Экологическое мероприятие «Вода – это жизнь!»
Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле, заложить основы ответственного отношения к водным ресурсам Дальнереченского района.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Красная книга», плакаты и рисунки, мп3 песня Водяного из м/ф «Летучий корабль», минусовка песни «Солнечный круг».
Оформление: плакаты: «Убивая природу, мы убиваем себя и будущее»;
«Охранять природу – значит охранять Родину».
Действующие лица:
Ведущий 1
Ведущий 2 –
Водяной –
Леший –
Головастик –
1 лягушка –
2 лягушка –
Баба Яга –
******
Вед.1: Здравствуйте!
Вед.2: Добрый день, жители прекрасной голубой планеты!
Вед.1:22 апреля – праздник нашей Матушки Земли – День Земли.
Вед.2:А 22 марта на всей планете отмечали Всемирный день воды. Ещё этот день называют Всемирным днём водных ресурсов. На территории Российской Федерации он проводится с 1995 года под девизом «Вода – это жизнь!»
Вед.1: Именно защите водоёмов посвящено наше мероприятие. Приложение
Вед.2:Сегодня мы с вами узнаем много интересного о воде, водоёмах и их обитателях.
Вед.1: Слово предоставляется чтецам!
1.Вы слышали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
2.Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
Вед.1: Если посмотреть на карту , то можно увидеть, что голубые ленты рек и озёр встречаются очень часто. И наш район богат пресной водой.
-Назовите наиболее знакомые вам реки, озера.(Малиновка, Ореховка, Кедровка…оз.Камышовое, Хуторянское, Соловьёвское…)
- Где вам удалось побывать? Что особенно запомнилось? (лотосы – на Камышовом)
- Назовите самую крупную реку нашего района.
- Как она называлась раньше? (Презентация сл.3)
- Как вы думаете, откуда берётся вода в реках и озерах?
Вед.2:Каждая река имеет своё начало. Обычно источником служат подземные воды, выходящие на поверхность маленькими фонтанчиками, родничками. Вот откуда берётся вода. Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в реки и озера.
- Кругом вода, а с питьем беда. Почему так говорят?
Вед.1: Воды на планете очень много. Если разделить мысленно Землю на три части, то две части займёт вода, а одну часть – суша. Но не всякая вода годится для наших нужд. Ведь большую часть составляют моря и океаны, а вода в них в основном солёная, она непригодна для питья, для полива полей, для нужд заводов и фабрик. Человеку, животным и растениям нужна пресная вода. Пресной воды очень мало! Если представить, что вся вода на Земле – это трехлитровая банка, то пресной воды в ней всего половина стакана. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах, но и они сокращаются из-за их загрязнения. Приложение
Вед.2: Воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый! Для многих живых организмов вода – дом родной. Чтобы существовать, людям нужна вода, поэтому с давних пор люди селятся по берегам рек.
Важна роль рек и в сельском хозяйстве. Люди, живущие около источников воды, имеют возможность выращивать хлеб и другие культурные растения, т.к. здесь достаточно воды для полива. Каждый год реки разливаются и несут свои воды на окрестные луга, потом на них растут высокие травы, которые необходимы для корма животным.
Вед.1:Ребята, а для чего ещё нужна вода? ( Дети отвечают, что вода нужна для питья, приготовления пищи, для хозяйственных нужд, мытья, стирки и т. д.)
Ежедневно человек должен потреблять не менее 2 литров воды. Большое количество воды расходует человек на поддержание в чистоте рук, зубов, тела. Ещё больше воды уходит на приготовление еды, мытья посуды, стирку белья. -А как вы думаете, сколько нужно воды человеку на день?
Нередко ежедневный расход воды одним человеком достигает более 300 литров.
( Демонстрируется плакат с 30 ведрами воды по 10 литров в каждом). Приложение
Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать бумагу для книг и тетрадей, ткань для одежды, лекарства, конфеты. Ничего не сделаешь без воды.
Вед.2: Вода есть и в камнях, и в продуктах, и во всех живых организмах. Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества и т.д. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Помните! Воду надо беречь!
