Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы»
ФИО (полностью) | Савчук Марина Степановна |
Место работы | МБОУ СОШ с. Маяк |
Должность | Учитель биологии |
Предмет | Биология |
Класс | 5 класс |
Тема и номер урока в теме | Введение. Урок № 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы |
Базовый учебник | «Биология» 5 класс. (В.В. Пасечник) « Дрофа» Москва 2016 |
Цель урока: Формирование у учащихся понятие об экологических факторах. Показать влияние экологических факторов на живые организмы. Подвести учащихся к выводу о взаимосвязях в природе.
Планируемые результаты:
Личностные результаты обучения: умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала.
Метапредметные результаты обучения: умение применять понятия, работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме и основным понятиям.
Познавательные УУД: самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Основные понятия: экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Структура и ход урока
1.Организация учащихся
2.Актуализация опорных знаний
3.Мотивация к учебной деятельности
4.Формулирование темы урока, постановка цели
5.Изучение нового
6.Закрепление знаний
7.Контроль полученных знаний
8.Рефлексия.
Этапы урока | Цели | УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Орг. Момент цель: включение учеников в деятельность на личностно-значимом уровне | Создание условий для развития мотивации | Коммуникативные, регулятивные, личностные | Приветствие. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро доверчивым лицам! И каждый становиться добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера.
| Возникновение положительной эмоциональной направленности. Пожелание друг другу удачи | |
Актуализация опорных знаний .
| Закрепить полученные знания по прошедшей теме | Коммуникативные, регулятивные, личностные | Вспомним, что было задано на дом? Что такое среда обитания? Какие среды жизни вы запомнили?
| Отвечают на вопросы: Среды обитания организмов. Наземно-воздушная. Почвенная, водная и другой организм. Выполняют проверочную работу Взаимопроверка: проверяют и оценивают работу | Приложение №1 |
Актуализация знаний 4-5 минут | Создание условий для развития умений связанных с целеполаганием | Коммуникативные, регулятивные | Какой вывод вы можете сделать?
Задаю вопрос Как вы думаете: что мы будем изучать сегодня на уроке? Какова цель урока? А зачем нам это нужно изучать? Условия среды, которые оказывают воздействие на организм, называют факторами среды | Каждая из сред обитания отличается условиями жизни Читают стихотворение Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Цветы, деревья и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это факторы природы. Отгадывание темы урока. «Экологические факторы среды» записывают в тетрадь. Формулируют цель на уроке: узнать о…. (узнать, что такое факторы природы; какие факторы природы есть) Записывают свою цель в тетрадь | Слайд № 1 |
Постановка учебной задачи | раскрыть особенности экологических факторов среды и рассмотреть их влияние на живые организмы. | | Тема: Экологические факторы и их влияние на живые организмы Экологические факторы – это отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на живые организмы | Записывают в тетрадь экологические факторы (определение) | Слайд 2 |
Изучение нового материала | Изучить особенности экологических факторов | Коммуникативные, регулятивные, личностные | Создать условия для открытия учащимися, формы экологических факторов по литературному произведению. Давайте вернёмся к стихотворению, а какие факторы выделены в стихотворении? Давайте вспомним, какая бывает природа? Факторы природы или среды могут быть факторами неживой природы и живой природы А какие факторы называют абиотическими и Биотическими?
Задание Выписать из стихотворения факторы неживой природы Снег кружится, Снег ложится - Снег! Снег! Снег! Рады снегу зверь и птица, И, конечно, человек! Рады серые синички: На морозе мерзнут птички. Выпал снег - упал мороз! Кошка снегом моет нос. У щенка на черной спинке Тают белые снежинки… Проверяем, что получилось Физкультминутка Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. Как вы думаете: о каких взаимоотношениях идёт речь в этих стихотворениях и загадках? 1. Стой, плотва и караси! И пощады не проси: Я – хозяйка здесь в пруду, На охоту я иду. 2. Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделится медком. 3. Кровь попить у детворы Любят летом комары, Потому, что кровососы - Надоеды – пискуны. Учитель: А могут люди влиять на живые организмы? Итак, мы подошли к следующему фактору: Антропогенному
Вот перед вами весы. Антропогенные факторы могут быть + и – Давайте приведём примеры и посмотрим, какие факторы перевесят? Как вы думаете почему? Живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом. Существует даже наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. Некогда эта наука являлась частью биологии, но в 1861 году английский учёный Геккель выделил её в самостоятельную науку. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь Что такое экология? Экология, друзья, Наука очень нужная: Без нее ты ни за грош В наше время пропадешь, Ибо каждый знать обязан, Кто, как, с кем в природе связан, Чтоб случайно иногда Ей не принести вреда. Экология(греч «ойкос»-дом, «логос»-учение)- наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.
| Узнают отличительные признаки экологических факторов Неживые - Солнце, ветер, тучка, горы, воздух, гром, туман, роса. Живые – цветы. Деревья, трава, птицы, звери. Человек. Работа со словарём; интернет ресурсами. Находят определения абиотическим и биотическим факторам
Учатся сравнивать объекты живой природы, делать выводы о проделанной работе
Выписывают в тетрадь Абиотические и биотические факторы природы Зачитывают факторы 1 ученик абиотические факторы 2 ученик Биотические факторы
Выполняют упражнения
Отгадывают загадки и говорят о взаимоотношениях организмов Щука – плотва и караси Хищничество - работа со словарём и интернет ресурсами Цветок – пчела. Симбиоз - работа со словарём и интернет ресурсами Комар – человек. Паразитизм - работа со словарём и интернет ресурсами Да.
