25
МБОУ «Рудницкая средняя общеобразовательная школа»
Камско-Устьинского муниципального района РТ

(ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЗАЦИЮ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ)
Программа работы классного руководителя
по нравственно – экологическому воспитанию учащихся
Срок реализации программы 2013 – 2018 год
Автор: Миннигалеева Анастасия Николаевна, учитель биологии и химии,
классный руководитель МБОУ Рудницкая СОШ»
Контакты: тел-раб: 88437734214 e-mail: min.anas-71@yandex.ru
422839 РТ, Камско-Устьинский район, пгт. Тенишево, ул. Набережная, д.17
пгт. Тенишево – 2012 г.
Содержание.
Паспорт программы …………………………………………………… стр.3
Рецензия …………………………………………………………………. стр. 5
Введение …………………………………………………………………. стр. 7
Пояснительная записка ……………………………………………….. стр. 8
Механизм реализации программы …………………………………… стр.9
Этапы реализации ……………………………………………………… стр.10
Направления реализации программы ………………………………. стр.13
Результаты реализации программы …………………………………. стр.13
Направления программной деятельности …………………………... стр.14
Работа классом ………………………………………………………. стр.14
Работа с родителями …………………………………………………. стр.15
Работа с учителями – предметниками ……………………………. стр.17
Работа по дополнительному образованию ……………………….. стр. 19
Обеспечение программы «ЭКОРОСТ» ………………………………. стр.20
Литература ……………………………………………………………… стр.23
Паспорт программы
Наименование программы | Программа воспитательной работы классного руководителя «ЭКОРОСТ» (Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию образования и воспитания) |
Основные нормативные документы | • Конституция РФ • Конституция РТ • Конвенциях о правах ребёнка • Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 в новый ред. 2015 г.; • ФЗ №82 от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях». |
Государственный заказчик-координатор программы | МБОУ «Рудницкая СОШ», МБУ ДОД «Центр внешкольной работы» |
Социальный заказ | Родители класса, общественность |
Основные разработчики программы | Миннигалеева А.Н. – учитель биологии МБОУ «Рудницкая СОШ» |
Исполнители программы | Классный руководитель Учащиеся класса Родители учащихся Учителя - предметники |
Цель программы | формирование высоко духовно-нравственной личности, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развиваются экологическое мышление и мировоззрение, реализуемые в виде совокупности конкретных действий и поступков учащихся, непосредственно или опосредованно связанных с гражданским и патриотическим сознанием учащихся |
Задачи программы | Выявление экологических особенностей района и создание эффективных условий для их изучения; Расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах; Побуждение и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности; Формирование нравственных качеств личности учащихся, воспитание и развития способных детей; Проведение экологической работы среди родителей, населения поселка. Укрепление гражданской позиции учащихся, родителей и окружающего общества. |
Срок реализации программы | 2012 – 2018 годы |
Специфика и краткое содержание программы | Педагогическая целесообразность построения программы заключается в том, что цель программы направлена на развитие нравственных качеств личности через экологизацию воспитания и образования. Программа включает направления работы с детьми, родителями и учителями предметниками. Совокупность работы этих направлений позволяет охватить всестороннее развитие личности ребенка: самого ребенка как объекта воспитания, семью как воспитательную среду и образовательную область деятельности через учебные предметы. Программа включает и направление дополнительного образования, такое как творческое объединение учащихся. |
Ожидаемые результаты реализации программы | Реализация программы «Экорост» позволит: осуществить развитие личностно-ориентированной системы воспитания учащихся, раскрытие их природного потенциала; сформировать школьный банк экологических данных по различным направлениям работы; подготовит учителей, воспитателей, работающих по данной проблеме, для проведения экологической работы; позволит повысить экологическую грамотность учащихся и родителей; поможет воспитать новое поколение граждан республики, способных обеспечить всестороннее развитие всех сфер жизни общества с учетом новых реалий. |
Система контроля за исполнением программы | Контроль за реализацией Программы осуществляется: - администрацией МБОУ «Рудницкая СОШ» в лице директора, заместителя директора по ВР, педагога организатора - классным руководителем - родителями класса |
Адрес, телефон/факс, e-mail | 422839, РТ, Камско-Устьинский район, пг. Тенишево, ул. Набережная, д.17 88437734214 [email protected] |


ВВЕДЕНИЕ.