Вед.1: - А кому ещё нужна вода? (Рыбам, растениям, зверям…) В наших водоёмах живут рыбы. Отгадайте какие? (ЗАГАДКИ)
1. Хвостом виляет, зубаста, а не лает.(щука)
2.На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно.(сом)
3.На песочке греюсь тут.
Угадай, как меня зовут.(пескарь)
4. В реках, старицах, озёрах много зарослей, в которых
И в карьерах обитает, и прудов не избегает.
С промерзающей водой. И серебряной бывает,
И бывает золотой (карась)
Рыбам тоже нужна чистая вода. В наших водоёмах водятся ценные виды рыб: кета, хариус, угорь, сом, щука, губарь, карась, толстолобик, чебак, пескарь). Многим рыбам, для выращивания потомства нужна очень чистая вода.
В водоёмах растут разные растения, они играют большую роль в жизни водоёма. Растениями питаются рыбы, в высоких зарослях прячутся и гнездятся птицы. Многие выводят своё потомство. Презентация
Вед.2: А теперь, ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о воде. Я говорю начало, а вы хором – конец.
Под лежачий камень… вода не течёт
Не плюй в колодец – … пригодится воды напиться
Вода камень… точит
В воде не тонет, и… в огне не горит
Замолчал, как воды… в рот набрал
На обиженных… воду возят
Не зная броду, … не лезь в воду
Как рыба… в воде
Чтобы рыбку съесть, … надо в воду лезть
- Молодцы!
Вед.1: Слово предоставляется 4 классу.
На сцену выходят дети – капельки воды:
Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная,
Озёрная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная…
Ну, в общем, очень разная.
Исполняют песню. Приложение
- Вода – это удивительное вещество.
- Вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить. Каждый об этом должен задуматься.
Автор: А сейчас предлагаем вашему вниманию экологическую сказку. В тихом заброшенном пруду жил с незапамятных времён Водяной. Он давно постарел и оброс тиной. А в последние годы всё чаще можно было услышать его грустную песню:
Звучит песня Водяного из м/ф «Летучий корабль». Приложение
Водяной:
Изменения в природе
Происходят год от года.
С виду всё нормально, вроде,
Даже если непогода.
Только присмотритесь лучше:
Гибнут травы, гибнет лес!
А назвать как это можно?
Головастик: Идёт «Технический прогресс!»
Водяной: И так, начинаем наш Большой болотный совет. У кого какие предложения?
1 лягушка:
Облетела много стран,
Видела я стыд и срам:
Все болота осушают
Без разбора тут и там.
Если дальше так пойдёт,
Все живое перемрёт.
2 лягушка:
Раньше были мошки,
А теперь ни крошки!
Раньше были комарики,
А теперь кошмарики!
Водяной: Будут жалобы ещё?
Леший:
Правда, правда, то Яга,
Старая мудрит карга.
Получает из болот
Свой нетрудовой доход.
Запасёт лягушек гору
И сдаёт в заготконтору!
Баба – Яга:
Слушай, леший, ты дурак
По субботам, али как?
Я – фольклорный элемент,
У меня есть документ.
Я вообще могу отсюда
Улететь в любой момент.
За болезни, за пургу
Все бранят меня, Ягу!
А во мне вреда не больше,
Чем в ромашке на лугу!
Водяной:
В моём пруду
Остался только ил.
Небесный зной жестокий
Ручьи до дна пересушил,
Остановил потоки.
Живая быстрая форель,
В стремительном полёте,
Обречена попасть на мель,
Барахтаться в болоте.
Увы, ничем я не могу
Помочь своей форели.
Она лежит на берегу
И дышит еле-еле.
Водяной:
Без всяких унижений
Жду я ваших предложений!
Баба Яга:
Заболел ты, не беда:
Съешь лягушку из пруда.
Нет надёжней медицины,
Чем болотная среда.
1 лягушка:
Чтобы нам болото от гибели спасти,
Надо его в книгу Красную внести!
2 лягушка:
Знают все, в болоте малом,
Ручеёк берёт начало.
А потом из ручейка,
Начинается река.
Водяной:
И ещё такой разрез
Представляет интерес:
Изменяет ли болото
Климатический процесс?
Леший:
Здесь всего один ответ:
Без болота жизни нет!
