СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Экскурсия за пределы детского сада, как средство развития кругозора детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представленна консультация для педагогов дошкольного образования.

Просмотр содержимого документа
«"Экскурсия за пределы детского сада, как средство развития кругозора детей старшего дошкольного возраста"»

Консультация для педагогов ДОУ


«Экскурсия за пределы детского сада, как средство развития кругозора детей старшего дошкольного возраста



Современный взгляд на воспитательную и образовательную работу с детьми дошкольного возраста предполагает развитие лучших качеств личности ребенка. Поэтому реализация задачи формирования разносторонней и полноценной личности в дошкольном образовательном учреждении требует поисков новых подходов к организации образовательного процесса.

Должны появляться новые формы, методы и средства обучения и воспитания детей. Они должны обеспечивать условия для эффективного формирования и развития всех навыков и умений, необходимых ребенку в дальнейшей жизни, его успешной социализации и развития творческих способностей.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие, и ни с чем не сравнимая, красота Отечества».

И это верно именно потому, что формирование мировоззрения у ребенка начинается благодаря тем впечатлениям, которые он получает в первые годы жизни. Вначале через взрослых вокруг себя и общение с ними, а затем самостоятельно ребенок познает окружающий мир.

Одним из основных организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, является прогулка-экскурсия. В процессе тематических экскурсий, прогулок ребенок получает первые представления о своей стране, изучает ее культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции, но в первую очередь, развивается познавательная активность дошкольников и как следствие развитие(расширение) кругозора. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.

Экскурсия – одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми. В ходе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру. Чувственный опыт дошкольника, обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.

Обращаясь к словам В.А.Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы».

Совместная практическая деятельность в ходе экскурсий объединяет детей, что благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. В ходе экскурсий решается задача формирования основ безопасного поведения в различных ситуациях. Выполнение различных попутных заданий развивает чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Экскурсии благотворно влияют на физическое развитие дошкольников, благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности. Всё это в целом способствует расширению кругозора дошкольников.

Организовать хорошую экскурсию непросто, она нуждается в тщательной подготовке. Поэтому при планировании мероприятия воспитатель должен:

- определить тему и цель экскурсии;

- продумать формы и приемы ее проведения, при необходимости подобрать информационный материал, задания для детей;

- выбрать дорогу до места с учетом времени года, погоды и расстояния, физических возможностей детей;

- провести подготовку (беседу, занятие) к экскурсии, чтобы вызвать у детей интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят;

- в рамках подготовительной беседы необходимо рассказать (напомнить) детям правила и меры безопасности: правила дорожного движения, порядок движения, как себя вести на улице и во время экскурсии;

- согласовать с экскурсоводом тему экскурсии и форму изложения материала;

- после проведения экскурсии необходимо провести занятие по закреплению новой информации. Полезно провести не просто беседу, а дополнить его продуктивным занятием по лепке, аппликации, рисованию и т.д. по теме проведенной экскурсии.

Информация должна доводиться не только в словесной форме, но и с использованием зрительных образов, предметов, эмоций. По возможности рекомендуется применять игровые элементы.

При проведении экскурсийинтегрируются все образовательные области, что позволяет успешное освоение предлагаемого в новых федеральных требованиях образовательного содержания, с одной стороны, сохранять целостность каждой из областей знаний, а с другой – существенно ихвзаимообогащать, способствовать их смысловому углублению, расширять ассоциативное информационное поле для детей, что активизирует у них собственную интерпретацию разных явлений как вербальными так и невербальными средствами.

При проведении экскурсий реализуется не только информационная составляющая. Они также способствуют развитию кругозора, социальной активности детей, их речи и словарного запаса, развивает чувство ответственности, они благотворно сказываются на физическом развитии дошкольников, способствуют повышению работоспособности, учит взаимопомощи, развивают чувство прекрасного.


Планируя экскурсию необходимо учитывать, что предмет экскурсии должен быть прост и понятен для детского восприятия, наглядным и образным. Тема одной экскурсии должна содержать один или два близко связанных изучаемых предмета.

Так же должны быть учтены и меры безопасности для экскурсий, с учетом их особенностей и времени года, определены обязательные моменты, которые следует напоминать детям в виде беседы и (или) игрового опроса перед выходом группы за пределы детского сада.

Перед каждым походом проводится занятие для ознакомления с предметом предстоящей экскурсии с демонстрацией фотографий и учебных видеофильмов, и другой наглядности.

При передвижении к месту проведения экскурсии дети могут получать попутные задачи: наблюдение за облаками, цветами, деревьями; определение названий встречающихся птиц и цветов, сбор листьев и шишек, веточек для поделок (на обратной дороге).

По прибытии к месту, экскурсия проводится в соответствии с темой. Можно делать видеосъёмку или фотосъёмку.

По возвращении в группу, а лучше на следующий день обязательно провести беседы в виде совместных воспоминаний и опроса для закрепления полученной информации, а также совместно с детьми принять решение, какого рода поделки можно сделать по этой теме. Соответственно определяется индивидуальное задание для каждого, которое и реализуются на занятии по продуктивной деятельности, или в не занятия.

Если проводить экскурсии в системе, можно добиться следующих результатов:


- В результате проведения экскурсий дети получают обширное представление об окружающем мире;

- дети легче усваивают, что все, что они видели – неотъемлемая часть страны и ее истории, часть мира;

- проведение экскурсий способствует развитию у детей любознательности и кругозора;

- повышается уровень развития общей культуры и культуры общения дошкольников;

- повышается уровень социализации детей, качество отношений в коллективе;

- активные прогулки на свежем воздухе способствовали подержанию и улучшению здоровья детей.

- общение с новыми людьми способствовало развитию речи и существенному увеличению понятийного и словарного запаса;

- проведение экскурсийспособствует развитию у детей внимания и памяти.

-темы экскурсий фактически являются темами для изучения окружающего предметного мира, таким образом, способствуют реализации планов НОД, причем на высоком уровне благодаря эмоциональности и наглядности преподносимого материала.

- занятия по изготовления поделок по результатам экскурсий, с одной стороны, служат средством закрепления полученной информации, а с другой являются самостоятельными занятиями по продуктивной деятельности. Такое сочетание благотворно влияет на мотивацию детей на занятиях.

- существенно повышается уровень знаний по правилам дорожного движения и правилам поведения на улице.


Таким образом, мы можем сделать вывод, что проведение экскурсий за пределы детского сада, в системе календарно – тематического планирования являются эффективным средством развития кругозора у дошкольников.





Литература

  1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. - М.: Просвещение, 1996. - 160 с.

  2. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. / Моск. психол.-социальн. ин-т. - М.: Ин-т. практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 64 с.

  3. Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С.П., Дошкольная педагогика. –М.: Издательский центр «Академия», 1998.

  4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.:Просвещение.-1993.-128 с.

  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: Союз, 1997.

  6. Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» - М., 2000 г.

  7. Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»», 2010