Урок экономики в 7 классе
Тема: организация производства. Менеджмент.
Цели урока:
формирование у учащихся понятия о научно-технической революции, прогрессе, менеджере, предпринимательстве.
Задачи урока:
познакомить учащихся с понятиями научно-технической революции, прогрессе, менеджере, показать учащимся практическую значимость разделения труда и специализации при производстве товара;
сформировать умение анализировать происходящие ситуации и правильно на них реагировать;
развить у учащихся умение прогнозировать экономические и социальные последствия принимаемых решений;
развить у учащихся умение работать в группах;
5. продолжить формирование экономической компетентности учащихся;
6. работа над понятийным аппаратом.
Оборудование: презентация в Power Point, учебники, таблички с названием групп, бумага, ножницы, степлер, нитки, иголка, карандаш, линейка.
Ход урока.
1. Организационный момент (2-3 минуты)
2. Постановка целей, задач урока. (3 минуты)
Сегодня мы поговорим о том, что способствует развитию человеческой жизни, как мысль человека движется вперед, что помогает организовать производство благ. Поэтому мы разбились на три группы.
3. Работа в группах (10 минут)
- Сначала каждая группа представит себя энтузиастами по созданию предприятия:
На первом столе надпись - «Канцелярская мастерская Чуринъ и Ко». На столе лежат листы бумаги, иголки, нитки.
Второй стол с надписью - «Фабрика Ильи Шилова». На столе, кроме листов бумаги, ниток и иголок лежат ножницы.
Третий стол с названием ЗАО «Восход». На нем лежат степлеры, канцелярские ножи, ножницы, карандаши, линейки, бумага.
-Вы должны производить записные книжки. Для этого, стандартный лист бумаги А-4 делят на шесть равных частей и сшивают.
Каждая группа работает 5 минут, по истечении которых начинается подсчет количества, анализ качества полученных готовых изделий.
- Сколько записных книжек удалось изготовить каждой компании?
- Отчего количество разное?
- От чего зависит производительность труда?
- Запишите на листочке, какие экономические ресурсы необходимо задействовать для открытия любого предприятия. (Технологии, сырье, труд работников, капитал, оборудование и т.д.)
- Обратили внимание на то, что многие ресурсы повторились. Почему?
4. Знакомство с новым материалом
А) 4 минуты
Перед вами портреты двух изобретателей, которые занимались внедрением своих идей в производство: Андрей Николаевич Туполев и Уильям (Билл) Гейтс. Их работу в сегодняшнем мире сложно переоценить: один автор реактивного двигателя и целой группы самолетов, другой создал самую современную компьют
ерную операционную систему.
Рисунок 1
Подумайте и запишите:
1 группа: какие ресурсы объединили они для производства благ (труд, технологии, капитал, металл и т.д.).
2 группа: Какие потребности удовлетворяются благодаря изобретениям. (обеспечение компьютерных операционных систем,…; развитие авиации, перемещение на большие расстояния).
3 группа: От чего (от кого) зависело развитие их дела. (поддержка государства, единомышленники,…)
Б) 5 минут
- Во многом функционировать наши современные предприятия могут из-за явления, называемого научно-техническая революция.
- Как вы понимаете, что такое революция?
- Почему называется научно-технической?
Мысль человека всегда стремится вперед. Сейчас мы совершим путешествие. Девизом его будут слова инженера Джона Рескина. «Если открытое море шумит у ваших неуютных утесов, вы должны построить волнолом и создать удобную гавань; если от голода бледнеют чьи-то губы и истощается тело, вы обязаны создать машины, чтобы возделывать степи, заставить колоситься хлеба на прежде бесплодных просторах. Все это и тысячи таких же вещей мы должны делать постоянно – теперь и в будущем – в том великом хозяйстве – в мире, в котором мы живем»
- Как вы понимаете эти слова?
6. 10 минут
У НТР существует несколько характерных черт, которые мы с вами должны найти.
Учитель приводит примеры того, насколько всеохватна НТР.
- Какие сферы человеческой деятельности не захватывает НТР?
- Какие географические оболочки не ощущают на себе влияния НТР?

Рисунок 2
- Каким словом можно охарактеризовать НТР? (всеохватность, универсальность).
- Как можно помочь человеку, если срочно нужна кровь редкой группы?
Создано вещество, способное на некоторое время заменять человеческую кровь: перфторан.
Новые виды тканей способны помогать в военном деле: они меняют цвет по команде, что очень ценится в ближнем бою, специальные датчики такой одежды военных сообщают о том, кому в первую очередь требуется помощь.
- Можно ли говорить о том, что НТР способствует совершенствованию только мирной жизни людей?
Это и есть следующая черта: военно – техническая революция.

Рисунок 3
- О чем говорит эта схема- рисунок?
Это и есть следующая черта НТР: ускорение научно-технических преобразований.
- Ну и, наконец, любой работодатель предъявляет к работникам некоторые требования. И самое главное? (Повышение квалификации работников.)
Все вышесказанное способствует развитию производственной деятельности.
- Кому в первую очередь адресуются все результаты производственной деятельности, для кого они осуществляются?
7. Работа с учебником [1] (7 минут)
Даже если есть все необходимые ресурсы и технологии, кто-то должен организовать производство.
Познакомьтесь с текстом учебника стр.28-30.
8. Рефлексия. (1-2 минуты)
Итак, повторим отличия менеджера и предпринимателя (методика похлопаем, помашем)
Рискует потерять бизнес.
Распоряжается прибылью.
Полностью контролирует бизнес.
Связан с производством.
Рискует потерять работу.
Владеет предприятием.
Управляет предприятием.
Вкладывает свои средства в развитие предприятия.
9. Домашнее задание:
напишите эссе «Мой герой». Опишите героя - менеджера из реальной жизни.
Список литературы
Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7-8 кл. общеобразоват. Учрежд.-8-е изд.-М.: Вита-пресс, 2006.-224с.