Просмотр содержимого документа
«"Экономика и её роль в жизни современного общества", презентация.»
МОУ "Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области".
Учитель истории и обществознания Кондрахов Владимир Викторович.
Цели урока:
- получить общее понятие об экономике как сфере общественной деятельности;
- раскрыть особенности современного этапа развития общественного производства;
- познакомиться с основными факторами производства, формами собственности и выяснить различия между ними;
- способствовать развитию, совершенствованию навыков самостоятельной работы;
- уяснить важность овладения простейшими экономическими знаниями для каждого члена общества.
План урока:
- Общее понятие об экономике и производстве.
- Главные проблемы развития производства.
- Основные модели организации производства.
- Виды производственных отношений.
- Многообразие форм собственности.
- Особенности современного этапа развития общественного производства.
- Заключение.
I. Общее понятие об экономике и производстве.
Экономика - система общественного производства, совокупность производственных и других экономических отношений.
Что же входит в понятие производства?
- Производство – процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества.
Рабочая сила ( )
+
Предметы труда ( )
+
Средства труда ( )
________________
Производительные
силы
Способы воздействия человека на предметы труда ( )
+ + + = технология
Слаженность функционирования – организация производства .
- Производственные отношения – отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства (отношения собственности, формы распределения, обмена и потребления).
К плану
II . Главные проблемы развития производства.
- Современное производство – достаточно сложная система, находящаяся в постоянном развитии и изменениях. Вследствие этого оно вынуждает людей, занимающихся организацией производства, решать множество проблем. Примером могут служить проблемы безработицы, инфляции, ценообразования и т.д. Эти проблемы появляются и исчезают, обостряются и смягчаются.
Но любое общество, на любом этапе своего развития, сталкивается с тремя основными, постоянно существующими и взаимосвязанными проблемами:
- Какие товары, в каком количестве и когда должны быть произведены.
- Как эти товары произвести. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены.
- Для кого должен быть произведён продукт, как он должен быть распределён.
К плану
III .Основные модели организации производства.
- Рыночная. Рыночный механизм – такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные предприниматели и потребители взаимодействуют посредством рынка для решения трёх основных проблем производства. Представляет собой механизм неосознанной координации людей и товаров через систему цен и рынков (рынок рабочей силы, рынок товаров, рынок услуг и т.д.). Без централизованного интеллекта такая система спонтанно, стихийно решает проблему распределения материальных и трудовых ресурсов по отраслям и производствам.
- Административно-командная (директивная) экономика решает вопрос о распределении ресурсов по отраслям и производствам посредством создания единого центра (Госплан, правительство), который приказывает выполнять директивные государственные планы. Жёсткая. Иерархическая система. Отсутствие критики и самокритики.
- На современном этапе исторического развития экономика всех развитых стран представляет собой смешанную систему , в которой частные и общественные институты осуществляют экономический контроль. Частная система – через стихийный механизм цен (т.е. рынка),
а общественные институты –
через административное
регулирование и налоговое стимулирование.
К плану
IV. Виды производственных отношений.
а) Организационно-экономические отношения возникают в процессе организации производства и определяют его состояние независимо от его социально-экономической формы.
Формы организационных связей разнообразны:
- Разделение труда;
- Кооперация;
- Концентрация производства;
- Централизация производства;
- Интеграция производства.
б) В основе социально-экономических отношений лежат отношения собственности на средства производства . Отношения собственности характеризуют общественный способ соединения работника со средствами производства и соответствующие ему отношения между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства, а также складывающиеся на их основе условия распоряжения и использования факторов производства.
К плану
V . Многообразие форм собственности.
Задание:
- прочитать пункт "Собственность" в учебнике (стр. 265-267).
- Выписать основные виды, типы и формы собственности.
Два основных типа собственности:
- - частная (индивидуальная) – выражает присвоение средств и результатов производства собственниками этих средств;
- - коллективная (общественная, групповая) – выражает совместное присвоение средств и результатов производства.
Формы частной собственности:
- - крупная монополистическая;
- - собственность капиталистов-аутсайдеров;
- - мелкая частная собственность – "малый" бизнес;
- - кооперативная форма;
- - акционерная собственность;
- - выкупаемая у капиталистов коллективная собственность рабочих;
- - мелкотоварная частная собственность, основанная на личном труде собственника.
Формы общественной собственности:
- - общенародная, государственная;
- - кооперативная;
- - акционерная;
- - коллективная – "народное предприятие";
- - смешанная (СП).
К плану
VI . Особенности современного этапа развития общественного производства.
- На современном этапе развития большинство развитых стран завершили переход от индустриальной эры к информационной (постиндустриальной).
Критерии отнесения к информационной эпохе:
- Индустриальная эра характеризовалась преимущественным развитием отраслей материального производства, прежде всего, промышленности. Информационная эпоха характеризуется развитием отраслей сферы услуг, особенно отраслей, связанных с переработкой информации, посреднической деятельностью и т.д.
Критерии отнесения к информационной эпохе:
- Производство в индустриальную эру было массовым, крупносерийным, ориентированным на рынки большой ёмкости и на выпуск изделий массового спроса. В информационную эру производство становится в вышей степени гибким, немассовым; всё более ориентируется на индивидуальные запросы потребителей, на небольшие по ёмкости рынки. Очень короткий жизненный цикл товаров.
Критерии отнесения к информационной эпохе:
- Основным фактором повышения экономической эффективности в индустриальную эру была экономия затрат живого труда. Сейчас главное – сокращение издержек по реализации, нововведения в товарах, сокращение накладных расходов (т.е. не связанных непосредственно с производством) в целом.
Критерии отнесения к информационной эпохе:
- В организации хозяйственной деятельности в индустриальную эру главную роль играли акционерные общества и крупные кампании с их жёстким разделением капитала собственности с капиталом функционирования. В информационном обществе доля акционерного капитала снижается, растет значение мелких и средних предприятий, основанных на кооперативной собственности и деловом партнерстве.
Критерии отнесения к информационной эпохе:
- В индустриальную эру быстрыми темпами росла численность производственных рабочих. Для информационной эпохи характерно увеличение удельного веса мелких и средних предпринимателей, работников управления и умственного труда.
Современное производство мирового класса характеризуется:
- Большой гибкостью;
- Способностью быстро менять ассортимент изделий;
- применением новых форм организации, контроля, разделения труда, новейших технологий;
- Увеличением требований к качеству;
- Применением принципиально новых подходов к управлению и его организации (маркетинг, менеджмент)
К плану
VII . Заключение.
- Современное общество, все сферы которого тесно связаны с производством, распределением, обменом и потреблением, не сможет существовать без экономической составляющей общественной жизни.
К плану
VIII . Закрепление.
- Для проверки понимания и закрепления изученного на уроке вам предлагается тестирование
(10 тестов).
IX . Домашнее задание:
- § 33, вопросы и задания к § 33
К теме