Экология как сфера познания переживает сейчас бурное развитие, отражая, прежде всего, интересы человека в окружающем его мире. Особое внимание при этом уделяется главному кошмару современности – грозящим экологическим катастрофам глобального плана. Активность человеческого общества в этом отношении вызывает аналогию с действиями плохой медицины, которая борется с осложнениями, не занимаясь устранением истоков самой болезни. Это понятно, но недостаточно дальновидно.
Экологическая проблема является основой международного документа «Хартия Земли», принятого Всемирной Комиссией по окружающей среде и развитию ООН и Республикой Татарстан. Данный документ предполагает решение эколого-нравственных проблем через интеграцию знаний по естественно-научным дисциплинам: воспитание человека за свои поступки по отношению к природе; формирование естественно-научного мировоззрения и экологической культуры, развитие эстетического воспитания окружающего мира.
Формирование экологического мировоззрения – непрерывный процесс, способствующий осознанию каждым человеком в отдельности и обществом в целом жизненной значимости окружающей среды. И приобретению ими знаний, умений, опыта, решимости, побуждающих к активной деятельности по устранению возникающих экологических проблем мирового масштаба. Экологическое образование и воспитание должно помочь каждому отдельному человеку осознать: насколько качество жизни, его личное благополучие и ощущение внутреннего комфорта и безопасности связаны со знанием законов природы.
В Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации указано на необходимость экологизации учебных дисциплин – внесение в практику их преподавания элементов экологического подхода, ориентирующего в первую очередь на исследование и отражение методами конкретных предметов отношений и взаимодействия организмов и, в частности, человека с окружающей средой. Экологизация школьного образования должна способствовать решению важной воспитательной задачи – выработке у учащихся экологического мышления.
Формировать осознанную экологическую грамотность не просто, она требует развития у учащихся элементов системного мышления, что достигается уже в достаточно зрелом состоянии личности. Тем важнее закладывать прочный фундамент экологических знаний, на основе которых эта зрелость уже будет сформирована.
Одна биология также не позволяет обеспечить всей системы экологической подготовки, значит, надо сформировывать сопряженную с ней систему экологизированных курсов, как естественно-научного, так и социально-гуманитарного циклов. Представляется рациональным проведение в школах некоторых курсов дополнительного образования в виде кружковой работы, так же необходим процесс экологизации обучения и воспитания. Для выполнения этой работы следует привлекать не только самих учащихся, но и их родителей, учителей предметников и общественность. Только тогда экологическое воспитание может принести плоды и повысить уровень воспитанности общества.
ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию обучения и воспитания. Содержание и структура этой программы построены в соответствии с логикой обучения и воспитания.
Целью данной программы:
является формирование высоко духовно-нравственной личности, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развиваются экологическое мышление и мировоззрение, реализуемые в виде совокупности конкретных действий и поступков учащихся, непосредственно или опосредованно связанных с гражданским и патриотическим сознанием учащихся
Программа предусматривает решение задач:
Выявление экологических особенностей района и создание эффективных условий для их изучения;
Расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах;
Побуждение и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности;
Формирование нравственных качеств личности учащихся, воспитание и развития способных детей;
Проведение экологической работы среди родителей, населения поселка;
Укрепление гражданской позиции учащихся, родителей и окружающего общества.
Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии, изучение экологических законов и взаимосвязей, развитие практических знаний, умений и навыков, а так же экологических основ охраны природы, что приводит к повышению воспитанности учащихся.
В ходе реализации данной программы учащиеся рассматривают сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Развивают знание экологических закономерностей, что лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для формирования разносторонне развитой личности.
