Экскурсия «Дом наших предков – казачий курень»
Ростовская область, Семикаракорский район, станица Задоно-Кагальницкая, школьный музей «ИСТОК»
Руководитель музея - педагог-библиотекарь Галушкина Ольга Ивановна,
Координатор – советник директора Кайдалова Татьяна Викторовна,
Экскурсовод - ученица 8б класса Нерозина Валерия
Посетители: учащиеся 3-4 класса
Тема экскурсии: «Дом наших предков – казачий курень»
Цель:
рассмотреть традиционную культуру казачества, используя экспозиции и экспонаты школьного музея, литературу по краеведению; изучить быт казаков, вызвать чувства любви и уважения к родному краю, народным традициям.
формировать умения вести поиск необходимой информации в разных источниках, создавать условия для воспитания патриотического сознания;
воспитывать гордость за богатства своего края, его историю, Победы и достижения.
Задачи:
предоставить обучающимся достаточно полную информацию по истории края, его традициях и обычаях.
научить использовать краеведческий материал при ответе на уроках , внеклассных занятиях;
Ход экскурсии:
1
В нашей школе есть чудный музей,
Хранитель культуры донских степей.
Здесь все экспонаты хранят старину.
Ребята проходите,
На музей наш поближе поглядите.
- Кто из вас был в музее?
Экспонаты нашего музея можно трогать и брать в руки, но только аккуратно, чтобы не разбить.
Но если рядом с экспонатом вы видите такой знак (показывает знак «перечеркнутая ладошка», то это значит, что экспонат ценный и его брать в руки не надо.
2.- А сейчас подходите поближе. Мы с вами сейчас отправимся в прошлое. А поможет нам совершить путешествие в прошлое … платок. Да-да именно платок, но не простой, а из сундука донской казачки:
Платком ярким мы махнем-
В прошлое донской станицы попадем
В платке ярком, расписном
Входит старина в наш дом.
Дон, земля донская... Произносишь эти слова, и перед мысленным взором встают ковыльные степи, бескрайние поля с золотыми налитыми колосьями.
– А как назывались люди, которые в далеком прошлом селились по берегу реки Дон?
-Казаки.
3.- Сейчас я поведу рассказ,
Как жили наши предки,
Всего лишь век назад.
Каждый из нас, кто живёт в этом славном донском крае, должен знать его историю, гордиться ею. И нам с вами негоже про то забывать. Про то и ведать должны.
А начиналось всё с 3 января 1570 года, когда донские казаки получили первую грамоту от царя Ивана Грозного. За верную службу он «подарил» им все территории вокруг реки Дон. И потянулись обозы с нехитрым казачьим скарбом по пыльным степным дорогам. И стал стекаться народ на необжитые донские земли. Так появились наши предки-казаки на Дону. Обживая земли, казаки строили себе жильё: Курени:
Все, как и прежде: казачий курень,
Домашняя утварь, у хаты плетень.
Уютно расположились по берегам Дона казачьи курени, а живут в них люди вольные, братцы донские казаки.
"Курень", это название пришло к нам из монгольского языка. Слово "курень" означает "круглый", расположение комнат в таком доме шло по кругу. Курени строились по берегам Дона, где часто случались разливы. Поэтому к началу XVIII в. самым распространенным в низовьях Дона становится двухэтажный дом. Есть мнение, что подобные жилища впервые увидели казаки в Азове в период знаменитого Азовского сидения. Оценив их удобства, они стали строить их в казачьих станицах. Курень имел высокий фундамент (каменный). Его называли «подклеть» или «низы».
4:- Второй этаж — из деревянных брёвен, которые затем обшивались досками и окрашивались в зелёный, синий, жёлтый цвета. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галдарее, куда вела внешняя лестница с парадным резным крыльцом с навесом наверху и называлось рундуком.
- Балкончик у казаков называется – балясником. Не случайно, про женщин, которые сплетничали на таком балкончике, говорили, что они «лясы точат». Это деревянный мостик вокруг дома, чтобы к нему можно было пройти и открыть ставни.
Окна закрывались от жары ставнями деревянными дверцами. Кто видел у бабушек в деревне ставни? Ответы детей.
5:- Ребята, а кто из вас знает, как отвечали казаки на приветствие «Здорово дневали»? Дети: «Слава Богу» Милости просим к нашему куреню.
Казаки всегда были очень нАбожны и гостеприимны. Помещения назывались: прихожка, стряпка, горница и спальня. В горнице, в красном углу, находились иконы, покрытые рушником, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками. Между иконами висели засушенные травы и украшения из цветной бумаги и колосьев, в простенке, между окнами, стоял стол, накрытый скатертью. На окнах вешали ситцевые занавески. Летом такими же занавесками завешивали печь, дверные проемы.