Антропогенный - работа со словарём и интернет ресурсами Ученик: Сколько исчезло с планеты зверья, Растений, и это восполнить нельзя. И если теперь не спасти нам остатки, Мы завтра в Сахаре проснёмся, ребятки! Нельзя переделывать с ходу природу, Она устоялась не с прошлого года. Реки, озёра, леса и луга Должны сохраняться всерьёз и всегда! Рассуждают о положительном и отрицательном воздействии человека на природу, приводят примеры: вырубка леса, браконьерство, создание заповедников, заказников.
Экология Работа со словарём.
Записывают экология в свой словарик |
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9 |
Этап закрепление знаний и умений | Создать условия для развития ключевых учебно - познавательных компетенций связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы | Познавательные | Создать условия для закрепления изученной информации об экологических факторах. Мы теперь знаем все о факторах среды и сможем правильно распределить все факторы по своим местам с объяснением. - Распределите факторы среды в три колонки: Факторы живой природы | Факторы неживой природы | Антропогенный фактор | Лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс мусора в реку, опыление растений насекомыми.
| Учатся осмыслению собственных действий Выполнение задания
Проводят самопроверку и самооценку | Слайд 5 |
Рефлексия |
| Личностные | Ребята, давайте вернёмся к цели, которую вы поставили в начале урока. Мне очень приятно было общаться с вами на сегодняшнем уроке. Мне бы хотелось узнать ваше мнение об уроке. Вы видите силуэт дерева, а у вас на партах разноцветные листики. Если вам понравилось на нашем уроке, подойдите к дереву и прикрепите к нему зеленый листик, если вы равнодушны к происходящему на уроке – прикрепите желтый листик. Если же вам не понравилось на уроке, то прикрепите красный листик. | Достигли, узнали…
Дают сигнал о том, как прошёл урок (с помощью листиков) | Слайд 6 |
Домашнее задание |
|
| Создание ментальной карты по теме «Экологические факторы». |
|
|
Литература для учителя:
1. Н.В.Дубинина, В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001..
2. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003
3.А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003
В.В.Пасечник. Методическое пособие к учебнику. « Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс, «Дрофа» Москва, 2016
Литература для учащихся:
1.В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс- М.: Дрофа, 2016
2.В.В. Пасечник Рабочая тетрадь «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс - М.: Дрофа, 2016
Электронные издания: 1. Единая коллекция ЦО
Приложение 1
Среды жизни и приспособления к ним.
Задание 1.
Выберите признаки, характерные для специфических условий жизни в определенной среде:
Водная среда ____________________________
Почва _________________________
1) Комфортный температурный режим
2) Достаточно высокая плотность среды
3) Сравнительно малая плотность среды
4) Ограниченность кислорода
5) Резкие изменения температуры
6) Различный солевой состав
7) Практически неограниченный запас пищи
8) Небольшие колебания температуры
9) Практически полное отсутствие кислорода
10) Активное сопротивление среды обитания
11) Высокая концентрация кислорода
12) Высокая концентрация углекислого газа
Задание 2. Распределите предложенных животных по средам жизни:
A. Почва.
Б. Наземно-воздушная.
В. Водная.
Г. Живые организмы.
1. Планктонная водоросль
2. Дождевой червь
3. Карась
4. Кролик
5. Вошь
6. Бабочка
7. Бычий цепень
8. Слепыш
9. Дафния
Приложение 2 (глоссарий урока).
Экология (от греч. ойкос - дом и логос — учение) — наука о законах взаимодействия живых организмов со средой их обитания.
Абиотические факторы среды различные факторы, не относящиесяк живым организмам, как благоприятные, так и вредные, находящиеся в среде, окружающей живыеорганизмы. Сюда включают, например, атмосферу, климат, геологические структуры, количество света, уровень температур в экосистеме.
Биотические факторы среды, совокупность влияний, оказываемых на организмыжизнедеятельностью других организмов.
Антропогенный фактор — результат непосредственного воздействия человека на окружающую природную среду, приводящее к нарушению естественных экосистем.
Симбио́з (от греч. συμ- — «совместно» и βίος — «жизнь») — это тесное и продолжительноесосуществование представителей разных биологических видов.
Хищничество - способ добывания пищи и питания животных, при котором они ловят, убивают и поедают других животных.
Паразитизм, - форма взаимоотношений между организмами различных видов, из которых один (паразит) использует другого (хозяина) в качестве среды обитания и источника питания, нанося ему вред.