
? | Хромосомы делящейся клетки на микроскопическом препарате |
2. Тип 2 № 56197
Экспериментатор поместил колонию бактерий в колбу с питательной средой и поставил на сутки в термостат с температурой 37 °C. Как при этом изменились количество бактерий и объём среды в колбе?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Количество бактерий | Объём среды |
| |
3. Тип 3 № 6707
Какое число нуклеотидов в гене кодирует первичную структуру белка, состоящего из 300 аминокислот. В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 23035
Определите вероятность в процентах проявления промежуточного фенотипа в потомстве от скрещивания гетерозиготных организмов при неполном доминировании. Ответ запишите в виде числа.
5. Тип 5 № 63270
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на схеме обозначен периферический мембранный белок?
6. Тип 6 № 63271
Установите соответствие между характеристиками и органоидами, обозначенными на схеме цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) трансмембранный белок
Б) служит барьерным элементом
В) является компонентом гликокаликса
Г) состоит из моносахаридов
Д) состоит из молекул фосфолипидов
Е) служит для транспорта ионов
СТРУКТУРА КЛЕТОЧНОЙ МЕМБРАНЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Тип 7 № 50643
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из приведённых примеров относятся к геномным мутациям?
1. Появление дополнительной Y-хромосомы.
2. Замена аденина на гуанин.
3. Разворот участка хромосомы.
4. Перенос плеча с одной хромосомы на другую.
5. Трисомия по 21 паре хромосом у человека.
6. Триплоидия.
8. Тип 8 № 42158
Установите последовательность процессов, происходящих при овогенезе у человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Образование второго полярного тельца.
2. Конъюгация гомологичных хромосом.
3. Деление диплоидных клеток митозом.
4. Овуляция овоцита.
5. Формирование овогониев.
9. Тип 9 № 64786
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
На рисунке под каким номером обозначен ветвистый подземный побег с чешуевидными листьями?
10. Тип 10 № 64787
Установите соответствие между характеристиками и побегами, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) хранение воды в стебле
Б) укороченный стебель — донце
В) одревеснение
Г) подземное формирование
Д) редукция листьев
Е) запасание веществ в чешуях
ПОБЕГ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 55813
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.Для класса членистоногих, представитель которых изображён на рисунке, характерны:
1) наличие паутинных желёз;
2) деление тела на голову, грудь и брюшко;
3) жаберное дыхание;
4) одна пара антенн;
5) наличие трёх пар ходильных ног;
6) только простые глаза на голове.
12. Тип 12 № 21530
Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов животных, начиная с самого маленького таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Воробьинообразные.
2. Дрозд рябинник.
3. Хордовые.
4. Птицы.
5. Дроздовые.
6. Дрозд.
13. Тип 13 № 66893
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначен рецептор к сигнальному веществу?
14. Тип 14 № 66894
Установите соответствие между характеристиками и структурами синапса, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) является отростком нейрона
Б) непосредственно взаимодействует с постсинаптической мембраной
В) представляет собой клетку-мишень
Г) вырабатывается в окончании аксона
Д) сокращается после передачи сигнала
Е) является ацетилхолином
СТРУКТУРЫ СИНАПСА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Тип 15 № 20934
Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Какие особенности плоских червей-паразитов связаны с условиями жизни в кишечнике человека?
1. Органы прикрепления.
2. Большая плодовитость.
3. Паренхима.
4. Развитая нервная система.
5. Уплощённая форма тела.
6. Покровы, на которые не действует пищеварительный сок.
16. Тип 16 № 28373
Установите последовательность органов кровеносной системы, через которые проходит кровь при кровообращении, начиная с превращения венозной крови в артериальную. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Правый желудочек.
2. Левое предсердие.
3. Капилляры лёгких.
4. Аорта.
5. Нижняя полая вена.
17. Тип 17 № 24458
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биохимического критерия вида подсолнечника однолетнего. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Корневая система подсолнечника масличного стержневая, проникает в почву на 2–3 м, что позволяет ему использовать влагу глубоких горизонтов. (2) Листья очерёдные, на длинных черешках, зелёные, овально-сердцевидные с заострёнными концами. (3) В листьях и цветках обнаружены флавоноиды, каротиноиды и антоцианы. (4) Цветки собраны в верхушечных, очень крупных соцветиях-корзинках, окружённых обёрточными листьями, 30–50 см в диаметре, как и бутоны, в молодом возрасте тянутся к солнцу и изменяют свою ориентацию с востока на запад в течение дня. (5) В семенах содержится жирное масло (около 40%, иногда до 50–52%), белки (до 20%), углеводы (до 25%), стерины, каротиноиды, фосфолипиды. (6) Кроме того, в семенах содержатся витамины PP и E, а также полиненасыщенные жирные кислоты (особенно линолевая).
18. Тип 18 № 10304
Природный луг, в отличие от поля:
1) требует вмешательства человека для постоянного поддержания и восстановления видового состава;
2) является местом обитания диких животных и дикорастущих растений;
3) характеризуется истощением и эрозией плодородных почв;
4) обладает способностью к саморегуляции и самовосстановлению;
5) не имеет редуцентов;
6) характеризуется большим разнообразием видов растений.
19. Тип 19 № 10603
Установите соответствие между организмами и их средами жизни.