6: А теперь послушайте загадку.
Три братца пошли к реке купаться,
Два купаются, а третий дожидается. (ответы детей)
Вот и ходили казачки к реке, с коромыслом и вёдрами. Коромысло изготавливали из липы, осины, ивы. Коромысло расписное два крючка по краям.
-А как вы думаете для чего эти крючки? (ответы детей)
Давайте попробуем пройтись с коромыслом. Раньше казачки по воду ходили, что лебёдушки плыли. В косы ленты яркие вплетали, бусы одевали, чтобы себя показать.
7:- Донские курени отличались чистотой и нарядностью. Горница всегда была чисто прибрана. В углу, около двери – большой поставец или шкаф; с разными тарелками, ложками и посудой. У фасадной стены в одном простенке стоял цветок, обычно олеандр или фикус, а в другом висело зеркало, и стоял на полу сундук–скрыня, окованный железом.
Сундук–скрыню покрывали лоскутной постилкой.
Для чего он нужен был в доме? - Чтобы хранить различные вещи.
Действительно большую часть казачьих куреней занимали сундуки. Сундуки были разных размеров, по - разному изготовлены, украшены, но обязательно были. Сундук был обязательным приданным для невесты, а каждый служивый казак тоже имел свой сундук.
На стене вы видите ковёр. Он трофейный. Его принёс с поля боя казак. Ковёр теперь у нас в музее. Определить его возраст невозможно. Но потомки сохранили его в память о своём прадеде. У ковра стояли топчан или скамья, на которых спали. На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов.
8: Теперь я продолжу свой рассказ дальше. В каждом курене была грубка -
Печь жилье украшала,
Избу пополам разделяла.
За печью бабий кут.
Там женщины хозяйство свое ведут.
Ребята, давайте подойдем к печке и рассмотрим ее. На ней стоят чугунки для приготовления еды. Чугунок тяжелый, отлит из чугуна. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. А ставили чугунки в печь с помощью ухвата. В печи казачки готовили не только вкусные блюда, но и пекли хлеб. А когда он был готов доставали его с помощью специальной деревянной лопаты - хлебной. До стола хлеб несли на рушнике.
Хлебная лопата – с помощью неё хлеб помещают в печь и вытаскивают после приготовления. Попробуйте поставить хлебной лопатой лист с пирогом в нашу печь. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой. Традиционно в печку было вмонтировано небольшое зеркальце, которое называли «мордоглядкой».
9: - А в другой стороне куреня – окно, поэтому угол самый светлый. На окне – занавески. Пол застелен домоткаными половиками. Половик - небольшой коврик. Казачки были большими рукодельницами. Умели и половики ткать на загляденье, рушники вышивать и прясть пряжу вот на такой прялице.
Женские руки к ней прикасались,
Пряжу крутили, веретено.
Прабабушки наши пряли, старались,
Чтобы красивым соткать полотно.
Особое слово хочется сказать о рушниках, которые в казачьей жизни были незаменимой вещью. Рушник - полотенце из домотканого холста и произошел он от слова рухать, то есть рвать. От целого куска ткани рушник казачка должна была оторвать руками, не используя ножницы. Рушник отрывался так, чтобы его длина была 2-3 метра, а ширина 35-40 сантиметров. Центр рушника оставался нетронутым чистым, это божье место, а вот края рушника хозяюшки вышивали. Красный – цвет солнца, красоты, черный - цвет земли. Разные рушники имели разное значение. «Крючковые» вешали на гвоздь, на крючок. Они украшали комнату.
«Утирач» - им вытирали лицо.
«Зеркальные» - ими украшали зеркала.
«Церковные» украшали иконы.
Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет
имел своё назначение, к нему относились бережно.
Вот так вещи жили – были и хозяевам служили.
А теперь они в музее,
Чтобы все на них смотрели
И гордились стариной,
Так, как я и мы с тобой.
10: К сожалению, настоящих казачьих куреней с каждым годом становится всё меньше и меньше, как и самих хуторов и станиц. О них ещё могут рассказать немногочисленные старожилы и напоминают грушевые деревья, которые было принято высаживать перед домом.
Я завершаю свой рассказ! Память предкам продлеваю. Время поворачиваю вспять.
А завтра… Завтра вы отправитесь в гости к своим прабабушкам. У них дома вы непременно найдете какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитая рубаха или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга. Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это ваше прошлое. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища.
11: - Рефлексия. Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями о том, что сегодня узнали.
Возьмите листочки зеленого цвета. Начало письма уже есть. Продолжите.
Привет!
Сегодня я был в казачьем курене. Представляешь, я узнал______________________________________________________________