Все: Бойтесь очень люди остаться только одни!
Вед.2: Нас всюду ожидают чудеса большие и маленькие, забавные и не очень. И эти чудеса нам дарит наша природа.
Вед.1: Без чистой воды Водяной и другие жители пруда погибнут. Реки, озёра – прекрасные места для отдыха людей . Нужно вернуть этому месту былую чистоту и красоту.
Вед.2: Как помочь обитателям водоёма и что будет с планетой, если не станет ВОДЫ, нам расскажут уч-ся 3 класса.
Водяной (тихо): Надеюсь, что нынешнее поколение будет мудрее своих предков и сохранит на Земле воду, а значит, сохранит и жизнь!
Вед.1: Многие животные водоёмов Дальнереченского района нуждаются в защите и занесены в Красную книгу. Приложение
Вед.2: Разве озеро – свалка? (современная сказка о Рыбаке и Рыбке). Приглашаем на сцену 3 класс! Инсценировка сказки.
«Разве озеро – свалка?»
Жил Старик со своею Старухой у самого синего озера.
Жили уже тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу.
Раз пошёл Старик к озеру.
Закинул он невод в воду – пришёл невод с тиной тёмною.
Он в другой раз закинул свой невод – пришёл невод с мусором,
и было его тут видимо-невидимо.
В третий раз закинул он невод – показалась
из воды старая автомобильная шина.
Удивился Старик, испугался:
«Тридцать лет я рыбачил и три года,
а такого ни разу не лавливал.
Раньше-то всё рыбка попадалась».
Хотел уж было Старик
воротиться к своей Старухе,
да услышал за спиной всплеск слабый.
Вновь закинул Старик в воду невод.
Пришёл невод с одной Рыбкою.
С непростою Рыбкою – еле живою.
Как тут взмолится Рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Спаси, старче, озеро наше, сохрани живым для потомков».
Задумался Старик:
«Жил я у озера тридцать лет и три года
и не ведал, что творится у самого моего порога.
Уничтожали озеро постепенно,
сваливая мусор у берегов,
забрасывая его в прозрачную воду
и не думая о том,
что губят озеро и его обитателей».
Отбросил Старик невод,
собрал вдоль берегов банки, бутылки,
бумагу и целлофановые пакеты,
выкатил из воды автомобильные шины.
Стал он кликать Рыбку.
Приплыла к нему Рыбка,
но ничего не сказала,
лишь хвостом по воде плеснула
и ушла в глубокое озеро.
И с тех пор приходит Старик к озеру, но не рыбачить,
а охранять покой Рыбки, ведь очень сильно обидели её люди,
ПРЕВРАТИВ ОЗЕРО В СВАЛКУ.
Вед.1: Есть такая наука – ЭКОЛОГИЯ. Она рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды. Ученые экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь животных, растений и человека.
Вед.2: Экологические проблемы возникают все чаще из-за влияния человека на природу. Наша жизнь и наше будущее зависит от каждого из нас. Приложите силы к тому, чтобы предотвратить экологическую катастрофу.
Вед. 1: Давайте жить в согласии с природой, не нарушая её законов и порядков, разумно использовать её богатства, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений.
Вед.2: Те, кому небезразлична судьба Земли, пытаются помочь ей. Учёными нашей страны разработан «Водный кодекс России». Всё требовательней раздаются голоса людей нашей планеты в защиту природы. Приложение
Вед.1:Слово предоставляется 2 классу! Исполняют песню «Солнечный круг» Приложение
Солнечный круг,
Небо вокруг,
Это рисунок мальчишки,
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке.
Пусть всегда будут реки,
Пусть всегда будет рыба,
Пусть всегда будет море,
А в пустыне верблюд.
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у дома – цветы.
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!
Вед.2: Вот и закончилось наше мероприятие. Вы узнали много интересного о том, как необходима нам чистая вода, как нужно беречь и охранять наши реки, озёра, пруды. О красоте нашей реки Малиновки и озерах нашего района можно рассказать очень и очень много. Красоту эту надо беречь. В заключение мероприятия предлагаем проверить свои знания и поиграть в игру «Знатоки природы».
Вед.1:Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.