Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она мела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету можно спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.
Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание младших школьников в современной начальной школе»
Т.А. Семенова, учитель начальных классов
МОБУ СОШ№10 им. Д. Г. Новопашина
Экологическое воспитание младших школьников
в современной начальной школе
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она мела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету можно спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.
Экологические проблемы в современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Теория взаимосвязи экологического и нравственного воспитания учащихся раскрыта слабо, практика эколого-нравственного воспитания разработана недостаточно.
В обстановке ухудшения экологической ситуации в стране, снижения жизненного уровня, отсутствуют устойчивые нравственные ориентиры, доминирует потребительская психология ограничения сиюминутной выгодой без долгосрочного прогноза, в атмосфере равнодушия и попустительства, безнаказанности за экологические правонарушения. И все-таки общеобразовательная школа призвана уже сегодня проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача школы в настоящее время, школа всегда уделяла внимание экологическом воспитанию учащихся.
Процесс экологического воспитания в широком смысле – это процесс экологизации личности, формирования ее как носителя определенного типа культуры, взаимодействия с окружающей среды и внутренней природы человека.
Кроме того, экологическое просвещение окажет заметной воздействие на образ действия человека только в том случае, если охватить как рациональную, так и эмоциональную его сферу. Если научные доводы взволнуют его и будут им восприняты, как собственные, только тогда станет возможным убеждение, которое всегда сугубо личностно.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия человека с природой выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе – они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.