Важнейшая форма экологического образования учащихся – практическое участие их в той или иной экологической деятельности. Наряду с традиционными направлениями экологической работы в наши дни приобретают большое значение систематические наблюдения за состоянием окружающей среды. В программу также включена новая форма работы с учащимися как проектная деятельность, которая позволяет развивать у учащихся познавательный интерес, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Программа «Экорост» предусматривает работу с родителями. Включает традиционные формы работы, как родительские собрания, так и инновационные формы: родительские конференции, круглые столы, диспуты.
В ходе работы с родителями повышается их экологические знания и воспитание, что приводит к повышению нравственных качеств общества. При работе по данной программе родителям отводится роль не пассивного слушателя, а активного участника воспитательного процесса своих детей.
В ходе работы по данной программе проводится ряд мероприятий с учителями - предметниками. Это помогает им в построении образовательного процесса и развитии метапредметных связей.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Педагогические условия
Срок реализации – 5 лет
Программа определяет этапы реализации, направления деятельности, формы работы.
В соответствии с содержанием данной программы составляется ежегодный план работы, конкретизирующий виды деятельности, названия мероприятий, сроки.
Организатор программы – Миннигалеева А.Н., учитель биологии и классный руководитель МБОУ «Рудницкая СОШ» Камско-Устьинского муниципального района РТ. Проводниками организации программы являются ЗДВР и педагог-организатор МБОУ «Рудницкая СОШ», МБУ ДОД Центр внешкольной работы».
Место реализации – образовательная организация.
В осуществлении Программы участвуют учащиеся класса и родители совместно с классным руководителем Миннигалеевой А.Н., школьный музей, педагоги МБОУ «Рудницкая СОШ», библиотекарь, ШУС, детская организация «Союз Верных Друзей», коллектив «ЦВР».
Программа осуществляется:
через ведение практической деятельности учащихся по экологической направленности
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
через систему дополнительного образования;
через систему КТД и традиционных дел ОУ;
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
через сотрудничество с детскими общественными организациями
через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения района (школы, музеи, библиотеки, СДК);
Методы:
научно-исследовательский;
метод проектов;
коммуникативная методика;
личностно-ориентированный метод;
метод креативного мышления;
репродуктивный метод;
метод критического мышления;
Формы работы по программе:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации, тренинги, занятия, курсы; конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, фестивали; дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции; встречи с интересными людьми и т.д.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Сроки | Этапы реализации | Форма работы | Предполагаемый результат |
Сентябрь 2013 года - август 2014 года (7 класс). | Проектировочный. Аналитическая работа. Проектирование программы. Начало формирования экологической грамотности учащихся | Классные часы, беседы, участие в общешкольных мероприятиях, родительские собрания | Формирование понятия экологической деятельности и ответственности у учащихся, начало формирования экологически направленных нравственных качеств личности учащихся |
Сентябрь 2014 года - август 2016 года (8-9 класс). | Информационный. Знакомство учителей –предметников и родителей с экологической работой класса и школы. Формирование банка данных по мероприятиям экологической направленности. Коррекция программы | Классные часы, беседы, КВНы, организация дополнительного образования и воспитания, проектные исследования, участие в общешкольных мероприятиях, родительские собрания, консультации, помощь родителей в организации экологической работы школа и класса | Дальнейшее формирование понятия экологической деятельности и ответственности у учащихся, начало формирования экологически направленных нравственных качеств личности учащихся, организация экологических проектов и участие в конференция, социализация учащихся по экологическому направлению. Внесение изменений. |
Сентябрь 2016 года - май 2018 года (10-11 класс). | Основной Выстраивание системы нравственного развития через экологизацию воспитания и образования Реализация содержания программы по направлениям. Мониторинг хода реализации программы. | Классные часы, беседы, КВНы, организация дополнительного образования и воспитания, проектные исследования, участие в общешкольных мероприятиях, родительские собрания, консультации, помощь родителей в организации экологической работы школа и класса. Организация семинаров, конференций акций экологической направленности для педагогов, родителей и общественности. Групповые и индивидуальные формы Сбор информации. Рейтингование активности и результативности участия первичных отрядов в реализации программы. | Становление всесторонне развитой личности с твердыми духовно-нравственными, гражданско-патриотическими принципами учащихся, готовых к социальной активной жизненной позиции. |
Июнь –сентябрь 2018 года | Итоговый. Подведение итогов работы по программе. | Анализ результатов. Составление документальной и интернет-отчетности. Обобщение опыта работы. | Разработка методических материалов. Распространение и внедрение в практику работы передового опыта. Мониторинг социально-направленного становления учащихся (поступление в учебные заведения, социальная адаптация выпускников) |
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
1 . Формирование и развитие экологического образования и воспитания детей.
