СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия школьный музей "Исток" «Дом наших предков – казачий курень»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 

  • рассмотреть традиционную культуру казачества, используя экспозиции и экспонаты школьного музея, литературу по краеведению; изучить быт казаков, вызвать чувства любви и уважения к родному краю, народным традициям.
  • формировать  умения  вести  поиск необходимой  информации в  разных  источниках,  создавать  условия  для  воспитания   патриотического  сознания;
  • воспитывать  гордость  за  богатства  своего  края,  его  историю,  Победы  и  достижения.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия школьный музей "Исток" «Дом наших предков – казачий курень»»



Экскурсия «Дом наших предков – казачий курень»



Ростовская область, Семикаракорский район, станица Задоно-Кагальницкая, школьный музей «ИСТОК»

Руководитель музея - педагог-библиотекарь Галушкина Ольга Ивановна,

Координатор – советник директора Кайдалова Татьяна Викторовна,

Экскурсовод - ученица 8б класса Нерозина Валерия

Посетители: учащиеся 3-4 класса

Тема экскурсии: «Дом наших предков – казачий курень»

Цель:

  • рассмотреть традиционную культуру казачества, используя экспозиции и экспонаты школьного музея, литературу по краеведению; изучить быт казаков, вызвать чувства любви и уважения к родному краю, народным традициям.

  • формировать умения вести поиск необходимой информации в разных источниках, создавать условия для воспитания патриотического сознания;

  • воспитывать гордость за богатства своего края, его историю, Победы и достижения.

Задачи:

  • предоставить обучающимся достаточно полную информацию по истории края, его традициях и обычаях.

  • научить использовать краеведческий материал при ответе на уроках , внеклассных занятиях;

Ход экскурсии:

1

В нашей школе есть чудный музей,

Хранитель культуры донских степей.

Здесь все экспонаты хранят старину.

Ребята проходите,

На музей наш поближе поглядите.

- Кто из вас был в музее?

Экспонаты нашего музея можно трогать и брать в руки, но только аккуратно, чтобы не разбить.

Но если рядом с экспонатом вы видите такой знак (показывает знак «перечеркнутая ладошка», то это значит, что экспонат ценный и его брать в руки не надо.



2.- А сейчас подходите поближе. Мы с вами сейчас отправимся в прошлое. А поможет нам совершить путешествие в прошлое … платок. Да-да именно платок, но не простой, а из сундука донской казачки:

Платком ярким мы махнем-

В прошлое донской станицы попадем

В платке ярком, расписном

Входит старина в наш дом.

Дон, земля донская... Произносишь эти слова,  и перед мысленным взором встают ковыльные степи, бескрайние поля с золотыми налитыми колосьями.

– А как назывались люди, которые в далеком прошлом селились по берегу реки Дон?

-Казаки.

3.- Сейчас я поведу рассказ,

Как жили наши предки,

Всего лишь век назад.

Каждый из нас, кто живёт в этом славном донском крае, должен знать его историю, гордиться ею. И нам с вами негоже про то забывать. Про то и ведать должны.

А начиналось всё с 3 января 1570 года, когда донские казаки получили первую грамоту от царя Ивана Грозного. За верную службу он «подарил» им все территории вокруг реки Дон. И потянулись обозы с нехитрым казачьим скарбом по пыльным степным дорогам. И стал стекаться народ на необжитые донские земли. Так появились наши предки-казаки на Дону. Обживая земли, казаки строили себе жильё: Курени:

Все, как и прежде: казачий курень,

Домашняя утварь, у хаты плетень.

Уютно расположились по берегам Дона казачьи курени, а живут в них люди вольные, братцы донские казаки.

"Курень", это название пришло к нам из монгольского языка. Слово "курень" означает "круглый", расположение комнат в таком доме шло по кругу. Курени строились по берегам Дона, где часто случались разливы. Поэтому к началу XVIII в. самым распространенным в низовьях Дона становится двухэтажный дом. Есть мнение, что подобные жилища впервые увидели казаки в Азове в период знаменитого Азовского сидения. Оценив их удобства, они стали строить их в казачьих станицах. Курень имел высокий фундамент (каменный). Его называли «подклеть» или «низы».



















4:- Второй этаж — из деревянных брёвен, которые затем обшивались досками и окрашивались в зелёный, синий, жёлтый цвета. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галдарее, куда вела внешняя лестница с парадным резным крыльцом с навесом наверху и называлось рундуком.

- Балкончик у казаков называется – балясником. Не случайно, про женщин, которые сплетничали на таком балкончике, говорили, что они «лясы точат». Это деревянный мостик вокруг дома, чтобы к нему можно было пройти и открыть ставни.

Окна закрывались от жары ставнями деревянными дверцами. Кто видел у бабушек в деревне ставни? Ответы детей.



5:- Ребята, а кто из вас знает, как отвечали казаки на приветствие «Здорово дневали»? Дети: «Слава Богу» Милости просим к нашему куреню.

