Познавательно-исследовательский проект
“Солнышко на грядке”
Автор проекта:
воспитатель МБДОУ ПГО
«Детский сад №51»
Алексеева Алёна Михайловна.
Экологический познавательно - исследовательский проект: «Солнышко на грядке»
для детей средней дошкольной группы «Пингвинчики»
В дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми. Наш проект познавательно-исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют. Этот проект: во-первых, позволяет почувствовать себя исследователем; во-вторых, проектный метод помогает объединить детей, родителей и воспитателей. Растения, выращенные на участке, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу – возможность для реализации экологического воспитания.
Объект исследования: познавательный интерес детей к растениям.
Цель: формирование экологической воспитанности дошкольников; создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, мелкой моторики и трудовых навыков; расширить знания детей о подсолнечнике, способе выращивания и ухода за растением.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Вид проекта: долгосрочный (с мая по сентябрь)
Проблема: недостаточные представления детей о жизни растений
Задачи проекта:
- развивать познавательный интерес к миру растений;
- формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
- фиксировать представления детей об изменениях роста подсолнечника;
- учить детей ежедневно ухаживать за растением;
- научить видеть результат своего труда;
- расширять, обогащать, активизировать словарь детей;
- учить бережно относиться к миру растений.
Планируемый результат:
- развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки;
- улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса;
- расширение знаний детей о жизни растений;
- развить умение пользоваться простейшими орудиями труда и ухода за растениями.
Предварительная работа:
- подобрать методическую, научно-популярную литературу, иллюстрационный материал по данной теме;
-организационные: деятельность педагога и детей регулируется в соответствии с содержанием учебно-воспитательной работы;
-информационные: детская художественная литература, ресурсы Интернета, стендовый материал;
- техническое обеспечение: наборы для посадки растений (технический инвентарь - грабли, лопатки, лейки).
Этапы реализации проекта.
1 этап: Организационно познавательный.
-обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями;
-подбор необходимого материала для выращивания подсолнечника;
-выявление знаний детей о жизни растения;
2 этап: Рефлексивно диагностический.
Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.
3 этап: Практический.
Познание: «Солнышко на грядке»; обобщить и дополнить знания детей о
выращивании подсолнечника, рассматривание семян, наблюдение за
ростом и развитием растения. 4 этап: Заключительный.
В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие «Солнышка цветок» где были проанализированы, и обобщены результаты эксперимента и знания, полученные в процессе исследовательской деятельности детей.
Дневник наблюдения и эксперимента.
Фоторепортаж «Как мы вырастили солнышко на грядке».
Выставка собранного урожая подсолнечника: подсолнухи, семечки.
Результаты реализации проекта:
-расширение представления о подсолнечнике, о особенностях выращивания растений;
-пополнение предметно-развивающей среды литературой, фотографиями, иллюстрациями;
-сформировать любознательность, творческие способности, познавательную активность;
-между детьми укрепить дружеские взаимоотношения, научить работать совместно.
Чтение: Сказка Ириса Ревю «Щедрый подсолнух», Ф. Соколова «Подсолнух с рыжей головой», С. Богдан «Я – подсолнух золотистый», М. Пляцковский «Маленькое солнце», А. Антонов «Подсолнухи пахнут», Г. Голова «Я семечко в землю вчера посадил».
Конкурс чтецов стихов о подсолнухе.
Лепка: «Ежик» (с использованием семян подсолнечника),
Рисование: раскрашиваем «Подсолнух»
Безопасность: «Правила работы с садовыми инструментами»,
«Про панаму не забудь».
Труд: Организация экспериментального ухода за растением на грядке, ведение дневника экспериментирования;
Здоровье: «О пользе подсолнечника и продуктов, получаемых из него».
Приложение
Дневник наблюдений
«
Дары подсолнуха»; беседа, обсуждение о пользе подсолнечника и продуктов, получаемых из него.
«Маленькое солнце»; тема подсолнуха в творчестве художников и поэтов.
Павлова Мария “Подсолнухи”
Дидактические игры: «Инструменты садовода»
«Чье семечко».
Фоторепортаж «Как мы вырастили Солнышко на грядке».
Сказка о подсолнухе
Однажды маленький росток принял для себя важное решение. Он заявил всем, что хочет быть похожим на Солнце. Давайте прочитаем об этом сказку...
«Щедрый подсолнух»
Автор сказки: Ирис Ревю
Когда мой знакомый росток был маленьким, он решил, что, когда повзрослеет, будет похожим на Солнце. Все ведь на кого-то похожи. Цветы ландыша – на белые жемчужины, цветы колокольчика – на настоящий колокольчик.