Совершенствование личностно–ориентированной системы воспитания учащихся в классе и школе.
Внедрение новых активных методов воспитания, индивидуальных форм воспитания.
Введение в школьные программы элементов экологического содержания и характера.
Организация работы по экологическому воспитанию учащихся в учебное и каникулярное время.
Организация работы школьного экологического кружка.
2. Подготовка родителей к взаимодействию со школой по решению проблем экологического воспитания.
Разработка информационных блоков для родителей детей разного возраста, подготовка видеоматериалов, компьютерных презентаций.
Организация широкого родительского всеобуча по проблемам экологии района, взаимодействия семьи и школы в решении этой проблемы.
Подготовка стенда «Для вас родители» в школе.
Вовлечение родителей в проведение мероприятий, акций, конференций экологической направленности.
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Реализация программы «Экорост» позволит:
осуществить развитие личностно-ориентированной системы воспитания учащихся, раскрытие их природного потенциала;
сформировать школьный банк экологических данных по различным направлениям работы;
подготовит учителей, воспитателей, работающих по данной проблеме, для проведения экологической работы;
позволит повысить экологическую грамотность учащихся и родителей;
поможет воспитать новое поколение граждан республики, способных обеспечить всестороннее развитие всех сфер жизни общества с учетом новых реалий.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Работа с классом.
1.1. Ежемесячные классные часы.
Одной из главных форм воспитательной работы был и остается классный час. Возможны совершенно различные виды классных часов. Он может проводиться в форме классного собрания, воспитательного часа. Это может быть экскурсия или тематическая лекция. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Ниже приводится примерная тематика классных часов в течение учебного года. Каждый учитель или классный руководитель составляет свою тематику в соответствии с интересами и потребностями своих детей.
Сентябрь: Порядок начинается с порога.
Октябрь: Люблю я пышное природы увяданье…
Ноябрь: Здоровье – бесценное богатство.
Декабрь: Елка, елка – ты краса… (о моральном и этическом выборе искусственных и натуральных деревьев)
Январь: Покормите птиц зимой…
Февраль: Глобальное потепление – что это такое?
Март: Привлечение птиц. Необходимо ли это? (К дню птиц)
Апрель: Чистота Земли начинается с нашего двора. (Ко дню Земли)
Май: Изучать природу – значит изучать Родину.
1.2. Ежемесячные внеклассные мероприятия.
Успех внеклассной работы по экологическому воспитанию в большой степени связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызывать у школьников интерес, увлекать их различными видами деятельности. А это возможно, прежде всего, при условии, если ее не будут превращать в дополнительные занятия для учащихся по изучаемым в школе предметам, проводить подобно классным урокам. В определенной мере внеклассная работа должна быть отдыхом школьников от обязательных учебных занятий.
Общеобразовательная школа накопила большой опыт внеклассной работы. Данной проблеме посвящены специальные книги, главы в общих и частных методиках. Во многих из них наряду с раскрытием содержания и организации внеклассной работы рассматриваются ее формы и виды.
На наш взгляд, при выделении форм внеклассной работы целесообразно исходить не только из количества учащихся, принимающих участие во внеклассной работе, но из принципа систематичности или эпизодичности занятий. Принимая во внимание сказанное, можно выделить следующие формы внеклассной работы:
- индивидуальные занятия;
- эпизодические занятия;
- кружковые занятия;
- массовые мероприятия.
Ниже приведены мероприятия, проводимые в нашей школе, в которых участвуют учащиеся класса.
Сентябрь: Участие в осенней ярмарке школьников.