Казаки всегда были очень нАбожны и гостеприимны. Помещения назывались: прихожка, стряпка, горница и спальня. В горнице, в красном углу, находились иконы, покрытые рушником, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками. Между иконами висели засушенные травы и украшения из цветной бумаги и колосьев, в простенке, между окнами, стоял стол, накрытый скатертью. На окнах вешали ситцевые занавески. Летом такими же занавесками завешивали печь, дверные проемы.

6: А теперь послушайте загадку.

Три братца пошли к реке купаться,

Два купаются, а третий дожидается. (ответы детей)

Вот и ходили казачки к реке, с коромыслом и вёдрами. Коромысло изготавливали из липы, осины, ивы. Коромысло расписное два крючка по краям.

-А как вы думаете для чего эти крючки? (ответы детей)

Давайте попробуем пройтись с коромыслом. Раньше казачки по воду ходили, что лебёдушки плыли. В косы ленты яркие вплетали, бусы одевали, чтобы себя показать.

7:- Донские курени отличались чистотой и нарядностью. Горница всегда была чисто прибрана. В углу, около двери – большой поставец или шкаф; с разными тарелками, ложками и посудой. У фасадной стены в одном простенке стоял цветок, обычно олеандр или фикус, а в другом висело зеркало, и стоял на полу сундук–скрыня, окованный железом.

Сундук–скрыню покрывали лоскутной постилкой.

Для чего он нужен был в доме? - Чтобы хранить различные вещи.

Действительно большую часть казачьих куреней занимали сундуки. Сундуки были разных размеров, по - разному изготовлены, украшены, но обязательно были. Сундук был обязательным приданным для невесты, а каждый служивый казак тоже имел свой сундук.

На стене вы видите ковёр. Он трофейный. Его принёс с поля боя казак. Ковёр теперь у нас в музее. Определить его возраст невозможно. Но потомки сохранили его в память о своём прадеде. У ковра стояли топчан или скамья, на которых спали. На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов.

8: Теперь я продолжу свой рассказ дальше. В каждом курене была грубка -

Печь жилье украшала,

Избу пополам разделяла.

За печью бабий кут.

Там женщины хозяйство свое ведут.

Ребята, давайте подойдем к печке и рассмотрим ее. На ней стоят чугунки для приготовления еды. Чугунок тяжелый, отлит из чугуна. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. А ставили чугунки в печь с помощью ухвата. В печи казачки готовили не только вкусные блюда, но и пекли хлеб. А когда он был готов доставали его с помощью специальной деревянной лопаты - хлебной. До стола хлеб несли на рушнике.

Хлебная лопата – с помощью неё хлеб помещают в печь и вытаскивают после приготовления. Попробуйте поставить хлебной лопатой лист с пирогом в нашу печь. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой. Традиционно в печку было вмонтировано небольшое зеркальце, которое называли «мордоглядкой».



9: - А в другой стороне куреня – окно, поэтому угол самый светлый. На окне – занавески. Пол застелен домоткаными половиками. Половик - небольшой коврик. Казачки были большими рукодельницами. Умели и половики ткать на загляденье, рушники вышивать и прясть пряжу вот на такой прялице.

Женские руки к ней прикасались,

Пряжу крутили, веретено.

Прабабушки наши пряли, старались,

Чтобы красивым соткать полотно.

Особое слово хочется сказать о рушниках, которые в казачьей жизни были незаменимой вещью. Рушник - полотенце из домотканого холста и произошел он от слова рухать, то есть рвать. От целого куска ткани рушник казачка должна была оторвать руками, не используя ножницы. Рушник отрывался так, чтобы его длина была 2-3 метра, а ширина 35-40 сантиметров. Центр рушника оставался нетронутым чистым, это божье место, а вот края рушника хозяюшки вышивали. Красный – цвет солнца, красоты, черный - цвет земли. Разные рушники имели разное значение. «Крючковые» вешали на гвоздь, на крючок. Они украшали комнату.

  1. «Утирач» - им вытирали лицо.

  2. «Зеркальные» - ими украшали зеркала.

  3. «Церковные» украшали иконы.

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет

имел своё назначение, к нему относились бережно.

Вот так вещи жили – были и хозяевам служили.

А теперь они в музее,

Чтобы все на них смотрели

И гордились стариной,

Так, как я и мы с тобой.

10: К сожалению, настоящих казачьих куреней с каждым годом становится всё меньше и меньше, как и самих хуторов и станиц. О них ещё могут рассказать немногочисленные старожилы и напоминают грушевые деревья, которые было принято высаживать перед домом.

Я завершаю свой рассказ! Память предкам продлеваю. Время поворачиваю вспять.

А завтра… Завтра вы отправитесь в гости к своим прабабушкам. У них дома вы непременно найдете какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитая рубаха или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга. Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это ваше прошлое. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища.

 





11: - Рефлексия. Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями о том, что сегодня узнали.



Возьмите листочки зеленого цвета. Начало письма уже есть. Продолжите.

Привет!

Сегодня я был в казачьем курене. Представляешь, я узнал______________________________________________________________