— Солнце всем нравится, — рассуждал росток, — золотое, высокое, круглое. Вот и я буду таким. Шло время, летнее солнце хорошо прогревало землю, теплый дождь досыта поил всё живое на земле. И наш знакомый росток поднялся, стал сильным и крепким. И действительно стал похожим на Солнце. Он имел огромный жёлтый цветок, тянущийся к настоящему солнцу. Его стали звать Подсолнухом. Днём Подсолнух поворачивал свою головку вслед за Солнцем, а ночью опускал её вниз – он так спал. А к осени головка Подсолнуха была уже туго набита вкусными семечками. Подсолнух оказался не просто похожим на солнце внешне, но и таким же щедрым, как оно. Из семечек Подсолнуха люди научились делать халву, подсолнечное масло, козинаки; да и сами семечки – полезное и вкусное лакомство. Вот таким оказался Подсолнух!
Вопросы к сказке «Щедрый подсолнух»
На что решил быть похожим маленький росток?
Что помогло ростку стать крепким и сильным?
Видел ли ты настоящий подсолнух?
Когда у подсолнуха появляются семечки: весной, летом или осенью?
Сколько семечек у подсолнуха?
Что можно сделать из семечек подсолнуха?
Короткие стихи про подсолнухи для детей:
Подсолнух с рыжей головой,
Скажи нам, милый, что с тобой?
За солнцем крутишься весь день,
Быть может, ты не любишь тень?
Ф. Соколова
***
Я – подсолнух золотистый!
Знают дети все меня.
Потому наряд мой желтый,
Что под солнцем вырос я.
Зреют семечки мои
Для взрослых и детей.
Посмотрите: сколько их
На шапочке моей!
С.Богдан
***
Днём подсолнух в огороде
Улыбается погоде.
По орбите круговой
Вертит рыжей головой.
-Я, — хвалился он пырею,-
Вместе с Солнцем землю грею!
М. Пронько
***
— Эй, подсолнух молодой,
От чего ты золотой?
— Солнце красное люблю:
Шапкой я лучи ловлю!
***
Подсолнух крутит головой:
— Какой сегодня день?
— Опять мне бегать за тобой! —
Ворчит спросонок тень.
Синички — все к нему гурьбой,
Что ж, семечки поспели…
А он — своё: «Какой? Какой?»
Синичкин день недели!
Т. Уманская
***
Маленькое солнце
Почему, отчего
К солнцу тянется подсолнух,
Даже утром он спросонок
Смотрит прямо на него?
Я скажу вам отчего:
У подсолнечника с солнцем
Очень близкое родство.
На земле цветет подсолнух-
Маленькое солнце,
Много зерен, маслом полных,
У него на донце…
***
Под солнышком, под солнышком,
Прямо у дорожки,
Золотой подсолнушек
Застыл на тонкой ножке.
Наверно, важный генерал,
Прославленный всемирно,
Ему однажды приказал
Стоять по стойке «смирно»!
М. Пляцковский
***
Посадила семечко,
Полила водичкой.
Маленькая девочка,
Длинные реснички.
Лето солнцем рвется,
Накалился воздух.
Девочка смеется,
Как красив подсолнух.
Желтая корзинка
Головой кивает,
Девочка-смешинка
С летом подрастает.
О. Кудинова
***
Подсолнухи пахнут
Подсолнухи пахнут
Солнечной свежестью.
Ещё, обязательно,
Утренней нежностью.
И пахнут всегда,
Не смотря на погоду.
Взгляните на них
И забудьте невзгоды.
Алексей Антонов
***
Расцвёл подсолнух в огороде,
И к солнцу тянется весь день,
За солнышком головкой водит,
Чтоб не попала она в тень.
Когда же солнышко заходит,
Он ждёт до самого утра,
Вздыхая в тёмном огороде:
— Вставай же, солнышко! Пора!
В. Пахомов
***
Свежескошенной травы
Запах разливается.
У подсолнечной главы
Зёрнышки румянятся.
Целый день златой цветок
В глазки смотрит солнышку.
Как приходит ночи срок
Клонит вниз головушку.
С. Прилуцкий
Подсолнух
Галина Голова-Закрияева
Я семечко в землю вчера посадил,
На даче, где старый плетень.
И грядку вскопал, а потом все полил.
Работать мне было не лень.
Я ждал, что проклюнется скоро цветок.
Высматривал, ждал, но зеленый росток
Все медлил и я уже ждать перестал.
Но грядку упрямо водой поливал.
Потом я уехал. На даче остались
Лишь бабушка, кот и Барбос.
Ведь мама и папа на море собрались,
Со мною, на остров Родос.
Там много цветов. Голубых и лиловых,
Бордовых и желтых,
Знакомых и новых.
А я же себе свой цветок представлял,
И встречи с ним ждал.
И во сне поливал.
И вот, наконец, я на дачу вернулся.
Погладил Барбоса, коту улыбнулся.
И бабушке сразу с порога вопрос:
- Ну, как мой цветок? Он немного подрос?
- Беги уж на грядку. Заждался цветок.
Он с солнцем похож. Будто младший браток.
И вот, чуть дыша, я у грядки стою.
- Я вырастил солнце! – от счастья пою.
Я вырастил солнце! Оно золотое!
И семечко было совсем не простое!
Подсолнух мне головой покивал –
Спасибо! Я тоже тебя очень ждал.