ОРГАНИЗМЫ
А) эвглена зеленая
Б) амеба обыкновенная
В) амеба дизентерийная
Г) инфузория-туфелька
Д) малярийный паразит
СРЕДЫ ЖИЗНИ
1) пресные водоемы
2) живые организмы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
20. Тип 20 № 61128
Рассмотрите рисунок. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Вид молекулы | Уровень организации структуры | Стабилизирующие структуру связи |
____________ (А) | ____________ (Б) | ____________ (В) |
Список элементов
1. Вторичная.
2. Третичная.
3. Четвертичная.
4. Полипептид.
5. Полисахарид.
6. Водородные, гидрофильно-гидрофобные, дисульфидные, ионные.
7. Водородные, ионные, пептидные.
8. Дисульфидные, фосфодиэфирные, гидрофильно- гидрофобные.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
21. Тип 21 № 20631
Пользуясь таблицей «Примерный суточный водный обмен человека», выберите верные утверждения.
Примерный суточный водный обмен человека (в л)
Поступление воды | Количество воды (в л) | Органы, участвующие в выделении воды | Количество воды (в л) |
Жидкость | 1,2 | Почки | 1,4 |
Легкие | 0,5 |
Плотная пища | 1,0 | Кожа | 0,5 |
Прямая кишка | 0,1 |
Итого | 2,2 | | 2,5 |
1. Организм человека в течение суток потребляет 2,2 л воды.
2. Вода выделяется из организма в составе мочи, кала, выдыхаемого воздуха, пота.
3. Организм человека в течение суток потребляет 1,2 л воды.
4. Через почки выделяется меньше всего жидкости.
5. Количество поступающей воды больше количества выделившейся, так как она откладывается в запас в организме человека.
22. Тип 22 № 57093
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности культуры хлореллы. Для этого в герметичные пробирки с питательной средой он добавлял фиксированное количество клеток хлореллы и после закачивал туда определенное количество атмосферного воздуха. Пробирки освещались с одинаковой интенсивностью, после чего исследователь измерял концентрацию кислорода. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Наличие какого газа в атмосферном воздухе необходимо для проведения эксперимента и почему? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что измерения проводились при различной температуре в помещении?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
23. Тип 23 № 55867
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Ученица 10 класса изучала эффективность различных фитонцидов (антибактериальных веществ, выделяемых растениями). Она размещала одинаковое по массе количество частей растений в пластиковые контейнеры. В эти же контейнеры она добавляла очищенное от скорлупы варёное яйцо. Все контейнеры содержались в холодильнике. Замерялось количество дней до появления первых чёрных точек на поверхности яйца (дни до появления первых признаков) и количество дней до полного покрытия яйца чёрным (дни до полного гниения). Результаты приведены в таблице.
Источник фитонцидов | Дней до появления первых признаков | Дней до полного гниения |
Контроль | 3 | 6 |
Чеснок | 7 | 10 |
Лук | 6 | 9 |
Хвоя сосны | 5 | 8 |
Хрен | 5 | 8 |
Лимон | 5 | 8 |
Как вы считаете, как изменилось бы время порчи яйца, если бы контейнеры лежали не в холодильнике, а при комнатной температуре? Объясните, почему была бы именно такая разница? Почему чеснок задержал порчу яйца сильнее всего?
24. Тип 24 № 11343
Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?
25. Тип 25 № 34321
Объясните, как происходит регуляция всасывания воды при реабсорбции в почках у человека. Какой процесс обеспечивает всасывание молекул воды в нефронах? Объясните механизм этого процесса.
26. Тип 26 № 53893
Среди позвоночных животных известны случаи заразного рака: трансмиссивная венерическая опухоль собак, передающаяся половым путём, и лицевая опухоль тасманийского дьявола, передающаяся при укусах. Трансмиссивная венерическая опухоль собак появилась порядка 10 000 лет назад. После заражения у собак образуются опухоли на гениталиях, которые со временем регрессируют и не приводят к смерти хозяина, но некоторое время активно передаются другим особям. Лицевая опухоль тасманийского дьявола эволюционно молода, впервые была выявлена в 1996 году. В случае заражения приводит к смерти от истощения в течение 12–18 месяцев в практически 100% случаев, так как опухоли на лице делают невозможным употребление пищи. Предположим, что 10 000 лет назад трансмиссивная венерическая опухоль собак была так же летальна, как лицевая опухоль тасманийского дьявола на данный момент. Объясните с точки зрения эволюционного учения Дарвина, как смертельный рак может превратиться в несмертельный.
27. Тип 27 № 26687
Молекулы тРНК, несущие соответствующие антикодоны, входят в рибосому в следующем порядке: ЦГЦ, ЦЦУ, АЦГ, АГА, АГЦ. Определите последовательность нуклеотидов смысловой и транскрибируемой цепей ДНК, иРНК и аминокислот в молекуле синтезируемого фрагмента белка. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При выполнении задания учитывайте, что антикодоны тРНК антипараллельны кодонам иРНК.
Генетический код (иРНК)
Первое основание | Второе основание | Третье основание |
У | Ц | А | Г |
У | Фен Фен Лей Лей | Сер Сер Сер Сер | Тир Тир — — | Цис Цис — Три | У Ц А Г |
Ц | Лей Лей Лей Лей | Про Про Про Про | Гис Гис Глн Глн | Арг Арг Арг Арг | У Ц А Г |
А | Иле Иле Иле Мет | Тре Тре Тре Тре | Асн Асн Лиз Лиз | Сер Сер Арг Арг | У Ц А Г |
Г | Вал Вал Вал Вал | Ала Ала Ала Ала | Асп Асп Глу Глу | Гли Гли Гли Гли | У Ц А Г |
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
28. Тип 28 № 18397
При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?