Картины природы на полотнах Шишкина, Репина и т.д. (экологическая беседа)
Октябрь: Мероприятия в рамках недели биологии (КВНы, лекции, беседы)
Осенний бал.
Уборка территории участка и прикрепленных цветников.
Посадка кустов и деревьев.
Ноябрь: Генеральная уборка помещения школы.
Утепление окон.
Укрывание многолетних цветов для зимовки.
Декабрь: Интегрированное мероприятие: Краса природы – русские леса.
Устный журнал «Зимушка – Зима».
Участие в районной экологической олимпиаде.
Январь: Экология человека: проблемы долгожительства.
Экологические аспекты. Законы об охране природы.
Участие в Республиканских конкурсах и конференциях
Февраль: Проведение экологической конференции.
Сберечь голубое покрывало планеты. (Беседа ко Всемирному Дню воды).
Март: День птиц.
Экологические мероприятия в рамках «Недели детской книги»
Участие в конкурсе «Марш парков».
Апрель: Космическая роль растений. Значение для человека. (Интегрированное мероприятие к Дню Космонавтики).
Природа в произведениях татарских писателей и поэтов (Мероприятие к дню рождения Г.Тукая).
Посадка рассады для цветников.
Уборка территории закрепленных участков.
Май: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Генеральная уборка школы.
Ежегодные экологические акции «Мы за чистоту поселка», «Живи, родник».
Работа с родителями.
Семейное воспитание продолжается в течение всей жизни человека. В семье закладываются основы личности, формируется отношение к миру природы, развивается система потребностей, интересов, мотивов и привычек. Семья является для ребенка источником информации, в том числе и экологической. В процессе общения со взрослыми ребенок получает первоначальную информацию о природе, об окружающем растительном и животном мире. В семье будущий гражданин получает основы экологического воспитания и впоследствии в течение всей жизни корректирует свое поведение, свое отношение к экологическим проблемам опираясь на опыт семьи. Именно семья является хранительницей и передатчицей экологической культуры и традиций, которые заметно влияют на формирование стереотипов поведения.
В семье через родительский опыт ребенок приобретает первые навыки различного рода деятельности, в том числе и по охране природы. Семья – первичный и важнейший трудовой коллектив, в котором юный гражданин проходит «первые экономические университеты», получает знания, умения и навыки по рациональному природопользования и ресурсосбережению. Включение детей в хозяйственно-бытовую жизнь семьи воспитывает чувство рачительного, заботливого хозяина дома, страны, Земли.
Всестороннее развитие различных форм семейного экологического воспитания и образования позволяет приобщить к этой проблеме самые широкие слои населения.
Таким образом, в системе экологического образования и воспитания семья является началом, стержнем и венцом.
2.1. Родительские собрания на экологическую тематику:
Роль семьи в экологическом воспитании ребенка.
Экологические катастрофы и наша ответственность за них.
Воспитание экологической сознательности в себе и ребенке.
Не проходите мимо…
Наркотика – нет!
Гуманное отношение к природе начинается в семье и др.
2.2. Индивидуальная работа с родителями.
Прежде чем выстраивать экологическую работу с родителями, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Всю работу надо проводить дифференцированно. Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.
Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные работу в школе, можно сделать вывод, что нетрадиционные формы больше привлекают родителей и наиболее интересны. Поэтому в течение нескольких последних лет я разрабатывала проекты собраний в форме дискуссий, КВНов, диспутов.
При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Экология и дети» сначала можно провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем.
Большой эффект в воспитательной работе дает совместная деятельность учащихся и родителей в экологических мероприятиях, акциях, маршах и т.д.
3.2.3. Консультации для родителей.
Такую форму работы, как консультации на экологическую тематику, можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Можно на консультации показать родителям видеоролики с участием детей, в которых они расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра учитель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.
Для формирования экологической культуры нужно дать родителям элементарные научные знания, которые потребуются им для формирования у детей любви к природе, поддержания интерес к познанию окружающего мира. Нужно показать родителям, как научить детей видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Поэтому можно предложить родителям такую форму работы как серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
2.4. Помощь родителей в оформлении экологической работы в школе.
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому образованию и воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазеты. Очень важно привлекать самих родителей к созданию такого рода наглядности.
Работа с учителями-предметниками.
Совместная работа с учителями-предметниками по экологическому образованию и воспитанию позволяет изменить мировоззрение школьников, создать условия для формирования таких моральных качеств личности, как гуманность, доброта, нетерпимость к насилию.
В начальной школе - главная цель - развить интерес к природе живой и неживой. Научить слушать ее, наблюдать, запоминать. В среднем и старшем возрасте задача состоит в том, чтобы привить интерес к литературе, которая рассказывает об экологических проблемах. Научить ребят смотреть на природу как на ценность, которую нужно любить и беречь. Необходимо повышать уровень понимания учащимися проблем окружающей среды, формировать у них желание быть причастными к решению этих проблем.
Особое место в экологическом образовании занимают предметы естественно-математического цикла. Это связано, прежде всего, с тем, что на уроках по этим предметам закладывается фундамент личности ребёнка, его отношения с природой и обществом. Именно природе отводится особая роль в формировании личности ребёнка, потому что природа окружает его с первых дней жизни. Она даёт ребёнку массу впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать незнакомые явления.
Систематическая работа по экологическому обучению и воспитанию осуществляется как во время освоения учебной программы, включая все предметы, так и во внеурочное время. Школа является одним из основных центров, оказывающим влияние на освоение и осмысление экологических знаний, а также грамотного экологического поведения в обществе.
Ниже приведены задачи классного руководителя по осуществлению экологического направления с учителями-предметниками.
Определение точек соприкосновения материала различных предметов в области экологии (составление экологических задач, рассказов; интеграция процесса обучения на основе экологических знаний)
Проведение интегрированных мероприятий, классных часов.
Организация метапредметной экологической работы классным руководителем и учителями школы со определенным классом.
Совместное проведение мероприятий с библиотекарем школы: мероприятия ко Дню птиц, к Всемирному Дню воды, в рамках недели детской книги и др.
Работа по дополнительному образованию.
Программа творческого объединения учащихся «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Юный эколог», рассчитанного на школьников старших классов, занимающихся в учебных группах учреждений дополнительного образования.
Объем курса 210 часов, из них в 1-ый год обучения - 70 часов, во 2-ой год – 70 часов, в 3-ий год - 70 часов.
В учебную группу входят школьники 9 – 11 классов (14-17 лет).
Программа предусматривает курс кружковой работы по экологии. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической программы: общая экология – экология окружающей местности - экология взаимоотношений живого и неживого мира – экологические основы охраны природы – практическая и прикладная экономика.
Плановое количество учащихся в группе 13 – 15 человек.
Продолжительность занятий для каждой группы – по 2 часа 2 раза в неделю. 2 часа - оптимальная продолжительность занятий. За это время можно провести как теоретическое, так и практическое занятие. При необходимости в этот временной промежуток укладывается и небольшая экскурсия на местности. Большая продолжительность занятий приводит к быстрой утомляемости учащихся.
Целью данного курса является изучение основ экологических знаний на материале регионального компонента.
Задачами являются:
1) овладение учащимися научными основами экологии,
2) изучение экологических законов и взаимосвязей,
3) развитие практических знаний, умений и навыков,
4) изучение экологических основ охраны природы.
В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.
Важнейшая форма экологического образования учащихся – практическое участие их в той или иной экологической деятельности. Наряду с традиционными направлениями экологической работы в наши дни приобретают большое значение систематические наблюдения за состоянием окружающей среды. В программу также включена новая форма работы с учащимися как проектная деятельность, которая позволяет развивать у учащихся познавательный интерес, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Пройдя курс кружка «Юный эколог» учащиеся должны знать:
определения основных экологических понятий;
о типах взаимодействия организмов; разнообразии биотических связей;
законы конкурентных отношений в природе;
о биосфере как глобальной экосистеме;
о месте человека в экосистеме Земли;
о современном состоянии и охране биосферы.
Учащиеся должны уметь:
решать простейшие экологические задачи;
строить графики простейших экологических взаимосвязей;
определять уровень загрязнения воздуха и воды;
проводить простейшие методы мониторинга;
составлять коллекции и гербарии экологического материала;
составлять и выполнять проектные работы по экологии;
охранять флору и фауну.
Курс предполагает различные формы контроля:
выставки изготовленных коллекций, гербариев;
презентации по темам проектов;
выходной тестовый контроль.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ «ЭКОРОСТ»
Методическое обеспечение
Формы и методы реализации программы определены направлениями экологической деятельности:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации, тренинги, занятия, курсы; конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, фестивали; дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции; встречи с интересными людьми и т.д.
Отслеживание и оценка результативности реализации программы
Форма мониторинга:
беседы, интервью;
наблюдение и анализ общей атмосферы в процессе участия в мероприятиях;
анкетирование;
показатели количества и результативности участия в мероприятиях экологической направленности;
проведение итоговых мероприятий;
рефлексия;
анализ документации (показатели социального становления выпускников школы).
Критерии и показатели результативности:
количество участников программы в целом на начальном и завершающем этапах;
количество участников отдельных экологических мероприятий;
количество детей, прекративших участие в программе по дополнительному экологическому образованию;
количество различных продуктов творческой деятельности детей и взрослых;
участие в муниципальных, республиканских, федеральных делах и конкурсах экологической направленности;
Характер и число реализованных детских проектов и инициатив.
Показателем результативности и активности деятельности служит рейтинг участия.
Обеспечение программы «Экорост» осуществляется по следующим направлениям:
Работа с классом
Работа с родителями
Работа с учителями - предметниками
Кадровое обеспечение программы
Для успешной организации деятельности учащихся, родителей и педагогического коллектива необходимо привлечь в качестве консультантов – помощников родителей учащихся, учителей предметников, организации района.
Межведомственное взаимодействие при реализации программы















ЛИТЕРАТУРА.
Абдрашитова И.В. Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры студентов. – Казань, КГПУ, 2001г.
Браун В. Настольная книга любителя природы. – Л., Гидрометиздат, 1985 г.
Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. Биология с основами экологии. – Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 2003 г.
Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М.: Прогресс, 1983 г.
Горбенко Н.В. Об экологизации школьного образования. Журнал: химия в школе. №6 2007г.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5 – 11 классы. – М., «ВАКО», 2012 г.
Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников.- М, 1983 г.
Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактический материалы. – М., АО «МДС» Юнисам, 1995г.
Крискунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология 9 класс. – М., Дрофа, 2012 г.
Куренева Т.В., Салахова Ф.Н., Галеева Н.А., Самигуллина Г.С., Майоров И.А., Хабибуллина А.Б. Хартия Земли. Методические рекомендации для учителей естественно-научных дисциплин общеобразовательных школ Республики Татарстан. – Казань, издательство «ЛогосЦентр», 2007 г.
Мамедов Н.М. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты. – М., Знание. – 1989г.
Миркин Б.Н., Наумова Л.Г. Экология России, - М. АО «МДС», - 1995 г.
Мирнов А.В. Знать и беречь природу. Пособие для учителей. – Казань, Татарское книжное издательство, - 1984г.
Никишов А.И., Мокеева З.А. и др. Внеклассная работа по биологии. Пособие для учителя. – М., Просвещение. – 1974 г.
Одум Ю. Основы экологии. – М., Мир, - 1975 г.
Попов А.А., Андреева Т.В., Климанова Н.Г., Мукминов М.Н. Основы экологии. Учебное пособие (в новой редакции). – Казань, К(П)ФУ, 2012 г.
Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. – М., Наука; - 1998г.
Учителю экологии. Журнал в журнале «Биология в школе», М., «Школа – Пресс» 2002-2006 г.
Экология. Программы для общеобразовательных учреждений, - М., Просвещение, - 2012 г.
Экология России. Хрестоматия. Составитель Кузнецов В.Н. – М., АО «МДС», - 2012 г.